Как разобрать лодочный мотор вихрь

ЛОДКИ

ГИДРОЦИКЛЫ

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ

СТОЯНКА / ХРАНЕНИЕ

ЖУРНАЛЫ

РЕМОНТ ЛОДОЧНОГО МОТОРА «ВИХРЬ»

Разборка и сборка лодочного мотора «Вихрь»

Разборку лодочного мотора или его узлов рекомендуется выполнять в нижеуказанной последовательности. Чтобы впоследствии было легче собрать лодочный мотор, следует запомнить (лучше записать) положение его деталей, особенно мелких, перед разборкой, так как в некоторых переходах не отражено их положение. Разборку лодочного мотора «Вихрь» следует выполнять лишь в необходимом объеме, зависящем от ее цели.

Сборка лодочного мотора «Вихрь»

Сборку лодочного мотора «Вихрь» выполняют в обратной (по сравнению с разборкой) последовательности.

Последовательность разборки лодочного мотора «Вихрь»

I. Разборка лодочного мотора на узлы:

1. Снять обтекатель.
2. Отсоединить и снять тягу привода дроссельной заслонки карбюратора.
3. Вынуть ось привода дроссельной заслонки карбюратора.
4. Отвернуть гайку и вынуть болт пальца тяги реверса, отвинтить втулку тяги, снять палец.
5. Отвернуть винты крепления двигателя к дейдвуду, снять двигатель с дейдвуда.
6. Снять прокладку с дейдвуда. Вынуть торсионный вал.
7. Отвернуть винты крепления корпуса редуктора к дейдвуду, снять редуктор, затем резиновую втулку с корпуса водопомпы, вынуть из дейдвуда трубку подвода воды.
8. Отвернуть болты крепления подвески к дейдвуду, снять прижимную планку и резиновую прокладку, затем подвеску.

II. Разборка двигателя:

1. Отсоединить провода катушек освещения, основания магнето, кнопки «стоп», пульта дистанционного управления от блока ВБГ-ЗА. Отсоединить провода блока электронного и магнето по разъему.
2. Отвернуть винты крепления стартера, снять стартер. Регулировочные шайбы привязать к каждой опоре комплектно. У стартера СТ-369 предварительно отсоединить провода.
3. Отсоединить от свечей провода, отвернуть две гайки, снять блок электронный. Отвернуть две гайки и снять кронштейн с блоком ВБГ-ЗА.
4. Отсоединить и снять шланги с топливного насоса, карбюратора, поддона.
5. Отсоединить трос подсоса от карбюратора, для чего вывернуть пробку и вынуть клапан подсоса. Сжав пружину, отсоединить трос от клапана, клапан с втулкой и пружиной поставить на место, завернуть пробку.
6. Отвернуть две гайки, снять карбюратор.
7. Отвернуть винты крепления, снять топливный насос.
8. Отвернуть три винта, снять с маховика храповой диск, отвернуть гайку крепления маховика, съемником снять маховик с конуса коленчатого вала, шпонку маховика.
9. Вывернуть винты и снять сегменты крепления основания магнето.
10. Вывернуть винты крепления двигателя к поддону, снять его с двигателя и прокладки.
11. Отвернуть винты крепления глушителя, снять глушитель и прокладку.
12. Отвернуть гайки крепления блока головок и прокладку.
13. Снять блок цилиндров.
14. Вывернуть стопорные кольца, вынуть поршневые пальцы и снять поршни.
15. Отвернуть винты и болты крепления верхней и нижней крышек картера, снять их.
Внимание: Монтаж и демонтаж коленчатого вала необходимо производить только в условиях специализированных мастерских. За разворот полуосей коленчатого вала завод ответственности не несет и рекламаций не принимает.

III. Разборка дейдвуда:

Вынуть ось кронштейна, снять кронштейн подвески, защелку и прокладки.

IIII. Разборка ручного стартера:

1. Расконтрить и отвернуть гайку, снять болт со скобой.
2. Снять с болта скобу, пружинную шайбу. Вынуть из гнезд блока две собачки.
3. Развернуть блок стартера за шнур так, чтобы пружина ослабла.
4. Вывести блок из зацепления с пружиной путем разворота блока по часовой стрелке, снять блок.
Внимание: При снятии блока из корпуса берегитесь спиральной пружины!

