Как проверить мотор электроусилителя руля

Электроусилитель руля

Будущее рулевого управления, очевидно, останется за электрическими усилителями рулевого управления. Цены на топливо вряд ли понизятся в обозримом будущем, поэтому гидроусилитель, который увеличивает расход топлива на 2% по сравнению с электроусилителем, скоро совсем уйдет в прошлое. Кроме того, гидроусилители съедают до 10 л.с. мощности двигателя, что так же не добавляет поклонников данных систем.

В течение последних лет широко применялся гибридный тип электронного рулевого управления с усилителем, который использовал электродвигатель для привода гидравлического насоса. Последние поколения электроусилителей руля – полностью электронные. Они состоят из четырёх основных компонентов:

• редуктор, который оказывает силовую поддержку рулевой системе;

• датчик момента, который контролирует прилагаемый водителем момент и механическую мощность системы электрического усиления.

В течение последних лет широко применялся гибридный тип электронного рулевого управления с усилителем, который использовал электродвигатель для привода гидравлического насоса. Последние поколения электроусилителей руля

Система электроусилителя руля приводится в действие электродвигателем переменного тока с постоянным магнитом и не зависит от автомобильного двигателя как источника мощности. Датчик момента имеет две независимые обмотки проводов. Одна из обмоток определяет поворот направо, другая обмотка определяет поворот налево. Далее сигнал посылается от модуля электроусилителя руля к соответствующей обмотке, которая облегчает управление автомобилем.

Когда водитель вращает руль, датчик управления определяет положение и частоту вращения рулевого колеса. Эта информация вместе с данными от датчика момента, установленного на рулевом валу, отправляется в модуль контроля силового управления. Система использует также другие сигналы — от датчиков скорости автомобиля и системы контроля тяги, которые применяются для определения момента усилия, которое необходимо приложить к рулевому валу. Получив все данные, модуль управления подает на электродвигатель сигнал на необходимое количество вращений.

К электродвигателю прикреплён датчик положения, который измеряет скорость вращения мотора и передаёт данные в модуль управления электроусилителя руля. Различные поверхности требуют разную степень усиления вращения вала при управлении автомобилем. Например, автомобиль, двигающийся по асфальтовому покрытию, требует значительно меньшей поддержки при управлении, чем автомобиль, двигающийся по песку или снегу. С системой электроусилителя руля, работающей с другими датчиками, гораздо легче настраивать необходимый уровень усиления для любой местности и при любой скорости автомобиля, в отличие от ГУР.

Режимы работы электроусилителя рулевого управления

Обычный режим — поддержка при левом и правом повороте обеспечивается в соответствии с поступающими (от блока управления) сигналами и скоростью автомобиля.

Ограничение поддержки — будет возникать в случае проблемы с информацией, поступающей обратно к модулю управления электроусилителя руля, перегрева модуля электроусилителя руля или неправильного функционирования сети контроллера области.

Отсутствие поддержки (усиления) — система выключается, если имеется неисправность каких-либо основных компонентов электроусилителя руля.

Диагностические тонкости

Сигнальная лампа электроусилителя руля загорается только во время лёгкого проверочного цикла и когда электроусилитель руля действует в режиме “Отсутствие поддержки”. Во время работы в режиме “Ограничение поддержки” сигнальная лампа не загорается.

Если сенсор или другой компонент в системе электроусилителя руля сломается, самодиагностика определяет неисправность, устанавливает код неисправности (у каждой фирмы – производителя автомобилей имеются свои таблицы кодов неисправностей) и деактивирует силовую поддержку. В целом, система электроусилителя руля более надежна, поскольку в ней отсутствуют гидравлические шланги и жидкость, но и она не вечна. Чаще всего автовладельцы жалуются на следующее:

Тяжёлое управление. Причиной неисправности может быть датчик момента, двигатель усилителя, датчики скорости, электронный блок управления (ЭБУ) усилителя и источник питания ЭБУ.

Неравномерное управление направо и налево. Необходимо проверить калибровку датчика момента (он встроен в рулевую колонку), мотор усилителя, ЭБУ усилителя или регулировку углов установки колёс.

Усилие на руле не снижается во время управления: проверьте датчик момента, ЭБУ усилителя.

Удары при вращении рулевого колеса: следует проверить промежуточный вал управления и шаровой шарнир.

