Как собирают моторы ваз

Как на АвтоВАЗе собирают двигатели? Для ответа на этот вопрос Илья Хлебушкин отправился в Тольятти

В России всего три автопроизводителя открыли свои моторные производства в рамках второго этапа правительственной программы промсборки — по условиям которой, напомним, со следующего года не менее 30% машин должны иметь локализованные двигатели. Но если компаниям Volkswagen и Ford пришлось отстраиваться в Калуге и Алабуге с чистого листа, то альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ неплохо сэкономил, воспользовавшись своим имеющимся в Тольятти механосборочным производством.

Огромный цех под номером 15/3 на окраине завода, где когда-то выпускались двигатели для автомобилей ВАЗ-1111 Ока, блестит чистыми полами и новеньким оборудованием. Его привели в порядок и обновили к 2013 году, когда здесь наладили производство немолодого французского мотора 1.6 с индексом К4М490 для всех российских автомобилей на платформе В0, включая Ладу Ларгус. А с 2015-го в гамму добавился более современный ниссановский агрегат H4М — помимо автомобилей Renault, его непродолжительное время ставили и на Ладу XRAY.

Вазовское производство рассчитано на выпуск 300 тысяч моторов К4 и Н4 в год, однако пока загружено только наполовину: в 2016 году при самом оптимистичном раскладе здесь соберут 160 тысяч двигателей. Для сравнения, мощность АвтоВАЗа по выпуску агрегатов собственной разработки составляет около 1 млн в год, но загружена еще меньше — только на треть. Кстати, Volkswagen в Калуге может делать до 150 тысяч двигателей в год, а расчетная производительность фордовского завода — 105 тысяч моторов.

Однако если заводы Форда и Фольксвагена практически полностью автоматизированы, то в Тольятти роботы только возят детали с расположенного рядом с конвейером импровизированного склада: автоматические платформы деловито снуют по своим дорожкам, а если встать у них на пути, сердито пищат и останавливаются.

Но вся сборка моторов — исключительно вручную. Система контроля качества «наблюдательная»: за процессом и сменой из 74 рабочих присматривают мастера и начальник цеха. Зато на выходе тестирование каждого двигателя не только «холодной» прокруткой (когда проверяются компрессия, давление масла, работа всех систем и датчиков), но и на стенде. Откровенный брак, уверяют, дело исключительное. Уверен, еще и потому, что оба мотора не особо сложные и грамотно сконструированные — собрать их неправильно не так уж и просто.

А общее у обрусевших тольяттинцев с двигателями Volkswagen и Ford то, что набор основных деталей, включающий блоки цилиндров, головки блоков и коленвалы, отечественный. И если Volkswagen получает от поставщиков готовые детали, а Ford — заготовки, то на АвтоВАЗе загрузили собственную литейку, освоив отливку и блоков с головками из алюминия заводов Русал, ВЗАС из Волгограда и даже дальневосточного Комалко. Правда, речь идет только о «свежем» моторе Н4 — ветеран К4, очевидно, уйдет на покой вслед за автомобилями Лада Ларгус и Nissan Almera, поэтому вкладываться в его локализацию смысла нет.

У французских механических коробок передач серии JR, которые собирают под одной крышей с двигателями, все комплектующие импортные. За исключением разве что картера сцепления у версии, предназначенной Ладе Весте с тольяттинским мотором 21129. Кстати, именно такой силовой агрегат приводит в движение редакционную Весту, проходящую сейчас ускоренные ресурсные испытания, — и вопросов после пятнадцати тысяч километров пока не вызывает.

Источник

Как собрать двигатель ВАЗ 21179 (1.8 литра, 122 л.с.)

Двигатель ВАЗ 21179 (1.8л., 122л.с.) в настоящее время устанавливается на автомобили Lada Vesta и Lada XRAY. В случае ремонта двигателя его приходится разбирать. Затем выполняется контроль и сортировка деталей. Следующий этап — сборка двигателя. Об этом далее в деталях.

Подобрать поршни к цилиндрам

Промерить диаметры цилиндров и поршней в соответствии с п. 4 настоящей ТИ и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем.

Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,03…0,05 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.

Класс поршня должен соответствовать классу цилиндра. Маркировка классов поршней и цилиндров нанесена согласно п. 4 настоящей ТИ.

Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор не более 0,05 мм, в соответствии с таблицей 8.