V. Разборка подвески:

Отвернуть гайки и болты крепления кронштейна и опор амортизаторов. Снять кронштейны, щиток и опоры амортизатора.

VI. Разборка редуктора:

1. Отвернуть винты крепления водопомпы, снять корпус помпы, крыльчатку, штифт и пластину.
2. Отвернуть нижнюю и верхнюю пробки в корпусе и крышке редуктора и слить масло.
3. Отвернуть винты крепления крышки редуктора и винт крепления тяги, снять крышку редуктора и вал винта с шестернями и подшипниками.
4. С вала снять стакан подшипника, регулировочные шайбы, шестерни, муфту переключения, подшипники.
5. Вынуть вал-шестерню из корпуса редуктора.
6. Промыть все детали в бензине.

Перед сборкой лодочного мотора или узлов все снятые детали промыть в чистом бензине и просушить. При сборке все поверхности деталей смазать машинным маслом.
При постановке маховика сопрягаемые поверхности конусов смазать маслом МС-20 ГОСТ 21743—76.
При сборке двигателя плоскости разъема сопрягаемых поверхностей деталей очистить от засохшего герметика и смазать плоскости свежим бакелитовым лаком.
Затяжку гаек или болтов выполнять постепенно, т. е. сначала производить затяжку на неполное усилие, затем окончательно. При большом количестве гаек или болтов во фланцевых соединениях затяжку необходимо производить по диагоналям, начиная с расположенных в середине, что исключает перекос и коробление деталей.
При сборке стартера пружину обильно смазать техническим вазелином. Обязательно подложить под опоры стартера поставленные ранее шайбы и проверить, чтобы скоба стартера не доставала до храпового диска. Зазор между блоком стартера и маховиком выдерживается 7.5105 мм.
После установки маховика на вал двигателя снять прокладки и установить зазор между контактами.

Источник

РАЗБОРКА И СБОРКА МОТОРА ВИХРЬ

При необходимости разборки мотора или его узлов рекомендуется производить разборку в нижеуказанной последовательности.
При разборке следует запомнить (лучше записать) положение деталей мотора перед разборкой, особенно по мелким деталям, так как в некоторых переходах не отражено их положение.
Разборку следует выполнить лишь в необходимом объеме, определяемом целью разборки.

8.10. Разборка на узлы
1. Снять обтекатель.
2. Отсоединить и снять тягу привода дроссельной заслонки карбюратора.
3. Вынуть ось привода дроссельной заслонки карбюратора.
4. Отвернуть ганку и вынуть болт пальца тяги реверса, отвинтить втулку тяги, снять палец.
5. Отвернуть винты крепления двигателя к дейдвуду, снять двигатель с дейдвуда.
6. Снять прокладку с дейдвуда. Вынуть торсионный вал.
7. Отвернуть винты крепления корпуса редуктора к дейдвуду, снять редуктор, снять резиновую втулку с корпуса водопомпы, вынуть из дейдвуда трубку подвода воды.
8. Отвернуть болты крепления подвески к дейдвуду, снять прижимную планку и резиновую прокладку, снять подвеску.
Примечание. Дальнейшую разборку узлов производить согласно соответствующим операциям.

