Авиационные двигатели мотор сич



Перспективные двигатели ОАО «Мотор Сич»

Запорожское открытое акционерное общество «Мотор Сич» является одним из крупнейших предприятий, реализующих полный цикл создания современных авиационных двигателей от маркетинговых исследований, разработки и производства до сопровождения в эксплуатации и ремонта.

Предприятие завоевало уважение и авторитет среди заказчиков и успешно сотрудничает с ведущими фирмами ближнего и дальнего зарубежья. Качество и надежность выпускаемой предприятием продукции подтверждается ее успешной эксплуатацией в более чем 120 странах мира.

В настоящее время завод выпускает и осваивает серийное производство авиационных двигателей различного типа и назначения для летательных аппаратов всемирно известных самолето- и вертолетостроительных фирм. Это более 60 моделей и модификаций современных и надежных двигателей.

Из их числа необходимо выделить двигатель Д-436-148 для пассажирских самолетов семейства Ан-148. Он является очередной модификацией двигателя Д-436Т1, соответствует современным требованиям ИКАО по эмиссии и обеспечивает уровень шума самолета Ан-148 ниже установленных норм. По своим характеристикам этот серийно выпускаемый двигатель не уступает зарубежным аналогам, которые еще находятся на этапе создания.

Для различных модификаций

Ан-148 и других пассажирских и транспортных самолетов с маршевыми двигателями семейства Д-436 на ОАО «Мотор Сич» создан двухвальный вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-450-МС. Он обеспечивает запуск маршевых двигателей, а также подачу сжатого воздуха и электроэнергии в бортовые системы самолета при неработающих маршевых двигателях.

Высокая эффективность применения АИ-450-МС достигается за счет низкого удельного расхода топлива, являющегося следствием высоких параметров термодинамического цикла, высоких КПД узлов и выбора схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также за счет низких эксплуатационных расходов.

Самолет Ан-148-100 в различных модификациях обеспечивает перевозку 80 пассажиров на дальность от 2 до 5,2 тыс. км с высоким уровнем комфорта. По соотношению стоимость/качество он превосходит все аналоги. Высокие летно-технические характеристики самолета, возможность его использования на далеко не идеальных аэродромах за счет высокого расположения двигателей над взлетной полосой и небольшая стоимость жизненного цикла позволяют надеяться, что этот самолет привлечет внимание авиакомпаний многих стран мира. Сейчас Ан-148 успешно эксплуатируется в авиакомпаниях России и Украины.

В настоящее время ведутся работы по созданию на базе Ан-148 транспортных и военно-транспортных самолетов, способных доставить 20 т груза на дальность до 2 тыс. км, а 15 т – на дальность 3,2 тыс. км.

В кооперации с ФГУП ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АИ-222-25 с максимальной тягой 2500 кгс для учебно-боевого самолета Як-130, который уже начал поступать в липецкий центр подготовки летного состава ВВС России и вскоре пополнит авиапарк ВВС Алжира.

Для установки на последующие боевые модификации самолета Як-130 и на аналогичные сверхзвуковые самолеты других стран на базе АИ-222-25 разработана модификация двигателя с форсажной камерой – АИ-222-25Ф со взлетной форсажной тягой 4200 кгс.

Турбокомпрессорная часть этого двигателя практически полностью унифицирована с ТРДД АИ-222-25, дополнительно на неё установлены агрегаты и системы, обеспечивающие работу форсажной камеры и регулирование реактивного сопла.

С целью повышения летно-технических характеристик вертолетов и их боевой эффективности при эксплуатации в высокогорных районах стран с жарким климатом на ОАО «Мотор Сич» создан новый вертолетный двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. По своим характеристикам он соответствует современным техническим требованиям и имеет Сертификат типа № СТ 267-АМД, выданный 5 сентября 2007 г. Авиационным регистром Межгосударственного Авиационного Комитета.

Двигатель разработан конструкторами ОАО «Мотор Сич» на базе серийного турбовинтового двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1 с использованием его газогенератора и свободной турбины. При разработке вертолетного двигателя внедрены лучшие конструктивные решения, направленные на обеспечение более высоких параметров и ресурсов, которые были отработаны на двигателе-прототипе. Так, применение турбины компрессора с двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1 позволило исключить использование имеющих ограничение по ресурсу покрывающих дисков, применяемых в двигателях семейства ТВЗ-117, в том числе и ВК-2500.

