Как устроен велосипед мотор

Мотор на велосипед — стоит ли ставить? Опыт владения

В одну из поездок к отцу, ещё летом, я приехал к нему на своём фиолетовом ХВЗ 1986 года. Он посмотрел на велосипед, и сказал мне «на него бы мотор поставить». Тогда я не придал его словам особого значения, потому что думал что в этом нет необходимости.

Собственно, необходимости особой так и не появлялось, но я задумался про мотор. Почему задумался? Просто в гору ХВЗ едет очень туго, особенно на 48 звезде спереди и одной передаче сзади.

И сейчас, спустя полгода, немного погуглив, я нашёл достаточно много тем, по поводу бензиновых моторов на велосипеде. Довольно популярная затея. И как ни странно, мне очень захотелось купить такой мотор, просто чтобы попробовать, «а вдруг получится?».

Собственно план действий был таков:

Я много искал, нашёл и на али китайские моторы, и на авито б/у моторы от риги, и остановился на варианте заказывать всё таки «китайскую дэшку», так как запчасти на неё в легкой доступности, а также потому что там нормальная катушка зажигания. Заказывал я комплектом с ижевских «Мировых моторов», так как там был самый адекватный ценник на тот момент. Дело это было в январе этого года.

Собственно вот так выглядит весь комплект, в нём уже есть всё для сборки. Двигатель, бензобак, задняя ведомая звезда, мопедная цепь, ручки на руль, зажигание и остальные комплектующие.

Стоимость этого мотора f80 вышла в 6240 рублей , ну и не забываем про доставку, которая при таком весе и габаритах была около тысячи.

Округлим до 7,5 тысяч .

Конечно кроме самого комплекта я хотел ещё купить некоторые ништяки в виде карбюратора с фильтром нулевого сопротивления, натяжителя цепи и глушитель я хотел вывести к заднему колесу, но у меня был ограничен бюджет, и как оказалось этого не так уж необходимо в первое время.

2) Установить мотор

Вообще до этого момента я не имел никаких дел с мототехникой, кроме того, что батя катал меня в садик на юпитере в мои 4 года. Так что изначально, до покупки мотора, установка мотора казалась суровым делом, как будто я не мопед собираю, а космический корабль.

Но когда мотор приехал ко мне и я забрал посылку с почты, и распаковал её, всё оказалось делом одного вечера.

Я реально смог поставить весь комплект за 4-5 часов с учётом перекуров и ужина, так что всё это реально, если есть какие-то минимальные технические знания.

Конечно у меня были сомнения по поводу моих шатунов, и да, их пришлось заменить на гнутые шатуны, потому что мои алюминиевые цеплялись за мотор. Кроме этого пришлось сделать отверстие в руле чтобы прочно зафиксировать ручку газа. В остальном больше никаких доработок велосипеда проводить не пришлось.Шатуны — ещё 500 рублей к нашей сумме

Таким получился велосипед по окончанию сборки. Собирал в квартире, так как на улице был январь месяц, а в мастерской достаточно холодно. Да и боялся потерять мелкий крепёж.

«Не езди на нём, только фотографируй, это слишком красивый байк, ракета» — так сказал мой отец, когда увидел этот дырчик.

Конечно нужно было подождать до тёплой погоды, хотя бы до весны, но мне очень хотелось попробовать работает ли вообще двигатель и что это вообще такое.

В середине февраля, я заправил этот кусок инженерной мысли тархуном, незамерзайкой или мохито, кому как нравится, и пытался его завести. (На самом деле просто масло MOTUL для скутеров зелёного цвета)

На стенде завести не удалось, просто потому что неудобно, пришлось попробовать с разгона. И он даже завёлся пару раз. Первый раз я просто от неожиданности затормозил и он заглох. А во второй раз он раскрутился и вылетел замок цепи. И замок вылетел, потому что я поставил его не той стороной по недосмотру.

В том месте где я пробовал ехать стояли люди и крикнули «Да ты с горы попробуй», и вообще покатавшись просто по двору, этот монстр притянул к себе очень много внимания. И мне это не давало покоя.

Так и началась моя история катания на этом велосипеде с мотором.

Конечно дальше я всё таки не избежал доработок, в том плане что советские обода и спицы тупо не выдержали таких нагрузок. Спустя 300 км езды на моторе, на заднем колесе образовалась большая восьмёрка и лопнули три спицы. Решено было поменять обода и спицы.

Читайте также:  Электро моторы для лодки своими руками

Вот такими были колёса до замены ободов и спиц:

Вот такими они стали на ободах Alexrims ace18 и спицах DT Champion

С чёрными колёсами дырчик стал ехать более уверенно. Я стал ездить очень агрессивно, иногда перекручивая мотор выше положенного.