Шум или вибрация в рулевом колесе: проверьте привод усилителя, рулевую колонку.

Скрип: следует проверить двигатель усилителя.

Тестирование датчика момента

1. Измерьте сопротивление между контактами соединителя датчика момента 1 и 2, 2 и 3.

2. Если обнаружен сбой, замените сам механизм и проводку.

• Нулевая точка датчика момента нуждается в калибровке после каждого случая, когда Вы снимаете и заменяете рулевую колонку (содержащую датчик момента), блок ЭБУ силового привода, привод рулевого колеса, и если чувствуется разность в усилии управления направо и налево.

Проверка усилия на рулевом колесе

Усилие на руле может меняться в зависимости от дорожных условий и типа поверхности, на которой находится автомобиль.

Читайте также:  Импеллер для подвесных моторов

Алгоритм проверки следующий:

1. Проверьте размер шин и давление воздуха в них на предмет соответствия предписанным значениям.

2. При расположении автомобиля на жёсткой ровной поверхности поставьте колёса в положение “строго прямо”.

3. Снимите модуль подушки безопасности (только после выполнения первых двух пунктов).

4. Запустите двигатель, прогрейте до рабочей температуры.

5. Убедитесь, что световой сигнал электроусилителя руля не горит.

6. Измерьте усилие на рулевом колесе с помощью динамометрического ключа. Если оно превышает заводское значение, то отрегулируйте рулевое колесо.

Проверка рулевого вала:

1. Проверьте подшипник колонки на предмет излишнего люфта и повреждения.

2. Убедитесь, что показатели рулевого вала находятся в пределах заводского значения. Если нет, то замените компонент.

Заводское значение: 508.5 мм

3. Проверьте, что рычаг наклона перемещается плавно из положения “Заблокировано” в положение “Разблокировано”.

4. Убедитесь, что вал управления жёстко закреплён, когда рычаг наклона заблокирован.

5. Если наблюдается какое-либо неправильное срабатывание, то замените рулевой вал.

Проверка источника питания мотора электроусилителя руля на открытие:

1. Отключите положительную клемму аккумулятора.

2. Проверьте на непрерывность цепь между терминалом модуля управления ЭУР и положительной клеммой аккумулятора.

3. Проверьте на непрерывность.

Проверка качества проводки модуля управления электроусилителя руля:

1. Поверните ключ зажигания в положение “выключено”.

2. Проверьте соединение модуля управления электроусилителя руля и электропроводку.

3. Отсоедините разъём модуля управления электроусилителя руля.

4. Проверьте, не вызвано ли неправильное срабатывание изгибом или недостаточно подсоединённым штырьком разъёма модуля управления электроусилителя руля.

5. Осмотрите соединение и штырёк разъёма и электропроводку на предмет износа.

Меры предосторожности при обращении с электроусилителем руля

Избегайте какого-либо воздействия на электроусилитель руля и реле. В случае падения или серьёзного воздействия замените новыми частями.

• Не подвергайте электронные части воздействию высокой температуры или влажности.

• Не касайтесь контактов разъёма с целью предотвращения деформации контактов или действия статического напряжения.

• Когда электроусилитель руля силового управления был заменён новым блоком, выполните калибровку нулевой точки датчика вращательного момента.

• Избегайте любого воздействия на узел рулевой колонки, особенно на мотор и датчик вращательного момента. В случае падения или воздействия замените на новые части.

• Не тяните электропроводку при перемещении узла рулевой колонки.

• Когда узел рулевой колонки был заменён, выполните калибровку нулевой точки датчика вращательного момента после инициализации нулевой точки датчика вращательного момента.

ПРИМЕЧАНИЕ: При отключении разъёмов, относящихся к системе электронного силового управления, сначала отцентрируйте рулевое колесо, затем установите ключ зажигания в положение ON (ВКЛ), затем установите ключ зажигания в положение OFF (ВЫКЛ), затем отсоедините разъёмы. Не устанавливайте ключ зажигания в положение ON (ВКЛ), когда рулевое колесо не отцентрировано.

Если перечисленные выше процедуры не выполнены должным образом, то точка центра управления (нулевая точка) будет отклоняться, что может привести к различию рулевого усилия при повороте направо и налево. При существовании разницы рулевого усилия (направо/налево) выполните калибровку нулевой точки датчика вращательного момента.