Размер цилиндра, мм Обозначение Класс Диаметр цилиндра после
хонингования, мм
Диаметр поршня, мм
Стандартный
82,0
21177-1004015-00 A 82,00…82,01 81,96…81,97
21177-1004015-01 B 82,01…82,02 81,97…81,98
21177-1004015-02 C 82,02…82,03 81,98…81,99
Ремонтный
82,5
21177-1004015-30 A+0,5 82,50…82,51 82,46…82,47
21177-1004015-31 B+0,5 82,51…82,52 82,47…82,48
21177-1004015-32 C+0,5 82,52…82,53 82,48…82,49

Проверить посадку поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и плавно выходить под собственным весом из отверстий бобышек поршня, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 48. Если для выхода поршневого пальца из отверстий бобышек поршня требуется приложение дополнительных усилий, заменить сопрягаемые детали.

Собрать шатунно-поршневую группу

Подобрать при необходимости комплект шатунов по массе. Шатуны должны быть одного весового класса.

Установить стопорное кольцо 1, рисунок 49, поршневого пальца в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 2. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 2 и шатун 4.

Сферические метки на шатуне и маркировка на поршне (стрелка) должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 1 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное).

Нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное).

Установить на поршень поршневые кольца. Все поршневые кольца должны быть установлены так, чтобы метки TOP были направлены к верху поршня, а цветные метки располагались слева от замка. Поршневые кольца должны свободно проворачиваться в канавках поршня.

Ориентация замков поршневых колец показана на рисунке 50 (клещи для снятия и установки поршневых колец).

Таблица 9 – Схема селективной установки коренных вкладышей коленчатого вала

Диаметр коренных опор блока цилин-дров

Вкладыш коренного подшипника верхний

Диаметр коренных шеек коленчатого вала

Вкладыш коренного подшипника нижний

* — маркировка на переднем торце блока цилиндров;
**- маркировка на заднем торце коленчатого вала.

Таблица 10 – Схема селективной установки вкладышей шатуна

Диаметр нижней головки шатуна

Вкладыш шатуна верхний

Диаметр шатунных шеек коленча-того вала

Вкладыш шатуна нижний

* — маркировка на шатуне;
** — маркировка на заднем торце коленчатого вала;
*** — с учетом расчетной деформации отверстия шатуна от установки вкладышей величиной 9…14 мкм.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения для лодочного мотора yamaha

Установить коленчатый вал

Установить и закрепить блок цилиндров на стенд (таль электрическая или ручная, стенд для разборки и сборки агрегатов).

Подобрать комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников согласно таблицами 9 и 10 соответственно.

Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленчатого вала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек.

Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров на наружной поверхности нанесена маркировка величины
ремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00).

Смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное).

Уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников блока. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников.

Уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнезда средней опоры два упорных полукольца.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминевое полукольцо (дет. 2101-1005183), со стороны маховика – металлокерамическое (желтого цвета, дет. 2106-1005183).

Установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса.

Завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников. Момент затяжки болтов крепления 70…86 Н∙м (7,0…8,6 кгс∙м) (головка сменная 17, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей.

Проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рисунок 51, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке 48, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4.

Осевой зазор коленчатого вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминевые полукольца имеют на стальной основе маркировку «Р». Увеличенные металлокерамические полукольца не маркируются и имеют толщину 2,44…2,49 мм (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская — 2 шт., микрометр типа МК 25-1).

Установить держатель заднего сальника

Запрессовать сальник в держатель (оправка из комплекта 67.7853-9704, молоток с пластмассовым бойком).

Установить на фланец коленчатого вала направляющую шайбу (шайба направляющая из комплекта 67.7853-9704).

Установить держатель 1, рисунок 52, сальника в сборе с сальником и прокладкой на коленчатый вал 3 через направляющую шайбу и закрепить держатель на блоке цилиндров 2 болтами. Момент затяжки болтов крепления 9…11 Н∙м (0,9…1,1 кгс∙м) (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При установке держателя в сборе с сальником не допускается смазывать рабочую поверхность сальника.

Снять направляющую шайбу с фланца коленчатого вала.

Установить поршни с шатунами в блок цилиндров

Установить вкладыши шатунов в шатуны и крышки шатунов.

Смазать моторным маслом вкладыши, поверхности цилиндров и боковые поверхности поршней (масло моторное).

