Что можно сделать с мотором от жесткого диска

Запускаем различные 3-фазные моторчики от драйвера мотора жесткого диска

В жестком диске,для раскрутки алюминиевого диска-накопителя информации,есть трехфазный бесколлекторный двигатель.

Этот двигатель управляется специальной микросхемой-драйвером мотора,на моей плате это микросхема L6278.К моторчику от платы идут четыре контакта.

У моторчика есть четыре вывода-контакта.Крайний вывод слева,это общий вывод,его можно определить как несколько скрученных проводков,все остальные выводы,это выводы фазы.

Решил убрать мотор из жесткого диска и на его место подключить другие электродвигатели.Первый попавшийся тоже имеет четыре вывода,при подключении запустился и вполне себе работает.

Другой моторчик,взятый видимо из привода dvd,запустить не удалось,так как не видно выводы катушки.Когда разломал этот мотор,вот тогда увидел,что этот мотор тоже трехфазный с четырьмя выводами,его вполне можно запустить от микросхемы- драйвера.Его распиновку можно увидеть на видео в конце статьи.

Также можно запустить и моторчик постоянного тока из детских игрушек.На три вывода от катушек,подключить три вывода фазы,общий провод драйвера ни куда не подключается.

Теперь корпус этого моторчика начинает вращаться.

Жесткие диски имеют разных производителей и модели.При подаче питания 5В,на моей модели моторчики запускаются на 5-10 секунд,далее останавливаются и снова запускаются.Чтобы вращение было постоянным,замкнул перемычкой два крайних контакта на плате,куда подключается шлейф.Замыкать надо при запуске,при выключении питания и вновь подаче питания,запуска мотора не будет,надо будет опять вытаскивать перемычку и запускать без нее.Возможно на других жестких дисках диск будет вращаться без проблем постоянно.

Так выглядит осциллограмма между двумя фазами во время работы двигателя.

Источник

КАК ЗАПУСТИТЬ МОТОР HDD без Контроллеров и Транзисторов

Это очень простой способ для запуска моторов от СидиРумов и HDD Жестких дисков . Не требуется ни плат драйверов ни контролеров ни транзисторов !

Мотор HDD штука призабавная

Многие считают , что схожесть расположения обмоток данного электродвигателя с бесколлекторными электромоторами переменного тока, дает основания запускать такие двигатели используя внешние схемы типа такой .

Только вот выглядит все это уж слишком навороченно и большинство фанатов быстро остывают к такому «бесподобию» и , вместо покупки комплектующих для сборки подобной схемы, покупают готовые китайские решения

Благо стоят эти мини модули даже меньше чем набор полевиков для управления током обмоток.

Считая что Двигатель , вращающий шпиндель жесткого диска (или CD/DVD-ROM) — это обычный синхронный трёхфазный мотор постоянного тока , можно использовать готовые однокристальные драйверы управления, которым к тому же не требуются датчики положения ротора, ведь в роли таких датчиков выступают обмотки двигателя .

Ну, а тем, кто желает показать свои способности в программировании всевозможных контроллеров, есть шанс собрать Драйвер на Ардуино и сопутствующих запчастях

И ВСЁ ТАКИ ! КАК БЕЗ НАВОРОТОВ ЗАПУСТИТЬ МОТОРЧИК HDD ?

В большинстве случаев , запуск делается вовсе не для промышленных самоделок » очень нужная в хозяйсвто «, а просто ради интереса и любопытства. И желания тратить кучу времени на поиск запчастей или программирование вовсе нет охоты.

«К ак запустить моторчик из HDD ( жёсткого диска )?» Многие задаются этим вопросом, и я решил помочь с ответом .
При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска . Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему- контроллер , то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель . Но это в прикладных цепях! В нашем случае мы обойдемся и без обратных связей и без контроллеров !

Чем отличается HDD привод от мотора «трёх фазного» ? — Тем что в нём есть постоянные магниты! Тут напомню вам, что моторы переменного тока с постоянными магнитами существуют ! =) эти бесщеточные и РЕАЛЬНО бесколлекторные моторчики на постоянных магнитах применяются в самых жестких условиях — СВЧ печах и даже в духовках. (Не знали? Знайте!) и запуск таких моторов вовсе не сложен!

