Чем отличается моторы ветерок

Обзор лодочных моторов Ветерок

Мотор «Ветерок» начал изготавливаться на Ульяновском заводе. Он должен был прийти на смену мотора Стрела, которая начала терять популярность в силу очевидных недостатков конструкции. Предполагалось использование более современных технологий изготовления, при которых рабочий объём останется прежним, а конструкция будет лишена известных недостатков. Запущено производства мотора «Ветерок-8» было в 1964 году.

Общее описание

При объёме 173 см3 лодочный мотор «Ветерок» смог получить мощность в 8 л. с. В основе двигателя использовалась 2 цилиндра, схема предполагала размещение подвески на пружинах для сильного снижения вибрации. Был сконструирован качественный кожух и поддон, которые благодаря подгонке имели высокую степень защиты от заливания.

Устройство лодочного мотора «Ветерок»:

  • двухтактная система;
  • присутствует продувка камеры с кривошипами по дефлекторной методике;
  • впуск горючего производится с помощью пластинчатых клапанов;

Мотор «Ветерок» начал изготавливаться на Ульяновском заводе

  • туннельный картер не имеет разъёмов вдоль оси коленвала;
  • коленчатый вал исполнен из стали, он соединён с картерной крышкой. Устанавливается сверху. В конструкции используется шариковый подшипник снизу, игольчатый посередине и обе разновидности сверху;
  • шатуны выполнены из стали по методу штамповки с двутавровым сечением;
  • для вращения головок кривошипов используются свободные иглы 2,5х12 мм. Аналогичные иглы применяются в игольчатых подшипниках коленвала;
  • в головку шатуна встроена специальная втулка из бронзы методом прессования;
  • поршень изготавливается из алюминия и обладает 3 кольцами из чугуна, они закрепляются с помощью проворачивания стопора;
  • цилиндр двигателя отливается из алюминия и комплектуется чугунными гильзами.

Лодочный мотор «Ветерок-8» вышел самым малошумным двигателем из всех существующих моделей отечественного производства, причём эти показатели даже по сегодняшним меркам впечатляют.

Система зажигания использовала унифицированное устройство с известным мотором «Москва», в основе применялось магнето МЛ-2-С. Маховик немного отличался, теперь используется 3 магнита, это сделано с целью достижения более мощной искры и облегчения запуска. Характеристики карбюратора мотора «Ветерок-8» также немного отличались, в конструкции использовалась воздушная заслонка для пуска и устроен перемещаемый основной жиклёр.

Для холостого хода в конструкции предусмотрено использование муфты, она размещается на вале вертикального расположения. Такая система обеспечила возможность полностью исключать из работы редуктор, ведь в нём может быть густая смазка, создающая дополнительное сопротивление. Конструкция муфты способствует лёгкому пуску.

Лодочный мотор «Ветерок-8» вышел самым малошумным двигателем

Водная помпа устанавливалась снизу дейдвуда, а для снижения риска повреждения в ней используется крыльчатка из резины, она подходит с «Москвы». Первые модели получили редуктор, использующий шестерни с прямым размещением зубьев.

Особенно часто в отзывах о моторе «Ветерок-8» фигурирует лёгкий вес – 26 кг.

Аналогия с «Москвой» отмечается и в конструкции топливной системы:

  • насос диафрагменного типа, он приводится в движение изменением давления в лодке;
  • внешний бензобак и шланг;
  • груша для подкачки топлива.

Благодаря размещению свечи в нижней плоскости цилиндра удаётся, не снимая кожуха мотора, получить доступ к свечам. Снизу можно снимать бензонасос и карбюратор. Внизу кожух закрепляется на дейдвуде с помощью 4 винтов. Сверху используется крышка кожуха из пластика.

Для пуска применяется ручной механизм, а именно: самоубирающийся трос. Благодаря размещению механизма снизу снижается риск откидывания двигателя во время запуска и облегчается доступ к магнето. Когда пользователь тянет за шнур, образуется вращение шкива и шестерни, которая входит в сцепление с венцом от маховика. Это приводит к вращению коленчатого вала и запуску мотора, затем шестерня теряет захват с маховиком, и можно начинать движение.

