Как называется хлопушка камера мотор

Для чего нужна хлопушка в кино?

Бэкстейдж с киносъемок простому зрителю всегда интересно наблюдать. На съемочной площадке происходит суета, множество людей стоит за кинокамерой, режиссер дает команды, оператор наготове, актеры входят в роль…

Но вот звучит команда «Мотор!», помощник режиссера или ассистент оператора помещает перед объективом кинокамеры хлопушку, громко повторяет номер сцены и номер дубля, раздается хлопок и начинается собственно съемка.

Для чего же перед каждым дублем делается этот хлопок?

Начнем с того, что хлопушка появилась в эпоху развития звукового кинематографа. Ее изобретателем считается австралийский кинорежиссер и продюсер Фрэнсис Тринг, отец известного актера Фрэнка Тринга, много снимавшегося в Голливуде. Изначально это были просто два деревянных брусочка, соединенные вместе на одной стороне.

Перед началом съемки требовалось два человека: один держал дощечку с номером сцены, а другой производил хлопок брусками. В дальнейшем хлопушка была усовершенствована, объединив оба приспособления, и превратилась в небольшую доску для нанесения надписей мелом или фломастером, соединенную шарниром с бруском для хлопка.

Хлопушка-нумератор появляется в кадре перед началом сцены. На ней написан номер сцены и номер дубля, название фильма, могут располагаться номер камеры (при многокамерной съемке), фамилия оператора, дата съемки и другие сведения. Сам же хлопок служит маркером для последующего совмещения изображения и звука – ведь звукошумовое озвучание делается уже после съемок, на студии. На этапе монтажа по хлопку очень просто синхронизировать пленки со звуком и изображением на звукомонтажном столе.

А что будет, если хлопушку при съемке не использовать? Пример. В 1972 году известнейший американский режиссер Сидни Поллак снял фильм «Amazing Grace», посвященный записи Ареты Франклин одноименного музыкального альбома – одного из самых продаваемых альбомов евангельской музыки за всю историю. Съемочный период занял две ночи. В результате Поллак стал обладателем 20 часов отснятого материала… без хлопушки, которую использовать в процессе записи музыки не представлялось возможным.

На этапе монтажа выяснилось, что синхронизировать изображение и звук невозможно в принципе, и фильм был отложен в сторону на долгие десятилетия. С внедрением цифровых методов в кинопроизводство проблема была решена, и фильм наконец-то вышел в прокат в 2019 году.

Цифровая эпоха не миновала и хлопушки. Современные хлопушки имеют светодиодные индикаторы временного кода, которые могут синхронизироваться от цифровой камеры. По большому счету, при современных цифровых технологиях съемки хлопушки как таковые не требуются, так как синхронизацию можно проводить по стартовым меткам и SMPTE-кодам. Тем не менее, хлопушки всё равно используются – в целях удобства систематизации и архивации уже отснятого материала.

Источник

Как работать с кинохлопушкой

Разбираемся с тем, как правильно держать хлопушку, что именно на ней нужно писать, как облегчить жизнь монтажеру и другие неочевидные советы из зарубежной практики

  • 2015-08-06 17:00:00 6 августа 2015 23126
  • Евгений Белов

За всю историю развития кинематографа, пожалуй, только хлопушка не претерпела глобальных структурных изменений в отличие от камер, световой или звукозаписывающей техники. Именно этот атрибут до сих пор является главным символом съемочного процесса, и никто еще не придумал ему достойную замену. Первый прототип кинохлопушки появился в 20-х годах прошлого века благодаря Фрэнсису Вильяму Трингу, австралийскому режиссеру и владельцу «Efftee Studios». Хлопушки этого времени были довольно громоздкими и состояли из двух раздельных деталей: деревянных брусков, соединенных болтами, и черной доски, на которой мелом обозначались номера сцен, кадров и дублей. Один человек произносил написанную на доске информацию и делал громкий хлопок при помощи скрепленных брусьев, второй – держал в руках табличку. Постепенно на съемочных площадках возник дефицит работников и один человек был вынужден управлять разъединенными «запчастями» хлопушки, что прилично удлиняло процесс съемки. Тяжелую табличку с номером кадра приходилось засовывать подмышку, чтобы освободившимися руками хлопнуть бруски. Однажды молодой киноработник студии Universal Леон М. Леон (в будущем известный иллюзионист) устал держать локтем выскальзывающую дощечку и попросил студийного плотника приколотить бруски прямо к доске. Так и появилась хлопушка – гениальное изобретение, которое моментально распространилось по всему миру.