Читайте также:  Ремонт лод мотора ниссан марин

Правда есть у них своя изюмина — они при запуске вращаются в неопределенном направлении — » Как фаза ляжет «, но все равно вращаются и работают.

Вот тут мы и подходим у кульминации и ответу на вопрос КАК ЗАПУСТИТЬ МОТОР HDD ? СМОТРИТЕ — ВСЕ ПЕРЕД ВАШИМИ ГЛАЗАМИ (а еще и послушать можно)

Источник

Что можно сделать с мотором от жесткого диска

Приспособы на двигателе от HDD

Вт, 31.03.2020, 18:15 | Сообщение # 1
Лекс59

Есть на Ютубе такой канал. Называется «Мне интересно». Кроме разного полезного там есть такое видео

Меня лично больше других заинтересовала миниатюрная шлифмашинка.

Выписал драйверы и реализовал из того, что было.
Выглядит это так

В качестве корпуса применил обрезок профиля от вертикальных жалюзи.

Вот так выглядит радиатор для MT3608

Драйвер двигателя на всякий случай тоже разместил на радиаторе, благо там есть металлизация.

Для аккумулятора поставил плату защиты на 15 Ампер (обычная на 1,5 Ампера будет уходить в защиту).

Аккумулятор нужен сильнотоковый. Там на входе преобразователя ток доходит до 2-3 Ампер.

Ну и чтобы два раза не вставать другие возможные применения такого двигателя.

На снимке заготовка центробежного вентилятора с приводом от двигателя от флопика и привод алмазного диска 30 мм диаметром для заточки мелкого инструмента.

Как я понял, мощность устройства может достигать 15 ватт.
В зависимости от параметров выбранного двигателя, крутящий момент может быть достаточно приличным.
Во всяком случае, я бы не сказал, что абразивный диск тормозится от малейшего нажима. Работать можно вполне.

Эта шлифмашинка вполне справляется с небольшими по объему работами.

Не буду утверждать, что использую ее постоянно (ну так пылит же), но бывает очень удобной.

Аккумуляторный вариант естественно хорош оперативностью.
Но на длительную перспективу пожалуй стоит рассмотреть вариант с отдельным питанием. И БП может быть один на несколько устройств.
Возможно даже стоит применить БП с драйвером в одном корпусе.
Правда тогда придется применять трехпроводной разъем и провод.

Добавлено (31.03.2020, 18:26)
———————————————
Выбор двигателя.
Двигатели с шарикоподшипниками предпочтительней.
Двигатели с гидродинамическими подшипниками применять не пробовал пока. Вполне возможно, что будут работать нормально, но только в одну сторону вращения, без реверса.

Отличить достаточно просто.
Крутанули в одну сторону, потом в другую. Если крутится одинаково, то шарикоподшипник.
Если в одну сторону тормозится заметно быстрее, то гидродинамический.

Двигатели, что я пробовал, обладали ощутимо разной мощностью и крутящим моментом.
Поэтому стоит произвести отбор, если есть из чего.

В общем случае:
1. Больший диаметр магнита обеспечивает, как правило, больший крутящий момент.
2. Чем меньше сопротивление обмоток, тем больше мощность (без фанатизма, драйвер может и не потянуть).

Рекомендую при пайке отсоединять шлейф от драйвера. Я так спалил один. Пришлось выписывать отдельно микросхему (она тоже не дешевая, что то около сотни руб) и заменять.

Добавлено (31.03.2020, 18:29)
———————————————
В настоящий момент машинка у меня в работе около года.

Немного дополнил.
Поставил индикатор уровня заряда аккумулятора и заглушку отверстия со стороны двигателя.

Источник

Запуск старых HDD для прикладных применений

При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска. Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему-контроллер, то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель. На примере несколько моделей приводов попробуем разобраться, как это исправить.