Шнур возвращается из-за установки пружины, вращающейся в противоположную сторону, она наматывает трос. Кронштейн используется для задания направления троса. При необходимости можно без особого труда снять механизм пуска с мотора, для этого нужно только открутить 4 винта.

Лодочный мотор Ветерок-9.9

В основе дейдвуда лежит верхний фланец, он закрепляется на картере и блоке, а нижняя часть соединяется с проставочной частью мотора, располагаемой под водой. Для снижения вибрации к дейдвуду крепится 4 пружины. Соединение с плитой и румпелем помогает управлять мотором.

Качество пуска и работы на низких оборотах увеличивается за счёт сообщения внутренней полости с воздухом через соответствующее отверстие. Для предотвращения поступления газов из отверстия при высокоскоростном движении применён водяной затвор.

Для улучшения качеств иногда делают лодочный мотор-гибрид: «Ветерок» с добавлением запчастей от «Москвы» и «Садко», иногда просто берётся только дейдвуд от «Ветерка». Ознакомиться с результатом сборки лодочного мотора «Ветерок-8» и других запчастей можно, просмотрев видео.

Читайте также:  Мотор редуктор планетарный 5мп

Отзывы в отношении мотора «Ветерок» были довольно хорошими, и производитель решил увеличить функциональность устройства. В 1978 году запущено изготовление конструкции «Ветерка-8Э» с электронным магнето, которое имеет катушку генератора и позволяет работать габаритным огням мощностью до 30 Вт.

Лодочный мотор «Ветерок-8М» стал последователем стандартной модели, в нём была пересмотрена конструкция ряда узлов:

  • втулка из бронзы на головке шатуна теперь заменена подшипником игольчатого типа;
  • улучшенное магнето типа МБЭ-8, оно отличается большей надёжностью, так как в конструкции улучшена система охлаждения тиристоров;
  • гребной винт и демпфер теперь соединяются посредством шлицев, это позволило улучшить надёжность ступицы;
  • антикавитационная плита потребовала изменения формы;
  • устранён риск формирования наклёпа в местах соединения вала с шестернями, что ухудшало пуск;

Лодочный мотор «Ветерок-8М»

  • на единицу повышена степень сжатия – с 6 до 7;
  • несколько изменена форма румпеля;
  • снижен объём бака для топлива, раньше вместимость составляла 20 л, теперь 14 л;
  • мотор «Ветерок-8М» оснащается 2 винтами гребного типа для движения при малой и полной загрузке.

Далее, начался выпуск лодочного мотора «Ветерок-8Р», а также У, РУ, но акцент поставлен уже на «Ветерок-12». Снижение спроса на 8-сильные моторы привело к производству двигателя в ограниченных количествах.

Практически всё время выпуска 8-сильного двигателя параллельно продавался лодочный мотор «Ветерок-12». В основе его конструкции использовалась идея максимальной унификации деталей с другими моторами на 250 см3. При создании конструкции ход поршня не подвергся изменению, но диаметр увеличен на 10 мм и стал 60 мм.

Все подводные части мотора, благодаря сохранению работы поршня, не пришлось изменять. Из-за большей высоты головки появилась необходимость в другом кожухе с упрощённой формой. Косозубые шестерни позволили передавать большую мощность внутри редуктора. Новая версия стала всего на 3 кг тяжелее «восьмерки», но при этом мотор «Ветерок-12» весил меньше «Москвы».

В будущем сами пользователи переставляли кожух и шестерни с 12-сильного двигателя на лодочный мотор «Ветерок-8М», это увеличивало удобство и надёжность использования мотора. По многочисленным отзывам водномоторников, лодочные моторы «Ветерок-8» стали самыми надёжными в отечественной истории. В отношении 12-сильного мотора отзывы не так благосклонны, так как унификация привела к негативному эффекту. Мотор «Ветерок-12» показал себя слишком короткоходным, что привело к увеличению нагрузки на верх головки шатуна – свыше 40%.

Лодочный мотор Ветерок 8

Работа бронзовых втулок проводилась с нагрузкой, она была настолько большой, что превышала критические отметки, нередко их ресурса было недостаточно даже для 100 часов работы. Первые модели были способны работать без ремонта на протяжении десятилетий, а 12-сильные моторы требовали замены шатунов или втулок каждые 2–3 года. Защититься от избыточного износа можно с помощью отказа от езды на полном ходу. Достаточно выйти на глиссирование, а затем убавлять количество оборотов до рабочих показателей.

