Камера для проверки мотора

Глубже и глубже: как правильно проверять мотор эндоскопом

До недавнего времени заглянуть внутрь мотора без его разборки было просто невозможно. Но сейчас легко купить эндоскоп, который, как обещают производители и продавцы, может показать вам всё, что раньше можно было увидеть только после снятия головки блока цилиндров. Причём обещают это продавцы приборов и за 500 рублей, и за 50 тысяч. Есть ли между приборами существенная разница, и нужно ли платить больше? Мы купили два эндоскопа и сравнили их работу.

Что такое эндоскоп?

Н ачнём с небольшого теоретического введения. Итак, что это зверь такой — эндоскоп? Для чего он нужен и как устроен?

Общая для всех эндоскопов часть — зонд, на конце которого установлена камера и светодиодная подсветка. Зонд можно ввести, например, в свечное отверстие цилиндра и увидеть камеру сгорания, стенки цилиндров, поршень и клапаны. При желании им можно разглядеть цепь ГРМ, кулачки распредвалов и даже щёточный узел генератора. Правда, последнее можно увидеть не везде, а только на тех машинах, где есть возможность подлезть зондом к этим деталям. Мы будем использовать наши эндоскопы самым простым образом — для разглядывания камеры сгорания.

Зонд может быть выполнен по-разному. Это может быть просто гибкий провод (как на нашем дешёвом образце), а может быть жёсткая конструкция с гибким наконечником. Дорогой образец — как раз такой.

Способ вывода информации и интерфейс тоже могут быть различными. Некоторые эндоскопы имеют свои собственные экраны, на которых можно видеть то, что показывает камера. Но качество экранов обычно невысокое, и что-то на них разглядеть бывает проблематично. Оба наших эндоскопа имеют выходы USB для подключения к устройству на Android или ноутбуку. Первый эндоскоп мы будем тестировать через телефон, второй подключим к ноутбуку.

Оба наших эндоскопа также умеют записывать видео и делать фото. Те, которые этих функций не имеют, нам не интересны в принципе: гораздо проще посмотреть потом запись и фотографии внутренностей мотора, чем пытаться разобраться в картинке в режиме онлайн.

Для подсветки в эндоскопах используются светодиоды. Есть ещё устройства с инфракрасной подсветкой, но мы такой брать не стали: это слишком уж дорого. Да и без ИК-подсветки, как выяснилось, картинка может быть хорошей.

Этой теории нам вполне хватит. Давайте посмотрим на наши устройства.

На первый-второй рассчитайсь!

Первый эндоскоп куплен на AliExpress за 475 рублей. Его описание вызывает безудержный восторг: “Высокое качество 5.5 мм Len 5 м Android OTG USB Эндоскопа Камера Гибкая Змея USB Труба инспекции телефона Android USB бороскоп камера”. Само собой разумеется, что в характеристиках тип устройства указан соответствующий: “Тип Змея Промышленного Эндоскопа”. Пресмыкающееся имеет датчик CMOS с разрешением 640 х 480, запись видео с частотой 30 кадров в секунду, 85 градусов обзора и обладает “водостотьким” свойством.

В комплекте с зондом идёт зеркало-насадка для бокового обзора. Но у нас его не было.

Выглядит этот эндоскоп, конечно, несерьёзно. Просто шнур с камерой и светодиодами. Но ведь главное, как он показывает, не так ли? Так что наматываем этот эндоскоп на кулак и смотрим второй.

Второй эндоскоп относится к достаточно высокому классу. Этот прибор называется jProbe ST, стоит он 19 500 рублей. И на свои деньги он, если честно, выглядит.

Читайте также:  Мотор печки ваз 2110 2112

Во-первых, с ним в комплекте есть кейс для переноски и хранения как и самого эндоскопа, так и всего, что с ним полагается. В карман его, конечно, не засунешь, но всё равно удобно.

Во-вторых, дистальная часть зонда имеет одностороннюю артикуляцию на 180°, что теоретически должно позволить увидеть не только поршень и стенки цилиндра, но и клапаны. А вот разрешение указано такое же, как и у предыдущего эндоскопа — 640 х 480 с теми же 30 к/с при записи видео. Правда, его формат будет avi, а предыдущего — mp4.

Комплект аксессуаров довольно богатый: кроме самого эндоскопа с кабелем USB есть защитный колпачок на камеру, кабель-переходник USB-micro — USB, набор из пяти защитных насадок на дистальную часть, инструмент для смены насадок и руководство пользователя на русском языке. А вот софт нужно качать с официального сайта. Честно говоря, не очень удобно, хоть в инструкции и указаны QR-коды для быстрого скачивания софта для Windows и Android, а также ссылки в текстовом виде. В принципе, QR-сканер на смартфон поставить недолго, но мой ноутбук, к которому я планировал подключать эндоскоп, коды читать не может. Так что адрес пришлось вводить вручную. Раздражение прошло быстро: “весит” софт мало, ставится быстро, интерфейс простой и удобный. И даже не глючит, что вообще радует.