Симптомы неисправности

Симптом: Тяжёлое управление

Область подозрения (обследования): передние шины (несоответствующее давление и/или неравномерный износ), неправильная регулировка установки передних колёс, изношенный нижний шаровой шарнир, узел рулевого редуктора, мотор силового управления, аккумулятор и система источника питания, напряжение источника питания ЭБУ силового управления или сам ЭБУ силового управления.

Симптом: Рулевое усилие различается при поворотах направо и налево

Область подозрения (обследования): не полностью записана центральная точка управления (нулевая точка), передние шины (несоответствующее давление или неравномерный износ), неправильная регулировка установки передних колёс, изношенный нижний шаровой шарнир, узел рулевого редуктора, датчик вращательного момента в рулевой колонке, узел рулевой колонки, мотор силового управления, ЭБУ силового управления.

Симптом: При управлении (вождении) усилие управления не изменяется в соответствии со скоростью автомобиля, или рулевое колесо не возвращается должным образом.

Область подозрения (обследования): нижний шаровой шарнир, датчик скорости (с АБС), ЭБУ контроля заноса (ЭБУ АБС), комбинированный счётчик (без АБС), датчик вращательного момента в рулевой колонке, мотор силового управления, ЭБУ силового управления, контролирующая система линии связи сети зоны управления.

Симптом: Возникает трение при вращении рулевого колеса при езде на малой скорости.

Область подозрения (обследования): мотор силового управления, узел рулевой колонки.

Симптом: высокий скрипучий звук возникает при медленном вращении рулевого колеса стоящего автомобиля.

Область подозрения (обследования): мотор силового управления.

Симптом: рулевое колесо вибрирует, и возникает шум при вращении рулевого колеса стоящего автомобиля.

Область подозрения (обследования): мотор силового управления, узел рулевой колонки.

Симптом: на комбинированном счётчике всегда горит предупреждение о силовом управлении.

Область подозрения (обследования): напряжение источника питания ЭБУ силового управления, комбинированный с

Источник

Диагностика электроусилителя руля Лада без сканера

Автомобили Лада Калина, Гранта и Приора могут комплектоваться электроусилителями руля (ЭУР) различных производителей (например, Калуга или Махачкала). При возникновении неисправностей в его работе (отказал, не работает, отключается и т.д.) следует выполнить диагностику при помощи специального сканера. Также есть возможность определить причины сбоев и без специального оборудования «методом скрепки».

Читайте также:  Мотор люка паджеро 4

Необходимо снять пластиковый кожух рулевой колонки(вывернуть винты крепления снизу) и добраться до 8-ми контактного черного разъема.

Он имеет следующую распиновку:

  1. Голубой (замок зажигания +12в);
  2. Коричнево-красный (тахометр);
  3. Серый (скорость автомобиля);
  4. Розово-белый (контрольная лампа ЭМУР);
  5. Желто-черный (K-Line);
  6. Пустой (L-line, провод не подведен)
  7. Коричневый (масса)
  8. Пустой.

Чтобы выполнить диагностику ЭУР без сканера необходимо:

  1. Выключить зажигание;
  2. Замкнуть контакты №6 и №7 этого разъема, используя кусок провода или скрепку (разъем не снимаем);
  3. Включить зажигание;
  4. Определить код неисправности по миганию контрольной лампы неисправно­сти электроусилителя рулевого управ­ления на комбинации приборов.

Определение кода неисправности ЭУР по мигающей лампе:

  • длительность начальной паузы – 2 сек;
  • длительность длинного сигнала – 2 сек;
  • длительность короткого сигнала – 0,5 сек;
  • длительность паузы между сигналами – 0,5 сек;
  • длительность паузы между кодами – 2 сек

Коды ошибок электроусилителя руля:

11 — Система исправна
12 — Отсутствие сигнала оборотов двигателя
13 — Неисправность датчика момента
14 — Неисправность двигателя ЭМУР
15 — Неисправность датчика положения рулевого вала
16 — Неисправность датчика положения ротора двигателя ЭМУР
17 — Неисправность бортсети автомобиля (ниже 10В либо больше 18В)
18 — Неисправность блока управления ЭМУР
19 — Неисправность датчика скорости автомобиля

Источник

Какие неисправности грозят ЭУР на Калине и каковы способы их устранения?

