Когда гаишники имеют право лезть под капот

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот. Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас. Меня такая проверка заинтересовала, и мне стало интересно, в чем тут подвох.

Законодательство

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1. данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено. Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля. Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.

В чем подвох?

А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.

Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:

  1. Инспектор после открытия капота часто придирался к какой-нибудь неисправности. Особенно часто это касалось старых советских автомобилей и древних иномарок. Инспекторы могли «докапаться» и к выхлопной системе, и к работе двигателя, и еще ко многим неисправностям, по причине которых транспортное средство не должно передвигаться по дороге. Разумеется, в старом автомобиле легко найти к чему придраться.
  2. Другие водители рассказывали о том, что если номер кузова оказывался грязным, а погодные условия не позволяли полноценно его почистить, сотрудник ГИБДД даже пытался эвакуировать транспортное средства на штрафстоянку в качестве сомнительного до выяснения всех абстоятельств. Но в дальнейшем он проверял номера кузова в самом салоне и отпускал водителя.

В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника. На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом. Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.

Что делать?

Если инспектор решил устроить вам полную проверку, можно создать инспектору некоторые сложности:

  1. Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  2. После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  3. Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.
Читайте также:  Не открывается капот у ховера

Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Заключение

В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  1. Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  2. Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  3. Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  4. Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  5. Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.

Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

Источник

Имеет ли право инспектор прикасаться к вашему автомобилю? Отвечает юрист

Часто ли у вас просили или требовали открыть багажник, показать что там и ехать дальше, или показать документики без особых на то оснований? Наверняка да. Но некоторые недобросовестные инспектора идут дальше и позволяют себе слишком много. Бывали случаи, когда гаишник открывал двери вашего автомобиля даже не спрашивая разрешения. Многие спросят: а может ли вообще гаишник вот так взять и открыть двери машины и в целом прикасаться к автомобилю? Этот вопрос мы задали знакомому юристу и вот что он нам ответил:

Читайте также:  Приора металлический стук под капотом

Некоторые автовладельцы, а вернее большинство опасаются встречи с инспекторами, даже если они ничего не нарушали и документы впорядке. Дескать ожидать можно все что угодно. Водителей приучили выполнять любые указания инспектора, однако некоторые из таких требований или действий часто оказываются незаконными. И это как раз тот случай.

Итак, касаемо инспектора и машины можно выделить 3 пункта: это осмотр, досмотр и обыск. Если вкратце , то осмотр подразумевает только визуальный осмотр. Досмотр подразумевает открытие капота, багажника, но прикасаться к вашим вещам инспектор не имеет права. Обыск еще более серьезная процедура, которая позволяет открывать компетентным лицам открывать бардачок, одним словом проводить обыск. На каждые такие процедуры должны быть серьезные основания, а их проведение должно быть строго по инструкции: например для досмотра необходим соответствующий протокол, а также свидетели.

Таким образом, если инспектор дергает за ручки ваших дверей, пытается сам открыть багажник или капот или одним словом прикасается к вашему автомобилю без составления протоколов и в нарушение регламента, то это самое банальное самоуправство и превышение полномочий. Конечно, есть исключения, когда вас отстраняют от управления машиной, а вы закрылись и не хотите выходить, то это уже другой вопрос. Поэтому если вы заметили, что инспектор занимается подобным, обязательно сделайте ему замечание и напомните ему о статье самоуправства 19.1 КоАП, правда штраф за это копеечный до 300 рублей. Но есть и куда более серьезная статья, это превышение должностных полномочий ст.286 УК и последствия там гораздо суровее. Однако согласно практике, суд не всегда встает на сторону водителя.

Таким образом юрист подтвердил догадки большинства: просто так взять и открывать двери, лезть руками в окна дверей машины и совершать другие подобные действия инспектор не имеет права. Подобное самоуправство должно резко осекаться водителем, напоминая тому о возможных последствиях. Это часто приводит в чувства инспекторов, хотя в целом подобные действия уже давно редкость, ведь в почти каждой машине есть видеорегистратор. Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх . чтобы получать новые интересные статьи об авто.

Источник

Имеет ли право инспектор залезать в вашу машину? Грамотный ответ автоюриста

Мало кто из автовладельцев позволит чужим людям лезть в свое личное авто. Но когда перед вами стоит сотрудник ДПС, то тут уже начинают появляться сомнения. С одной стороны хочется сказать гаишнику, мол чего вы лезете в машину, а с другой — страшновато спорить с человеком в погонах.

