Директор завода мотор сич

Скандал с «Мотор-Сич». Как Украина совершает инвестиционное самоубийство

Украина ввела санкции против китайских компаний и бизнесменов, которые намеревались приобрести «Мотор-Сич». Президент Владимир Зеленский не стал рисковать и поступил так, как ему рекомендовали в Вашингтоне. В США опасались того, что связанная с правительством Китая компания получит доступ к комплектующим для военной авиатехники, поэтому любыми способами хотели сорвать сделку. Украина же может получить еще один мертвый авиазавод, отток восточных инвестиций, но зато хорошие отношения с США.

Vesti.ua разобрались, какими могут быть последствия столь откровенно-агрессивного выпада Украины в сторону КНР.

Продавать или не продавать

Украинские авиационные предприятия начали умирать после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе. Авиационные двигатели, приборы для самолетов и вертолетов, а также другие комплектующие в основном покупала Российская Федерация.

Война уже не позволяла поставлять детали в РФ Винницкому авиазаводу, Харьковскому авиационному предприятию, Закарпатскому вертолетному объединению. Завод «Радар» в Киеве превратился в площадку под застройку, а из старых авиагигантов осталась только «Мотор-Сич».

Руководитель «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев с 2015 года искал варианты продажи предприятия китайцам. В 2015 году он заключил меморандум с холдингом Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd о сотрудничестве. Украинские технологии и часть специалистов должны были переехать в Китай, чтобы создать завод по производству авиационных двигателей в Чунцине.

Такие услуги китайцы щедро оплачивали. «Мотор-Сич» получил 100 млн долларов кредита под 0,3% годовых, а в целом компания из КНР перевела компании Богуслаева около 250 млн долларов. Китайский холдинг получил 56% акций предприятия в 2017 году. Даже возможное сотрудничество китайского руководства с Россией и поставка продукции «Мотор-Сич» военным РФ не сильно напрягало украинские власти.

При президенте Порошенко планировалось, что Китай получит более 50% акций, а 25% останется у концерна «Укроборонпром». При Зеленском этот пункт пересмотрели – на 25% стал претендовать украинский олигарх Александр Ярославский , о чем сообщают представители общественной организации StateWatch, изучающей коррупцию в оборонном комплексе страны.

Все шло к тому, что сотрудничающая с правительством Китая фирма получала украинский завод, его мощности и чертежи для использования в своей оборонной промышленности. Все изменилось 14 января 2021 года, когда Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США ввело санкции против Skyrizon Aircraft Holdings Limited.

Как отреагировал Китай

Офис президента долго не принимал четкого решения по вопросу «Мотор-Сич». Действия последовали лишь после непрямого указа из США. За срыв операции придется заплатить.

Skyrizon уже изъявила желание взыскать с Украины 3,5 млрд долларов. Учитывая промедление со стороны Украины, у китайцев есть хорошие шансы отсудить эти деньги в Международном арбитраже.

Это далеко не все. Учитывая, что за сделкой следило правительство КНР, которое было одним из гарантов оплаты, скандал уже стал политическим.

» Мы против того, чтобы правительство другого государства применяло односторонние санкции в отношении китайских предприятий. Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов КНР «, – заявили в МИДе азиатского государства.

Это сигнал того, что Китай в будущем может пересмотреть свои экономические отношения с Украиной. Не стоит забывать о том, что КНР – один из крупнейших торговых партнеров Украины.

Эксперт в сфере экономики Алексей Кущ рассказал Vesti.ua, что КНР не будет накладывать ответные санкции. Легче от этого Украине не станет.

» Даже когда США вводили торговые санкции против Китая, те неохотно принимали ответные меры. Месть будет холодной. Китай будет постепенно охлаждать торгово-экономические отношения с Украиной. Будут переориентироваться на другие страны. Украина может потерять не только рынок КНР, но и других азиатских стран «, – говорит эксперт.

Заманить китайских инвесторов станет еще сложнее. Высока вероятность того, что правительство КНР настоятельно будет рекомендовать местным фирмам искать другие инвестплощадки в обход Украины.

» Президент дал ясно понять, что перед инвестициями в Украину нужно спросить разрешения в США. Бизнес задумается о том, нужно ли направлять свои деньги в страну, чье правительство может все отменить по звонку из Белого Дома. Об инвестициях из Китая можно пока что забыть «, – говорит Кущ.

