Чистая прибыль мотор сич

Президент «Мотор Сич» — РБК: «Мы потеряли Россию»

До присоединения Крыма к России запорожское объединение «Мотор Сич» было основным поставщиком двигателей для всех типов вертолетов российского производства, а также грузовых и пассажирских самолетов марки «Ан». Продукция компании — 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов — эксплуатируется более чем в 100 странах мира, уточняется на официальном сайте компании. Выручка «Мотор Сич» за 2017 год составила 14,9 млрд грн (30,6 млрд руб.), чистая прибыль — 3 млрд грн (6,3 млрд руб.), следует из данных СПАРК.

После обострения российско-украинских отношений и начала вооруженного конфликта в Донбассе последовал разрыв военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом; на поставки продукции «Мотор Сич» в России были наложены ограничения.

В российской ​Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») ранее обещали полностью заместить самый востребованный украинский вертолетный двигатель ТВ3-117 его российским аналогом ВК-2500 до конца 2019 года. В марте 2017 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов заверил, что украинские двигатели используются в России только для производства гражданских вертолетов — на военные машины ставят исключительно ВК-2500. При этом, по данным «Коммерсанта», в Государственной программе вооружений (ГПВ) на 2018–2027 годы закупки вертолетов для военных будут сокращены.

Украинские СМИ регулярно обвиняют «Мотор Сич» в продолжении сотрудничества с российскими оборонными предприятиями. В сентябре 2017 года, после того как ​Вячеслав Богуслаев, президент и основной совладелец компании, провел серию сделок по продаже акций компании инвесторам, связанным с китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd, Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело по статье «подготовка к диверсии». По версии спецслужбы, иностранный инвестор в результате сделки с «Мотор Сич» получил контрольный пакет акций стратегического предприятия. В апреле 2018 года в компании прошли обыски с участием спецназа. На международной оружейной выставке KADEX-2018 в Астане, которая проходит с 23 по 26 мая, Богуслаев рассказал РБК о сотрудничестве с Россией и Китаем.

«Нас трудно испугать»

— 23 апреля сотрудники СБУ пришли с обыском в офис «Мотор Сич». 18 мая прокуратура Белоруссии возбудила уголовное дело в отношении сотрудников вашей компании. Как все это отразилось на вашей деятельности?

— Вы слышали такое понятие, как маски-шоу? Нас трудно испугать. Мы не боимся. Это все пройдет со временем. Оно уже прошло. Мы работаем, и работаем по закону. Нам не запрещают делать то, что по закону. Тем более что мы производим гражданскую продукцию. Военную продукцию мы не отгружаем.

— История с обысками может повлиять на участие Украины в создании российско-китайского тяжелого вертолета нового поколения AHL?

— Сейчас мы готовим двигатель для китайско-российского проекта. Он проходит испытания. Успешно. С Китаем мы уже подписали рамочное соглашение. Пока такой турбовальный двигатель никто в мире не делает.

Что такое AHL

Межправительственное соглашение о создании тяжелого вертолета нового поколения было подписано два года назад в Пекине. Головной разработчик AHL (Advanced Heavy Lift) — китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Холдинг «Вертолеты России» отвечает за разработку технического предложения на вертолет, а также за разработку трансмиссии, рулевого винта и элементов противообледенительной системы, рассказали РБК в пресс-службе холдинга.

«Мотор Сич» произведет для вертолета двигатель на базе двигателя Д-136. Предполагается, что взлетный вес машины составит 38,5 т, максимальная нагрузка — 14 т. Планируется, что вертолет сможет развивать скорость до 300 км/ч, дальность полета составит 630 км, а практический потолок — 5,7 тыс. м.

Сейчас на украинском Д-136 летает Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире, главным эксплуатантом и производителем которого является Россия. Несколько десятков Ми-26 есть на балансе ВКС России, ФСБ, Росгвардии и МЧС. Пока альтернативы этому двигателю нет ни на Западе, ни в Китае, ни в России. 11,4 тыс. лошадиных сил Д-136 позволяют Ми-26 подниматься в воздух с максимальной взлетной массой 56 т, включая до 20 т груза в транспортной кабине и столько же на внешней подвеске. «Летающая корова», как иногда называют Ми-26, способна развивать скорость до 270 км/ч, летать на расстояние до 800 км и имеет практический потолок до 4,6 тыс. м (зависать в статическом положении машина может на высоте до 1,5 км).

