Классика с восьмым мотором

Вместо сердца: история жигулевского мотора от ВАЗ-2101 до наших дней

Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама «классика» — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?

Последние носители двигателей первого поколения — это «родственники» Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от «Приоры», а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen.

Наконечник «копья»

Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «фиатик» стал «копейкой». И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя. По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.

Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и «приемистым». Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.

По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.

Легенда легендой, а уже следующий после «сто двадцать четвертого» Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную «Фиатом» на советской «копейке» и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других «адаптационных» мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда «Жигулей» на многие годы вперед.

Эволюция

Что бы ни говорили сейчас о вазовской «классике» (впрочем, о покойниках либо хорошо. ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века «Жигули» были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.

Самой главной его «фишкой» были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех «классических» моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) «копеечного» двигателя.

Источник

Игра в «классики»

ИГРА В «КЛАССИКИ»

КАКИЕ «ЖИГУЛИ» В ПРОДАЖЕ

ТЕКСТ / АНТОН СЕРГЕЕВ

Если покупатель, обращаясь к продавцу, скажет: «Ищу пятерку!» — этого будет мало: модели новых «жигулей» поставляются в разных вариантах, разных комплектациях. И всякий раз возникает вопрос: какой выбрать?

Все автомобили ВАЗ с приводом на задние колеса народ называет «классикой». А еще это — «Жигули». Начиная с VAZ 2101 («копейки») и кончая VAZ 2107. Запомните: нет в природе «Жигулей» восьмой модели», как твердит «Дорожный патруль». Начиная с VAZ 2108, машины обзавелись новыми именами: «Спутник», «Самара» и т. п.

Для тех, кто свой выбор делает впервые, назовем давно известные плюсы и минусы вазовской «классики».

Основное преимущество «Жигулей» — хорошо доведенная конструкция, относительно простая и надежная. Случайные отказы автолюбитель средней квалификации может устранить самостоятельно.

Особенность «классики» — заднеприводная схема. Вытекающий из этой компоновки минус — тоннель посредине пола для карданного вала, соединяющего коробку передач с ведущим задним мостом. Еще один недостаток «классики» — несовременный дизайн. И хотя не все придают ему большое значение, угловатые формы, ко всему прочему, влияют еще и на аэродинамику машины: покупая «классику», не надейтесь расходовать так же мало бензина, как на «десятке». Не получится.

Сегодня существуют два типа «жигулевских» кузовов. Первый — седан: закрытый кузов с четырьмя дверями, багажник, отделенный от пассажирского салона, два ряда полноразмерных сидений (передние и задние). Таковы автомобили VAZ 2105, 2106 и 2107. Второй — универсал: грузопассажирский вариант кузова с теми же двумя рядами сидений, но задние — легко складываются, что позволяет при необходимости существенно увеличить полезный объем багажного отделения. Доступ в него возможен как изнутри салона, так и снаружи, через заднюю, «пятую» дверь.

Двигатели сегодняшней «классики» — преимущественно VAZ 2103 (рабочий объем 1,5 л) или VAZ 2106 (1,6 л). Изредка попадаются в продаже автомобили с двигателем 1,7 л и системой впрыска топлива, которая позволила существенно уменьшить содержание вредных соединений в выхлопных газах.

Двигатели 2103 и 2106 по характеристикам несколько различаются: «шестой» чуть тяговитее на пониженных оборотах и слегка мощнее. Отличить один от другого легко по цвету блока цилиндров: у 2103 — серый, 2106 — синий (фото 1, 2). Для автолюбителей средней квалификации различия в мощностях несущественны — и едва ли стоит специально искать на рынке конкретно тот или другой. А разговоры о том, что один двигатель «надежный», а другой «сырой», в применении к давно известным моторам, мягко говоря, несостоятельны. В гораздо большей степени реальные надежность и долговечность зависят от грамотного и своевременного обслуживания двигателя, качества используемых смазок, жидкостей и т. д.

Читайте также:  Свист мотора ваз 2110

Пока редкий вариант «классики» — VAZ 21045, с дизельным двигателем. Преимущества дизеля давно известны: высокая экономичность, относительно дешевое топливо и хорошая тяговитость даже на низких, около 1500 об/мин, оборотах. Но мотор этот уступает в мощности бензиновому, отсюда — весьма посредственные динамические и скоростные качества машины. Мало того, регламентные работы по дизелю (не говоря уже о его ремонте) требуют высокой квалификации, а значит, обращения на специализированную СТОА.