Читайте также:  Степень сжатия мотора меркури

Что потеряет Украина

Кроме 3,5 млрд долларов, которые с высокой долей вероятности придется выплачивать Китаю, будут и другие потери. В первую очередь проблемы будут у агропромышленного комплекса.

В первом полугодии 2020 года экспорт агропродукции в Китай составил 2,4 млрд долларов. КНР нуждается в импорте продовольствия, и Украина очень помогает ему в этом. Более того, КНР инвестирует в инфраструктуру. Китайские фирмы строят зерноперерабатывающие заводы. В Николаевском порту построен перегрузочный комплекс, а сам порт рассматривался в качестве участника проекта «Новый Шелковый путь».

Интересы КНР есть в сфере строительства и энергетики. Китайские компании финансировали строительство Днестровской ГЭС, инвестирует в солнечную энергию. Компании из КНР выступают подрядчиками при строительстве мостов и дорог.

Если китайские инвесторы отвернутся от не самой привлекательной площадки в лице Украины, то Зеленскому придется либо искать замену КНР, либо требовать компенсации у Запада. В противном случае украинские граждане вынуждены будут оплачивать из своего кармана геополитическое противостояние США против КНР.

С высокой долей вероятности прекратит свое полноценное существование «Мотор-Сич». Отсутствие рынков и инвестиций сделают свое дело. Перекрыв выход на российский рынок, украинские власти не предложили для предприятия альтернативы. «Мотор-Сич» осталась наедине со своими проблемами. Можно лишь вспомнить попытку сотрудничать с турецкой компанией Baykar Makina по производству беспилотников, но сотрудничество не задалось.

Земля в Запорожье не столь ценная, как в Киеве, поэтому через десяток-другой лет территория завода превратится не в элитный ЖК, а в постапокалиптические декорации.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное.Подписаться.

Источник

Как украинский «Мотор Сич» помогал России с 2014 года

В начале сентября служба безопасности Украины начала расследование в отношении одного из крупнейших производителей двигателей — компании «Мотор Сич» . Повод. к сожалению, весьма обычен — связи с Россией, что по мнению СБУ является чуть ли не предательством.

Разумеется, все подробности сильно засекречены , но из открытых источников удалось собрать информацию, как именно «Мотор Сич» помогал России.

Президентом компании является опытный инженер Вячеслав Богуслаев, которому еще в 2000 году было присвоено звание Героя. Так же он один из богатейших людей Украины и бывший депутат Рады. Богуслав никогда не скрывал своей пророссийской позиции. Долгое время основным контрагентом «Мотор Сич» были именно российские компании.

Машиностроительный завод в Снежном , который является филиалом «Мотор Сич», по версии украинских следователей более двух лет поставлял свою продукцию в Россию. Сам завод находится на территории ДНР и, соответственно, платил налоги народной республике. В 2015 году эта сумма составила более 30 млн рублей.

Машзавод в Снежном производит лопатки для турбинных двигателей, что является достаточно сложным техническим изделием. Не каждая страна умеет их производить, ведь лопатки должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать нагрузку.

Сотрудничество с Россией со стороны Украины прекратилось еще в 2014 году (официально), но завод продолжал работать, выполняя контракт.

Богуслаев долгое время заявлял, что Машзавод по-прежнему подчиняется «Мотор Сич», но управление осуществляет иная компания, чтобы обойти украинские запретительные законы. По версии некоторых источников, эта «иная компания» зарегистрирована в России и управляется россиянами.

Еще одним » преступлением » является поставка вспомогательного двигателя АИ-9 (он предназначен для запуска маршевых двигателей вертолетов Камова и Миля. Эта операция также проходила не через официальную бухгалтерию, через подставную фирму. Двигатели АИ-9 обошлись России в 3,5 миллиона долларов , и стоит полагать, что это того стоило.

«Мотор Сич» продолжал сотрудничество и с авиакомпанией УниверсалАвиа, которая базируется в Симферополе.

Одному из самых массовых вертолетных двигателей — ТВ3-117 — необходимы комплектующие, который производились на Украине. Собственно для замены его и был создан двигатель ВК-2500 , а также двигатели на его основе. Сейчас ВК-2500 активно применяется на новых вертолетах, он сертифицирован в Индии, Китае (основные покупатели). Так что эту часть импортозамещения Россия выполнила.

Однако двигатели ТВЗ-117 по прежнему поставляются, но уже в обход — через Боснию. В 2018 было поставлено более 600 двигателей , и что-то мне подсказывает, что на Балканах нет такого крупного производства.