Всё началось с того, что привезли несколько старых винчестеров (рис.1) и сказали, что здесь рабочие вперемешку с «убитыми», хочешь – выбирай, не хочешь – делай что хочешь. Но если разберёшься, как их использовать в качестве небольшого наждака для правки инструмента, расскажи. Ну, вот – рассказываю…

Первый HDD – «Quantum» семейства «Fireball TM» с микросхемой привода TDA5147AK (рис.2). Посмотрим, что он из себя представляет.

Верхняя крышка крепится 4-мя винтами по углам и одним винтом и гайкой, находящимися сверху, под наклейками. После снятия крышки видны сам жёсткий диск, считывающие головки и магнитная система управления положением головок (рис.3). Шлейф отсоединяем, магнитную систему откручиваем (здесь понадобиться специально заточенный шестигранный ключ «звёздочка»). При желании диск тоже можно снять, если открутить три винта на шпинделе двигателя (также нужен шестигранник).

Теперь ставим крышку на место для того, чтобы можно было перевернуть HDD для экспериментов с электроникой и подаём в разъём питания напряжения +5 В и +12В. Двигатель разгоняется, работает примерно 30 секунд, а затем останавливается (на печатной плате есть зелёный светодиод – он горит при вращении двигателя и мигает при его остановке).

В сети легко находится даташит на микросхему TDA5147K, но по нему не удалось разобраться с сигналом разрешения/запрета вращения. При «подтягивании» сигналов POR к шинам питания добиться нужной реакции не удалось, но при просмотре сигналов осциллографом выяснилось, что при касании щупом 7-го вывода микросхемы TDA5147АK происходит её сброс и перезапуск двигателя. Таким образом, собрав простейший генератор коротких импульсов (рис.4, нижнее фото) с периодом в несколько секунд (или десятков секунд), можно заставить двигатель вращаться более-менее постоянно. Возникающие паузы в подаче питания длятся около 0,5 секунды и это не критично, если двигатель используется с небольшой нагрузкой на валу, но в других случаях это может быть неприемлемо. Поэтому, способ хоть и действенный, но не совсем правильный. А «правильно» запустить его так и не удалось.

Следующий HDD – «Quantum» семейства «Trailblazer» (рис.5).

При подаче напряжений питания привод никаких признаков жизни не подаёт и на плате электроники начинает сильно греться микросхема 14-107540-03. В середине корпуса микросхемы заметна выпуклость (рис.6), что говорит о её явной неработоспособности. Обидно, но не страшно.

Смотрим микросхему управления вращением двигателя (рис.7) — HA13555. Она при подаче питания не греется и видимых повреждений на ней нет. Прозвонка тестером элементов «обвязки» ничего особенного не выявила – остаётся только разобраться со схемой «включения».

Поисковики даташит на неё не находят, но есть описание на HA13561F. Она выполнена в таком же корпусе, совпадает по ножкам питания и по «выходным» выводам с HA13555 (у последней к проводникам питания двигателя подпаяны диоды – защита от противо-ЭДС). Попробуем определиться с необходимыми выводами управления. Из даташита на HA13561F (рис.8) следует, что на вывод 42 (CLOCK) должна подаваться тактовая частота 5 МГц с уровнем TTL-логики и что сигналом, разрешающим запуск двигателя, является высокий уровень на выводе 44 (SPNENAB).

Так как микросхема 14-107540-03 нерабочая, то отрезаем питание +5 В от неё и от всех остальных микросхем, кроме HA13555 (рис.9). Тестером проверяем правильность «порезов» по отсутствию соединений.

На нижнем фото рисунка 9 красными точками показаны места подпайки напряжения +5 В для HA13555 и резистора «подтяжки к плюсу» её 44 вывода. Если же резистор от вывода 45 снять с родного места (это R105 по рисунку 8) и поставить его вертикально с некоторым наклоном к микросхеме, то дополнительный резистор для подтяжки к «плюсу» вывода 44 можно припаять к переходному отверстию и к висящему выводу первого резистора (рис.10) и тогда питание +5 В можно подавать в место их соединения.