Выпускаемая заводами в Самаре и Сызрани «классика» оснащена четырех- или пятиступенчатыми коробками передач. Назначение пятой передачи — хотя бы немного (на практике — не больше 5%) повысить топливную экономичность машины, когда от нее не требуется высокой «динамики»: движение по ровному, с незначительными подъемами шоссе, без резких ускорений. Другими словами, если не нужно забираться на крутые горы или кого-то рискованно обгонять. На пятой передаче мотор предельно нагружен по крутящему моменту и тяговые показатели машины оставляют желать большего. Случайно «провалив» обороты ниже 2000 об/мин, вы почувствуете, что она «не едет».

Менее серьезные доводы в пользу пятой передачи: «она не такая шумная» (это естественно!), «продлевает срок службы двигателя» (вопрос, на деле, непростой: смотря кто, как, где ездит!), наконец — «я круче в глазах соседа» (с последним не поспоришь!).

Всех покупателей интересует комплектация автомобилей. (На языке торговцев автомобилями — «допы».) Прежде всего, речь о салоне. Так называемый «мягкий» подразумевает тканевую обивку сидений на «четверках» и «пятерках». Базовый кожвинил — скользкий и холодный зимой, липкий и влажный летом — вынуждает дополнять сиденья различными чехлами, массажными или другими ковриками. Тканевая обивка лишена этих недостатков и достаточно износостойка. А как насчет загрязнения? При аккуратной эксплуатации обойдетесь без чехлов на сиденьях, но хотя бы раз в год их стоит почистить.

Сказанное забудьте, если вы намерены зарабатывать «извозом». В этом случае уберечь тканевую обивку не выйдет. Никакие чехлы не спасут от пролитого молока или супа харчо. С иными пассажирами бывает и похлеще. Для «таксистских» функций, видимо, лучше всего подходит VAZ 2104 с кожвинилом.

На «четверки», «пятерки», «семерки» и «нивы» устанавливают фароочистители. Это куда лучше, чем протирать фары тряпкой через каждые несколько километров пути под дождем. Плохо, что качество фароочистителей оставляет желать лучшего.

Окраска металлик (из «классики» только у «шестерки») придает машине привлекательный внешний вид, да и коррозионная стойкость кузова становится выше. Впрочем, как и вероятность заказного угона! Ремонт, в случае повреждения, значительно сложнее и дороже.

Пройдемся по «модельному ряду»?

Пятидверный универсал. Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Заднее стекло с обогревом и стеклоочистителем. Тахометра на панели приборов нет. Дюралевые бамперы с пластиковыми накладками. Краска — только обычная. Обивка сидений — кожвинил. За дополнительную плату — тканевая обивка сидений и фароочистители.

«Сорок третья» является базовой моделью для:

VAZ 21044. Впрысковый восьмиклапанный двигатель рабочим объемом 1,7 л с одноточечным впрыском топлива.

VAZ 21045. Дизельный восьмиклапанный двигатель рабочим объемом 1,52 л.

VAZ 21047. Панель приборов с тахометром (фото 3) и передние сиденья от VAZ 2107 (нераздельные спинки и подголовники) (фото 4). Обивка сидений частично тканевая.

Четырехдверный седан. Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Обогрев заднего стекла. Тахометр отсутствует. Дюралевые бамперы с пластиковыми накладками. Краска — обычная. За дополнительную плату — тканевая обивка сидений и фароочистители.

Четырехдверный седан. Карбюраторный двигатель 2106 рабочим объемом 1,6 л (так называемая «чистая шестерка»). Четырехступенчатая коробка передач. Заднее стекло без обогрева. На панели приборов тахометр, вольтметра нет (фото 5). Тканевая обивка сидений (фото 6). Хромированные стальные бамперы с пластиковыми «клыками». Окраска — металлик или обычная.

В некоторых автосалонах возможна установка на заказ пятиступенчатой коробки передач и заднего стекла с обогревом.

«Чистая шестерка» является базовой моделью для:

VAZ 21061. Карбюраторный двигатель 2103 рабочим объемом 1,5 л.

VAZ 21065. Карбюраторный двигатель 2103 рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Обогрев заднего стекла. Внешнее отличие — дюралевые бамперы с пластиковыми накладками от VAZ 2105 (фото 7).

Четырехдверный седан. Так называемая «чистая семерка». Карбюраторный двигатель 2103 рабочим объемом 1,5 л. Пятиступенчатая коробка передач. Обогрев заднего стекла. На панели приборов — тахометр. Пластиковые бамперы с хромированными накладками. Облицовка радиатора хромированная или черная. Окраска — обычная. Тканевая обивка сидений. За дополнительную плату — фароочистители.

