Как правильно греть мотор

Как оптимально прогреть мотор зимой: на ходу или в движении?

Осваиваем приемы эксплуатации автомобиля в холода

Вопрос возникает регулярно и делит автомобилистов на две секты. Одни уверены, что прогрев на холостом ходу бесполезен и даже вреден, другие предпочитают «кипятить» охлаждающую жидкость с помощью автозапуска. Так нужно ли греть двигатель на холостом ходу?

Две концепции

Во времена карбюраторных машин вопрос не стоял остро: замерзшее топливо так плохо распыливалось, что «помаслать» на холостом ходу с вытянутым подсосом (воздушной заслонкой) казалось естественным. Ехали, когда двигатель начинал держать обороты.

Потом в Россию потекли иномарки, а с ними западным ветром надуло мнение, что прогрев машин с впрыском топлива на холостом ходу вреден. В ряде европейских стран он даже запрещен, а в инструкциях к обрусевшим иномаркам часто содержится аналогичные рекомендации, цитируем: «Не нужно прогревать двигатель на месте, особенно зимой, перед началом поездки; в движении автомобиль прогревается быстрее».

В пользу такой концепции высказываются и некоторые технари, ведь холостой ход — режим довольно «грязный» и ведет к отложениям на свечах, деталях цилиндро-поршневой группы, выпускном тракте. Наконец, некоторые турбомоторы малого объема и дизели на холостом ходу не догреваются даже до минимального деления шкалы термометра.

Другой лагерь, наоборот, предпочитает активировать мотор автозапуском и ехать лишь через 10−15 минут, когда он прогрет основательно, когда оттаяло стекло, а из дефлекторов сифонит теплый воздух. Это комфортно и позволяет сразу активнее нагружать мотор, например, если после выезда со стоянки вы попадаете в плотный поток.

Чем плохи крайности

Западная концепция «не греть на холостом ходу» связана в большей степени с экологическими заботами: стоящий автомобиль не только изрыгает токсичные газы, но и концентрирует их около места стоянки. Кроме того, на холостом ходу плохо греется нейтрализатор отработавших газов, а пока он не выйдет на температурный режим, не будет и работать.

Но эти стандарты созданы под реалии стран, омываемых Гольфстримом. Многие в качестве контраргумента кивают на Скандинавию, но её населенная часть зачастую отличается куда более мягким климатом. Для сравнения, норвежский город Тромсо находится за Полярным кругом примерно на широте нашего Мурманска, но максимально зафиксированная температура там всего -18,4 градусов. В том же Мурманске -39,4 градуса, в Москве -42,1 градуса, в Новосибирске -51,1 градус. Мы порой сами не осознаем, насколько суровый климат нам достался.

Поэтому для России прогрев на холостом ходу в морозы — скорее, необходимость. Причин на это несколько. Скажем, многие уповают на качество современных масел, которые отличаются хорошими вязкостными характеристиками. И да, современное масло сохраняет текучесть в морозы, но проблема в том, что для доступа к микроскопическим зазорам оно должно быть маловязким, а в мороз всё равно происходит его загустевание. К тому же масло с поверхности цилиндров смывает холодное топливо, которое не успевает испаряться.

Увлечение алюминием с его высоким коэффициентом теплового расширения привело к тому, что в современном моторе по мере прогрева «гуляют» зазоры. В холодном состоянии некоторые зазоры увеличиваются, например, между зеркалом цилиндра и поршнем. Порой это слышно на слух — холодный двигатель стрекочет, как швейная машинка. А другие зазоры, как в сопряжении поршня с поршневым пальцем, уменьшаются, что затрудняет распределение вязкого масла. Слишком большая нагрузка или обороты в такие моменты могут повредить поверхности трения двигателя. При нормальной его работе в основном реализуется гидродинамический режим трения: это когда поверхности, фактически, не соприкасаются друг с другом и разделены слоем масла. В первые же минуты подача густого масла затруднена, а трение может быть сухим или пограничным — именно поэтому некоторые исследователи приравнивают один морозный пуск к 300 километрам пробега с точки зрения износа.

Есть и другие аспекты, например, холодный мотор не дает тепла, что чревато запотеванием или обмерзанием стекол. В России небольшой прогрев всё же желателен.

Но растягивать его на 15 минут вряд ли целесообразно: темп прогрева падает, двигатель загрязняется, да и расход топлива растет. Например, если путь до работы составляет 5 км по городу при «летнем» расходе топлива 10 л/100 км, длительный прогрев увеличивается среднее потребление аж в полтора раза до примерно 15 л/100 км.

Читайте также:  Какое масло заливать если мотор ест масло

К тому же, в движении прогреваются и другие узлы, которые невозможно «размять» на стоянке: коробка передач, гидроусилитель руля и амортизаторы.