Я разгонял это чудо техники до 49-50 км/ч, и это было немного страшно, так как конструктив велосипеда, особенно советского не очень предназначен для таких скоростей. В среднем же скорости 23-25 км/ч вполне хватает для передвижения по городу. Средняя не такая уж и большая опять же из-за остановок на светофорах, езде в трафике.

И такой вот режим разгонов почти до полтинника довёл мой мотор до того что однажды он просто не завёлся. Случилось это по ряду причин и я опишу их ниже.

1) Я нарушил режим обкатки — первые 500 км лучше не превышать скорость движения 35 км/ч, я же гонял почти под полтинник и не один раз.

2) Я не сделал нулевое ТО. Перед установкой мотора нужно было его разобрать и проверить всё на предмет брака, но я не стал этого делать так как у меня не было желания и навыков.

3) Я катался зимой, всю зиму. По грязи, слякоти и снегу. Это тоже могло повредить мотору.

В итоге что вышло — когда на одометре было 474 км (почти закончился срок обкатки) двигатель пришлось перебирать.

Да, я полностью разобрал мотор. За один день. Проблема была в сальнике со стороны катушки, в залитой подкове, кроме того лопнуло поршневое кольцо (одно из двух, без фатальных последствий) и порвалась прокладка между половинками картера.

Всё это я ликвидировал и мотор снова встал в строй. И даже стал работать лучше. Так что если вы вдруг надумаете покупать такой мотор — не пренебрегайте нулевым ТО.

Собрать мотор было ещё проще, чем разобрать, это удалось сделать за 6 часов неспешной работы. Конструкция довольно примитивная и почти не отличается от Д5, кроме зажигания, так что любой школьник сможет разобраться.

Да, конечно есть пару моментов в разборке, где нужно приложить силу но для этого можно попросить взрослых если вы молодой и сил не хватает. Мне всё удалось разобрать и собрать без приложения особых усилий.

Ну и раз пошла такая пляска, я ещё решил перекрасить раму, под цвет новых ободов. Так велосипед выглядит и сейчас.

Ну и пришло время подвести итоги. Сейчас на одометре этого велосипеда почти полторы тысячи километров, во владении он у меня с февраля этого года, то есть почти полгода. Кроме этой поломки, которая возникла наполовину из-за меня и наполовину из-за бракованных деталей и сборки, каких-то других проблем больше не возникало.

Веломопед получился достаточно удобным на короткие расстояние — 10-30 км в день, допустим на работу и обратно, на дачу, за продуктами — более чем комфортно. Да он не такой быстрый как скутер например, но я не гонюсь за скоростью. И он легче по массе, чем скутер. в среднем скутеры весят 60-100 кг, этот дырчик в снаряжённом состоянии весит порядка 35 килограмм.

Кроме того, его не так жалко как какой-нибудь скутер. В подтверждение этих слов прикладываю фотографию что я возил на нём на багажнике:

Да, вам не показалось — это велосипед на велосипеде. Я перевёз старый советский складной Салют-С на багажнике этого веломопеда. Если кто-то повторял такие трюки на скутере, с радостью послушаю такие истории.

Ну и конечно же ещё один весомый плюс — внимание людей. Каждый день 3-4 человека просто подходят и спрашивают с интересом с вопросами «Сам собрал?», «Это дэшка?». То есть проезжая по городу на такой технике внимание точно гарантированно. В основном от мужской части населения старшего возраста.

Да, про запчасти. Кто-то скажет что сложно найти детали? Детали легким движением руки заказываются с интернет магазинов, какого-то дефицита в них нет.

Ну и ложка дёгтя в эту прекрасную историю, минусы:

Скутер всё таки удобнее. Почему? На скутере можно кататься вдвоём. И кататься с большей скоростью. Но при этом новый скутер будет стоить дороже. Но б/у скутер можно найти в цену моих затрат на мотор и даже дешевле. Но я не стал этого делать.

Читайте также:  Мотор для бритвы браун

Ещё один минус. Этот мотор — двухтактный. Заправлять его приходится смесью полусинтетического масла и 92-го бензина. Я лью довольно дорогое масло, MOTUL scooter expert 2t, литр которого стоит порядка 700 рублей. Хватает этой банки масла примерно на 3-4 месяца, по километрам около 1500 км. По бензину расход около 2,5 литров на 100 км. Я не могу утверждать что это экономично и сравнить например со скутером я не могу, потому что у меня нет скутера, но если сравнивать с машиной, то по топливу у меня выходит в месяц дешевле чем на машине.

Ну и последнее, как минус, так и резюме.

Имея такую технику нужно обладать терпением к её недостаткам, и иметь некоторый запас инструментов и навыки по ремонту такой техники. В дальние путешествия без инструментов лучше вообще не выезжать.