8.11. Разборка двигателя
1. Отсоединить провода трансформаторов, основания магдино, кнопки «стоп», пульта дистанционного управления от блока ВБГ-3А.
2. Отвернуть винты крепления стартера (ручного или СТ-369 в сборе с кронштейном), снять стартер. Регулировочные шайбы привязать к каждой опоре комплектно. У стартера СТ-369 предварительно отсоединить провода.
3. Отсоединить от свечей провода, отвернуть две гайки, снять кронштейн с трансформаторами.
У моторов с электрозапуском отвернуть две гайки и снять кронштейн с блоком ВБГ-3А.
4. Отсоединить и снять шланги с топливного насоса, карбюратора, поддона.
5. Отсоединить трос подсоса от карбюратора, для чего вывернуть пробку и вынуть клапан подсоса. Сжав пружину, отсоединить трос от клапана, клапан с втулкой и пружиной поставить на место, завернуть пробку,
6. Отвернуть две гайки, снять карбюратор.
7. Отвернуть винты крепления, снять топливный насос.
8. Отвернуть 3 винта, снять с маховика храповый диск, отвернуть гайку крепления маховика, съемником снять маховик с конуса коленвала, шпонку маховика.
9. Вывернуть винты и снять крепления основания магдино.
10. Отсоединить возвратную пружину и снять основание магдино.
11. Вывернуть винты крепления двигателя к поддону, снять поддон с двигателя и прокладки.
12. Отвернуть винты крепления глушителя, снять глушитель и прокладку.
13. Отвернуть гайки крепления блока головок и блока цилиндров, снять блок головок и прокладку.
14. Снять блок цилиндров.
15. Вынуть стопорные кольца, выпрессоватъ поршневые пальцы и снять поршни.
16. Отвернуть винты и болты крепления верхней и нижней крышек картера, снять их.
Примечание. Монтаж и демонтаж коленчатого вала необходимо производить только в условиях специализированных мастерских. За разворот полуосей коленвала завод ответственности не несёт и рекламаций не принимает.

Читайте также:  Моторы для спутниковых тарелок

8.12. Разборка дейдвуда
Вынуть ось кронштейна, снять кронштейн подвески, защелку и прокладки.

8.13. Разборка ручного стартера
1. Расконтрить и отвернуть гайку, снять болт со скобой.
2. Снять с болта скобу, пружинную шайбу. Вынуть из гнезд блока две собачки.
3. Развернуть блок стартера за шнур так, чтобы пружина ослабла.
4. Вывести блок зацепления с пружиной путем разворота по часовой стрелке. Снять блок.
ВНИМАНИЕ! При снятии блока из корпуса берегись спиральной пружины.

8.14. Разборка редуктора
1. Отвернуть винты крепления водопомпы, снять корпус помпы, крыльчатку, штифт и пластину.
2. Отвернуть нижнюю и верхнюю пробки в корпусе и крышке редуктора и слить масло.
3. Отвернуть винты крепления крышки редуктора и винт крепления тяги (6, рис. 4), снять крышку редуктора и вал винта с шестернями и подшипниками.
4. С вала снять стакан подшипника, регулировочные шайбы, шестерни, муфту переключения, подшипники.
Примечание. Комплект регулировочных шайб при сборке ставить на своё соответствующее место (по толщине).
5. Вынуть вал- шестерню из корпуса редуктора.
6. Промыть все детали в бензине.

8.15. Разборка и сборка основания магдино с механическими прерывателями
Разборка производится в исключительных случаях;
а) полный износ текстолитовых подушечек прерывателя;
6) полный износ контактов на стойке или рычажке прерывателя:
в) выход из строя конденсатора.
Последовательность разборки:
1) отвернуть гайку винта контактной стойки прерывателя;
2) снять с оси замковую и регулировочные шайбы;
3) снять рычажок прерывателя с пружиной, не трогая соединительного винта. Пружина в месте крепления винтом имеет открытый паз;
4) произвести необходимую замену деталей;
5) ось рычажка смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74:
6) сборка прерывательного механизма производится в обратной последовательности;
7) несовпадение контактов должно быть в пределах 0,2 мм;
8) выводы катушек и конденсаторов должны быть уложены согласно заводскому выпуску с целью устранения возможности задевания за кулачок или магниты маховика.

8.16. Сборка мотора
Сборку мотора производить а обратной (сравнительно с разборкой) последовательности. Перед сборкой кагора или узлов все снятые детали промыть в чистом бензине а просушить. При сборке все поверхности деталей смазать машинным маслом.
При постановке маховика сопрягаемые поверхности конусов смазать масло МС-20.
При сборке двигателя плоскости разъема сопрягаемых поверхностей деталей очистить от засохшего герметика и смазать плоскости свежим бакелитовым лаком.
Затяжку гаек пли болтов производить постепенно, т. е. стачала производится затяжка на неполное усилие, затем производится окончательная затяжка.