Читайте также:  Почему трехфазный мотор гудит

Китайский вертолет будет быстрее, но с меньшими объемом грузовой кабины, дальностью и грузоподъемностью. AHL будет конкурировать с американским Sikorsky CH-53E Super Stallion с похожими характеристиками.
Ожидается, что непосредственно сам контракт о создании нового тяжелого вертолета Россия подпишет с Китаем в июне-июле этого года.

— Появилась информация, что «Мотор Сич» прекратил отгрузки двигателей в Россию. Это правда?

— Нет. У нас все идет по плану, кроме военной программы. Военную программу мы не делаем. А подобные по мощности двигатели мы производим для разных стран. В России, я знаю, ставят [на вертолеты] для Минобороны двигатели второй категории (в терминологии Минобороны Украины ко второй категории относится не новое имущество, а выданное со склада и пригодное для использования, а также прошедшее капитальный ремонт. — РБК). Они дешевле в три раза. Но не акцентируйте внимание на военной программе. Мы не заполняем эту нишу. А так новые двигатели мы делаем и по всему миру продаем.

«Объемы упали на 40%»

— Кто ваш основной заказчик?

— Мы делаем двигатели для вертолетов ООН, которые участвуют в программе пожаротушения. В ней в основном задействованы российские пожарные вертолеты [компании] Utair — очень много Ми-26. Я их встречал и в Северном Судане, и в Южном Судане, и в Сомали. В Африке тоже стоят они, раскрашенные под ООН.

Есть такой пожарный самолет — Бе-200. Россия, Украина и еще несколько десятков стран входят в пожарную ассоциацию (Международная ассоциация пожарных и спасательных служб. — РБК). И эти самолеты тушат пожары по всему миру. Нам официально разрешают на завод-изготовитель Бе-200 подгружать двигатели Д-436ТП. Были какие-то «песни», наводящие вопросы, что этот самолет участвует в военных программах, что он является патрульным. На самом деле это исключительно пожарная машина. Есть она у МЧС разных стран, в том числе в Америке. И мы не имеем права не поставлять двигатели для Бе-200, поэтому к нам с пониманием относятся разрешительные структуры.

— В то же время на сотрудничество с Россией наложены ограничения. Как вы возмещаете потери?

— В сотрудничестве с Россией, конечно, есть ограничения. Мы потеряли Россию, в результате объемы [производства] упали на 40%. Тут у нас ограничено все. Напрямую [двигатели] мы не поставляем. Разрешительные схемы работают в рамках международных обязательств. Их мы не имеем права не выполнять. Приходится выходить и на новые рынки, чтобы поддерживать производство — продавать Китаю, Индии, они покупают.

Герой Украины в списке Forbes

Герою Украины и доктору технических наук Вячеславу Богуслаеву в этом году исполнится 80 лет. В 2016 году, согласно последнему опубликованному рейтингу «Forbes Украина», Богуслаев вошел в сотню самых богатых украинцев (30-е место) с состоянием $137 млн. По сравнению с рейтингом 2013 года его состояние сократилось почти в два раза.

Богуслаев родился в казахстанском городе Уральске. В 1966 году окончил Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря по специальности «авиационные двигатели». С 1966 года работал на Запорожском моторостроительном заводе, пройдя путь от рядового инженера до гендиректора предприятия​. Богуслаев награжден медалью «За доблестный труд» (1970) и орденом Трудового Красного Знамени (1982).

В 1990-е Богуслаев стал президентом и основным совладельцем компании «Мотор Сич». Избирался депутатом Верховной рады Украины нескольких созывов, включая нынешний.

В 2016 году Богуслаев подвергся критике после своего визита в Валаамский монастырь за сутки до встречи там же Владимира Путина и патриарха Кирилла. Тогда Богуслаев открыл на острове памятник образу Валаамской Божией Матери, установленный на средства «Мотор Сич» и российского Фонда Андрея Первозванного, попечительский совет которого возглавляет Владимир Якунин.