Является базовой моделью для:

VAZ 21073. Впрысковый восьмиклапанный двигатель рабочим объемом 1,7 л с одноточечным впрыском.

VAZ 21074. Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,6 л.

«Жигули» схожи только на первый взгляд. Например, отопитель один и тот же, но на «пятерке» благодаря развитым воздуховодам более эффективен (многое здесь зависит и от качества сборки конкретной машины). Малоразмерные круглые фары «шестерки» дешевле блок-фар «пятерки», но часто страдают во время ночных поездок под дождем: горячие стекла в «контакте» с лужами лопаются. У «шестерки» объемистее «бардачок» — полезных вещей в него помещается больше. Фото 8 — «шестерка», фото 9 — «пятерка-семерка». Видите разницу? Но стакан, как на VAZ 2105 и 2107, не поставишь! С круглого «торпедо» соскальзывает.

Читайте также:  Как называются велосипед с мотором

Курильщику противопоказаны «пятерка» и «семерка»: придется окошки украшать дополнительными козырьками, чтобы приспущенное стекло не открывало дождю дорогу в салон. На «шестерке» же сохранены удобные поворотные «форточки»: приоткрыл — и дым «отсасывается» наружу.

Подобных мелочей великое множество. Часто именно их сочетание и делает погоду: кто-то после «шестерки» покупает «семерку». Или наоборот. Поэтому, выбирая — не спешите.

В заключение немного о ценах. В середине апреля в Москве за «классику», в зависимости от вышеупомянутых особенностей, покупатели платили (в долларах США):

VAZ 2106, 21061. 21065 3130–3370

VAZ 21043, 21047 3550–3760

с впрыском до 4600

Дизельный 21045 4020

2103 — 1, 5 л, блок серый.

2106 — 1,6 л, блок синий.

Анатомические сиденья с тканевой обивкой 2107.

21047, 2107 и 21074 — на панели приборов есть даже эконометр.

Классическая «шестерочная» панель.

Тканевая обивка сидений 2106.

21065 — дюралевый бампер!

В «бардачок» «шестерки» вмещается немало полезных вещей.

На 2105, 2107 — скромный «бардачок». Перчаточный ящик, по-другому не скажешь!

Источник

ВАЗ Классика 2101-2107 Жигули

Несмотря на то, что «классика» уже давно снята с производства, в ближайшие 20-30 лет она вряд ли покинет наши дороги и сердца. Эти машины все еще популярны, поэтому сегодня я расскажу вам стоит ли их покупать и почему.

История первой ВАЗовской модели «Жигули», которая на внешние рынки поставлялась под брендом «Lada», начинается в середине прошлого столетия. Прародителем Жигулей стал итальянский Fiat 124, который увидел свет еще в 1964 году, а в 1967 получил титул «Автомобиль года» в Европе.

Безусловно, Fiat 124 стал удачной моделью, поэтому он и был принят за основу для создания семейства первых отечественных легковых автомобилей.

В 1970 году, на только что построенном Воложском автомобильном заводе (ВАЗ), началось производство седана ВАЗ-2101 (копейка), построенного на базе Fiat 124.

В 1971 было налажено производство практичного универсала на базе копейки – ВАЗ 2102 «двойка».

А еще через год началася выпуск люксовой версии «копейки» — ВАЗ-2103 (тройка).

В 1976 году «тройка» претерпела «фейслифтинг» с небольшими техническими доработками, который получил статус отдельной модели и в последующие 30 лет (до 2006) продавался под именем ВАЗ-2106 «шестерка».

Все это время ВАЗ работал над обновлением модельного ряда и в 1980 году представил рестайлинг «копейки» под именем ВАЗ-2105. «Пятерка» получила новый мотор 1.3л 63лс с ремнем ГРМ вместо цепи (модель ВАЗ-2105), который изначально ставили на «пятерку» оказался менее надежным и впоследствии его сняли с производства.

В 1982 году на конвейер встала люксовая версия «пятерки» с улучшенным интерьером и внешним видом – ВАЗ-2107 «семерка». Именно ей предстояло стать последней «классической» моделью ВАЗа.

А в 1984 место «двойки» занял новый универсал на базе «пятерки» – ВАЗ-2104 «четверка». В общей сложности, «Жигули» простояли на конвейере АвтоВАЗа более 40 лет – последней была снята с производства «семерка», в 2012 году.

ВАЗ классика – что это за машины?