Читайте также:  Подвесной лодочный мотор сеа про

На дощечке стали указывать дополнительную информацию: имя режиссера, оператора (иногда и продюсера), дату, фильтры, время (ночь/день) и место (интерьер/экстерьер) съемок. На брусках появились косые белые полоски, которые затем превратились в цветные. С появлением цифровых камер деревянная черная доска стала акриловой белой. На наиболее продвинутых хлопушках появился LED-дисплей с тайм-кодом. При этом функции этого важнейшего киноизобретения остались прежними – фиксация аудиовизуальной информации о кадре для последующего монтажа, цветокоррекции и озвучки.

Человеком с хлопушкой обычно является второй ассистент оператора (Second Assistant Camera или просто 2AC), его также называют Clapper Loader (жаргонный вариант Clapper Boy, в отличие от нашего «девушка с хлопушкой»). Процесс работы достаточно однотипен: режиссер или помощник режиссера командует «Мотор!», звукорежиссер отвечает «Мотор идет!», оператор включает камеру, в это время хлопушка уже находится в кадре, после положительного ответа оператора, второй ассистент оператора с хлопушкой зачитывает данные, делает хлопок и бесшумно выходит из области кадра. Несмотря на кажущуюся простоту в эксплуатации хлопушки, существует несколько важных правил, которые необходимо соблюдать при работе с ней.

Текст на хлопушке должен быть написан разборчивым почерком и без ошибок. Название фильма, имя режиссера и оператора можно написать при помощи трафарета, если на проект не была заказана специальная хлопушка с выгравированными инициалами. Иногда в высокобюджетных проектах оригинальное название заменяется на вымышленное, чтобы не допустить утечек в СМИ.

Информацию о номере сцены, кадра и снимаемых в данный момент дублях второму ассистенту оператора обычно предоставляет скрипт-супервайзер (script-supervisor). На небольших проектах эти должности иногда совмещают, и тогда помимо «хлопания» в кадре клаппер-бою придется следить за процессом съемки и вносить всю информацию в специальные монтажные карточки.

Существует дополнительная маркировка кадров: к номеру сцены или кадра могут добавляться буквы, например, «1А» или «1В», если уникальные буквы закончились, то можно написать «1АА» и т.д. Также на хлопушке указывается дополнительная информация: вид светофильтра, номер объектива и карты памяти (пленочной катушки), время суток (день/ночь), вид локации (Int/Ext). Если в кадре отсутствует звук – можно оставить пометку MOS (motor only shot), либо держать хлопушку закрытой. В зарубежной практике используются и другие обозначения: буква «R» (reshoot) перед номером кадра обозначает пересъемку сцены; маркер «TV» после номер кадра – съемка версии сцены для телевидения; «p/u» – досъемка (pickup) в случае, если актер испортил дубль и режиссер решил переснять небольшой кусочек с запоротым диалогом; плюс различные специализированные маркеры для художников компьютерной графики и т.д. Обычно в дополнительной маркировке не используются буквы «О» и «I», так как они похожи на цифры. При съемке рекламных роликов на хлопушке редко пишут дополнительные буквы, обычно используют другую нумерацию, например, «101» и «201» для разных роликов.