При большом количестве гаек или болтов во фланцевых соединениях затяжку необходимо производить по диагоналям, начиная с расположенных в середине, что исключит перекос и коробление деталей.
При сборке стартера пружину обильно смазать техническим вазелином.
Обязательно подложить под опоры стартера поставленные ранее шайбы и проверить, чтобы скоба стартера не доставала храпового диска. Зазор между блоком стартера и маховиком выдерживается 7,5±0,5 мм.
Перед установкой маховика на вал двигателя между контактами прерывательного механизма заложить чистую прокладку толщиной 1,5 мм в целях предупреждения поломки подушечек рычажков.
После установки маховика на вал двигателя снять прокладки и установить зазор между контактами согласно разделу «Рекомендации по эксплуатации мотора»

8.17. Указания по замене деталей.
Цилиндры мотора по внутреннему диаметру разбиваются на три группы, соответственно изготавливаются три группы поршней.

Для моторов мощностью 25 л.с.

Источник

Лодочный мотор «Вихрь»: стоит ли покупать

Ремонт цилиндропоршневой группы лодочного мотора «Вихрь»

Сборка цилиндропоршневой группы лодочного мотора «Вихрь»

При установке поршневых колец необходимо также использовать кусочки жести, как и при их снятии. Ставят сначала нижнее кольцо, затем верхнее. После этого в поршень вставляют поршневой палец, предварительно смазанный маслом так, чтобы внутри поршня он выдвинулся из бобышки на 1-2 мм. Поршень надевают на головку соответствующего шатуна при положении коленчатого вала этого цилиндра в ВМТ и фиксируют в бронзовой втулке на выступающем внутрь конце пальца.
Поршни лодочного мотора «Вихрь» ориентируются пологим скосом головки в сторону выпускных окон, при этом отверстия в юбке будут направлены в сторону расположения карбюратора. Поршни моторов «Вихрь-25» и «Вихрь-30» ориентируются по отверстию третьего продувочного канала—оно должно находиться со стороны, обратной расположению выпускных окон. На головке всех поршней моторов «Вихрь-М»

и
«Вихрь-30»
имеется стрелка, которая должна быть направлена в сторону выпускных окон. Проверив расположение поршней, можно окончательно вставить пальцы в обе бобышки поршня и поставить стопорные кольца, которые предварительно рекомендуется слегка растянуть для увеличения их упругости.

Самая трудоемкая и ответственная операция при сборке — надевание блока цилиндров на поршни. Выполняя ее, нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить поршневые кольца. Облегчить монтаж цилиндров можно, использовав простые приспособления — упоры для поршней и обжимки поршневых колец. Упоры (см. рис. 40), как уже было сказано, можно изготовить из текстолита, плотного дерева (дуб, бук) или толстой фанеры. При монтаже цилиндров упоры, вставленные между картером и юбками поршней, фиксируют поршни на разных расстояниях от картера.

Обжимку для колец можно или выточить из отрезка трубы (рис. 51, а) или согнуть из полосовой стали (рис. 51, б) толщиной 2-2.5 мм. Обжимку надевают на поршень и кольца, предварительно установленные в канавках замками на стопорные штифты, сжимают. При монтаже обжимку сдвигают нижним торцом цилиндра, и поршень со сжатыми кольцами легко входит в него. Точеная обжимка имеет вырез для снятия с шатуна, а гнутую для этой цели разбирают на две части. Чертеж обжимок, по которому их можно изготовить, приведен на рис. 52.

Рис. 51. Обжимки для поршневых колец: а — точеная (из трубы), Ø 67 мм («Вихрь», «Вихрь-М»), Ø 72 мм («Вихрь-30»); б — разборная

Рис. 52. Чертеж обжимок. Ø D = 67 мм для поршня моторов «Вихрь» и Вихрь-М»; Ø D = 72 мм для поршней мотора «Вихрь-30». Материал — Ст.45

Перед установкой блока цилиндров боковые поверхности поршней и зеркала цилиндров надо смазать тонким слоем масла и на картер поставить прокладку (две — на «Вихре»

). Устанавливать раздельные цилиндры на
мотор «Вихрь»
сложнее, чем на модели, имеющие блок цилиндров. Сначала цилиндры надевают на оба поршня и на них крепят блок головок, но крепежные болты не затягивают до упора. После этого ставят глушитель и затем уже затягивают крепежные болты.