Технические характеристики «Ветерок-8»

Самая известная и распространённая модель – «Ветерок-8», во многом благодаря ей был заслужен авторитет компании.

Характеристики лодочного мотора «Ветерок-8»:

  • мощность – 8 л. с.;
  • тип двигателя – 2-тактный, работает на бензине, имеет встроенный карбюратор;
  • цилиндры – 2 шт.;
  • обороты на полном ходу – 5000 об./мин.;
  • объём рабочей камеры – 173 см3;
  • размер цилиндра – 50 мм;
  • движение поршня – 44 мм;
  • уровень сжатия – 6;
  • тип зажигания – МЛ-10;
  • вместимость бака для горючего – 20 л;
  • рекомендуемая высота транца – 0,38 м;
  • вес – 26 кг.

Технические характеристики «Ветерок-8М»

Технические характеристики «Ветерок-8М»

  • мощность – 8,25 л. с.;
  • тип двигателя – 2-тактный, работает на бензине, имеет встроенный карбюратор;
  • цилиндры – 2 шт.;
  • обороты на полном ходу – 5000 об./мин.;
  • объём рабочей камеры – 173 см3;
  • размер цилиндра – 50 мм;
  • движение поршня – 44 мм;
  • уровень сжатия – 6;
  • тип зажигания – МБЭ-1;
  • вместимость бака для горючего – 14 л;
  • рекомендуемая высота транца – 0,38 м;
  • вес – 24,5 кг.

Технические характеристики «Ветерок-12»

Характеристики мотора «Ветерок-12» изменены в пользу увеличения мощности, но из-за ряда конструкционных недочётов, несколько пострадала надёжность модели:

  • мощность – 12 л. с.;
  • тип двигателя – 2-тактный, работает на бензине, имеет встроенный карбюратор;
  • цилиндры – 2 шт.;
  • обороты на полной ходу – 5000 об./мин.;

Технические характеристики «Ветерок-12»

  • объём рабочей камеры – 249 см3;
  • размер цилиндра – 60 мм;
  • движение поршня – 44 мм;
  • уровень сжатия – 6;
  • тип зажигания – МЛ-10;
  • вместимость бака для горючего – 20 л;
  • рекомендуемая высота транца – 0,38 м;
  • вес – 26,5 кг.
Читайте также:  Инструкция по эксплуатации лодочного мотора jet

Выпускалось много модификаций мотора, в некоторых использована другая система зажигания, обычно она аналогична моделям «Ветерок-8» одного периода выпуска.

Отзывы владельцев

Отзывы владельцев о лодочных моторах «Ветерок» найти несложно, так как за весь период производства их было выпущено сотни тысяч экземпляров.

Александр:

«В использовании „Ветерок-8“ с 1971 года и существенных нареканий не могу высказать, естественно, приходится кое-что подгонять, отшлифовать или перебирать, но это рабочие моменты, они много где встречаются. Работает мотор без существенных изъянов, правда, сейчас дефицит запасных частей с завода, а новые – в большей мере брак или подделка».

Дмитрий:

«Неприхотливость мотора заслуживает уважения, хотя по редуктору немало камней попало. Импортные модели за 1 случай проникновения камней нередко ломаются, и приходится переделывать редуктор. Стоимость починки иностранных моторов огромная, а «Ветерок» относительно дешёвый, часто удаётся обойтись собственными силами».

Владислав:

«Сейчас на досуге занимаюсь доводкой различных катамаранов, в том числе для глиссирования. На многих стоял „Привет-22“, я их заменил на „Ветерок-12“, это практически не привело к снижению скорости. Затем пошёл дальше и установил „Ветерок-8“, даже при загрузке катамаран «прёт» хорошо, но экономия горючего значительная».

Источник

ИСТОРИЯ МОТОРОВ \»ВЕТЕРОК\»

Мы продолжаем цикл статей о истории легендарных советских лодочных моторов. Сегодня у нас в гостях лодочный мотор — «Ветерок».