Читайте также:  Как заводить мотору ветерок 12

Все ли это схемы, которые использует «Мотор Сич»? Скорее всего нет. Да, можно сказать, что компания нарушает запрет и поставляет двигатели, которые могут ставиться на военные вертолеты. К продукции двойного назначения все санкции относятся трепетно. Но ведь сам запрет основан на идее, что Россия агрессор и во всем виновата.

Без поставок в Россию одно из крупнейших предприятий Украины попросту прекратит свое существование. Помочь может разве что Китай , но и тут есть целая история .

Нужен ли России «Мотор Сич»? Курс импортозамещения регулярно радует новостями о замене тех или иных западных/украинских товаров. Это процесс не быстрый, но осуществимый.

А Вы как считаете?

Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на канал, так Вы поможете автору! По возможности распространите статью в соцсетях!

Источник

Мотор Сич и китайские инвесторы: «восточные деспоты» хотят отсудить у Украины $3,5 млрд

«Мотор Сич» — украинский машиностроительный гигант с очень продолжительной историей. Он начал свою историю в царские времена, еще до I Мировой. Во время приобретения независимости Украины в 1991 году это предприятие являлось жемчужиной украинского машиностроения.

Объединение «Мотор Сич» занимается проектированием, производством и ремонтом широкого ряда авиационных двигателей для самолетов и вертолетов, газотурбинных установок, а также других изделий в сфере двигателестроения.

Основные рынки сбыта для этого предприятия — Россия, СНГ, Китай, Индия и Юго-Восточная Азия. На западные рынки продукция пробиться, по сути, не смогла, остановившись на традиционных с советских времен рынках.

«Мотор Сич» — частная компания, в результате приватизации 90-х попавшая в руки генерального директора Александра Богуслаева. Он сумел не только сохранить предприятие в «тёмные» времена, но и в начале нового века модернизировать его и выйти на новые рынки. Предприятие приносила миллиардные прибыли, во многом за счет растущего рынка России в части авиастроения и, соответственно, большой потребности в авиационных двигателях военного и гражданского назначения.

В те годы между РФ и Украиной действовал договор о дружбе и сотрудничестве, предполагающий отсутствие импортозамещения в России на продукцию стратегических производств из Украины. И предприятие процветало.

Но пришел Евромайдан. По его итогам с 2014 года этот межгосударственный договор был расторгнут, а сотрудничество предприятия с Россией — практически свернуто принудительно законодательными актами.

В России стартовало бурное импортозамещение, и на текущий момент почти вся продукция «Мотор Сич» по части двигателестроения уже замещена российскими производителями. А для запорожского предприятия начались снова «тёмные» времена, но, правда, не ставшие критичными. Значительную часть премиального российского рынка ( поставки в Россию составляли порядка 40% объема производства предприятия ) заместили заказы из Поднебесной. Тем не менее, в последние годы предприятие стало «тонуть», экспортная выручка сократилась с $1 млрд в 2013 году до $300 млн и ниже в 2020м. Нужно было что то решать.

И тут появились китайцы

И решили. Богуслаев продал контрольный пакет частной китайской компании Beijing Skyrizon Aviation Industry и ее партнерам. Китайцы вложили в предприятие $100 млн, и строили планы на дополнительные инвестиции, а также на перемещение части производственных мощностей в Китай.

Собственно, для этого и был приобретен «Мотор Сич» — китайцам нужны не устаревшие производственные мощности предприятия, а патенты и технологии. Ведь Китай, несмотря на свою роль «мировой фабрики» все еще серьезно уступает в технологиям по некоторым направлениям, в том числе не «клеится» у него с двигателестроением. И украинские наработки, хоть и не отличающиеся новизной, стратегически важны для китайцев.

И вот за эти планы по перемещению производственных мощностей в Китай они и поплатились. Служба Безопасности Украины (СБУ) заблокировала сделку за подозрения в «Диверсии» и «Госизмене», после чего суд арестовал акции предприятия, в том числе китайских инвесторов, владеющих контрольным пакетом . Эти процессы шли в 2017-2018 годах. Инвестировать же в предприятие китайцы начали в 2016 году.

Роль США в срыве китайских планов

Разумеется, СБУ не стало бы вмешиваться в сделку с китайцами по собственной инициативе, особенно учитывая, что в случае ее срыва компания может окончательно обанкротиться. А также исходя из геоэкономических соображений. Ведь Китай — крупнейший торговый партнер Украины, ввиду того, что Россию принудительно «переместили» после Евромайдана в этом списке на 2 место.

