Форсируем 4 тактный лодочный мотор

Как «раздушить» лодочный мотор и получить больше мощности?

Покупатели часто спрашивают у продавцов: «Как увеличить мощность лодочного мотора?». Многие слышали, что можно раздушить мотор и получить больше мощности без потери в ресурсе. На форумах обсуждается возможность купить мотор в 9.9 лошадиных сил и форсировать его до 15-20 л.с. Насколько это безопасно и возможно, давайте разберемся…

Друзья, начиная разговор на столь непростую тему, отметим в самом начале: распространяемая нами информация имеет характер РЕКОМЕНДАЦИИ, основанной на личном опыте сотрудников и мастеров сети «Лодки-Питер», уже более 13 лет занимающейся всеми видами услуг по продаже и обслуживанию водно-моторной техники всех типов (лодок, яхт, катеров и подвесных лодочных моторов).

Как раздушить лодочный мотор — вопрос, который интересует многих рыбаков, в первую очередь владельцев ПЛМ средней и малой мощности 5-15 л.с. Ведь известно и справедливо выражение: какой же русский не любит быстрой езды. При этом не менее важный вопрос — какие лодочные моторы можно раздушить без особых проблем, а какие двигатели не имеют такой возможности. На форумах можно найти самые разные советы и видео, зачастую они противоречат друг другу и могут только запутать. — С учётом нашего опыта (более 13 лет работы с водно-моторной техникой) и на правах официального дилера по СПб и Ленобласти для таких брендов, как Tohatsu, Mercury, Honda, Marlin, MinnKota и MotorGuide, делимся проверенной информацией.

Мы приведём конкретные примеры того, как увеличить мощность лодочного мотора и при этом не допустить повреждения конструкции двигателя в ходе предполагаемого «апгрейда».

Подчеркнём, что при выполнении форсирования любого двигателя (хоть 5 л.с., хоть 9.9) для нас главное:

  • сохранение начальной работоспособности ПЛМ в полном объёме и
  • недопущение подрыва заводского моторесурса и (как следствие) преждевременного схода мотора с дистанции.

Начнём с базовых вопросов.

Под форсированием подвесного лодочного мотора понимают увеличение его мощности в самом широком смысле. Сами же способы форсирования могут быть разными.

Подробнее об увеличении мощности

Мощность мотора — изменяемый показатель. Особенно это касается современных моторов из-за рубежа — они изначально рассчитаны на более серьёзные обороты при работе, но производители устанавливают в них ограничители в процессе сборки. Делается это для того, чтобы можно было продавать один и тот же мотор, но с разной заявленной скоростью (которая регулируется уровнем ограничителя).

Увеличить мощность лодочного мотора можно, прибегнув к обычному форсированию (изменить зазор клапанов, увеличить размер диффузора и т.д.), или произвести раздушку — снять все ограничители, которые не дают двигателю работать во всю силу.

Мотор Yamaha


В подобных движках даже замена карбюратора на более совершенные варианты решает немногое. Для доработки здесь рекомендуется убрать заводской ограничитель мощности, а также отогнуть лепестки клапана в дроссельной заслонке.
Следует заметить, что на движках марки Yamaha установка ограничителей выполняется из экологических побуждений. Во многих западных государствах действуют жесткие законы касательно количества вредных выхлопов в атмосферу. Поэтому производитель попросту вынужден прибегать к такому решению.

На какую прибавку можно рассчитывать?

Всё зависит от способа увеличения скоростных характеристик.

При раздушке всё будет зависеть от двигателя и его фирмы-производителя. В каких-то моделях показатели могут увеличиться на 3-5 л.с., а в других всего лишь на 1-2 л.с. Стоит почитать в интернете отзывы людей, снявших ограничители на таком же моторе, как и у вас. Они расскажут, на сколько лошадей у них увеличилась мощность устройства.

Читайте также:  Пвх лодки под мотор nissamaran

При форсировке деталей на прибавку в силе повлияет качество и объём проделанной работы. Где-то можно не так просверлить отверстие, слишком сильно или слабо затянуть пластины и гайки — всё это скажется на работе двигателя. Люди, получившие форсированный двигатель, отмечают увеличение производительности примерно на 2-4 л.с.

Проверка расположения кильсона

Первым объектом нашего придирчивого осмотра будет надувной кильсон и его монтаж на днищевом полотне. Если производителем вклеен кильсон не по размеру длины днища – более короткий или, наоборот, длинный – перед транцем может образоваться или провал, или горб (а на фото 1 – и то, и другое). При этом на фото представлен не самый яркий пример, иногда бывает и значительно серьезнее. Дефектом это назвать язык не поворачивается, потому как плаванию не особо мешает и на управляемость с безопасностью если и влияет, то несильно.

Но если лодка эксплуатируется напряженно, то более низкая скорость приведет к большему расходу топлива, что при современных ценах на бензин уже может быть ощутимо для семейного бюджета. Если с подобным дефектом нет возможности обратиться непосредственно к производителю (тем более что некоторые из них оправдывают укороченный кильсон необходимостью легкого доступа к сливному клапану, расположенному, как правило, в самой низкой точке на днище – фото 2), то вопрос можно решить собственными силами и своими руками.