Кстати, можно просто зайти на сайт и скачать программное обеспечение по прямой ссылке на странице товара. Но я это заметил слишком поздно.

А вот по степени защиты более дешёвый эндоскоп “уделал” своего дорогого собрата. Он имеет уровень IP67, а jProbe ST — IP66. Первая цифра тут говорит о том, что они оба полностью пыленепроницаемые, но дешёвый эндоскоп можно кратковременно погружать в воду на глубину до одного метра, а дорогой может только выдержать натиск сильных водяных струй. Видимо, первый просто не так жалко, ибо выглядит он не слишком серьёзно. Да и защита от воды тут вторична, главное — как переносят эндоскопы попадание масла. Для этого нужно работать ими обоими долго, но мы этого делать не стали.

И ещё одну порцию оптимизма нам дарят продавцы с Алиэкспресса заявлением о температуре, который может пережить их прибор: от минус 20 до плюс 100 градусов. Это несомненный успех, хотя больше похоже на детскую хвастливость.

Эндоскоп jProbe ST способен работать при температурах от -20 до +60. И ещё одно его преимущество — в случае поломки в продаже есть все его детали по отдельности. Правда, дешевле первого эндоскопа целиком стоит только комплект из четырёх защитных оболочек. Но мы это всё равно поставим в плюс.

Железное нутро

Нашим подопытным автомобилем станет Volkswagen Passat B5 с пробегом чуть за триста тысяч. Может, получится увидеть что-то интересное.

Сначала нам, конечно же, придётся снять катушки зажигания, а затем — выкрутить свечи. Это сделать несложно. А вот теперь запускаем внутрь наш первый прибор.

Источник

Проверка и диагностика двигателя эндоскопом

Для проверки цилиндров двигателя используется видеоэндоскоп jProbe UX, который пригоден как для бензиновых, так и для дизельных моторов. Он предназначен для безразборной диагностики механики ДВС с точной оценкой текущего уровня износа.

По текущему износу можно судить о рациональности приобретения автомобиля, правдивости его пробега, качестве обслуживания.

Суть проверки сводится к тому, что в силовой агрегат через свечное отверстие погружается зонд в виде управляемой камеры с подсветкой. Она способна производить фото- и видеосъемку всех, в том числе скрытых полостей. Это дает следующие возможности:

  • Проверка хона на стенках блока цилиндров.
  • Осмотр цилиндров на предмет выработки, формы (если рабочая поверхность стала зеркальной, повысится расход масла со всеми вытекающими последствиями).
  • Диагностика клапанов, как впускных, так и выпускных, осмотр на предмет износа кромки и наличия нагара. Ведь все эти факторы приводят к негативным последствиям – от неустойчивой работы до повышенного расхода топлива.
  • Проверка маслосъемных колпачков.
  • Оценка текущего состояния пакета колец.
Читайте также:  Для обкатки мотора необходимо

Проверка двигателя эндоскопом jProbe UX

Эндоскоп jProbe UX для сервиса Autogarag был выбран по нескольким причинам.

Во-первых, он дает качественное изображение, без оптического искажения.

Во-вторых, оптимально подходит для различных типов двигателей по диаметру и длине рабочей части, углу поля зрения и прочим характеристикам.

У него есть и другие преимущества:

  • Доступная длина – 1 и 1,5 м, что удобно для диагностики ДВС.
  • Высокое разрешение – 450 тыс. пикселей.
  • Возможность быстрого подключения к персональному компьютеру по USB.
  • Устойчивость к воздействию агрессивной среды, влаги.

Благодаря диагностике двигателя эндоскопом удается обнаружить текущие неисправности без разборки мотора. Речь идёт о наличии задиров, трещин, истирании хона, следах нагара и масла. Ведь критический износ элементов цилиндропоршневой группы приводит к необходимости преждевременного капитального ремонта.

Источник

Suzuki Grand Vitara -=Лона=- [2.0 5d АКПП] › Logbook › Масложор 03. Диагностика ЦПГ. ЭНДОСКОП – ОСМОТР КАМЕРЫ СГОРАНИЯ

ЕСЛИ ПРОСТО ПОСМОТРЕТЬ. БЕЗ ЭНДОСКОПА

Тоже, между прочим, метод диагностики состояния камеры сгорания. Метод простой, всем доступный и вполне достоверный: «Все перед глазами!» Глазами, правда, смотреть не очень удобно, а вот телефон позволяет сделать снимок, который потом можно увеличить! Получается примерно вот так:

Всю плоскость поршня, конечно, не видно, но какое-то общее представление о количестве нагара складывается. Хотелось бы деталей, конечно.

ЭНДОСКОП, ОН ЖЕ БОРОСКОП, ОН ЖЕ…

Википедия нам сообщает:

Эндоско́п — группа оптических приборов различного назначения. Различают медицинские и технические эндоскопы. Технические эндоскопы (бороскопы) используются для осмотра труднодоступных полостей машин и оборудования при техническом обслуживании и оценке работоспособности (лопатки турбин, цилиндры двигателей внутреннего сгорания, оценка состояния трубопроводов и так далее), кроме того, технические эндоскопы используются в системах безопасности для досмотра скрытых полостей (в том числе для досмотра бензобаков на таможне).