Отрегулировать втулку 1, рисунок 53, для установки поршней в цилиндры

Установить втулку 1 на блок цилиндров 3, протолкнуть поршень 4 с кольцами в сборе усилием пальцев рук через втулку 1 в цилиндр блока 3. При установке имеющаяся на днище поршня стрелка должна быть направлена в сторону привода ГРМ. Маркировка на нижней головке шатуна должна соответствовать номеру цилиндра.

Повторить операцию для остальных трех поршней.

Установить крышки шатунов с вкладышами так, чтобы маркировка номера шатуна на крышке и на шатуне находились с одной стороны, и затянуть болты крепления в два этапа (головка сменная Torx E10, вороток, удлинитель, ключ моментный, головка измерения угла поворота):
1 этап – затяжка болтов крепления крышек шатунов с моментом 18…22 Н∙м (1,8…2,2 кгс∙м);
2 этап – довернуть болты на угол (130º…140º).

Установить масляный насос

Запрессовать сальник в корпус масляного насоса (оправка из комплекта 67.7853-9702, молоток с пластмассовым бойком).

Установить на передний конец коленчатого вала направляющую втулку (втулка из комплекта 67.7853-9702).

Установить масляный насос 6, рисунок 28, в сборе с сальником и прокладкой 4 через направляющую втулку и затянуть болты крепления. Момент затяжки болтов крепления 9,0…11 Н∙м (0,9…1,1 кгс∙.м) (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При установке масляного насоса в сборе с сальником не допускается смазывать рабочую поверхность сальника.

Снять направляющую втулку с коленчатого вала.

Установить и закрепить приемник 2 масляного насоса с уплотнительным кольцом.

Момент затяжки болтов крепления 9,0…11 Н∙м (0,9…1,1 кгс∙м) (головка сменная 8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить головку цилиндров

Окунуть болты крепления головки цилиндров в емкость с моторным маслом, дать стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. (емкость технологическая, масло моторное).

Установить прокладку головки и головку цилиндров.

Затянуть болты крепления. Затяжку болтов выполнять в четыре этапа в последовательности, указанной на рисунке 54 (головка сменная Torx Е14, вороток, удлинитель, ключ моментный, головка измерения угла поворота):

1 этап – затяжка моментом 12…20 Н∙м (1,2…2,0) кгс∙м;
2 этап – затяжка моментом 26…34 Н∙м (2,6…3,4) кгс∙м;
3 этап – доворот болтов на 90о± 10°;
4 этап – доворот болтов на 90о± 10°.

Установить детали привода ГРМ

Смазать моторным маслом шейки распределительных валов и уложить распределительные валы 4 и 8, рисунок 22, в головку цилиндров.

Впускной распределительный вал установить справа со стороны привода ГРМ (масло моторное).

Обезжирить сопрягаемые поверхности головки цилиндров и корпуса подшипников распределительных валов, нанести жидкую прокладку Локтайт 574 на поверхность головки цилиндров непрерывным валиком диаметром 1…1,5 мм, как показано на рисунке 55. Норма расхода жидкой прокладки 25 г (кисть, уайт-спирит: норма расхода 20 г).

Установить корпус 2, рисунок 22, подшипников распределительных валов на головку цилиндров и завернуть болты крепления в последовательности, указанной на рисунке 56.

Момент затяжки болтов крепления 8…10 Н∙м (0,8…1,0 кгс∙м) (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель).

Запрессовать сальники 7, рисунок 22, распределительных валов (молоток с пластмассовым бойком, оправка для запрессовки сальника 67.7853-9702).

Установить водяной насос 3, рисунок 30, с прокладкой 4 и затянуть три болта крепления. Момент затяжки болтов крепления 7…8 Н∙м (0,7…0,8 кгс∙м) (вставка сменная Torx T30, переходник, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить кронштейн 5, рисунок 24, правой опоры двигателя и закрепить болтами крепления с шайбами в соответствии с рисунком (головка сменная 13, 17, вороток, удлинитель, ключ моментный).

  • болтов 3 крепления кронштейна к блоку цилиндров 43…52 Н∙.м (4,3…5,2 кгс∙м);
  • болтов 1 и 2 крепления кронштейна к головке цилиндров 21…25 Н∙м (2,1…2,5 кгс∙м).

Установить заднюю защитную крышку 4, рисунок 25, ремня привода ГРМ с уплотнителями в сборе (головка сменная 10, вороток, удлинитель).

