Экскурсии по пермским моторам

Содержание
  1. В «Пермских моторах» обновили экспозицию заводского музея в честь 50-летия
  2. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ
  3. Записи сообщества Поиск МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена 90 ЛЕТ НТБ Дорогие друзья, сегодня мы представляем вам уникальный фотоальбом «Моторостроители за книгой». Предлагаем вам заглянуть в читальный зал научно-технической библиотеки предприятия 1960-х – 1980-х гг. Посмотрите, насколько посетители НТБ увлечены процессом поиска решений сложных технологических задач и получения ответов на вопросы освоения авиационных реактивных, вертолетных и ракетных двигателей. Показать полностью. Шестьдесят лет назад из-за отсутствия других информационных ресурсов, библиотека была уникальным образовательным центром,где можно было погрузиться в мир новых технологий, подготовиться к конкурсу профмастерства, получить знания, найти решения и применить их в работе. «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» (Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель). МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена ДАТА В ИСТОРИИ 49 лет назад, 15 февраля 1972 г., состоялся первый полет первого отечественного реактивного пассажирского лайнера Ил-62М. Долгое время он являлся флагманом гражданского воздушного флота страны и на нем было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полета. Силовая установка самолета комплектуется четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30КУ. Показать полностью. Двигатель разработан Пермским КБ Павла Александровича Соловьева в 1971 году. Это одна из успешных модификаций самого известного и самого надежного двигателя в истории отечественного моторостроения Д-30. По сравнению с Д-30 степень двухконтурности Д-30КУ увеличилась почти в 2,5 раза, а температура газа перед турбиной составила 1 400 К. На Д-30КУ впервые в отечественном двигателестроении установлено реверсивное устройство ковшевого типа, не влияющее на характеристики двигателя на прямой тяге. Серийный выпуск освоен на Рыбинском моторном заводе в 1972 г. Выпущено более 1500 двигателей. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена Джаз-фантазия воскресным вечером Друзья, приглашаем вас в Молотовский Государственный театр оперы и балета 1946 года, на концерт джаз-оркестра завода № 19 им. Сталина! Приятного вечера! #музейавиамоторов #Пермскиемоторы МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена ЦИТАТА ДНЯ Доброе утро! Желаем вам отличного дня и делимся цитатой о науке и технологиях русского ученого-механика, основоположника аэродинамики Николая Егоровича Жуковского: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет». МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена Вчера отмечался Международный день женщин в науке. Сегодня мы расскажем вам о двух удивительных женщинах — сёстрах Снигиревых. Мария Николаевна и Галина Николаевна связали свою судьбу с пермским моторостроительным заводом. Родились они с разницей в один год: Мария в 1914 году, а Галина в 1915 году. Показать полностью. После окончания химического факультета пермского госуниверситета им. Горького в 1938 году Марию Николаевну приняли на завод № 19 в Центральную лабораторию лаборантом, уже скоро она стала инженером-исследователем. Ей удалось внести значительный вклад в дело внедрения новой техники, повышения качества и усовершенствования технологического процесса точного литья. Так, в 1946 году Мария Снигирева с группой работников литейного цеха освоила новый метод производства точных отливок, не требующих последующей слесарной зачистки – прецизионного литья. В 1950 году она перешла в цех 66 в группу стального литья. Из этого цеха в 1974 году Мария Николаевна вышла на пенсию. Галина Николаевна после окончания Пермского авиационного техникума в 1935 году поступила на завод № 19 в цех сборки слесарем-сборщиком. Через год она перешла работать в отдел технического контроля. Работала на сборке приемщиком, инспектором, старшим контрольным мастером, начальником ОТК, начальником участка дефектации. Из сборочного цеха вышла на пенсию в 1971 году. Удивительно много совпадений было в жизни Марии и Галины: обе талантливые, родились с разницей в один год и в один день, 36 лет у каждой стажа на пермском моторостроительном, обе отличались профессионализмом и новаторским подходом. По-разному сложилась женская судьба и продолжительность жизни сестёр. Мария Николаевна отдала всю себя науке и производству, после выхода на пенсию она прожила всего 5 лет, уйдя из жизни в 65 лет. Галина Николаевна прожила 89 лет, была одной из первых женщин специалистов высшей категории на сборке, счастливо прожила в браке с Яковом Мироновичем Корчмарским, начальником цеха № 51. Источник Сделано в Перми! Экскурсия на завод класса «Земля-Небо» Пермский моторный завод ведет свою историю с 1934 года, когда был собран и испытан первый мотор М-25, который создавался по лицензии на базе двигателя воздушного охлаждения «Циклон» американской фирмы «Кертис-райт». Разные поколения пермяков знают завод под разными названиями — Завод № 19 имени И.