Читайте также:  Гусеница для снегоката с мотором своими руками

Собранный узел подтягивают к картеру; ставят и окончательно затягивают три гайки крепления цилиндров к картеру, доступные для работы ключом, и болты крепления блока головок. Глушитель снимают и на оставшиеся три шпильки крепления цилиндров к картеру навинчивают гайки и затягивают их. Глушитель ставят на место, но болты его крепления к цилиндрам окончательно затягивают после установки двигателя на поддон совместно с двумя болтами, которыми глушитель крепится к поддону. Такой порядок сборки исключает перекос цилиндров.

При монтаже блока цилиндров на «Вихре-М»

сначала его надевают с прокладкой на шпильки картера и в него вводят с помощью упоров и обжимок поршни. Затем ставят блок головок с прокладкой и затягивают гайки крепления с соблюдением порядка затяжки. Блок цилиндров
«Вихря-М»
— тонкостенная литая конструкция из алюминиевого сплава, и поэтому затяжка болтов глушителя должна быть умеренной во избежание ее коробления. При сборке
двигателя «Вихрь-30»
в блок цилиндров вводят поршни и крепят его шестью гайками к картеру.

Перед опусканием блока и введением в гильзы поршней для сохранности колец и удобства сборки на поршни надевают обжимки любого вида: точеные или гнутые из полосы. По мере опускания блока на поршни обжимки съезжают вниз и после посадки колец в гильзы легко снимаются, а поршни окончательно вставляются в гильзы (рис. 53). На шпильки картера ставят блок цилиндров, затягивают шесть гаек и ставят головку блока с прокладкой, затягивают ее гайки (с соблюдением порядка затяжки). Последним ставят и закрепляют болтами глушитель. Сборка ходовой части двигателя представлена на рисунке в Каталоге.

РАЗБОРКА И СБОРКА МОТОРА ВИХРЬ

При необходимости разборки мотора или его узлов рекомендуется производить разборку в нижеуказанной последовательности. При разборке следует запомнить (лучше записать) положение деталей мотора перед разборкой, особенно по мелким деталям, так как в некоторых переходах не отражено их положение. Разборку следует выполнить лишь в необходимом объеме, определяемом целью разборки.

8.10. Разборка на узлы

1. Снять обтекатель. 2. Отсоединить и снять тягу привода дроссельной заслонки карбюратора. 3. Вынуть ось привода дроссельной заслонки карбюратора. 4. Отвернуть ганку и вынуть болт пальца тяги реверса, отвинтить втулку тяги, снять палец. 5. Отвернуть винты крепления двигателя к дейдвуду, снять двигатель с дейдвуда. 6. Снять прокладку с дейдвуда. Вынуть торсионный вал. 7. Отвернуть винты крепления корпуса редуктора к дейдвуду, снять редуктор, снять резиновую втулку с корпуса водопомпы, вынуть из дейдвуда трубку подвода воды. 8. Отвернуть болты крепления подвески к дейдвуду, снять прижимную планку и резиновую прокладку, снять подвеску.
Примечание.
Дальнейшую разборку узлов производить согласно соответствующим операциям.

