Как выглядят алмазные подвески

Бриллиантовые подвески Анны Австрийской: Реальность или вымысел Дюма?

«Д`Артаньян и три мушкетера» — одна из моих любимых музыкальных комедий. Наполненный приключениями, романтическими сценами и песнями героев, фильм плаща и шпаги — вне времени и эпохи. Любовь зрителей к киношедевру, снятому по известному роману Александра Дюма-старшего, обрела продолжение в трех последующих отечественных картинах, снятых с 1992-го по 2008-й год.

Наверняка, вы не раз искренне сопереживали отважным похождениям главных героев? Одна только интрига с бриллиантовыми подвесками королевы Анны Австрийской чего стоит! По сюжету, супруга французского властителя Людовика Тринадцатого отдает драгоценность в дар своему тайному возлюбленному герцогу Бекингему. Из-за интриг кардинала Ришелье две подвески исчезают, что может скомпроментировать королеву. Ведь по просьбе мужа она должна надеть украшение, посетив Марлезонский балет. Конечно же, бесстрашный гасконец прекрасно справился с возложенной на него миссией — вернуть в срок алмазные драгоценности.

Давайте взглянем чуть пристальнее на бриллиантовую красоту королевы Анны. Как выглядела кинокопия знаменитых подвесок, и существовало ли это историческое украшение на самом деле? В советской киноверсии образ легендарных подвесок почти полностью дублирует литературное описание из книги Дюма. Помните, как талантливо сыграла Алиса Фрейндлих венценосную Анну? Подозрительный супруг увидел-таки на рукаве ее платья цвета неба нежный голубой бант, усыпанный двенадцатью алмазами.

Но вот знатоки перевода с французского, прочитав оригинал знаменитого романа, выдвигают версию, что буквальное название сокровища можно перевести как «наконечники шнурка с бриллиантами». В 17 веке такие вариации украшений были в моде. И как предполагают, даже изображены на портрете Анны Австрийской кисти Рубенса. Но гораздо меньшим количеством — подвесок всего две. Мастера-ювелиры покрывали вещицы из золота или серебра эмалью и дополняли дорогими камнями.

В те времена роскошь при дворе была настолько востребована, что серьги, браслеты и ожерелья становились частью образа не только дам, но и французских кавалеров. Даже мушкетеры при отменном жалованье приобретали для себя каменья. Поэтому могу вообразить жизненный сюжет, когда д`Артаньян, не стесненный в средствах, покупает драгоценности не любимой Констанции, а сначала самому себе. И венчает шляпу с пером еще и ожерельем.

Даже камзолы знатных вельмож расшивали камнями и жемчугами. Интересно узнать, какой исторический факт я прочитала? Он сто процентов удивит и вас. Так вот, когда крестили наследника французского престола, будущего короля Людовика Тринадцатого, наряд его отца, Генриха Четвертого, был декорирован тремя тысячами бриллиантов. Их блеск роскошно дополняли тридцать две тысячи переливающихся перлов. Герцог Бекингем был облачен в костюм, усыпанный мириадами алмазов общей стоимостью полмиллиона франков! Что означала в те времена такая сумма? — спросите вы. Отвечу: обладая половиной миллиона, можно было легко купить одну французскую провинцию в собственное владение.

Однако не все вельможи были по-настоящему богаты; у многих обедневших дворян и драгоценностей-то не имелось. А вот запечатлеть себя достойно в памяти потомков им, конечно, хотелось. Что же предпринимала знать с пустыми кошельками? Повелевали художникам писать с них портреты, приукрашивая реальность — в одеждах из роскошных тканей и с мириадами драгоценностей. Получается, что сокровища мужских шкатулок во Франции 17 века, зачастую, затмевали коллекции украшений самой Анны Австрийской! И создавали яркий контраст с нищетой простых сословий общества.

Читайте также:  Как проверить подвеску бмв е39

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Ювелирные истории»

Источник

Как выглядели подвески королевы Анны Австрийской

Ювелирный вопрос, который в детстве мучил всех, кто читал роман Александра Дюма. Насколько точна советская экранизация в своем подходе? А что думают французские кинематографисты? А как считают музейщики Франции?