В. Сталина, Пермский моторостроительный завод им. Я.М. Свердлова, ППО «Моторостроитель», ОАО «Пермские моторы» . С 1997 года предприятие действует как ОАО «Пермский Моторный Завод» . Решение о строительстве завода было принято в 1930 году, тогда же началась стройка моторостроительного гиганта. Во второй половине 1932 года завод №19 вводится в число действующих предприятий СССР. Сейчас нам предстоит экскурсия по этому предприятию. Историю ПМЗ прежде всего связывают с именем Иосифа Израилевича Побережского — первого директора завода, Аркадия Дмитриевича Швецова — конструктора эпохи моторных двигателей, и, конечно, Павла Александровича Соловьева, положившего начало выпуску турбореактивных двигателей. На входе нас поприветствовал Петр Каринкин, заместитель начальника производства по механосборочным цехам, потомственный двигателестроитель. Сегодня мы посетим пять цехов и увидим путь производства легендарных пермских двигателей. Это здание совмещает в себе механосборочный цех и музей истории ПМЗ. В начале 2000-х на заводе только начали выходить на пик производственных мощностей. В непростые 90-е годы часть моторостроителей ушла с завода, поскольку работы не было, как и зарплаты. Ситуация начала исправляться, когда в 1994 году, благодаря директору завода Юрию Решетникову, был подписан контракт с «Газпромом» на поставку газотурбинных установок на базе ПС-90А. Тогда производство спустилось с небес на землю и начали заниматься применением двигателей в нефтегазовой сфере Первый цех — механосборочный. Высокоточная техника здесь заменяет десятки рабочих мест, но, несмотря на это, работа идет в три смены. «Некоторые задачи может выполнить только человек. Я сам здесь работал 12 лет, по себе знаю» — подчеркивает Каринкин. Операторы СПУ (станки с программным управлением — Properm.ru) пристально следят, чтобы все оборудование было под контролем. Основная задача этого цеха — производство корпусных деталей для будущих двигателей; узлы компрессора, камеры сгорания, турбины, кольца, лопатки, сектора, из всего этого собирается авиационный двигатель — чудо инженерной техники. Современный станок способен заменить пять своих предшественников, и более прост в управлении. Один сотрудник следит за показателями на пульте управления и корректирует их при необходимости. Оборудование хоть и новое, но нельзя допускать, чтобы станок или деталь приходили в негодность. В одном цехе работают около 20 представителей самых разных профессий: токари, фрезеровщики, слесари, наладчики, сварщики, операторы, наладчики станков. «В последние годы предприятие закупает большое количество оборудования»— объясняет Каринкин. Токари с компьютерной точностью вытачивают детали, на станках российского производства, при этом, их процент брака минимальный. На рабочих местах даже не царит, а властвует чистота. Второй на очереди — центр теплозащитных покрытий. За последние 50 лет на территории завода это единственный производственный корпус, который был построен с нуля. Его общая стоимость почти 1 млрд евро. Корпус оснащен IP телефонией, видеонаблюдением, датчиками давления, системой сигнализации и станками многомиллионной стоимости. В цехе ведется монтаж нового оборудования, предназначенного для нанесения теплозащитных покрытий на детали турбины двигателя. В тесном сотрудничестве предприятия и государства был построен цех теплозащитных покрытий, в котором установлено и работает самое передовое оборудование. В планах — увеличение производительности, и расширение территории комплекса. «В настоящее время наводим здесь порядок, — признается Леонид Дёма, начальник цеха. — Этот корпус предназначен для завершения технологической цепочки обработки рабочих и сопловых лопаток. В одной части зала их подготавливают, а в северной — наносят теплозащитное покрытие». Рабочие лопатки находятся в турбине двигателя. Для каждой лопатки характерен собственный аэродинамический профиль. Обычно он напоминает крыло летательного аппарата. На партию лопаток тратится, в среднем, три часа. За это время лопатка проходит обработку в вакуумных и атмосферных камерах, с ее поверхности удаляют все жировые примеси, после чего отправляют на обработку песком, где выполняется подготовка поверхности лопатки для напыления тепло-защитного покрытия. Вакуумная печь для термической обработки нанесенных покрытий. Эта установка наращивает на лопатки кристаллы столбчатой