Но в целом, для того чтобы приобрести какие-то первоначальные навыки работы с мото-двигателями хоть и такой древней конструкции, да и вообще просто понимать как устроен двигатель — такая техника более чем подходит.

Что я могу сказать, дырчик меня устраивает, я им доволен, потому что он часто меня выручает, но конечно хочется уже перейти на технику посерьёзней. Каким-нибудь дедулям ездить на рыбалку — он очень подойдёт. Молодняку как мне, если не хочется заморачиваться с покупкой скутера в более менее адекватном состоянии или не хватает бюджета — тоже подойдёт. Но рациональный подход всё же скутер, и даже малокубатурный мотоцикл.

Спасибо что дочитали, ставьте лайки, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал!

Источник

Принцип работы электровелосипеда

Электровелосипед или велогибрид – это велосипед с электричесмим мотором, который обеспечивает полное его движение. Благодаря тому что это экологически чистый транспорт, его популярность растет с каждым днем. Многие всемирноизвестные бренды уже занялись выпуском дорогостоящих моделей.

Стоит отметить, что электробайки набирают большую популярность еще из-за того, что имеют ряд преимуществ как перед обычными велосипедами, так и перед автомобилями:

  • значительная экономия времени;
  • нет вредных выхлопов;
  • нет необходимости в получении прав и регистрации в ГАИ;
  • мобильность (преодоление снега и грязи);
  • компактность;
  • бесшумность;
  • зарядка аккумулятора от бычной сети;
  • преодоление расстояния пожилым или физически неподготовленным людям.

Учитывая такое количество плюсов, стоит разобраться, какой же принцип работы у этих электровелосипедов?

Устройство электровелосипеда

Для начала необходимо разобраться как работает наш обычный велосипед. Он имеет следующую систему передач:

  1. Зубчатое колесо приводится в движение двумя педалями. Вращение педалей происходит по принципу рычага. Это передняя передача.
  2. Задняя передача – зубчатая шестеренка, которая прикреплена к заднему колесу.
  3. Цепь, соединяющая заднюю и переднюю передачи, передаёт усилие к заднему колесу.

А вот движение велогибрида обеспечивается полностью или частично электроприводом, который позволяет увеличивать скорость. Что приводит к возможности легкого преодоления крутых подъемов или препятствий. Основным принципом работы электровелосипеда является поездка на дальние растояния с использованием электротяги и без применения сил со стороны пассажира. Также можно передвигаться на транспорте и с помощью педалирования, как на обычном велосипеде.

Электрический велосипед имеет следующую комплектацию:

  • Электродвигатель – специальный мотор, с помощью которого происходит движение.
  • Контроллер для управления – электронный блок, управляющий работой транспортного средства
  • Аккумулятор – специальная батарея, которая крепится в раме или в специальном багажнике электровелосипеда.
  • Регулятор скорости специальная ручка газа, установленная на руль. С ее помощью регулируется скорость.
  • Велокомпьютер.
  • Дополнительное оборудование – предохранители и провода.

Принцип действия электровелосипеда

Электрический двигатель отвечает за приведение в движение колёс. Электромоторы бывают двух видов:

  • традиционный коллекторный двигатель постоянного тока;
  • бесколлекторный синхронный электродвигатель постоянного тока или мотор-колесо.

Самым распространенным является вариант с мотор-колесом. К преимуществам этого вида можно отнести: высокий КПД, надёжная и простая конструкция, обеспечение максимальной скорости. А из недостатков большой размер и вес.

Электровесосипед может быть с задним или передним приводом, также полноприводным.

Контроллер является посредником между рулевым управлением и мотором. Он обеспечивает подачу электротоков к комплектующим и аккумулятору. Таким образом приводит в движение мотор-колесо и контролирует его работу. Все контроллеры имеют надежную и прочную конструкцию благодаря корпусам из алюминиевого сплава. Напряжение 36В или 48В.

Мотор питается от аккумуляторных батарей, которые являются наиболее важной частью e-bike. Все велосипеды с электротягой комплектуются свинцово-кислотными, никель-металл-гидридными, Li-ion, LiPo или LiFePO4 батареями. АКБ подбираются индивидуально под каждый транспорт, так как различаются отдачей тока, сроком эксплуатации и ценой. Очень важный момент напряжение аккумуляторных батарей должно соответствовать параметрам мотор-колеса и контроллера. У нас на сайте вы можете ознакомится с типами тяговых аккумуляторов.

Читайте также:  Как укрепить транец для мотора

Большинство современных электровелосипедов укомплектованы велокомпьютерами. Данное электронное устройство является неотъемлимой частью электровелосипеда. На дисплей передается информация о параметрах движения транспортного средства и состоянии систем байка.