8.11. Разборка двигателя

1. Отсоединить провода трансформаторов, основания магдино, кнопки «стоп», пульта дистанционного управления от блока ВБГ-3А. 2. Отвернуть винты крепления стартера (ручного или СТ-369 в сборе с кронштейном), снять стартер. Регулировочные шайбы привязать к каждой опоре комплектно. У стартера СТ-369 предварительно отсоединить провода. 3. Отсоединить от свечей провода, отвернуть две гайки, снять кронштейн с трансформаторами. У моторов с электрозапуском отвернуть две гайки и снять кронштейн с блоком ВБГ-3А. 4. Отсоединить и снять шланги с топливного насоса, карбюратора, поддона. 5. Отсоединить трос подсоса от карбюратора, для чего вывернуть пробку и вынуть клапан подсоса. Сжав пружину, отсоединить трос от клапана, клапан с втулкой и пружиной поставить на место, завернуть пробку, 6. Отвернуть две гайки, снять карбюратор. 7. Отвернуть винты крепления, снять топливный насос. 8. Отвернуть 3 винта, снять с маховика храповый диск, отвернуть гайку крепления маховика, съемником снять маховик с конуса коленвала, шпонку маховика. 9. Вывернуть винты и снять крепления основания магдино. 10. Отсоединить возвратную пружину и снять основание магдино. 11. Вывернуть винты крепления двигателя к поддону, снять поддон с двигателя и прокладки. 12. Отвернуть винты крепления глушителя, снять глушитель и прокладку. 13. Отвернуть гайки крепления блока головок и блока цилиндров, снять блок головок и прокладку. 14. Снять блок цилиндров. 15. Вынуть стопорные кольца, выпрессоватъ поршневые пальцы и снять поршни. 16. Отвернуть винты и болты крепления верхней и нижней крышек картера, снять их.
Примечание.
Монтаж и демонтаж коленчатого вала необходимо производить только в условиях специализированных мастерских. За разворот полуосей коленвала завод ответственности не несёт и рекламаций не принимает.

8.12. Разборка дейдвуда

Вынуть ось кронштейна, снять кронштейн подвески, защелку и прокладки.

8.13. Разборка ручного стартера

1. Расконтрить и отвернуть гайку, снять болт со скобой. 2. Снять с болта скобу, пружинную шайбу. Вынуть из гнезд блока две собачки. 3. Развернуть блок стартера за шнур так, чтобы пружина ослабла. 4. Вывести блок зацепления с пружиной путем разворота по часовой стрелке. Снять блок.
ВНИМАНИЕ! При снятии блока из корпуса берегись спиральной пружины.
8.14. Разборка редуктора

1. Отвернуть винты крепления водопомпы, снять корпус помпы, крыльчатку, штифт и пластину. 2. Отвернуть нижнюю и верхнюю пробки в корпусе и крышке редуктора и слить масло. 3. Отвернуть винты крепления крышки редуктора и винт крепления тяги (6, рис. 4), снять крышку редуктора и вал винта с шестернями и подшипниками. 4. С вала снять стакан подшипника, регулировочные шайбы, шестерни, муфту переключения, подшипники.
Примечание.
Комплект регулировочных шайб при сборке ставить на своё соответствующее место (по толщине). 5. Вынуть вал- шестерню из корпуса редуктора. 6. Промыть все детали в бензине.

8.15. Разборка и сборка основания магдино с механическими прерывателями

Разборка производится в исключительных случаях; а) полный износ текстолитовых подушечек прерывателя; 6) полный износ контактов на стойке или рычажке прерывателя: в) выход из строя конденсатора. Последовательность разборки: 1) отвернуть гайку винта контактной стойки прерывателя; 2) снять с оси замковую и регулировочные шайбы; 3) снять рычажок прерывателя с пружиной, не трогая соединительного винта. Пружина в месте крепления винтом имеет открытый паз; 4) произвести необходимую замену деталей; 5) ось рычажка смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74: 6) сборка прерывательного механизма производится в обратной последовательности; 7) несовпадение контактов должно быть в пределах 0,2 мм; выводы катушек и конденсаторов должны быть уложены согласно заводскому выпуску с целью устранения возможности задевания за кулачок или магниты маховика.

8.16. Сборка мотора

Сборку мотора производить а обратной (сравнительно с разборкой) последовательности. Перед сборкой кагора или узлов все снятые детали промыть в чистом бензине а просушить. При сборке все поверхности деталей смазать машинным маслом. При постановке маховика сопрягаемые поверхности конусов смазать масло МС-20. При сборке двигателя плоскости разъема сопрягаемых поверхностей деталей очистить от засохшего герметика и смазать плоскости свежим бакелитовым лаком. Затяжку гаек пли болтов производить постепенно, т. е. стачала производится затяжка на неполное усилие, затем производится окончательная затяжка.