структуры. Говоря бытовым языком, наносит керамическое термостойкое покрытие, чтобы лопатки выдерживали большую температуру. Несмотря на поражающие размеры, за этим станком работает один специалист. «В 2011 году нам ее (установку) привезли в 63 ящиках, собирали, как конструктор «Лего». Таких установок во всем мире всего четыре. Сегодня ее производительность — 35 тысяч лопаток в год, планируем увеличить вдвое» — гордится Леонид Николаевич. Так выглядят детали после нанесения покрытия. Слева лопатка для перспективного двигателя ПД-14, от лопатки для ПС-90А, она заметно отличается формой. ПД-14 будет устанавливаться на новый пассажирский самолет МС-21. Справа — лопатка для ПС-90А, такие двигатели устанавливаются на «ТУшках» и «ИЛах». На очереди механосварочный цех №34. Он примечателен тем, что в настоящее время в нем идет внедрение современного роботизированного сварочного комплекса «Фрониус». Комплекс «Фрониус», предназначен для сварки корпусов и деталей двигателей. В этом цехе это самый главный новый «сотрудник». На него возлагают большие надежды. Цех занимается изготовлением деталей статора. На территории, работает порядка 300 человек, налажено конвейерное производство. Работа на советских станках велась бы до сих пор, если бы не одно но — количество дефектов стало зашкаливать. Постепенно новое оборудование стали поставлять взамен старого, цех ожил. Так изнутри выглядит механосварочный цех. «Зимой холодно, летом жарко» — признаются сотрудники. Раньше на этих площадках размещался один из цехов «Редуктора», теперь таможенная зона. Сюда привозят новое оборудование, проверяют его и отправляют на монтаж в цеха. Прощаясь с историческим цехом, пересаживаемся на автомобиль. Следующий этап производства находится в нескольких минутах езды. Цех № 51 — сборочный, здесь производят ГТУ наземного применения. На территорию пускают только по пропускам, на входе обязательное требование — надеть белый халат. Врачами мы себя не чувствуем, скорее учеными. «Это Дмитрий Борисович, заместитель по производству. Именно на него работает весь завод», — шутливо отзывается о своем коллеге Петр Игоревич. Наши экскурсоводы снимают с деталей накидку, чтобы продемонстрировать «сердце» двигателя. ГТУ-25П, предназначена для привода газовых нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Его основу составляет газотурбинный двигатель ПС-90 ГП-25, разработанный на базе высокоэффективного авиационного двигателя ПС-90А. Собирают такой «движок» за 7–10 дней. Завод выпускает более десяти типов газотурбинных установок мощностью от 2,5 до 25 МВт. «Качество — это когда возвращается заказчик, а не продукция», — цитирует Каринкин . — Таков наш девиз» . Перед началом сборки узлы выносятся на стеллажи и проходят осмотр. «В этом цехе комплектуют все узлы: собирают газогенератор, модуль турбины высокого давления и свободной турбины»,- объясняет наш экскурсовод. У каждого участка цеха — своя задача по сборке узлов и агрегатов двигателя. Все вручную, даже маркировку и нанесение серийных номеров производят лично работники. « В авиации шутить нельзя. Это автопром может отозвать 10 тысяч авто из эксплуатации, а когда самолет в небе, назад его уже не отзовешь », — чуть улыбается Каринкин. В планах ПМЗ конвейерная сборка, но не такая, как на автомобильных заводах, от участия в работе человеческих рук на предприятии отказываться не будут никогда. Знаменитый ПС-90А, последняя разработка конструктора Павла Соловьева. Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96. ПС-90А стал первым российским авиадвигателем, отработавшим более двенадцати тысяч часов без съема с крыла. В последнем из пяти цехов — цехе сборки авиационных двигателей — нас ждет еще одна гордость ПМЗ — ПС-90А. В конце XX столетия «пээска», как любовно называют ПС-90А на заводе, существенно превосходила другие производимыми двигатели вне России. Гордость ПМЗ обросла различными модификациями: ПС-90А-76, ПС-90А1 и ПС-90А2. Многолетний опыт крупносерийного производства и модернизации двигателей Д-30, ПС-90А, позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться к освоению двигателя пятого поколения ПД-14 для самолета МС-21. Это участок разборки двигателей. Лопатки в сборе. Двигатели перевозят в специальных контейнерах на тягачах. Масса одного ПС-90А — 4 тонны, собирают его за 10 дней. «Двигатели ПМЗ никогда не становились причиной авиакатастроф. К ним нет претензий. Все испытания мы проводим по определенным стандартам, если есть недочеты, обязательно исправляем. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает, а мы на своих ошибках учимся» — сказал напоследок Петр Каринкин. Источник
  4. Сделано в Перми! Экскурсия на завод класса «Земля-Небо»
Читайте также:  Средство для консервации лодочного мотора quicksilver