Оптимальный способ прогрева

Лучший способ — прогрессивный прогрев. Параметры зависят от погоды, но в целом алгоритм такой:

1. Заводим мотор и даем ему поработать на холостом ходу 2−5 мин. — чем сильнее мороз, тем больше время. Пока ждем, можно очистить автомобиль от снега, а стекла — ото льда.

2. Начинаем движение на небольшой скорости, стараясь делать всё по возможности плавно: аккуратно добавляем газ, без резкости меняем передачи. Частоту двигателя держим в пределах 1300−2000 об/мин. Даже на небольшой скорости интенсивность прогрева резко возрастает в сравнении с холостым ходом.

3. Когда температура охлаждающей жидкости превысила 50−60 градусов, переходим на обычный для городского потока режим, но первые минуты всё равно не увлекаемся резкими разгонами и высокими оборотами.

Постепенное возрастание интенсивности движения снижает нагрузки на непрогретый двигатель, но попутно минимизирует само время прогрева: тепловыделение мотора при наборе скорости растет почти в геометрической прогрессии.

Спецсредства

Некоторые автомобили имеют заводские щитки на решетку радиатора, которые в зимнее время ограничивают воздушный поток и потери тепла — не забывайте использовать их. Это в том числе повышает эффективность «печки».

Одеяла под капотом — решение спорное: они полезны тем, чей график состоит из множества коротких поездок. Одеяла сохраняют тепло 2−3 часа, но утренним пускам и прогревам они помогают едва ли. И, кстати, убедитесь, что выбранное одеяло действительно пожаробезопасно.

Удобная штука — автозапуск: сегодня его ставят на некоторые автомобили даже с завода (например, на ряд моделей Renault). Наибольший соблазн использовать его возникает именно в морозы, когда требуются более продолжительные прогревы на холостом ходу. Но в этом есть коварство: некоторые системы дают короткий стартовый импульс и после трех неудачных попыток оставляют вас наедине с залитыми свечами. В морозы сильнее -25 градусов, как правило, надежнее запускать мотор вручную.

Прогревайте не только двигатель

В свое время россияне столкнулись с поломками автоматов отдельных моделей, например, четырехступенчатых агрегатов DP0/DP2 компании Renault и их аналогов, которые также ставились на продукцию Peugeot, Citroen, Nissan. Эти коробки, как и автоматы вообще, не любили слишком активной езды в морозы. Даже если вы прогрели охлаждающую жидкость мотора, имейте в виду — масло в коробке остается «морозным». Необходимость прогрева касается практически всех типов автоматических трансмиссий, где масло используется в качестве рабочей жидкости гидроприводов.

Гидроусилители руля тоже не любят резкости: при активном верчении баранки в первые минуты резко возрастает давление в системе — масло-то вязкое. Пока греете двигатель, плавно поверните несколько раз руль, только убедитесь, что колеса не заклинены, например, из-за чересчур близкой парковки к бордюру или снега.

Не душите других

И ещё одно: если уж вы любите прокипятить мотор перед поездкой, например, ради комфорта детишек, — это ваше право. Но не делайте этого во дворах и местах скопления людей. Это и правилами запрещено, и чисто по-человечески не слишком приятно.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Как правильно прогревать автомобиль зимой?

Прогревать современную машину? А зачем? Может быть, проще сесть и поехать? Или есть другие варианты?

Если будешь колоть дрова сам, они согреют тебя дважды… Народная мудрость

Как прогревать машину зимой? Сразу вижу скептические ухмылки тех, кто вообще не понимает, о чем идет речь. Зачем ее вообще прогревать — сел и поехал. А разного рода прогревы, ожидания и прочая трата времени — это отголоски далекой эпохи, до которой современному человеку нет никакого дела.

Тем, кто с этим согласен, можно наш материал не читать. Потому что автор — профессиональный двигателист со стажем — с этим категорически не согласен. И еще он прекрасно знает: никаких принципиальных отличий между моторами века нынешнего и века минувшего нет! Что бы там ни говорили менеджеры на подиумах, а кольца и поршни по-прежнему трудятся даже в самых современных ДВС. При этом все детали мотора прогреваются по-разному! К примеру, днище поршня разогревается очень быстро, а вот зона канавок — куда медленнее. Ну и что будет с неравномерно прогретой деталью, которую вдруг начинают пришпоривать ? Если коротко, то ответ такой: ничего хорошего. Впрочем, подробнее мы об этом уже писали.

Что до высказывания менеджеров, убеждающих наивных покупателей в том, что греть ничего не надо, то их волнует вовсе не наше благосостояние, а требования по части экологии. А все эти Евро-5 накладывают серьезные ограничения на токсические компоненты, выбрасываемые наружу в пусковых режимах. Впрочем, все это мы неоднократно описывали, а потому возвращаемся к исходному вопросу: как греть мотор?