Установить на коленчатый вал 3, рисунок 21, шпонку 4 и зубчатый шкив 2 (молоток с пластмассовым бойком, головка сменная 17, вороток).

Совместить установочную метку шкива коленчатого вала с меткой на крышке масляного насоса, как показано на рисунке 57, поворотом коленчатого вала в кратчайшем угловом направлении за болт крепления демпфера (ключ гаечный кольцевой 17).

Читайте также:  Даф моторы евро 6

Установить приспособление 1, рисунок 58, для фиксации распределительных валов на задние торцы валов, так чтобы вершины кулачков первого цилиндра были сориентированы примерно вверх, а паз на заднем торце каждого распределительного вала находился вертикально со смещением вправо от оси вала, как показано на рисунке 59. При необходимости довернуть распределительный вал ключом за лыски на хвостовике распределительного вала до совпадения паза на торце вала с выступами на приспособлении (ключ гаечный 17, приспособление 21179-1006800 для фиксации распределительных валов).

Зафиксировать приспособление 1, рисунок 60, на распределительных валах болтами 2 (головка сменная 17, вороток).

Установить шкив 1, рисунок 61, выпускного распределительного вала и механизм 3 поворота впускного распределительного вала на посадочные поверхности распределительных валов.

Установить болт 2 крепления шкива выпускного распределительного вала с шайбой, болт 4 крепления механизма поворота впускного распределительного вала и затянуть небольшим предварительным моментом. При этом шкив и механизм поворота должны свободно поворачиваться относительно распределительных валов (головка сменная 17, вороток).

Установить опорный ролик 5 и затянуть болт 6 крепления опорного ролика моментом 30…36 Н∙м (3,0…3,6 кгс∙м) (головка сменная 15, вороток, ключ моментный).

Установить натяжитель 7 автоматический и затянуть болт 8 крепления натяжителя автоматического предварительным моментом 5 Н∙м (0,5 кгс∙м) (головка сменная 15, вороток, ключ моментный).

Установить ремень 1, рисунок 62, ГРМ на шкив выпускного распределительного вала, шкив механизма поворота впускного распределительного вала, опорный ролик, автоматический натяжитель, шкив водяного насоса и шкив коленчатого вала, сохраняя положение установочной метки ВМТ на шкиве коленчатого вала.

Установить приспособление 2 для фиксации коленчатого вала на зубчатый шкив коленчатого вала. Паз приспособления должен попасть на выступ шкива коленчатого вала (приспособление для фиксации шкива коленчатого вала 21177-1005250).

Зафиксировать приспособление болтом 3 крепления демпфера коленчатого вала (головка сменная 17, вороток).

Зафиксировать коленчатый вал от поворота фиксатором 4, вставив фиксатор в отверстие для датчика положения коленчатого вала и паз приспособления.

Отрегулировать натяжение ремня ГРМ:

  • установить ключ 5 в пазы опорной пластины автоматического натяжителя 6, повернуть натяжитель против направления хода часовой стрелки в крайнее положение до легкого касания упоров 1, рисунок 63, рычага натяжителя и 2 пластины натяжителя, затем повернуть ключ по часовой стрелке до совмещения паза 4 рычага и паза 3 пластины автоматического натяжителя (ключ 67.7812.9573-01 для автоматического натяжителя ремня ГРМ);

  • затянуть болт крепления натяжителя моментом 30…36 Н∙м (3,0…3,6 кгс∙м), удерживая при этом ключ (ключ 67.7812.9573-01 для автоматического натяжителя ремня ГРМ, головка сменная 15, ключ моментный);
  • после затяжки болта пазы 3 и 4 атоматического натяжителя должны быть в совмещенном положении.

Затянуть болты 2 и 4, рисунок 61, крепления шкива выпускного распределительного вала и механизма поворота впускного распределительного вала с моментом 70…84 Н∙м (7,0…8,4 кгс∙м), удерживая поочередно валы гаечным ключом за лыски на хвостовиках распределительных валов (ключ гаечный 17, головка сменная 17, насадка Torx T55, вороток, ключ моментный).

Установить заглушку 1, рисунок 64, механизма поворота впускного распределительного вала. Затянуть заглушку моментом 25…35 Н∙м (2,5…3,5 кгс∙м), удерживая впускной распределительный вал гаечным ключом за лыски на хвостовике вала (ключ гаечный 17, головка сменная 30, вороток, ключ моментный).

Снять фиксатор 4, рисунок 62, и приспособление 2 для фиксации коленчатого вала.

