Как дела у мотор сич

Содержание
  1. Скандал с «Мотор-Сич». Как Украина совершает инвестиционное самоубийство
  2. Чем обернутся последствия скандала с «Мотор Сич» для экономики Украины
  3. Эксперты продолжают обсуждать экономическое самоубийство, которое совершают украинские власти, вводя по мановению заокеанской длани санкции против китайских инвесторов крупнейшего авиазавода «Мотор Сич»
  4. Китай утратил интерес к «Мотор Сич»
  5. История с продажей украинского двигателестроительного предприятия «Мотор Сич» получила неожиданный поворот. Её новые совладельцы из КНР — Beijing Xinwei Technology Group — заявили о том, что приобретённый актив больше не представляет ценности. Тем более, что сама китайская корпорация оказалась в шаге от банкротства. Однако утрата интереса компании к украинским двигателям и её финансовое положение могут быть выглядеть совсем иначе, чем кажется на первый взгляд

Скандал с «Мотор-Сич». Как Украина совершает инвестиционное самоубийство

Украина ввела санкции против китайских компаний и бизнесменов, которые намеревались приобрести «Мотор-Сич». Президент Владимир Зеленский не стал рисковать и поступил так, как ему рекомендовали в Вашингтоне. В США опасались того, что связанная с правительством Китая компания получит доступ к комплектующим для военной авиатехники, поэтому любыми способами хотели сорвать сделку. Украина же может получить еще один мертвый авиазавод, отток восточных инвестиций, но зато хорошие отношения с США.

Vesti.ua разобрались, какими могут быть последствия столь откровенно-агрессивного выпада Украины в сторону КНР.

Продавать или не продавать

Украинские авиационные предприятия начали умирать после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе. Авиационные двигатели, приборы для самолетов и вертолетов, а также другие комплектующие в основном покупала Российская Федерация.

Война уже не позволяла поставлять детали в РФ Винницкому авиазаводу, Харьковскому авиационному предприятию, Закарпатскому вертолетному объединению. Завод «Радар» в Киеве превратился в площадку под застройку, а из старых авиагигантов осталась только «Мотор-Сич».

Руководитель «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев с 2015 года искал варианты продажи предприятия китайцам. В 2015 году он заключил меморандум с холдингом Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd о сотрудничестве. Украинские технологии и часть специалистов должны были переехать в Китай, чтобы создать завод по производству авиационных двигателей в Чунцине.

Такие услуги китайцы щедро оплачивали. «Мотор-Сич» получил 100 млн долларов кредита под 0,3% годовых, а в целом компания из КНР перевела компании Богуслаева около 250 млн долларов. Китайский холдинг получил 56% акций предприятия в 2017 году. Даже возможное сотрудничество китайского руководства с Россией и поставка продукции «Мотор-Сич» военным РФ не сильно напрягало украинские власти.

При президенте Порошенко планировалось, что Китай получит более 50% акций, а 25% останется у концерна «Укроборонпром». При Зеленском этот пункт пересмотрели – на 25% стал претендовать украинский олигарх Александр Ярославский , о чем сообщают представители общественной организации StateWatch, изучающей коррупцию в оборонном комплексе страны.

Все шло к тому, что сотрудничающая с правительством Китая фирма получала украинский завод, его мощности и чертежи для использования в своей оборонной промышленности. Все изменилось 14 января 2021 года, когда Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США ввело санкции против Skyrizon Aircraft Holdings Limited.

Как отреагировал Китай

Офис президента долго не принимал четкого решения по вопросу «Мотор-Сич». Действия последовали лишь после непрямого указа из США. За срыв операции придется заплатить.

Skyrizon уже изъявила желание взыскать с Украины 3,5 млрд долларов. Учитывая промедление со стороны Украины, у китайцев есть хорошие шансы отсудить эти деньги в Международном арбитраже.

Это далеко не все. Учитывая, что за сделкой следило правительство КНР, которое было одним из гарантов оплаты, скандал уже стал политическим.

» Мы против того, чтобы правительство другого государства применяло односторонние санкции в отношении китайских предприятий. Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов КНР «, – заявили в МИДе азиатского государства.

Это сигнал того, что Китай в будущем может пересмотреть свои экономические отношения с Украиной. Не стоит забывать о том, что КНР – один из крупнейших торговых партнеров Украины.

Эксперт в сфере экономики Алексей Кущ рассказал Vesti.ua, что КНР не будет накладывать ответные санкции. Легче от этого Украине не станет.

» Даже когда США вводили торговые санкции против Китая, те неохотно принимали ответные меры. Месть будет холодной. Китай будет постепенно охлаждать торгово-экономические отношения с Украиной. Будут переориентироваться на другие страны. Украина может потерять не только рынок КНР, но и других азиатских стран «, – говорит эксперт.