В «Пермских моторах» обновили экспозицию заводского музея в честь 50-летия

9 августа открылась обновленная экспозиция музея «Пермских моторов». Первыми ее посетили губернатор Пермского края Виктор Басаргин, депутат Законодательного собрания Дмитрий Скриванов, глава Перми Игорь Сапко.

На открытии музея выступил директор предприятия Сергей Попов. Вместо традиционного перерезания ленточки прозвучал заводской гудок:

С этого гудка начинался и заканчивался рабочий день. А 9 мая 1945 года он раздался в честь Победы. Это музей не только завода, это музей города. Потому что завод и город – неразрывно связанные вещи. Есть целые стенды, где рассказывается, какие социальные объекты строил завод. Мы добавили много интерактива, который позволяет легко менять экспозицию, но сердцем экспозиции всегда были и будут оставаться наши моторы.

Впервые в музее показаны ордена, которыми был награжден завод, знамя государственного комитета обороны. Его передали предприятию после войны. Также музей представил личные вещи конструктор первых советских авиадвигателей Аркадия Швецова, создателя ракетного производства Михаила Субботина, конструктора соврменных двигателей Павла Соловьева. В музее появилась технологическая витрина, где представлены лопатки двигателей, в том числе ПД-14. Как рассказал руководитель Бюро истории завода Валерия Гаврилова, музейное пространство изменили для лучшего восприятия информации. В частности довлены интерактивные панели, новые экспонаты.

На мероприятии губернатор Пермского края Виктор Басаргин поблагодарил всех, кто участвовал в реконструкции музея:

Без него нам было бы сложно рассказать следующему поколению об истории завода. А начиналось все еще в 1930-е годы. В те тяжелые годы люди нашли в себе силы начать такое производство, думаю, и сейчас государство сделает все возможное, чтобы обновить жизнь завода.

В свою очередь депутат Законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов отметил заслуги предприятия:

Сегодня перед «Пермскими моторами» открываются новые пути, новые перспективы. Мы все свидетели и участники этого процесса. Я говорю о проекте создания технополиса «Новый Звездный». Это проект, реализацию которого контролирует президент Владимир Путин. Это, действительно, новая страница истории предприятия, Пермского края и России. И я, как депутат Законодательного собрания Пермского края, приложу все возможные усилия, чтобы этот проект реализовался как можно скорее. Это принципиально важно для всех пермяков. И очень важно объединить усилия федерального центра, краевой законодательной и исполнительной власти, самого предприятия.

После экскурсии по музейному пространству, перед гостями выступил Геогрий Изгагин — сын бывшего директора Пермских моторных заводов Бориса Изганина:

Я очень рад, что молодежь, которая будет приходить в этот музей, сможет узнать и гордиться тем, что было создано на заводе предыдущими поколениями.

Отметим, музей завода «Пермские моторы» был открыт 4 ноября 1968 года по инициативе ветеранов завода и при поддержке руководителя предприятия Михаила Ивановича Субботина.

Читайте также:  Тюнинг мотора фрилендер 2

Источник

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ

  • Записи сообщества
  • Поиск

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена

90 ЛЕТ НТБ

Дорогие друзья, сегодня мы представляем вам уникальный фотоальбом «Моторостроители за книгой».

Предлагаем вам заглянуть в читальный зал научно-технической библиотеки предприятия 1960-х – 1980-х гг. Посмотрите, насколько посетители НТБ увлечены процессом поиска решений сложных технологических задач и получения ответов на вопросы освоения авиационных реактивных, вертолетных и ракетных двигателей.
Показать полностью.