Если вы находитесь в стесненных условиях, например, при съемке детали, когда расстояние между камерой и объектом ограничено, можно использовать специальные миниатюрные дощечки где сцена и дубль пишутся вместе («20А/1»). Этой информации для монтажа будет достаточно. Если необходим звук, то нужно поместить в кадре часть хлопушки с изображением сцены, кадры и дубля, а затем сдвинуть ее вниз, чтобы была видна верхняя часть и хлопнуть. Третий вариант, самый распространенный – так называемая «перевернутая хлопушка», когда хлопушку переворачивают верх ногами и помещают в конце дубля после команды режиссера «Снято!». Только нужно убедиться, что оператор в этот момент не выключил камеру.

Читайте также:  Моторы мерседес 617 техническая характеристика

В обычной ситуации хлопушка располагается недалеко от кинокамеры (примерно 30 см на каждый 10 мм фокусного расстояния), чтобы текст был читабельным и легкоразличимым. Хлопушка должна быть хорошо освещена, особенно если съемки проходят в темноте (в таких случаях можно носить с собой фонарик). Так как монтажер будет ориентироваться в превью на самый первый кадр, второму ассистенту оператора необходимо всегда следить за тем, чтобы хлопушка на момент начала записи уже находилась перед камерой.

Нужно также контролировать свои руки, чтобы во время удара хлопушка не двигалась – это облегчает монтажеру поиск нужного момента для синхронизации видео со звуком. Обычно хлопушку держат в левой руке, а сам хлопок осуществляют правой. Но с опытом можно наловчиться делать это все одной рукой. После удара хлопушку нужно подержать в кадре в течение секунды и после беззвучно исчезнуть, как ниндзя. Пока идет съемка текущего дубля, нужно подготовиться к следующему и обновить информацию на хлопушке. Особо продвинутые «хлопари» обладают мастерством бесшумно снимать колпачок с маркера. Кстати нужно заранее подобрать маркеры, которые будут легко оттираться и запастись специальным спиртовым раствором, чтобы к концу съемок хлопушка не превратилась в месиво из черных разводов.

На общих планах нужно громко и четко проговаривать номер сцены, кадры и дубля, и не стесняться при совершении хлопка. Если же снимается крупный план, то надо поберечь актеров и хлопать как можно тише, чтобы те не испугались и не потеряли нужной эмоции. В зарубежной практике перед тем как совершить хлопок второй ассистент оператора кричит слово «Маркер!» («Mark!» или «Marker!»), чтобы монтажер знал, что на следующий громкий звук придется удар хлопушки. Часто функции записи номера сцены, кадры и дубля лежат на плечах звукорежиссера, и чтобы сократить время, человек с хлопушкой произносит только «Маркер!». Если вдруг хлопок не получился, можно крикнуть «Второй удар!» («Second Sticks!») и повторить попытку.

Очень часто на съемках возникают ситуации, когда новички отлучаются с площадки вместе с хлопушкой, чем навлекают на себя праведный гнев съемочной группы. Поэтому нужно всегда оставлять хлопушку недалеко от камеры, чтобы ассистент оператора смог в случае вашего непродолжительного отсутствия самостоятельно написать новый дубль и хлопнуть его вместо вас.

В случае многокамерной съемки существует несколько вариантов поведения. Самое простое решение – найти оптимальное место, с которого вас увидят все камеры. Либо поочередно подносить хлопушку к каждой камере, что особенно эффективно в том случае, если у вас цифровой аппарат с бегущим единым тайм-кодом. Другой вариант – использовать несколько хлопушек для каждой камеры. При этом они должны быть все промаркированы своими буквами «А», «В», «С» и так далее, у каждой буквы свой цвет. Во время съемки необходимо проговорить в кадре отдельные команды: «Маркер для камеры А!», «Маркер для камеры В!». Нужно следить, чтобы другие хлопушки не попали в кадр, это избавит от проблем с неправильной синхронизацией на монтаже.