По ширине и колесной базе ВАЗ классика – это один из самых меньших представителей субкомпактного городского класса B. Места в салоне здесь меньше, чем в любой переднеприводной Ладе, но все же «Жигули» просторнее машин супермини А-класса (таких как Део Матиз или Ока).

Все модели «классики» — это, по сути, версии одного и того же автомобиля с небольшими изменениями, в основном по внешнему виду и интерьеру. Структура кузова, за годы производства, абсолютно не изменилась – безопасность автомобиля осталась на уровне, середины 20 века.

Технология изготовления и качество материалов тоже мало изменились, поэтому кузова «Жигулей», даже последних версий, отличаются крайне низкой коррозионной стойкостью. Единственный способ защитить «классику» от ржавчины – это не эксплуатировать ее зимой. В противном случае, «Жигули» ржавеют буквально на глазах.

По современным меркам, интерьер «Жигулей», назвать комфортным можно только с большой натяжкой. Об эргономике на ВАЗе в то время не задумывались, поэтому поездки на «классике» дольше одного часа, могут вызывать усталость. Однако, салон первых версий имел свою фишку – он позволял трансформироваться в практически ровную кровать, поэтому в машине было достаточно удобно ночевать. Окончательно, эту возможность убрали на «семерке», когда подголовники стали несъемной частью спинки водительского кресла.

Даже в кузове седан, багажник здесь весьма вместительный – 350л. Однако, верхняя загрузка и высокий борт, снижают его практичность, не позволяя загружать в него крупногабаритные предметы.

Подвеска

Ходовая часть классических ВАЗов также осталась без изменений. Передняя подвеска здесь – независимая, двойные поперечные рычаги на пружинах. Важно знать, что конструкция передней подвески «Жигулей» содержит опасный конструктивный недостаток. Вес кузова передается здесь на колесо, через нижний шаровый шарнир, который работает как подвес – нижний рычаг подвески, на который приходится вес кузова, подвешен на нижнем шаровом шарнире. Когда этот шарнир изнашивается, он выскакивает из «чашки» и колесо подворачивается.

Вы наверняка видели, стающую на обочине «классику» с вывернутым колесом – это как-раз такой случай. К сожалению, это может произойти не только на малой скорости, и не всегда машину удается остановить на своей обочине. Чтобы избежать аварийной ситуации, проверяйте нижние шаровые опоры, через каждые 5-10 ткм пробега, и если есть люфт – меняйте их, не задумываясь.

Задняя подвеска на «Жигулях» – зависимая, мост на пружинах, закрепленный 4-мя продольными и 1-й поперечной тягой. Эта конструкция обладает высокой надежностью и выносливостью, но плохо ведет себя на скорости и в поворотах. Тормоза, спереди – эффективные дисковые, сзади – дешевые и выносливые барабаны.

Читайте также:  Инструкция лодочного мотора tohatsu m5bds

В целом, подвеска на «классике» высокая и энергоемкая, она позволяет ездить по самым плохим дорогам, а вот на асфальте эта машина хоть и мягкая, но валкая. Без сомнений, подвеска «Жигулей» создана для плохих дорог и это подтверждает внушительный дорожный просвет в 17 см.

Моторы классики

Какие моторы ставились на «Жигули»

  • 1.2л 64лс (модель 2101)
  • 1.3л 69лс (модель 21011)
  • 1.5л 71лс карб/инж (модель 2103)
  • 1.3л 63лс с ремнем ГРМ (модель 2105)
  • 1.6л 75-82 карб/инж (модель 2106)

Все «классические» моторы – это продольные рядные бензиновые четверки с одним распредвалом, расположенным в головке блока. Ранние версии (модели 2101 и 21011) имели проблему с преждевременным износом распредвала из-за недостаточной смазки, но на следующих моделях эта болячка была устранена. ГБЦ здесь 8-клапанная, клапана НЕ гнет. Зазоры клапанов довольно просто регулируются гайками, но делать эту процедуру нужно часто – через каждые 30 тысяч км.

За годы выпуска моторы «классики», тоже мало изменились. Все они, по своей сути, являются модификациями их родоначальника – двигателя «копейки» объемом 1.2л (модель 2101). Основные изменения заключались в геометрии моторов, за счет которой наращивались объем и мощность. Надежный цепной привод ГРМ имеют все «классические» моторы кроме двигателя «пятерки» (модель 2105) – здесь инженеры ВАЗа неудачно пытались перевести ГРМ на ременный привод.

Агрегаты 1.5 и 1.6л (модели 2103 и 2106) получились более надежными и долговечными, поэтому их ставили на «классику» до последнего.