Электроусилитель руля представляет собой узел, использующийся для обеспечения более комфортного управления автомобилем. Не так давно ЭУРом стали комплектоваться автомобили отечественного производства, в частности, в данной статье поговорим о Ладах Калинах. Какие могут случиться неисправности ЭУР Калина и какие есть способы устранения неполадок? Ответы на эти и другие вопросы ищите ниже.

Причины поломки ЭУР

Почему электроусилитель руля на Ладе Калине не работает, отключается и отказывается работать, по каким признакам рулевое колесо с ЭУРом стучит, подклинивает, закусывает или пищит? Чтобы произвести ремонт системы своими руками, нужно знать, как осуществляется диагностика и какие причины предшествуют поломке. Чаще всего выход из строя усилителя обусловлен поломкой самого узла и усилитель отказывает. Неполадки такого плана устраняются путем тщательной проверки системы для выявления точной неисправности.

Как показывает практика, зачастую неработоспособность электроусилителя (отказ) связана с поломкой контроллера скорости.

  • руль клинит,
  • заедает
  • становится тугой,
  • и другие

Поскольку датчик контроллера скорости обеспечивает активацию и отключение ЭУР при разных режимах движения. Усилитель на Калине работает в том случае, если авто передвигается на небольшой скорости. Когда скорость начинает увеличиваться, усилитель автоматически отключается, что позволяет обеспечить более безопасное управление машиной при езде на высоких оборотах.

Итак, вкратце о причинах неработоспособности ЭУР:

  1. Вышел из строя контроллер скорости или на блок управления не поступает или пропадает сигнал от него. В данном случае причина может крыться как в поломке датчика, так и в повреждении проводки либо плохом контакте контроллера с бортовой сетью.
  2. В электросети транспортного средства снизилось напряжение. Причины могут быть разными, начиная от севшего аккумулятора и неработоспособного генератора и заканчивая использованием в машине электрооборудования несоответствующей мощности.
  3. Превышено допустимое число оборотов коленчатого вала.
  4. Некорректная работа либо выход из строя управляющего модуля. В зависимости от причины, блок управления может подлежать ремонту, нужно делать более детальную диагностику.

Диагностика

Для проверки усилителя в авто нужно демонтировать пластмассовую накладку на рулевой колонке, для этого открутите болты, фиксирующие ее снизу.

Затем вам нужно будет добраться до 8-контактного штекера, его распиновка следующая:

  • контакт голубого цвета подключается к замку зажигания, это питание 12 вольт;
  • контакт красно-коричневого цвета — это кабель подключения к тахометру;
  • серый контакт идет на контроллер скорости авто;
  • бело-розовый провод — контрольный индикатор усилителя;
  • черно-желтый контакт — это диагностическая линия;
  • следующий контакт пустой, провод к нему не подключен;
  • контакт коричневого цвета — это масса;
  • пустой.

Более точные результаты позволит получить проверка усилителя с помощью сканера. Но поскольку такое оборудование обычно можно найти только на СТО, можно попытаться проверить работу системы скрепкой.

Для проверки нужно сделать следующее:

  1. Сначала отключается зажигание.
  2. Затем, используя скрепку, необходимо замкнуть контакты под номерами 6 и 7 данного штекера, при этом сам штекер демонтировать не обязательно.
  3. Далее, зажигание нужно включить.
  4. Выполнив эти действия, индикатор поломки ЭУР, расположенный в приборной панели, начнет мигать, по количеству морганий можно определить поломку системы (автор видео — Гоша Вахромеев).


Как по миганию значков индикатора понять, где искать причину:

  • один длинный сигнал и один короткий — электроусилитель исправен;
  • один длинный и два коротких — нет сигнала оборотов мотора;
  • один длинный и три коротких — вышел из строя или отсутствует питание контроллера момента;
  • один длинный и четыре коротких мигания — проблемы в работе электродвигателя ЭУР;
  • один длинный и пять коротких — вышел из строя контроллер положения рулевого вала;
  • один длинный и шесть коротких — вышел из строя контроллер положения ротора мотора;
  • один длинный и семь коротких — неполадки в работе электросети — напряжение либо слишком высокое, либо очень низкое;
  • один длинный и восемь коротких — вышел из строя управляющий модуль электроусилителя;
  • один длинный и девять коротких — поломка контроллера скорости.
Читайте также:  Мотор электробензонасоса ваз 2170