Первый прототип ПЛМ «Ветерок» был подготовлен Ульяновским Моторным Заводом в 1964 году. За основу был взят, выпускавшийся в то время в Москве и Ржеве ПЛМ «Москва», от него были позаимствованы некоторые технические решения и агрегаты. «Ветерку» было суждено сменить выпускавшийся ульяновцами ПЛМ «Стрела», который был одним из первых советских массовых ПЛМ, но к середине 60х уже безнадежно устарел и не отвечал современным требованиям. Все советские серийные ПЛМ были двухтактными и работали на смеси бензина и масла.

Первая модификация мотора под названием «Ветерок 8» встала на конвейер в 1965 году. Вряд ли кто-то думал тогда, что мотору предстоит простоять на конвейере почти 45 лет с незначительными изменениями. Почти сразу проявился ряд очевидных недостатков мотора. У мотора отсутствовал задний ход и помпа откачки воды из лодки, которые были у его предшественника «Москвы», также в отличие от «Москвы» была затруднена разборка мотора на узлы. Для того, чтобы отсоединить нижнюю часть мотора для замены помпы охлаждения или уплотнений было необходимо снимать двигатель. Родное механическое зажигание МЛ-10, доставшееся по наследству от моторов «Стрела» и Москва», быстро изнашивалось и было ненадежно. Удельный расход топлива уже тогда превышал аналогичный показатель у импортных аналогов, впрочем это компенсировалась тем, что «Ветерок» был рассчитан на работу на низкооктановых сортах топлива АИ-66, АИ-72 и АИ-76, а также дешевых маслах. Наиболее существенным недостатком был ручной стартер. Вместо традиционного стартера, расположенного над маховиком мотора, которым
снабжалось и снабжается большинство отечественных и импортных моторов, сбоку от маховика был установлен стартер с шестерней. Такой тип стартера не позволял достаточно сильно раскрутить маховик, что затрудняло запуск, шестерня в ходе работы могла начать цеплять за маховик, в результате чего происходило стирание зубьев самой шестерни и маховика, также это могло привести к разрушению стартера. Большинство водномоторников снимало стартер сразу и заводило мотор
наматыванием шнура на маховик. А вот и чудо инженерной мысли:

С момента начала производства мотор быстро набрал популярность и распространился по всей территории бывшего СССР. В первую очередь это было вызвано тем, что он имел относительно доступную для населения цену (порядка 200 рублей), выпускался в достаточных количествах (в очереди за ним записываться было не надо), а также выдавался государством работникам рыбзаводов и других предприятий, связанных с внутренними водоемами страны. Первый серийный «Ветерок» выглядел крайне привлекательно даже по современным меркам:

Однако будет неправильно сказать, что его популярность и распространенность была связана лишь с отсутствием альтернатив и низкой ценой. Мотор получился объективно хороший и имел ряд неоспоримых плюсов. Мотор был очень надежен и долговечен, в чем превосходил все когда-либо произведенные отечественные моторы и мог сравниться с импортными. При этом был ремонтопригоден в полевых условиях, а запчасти на мотор не были редкостью. Также обладал сравнительно низким весом (24 кг) в сравнении с импортными аналогами, включая современные. Мотор с завода комплектовался двумя типами винтов (скоростным и грузовым),
которые легко менялись прямо в походе и полноценным набором запасных частей и инструментов:

Читайте также:  Мотор печки сгв 2010

Уже в 1966 году на базе мотора «Ветерок 8» подготавливается более мощный 12-ти сильный «Ветерок 12». Диаметр поршней увеличивается с 50 мм до 60 мм, что приводит к увеличению размера самого двигателя и необходимости установки нового поддона и кожуха, в старые двигатель просто не влезал. Также устанавливается новый карбюратор и усиленные шестерни редуктора. Тем не менее, в 12-ом всего 24 оригинальных детали по сравнению с восьмеркой. Этот фактор сыграл злую шутку с 12-ти сильной версией мотора. Охлаждение, рассчитанное на 8 сил не справлялось с более мощным мотором, в результате чего температурный режим работы «Ветерка 12» получился высоким, а некоторые неусиленные детали, такие как ведущий вал довольно быстро «слизывались». Также удельный расход топлива
получился совершенно запредельным и одним из самых высоких среди массовых моторов СССР.