Шестьдесят лет назад из-за отсутствия других информационных ресурсов, библиотека была уникальным образовательным центром,где можно было погрузиться в мир новых технологий, подготовиться к конкурсу профмастерства, получить знания, найти решения и применить их в работе.

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» (Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель).

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена

ДАТА В ИСТОРИИ

49 лет назад, 15 февраля 1972 г., состоялся первый полет первого отечественного реактивного пассажирского лайнера Ил-62М. Долгое время он являлся флагманом гражданского воздушного флота страны и на нем было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полета.

Силовая установка самолета комплектуется четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30КУ.
Показать полностью.
Двигатель разработан Пермским КБ Павла Александровича Соловьева в 1971 году. Это одна из успешных модификаций самого известного и самого надежного двигателя в истории отечественного моторостроения Д-30.

По сравнению с Д-30 степень двухконтурности Д-30КУ увеличилась почти в 2,5 раза, а температура газа перед турбиной составила 1 400 К.

На Д-30КУ впервые в отечественном двигателестроении установлено реверсивное устройство ковшевого типа, не влияющее на характеристики двигателя на прямой тяге.

Серийный выпуск освоен на Рыбинском моторном заводе в 1972 г. Выпущено более 1500 двигателей.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена

Джаз-фантазия воскресным вечером

Друзья, приглашаем вас в Молотовский Государственный театр оперы и балета 1946 года, на концерт джаз-оркестра завода № 19 им. Сталина! Приятного вечера!
#музейавиамоторов #Пермскиемоторы

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена

ЦИТАТА ДНЯ

Доброе утро! Желаем вам отличного дня и делимся цитатой о науке и технологиях русского ученого-механика, основоположника аэродинамики Николая Егоровича Жуковского:

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет».

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ запись закреплена

Вчера отмечался Международный день женщин в науке.

Сегодня мы расскажем вам о двух удивительных женщинах — сёстрах Снигиревых. Мария Николаевна и Галина Николаевна связали свою судьбу с пермским моторостроительным заводом. Родились они с разницей в один год: Мария в 1914 году, а Галина в 1915 году.
Показать полностью.

После окончания химического факультета пермского госуниверситета им. Горького в 1938 году Марию Николаевну приняли на завод № 19 в Центральную лабораторию лаборантом, уже скоро она стала инженером-исследователем. Ей удалось внести значительный вклад в дело внедрения новой техники, повышения качества и усовершенствования технологического процесса точного литья. Так, в 1946 году Мария Снигирева с группой работников литейного цеха освоила новый метод производства точных отливок, не требующих последующей слесарной зачистки – прецизионного литья. В 1950 году она перешла в цех 66 в группу стального литья. Из этого цеха в 1974 году Мария Николаевна вышла на пенсию.

Галина Николаевна после окончания Пермского авиационного техникума в 1935 году поступила на завод № 19 в цех сборки слесарем-сборщиком. Через год она перешла работать в отдел технического контроля. Работала на сборке приемщиком, инспектором, старшим контрольным мастером, начальником ОТК, начальником участка дефектации. Из сборочного цеха вышла на пенсию в 1971 году.

Удивительно много совпадений было в жизни Марии и Галины: обе талантливые, родились с разницей в один год и в один день, 36 лет у каждой стажа на пермском моторостроительном, обе отличались профессионализмом и новаторским подходом.

По-разному сложилась женская судьба и продолжительность жизни сестёр. Мария Николаевна отдала всю себя науке и производству, после выхода на пенсию она прожила всего 5 лет, уйдя из жизни в 65 лет. Галина Николаевна прожила 89 лет, была одной из первых женщин специалистов высшей категории на сборке, счастливо прожила в браке с Яковом Мироновичем Корчмарским, начальником цеха № 51.

Источник

Сделано в Перми! Экскурсия на завод класса «Земля-Небо»

Пермский моторный завод ведет свою историю с 1934 года, когда был собран и испытан первый мотор М-25, который создавался по лицензии на базе двигателя воздушного охлаждения «Циклон» американской фирмы «Кертис-райт».

Разные поколения пермяков знают завод под разными названиями — Завод № 19 имени И.В. Сталина, Пермский моторостроительный завод им. Я.М. Свердлова, ППО «Моторостроитель», ОАО «Пермские моторы» . С 1997 года предприятие действует как ОАО «Пермский Моторный Завод» .