Читайте также:  Кайман 300 стеклопластиковая лодка под мотором 5 сил

«На заводе присутствуют всего 26 китайцев»

— Говорят, что вы переносите свое производство в Китай.

— Это еще одна глупость. Ну как можно перенести? Ну вы представляете, что здесь 25 тыс. человек работают? Кроме того, станки не разрешают вывозить — ни Россия, ни Европа, ни Украина.

— А китайцы к вам приезжают?

— Сегодня на заводе у нас присутствуют всего 26 китайцев. Они пытаются изучать двигатель МС-500, он их очень интересует. Хотят его использовать на учебном тренировочном самолете. Для китайцев модификация двигателя называется МС-500В-02С.

— При этом в Китае, в городе Чунцин, строится завод, на котором будут производить двигатели конструкции «Мотор Сич». ​​

— Завод в Китае еще не построили, он все еще в строительстве. Я сам заинтересован, чтобы на этот рынок проникнуть, потому что там все — американцы, немцы, россияне. Там все, кроме нас.

— Можно считать, что речь идет о расширении производства «Мотор Сич»?

— Речь идет о рынке Китая. Завод строим не мы, а китайцы. Сейчас они хотят купить стенды под этот двигатель МС-500В-02C. Они строят самолеты для других компаний. Под эти самолеты хотят собирать двигатели. Они не собираются делать детали, они собираются собирать [самолеты] из модулей. Это везде так. «Боинг» собирает крылья, «Эйрбас» — фюзеляжи. Это интеграция рабочей силы, это кооперация.

— Почему вы продали китайским инвесторам более 50% акций?

Источник

Как заработать 1,5 млрд на России. Рецепт от Мотор Сич

Мотор Сич вдвое увеличил чистую прибыль за полугодие. Что ждет крупнейшего украинского производителя авиадвигателей в условиях российской блокады

Крупнейший украинский производитель вертолетных двигателей Мотор Сич увеличил чистую прибыль за первое полугодие почти вдвое — до 1,5 млрд грн. Учитывая, что около трех четвертей выручки Мотор Сич обеспечивают поставки в Россию, такой результат можно считать выдающимся. Как компании, заточенной на российский рынок, удается улучшать финансовые показатели, в то время как Украина фактически ведет войну с этой страной?

По данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), чистый доход предприятия в первом полугодии увеличился на 21%, или на 817 млн грн — до 4,7 млрд грн. Чистая прибыль выросла в 1,9 раза — до 1,54 млрд грн. Для сравнения, в 2013 году прибыль Мотор Сич снизилась на 27,6% — до 1,32 млрд грн, при доходе в 8,58 млрд грн.

Главная причина улучшения финансовых результатов Мотор Сич — девальвация гривни. «Большинство контрактов Мотор Сич зафиксированы в валюте, — поясняет руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. — Из-за укрепления доллара по отношению к гривне доходы компании в национальной валюте существенно выросли. При этом затраты на материалы, связанные с производством авиадвигателей (большинство из них тоже покупаются за валюту), не успели подорожать, так как закупались еще при старом, низком курсе доллара (производственный цикл одного двигателя — около полугода). Поэтому компании удалось существенно нарастить операционную и чистую прибыль».

К тому же компания сохранила объемы поставок в долларовом эквиваленте. По словам старшего аналитика инвесткомпании Арт Капитал Алексея Андрейченко, рентабельность Мотор Сич продолжит расти по мере девальвации гривни. «Это возможно благодаря высокой доле валютной выручки и относительно низкой доле валютных издержек. На данный момент рентабельность EBITDA уже на 18 процентных пунктов выше, чем годом ранее», — пояснил Андрейченко.

Динамика цен акций Мотор Сич в 2014г.
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ

Годовые результаты Мотор Сич во многом будут зависеть от того, как сложится сотрудничество с Россией. По оценкам Андрейченко, поставки в Россию обеспечивают около 70% выручки украинской компании. Торговые ограничения со стороны России не страшны Мотор Сич: в РФ не спешат отказываться от двигателей украинского производства по простой причине — их нечем заменить. Проблему могут создать украинские власти.