Параллельно с выпуском основных модификаций мотора мелкими сериями выпускалась версия с удлиненным дейдвудом для яхт и лодок с высоким транцем «Ветерок 8У/12У»

Первую существенную модификацию мотор претерпел в 1978 году. Первым из советский ПЛМ он был оборудован электронным зажиганием, которое позволило облегчить запуск и было более долговечно и надежно. Зажигание устанавливалось на обе модификации, как 8-ми сильную, так и 12-ти. Моторы получили индекс «Э»: «Ветерок 8Э/12Э».

В 1984 году мотор «Ветерок 12Э» снимается с производства. Формально поводом для снятия служит «кампания по ограничению эксплуатации маломерного флота»,
проводившаяся в СССР с 1981 года. Но есть подозрения, что немаловажную роль сыграли недостатки данного мотора и его низкая популярность у населения.

В 1988 году проводится наиболее глубокая модернизация мотора «Ветерок». Заменяются наиболее проблемные детали. Меднографитовые втулки заменяются игольчатыми подшипниками, устраняется проблема с заклиниваем стартера, приводившая к истиранию его шестерни об маховик, зажигание получает лучшее охлаждение и электронные компоненты, мотор получает легкий пластиковый кожух взамен металлического и более компактный 14-ти литровый бак взамен 21-литрового. Мотор получает название «Ветерок 8М»

Несмотря на все проблемы, присущие тому времени, в 1993 году возобновляется выпуск 12-ти сильных «Ветерков», также прошедших модернизацию и получивших индекс «М». Параллельно заводчане разрабатывают версию мотора «Ветерок 12Р», оборудованную редуктором с задним ходом. Однако конструкция редуктора получается крайне ненадежной и быстро разбивается до полной непригодности. Мотор выходит ограниченной серией и теперь является не более чем ценной
находкой для коллекционера.

В таком виде моторы выпускаются до начала 2000х. В XXI веке моторы получают новый карбюратор и зажигание с кнопкой «Стоп». Ранее моторы глушились просто поворотом ручки на минимальные обороты. У моторов убирают все индексы и они снова становятся просто «Ветерком 8/12». Новый карбюратор оказывается менее надежным, чем старый, цены на моторы растут до уровня импортных моторов, что существенно снижает к ним интерес.

В середине 2000х завод пытается наладить отношения с зарубежными фирмами. Для фирмы «Mercury» производится пробная партия под маркой «Wind». В свою очередь в 2006 выходит «Ветерок 9.9». Мотор представлял собой «ногу» от обычного «Ветерка 8» и мотор, собранный на импортных запчастях, отвечавший международным стандартам. Однако, модель не приживается.

«Ветерки» выпускаются до 2008 года, после чего завод объявляет об остановке производства. Из имеющихся деталей штучные экземпляры собираются вплоть до 2010 года, когда разразившийся кризис окончательно добивает завод. За время существования завода были выпущены опытные экземпляры «Ветерков» мощностью 6, 15, 20, 34, 42, 75 и 100 сил. Последние предназначались для различных спортивных мероприятий и выпускались штучно. «Ветерок 6» должен был стать бронебойно
надежным даже на фоне своего предка «Ветерка 8». Но планам не суждено было осуществиться. Сохранившееся на базе бывшего завода конструкторско-экспериментальное бюро «Волгарь» использовало полученные разработки и наладило выпуск линейки моторов «Волгарь», которые имеют мощности 9.9, 15 и 18 сил.

Данные моторы полностью унаследовали «ногу» своих предков. Производятся моторы под заказ и постоянно модифицируются, поэтому у моторов разных годов выпуска могут стоять совершенно разные детали (карбюраторы, системы зажигания). Высокая цена моторов, все так же древняя «нога» 1965 года без заднего хода,
широкая номенклатура запчастей и полное отсутствие рекламы делает эти моторы не особо популярными среди потенциальных покупателей. Тем не менее, пожелаем
удачи конструкторам в их начинаниях. Должны же мы сохранить хоть что-то свое.

Источник

Поделиться с друзьями