Если вы решите самостоятельно модернизировать свой велосипед, то во избежание ошибок можно ознакомится с инструкцией, как сделать самодельный электровелосипед своими руками. Перед покупкой электровелосипеда, чтобы правильно определиться с моделью, необходимо решить, как часто будет использоваться e-bike, и по какой местности планируются поездки.

Источник

Как работает мотор-колесо?

Мотор-колесо – бесщеточный синхронный электромотор постоянного тока, интегрированный в ступицу колеса. Электрические моторы данного типа не используют вспомогательных механизмов для передачи мощности от электродвигателя к колесу и лишены компонентов, подверженных трению, кроме подшипников в редукторных моделях. Электромотор, передаточный механизм и колесо объединены в общий узел, что придает ему высокую эксплуатационную надежность.

Типы мотор-колес

Ступичные электродвигатели предназначаются для монтажа в переднюю или заднюю вилку велосипеда (с различными размерами дропаута оси), бывают разной мощности, с выполненной заспицовкой в обод или без нее. В зависимости от внутреннего устройства они бывают:

  1. Редукторные – с интегрированным планетарным редуктором. Такие модели компактны и легковесны, не создают сопротивление при езде с отключенным мотором, имеют отличные тяговые качества и обеспечивают уверенное преодоление подъемов. Но они производятся небольшой мощности – 250–500 Вт, поэтому высокие скорости развить не позволяют.
  2. Прямого привода – безредукторные. Производятся мощностью от 500 В до нескольких киловатт и позволяют получить скорость вплоть до 100 км/ч и более. Но прямоприводные моторы уступают редукторным моделям по тяговым характеристикам, а в отключенном состоянии оказывают сопротивление при накате. Для комфортных поездок по холмистой местности мощность МК прямого привода должна составлять не менее 1500 Вт.

Различия в устройстве мотор-колес

При наличии планетарного редуктора возрастает крутящий момент мотор-колеса, но ограничиваются его скоростные возможности. При использовании редукторного МК вы сможете легко преодолевать подъемы, но при езде на прямолинейных участках скорость будет умеренной – в среднем до 30–35 км/ч.

У прямоприводных моделей все наоборот – доступны более высокие скорости, но крутящий момент ниже, т.е. тяговые характеристики у редукторного МК на 350 Вт и прямоприводного МК на 1500 Вт примерно одинаковы. По надежности редукторные модели немного уступают прямоприводным, т.к. в конструкции редуктора есть планетарная передача с 3 шестернями из пластика. Их примерный ресурс – 6000–9000 км пробега. Зато редукторные модели обеспечивают лучший накат и позволяют легче крутить педали при отключенном моторе.

Прямоприводные модели имеют предельно простую и надежную конструкцию без шестеренок, более высокий КПД и способность к рекуперации энергии. Внутри такого устройства находятся статор и ротор – жестко зафиксированная ось колеса с обмотками и втулка с мощными постоянными магнитами. Это традиционная схема 3-фазного двигателя переменного тока.

Как работает мотор-колесо?

Независимо от того, как устроено электроколесо – с редуктором или без него, принцип его работы одинаков. В статоре в виде многолучевой звезды из электротехнической стали появляется магнитное поле. При взаимодействии с постоянными магнитами оно инициирует вращение ротора. На лучах статора есть обмотки, и когда по ним идет ток, лучи превращаются в электромагниты. Они притягивают постоянные магниты на роторе и инициируют вращение ротора.

Для получения нужной мощности и равномерного вращения колеса статор имеет несколько десятков обмоток. Но в результате они соединяются в 3 и чередуются по окружности: 1-2-3-1-2-3… На противоположной стороне на роторе есть магниты из редкоземельных материалов. Когда на обмотки поступают импульсы напряжения, происходит активизация их магнитных качеств, взаимодействие с магнитами и вращение ротора.

Импульсы поступают на обмотки поочередно и четко в нужные моменты времени. Определяют эти моменты находящиеся на статоре датчики Холла. Они отслеживают взаимное расположение ротора и статора, откликаются на магнитное поле и отправляют сигналы на контроллер. На основании полученных сведений контроллер своевременно подает на обмотки статора импульсы напряжения. Обмотки превращаются в электромагниты, вступают во взаимодействие с постоянными магнитами ротора и заставляют его вращаться. Наглядно принцип работы бесколлекторного электродвигателя представлен на картинке.

Элементы управления мотор-колесом

Интенсивность вращения ступичного электромотора регулируется рычагом газа. При смене его положения меняется число импульсов напряжения, подаваемых в единицу времени на обмотки. В результате меняется и скорость езды. В ручки тормоза также встроены датчики, которые в свою очередь отключают подачу питания на электрический двигатель при торможении.

В предыдущей статье блога VoltBikes рассказывается о том, какое напряжение лучше выбрать для электровелосипеда.

Источник

Поделиться с друзьями