Коды ошибок

с1044 — неверная последовательность датчика положения ротора (ДПР)

c1621 — не верное напряжение 5V

с1622 — отказ цепи сигнала скорости

c1011 — цепь сигнала оборотов двигателя автомобиля, отсутствие сигнала — сигнал с датчика хола (или штатного тахометра через ограничитель напряжения) разделить на 4 и подать на вход тахометра,

c1022 — ошибка, напряжение основного вывода датчика момента — возможно, что крышка вала перетерла изоляцию и средней, зеленый провод замыкает на массу

Ремкомплект

Не бывает, альтернативный вариант взять на разборке, цена нового более 20 тыс рублей

Демонтаж и разбор электроусилителя

Перед тем, как снять усилитель, нужно демонтировать все подрулевые переключатели. Снимите накладку рулевой рейки и демонтируйте устройства, не забыв отключить разъемы от питания.

Как убрать ЭУР своими руками:

  1. Сняв переключатели, нужно будет произвести демонтаж нижней поперечины приборной панели. Для этого вам необходимо нажать на крепления, с помощью которых фиксируется разъем с проводами, а затем отключить проводку от управляющего модуля. Когда эти действия будут выполнены, можно будет отключить разъем от выключателей.
  2. Кронштейн системы закреплен при помощи гаек, вам нужно будет их открутить гаечным ключом.
  3. После этого рулевую рейку нужно будет аккуратно опустить вниз. Чтобы сделать это, вам нужно будет найти болт, крепящий кардан к валу усилителя. Данный болт необходимо выкрутить, но при откручивании нужно будет зафиксировать гайку, это позволит предотвратить ее проворачивание. Когда болт будет извлечен, крепление надо будет разжать, после чего промежуточный вал аккуратно демонтируется.
    На данном этапе рекомендуем отметить положение вала и шестерен, для этого можно использовать маркер. Этот шаг очень важен, поскольку его выполнение позволит предотвратить возможные проблемы с установкой в дальнейшем. В том случае, если метки на валах не будут соответствовать, это может стать причиной неполадок в работе усилителя. При демонтаже будьте аккуратны и не повредите проводку, поскольку это также приведет к неработоспособности ЭУР.
  4. Когда узел будет демонтирован, его надо будет разобрать и заменить вышедшие из строя элементы. Дальнейший монтаж производится в обратном порядке (автор видео — Мурзик Белый).

Как подтянуть рулевую рейку с электроусилителем?

Появление стука в работе ЭУР связано с необходимостью подтянуть рулевую рейку.

Как сделать это правильно:

  1. Для начала нужно отключить АКБ, для этого отсоедините от него клеммы. Выкрутите крепление аккумулятора, для этого нужно открутить еще две гайки, расположенный по краям. После этого батарея извлекается и убирается в сторону.
  2. Затем нужно приподнять пластиковую подставку, под ней расположено еще четыре винта, они также выкручиваются.
  3. Сделав это, необходимо отодвинуть данную подставку вперед, пока площадка не отсоединится от подушки фиксатора корпуса воздушного фильтра. После этого накладку можно будет сдвинуть назад, это позволит обеспечить более свободный доступ к самой рейке.
  4. На следующем этапе необходимо будет подлезть рукой под рейку. Прямо под ней, как показано на фото, расположен прорезиненный колпачок, его нужно будет демонтировать, это позволит обеспечить доступ ключа к регулировочной гайке.
  5. Для выполнения работ по регулировке вам потребуется специальный ключ для подтягивания рейки, без него осуществить процедура регулировки не получится. Используя этот ключ, необходимо подлезть под рейку автомобиля, чтобы установить инструмент в необходимое отверстие.
  6. При регулировке будьте аккуратны, чтобы не перетянуть рейку. Если ее подтяжка будет очень сильной, то при движении на поворотах рейку будет закусывать, а это, в свою очередь, может отразиться на безопасности передвижения. Угол регулировки всегда разный, он зависит от того, как сильно гайка разболталась, но обычно при выполнении таких работ гайка подтягивается приблизительно на 30 градусов. Это должно быть достаточно для того, чтобы все стало правильно.
    После того, как регулировка будет окончена, необходимо будет проверить правильность выполнения данной задачи. То есть вам надо будет убедиться в том, что рулевое колесо поворачивается нормально в любое положение до упора и стука при этом нет. Если стук остался, то регулировка продолжается.

Источник

Поделиться с друзьями