Решение о строительстве завода было принято в 1930 году, тогда же началась стройка моторостроительного гиганта. Во второй половине 1932 года завод №19 вводится в число действующих предприятий СССР. Сейчас нам предстоит экскурсия по этому предприятию.

Историю ПМЗ прежде всего связывают с именем Иосифа Израилевича Побережского — первого директора завода, Аркадия Дмитриевича Швецова — конструктора эпохи моторных двигателей, и, конечно, Павла Александровича Соловьева, положившего начало выпуску турбореактивных двигателей.

На входе нас поприветствовал Петр Каринкин, заместитель начальника производства по механосборочным цехам, потомственный двигателестроитель. Сегодня мы посетим пять цехов и увидим путь производства легендарных пермских двигателей.

Это здание совмещает в себе механосборочный цех и музей истории ПМЗ.

В начале 2000-х на заводе только начали выходить на пик производственных мощностей. В непростые 90-е годы часть моторостроителей ушла с завода, поскольку работы не было, как и зарплаты. Ситуация начала исправляться, когда в 1994 году, благодаря директору завода Юрию Решетникову, был подписан контракт с «Газпромом» на поставку газотурбинных установок на базе ПС-90А. Тогда производство спустилось с небес на землю и начали заниматься применением двигателей в нефтегазовой сфере

Первый цех — механосборочный. Высокоточная техника здесь заменяет десятки рабочих мест, но, несмотря на это, работа идет в три смены. «Некоторые задачи может выполнить только человек. Я сам здесь работал 12 лет, по себе знаю» — подчеркивает Каринкин. Операторы СПУ (станки с программным управлением — Properm.ru) пристально следят, чтобы все оборудование было под контролем. Основная задача этого цеха — производство корпусных деталей для будущих двигателей; узлы компрессора, камеры сгорания, турбины, кольца, лопатки, сектора, из всего этого собирается авиационный двигатель — чудо инженерной техники.

Современный станок способен заменить пять своих предшественников, и более прост в управлении. Один сотрудник следит за показателями на пульте управления и корректирует их при необходимости.

Оборудование хоть и новое, но нельзя допускать, чтобы станок или деталь приходили в негодность.

В одном цехе работают около 20 представителей самых разных профессий: токари, фрезеровщики, слесари, наладчики, сварщики, операторы, наладчики станков. «В последние годы предприятие закупает большое количество оборудования»— объясняет Каринкин.

Токари с компьютерной точностью вытачивают детали, на станках российского производства, при этом, их процент брака минимальный.

На рабочих местах даже не царит, а властвует чистота.

Второй на очереди — центр теплозащитных покрытий. За последние 50 лет на территории завода это единственный производственный корпус, который был построен с нуля. Его общая стоимость почти 1 млрд евро. Корпус оснащен IP телефонией, видеонаблюдением, датчиками давления, системой сигнализации и станками многомиллионной стоимости. В цехе ведется монтаж нового оборудования, предназначенного для нанесения теплозащитных покрытий на детали турбины двигателя.

В тесном сотрудничестве предприятия и государства был построен цех теплозащитных покрытий, в котором установлено и работает самое передовое оборудование. В планах — увеличение производительности, и расширение территории комплекса.

«В настоящее время наводим здесь порядок, — признается Леонид Дёма, начальник цеха. — Этот корпус предназначен для завершения технологической цепочки обработки рабочих и сопловых лопаток. В одной части зала их подготавливают, а в северной — наносят теплозащитное покрытие».

Рабочие лопатки находятся в турбине двигателя. Для каждой лопатки характерен собственный аэродинамический профиль. Обычно он напоминает крыло летательного аппарата.

На партию лопаток тратится, в среднем, три часа. За это время лопатка проходит обработку в вакуумных и атмосферных камерах, с ее поверхности удаляют все жировые примеси, после чего отправляют на обработку песком, где выполняется подготовка поверхности лопатки для напыления тепло-защитного покрытия.

Вакуумная печь для термической обработки нанесенных покрытий.

Эта установка наращивает на лопатки кристаллы столбчатой структуры. Говоря бытовым языком, наносит керамическое термостойкое покрытие, чтобы лопатки выдерживали большую температуру.

Несмотря на поражающие размеры, за этим станком работает один специалист. «В 2011 году нам ее (установку) привезли в 63 ящиках, собирали, как конструктор «Лего». Таких установок во всем мире всего четыре. Сегодня ее производительность — 35 тысяч лопаток в год, планируем увеличить вдвое» — гордится Леонид Николаевич.