Отвернуть болты 2, рисунок 60, крепления и снять приспособление 1 для фиксации распределительных валов (головка сменная 17, вороток).

Повернуть коленчатый вал на два оборота за болт крепления демпфера, проверить совпадение меток. При отклонении паза 3, рисунок 63, за пределы паза 4 выполнить повторное натяжение ремня, предварительно отвернув болт крепления автоматического натяжителя на 45°…90° (ключ гаечный кольцевой 15, 17, головка сменная 15, 17, вороток).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При регулировке натяжения ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.

Установить нижнюю 3, рисунок 19, и верхнюю 4 передние крышки защиты зубчатого ремня (ключ 5 под внутренний шестигранник).

Установить шайбу 1, рисунок 65, дистанционную на шкив 2 коленчатого вала.

Установить задающий диск 1, рисунок 66, датчика фаз на впускной распределительный вал 2, совместив выступы на диске с пазом на торце вала. Установить центрирующую втулку 3 через отверстие диска в посадочное отверстие на торце распределительного вала. Установить болт 5 с шайбой 4 крепления задающего диска. Удерживая впускной распределительный вал ключом за лыски на хвостовике вала затянуть болт крепления задающего диска моментом 20…25 Н∙м (2,0…2,5 кгс∙м) (ключ гаечный 17, насадка под внутренний шестигранник 6 мм, вороток, ключ моментный).

Нанести на сопрягаемую поверхность заглушек 3, рисунок 22, жидкую прокладку ПС-1 (жидкая прокладка ПС-1, норма расхода 4 г).

Запрессовать заглушки 3 в отверстия головки цилиндров (молоток с пластмассовым бойком, оправка 67.7853-9591).

Обезжирить сопрягаемые поверхности корпуса подшипников распределительных валов и крышки головки цилиндров, нанести жидкую прокладку Локтайт 574 на поверхность корпуса подшипников распределительных валов непрерывным валиком диаметром 1…1,5 мм, как показано на рисунке 67. Норма расхода жидкой прокладки 25 г (кисть, уайт-спирит, норма расхода 20 г).

Установить крышку 1, рисунок 22, головки цилиндров и затянуть пятнадцать болтов крепления. Момент затяжки пяти болтов крепления, расположенных на продольной оси крышки – 10…12 Н∙м (1,0…1,2 кгс∙м), десяти болтов по краям крышки – 8…11 Н∙м (0,8…1,1 кгс∙м) (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить детали системы смазки

Обезжирить сопрягаемые поверхности блока цилиндров в сборе с масляным насосом и держателем заднего сальника и масляного картера.

Нанести герметик на поверхность блока цилиндров непрерывным валиком диаметром 3…4 мм, как показано на рисунке 68 (кисть, уайт-спирит, норма расхода 20 г; герметик силиконовый «Локтайт 5910», норма расхода 40 г).

Установить масляный картер. Картер не должен выступать за плоскость блока цилиндров (поверочная линейка). Завернуть болты крепления в порядке, указанном на рисунке 68.

Момент затяжки болтов 5…8 Н∙м (0,5…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить и завернуть пробку отверстия для слива масла. Момент затяжки пробки 20…32 Н∙м (2,0…3,2 кгс∙м) (насадка под внутренний шестигранник 8 мм, ключ моментный).

Завернуть штуцер 2, рисунок 26, крепления масляного фильтра. Момент затяжки штуцера 38…88 Н∙м (3,8…8,8 кгс∙м) (ключ кольцевой 24, вставка сменная 24, ключ моментный).

Смазать моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и завернуть фильтр 1 до касания уплотнительным кольцом блока цилиндров, затем усилием рук довернуть его на 3/4 оборота.

Установить детали системы охлаждения

Установить трубу 3, рисунок 29, подводящую водяного насоса с прокладкой 4 (головка сменная 10, вороток и удлинитель).

Установить термостат 5, рисунок 14, с прокладкой 6 на шпильки 4 крепления, шайбы 3 и навернуть гайки 2. Затяжку гаек крепления термостата проводить в два этапа (головка сменная 13, удлинитель, вороток, ключ моментный):

1 этап – затяжка моментом 7…14 Н∙м (0,7…1,4) кгс∙м;
2 этап – затяжка моментом 14…22 Н∙м (1,4…2,2) кгс∙м.