Дюма пишет об этом украшении, например, в сцене, когда д’Артаньян находится во дворце Бэкингема: «На алтаре под самым портретом стоял ларец, в котором хранились алмазные подвески. Герцог приблизился к алтарю и опустился на колени, словно священник перед распятием. Затем он раскрыл ларец. — Возьмите, — произнес он, вынимая из ларца большой голубой бант, сверкающий алмазами». А потом, в сцене бала, мы видим их на плече у королевы: «На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка» . Собственно, это вся информация, которую имеет читатель — это некий бант с алмазами.

Только этими данными и руководствовались создатели советской экранизации — справочников по истории иностраной ювелирной моды под рукой у них явно не имелось.

Однако какое слово употреблено во французском оригинале текста? » Ferrets de diamants «, то есть «наконечник шнурка». Дюма взял его из мемуаров XVII века, например, у Ларошфуко, который описал ту же историю с подвесками (с другими второстепенными героями, без вымышленных миледи и мушкетеров). Ларошфуко употребляет то же самое слово.

Наконечники для шнурков некогда были очень популярными украшениями, их делали из самых разных драгоценных камней и металлов. (Нам их проще представить по более позднему варианту — украшений шнурков аксельбантов). Вот портрет королевы Анны Австрийской, где она носит два таких подвеска на поясе.

Источник

Подвески королевы. Как все было на самом деле

В основе этой истории из «Трех мушкетеров» были реальные события

Трудно найти человека, который не читал роман про отважных французских мушкетерах, хитроумного кардинала, роковую миледи, влюбчивую королеву и дерзкого Бэкингема. Или хотя бы не видел фильма по мотивам «Трех мушкетеров».

Один из самых ярких эпизодов этого знаменитого произведения — история с алмазными подвесками. Помните — безрассудная французская королева дарит их английскому герцогу. Кардинал узнает об этом, посылает миледи в Лондон, где она тайком срезает с них два бриллианта. А потом предлагает Людовику XIII пригласить королеву на бал с непременным условием — надеть подвески! И четверка наших героев скачет к герцогу, чтобы вернуть подвески в Париж и спасти честь Анны Австрийской.

Очень лихой сюжет, можно даже сказать — весьма кинематографичный. И нам обычно кажется, что он целиком рожден фантазией Дюма. Однако это не так. История с подвесками была в реальности. Сейчас расскажем, как все происходило.

Итак, Анна Австрийская была, Людовик был, герцог Бэкингем тоже был. И даже сами подвески — были! А еще у королевы была близкая подруга — герцогиня де Шеврез, которая собственно и стала движущей силой всей этой закрученной истории. Именно она создала все условия для того, чтобы между королевой и впервые прибывшим в Париж английским герцогом завязался бурный флирт.

Читайте также:  Регулировка подвески снегохода стелс

Зачем это было нужно госпоже де Шеврез? Она враждовала с кардиналом, была замешана в нескольких заговорах против короля. Поставить в такое же положение королеву означало заручиться очень сильным союзником.

План ее сработал. Королева в своих чувствах дошла до того, что подарила герцогу те самые несчастные подвески — он их увез собой в Лондон.

А дальше на сцену выходит прототип миледи — авантюристка Люси Хэй, графиня Карлайл, англичанка, работавшая на кардинала Ришелье. О ней, о ее биографии мы позже напишем отдельную заметку — там есть что рассказать!

Графиня на балу в Лондоне, танцуя с Бэкингемом, незаметно срезала у него два бриллианта с подвесок и послала записку Ришелье: задание выполнено. Сразу после этого, кардинал убедил Людовика устроить бал и обязать королеву надеть те самые подвески.

Собственно после этого события разворачивались примерно так же, как и в романе. Герцог получил известия о предстоящей катастрофе, приказал закрыть все порты Англии, в срочном порядке восстановил подвески в оригинальном виде и успел их передать Анне Австрийской до бала.

Все это нам излагает в своих мемуарах Ларошфуко. Именно на его рассказ позже и опирался Дюма. Разница только в том, что имена и фигуры гонцов, которые сначала известили Бэкингема о беде, а потом доставили украшение в Париж, до наших дней не дошли, да и никому в реальности не были интересны. До тех пор, пока Дюма не написал свой роман.

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!

Источник

Французы показали, как на самом деле выглядели подвески королевы

Продолжаю рассказывать про подвески Анны Австрийской, воспетые (а на самом деле, придуманные) Александром Дюма. Тут было о том пост , как подвески изображали советские и американские реквизиторы.

А во французском кино была своя концепция подвесок королевы. И это были отнюдь не бриллиантовые «пуговицы».