Таким образом, работа второго ассистента оператора не так проста, как может показаться. Человек с хлопушкой необходим в любом съемочном процессе, так как он синхронизирует работу его участников от момента съемок до окончания постпродакшна. И хлопушка не просто инструмент, это символ, который удивительным образом дисциплинирует съемочную группу, создавая волшебную атмосферу на площадке вне зависимости от бюджета проекта.

Читайте также:  Термостат мерседес 124 102 мотор

Источник

Для чего во время съемок кинофильмов используется «хлопушка»

Хлопушка или так называемый нумератор – это инструмент, использующийся на площадке перед каждым дублем. Когда от режиссера звучит фраза: «камера, мотор!» помощник, держа перед камерой хлопушку, громко хлопает ей и произносит номер сцены.

Незаменимое на съемочной площадке приспособление было изобретено режиссером Фрэнсисисом Трингом в эпоху развития звукового кинематографа. В те времена хлопушка представляла собой два брусочка, соединенных друг с другом. Начало съемки в те времена происходило таким образом, что один человек держал, а другой хлопал верхней частью деревянного бруска. По мере развития кинематографа хлопушка становилась все более усовершенствованной, и сейчас она представляет собой дощечку белого цвета, соединяющую шарнир с бруском.

Для чего же нужно данное приспособление? Хлопушка всегда отмечается номером сцены, дубля, названием фильма и появляется в кадре перед началом каждой сцены, поэтому при помощи этого хлопающего устройства можно произвести подсчет снятых кадров. Например, на площадке определенная сцена снимается 15 раз. При монтировании отснятого материала специалисты не будут просматривать каждый дубль, дабы сравнить, где лучше и интереснее. В данном случае и спасает хлопушка, так как отбивает дубли, в которых было лучше, отмеченные помощником. Другим, не менее важным назначением хлопушки служит соединение звука и изображения, так как после съемок отдельно выполняется звукошумовое звучание. При монтировании нумератор синхронизирует изображение и звук. Экономия времени при монтировании отснятого материала еще один большой плюс хлопушки. Те люди, кто занимается монтированием отснятого материала, знают, насколько это кропотливый и затратный по времени процесс. А имея нумератор, можно сделать это в разы быстрее. Например, по итогу съемки у команды имеется тысяча дублей одной и той же сцены, и если не просмотреть весь материал и не вспомнить, в каком дубле было естественнее, то невозможно начинать монтаж. И здесь хлопушка является самым настоящим спасением. При монтировании отснятого материала на экране видно хлопушку с номером дубля, а это значительно упрощает кропотливую работу монтажера.

На площадке всегда есть несколько режиссеров. Один из них записывает все детали каждого дубля. И если главному режиссеру понадобится посмотреть на дубль, где, например, слезы естественнее, то по номеру дубля это моментально находится. Поэтому, хлопушка помогает значительно сэкономить время и, среди множества отснятых дублей найти тот, который необходим. С помощью хлопушки можно выполнить монтаж двенадцатичасовых съемок буквально за три-четыре часа.

Это только на первый взгляд может показаться, что работа помощника режиссера, хлопающего нумератором, — проста. На самом деле это не так. Работа человека с хлопушкой требует большого внимания, ведь необходимо фиксировать каждый дубль и не пропустить ни одной команды режиссера.

Важно отметить, что хлопушка на съемочной площадке иногда играет роль антуража, ведь в кино порой приходится сниматься непрофессиональным актерам, тем самым погружая их в съемочный процесс и особую атмосферу кино.

Эпоха цифрового развития не обошла стороной и хлопушки. Современные нумераторы оснащены индикаторами, с помощью которых происходит синхронизация от цифровой камеры. Учитывая развитие современных цифровых технологий, можно выполнять синхронизацию при помощи стартовых меток, не прибегая к помощи хлопушки. Тем не менее, в целях удобства для систематизации материала, хлопушки на площадках активно используются.

Источник

Поделиться с друзьями