Благодаря этому для двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В установлены ресурсы до первого капитального ремонта и межремонтный – 4000 часов/циклов и назначенный ресурс – 12 000 часов/циклов.

Читайте также:  Сколько весит мотор жигули

Двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В имеет такие же массово-габаритные характеристики и присоединительные размеры, что и двигатели, находящиеся в эксплуатации на вертолетах «Ми» и «Ка».

Система автоматического управления (САУ) двигателя отличается от применяемой на двигателях семейства ТВЗ-117В незначительными изменениями, не требующими доработки бортовых систем вертолета.

Система автоматического управления двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В позволяет, в зависимости от типа вертолета, настраивать значение взлетной мощности в диапазоне от 2000 л.с. (поддерживается до 51°С) до 2500 л.с. (поддерживается до 35°С), при этом с одним неработающим двигателем второй на режиме 2,5-минутной мощности обеспечивает мощность 2800 л.с, вне зависимости от варианта настройки взлетной мощности, это позволяет существенно улучшить летно-технические характеристики вертолетов.

16 сентября 2009 г. Авиационным регистром Межгосударственного Авиационного Комитета выдано дополнение к Сертификату типа

СТ 267-АМД/Д-02 на введение режима продолжительной взлетной мощности, предусматривающего при необходимости непрерывное использование взлетного режима до 30 минут с целью сокращения времени набора высоты вертолетом.

Более высокие характеристики по поддержанию взлетной мощности по температуре наружного воздуха и высотности запуска, заложенные при создании двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, были подтверждены при проведении комплекса испытаний в термобарокамере ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», где двигатель обеспечил устойчивый запуск до высоты 6000 м и устойчивую работу на высоте 9000 м во всем диапазоне возможных температур наружного воздуха.

Таким образом, установка двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В при незначительных затратах дает возможность существенно улучшить характеристики новых и ранее выпущенных вертолетов, особенно при их эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата, а также увеличить полезную нагрузку и обеспечить высокую безопасность завершения полета при эксплуатационном повреждении одного из двигателей.

В 2009 году модернизированный вертолет Ми-24 с двигателем ТВЗ-117ВМА-СБМ1В принят на вооружение МО Украины.

Самым маленьким вертолетным двигателем ОАО «Мотор Сич» является АИ-450, создаваемый совместно с I’П «Ивченко-Прогресс». В различных своих модификациях он может обеспечить мощность на взлетном режиме от 370 до 730 л.с. Модификация АИ-450М предназначена для ремоторизации ранее выпущенных вертолетов Ми-2, где она заменит двигатель ГТД-350.

В настоящее время по двигателю АИ-450М оформлено совместное Решение между ОАО «Мотор Сич», ОАО «МВЗ им М.Л. Миля», ГП «Ивченко-Прогресс» и ОАО «Роствертол» по созданию двигателя, изготовлению опытной партии, а также по его серийному производству для вертолетов типа Ми-2М. Изготовлен макет двигателя АИ-450М, выполнено макетирование на вертолете, изготовлено 4 опытных образца, проводятся стендовые испытания опытных двигателей, два двигателя готовятся к отправке на ОАО «Роствертол» для установки на вертолет и проведения летных испытаний.

Конструкторами ОАО «Мотор Сич» ведутся работы по созданию вертолетного двигателя МС-500В. Он станет базовым для семейства двигателей в классе мощности 600. 1000 л.с, предназначенных для установки на вертолеты различного назначения со взлетной массой 3,5. 6 т.

По прогнозам экспертов, сектор рынка вертолетов этого класса благодаря их универсальности будет одним из самых перспективных в ближайшие годы.

Помимо грузовых и пассажирских перевозок, эти вертолеты могут использоваться в качестве корпоративного и VIP-транспорта, для выполнения аварийно-спасательных и медико-эвакуационных задач при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, патрулирования автомагистралей, нефте- и газопроводов прибрежных вод, экологического мониторинга и т.д.

Лидерным образцом модельного ряда МС-500В станет двигатель со взлетной мощностью 630 л.с, разрабатываемый по техническому заданию ОАО «Казанский вертолетный завод».