Им проще, они книгу не в переводе читали и видели авторский термин. А в оригинале у Дюма стоит « ferrets de diamants » — бриллиантовые наконечники шнурков. Есть даже русский специальный термин для таких наконечников, обычно металлических – «эглет».

И посмотрите, что мы видим во французской экранизации 1961 года? Их!

А давайте еще глубже забуримся в первоисточники. Кто пустил сплетни? Дюма ведь брал сюжеты из мемуаров. Франсуа де Ларошфуко пишет так :

«. Графиня Карлейль, которой было так важно следить за ним, вскоре заметила, что с некоторых пор он стал носить ранее неизвестные ей алмазные подвески. Она нисколько не сомневалась, что их подарила ему королева, но чтобы окончательно убедиться в этом, как-то на балу улучила время поговорить с герцогом Бекингемом . ».

В оригинальном французском тексте то же выражение : ferrets de diamants , наконечники для шнуров. Действительно, французы, значит, в своей экранизации не ошиблись.

Эглеты делали из драгметаллов и украшали камнями. Вот (на черных лентах), к примеру, экспонат из парижского Музея Армии: они показывают его в разделе мушкетеров, и считают, что было нечто подобное. Украшение «в стиле ренессанс» было сделано на самом деле Рене Лаликом в 1895-7 гг. для маркизы Арконати-Висконти.

Читайте также:  Устройство подвески с рессорами для прицепа

Источник

Как в реальности выглядели знаменитые подвески Анны Австрийской

В сознании советского человека прочно отложилось: подвески королевы — это красивый шелковый бант, усыпанный каменьями. Именно такой вариацией драгоценных алмазных подвесок сверкало плечо Алисы Фрейндлих в советской экранизации «Трёх мушкетеров».

Этот бант — фантазия наших сценаристов, не более того. Почему так вышло? Возможно, это было незнание истории ювелирной моды Европы, возможно над этим не очень заморачивались, ведь главное — не сам вид подвесок, а страсти и события, вокруг них разгоравшиеся. А возможно, просто нужно было сделать вещь, которая будет привлекать внимание и запомнится, все-таки подвески должны внушать уважение и восхищение, а значит быть заметными и крупными.

Посмотрите, как выглядели подвески Анны Австрийской на самом деле. Справа — наши советские представления о подарке Людовика своей супруге. Справа — экспонат «Подвески королевы Анны Австрийской» в парижском музее.

Таких подвесков Людовик подарил жене 12 штук. Как видите, ничего общего с крупными каменьями на банте они не имеют, а выглядят намного более элегантно и в то же время более скромно.

Подвески — это изначально лишь наконечники шнурков! А так как в те времена шнуровок на одежде было много — шнуровали платья, куртки, плащи, дублеты и прочие предметы гардероба — то шнурки украшали самыми разными наконечниками, в том числе и драгоценными (из золота, серебра, камней).

Со временем эти наконечники стали самостоятельными украшением. Их стали называть подвесками и могли размещать на одежде как по паре штук, так и в внушительном количестве. На потрете на платье несколько пар подвесков.

Что интересно, во французской экранизации, которая вышла в свет на два десятка лет раньше нашей, подвески были похожи на реальные — удлиненной узкой формы, с претензией на алмазные)

Эти наконечники-подвески ко временам Анны Австрийской действительно уже были прикреплены к банту, их действительно носили на плече, но не всегда, это был один из вариантов носки украшения, все-таки попарно их всё еще цепляли на любое место одежды, будь то рукава, юбка или накидка.

В экранизации «Трех мушкетеров» от 2013 года роль Анны Австрийской сыграла Мария Миронова. Ее подвески — нечто среднее между бантом Алисы Фрейндлих и реальным внешним видом украшения: бант из шелковых голубых лент оставили, но подвески на нем висят удлиненные и более тонкие.

Решение кинематографистов правильное — нашему человеку привычно видеть именно голубые ленты, но в то же время они приблизились к исторической достоверности.

Впрочем, какая разница, как выглядели те самые подвески. Ведь мы любим эту историю о храбрости, мужестве, любви и интригах)) И чтобы наслаждаться фильмом или книгой о дАртаньяне, трёх мушкетерах, Анне Австрийской и прочих — вовсе необязательно знать, какой длины и формы были настоящие подвески)

Если материал вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди много интересного 😉

Источник

Поделиться с друзьями