На обратной стороне платы следует перерезать дорожки, как показано на рисунке 11. Это «бывшие» сигналы, приходящие от сгоревшей микросхемы 14-107540-03 и старая «подтяжка» резистора R105.

Организовать подачу «новых» тактовых сигналов на вывод 42 (CLOCK) можно с помощью дополнительного внешнего генератора, собранного на любой подходящей микросхеме. В данном случае была использована К555ЛН1 и получившаяся схема показана на рисунке 12.

После «прокидывания» проводом МГТФ напряжения питания +5 В прямо от разъёма к выводу 36 (Vss) и других требуемых соединений (рис.13), привод запускается и работает безостановочно. Естественно, если бы микросхема 14-107540-03 была исправна, вся доработка заключалась бы только в «перетяжке» 44-го вывода к шине +5 В.

На этом «винте» была проверена его работоспособность при других тактовых частотах. Сигнал подавался с внешнего генератора прямоугольных импульсов и минимальная частота, с которой привод работал устойчиво — 2,4 МГц. На более низких частотах циклично происходил разгон и остановка. Максимальная частота – около 7,6 МГц, при дальнейшем её увеличении количество оборотов оставалось прежним.

Количество оборотов также зависит и от уровня напряжения на выводе 41 (CNTSEL). В даташите на микросхему HA13561F есть таблица и она соответствует значениям, получаемым у HA13555. В результате всех манипуляций удалось получить минимальную скорость вращения двигателя около 1800 об/мин, максимальную – 6864 об/мин. Контроль проводился с помощью программы SpectraPLUS, оптопары с усилителем и кусочка изоленты, приклеенного к диску так, чтобы он при вращении диска перекрывал окно оптопары (в окне анализатора спектра определялась частота следования импульсов и затем умножалась на 60).

Третий привод – «SAMSUNG WN310820A».

При подаче питания микросхема-драйвер – HA13561 начинает сильно греться, двигатель не вращается. На корпусе микросхемы заметна выпуклость (рис.14), как и в предыдущем случае. Проводить какие-либо эксперименты не получится, но можно попробовать запитать двигатель от платы с микросхемой HA13555. Длинные тонкие проводники были подпаяны к шлейфу двигателя и к выходным контактам разъёма платы электроники – всё запустилось и работало без проблем. Если бы HA13561 была целой, доработка для запуска была бы такой же, как и для «Quantum Trailblazer» (44-й вывод к шине +5 В).

Четвёртый привод — «Quantum» семейства «Fireball SE» с микросхемой привода AN8426FBP (рис.15).

Если отключить шлейф блока головок и подать питание на HDD, то двигатель набирает обороты и, естественно, через некоторое время останавливается. Даташит на микросхему AN8426FBP есть в сети и по нему можно разобраться, что за запуск отвечает вывод 44 (SIPWM) (рис.16). И если теперь перерезать дорожку, идущую от микросхемы 14-108417-02 и «подтянуть» вывод 44 через резистор 4,7 кОм к шине +5 В, то двигатель не будет останавливается.

И напоследок, вернувшись немного назад, были сняты формы сигналов на выводах W и V микросхемы HA13555 относительно общего провода (рис. 17).

Самое простое прикладное применение старого HDD – небольшой наждак для правки свёрл, ножей, отвёрток (рис.18). Для этого достаточно наклеить на магнитный диск наждачную бумагу. Если «винт» был с несколькими «блинами», то можно сделать сменные диски разной зернистости. И здесь хорошо бы иметь возможность переключения скорости вращения шпиндельного двигателя, так как при большом количестве оборотов очень легко перегреть затачиваемую поверхность.

Наждак, конечно, не единственное применение для старого HDD. В сети легко находятся конструкции пылесосов и даже аппарата для приготовления сладкой ваты…

В дополнении к тексту находятся упомянутые даташиты и файлы печатных плат внешних генераторов импульсов в формате программы Sprint-Layout 5-ой версии (вид со стороны печати, микросхемы устанавливаются как smd, т.е. без сверловки отверстий).

Андрей Гольцов, r9o-11, г. Искитим, апрель 2018.

Источник

Поделиться с друзьями