Нанести на резьбовую часть датчика 1, рисунок 14, температуры охлаждающей жидкости жидкую прокладку ПС-1 и установить датчик температуры на термостат. Момент затяжки датчика температуры 9…15 Н∙м (0,9…1,5 кгс∙м) (ключ кольцевой 19, насадка 19, ключ моментный, жидкая прокладка ПС-1, норма расхода 1 г).

Читайте также:  Названия 4 тактных лодочных моторов

Установить трубу приемную глушителя с нейтрализатором в сборе

Установить новую прокладку 8, рисунок 16, газопровода и приемную трубу 7 глушителя с нейтрализатором в сборе, установить шайбы 9 и навернуть семь новых гаек 1. Момент затяжки гаек крепления приемной трубы 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный, ключ моментный).

Затянуть гайку крепления приемной трубы глушителя на шпильке крепления кронштейна трубы подводящей водяного насоса. Момент затяжки гайки 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (ключ гаечный 13, головка сменная 13, ключ моментный).

Установить опору 3 кронштейна приемной трубы, кронштейн 2 приемной трубы, экран 5 нижний и закрепить болтами 4. Момент затяжки болтов крепления 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (ключ гаечный 13, головка сменная 13, ключ моментный).

Установить шайбу и затянуть гайки 3 и 7, рисунок 15, крепления кронштейна 4 трубы подводящей водяного насоса. Момент затяжки гаек 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (головка сменная 13, удлинитель, вороток, ключ моментный).

Ввернуть управляющий датчик 5 кислорода во втулку на приемной трубе 6 глушителя с нейтрализатором в сборе. Момент затяжки датчика 40…60 Н∙м (4,0…6,0 кгс∙м) (ключ кольцевой 22, вставка сменная 22, ключ моментный).

Установить два кронштейна крепления жгутов проводов на головку цилиндров и закрепить тремя болтами М6х12. Момент затяжки болтов 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Присоединить колодку 2 жгута проводов датчика концентрации кислорода к элементу крепления на кронштейне 1.

Установить датчики

Установить датчик фаз 2, рисунок 13, и зафиксировать его болтом 1. Момент затяжки болта крепления 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная Torx Е8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить клапан 2, рисунок 12, регулирования положения распределительного вала и зафиксировать болтом 1. Момент затяжки болта крепления 5…8 Н∙м (0,5…0,8 кгс∙м) (головка сменная 8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить датчик 1, рисунок 11, контрольной лампы давления масла. Момент затяжки датчика 25…30 Н∙м (2,5…3,0 кгс∙м) (головка сменная высокая 21, вороток, ключ моментный).

Установить датчик 5, рисунок 10, детонации и зафиксировать болтом 4. Момент затяжки болта крепления 15…24 Н∙м (1,5…2,4 кгс∙м) (головка сменная 13, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить рампу форсунок

Установить рампу 3, рисунок 9, форсунок и закрепить двумя болтами 5 с шайбами 6.

Момент затяжки болтов 9…14 Н∙м (0,9…1,4 кгс∙м) (ключ 5 для внутреннего шестигранника, насадка для внутреннего шестигранника, удлинитель, ключ моментный).

Присоединить колодки жгута 1 проводов форсунок к топливным форсункам 2 и закрепить жгут двумя новыми хомутами 4 к рампе форсунок.

Установить модуль впуска

Установить шланг вентиляции картера нижний на патрубок крышки головки цилиндров и зафиксировать хомутом (плоскогубцы).

Установить на модуль 4, рисунок 8, впуска новые уплотнители 5 газовых каналов.

Завести в отверстие модуля впуска шланг нижний вентиляции картера.

Установить модуль впуска на головку цилиндров. Завернуть и затянуть два болта 7 и три гайки 8 крепления модуля впуска с шайбами.

Момент затяжки болтов и гаек 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (головка сменная 13, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить две шайбы 2, навернуть и затянуть две верхние гайки 1 крепления модуля впуска к головке цилиндров. Момент затяжки гаек 3…5 Н∙м (0,3…0,5 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Присоединить элементы крепления жгута проводов форсунок к модулю впуска.

Установить новый уплотнитель 3 дроссельного патрубка.

Установить дроссельный патрубок 3, рисунок 7, на модуль впуска и закрепить тремя гайками 1 с шайбами 2. Момент затяжки гаек крепления модуля впуска 5…8 Н∙м (0,5…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить трубку 2, рисунок 6, с указателем 1 уровня масла в сборе и закрепить винтом 3 с шайбой 4 (отвертка крестообразная).