Благодаря неутомимым китайским труженикам электронные бороскопы стали вполне доступны: стоимость этих устройств начинается от $10. Практически такое устройство является видеодатчиком без устройства отображения: графические данные с матрицы датчика уходят на компьютер (смартфон) для обработки и отображения. Такой бороскоп очень прост и дешев, технически он содержит всего несколько деталей:
а – видеокамеру с оптической системой для преобразования изображения в электронный вид,
б – соединительный кабель для передачи данных,
в – разъем (обычно USB) для подключения к компьютеру.

Компактность – одно из главных преимуществ таких устройств, малые размеры позволяют выполнять осмотр внутреннего содержимого объектов – если диаметр входного отверстия позволит пропустить видеокамеру.

Блок видеокамеры оборудован также группой светодиодов (6…8 шт.) для подсветки слабоосвещенных скрытых полостей.

В моем случае камера бороскопа имеет диаметр = 9 мм и свободно проникает через свечные отверстия в камеры сгорания двигателя J20A. Сознательно не привожу никаких ссылок, поскольку при наличии желания любой интересующийся в течение пары минут сможет найти подобный товар сами знаете где)). Сообщу только, что сейчас я заказал в тех же краях более совершенные устройств, которые можно найти на тех же сайтах, добавив в поиске «2-мегапиксельная».
В коробке с устройством приходят: зеркало для «взгляда» вбок под углом 90*, а также крючок и магнит (манипуляторы, для расширения функций устройства), приложены также диск с ПО и инструкция.

Читайте также:  Турбо дизель мотор газель

ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН

Ну как для чего: мне вот очень интересно посмотреть внутрь камер сгорания цилиндров, визуальный осмотр таким бороскопом позволяет:
оценить величину и равномерность нагара на поршнях, получив при этом картину по всем цилиндрам двигателя;
определить (очень условно, конечно) степень и равномерность износа сетки Хона на стенках цилиндров;
определить наличие и серьезность дефектов на стенках цилиндров (задиров, натиров).
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАСКОКСОВКИ (которая предполагается в ближайшее время) такой осмотр «до» и «после» позволяет оценить реальный эффект от проведенных работ, а затем сделать вывод о необходимости продолжить очистку или же понять, что на этом можно и закончить.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. Для работы с бороскопом использовался небольшой ноутбук, который лежал прямо здесь же, рядом с двигателем, по крышкой капота – на подстеленной мягкой ткани. По сравнению с телефоном здесь имеется большой экран, позволяющий быстро оценивать качество изображения.

2. Для работы с камерой применено ПО Amcap, которое шло в комплекте на диске. Программа компактная, простая и бесплатная, при этом задачи свои она выполняет: позволяет легко создавать фотки картинок, а также писать видео с камеры. Работает без инсталляции.

Рекомендации при работе с программой:
— Использовать настройку Amcap: Photo -> Set Photo Format -> YUY2 – только в этом варианте мне удалось получить полноценную картинку;
— Сразу настроить в программе папку для картинок: File -> Set Photo Directory;
— Фотки удобно делать клавишей F3.

Я не сомневаюсь, что существуют более совершенные программы, и планирую поискать таковые. Однако уверен, что революционных отличий в них не обнаружу – Amcap в достаточной степени оптимальна.

3. Сразу же стало ясно, что гибкий кабель – это не совсем то, что позволит удобно «сувать» камеру в свечные отверстия и удерживать ее там в нужном положении. Так же сразу нашлось и реализовалось очевидное решение: просто прикрутил изолентой последние 30 см кабеля к тонкой бамбуковой палочке и зафиксировал все это сооружение на краю свечного колодца так, чтобы на экране получилась стабильная картинка поршня.

4. Картинка из камеры сгорания получается очень низкоконтрастная – явно не хватает освещенности.

При этом в условиях достаточного света получается примерно так:

По этой причине пришлось впоследствии «дотягивать» фотки до более-менее достойного качества редактором; я использовал давно известный вьюер IrfanView – у него вполне хватает талантов для простого редактирования.
Очевидное направление дальнейшего развития подобной «бороскопии»: поместить в камеру сгорания дополнительный осветитель – для повышения качества изображения.

5. Осветительные светодиоды приходится включать на максимум. Однако, к сильному перегреву корпуса камеры это не приводит – подъем температуры составляет около 10*С. Зато внутри цилиндров неостывшего двигателя камера нагревалась градусов до 70-80, а это серьезно снижало качество изображения. Я сразу же обнаружил этот эффект и финальные фотки были сделаны на чуть теплом двигателе.

6. Отчет о работе с эндо- бороскопом – это снимки поршней, сделанные с разных расстояний и ракурсов: по три снимка на каждый поршень. Снимки всех цилиндров здесь не нужны, а про 1-й цилиндр — см. ниже.
_______________________________________________
1 ЦИЛИНДР

Источник

Поделиться с друзьями