Читайте также:  Мотор бензонасоса ниссан альмера классик

Уши в этой истории, как всегда, растут из США. Джон Болтон, помощник президента Трампа по национальной безопасности, специально прилетал на Украину для проведения бесед и инструктированию правительственных кругов Украины о том, что продажа контрольного пакета «Мотор Сич» китайцам — затея не из лучших. Было предписано заблокировать сделку по приобретению предприятия постфактум. Что и было реализовано СБУ и судами.

В США пристально наблюдают за ситуацией с «Мотор Сич» и продолжают сыпать инструкциями, чтобы ситуация оставалась в подвешенном состоянии и далее, вплоть до расторжения сделки и экспроприации китайских активов (де-юре предприятие принадлежит китайцам, но они не могут влиять на его управление и развитие, распоряжаться своей собственностей, ибо она под арестом). В частности, в августе этого года известен разговор Зеленского с госсекретарем США Помпео , где также поднимался этот вопрос и заявлялась обеспокоенность мерами китайцев по получению контроля за запорожским предприятием. То есть работа ведется на самом высоком уровне и для США это является важным аргументом в диалоге с Украиной.

Китайские инвесторы в 2020 году пошли на хитрость. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, они заручились поддержкой одного из важных украинских олигархов, Александра Ярославского. Его DCH Group китайцы согласились уступить 25% плюс одну акцию компании (то есть де-юре потеряли контрольный пакет акций). Но приобрели сильного союзника и лоббиста своих интересов на Украине.

4 августа китайская Beijing Skyrizon и DCH Group подали новое заявление в Антимонопольный комитет Украины о покупке акций «Мотор Сич». Однако уже 6 августа украинская прокуратура дополнительно наложила арест на акции и доквалифицировала формулировку обвинения до «государственной измены». Иначе говоря, опека США дает свои плоды и хватка их очень сильна.

Международный арбитражный суд

Китайским инвесторам, по сути, больше ничего не остается. Учитывая, что между Китаем и Украиной действует межгосударственный договор о защите и поощрении взаимных инвестиций, такая циничная и наглая атака украинских силовиков в нарушение международного права не должна остаться безнаказанной.

Если «Мотор Сич» не желает переходить к новому собственнику, то Украина как государство оставляет его себе, но выплачивает отступные китайцам . А заявленная сумма отступных — $3,5 млрд , что на порядок выше фактических затрат, понесенных китайцами на приобретение предприятия.

Общий ущерб от действий украинских чиновников новые владельцы оценили в $3,5 млрд и собираются добиваться его возмещения через суд.

Китайские инвесторы 4 сентября 2020 уже направили Министерству юстиции Украины уведомление об инвестиционном споре.

И на днях появилась информация, что интересы китайских инвесторов в украинском ПАО «Мотор Сич» в инвестиционном споре будут представлять три серьезные международные юридические компании WilmerHale, DLA Piper и Bird & Bird, имеющие огромный опыт и репутацию в таких делах. Советником по вопросам украинского права в международном арбитраже выступит известная юридическая фирма Arzinger. То есть все очень серьезно.

И, по мнению большинства экспертов, у китайцев очень большие шансы одержать верх с суде, ибо законных аргументов к экспроприации в данном деле у Украины нет. Она брутально нарушает межгосударственные договоренности, права частных инвесторов. А словесные увещевания из Вашингтона к делу не подошьешь. Кроме того, среди интерессантов есть и видный украинский олигарх, которого китайцы взяли в долю (Ярославский).

Что по итогу

Украина доигралась в незалежность. Китай — главный торговый партнер и инвестор на Украине. А сумма в $3,5 млрд — неподъемна для Украины. Учитывая зависшие $3 млрд по займу Януковича перед Россией, которые до сих пор перемалываются в судах Лондона, это еще один аргумент к фатальному разрушению инвестиционной привлекательности страны. Украины не в состоянии защитить иностранные инвестиции даже ключевого экономического партнера, с которым у нее заключен договор о защите этих самых инвестиций. Что же говорить о других. И никакие «инвест-няни» Зеленского ситуацию не решат. Инвесторы голосуют ногами — на выход.

Немного о Мотор Сич и данной ситуации в видеоролике ниже (6 минут)

Как вы считаете, передадут ли «Мотор Сич» китайской компании или заплатят отступные?

Поддержите автора лайком, если статья вам понравилась!

Источник

Поделиться с друзьями