Читайте также:  Шуруповерт вместо лодочного мотора

Заманить китайских инвесторов станет еще сложнее. Высока вероятность того, что правительство КНР настоятельно будет рекомендовать местным фирмам искать другие инвестплощадки в обход Украины.

» Президент дал ясно понять, что перед инвестициями в Украину нужно спросить разрешения в США. Бизнес задумается о том, нужно ли направлять свои деньги в страну, чье правительство может все отменить по звонку из Белого Дома. Об инвестициях из Китая можно пока что забыть «, – говорит Кущ.

Что потеряет Украина

Кроме 3,5 млрд долларов, которые с высокой долей вероятности придется выплачивать Китаю, будут и другие потери. В первую очередь проблемы будут у агропромышленного комплекса.

В первом полугодии 2020 года экспорт агропродукции в Китай составил 2,4 млрд долларов. КНР нуждается в импорте продовольствия, и Украина очень помогает ему в этом. Более того, КНР инвестирует в инфраструктуру. Китайские фирмы строят зерноперерабатывающие заводы. В Николаевском порту построен перегрузочный комплекс, а сам порт рассматривался в качестве участника проекта «Новый Шелковый путь».

Интересы КНР есть в сфере строительства и энергетики. Китайские компании финансировали строительство Днестровской ГЭС, инвестирует в солнечную энергию. Компании из КНР выступают подрядчиками при строительстве мостов и дорог.

Если китайские инвесторы отвернутся от не самой привлекательной площадки в лице Украины, то Зеленскому придется либо искать замену КНР, либо требовать компенсации у Запада. В противном случае украинские граждане вынуждены будут оплачивать из своего кармана геополитическое противостояние США против КНР.

С высокой долей вероятности прекратит свое полноценное существование «Мотор-Сич». Отсутствие рынков и инвестиций сделают свое дело. Перекрыв выход на российский рынок, украинские власти не предложили для предприятия альтернативы. «Мотор-Сич» осталась наедине со своими проблемами. Можно лишь вспомнить попытку сотрудничать с турецкой компанией Baykar Makina по производству беспилотников, но сотрудничество не задалось.

Земля в Запорожье не столь ценная, как в Киеве, поэтому через десяток-другой лет территория завода превратится не в элитный ЖК, а в постапокалиптические декорации.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное.Подписаться.

Источник

Чем обернутся последствия скандала с «Мотор Сич» для экономики Украины

Эксперты продолжают обсуждать экономическое самоубийство, которое совершают украинские власти, вводя по мановению заокеанской длани санкции против китайских инвесторов крупнейшего авиазавода «Мотор Сич»

Согласно прогнозам, Китай попросту разорит страну за послушание Вашингтону, и ограничения, введенные против основного торгового партнера, которым является для «Незалежой» КНР, будут иметь далеко идущие последствия для всех отраслей Украины, в первую очередь, для авиастроительной.

«Понимает ли Зеленский последствия своих действий? Он просто хочет еще больше прогнуться под американских хозяев, которым на страну абсолютно наплевать… Понимает ли он, что отобрал последний кусок хлеба у украинцев? Уверен, что нет. Потому что клоуну нечем думать», — написал «ВКонтакте» бывший депутат Верховной рады Алексей Журавко, отметив, что действия украинского лидера попросту оставили огромную компанию и ее сотрудников без заработка на фоне разразившегося в государстве кризиса.

Не облегчает ситуацию и тот факт, что к угасанию авиапроизводства в аграрной супердержаве за последние шесть лет худо-бедно успели привыкнуть, потому как после разрыва отношений с Россией, которая едва ли не единственная покупала у Украины авиационные двигатели, приборы для самолетов и вертолетов, а также другие комплектующие, у специализирующихся заводов уже не было возможности выжить. К примеру, киевский завод «Радар» превратился в площадку под застройку, где выросли многоэтажки. Из всех авиагигантов страны уцелел лишь «Мотор Сич», и то, лишь потому, что на горизонте забрезжила китайская надежда.

Продолжение истории хорошо известно. Китайских инвесторов приветили, они хорошенько вложились в акции завода, но затем подключился заокеанский обком, и Киев заморозил выгодную сделку. В результате китайцы остались ни с чем, так как не могут ни управлять предприятием, ни продать свои акции и вернуть себе деньги. Более того, против них вводятся санкции. Надо сказать, что китайцы не растерялись, они требуют через Международный арбитраж огромнейшую сумму – $3,5 млрд. А это еще не самая страшная напасть, хотя деньги неподъемные для тощего украинского бюджета, потому как на внешнеполитический идиотизм украинских властей китайские товарищи ответят сворачиванием всех инвестиционных проектов в «Незалежной», тем более, что сделку по «Мотор Сич» инициировал Пекин, и под украинскими санкциями оказалась китайская государственная компания Skyrizon.