Для устранения ямы, которая возникает перед транцем, можно пойти разными путями. Рассмотрим два самых простых как по работе, так и по материалам. Первый вариант: поскольку будем выправлять лишь небольшой участок киля, примерно 150 — 200 мм, то в эту зону подойдут разные пластиковые профили для упора.

На тех лодках, с которыми мне пришлось иметь дело, я устанавливал кусок серой трубы для производства санитарно- технических работ, подойдет и белая пластиковая труба для воздуховодов. На фото 3 она обозначена как «формирующий цилиндр» и выделена красным. Только перед походом в магазин нужно точно промерить расстояние от нижней поверхности пайола до днища, но уже с учетом того, как оно должно стоять в идеале.

Приобретаемая труба должна быть такого диаметра, чтобы внутрь неё поместилась небольшая, 100 — 150 мм, оконечность кильсона и чтобы установленная кормовая секция пайола надежно сформировала при помощи этой трубы линию киля. Если на транце установлен клапанный сливной механизм, то сверху в трубе следует сделать вырез, совпадающий с тем, что имеется в секции пайола. Какие-то дополнительные крепления этому пластиковому приспособлению не нужны, оно и так надежно фиксируется кормовой секцией пайола.

Подобная конструкция проста в изготовлении. Она не мешает транспортировке и сворачиванию лодки и инсталлируется в лодку перед установкой двух кормовых секций пайола. Но помогает она лишь в том случае, если днище натянуто достаточно хорошо и подобная впадина наблюдается только в области киля.

В этой связи не могу не упомянуть , которая в одной из своих моделей «Викинг ПРО» для придания необходимой килеватости ставит подобную конструкцию кильсона уже, что называется, в стоке (фото 4), лишь смещая сливное устройство чуть в сторону (фото 5), чтобы кильсон новый конструкции его не перекрывал.

Если впадина наличествует по всей линии сопряжения наклеенного днища с транцем, то в этом случае борьба получится заметно сложнее и просто трубой не обойтись. Это уже второй вариант решения проблемы. И в его качестве предполагается жесткая вставка из листового пластика. Её можно изготовить, к примеру, из вспененного ПВХ или куска стеклопластика толщиной 3 — 5 мм — в зависимости от жесткости этого композита. Эта панель (или две части общей панели), размещенная между кильсоном и днищем, и будет изнутри поддерживать форму днища и сможет полностью или в значительной мере убрать и провал по всей линии приклейки днищевого полотна, и выправить горб, значительно улучшив обводы судна.

Читайте также:  Транец 381 мм мотор лучший

Такую работу можно выполнить и на кухне, имея под руками самый простой набор инструментов. Потребуется лишь снять точные размеры, перенести их на лист картона, вырезать из него шаблон и подогнать строго по месту, без зазоров вдоль шва на баллонах. Я подобные вставки делал из листового стеклопластика толщиной 2 — 3 мм, вырезая «крыло» вот такой формы (фото 6). Данная конструкция подходит для обоих случаев: когда нужно убрать и яму, и бугор перед транцем. Единственным отличием была высота этого «крыла»: для бугра она, как правило, на 200 — 300 мм больше.

Если для этих целей использовать вспененный ПВХ, имеющий заметно меньшую твердость, имеет смысл на вставке по передней и боковым кромкам снять фаску, чтобы на внешней поверхности днища не было от неё заметных выступов. Вставка перевозится отдельно и устанавливается на свое место только на заключительном этапе сборки лодки перед установкой пайольного покрытия в кормовой части.

Замечу, что в отдельных случаях использование вставки может быть совмещено с установкой цилиндра для упора на кильсон.

Особенности 2-х и 4-х тактных двигателей

  • достаточно просты в конструкции;
  • недороги в эксплуатации и ремонте;
  • легки в переноске и установке на лодку;
  • очень резвый, быстро набирает обороты;
  • крайне шумный, особенно на высокой скорости.
  • сложны в устройстве, имеют много деталей;
  • минимальное количество выхлопных газов;
  • минимальное потребление бензина;
  • дорогие запчасти для замены;
  • очень большой вес.

Как увеличить мощность

Раздушка

Прочитайте инструкцию о техническом устройстве мотора на официальном сайте производителя или посмотрите обучающие видео-уроки на тему «Как раздушить лодочный мотор» для того, чтобы разобрать мотор и снять ограничения. Универсального метода здесь нет, так как конструкция у двигателей разная. После того, как с разборкой покончено, нужно приступить к самому снятию ограничений. Обычно это замена нескольких деталей. Но здесь тоже всё зависит от конкретной модели.

Клапана

Сначала ищем ограничитель заслонки дросселя на затворе карбюратора. «Окошко» у заслонки открывается на 80 градусов и более — всё в порядке. Раскрывается меньшее пространство? Тогда найдите лепестковый клапан (находится под цилиндром или рядом с ним) и слегка отогните лепестки. Ключевое слово здесь — слегка. Если переусердствовать, придётся очень долго мучиться с ремонтом техники и переплачивать за бензин — расход топлива может вырасти почти в 2 раза!