Установить маховик

Установить на фланец коленчатого вала маховик 2, рисунок 17, при этом метка маховика (конусообразная лунка) должна находиться напротив оси шатунной шейки четвертого цилиндра, нанести на резьбовую часть болтов крепления маховика прокладку жидкую уплотняющую и завернуть болты. Установить фиксатор 1 и затянуть болты крепления маховика.

Момент затяжки болтов крепления 72…89 Н∙м (7,2…8,9 кгс∙м) (прокладка жидкая уплотняющая ПС-1, норма расхода 12 г; головка сменная 17, вороток, удлинитель, ключ моментный, фиксатор маховика 67.7820-9526).

Установить демпфер коленчатого вала

Установить демпфер 1, рисунок 69, коленчатого вала, совместив паз демпфера с выступом на шкиве коленчатого вала, установить шайбу 3 и затянуть болт 2 крепления демпфера.

Крутящий момент затяжки болта крепления демпфера 95…115 Н∙м (9,5…11,5 кгс∙м) (головка сменная 17, вороток, ключ моментный).

Установить датчик 4 положения коленчатого вала. Затянуть болт крепления датчика моментом 8…12 Н∙м (0,8…1,2 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Установить навесное оборудование

Установить кронштейн 4, рисунок 4, навесных агрегатов и закрепить болтами 3 и 6.

Момент затяжки болтов: поз. 3 (М8) – 15…24 Н∙м (1,5…2,4 кгс∙м); поз. 6 (М10) – 33…52 Н∙м (3,3…5,2 кгс∙м) (головка сменная 13, 17, удлинитель, вороток, ключ моментный).

Установить генератор 2 на кронштейн 4 и закрепить его четырьмя болтами 1. Момент затяжки болтов 22…28 Н∙м (2,2…2,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, ключ моментный).

Установить компрессор 2, рисунок 3, системы кондиционирования и закрепить его тремя болтами 1. Момент затяжки болтов 22…28 Н∙м (2,2…2,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, ключ моментный).

Установить ремень 5, рисунок 2, привода навесных агрегатов в последовательности: демпфер коленчатого вала, шкив компрессора кондиционера, шкив генератора, ролик натяжной.

Перевести натяжной ролик 3 в нижнее положение в направлении по часовой стрелке и затянуть гайку 2 крепления натяжного ролика.

Момент затяжки гайки 30…36 Н∙м (3,0…3,6 кгс∙м) (головка сменная 13, насадка Torx T55, вороток, ключ моментный).

Установить заглушку 1 натяжного ролика.

Повернуть коленчатый вал за болт крепления демпфера на два оборота по часовой стрелке для правильной установки ремня, убедиться, что клинья ремня правильно вошли в ручьи всех шкивов (головка сменная 17, удлинитель, вороток).

Установить свечи и катушки зажигания

Установить свечи 6, рисунок 5, и затянуть с моментом 20…30 Н∙м (2,0…3,0 кгс∙м) (головка сменная высокая 16, удлинитель, вороток, ключ моментный).

Перед установкой катушек зажигания на внутреннюю поверхность резинового уплотнителя свечи зажигания нанести смазку типа ВНИИНП-233 ТУ 38.101687 толщиной 1 мм.

Норма расхода 1 г на двигатель.

Установить катушки 5 зажигания, затянуть болтами крепления. Момент затяжки болта крепления катушки зажигания 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная Torx E8, удлинитель, вороток, ключ моментный).

Установить жгуты проводов

Присоединить колодки жгута 1, рисунок 5, проводов к катушкам 5 зажигания и элементы крепления жгута к модулю впуска.

Присоединить клемму провода «массы» жгута катушек зажигания к двигателю болтом 2 с шайбой 3. Момент затяжки болта 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, удлинитель, вороток, ключ моментный).

Присоединить разъем жгута проводов катушек зажигания к фиксатору на кронштейне 1, рисунок 15, крепления жгута проводов.

Присоединить колодку жгута 1, рисунок 9, проводов форсунок к генератору, компрессору системы кондиционирования, клапану регулирования положения впускного распределительного вала, датчику фаз и датчику детонации.

Присоединить разъем жгута проводов форсунок к фиксатору на кронштейне крепления жгута проводов.

Далее следует обкатка и испытания двигателя.

Источник

Поделиться с друзьями