Читайте также:  Мотор стеклоочистителя заднего стекла hover

В китайском МИДе уже заявили, мол, выступают против того, чтобы «правительство другого государства применяло односторонние санкции в отношении китайских предприятий», и украинская сторона в соответствии с юридическими нормами должна обеспечить «защиту законных прав компаний и инвесторов КНР». Подобное заявление – ни что иное, как предупреждение: Китай может пересмотреть свои экономические отношения с Украиной. Вряд ли со стороны Пекина последуют ответные санкции – китайцы не станут напрягаться по этому поводу. Им достаточно прекратить все дела с вложениями в «Незалежную», тем более что власти КНР настоятельно рекомендуют бизнесу не инвестировать в эту страну.

К чему все это приведет – к гадалке не ходи. Потери для Украины будут грандиозные, причем основные проблемы возникнут не только у промышленности, а у аграриев, так как основные потребители их продукции – китайское население. Экспорт сельхозпродукции с Украины в Китай огромен и исчисляется миллиардами. При этом КНР не только закупает украинские дары природы, но и инвестирует в инфраструктуру, строя зерноперерабатывающие заводы. Однако, кроме Украины имеются и другие поставщики, конкуренция на этом рынке велика.

Помимо этого, если Киев не одумается, окончательно загнется Николаевский порт, где построен перегрузочный комплекс, так как он рассматривается в качестве участника проекта «Новый Шелковый путь» – транспортной системы для перемещения грузов и пассажиров из Китая в страны Европы. Поутихнут интересы КНР и в сфере строительства и энергетики. А, между тем, именно китайские товарищи финансировали строительство Днестровской ГЭС и до сих пор вкладывают средства в солнечную энергию, а также выступают подрядчиками при строительстве мостов и дорог. Китай может прекратить закупку железной руды на Украине, что также нанесет непоправимый удар по экономике. «Если китайцы в ответ на украинскую наглость откажутся покупать нашу железную руду, то они ничего не потеряют. А Украина потеряет два миллиарда долларов. Болтать можно что угодно, самое важное — действия», — цитирует «Взгляд» украинского политолога Михаила Погребинского.

Наконец, Украина потеряет не только рынок и инвестиции КНР, но и других стран, поскольку мало кому захочется зарывать свои деньги на пустыре Страны дураков. Однако подобный расклад не пугает украинского президента Владимира Зеленского, у него великолепный бонус – он сохранит хорошие отношения с Вашингтоном. Американцы, кстати, уже кинули кость, чтобы украинский гарант не унывал. Госсекретарь США Энтони Блинкен сегодня позвонил главе украинского МИД Дмитрию Кулебе и пообещал «Незалежной» продолжать активную экономическую и военную помощь. Вопрос только в том, насколько будет соизмерима компенсация масштабных потерь Киева из-за писка в адрес Китая. Щедрость кураторов, как показывает практика, влетает в копеечку.

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

Источник

Китай утратил интерес к «Мотор Сич»

История с продажей украинского двигателестроительного предприятия «Мотор Сич» получила неожиданный поворот. Её новые совладельцы из КНР — Beijing Xinwei Technology Group — заявили о том, что приобретённый актив больше не представляет ценности. Тем более, что сама китайская корпорация оказалась в шаге от банкротства. Однако утрата интереса компании к украинским двигателям и её финансовое положение могут быть выглядеть совсем иначе, чем кажется на первый взгляд

Вызвавшая широкий резонанс сделка по продаже акций «Мотор Сичи» фактически свершилась еще в 2016 году. Именно четыре года назад совладелец и руководитель предприятия Вячеслав Богуслаев за 100 млн. долларов продал 56% акций в интересах Beijing Xinwei и ее главного акционера – китайского предпринимателя и миллиардера Ван Цзина. Кроме этой суммы, китайские инвесторы обещали вложить в развитие компании 150 млн. долларов, перечисление которых ожидалось в 2020 году, но теперь вряд ли состоится.

Сделка была осуществлена с использованием офшорных компаний, а пакет акций был раздроблен на доли по 10%. В 2017 году Ван Цзин решил консолидировать доли в офшорных компаниях, чтобы получить доступ к управлению «Сичью» на правах владельца контрольного пакета. Однако в украинском правительстве этот шаг вызвал настоящий переполох. Антимонопольный комитет вдруг начал серьезное разбирательство, а СБУ даже открыла уголовное дело, усмотрев в действиях китайских инвесторов признаки диверсии. После этого речь уже шла не об отказе в консолидации купленных акций, а о том, чтобы полностью аннулировать сделку. Летом 2019 года масла в огонь подлило вмешательство Белого дома. Тогда советник американского президента Джон Болтон в ходе своего визита в Киев предостерег украинское руководство от продажи «Мотор Сичи» Китаю.