При большом количестве гаек или болтов во фланцевых соединениях затяжку необходимо производить по диагоналям, начиная с расположенных в середине, что исключит перекос и коробление деталей. При сборке стартера пружину обильно смазать техническим вазелином. Обязательно подложить под опоры стартера поставленные ранее шайбы и проверить, чтобы скоба стартера не доставала храпового диска. Зазор между блоком стартера и маховиком выдерживается 7,5±0,5 мм. Перед установкой маховика на вал двигателя между контактами прерывательного механизма заложить чистую прокладку толщиной 1,5 мм в целях предупреждения поломки подушечек рычажков. После установки маховика на вал двигателя снять прокладки и установить зазор между контактами согласно разделу «Рекомендации по эксплуатации мотора»

Читайте также:  Авто с цепным мотором

8.17. Указания по замене деталей.

Цилиндры мотора по внутреннему диаметру разбиваются на три группы, соответственно изготавливаются три группы поршней.

Для моторов мощностью 25 л.с.

Маркировка группы Диаметр в мм
Цилиндр Поршень
2 от 67,00 до 67,01 от 66,76 до 66,77
1 св 67,01 >> 67,02 св 66,77 >> 64,78
>> 67,02 >> 67,03 >> 66,78 >> 66,79

Для моторов мощностью 30 л.с.

Маркировка группы Диаметр в мм
Цилиндр Поршень
2 от 72,00 до 72,01 от 71,75 до 71,76
1 св 72,01 >> 72,02 св 71,76 >> 71,77
>> 72,02 >> 72,03 >> 71,77 >> 71,78

Номер группы цилиндров набивается на стенке выхлопного канала со стороны глушителя. Номер группы поршня набивается на днище. Поскольку образующая поршня имеет сложный профиль, замер размера, определяющего номер группы его, производится на расстоянии 50 мм от нижнего торца в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под палец. Поршневой палец и отверстия под него в бобышках поршня разбиты по диаметрам на три группы согласно таблице. Маркировка краской наносится на торце пальца и на бобышке поршня.

Маркировка группы Диаметр в мм
Поршневой палец Отверстие в поршне
Красный от 15,985 до 15,989 16 -0,005
Белый св 15,989 >> 15,994 16 +0,005
Зеленый >> 15,994 >> 15,99 16 +0,012

При необходимости замены вышеперечисленных деталей надо руководствоваться приведенными таблицами. Поскольку окончательная обработка коленвала производится в сборе, недопустима замена одного из кривошипов – коленчатый вал может меняться только комплектно. Это же относится к картеру двигателя и к корпусу редуктора в сборе с крышкой.

Подвод воды к помпе осуществляется не по залитой в корпус стальной трубке, как было ранее, а по каналам в корпусе редуктора. Боковой канал снаружи заглушен пластиной, крепящейся тремя винтами.

При сборке редуктора в один комплект собираются шестерни только с одинаковым направлением спирали.

В новой модификации редуктора отсутствуют стакан подшипника 60304, гайки его крепления и гайки крепления вала-шестерни.

Редукторы в сборе в обеих модификациях взаимозаменяемы; на моторы «Вихрь», «Вихрь-М», «Вихрь-30» можно устанавливать собранный редуктор любой модификации.

Регулировка и ремонт редуктора старой конструкции.

Как уже отмечалось, корпус редуктора у «Вихря» и у «Вихря-М» одинаков; он выполнен из алюминиевого сплава и имеет разъем по оси гребного вала с крышкой, крепящейся семью винтами М6х26.

Это позволяет проверять правильность зацепления шестерен и состояние подшипников без разборки передачи.

Кроме указанных в инструкции общих приемов разборки существуют определенные тонкости сборочно-разборочных операций, о которых необходимо помнить при ремонте и регулировке редуктора.

Если в смазке редуктора появилась вода (смазка имеет бурый цвет), то особое внимание следует обратить на качество сальников и степень выработки медно-графитовой втулки.

Для этого снимается корпус водяной помпы с крыльчаткой, и вал-шестерню нужно покачать во втулке. Если максимальная величина элипсности превышает 0,2 мм, втулка должна быть заменена.