Ранее первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема сообщил, что президент Украины Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны 16 июня запретил сотрудничество с Российской Федерацией в сфере ВПК. Ярема напомнил, что ранее и.о. президента Украины Александр Турчинов подписал указ о прекращении сотрудничества с РФ в военной сфере касательно производства и поставок в Российскую Федерацию оружия и вооружений, и было разрешено сотрудничать только в производстве продукции двойного назначения, например, двигателей для вертолетов, которые могут использоваться и в военных, и в гражданских целях.

По словам председателя наблюдательного совета Мотор Сич Анатолия Малыша, в компании еще не видели документа, устанавливающего запрет на сотрудничество с российскими компаниями, поэтому Мотор Сич продолжает выполнять свои обязательства.

«В военной сфере с РФ мы не работали и не работаем. Выполняем контракты по товарам невоенного назначения, таким как Ан-148, Ан-158», — говорит Малыш. Кроме того, компания выполняет пятилетний контракт на $1,2 млрд (с холдингом Вертолеты России), подписанный в 2011 году. Он предусматривает поставку 250 украинских двигателей в год для российских коммерческих вертолетов (Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28).

Жизнь без России

По словам Паращия, полное прекращение сотрудничества с российскими компаниями, если его введут, может просто остановить все производственные процессы Мотор Сич. «Мотор Сич является не только крупным экспортером продукции в Россию, но и импортером многих компонентов двигателей из РФ. Но от этого рынка пока никто не отказывается. Компания настаивает на том, что она не продает в Россию продукцию военного назначения, т.е. ее не должны коснуться возможные ограничения на экспорт военной техники. Россия же не заинтересована в ограничении импорта продукции Мотор Сич», — рассказывает аналитик.

С ним соглашается Малыш: «В условиях нынешней неопределенности невозможно строить и прогнозировать бизнес. Все будет зависеть от ситуации в стране. Арсений Яценюк обещал полностью запретить торговлю с Россией. Сейчас вроде как он ушел в отставку. Если не запретят работать — это оптимистичный сценарий, если запретят — будет стоять вопрос о продолжении работы компании как таковой. Мы ведь оттуда получаем комплектующие, в том числе те, которые используются в двигателях для вертолетов для украинской армии».

Частично нивелировать потерю российского рынка мог бы госзаказ на вертолетные двигатели для нужд армии, но пока дальше обещаний дело не идет. «Нам обещали заказать от 10 до 50 двигателей для армии. Пока это только декларации. Даже если этот заказ поступит, он не перекроет потерю 250 моторов, которые мы ежегодно производим для РФ», — пояснил Малыш. По словам Паращия, государство могло бы заказать у Мотор Сич партию десантно-транспортных вертолетов МИ-8МСБ (в апреле принят на вооружение ВСУ).

Председатель наблюдательного совета Мотор Сич Анатолий Малыш прогнозирует, что показатели третьего квартала 2014 года будут ухудшаться. «Несмотря на позитивные результаты в первом полугодии, на второе полугодие сохраняются риски сокращения поставок в Россию, в первую очередь двигателей военного и двойного назначения, — говорит Андрейченко. — В то же время компания начала более активно заниматься диверсификацией поставок в Европу, в частности, рассматриваются поставки двигателей в Австрию и Польшу, на малоразмерный самолет и вертолет Ми-2».

Александр Паращий считает, что этот год может стать рекордным для прибыли Мотор Сич, но это будет зависеть от способности предприятия выполнить в полном объеме заказы на 2014 год. Например, есть риск приостановки поставок лопаток для турбинных двигателей из Снежного (Донецкая область), где сейчас особо напряженная ситуация.

По прогнозам Арт Капитал, по итогам 2014 года выручка Мотор Сич составит $1,045 млн (12,18 млрд грн) против $1,047 млн в 2013 году (12,2 млрд грн). Чистая прибыль составит $265 млн (3,09 млрд грн) против $161 млн в 2013 году (1,88 млрд грн).

Несмотря на все трудности на рынке, эта динамика может сохраниться. Тогда предприятие может рассчитывать на получение в 2014 году рекордной за последние годы прибыли. Для этого нужно немного: выполнить все имеющиеся и новые заказы, а также сохранить российские контракты.

Источник

Поделиться с друзьями