Двигатели семейства МС-500В имеют простую и эффективную конструкцию, типичную для современных двигателей этого класса мощности. Газогенератор включает одноступенчатый центробежный компрессор с высокой степенью повышения давления, кольцевую противоточную камеру сгорания и одноступенчатую турбину. Свободная турбина также одноступенчатая и развиваемая ею мощность через встроенный промежуточный редуктор передается на главный редуктор вертолета. Двигатель имеет современную электронную систему управления и контроля FADEC с гидромеханическим резервированием.

Читайте также:  Мотор oil 5w30 dexos2

При проектировании двигателей семейства МС-500В на ОАО «Мотор Сич» используется опыт, полученный при создании вспомогательного двигателя АИ-450-МС для самолета Ан-148, а также имеющиеся передовые и проверенные конструктивно-технологические решения. Это позволяет в сравнительно короткий срок и с небольшими затратами создать двигатели, которые по своим техническим характеристикам не уступают зарубежным аналогам и дает возможность достичь высоких экономических показателей вертолетов при их коммерческой эксплуатации.

Сейчас ведутся стендовая отработка газодинамических параметров и доводочные работы на газогенераторах и полноразмерных двигателях. На ОАО «Мотор Сич» изготовлен также ряд специальных стендов для поузловой доводки и обеспечения проведения сертификационных работ.

В настоящее время в мировой практике широко применяется принцип создания семейства двигателей на основе базовой конструкции или базового газогенератора, что обеспечивает получение экономических преимуществ на всех этапах жизненного цикла двигателей.

Поэтому при проектировании двигателя МС-500В были использованы конструктивные решения, призванные в дальнейшем обеспечить возможность создания на его базе перспективных двигателей других типов и назначения. Это – турбовинтовые и двухконтурные двигатели для небольших административных самолетов и самолетов авиации общего назначения, вспомогательные двигатели, газотурбинные приводы и т.п.

Нами накоплен огромный опыт работ с заказчиками по обеспечению обслуживания двигателей в течение всего срока эксплуатации. Предприятие непрерывно взаимодействует со своими представителями по всему миру.

Наша цель – производить долговечные и надежные изделия, в полной мере удовлетворяющие требованиям заказчиков и создающие максимальные удобства потребителям. Мы стремимся к дальнейшему укреплению сложившегося позитивного имиджа нашего предприятия, характеризующего «Мотор Сич» как надежного, солидного делового партнера.

Председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич»

Опубликовано в журнале «Авиапанорама» №1-2010

Источник

Скандал с «Мотор-Сич». Как Украина совершает инвестиционное самоубийство

Украина ввела санкции против китайских компаний и бизнесменов, которые намеревались приобрести «Мотор-Сич». Президент Владимир Зеленский не стал рисковать и поступил так, как ему рекомендовали в Вашингтоне. В США опасались того, что связанная с правительством Китая компания получит доступ к комплектующим для военной авиатехники, поэтому любыми способами хотели сорвать сделку. Украина же может получить еще один мертвый авиазавод, отток восточных инвестиций, но зато хорошие отношения с США.

Vesti.ua разобрались, какими могут быть последствия столь откровенно-агрессивного выпада Украины в сторону КНР.

Продавать или не продавать

Украинские авиационные предприятия начали умирать после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе. Авиационные двигатели, приборы для самолетов и вертолетов, а также другие комплектующие в основном покупала Российская Федерация.

Война уже не позволяла поставлять детали в РФ Винницкому авиазаводу, Харьковскому авиационному предприятию, Закарпатскому вертолетному объединению. Завод «Радар» в Киеве превратился в площадку под застройку, а из старых авиагигантов осталась только «Мотор-Сич».

Руководитель «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев с 2015 года искал варианты продажи предприятия китайцам. В 2015 году он заключил меморандум с холдингом Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd о сотрудничестве. Украинские технологии и часть специалистов должны были переехать в Китай, чтобы создать завод по производству авиационных двигателей в Чунцине.

Такие услуги китайцы щедро оплачивали. «Мотор-Сич» получил 100 млн долларов кредита под 0,3% годовых, а в целом компания из КНР перевела компании Богуслаева около 250 млн долларов. Китайский холдинг получил 56% акций предприятия в 2017 году. Даже возможное сотрудничество китайского руководства с Россией и поставка продукции «Мотор-Сич» военным РФ не сильно напрягало украинские власти.