При этой операции старая втулка выпрессовывается выколоткой со стороны внутренней полости редуктора в сторону плоскости крепления помпы.

Запрессовка новой втулки производится со стороны помпы с помощью выколотки Ø 20 и длиной 150 мм, сделанной из мягкого металла. Втулка осаживается до упора верхнего буртика в расточку редуктора.

Следует помнить, что запрессовку надо производить с осторожностью, поскольку материал втулки довольно хрупкий.

После запрессовки необходимо смазать внутреннюю поверхность втулки, а также заполнить смазкой (ЦИАТИМ-201 или 221) полость между ее верхним буртиком и сальником 2.215-000.

При необходимости заменить корпус редуктора, следует помнить, что посадочные места под подшипники гребного вала растачиваются в корпусе и крышке совместно (наименование этого узла: «редуктор в сборе для механической обработки») и поэтому заменять при ремонте можно только корпус совместно с крышкой — разукомплектовка недопустима.

Работоспособными считаются шестерни, не имеющие сколов и следов выкрашивания на рабочих поверхностях. Это относится и к зубьям, и к поверхности под роликовый подшипник, а также к выступам, соединяющим ее с муфтой 2.202-028 включения реверса.

Если на этих выступах шестерни и муфты имеется выработка в виде радиусного скругления угла, то эти детали к дальнейшему использованию непригодны.

Такая выработка при включении реверса вызывает периодические удары в редукторе за счет проскальзывания шестерни относительно муфты, связанной с валом винта.

Основная причина выработки — неправильная регулировка реверса, года выступы шестерни и муфты входят в сопряжение не по всей высоте, а касаются друг друга только вершинами.

Кроме этого, выработку может вызвать частое включение реверса на слишком высоких оборотах двигателя.

Шарикоподшипники 60304, 8106 и роликовый 2.119-000 с наружным кольцом 2.202-013 не должны иметь точечного выкрашивания и коррозии на беговых дорожках и телах качения, а также повреждений сепараторов. Вращение подшипников должно быть свободным без увеличенных люфтов.

При регулировке редуктора необходимо проверить отсутствие люфта в соединении нижнего конца тяги реверса с коромыслом, переключающим муфту.

Этот люфт, допуская проворачивание тяги, вызывает перекос пальца в планке реверса, расположенной в поддоне, и ухудшает условия переключения реверса.

Для устранения люфта тягу нужно максимально вытянуть в сторону крышки редуктора. Под заклепку следует положить массивную поддержку и молотком осадить заклепку, но так, чтобы вращение коромысла оставалось свободным.

Втулка тяги реверса практически не требует замены, так как изнашивается мало. Ее следует только слегка осадить вниз для поджатая резинового уплотнительного кольца.

При увеличенном люфте гребного вала в подшипнике скольжения 2.212-002 подшипник следует заменить, одновременно поставив и новый сальник 2.218-000.

Для этого стакан 2.212-001 нагревается до 60-80° и при помощи цанговой оправки или эксцентрической выколотки подшипник и сальник выпрессовываются в сторону открытого торца.

Наружное и внутреннее резиновые уплотнительные кольца стакана перед нагревом должны быть удалены.

Перед сборкой втулка нагревается вторично (60-80°) и в нее до упора в торец запрессовываются (пружиной в сторону открытого торца стакана) сальники подшипник (фаска на наружном диаметре должна быть направлена вниз), предварительно смазанные смазкой ЦИАТИМ-201 или 221. После остывания стакана ставятся резиновые кольца.

При замене упорного подшипника 8106 кольцо с меньшим внутренним диаметром (оно не имеет клейма завода) напрессовывается на втулку шестерни переднего хода до упора, затем надевается сепаратор с шариками и второе кольцо.

Затем на втулку надевается роликовый подшипник 2.119-000 и его наружная втулка. В случае замены самих роликов они вставляются в гнезда сепаратора с внутренней стороны.

Подшипник 60304 напрессовывается на вал-шестерню без подогрева, а потом затягивается гайкой 2.202-024. Все подшипники перед установкой нужно обильно смазать.

Источник

Поделиться с друзьями