Так выглядят детали после нанесения покрытия. Слева лопатка для перспективного двигателя ПД-14, от лопатки для ПС-90А, она заметно отличается формой. ПД-14 будет устанавливаться на новый пассажирский самолет МС-21. Справа — лопатка для ПС-90А, такие двигатели устанавливаются на «ТУшках» и «ИЛах».

На очереди механосварочный цех №34. Он примечателен тем, что в настоящее время в нем идет внедрение современного роботизированного сварочного комплекса «Фрониус».

Комплекс «Фрониус», предназначен для сварки корпусов и деталей двигателей. В этом цехе это самый главный новый «сотрудник». На него возлагают большие надежды.

Цех занимается изготовлением деталей статора. На территории, работает порядка 300 человек, налажено конвейерное производство. Работа на советских станках велась бы до сих пор, если бы не одно но — количество дефектов стало зашкаливать. Постепенно новое оборудование стали поставлять взамен старого, цех ожил.

Так изнутри выглядит механосварочный цех. «Зимой холодно, летом жарко» — признаются сотрудники.

Раньше на этих площадках размещался один из цехов «Редуктора», теперь таможенная зона. Сюда привозят новое оборудование, проверяют его и отправляют на монтаж в цеха.

Прощаясь с историческим цехом, пересаживаемся на автомобиль. Следующий этап производства находится в нескольких минутах езды. Цех № 51 — сборочный, здесь производят ГТУ наземного применения. На территорию пускают только по пропускам, на входе обязательное требование — надеть белый халат. Врачами мы себя не чувствуем, скорее учеными.

«Это Дмитрий Борисович, заместитель по производству. Именно на него работает весь завод», — шутливо отзывается о своем коллеге Петр Игоревич.

Наши экскурсоводы снимают с деталей накидку, чтобы продемонстрировать «сердце» двигателя.

ГТУ-25П, предназначена для привода газовых нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Его основу составляет газотурбинный двигатель ПС-90 ГП-25, разработанный на базе высокоэффективного авиационного двигателя ПС-90А. Собирают такой «движок» за 7–10 дней.

Завод выпускает более десяти типов газотурбинных установок мощностью от 2,5 до 25 МВт. «Качество — это когда возвращается заказчик, а не продукция», — цитирует Каринкин . — Таков наш девиз» .

Перед началом сборки узлы выносятся на стеллажи и проходят осмотр. «В этом цехе комплектуют все узлы: собирают газогенератор, модуль турбины высокого давления и свободной турбины»,- объясняет наш экскурсовод.

У каждого участка цеха — своя задача по сборке узлов и агрегатов двигателя. Все вручную, даже маркировку и нанесение серийных номеров производят лично работники. « В авиации шутить нельзя. Это автопром может отозвать 10 тысяч авто из эксплуатации, а когда самолет в небе, назад его уже не отзовешь », — чуть улыбается Каринкин.

В планах ПМЗ конвейерная сборка, но не такая, как на автомобильных заводах, от участия в работе человеческих рук на предприятии отказываться не будут никогда.

Знаменитый ПС-90А, последняя разработка конструктора Павла Соловьева. Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96. ПС-90А стал первым российским авиадвигателем, отработавшим более двенадцати тысяч часов без съема с крыла.

В последнем из пяти цехов — цехе сборки авиационных двигателей — нас ждет еще одна гордость ПМЗ — ПС-90А. В конце XX столетия «пээска», как любовно называют ПС-90А на заводе, существенно превосходила другие производимыми двигатели вне России. Гордость ПМЗ обросла различными модификациями: ПС-90А-76, ПС-90А1 и ПС-90А2. Многолетний опыт крупносерийного производства и модернизации двигателей Д-30, ПС-90А, позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться к освоению двигателя пятого поколения ПД-14 для самолета МС-21.

Это участок разборки двигателей.

Лопатки в сборе.

Двигатели перевозят в специальных контейнерах на тягачах. Масса одного ПС-90А — 4 тонны, собирают его за 10 дней.

«Двигатели ПМЗ никогда не становились причиной авиакатастроф. К ним нет претензий. Все испытания мы проводим по определенным стандартам, если есть недочеты, обязательно исправляем. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает, а мы на своих ошибках учимся» — сказал напоследок Петр Каринкин.

Источник

Поделиться с друзьями