Тем не менее, за прошедшие четыре года разбор полетов так ни к чему не привел. И даже вмешательство «свыше» в лице американских властей – никак не помогло. Да и едва ли это было возможно, потому что все претензии к сделке не имеют под собой юридических оснований. После развала СССР «Мотор Сич» был приватизирован и с тех пор является частной компанией. Между тем, в украинском законодательстве нет ограничений на продажу долей в акционерных обществах. Стало быть, аннулировать сделку невозможно. Но, с другой стороны, под большим вопросом оказалась затея с консолидацией акций в единый контрольный пакет под китайским флагом.

Впрочем, теперь эта манипуляция с долями может потерять всякий смысл. Как стало известно, 15 мая на Шанхайской бирже был остановлен листинг акций компании Beijing Xinwei Technology Group Co – конечного бенефициара проданных долей «Мотор Сичи». Причина столь неприятного решения кроется в больших финансовых проблемах. Фактически корпорация без пяти минут банкрот. Но это совсем не сенсация, ведь финансовые трудности преследуют ее уже не первый год. Летом 2019 года компания уже объявляла дефолт, потому что не смогла рассчитаться со своими кредиторами. По итогам минувшего года Xinwei получила убыток в размере 2,6 млрд долларов. Компании и ее собственнику Ван Цзину уже запрещено осуществлять какие-либо финансовыен операции. И это означает что все планы в отношении «Мотор Сичи», включая вторую часть сделки по инвестированию в предприятие 150 млн., — заморожены на неопределенный срок.

Однако это не худшее последствие. По данным СМИ акции «Мотор Сичи» были куплены компаниями из орбиты Ван Цзина за счет кредитных средств, взятых в China Development Bank. И в случае банкротства Beijing Xinwei акции «Сичи» перейдут в собственность банка, который может их продать – например, американцам или Москве, а может быть их захочет обратно выкупить украинское правительство, внезапно озаботившееся утечкой стратегического актива.

Впрочем, рано полагать, что китайский маневр с Запорожскими двигателестроителями потерпел крах. На фоне печальных новостей о проблемах китайских инвесторов, в Китае недавно сообщили об успешном продвижении работы над истребителем 5-го поколения J-20. В частности, Пекин уже близок к завершению двигателя новейшего поколения WS-15. Надо отметить, что авиационные двигатели – слабое место молодого китайского авиастроения. И чтобы продвинуться в этом направлении, КНР более двадцати лет охотится за различными советскими разработками, которые были взяты за основу развития собственной авиации. Покупка «Мотор Сичи» и ее технологических секретов должна была ускорить этот непростой процесс. И, судя по всему, дело движется. Возможно, что Китай за прошедшие несколько лет уже получил от «Сичи» недостающую документацию и теперь активно ее осваивает.

Читайте также:  Подъемник мотора ручной вертикальный

Поэтому не стоит исключать, что печальные финансовые итоги компании Beijing Xinwei – это не столько провальный бизнес-кейс, сколько рутинный эпизод в непростой работе китайских «охотников за технологиями». А все дело в загадочной фигуре главного владельца компании – миллиардера Ван Цзина. Подробности его биографии представляют большую загадку в деловом мире. Он возник из ниоткуда и в короткие сроки сколотил крупную и весьма разноплановую бизнес-империю, которая засветилась в серии масштабных проектов. В частности, в 2014 году именно компания Ван Цзина получила концессию на строительство нашумевшего трансокеанского канала в Никарагуа. Объем инвестиций оценивался в 40 млрд. долларов. Кстати, он же планировал строить глубоководный порт в Крыму еще в 2013 году. Параллельно со строительным бизнесом, предприниматель развивал телекоммуникационное направление. Здесь его конгломерат засветился в покупке израильского спутникового оператора Spacecom. И вот дело дошло до украинских двигателей.

Изучая коммерческую стратегию Ван Цзина, надо понимать, что, быть может, это не столько бизнес, сколько метод. Метод по выкачиванию технологий и ценной информации, которую порой не заполучить иначе, как через покупку актива. А судьба самого актива – вопрос вторичный. Равно как и финансовое здоровье «компаний-охотников», которые могут отражать объем расходов китайского правительства по освоению всевозможных зарубежных рынков и технологий. И если деятельность Китая по этой части отнюдь не однозначная, то все предельно однозначно для Украины, которая за небольшие деньги расстается с последними технологичными сегментами промышленности.

Дмитрий Заворотный, АнтиФашист

Источник

Поделиться с друзьями