Читайте также:  Дизельный мотор исузу трупер

Если коротко, то ответ такой: максимально быстро! Зимняя езда в любом случае заметно сильнее изнашивает автомобиль, чем эксплуатация в теплых условиях. Телекомментаторы и прочие «эксперты» очень любят приравнивать один холодный пуск двигателя к сотни километров пробега автомобиля где-нибудь на Канарах. Заметим сразу же, что точных цифр не знает никто. Главное, быстрее изнашиваются трансмиссия и подвеска — страдают все резиновые детали. Ухудшаются характеристики амортизаторов — соответственно, кузов на неровностях дороги испытывает большие напряжения. Между тем мастики, герметизирующие швы кузова, затвердев от мороза, также склонны к растрескиванию.

Короче, первым делом пускаем мотор. Если у вас стоит система дистанционного пуска, тогда все просто (хотя и угнать такой автомобиль заметно легче). Если такой системы на вашей машине нет, то предстоит вначале проникнуть в салон, а это может быть непросто. Может понадобиться щетка для сметания снега — приносим ее из дома! К слову, один из наших читателей предлагал хранить ее в колесной нише — на колесе.

Очищаем только водительскую дверь и ее ручку. Если дверь примерзла по контуру уплотнителя и не поддается, то пробуем вначале прижать ее к проему сильнее. Сделав так несколько раз, снова пытаемся открыть. Иногда помогает распыление размораживателя стекол по контуру двери. Не открываетсяводительская дверь — пробуем открыть другие. Но не советуем поливать машину из чайника — может кончиться тем, что треснет стекло или, что еще веселее, эта вода тоже в итоге замерзнет.

Наконец, мы на водительском месте.

Сразу следует убедиться в том, что переключатель очистителей стекол находится в выключенном положении.

Далее выжимаем педаль сцепления или нажимаем педаль тормоза в случае автоматической коробки передач и пускаем двигатель. Вот теперь и начинается прогрев автомобиля.

В первую очередь следует включить подогрев заднего стекла и зеркал. Ветровое стекло обогревается далеко не у всех автомобилей, поэтому включаем электродвигатель отопителя на малую скорость. Нагрев — полный, направление потоков воздуха — «все на стекло». Полезно включить и другие обогреватели, например рулевого колеса, зоны парковки дворников, сидений. Дело в том, что большая электрическая нагрузка на генератор приведет к тому, что двигателю придется работать не совсем на холостом ходу, а побыть эдаким мотор-генератором. Нагрузка больше — быстрее и прогрев. Если автомобиль засыпан снегом, то время, необходимое на его чистку, и будет достаточным для его прогрева.

А вот если снегопадов в период с вашей прошлой поездки не было, то чем бы занять себя с пользой для прогрева автомобиля? Не забудьте проверить, не примерзли ли дворники к ветровому стеклу.

Далее, расположившись на водительском месте, можно немного простимулировать прогрев двигателя. Повращав руль вправо-влево, вы разгоните жидкость в системе гидроусилителя руля. А если у вас электроусилитель, то повышенная нагрузка на двигатель через генератор также ускорит его прогрев. С механической коробкой передач ничего не сделаешь, а вот для быстрого прогрева и двигателя, и автомата полезно при нажатой педали тормоза подвигать селектор выбора передач в позиции D и R. Несколько минут — и можно двигаться в путь. Но…

Но при этом не следует сразу рвать с места: это вредно для мотора. Единственная ситуация, как-то оправдывающая такие действия, может сложиться в том случае, если место, на котором вы расположили автомобиль на ночь, снегоуборочная машина или добрые дворники окружили валом снега. Вот тогда советую прогревать двигатель несколько дольше, потому что вырваться из снежной западни малыми силами не удастся — нужны «лошади»!

Первые несколько километров не следует демонстрировать соседям по потоку мощь и прыть вашего автомобиля. Ведь если двигатель и коробка передач немного прогрелись, то резиновым элементам подвески, амортизаторам и кузову на неровностях дороги приходится тяжко. Впрочем, интуитивно все это вполне объяснимо: представьте, что вы только что проснулись, а вас заставляют бежать стометровку по морозцу. Точно так же ведет себя и машина. И только после некоторой адаптации она окончательно пробудится и сможет адекватно реагировать на ваши команды.

В общем, удачного вам пути на прогретой машине! Только, конечно же, не нужно излишне долго тарахтеть под соседскими окнами.

Автор: Алексей Ревин

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС, Сергей Бобылев/ТАСС, Елена Алексеева/«За рулем» и журнал «Популярная механика»

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!

Читайте также:  Мотор стеклоочистителя для daewoo matiz

Источник

Как прогревать правильно авто

Вопрос необходимости прогревания авто в холодную пору года до сих пор вызывает большое количество споров среди автовладельцев.