Поначалу двигатели «Жигулей» оснащались итальянскими карбюраторами «Вебер», с 1980 года их заменили отечественным аналогом «Озон» (производства ДААЗ), а с 1990 года, завод ДААЗ поставлял АвтоВАЗу карбюраторы «Солекс», французской разработки.

Инжектор на «классические» моторы начали ставить только с 2006 года, когда государство запретило выпуск «неэкологичных» карбюраторных версий. Безусловно, инжекторные моторы имеют массу преимуществ перед карбюратными. Инжектор практически не засоряется, его НЕ нужно чистить и регулировать, а зимой он уверенно стартует, независимо от температуры. Кроме того, расход топлива на «классике» с инжектором может спокойно укладываться в 7 литров на сотню, в то время как на карбюраторных версиях 10 л на сотню – это норма.

Старшие версии моторов «Жигулей», обеспечивают им неплохую динамику. В упражнении на разгон до ста, «классика» с топовым мотором 1.6л укладывается в 16 секунд. Максимальная скорость – 150 кмч.

Трансмиссия и привод

Сначала ВАЗ классика оснащалась 4-ступенчатой КПП, а 5-ступку сюда начали ставить в 90-х годах. Тем не менее, 4-ступка нередко встречается и на машинах поздних годов выпуска – обращаете внимание на это. Безусловно, 5-ступенчатая трансмиссия лучше, поскольку на трассе она позволяет мотору работать с меньшими оборотами, а значит тише и экономичнее.

Классический привод на задние колеса, тоже накладывает отпечаток на ходовые качества «Жигулей». Это не очень заметно на сухом асфальте, но сильно проявляется на скользком покрытии. Расположенный спереди двигатель, своим весом, НЕ прижимает здесь ведущие задние колеса к земле. Поэтому, когда задняя часть автомобиля не загружена, классика может испытывать сильный недостаток сцепления с поверхностью.

Проще говоря, на скользком покрытии, ведущие колеса на классике легко пробуксовывают и машину разворачивает. Это будет на руку, если вы любите ездить боком, а вот для новичков такое поведение автомобиля может быть просто опасно.

ВАЗ классика — Расходы

Помимо низкой цены автомобиля при покупке, «классика» привлекает еще и доступными ценами на ремонт и обслуживание. Запчасти и расходники на «жигули» стоят максимально дешево – дешевле просто ничего нет. При этом, классика – это самая распространенная машина в нашей стране, ее количество исчисляется миллионами. Одной только «семерки» ВАЗ-2107 на учете стоит более 1.7 млн.штук. Поэтому купить запчасти на классику вообще не проблема, их даже не нужно заказывать – они продаются буквально везде.

Поскольку на «Жигули» ставились маломощные моторы до 82лс, то и страховка с налогом здесь обходятся весьма недорого. Одним словом, «классика» вас точно НЕ разорит.

Купить хорошие «Жигули», в 2020-м году, можно за 50-60 тыс.р, а за 70 вполне реально подыскать экземпляр с инжекторным мотором в идеальном состоянии, после 1-2 хозяев. Все конкуренты за эти деньги будут в плачевном состоянии и даже будучи на ходу, в ближайшее время потребуют серьезных денежных вложений.

Что касается вопроса имеджа, то став старыми и доступными «Жигули», безусловно, растеряли свой авторитет, но не полностью. Много лет назад, в великой стране, они были настолько желанны, что даже сейчас, вокруг них все еще сохраняется некий ореол солидности. Поэтому хорошо сохранившаяся «классика», сегодня по-прежнему вызывает интерес и уважение.

В итоге, друзья, мы приходим к выводу, что «классика», на сегодня, имеет много недостатков и, по сути, одно весомое преимущество – доступность. Давайте еще раз перечислим основные плюсы и минусы «Жигулей»

Недостатки

  • Низкий уровень комфорта и безопасности
  • Низкая надежность и долговечность
  • Быстрое старение и потеря в цене

Преимущества

  • Большой выбор при покупке, ликвидность при продаже
  • Доступность расходников, запчастей, обслуживания и ремонта
  • Дешевая страховка и налог

Безусловно, сегодня, это уже автомобиль не для всех, но тогда кому-же он подойдет? «Классика» — это хороший вариант для коротких НЕспешных поездок, на НЕбольшие расстояния, например по деревне, поселку или небольшому городку. Если у вас в округе плохие дороги – это как раз ее стихия. Ну а молодые водители любят «классику» за доступный тюнинг и за то, что на ней можно раздавать боком.

Источник

Поделиться с друзьями