При президенте Порошенко планировалось, что Китай получит более 50% акций, а 25% останется у концерна «Укроборонпром». При Зеленском этот пункт пересмотрели – на 25% стал претендовать украинский олигарх Александр Ярославский , о чем сообщают представители общественной организации StateWatch, изучающей коррупцию в оборонном комплексе страны.

Все шло к тому, что сотрудничающая с правительством Китая фирма получала украинский завод, его мощности и чертежи для использования в своей оборонной промышленности. Все изменилось 14 января 2021 года, когда Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США ввело санкции против Skyrizon Aircraft Holdings Limited.

Читайте также:  Разбирая мотор иж юпитер

Как отреагировал Китай

Офис президента долго не принимал четкого решения по вопросу «Мотор-Сич». Действия последовали лишь после непрямого указа из США. За срыв операции придется заплатить.

Skyrizon уже изъявила желание взыскать с Украины 3,5 млрд долларов. Учитывая промедление со стороны Украины, у китайцев есть хорошие шансы отсудить эти деньги в Международном арбитраже.

Это далеко не все. Учитывая, что за сделкой следило правительство КНР, которое было одним из гарантов оплаты, скандал уже стал политическим.

» Мы против того, чтобы правительство другого государства применяло односторонние санкции в отношении китайских предприятий. Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов КНР «, – заявили в МИДе азиатского государства.

Это сигнал того, что Китай в будущем может пересмотреть свои экономические отношения с Украиной. Не стоит забывать о том, что КНР – один из крупнейших торговых партнеров Украины.

Эксперт в сфере экономики Алексей Кущ рассказал Vesti.ua, что КНР не будет накладывать ответные санкции. Легче от этого Украине не станет.

» Даже когда США вводили торговые санкции против Китая, те неохотно принимали ответные меры. Месть будет холодной. Китай будет постепенно охлаждать торгово-экономические отношения с Украиной. Будут переориентироваться на другие страны. Украина может потерять не только рынок КНР, но и других азиатских стран «, – говорит эксперт.

Заманить китайских инвесторов станет еще сложнее. Высока вероятность того, что правительство КНР настоятельно будет рекомендовать местным фирмам искать другие инвестплощадки в обход Украины.

» Президент дал ясно понять, что перед инвестициями в Украину нужно спросить разрешения в США. Бизнес задумается о том, нужно ли направлять свои деньги в страну, чье правительство может все отменить по звонку из Белого Дома. Об инвестициях из Китая можно пока что забыть «, – говорит Кущ.

Что потеряет Украина

Кроме 3,5 млрд долларов, которые с высокой долей вероятности придется выплачивать Китаю, будут и другие потери. В первую очередь проблемы будут у агропромышленного комплекса.

В первом полугодии 2020 года экспорт агропродукции в Китай составил 2,4 млрд долларов. КНР нуждается в импорте продовольствия, и Украина очень помогает ему в этом. Более того, КНР инвестирует в инфраструктуру. Китайские фирмы строят зерноперерабатывающие заводы. В Николаевском порту построен перегрузочный комплекс, а сам порт рассматривался в качестве участника проекта «Новый Шелковый путь».

Интересы КНР есть в сфере строительства и энергетики. Китайские компании финансировали строительство Днестровской ГЭС, инвестирует в солнечную энергию. Компании из КНР выступают подрядчиками при строительстве мостов и дорог.

Если китайские инвесторы отвернутся от не самой привлекательной площадки в лице Украины, то Зеленскому придется либо искать замену КНР, либо требовать компенсации у Запада. В противном случае украинские граждане вынуждены будут оплачивать из своего кармана геополитическое противостояние США против КНР.

С высокой долей вероятности прекратит свое полноценное существование «Мотор-Сич». Отсутствие рынков и инвестиций сделают свое дело. Перекрыв выход на российский рынок, украинские власти не предложили для предприятия альтернативы. «Мотор-Сич» осталась наедине со своими проблемами. Можно лишь вспомнить попытку сотрудничать с турецкой компанией Baykar Makina по производству беспилотников, но сотрудничество не задалось.

Земля в Запорожье не столь ценная, как в Киеве, поэтому через десяток-другой лет территория завода превратится не в элитный ЖК, а в постапокалиптические декорации.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное.Подписаться.

Источник

Поделиться с друзьями