Одни считают, что прогревать двигатель необходимо обязательно, другие, наоборот, полагают, что это отголоски «старой» эпохи и современные автомобили не имеют с ней ничего общего.

Если Вы относитесь к числу последних, то можете дальше не читать, так как у нас диаметрально противоположное мнение, подкреплённое опытом множества сервисменов и двигателистов.

Немного истории и физики

Понятие «прогрев мотора» берет свои корни с 50-х годов прошлого столетия.

Дело в том, что тогдашние автомобили (оборудованные карбюраторными двигателями) нельзя было сдвинуть с места до тех пор, пока силовая установка не разогреется до определённой температуры.

При этом процесс прогрева осуществлялся исключительно на «холостом ходу» и требовал достаточно длительного времени.

Современные автомобили не столь чувствительны к низким температурам, но во-первых, законы физики никто не отменял, а во-вторых, в современных двигателях трудятся все те же поршни и кольца.

Добавьте сюда и тот факт, что всем элементам двигателя для полного прогрева необходимо разное количество времени.

К примеру, дно поршня разогревается намного быстрее, чем зона канавок, а что хорошего может произойти с неравномерно прогретой деталью, которую ещё и резко начинают «пришпоривать»?

Ответ очевиден – ничего хорошего.

Пренебрежение процессом прогрева становится причиной увеличенного износа элементов двигателя, т.к. холодное загустевшее масло не обеспечивает должной эффективности смазки деталей, что приводит к «критичным» нагрузкам на саму деталь и весь двигатель в целом.

Помимо этого, в недостаточно прогретом автомобиле холодным остаётся и масло в КПП, что особенно вредно для транспортных средств с «автоматической» трансмиссией, т.к. лопасти гидротрансформатора, вращаясь в загустевшем масле, могут получить механические повреждения.

Конечно, кто-то может сослаться на автопроизводителей, рекомендующих прогревать машину на ходу, что вызвано не столько заботой о состоянии «железного коня», сколько об экологии.

Дело в том, что выхлопы холостого хода считаются наиболее токсичными, поскольку без нагрузки на силовую установку топливо недостаточно прогорает и в его парах наблюдается повышенное наличие оксидов азота, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека и окружающей среды.

К тому же многие не отмечают тот факт, что рекомендации о прогреве авто на ходу не касаются случаев эксплуатации машины в мороз.

Как правильно прогревать автомобиль

Итак, только что мы разобрались, что прогрев двигателя необходим не только старым карбюраторным, но и современным автомобилям, оснащённым инжекторными двигателями.

Теперь осталось разобраться, как осуществлять прогрев автомобиля правильно:

  • • Первым делом греем аккумулятор – для этого перед запуском мотора необходимо на несколько 10-15 секунд включить дальнее/ближнее освещение, после чего отключить фары секунд на 30-40, что позволит аккумулятору восстановиться.
  • • Греем двигатель , причём специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
  • На автомобиле с механической КПП перед запуском мотора сначала требуется выжать сцепление, что снизит нагрузку на «холодный» коленвал и КПП.
  • Когда двигатель «оживёт», необходимо ещё немного подержать сцепление выжатым, что обеспечит более быстрый прогрев масла в коробке передач.
  • Если на авто установлена АКПП, то после запуска двигателя рекомендуется выжать педаль тормоза и, удерживая её, несколько раз переместить селектор КПП с позиции D на R и наоборот.
  • Считать карбюраторный двигатель прогретым можно, когда стрелка указания температуры охлаждающей жидкости начнёт подниматься, а на авто с инжекторными двигателями прогрев можно закончить, когда стрелка тахометра упадёт до уровня привычных «холостых» оборотов.
  • • Приступаем к прогреву салона ТС – для этого необходимо активировать печку и сначала направить её потоки внутрь салона и только через некоторое время на ветровое стекло.
  • Таким образом вы предотвратите появление микротрещин между кузовом и стеклом, а также на самом стекле.

Спустя несколько минут можно отправляться в путь, правда при этом не стоит резко «рвать» с места и демонстрировать другим участникам потока всю мощь мотора автомобиля.

Причина заключается в том, что несмотря на немного прогретую КПП и двигатель, непрогретыми остаются резиновые элементы подвески , амортизаторы и пружины , которые в первые несколько минут движения испытывают повышенную нагрузку.

Именно поэтому необходимо проехать как минимум 2-3 км на небольшой скорости и максимально плавно , что позволит окончательно «пробудить» ваш автомобиль, после чего он сможет адекватно отрабатывать все ваши команды.

Заключение

Несмотря на применение современных технологий при производстве и работе двигателей и смазочных материалов, автовладельцам пока рано отказываться от прогрева силовой установки в мороз, если, конечно, они заинтересованы в как можно большем сроке беспроблемной эксплуатации своего «железного коня».

Источник

Поделиться с друзьями