Карбюратор

Здесь потребуется провести сразу несколько сложных и кропотливых операций. Если чувствуете, что не справитесь сами, то не стоит рисковать целым мотором — отдайте его в мастерскую. Но всё же решились на такой шаг, то вот последовательность действий:

  • отсоедините карбюратор от мотора и положите его на ровную и чистую поверхность;
  • отметьте кружок диаметром 0,1 мм на диффузоре и просверлите там отверстие;
  • отрегулируйте зажигание и дозатор, ведь теперь им придётся выдерживать большую нагрузку;
  • соберите карбюратор в исходное состояние и проверьте его работу на малых оборотах;

Прошивка

Ещё один способ увеличить мощность лодочного мотора — прошить чип. В дорогие модели двигателей бывает вмонтирована электроника. Чип — такой же ограничитель, как и на обычных моторах, только электронный. Чтобы ни что его не сдерживало, потребуется компьютерное вмешательство. Прошить чип (то есть снять с него установленные программой ограничения) могут только люди с базовыми знаниями программирования и специальным оборудованием.

Поищите таких в своем городе или на досках объявлений.

Прочие способы

Есть и множество других факторов, влияющих на максимальную скорость техники:

  1. проверьте, цел ли ваш винт. Он постоянного соприкосновения с речным мусором, водорослями и ветками деревьев на нём могли появиться трещины или, того хуже, погнуться лопасти. Состояние этого элемента мотора повлияет на его вращательную способность.
  2. увеличьте зазоры клапанов, стоящих на выходе и входе. Из-за разного количества горючей смеси в камере сгорания они могут изменить свой угол наклона или деформироваться.
  3. установите мотор слегка выше уровня транца. Этим вы заметно уменьшите сопротивление сапога дейдвуда. Но не переборщите, чтобы винт не захватывал воздух на крутых поворотах.
Читайте также:  Самодельный дельтаплан без мотора

Правила оптимизации параметров лодки

Перед тем как вводить механические модификации в моторе, хорошо бы рационализировать другие параметры лодки. Они также влияют на её скорость.

  1. Оставляйте лишний груз на берегу. Перед очередным использованием лодки, внимательно осмотрите её, не везёте ли вы с собой лишних вещей. Это те предметы, которые абсолютно не нужны на воде, или без них некоторое время можно обойтись. Загляните в бензобак может он слишком громоздок, а значит, тяжёл. По возможности можно и транцевые колёса не брать, а анкер, например, поменять на плавучий, а можно убрать совсем.
  2. Обратите внимание на винт. Периодически проводите осмотр винта: трещинки, разные сколы, неровности, все дефекты вызывают понижение вытесняющей силы. Обычно такие винты меняют, на крайний случай, хорошо отшлифовывают. Для выхода вашей лодки на глиссер попробуйте поставить четырёхлопастной винт. При монтаже металлического винта можно поднять КПД движка, если ещё уменьшить толщину лопасти.
  3. Настройте положение мотора относительно транца. Для этого необходимо приподнять двигатель повыше, если нужно применяйте дополнительные проставки. Только не перестарайтесь, иначе ваши лопасти будут при качке, крутых поворотах, высокой волне показываться из воды и вращаться в воздухе. Этим можно понизить противодействие сапога дейдвуда.
  4. Выровняйте лодку при помощи правильногораспределения груза. Если сделать всё как положено, тогда совсем незначительный дифферент, будет приходиться набок кормы лодки. Мотор при работе обязан быть в такой позиции, чтобы центр винта был обязательно параллелен к водной глади.
  5. Проверяйте давлениев баллонах. Баллоны необходимо закачивать воздухом, покуда они не будут звенеть. Это нужно, когда лодка окажется в воде, воздух в баллонах остынет и давление понизится. Такой фактор может влиять и на скорость перемещения лодки.

Может ли увеличение скорости сказаться на износе деталей мотора?

— Да, если мотор не был по заводским характеристикам предназначен для такой мощности. Движение на больших скоростях скажется на состоянии запчастей, расшатывании гаек и болтов.

Есть ли специализированные сервисы, занимающиеся тюнингом моторов?

— Да, такие есть. Их контакты можно найти в интернете или в социальных сетях. Цены будут зависеть от модели мотора и желаемого увеличения характеристик.

Безопасность

При любых самостоятельных перенастройках двигателей нужно не забывать об элементарных правилах безопасности:

  1. Если мотор будет сверхмощный, то лодка может стать очень неустойчивой.
  2. Она либо перевернется, либо во время резкого поворота пассажиров просто выбросит за борт.

Поэтому решив усовершенствовать свое приобретение, не стоит злоупотреблять современными новшествами. Всегда нужно соизмерять технические характеристики лодки с возможной максимально допустимой мощностью.

Перед каждым отправлением на дальнее расстояние не забывайте проверять исправность всех деталей и целостности самой лодки, ведь безопасность пассажиров и самого водителя должна быть всегда на первом месте.

Источник

Поделиться с друзьями