Бывает так что инспектор просит открыть двери машины и залезает прямо в салон, под предлогом поиска запрещенных вещей. Некоторые гаишники и вовсе умудряются садиться в авто водителей и расспрашивать водителей попутно заполняя протокол. Законны ли такие действия инспектора и имеет ли право сотрудник ДПС залезать в вашу машину? На этот вопрос грамотно ответил автоюрист.

Понятие «залезть в машину» растяжимое: инспектор может усесться на сиденье или даже искать что-то в салоне. То есть по факту сотрудник ДПС вторгается в вашу личную собственность, что многим покажется неприятным. Конечно есть вариант заблокировать двери машины или грубо попросить выйти, но инспектор в свою очередь может пригрозить статьей о неподчинении.

Вопреки «пугалкам» инспекторов статьей 19.3, существует лишь 2 законных причины, при которых сотрудник ДПС имеет право так сказать залезть в вашу машину:

1. Авто собираются досмотреть : проверить салон машины. Важно что досмотр машины должен быть только с составлением соответствующего протокола , видеозаписью либо двумя понятыми. Разумеется для досмотра должны быть серьёзные причины, например ориентировка или например есть основание полагать что вы перевозите что-то запрещенное. При этом помните, что инспектор не имеет права самостоятельно рыться в ваших вещах, иначе это уже обыск, что не в компетенции сотрудника ДПС.

Читайте также:  Замена амортизаторов капота мурано

2. Инспектор садится к вам в машину и просит вас проследовать на место какого-то инцидента или даже требует гнаться за преступником. Автовладельцы возразят: еще чего, залез , уселся и требует еще что то! Но не нужно удивляться, ведь пункт 2.3.3 обязывает водителей предоставлять транспорт по необходимости сотруднику ДПС. Но есть возможность отказаться, правда ценой штрафа в 500 рублей по 12.25 коап.

Получается, что кроме двух указанных причин, инспектор не имеет права устраивать посиделки в вашем авто и залезать в машину, если вы сами конечно ему не предложите . Так что если инспектор у вас вдруг спрашивает: «я присяду к вам?», вы имеете право без всякого страха вежливо отказать . А если инспектору так интересно что у вас в салоне, пусть пишет протокол досмотра. Таков был ответ юриста. Если информация была полезна ставьте палец вверх .

Источник

Инспектор ДПС просит открыть капот — что делать?

Иногда после проверки документов, предъявленных водителем, сотрудник ГИБДД просит выйти из автомобиля и открыть капот. Данное требование несколько нестандартно и часто вызывает у сидящего за рулем недоумение. Как вести себя в подобной ситуации? Стоит ли выполнять указание, или можно отказаться?

Зачем «гаишнику» моторный отсек?

Пункт 31 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень процедур, которые уполномочены проводить полицейские. Инспектор ГИБДД вправе проверять не только документы (права, СРТС , полис ОСАГО ), но и регистрационные знаки, номера шасси, кузова, идентификационные символы (VIN-код). Кроме того, сотрудник ДПС может проводить оценку технического состояния эксплуатируемого (движущегося по дороге) автомобиля.

Идентификационный номер машины (VIN-код) во многих случаях проще всего считывается именно под капотом. Это и является причиной, по которой «гаишник» просит показать отсек. Некоторые инспекторы ГИБДД с подозрением относятся к старым автомобилям, особенно тем, которые выпущены отечественными производителями. Они предпочитают перестраховаться и поверить, исправны ли обозримые узлы и агрегаты. При выявлении поломки в отношении водителя составляется протокол по статье 12.5 КоАП РФ.

Нужно ли открывать капот для сотрудника ГИБДД?

Первое, что следует сделать — задать вопрос о том, зачем необходим осмотр. Если целью является контроль технического состояния или проверка идентификационных символов, нужно поинтересоваться, почему у инспектора возникли подозрения. Возможно, у него на руках есть ориентировка на похожий автомобиль или распоряжение о проведении рейда . Такая процедура не подразумевает присутствия двух понятых, поэтому лучше не спорить: резкий отказ может затянуть процесс и вызвать у полицейского ненужные подозрения.

Чтобы обезопасить себя от возможных неправомерных действий, нужно воспользоваться видеокамерой в мобильном телефоне. Применение записывающих устройств почти всегда «дисциплинирует» инспекторов ГИБДД. Зная, что их действия фиксируются, даже самые суровые стражи порядка начинают вести себя более корректно.

Чето делать водителю?

Если выяснится, что неисправность автомобиля действительно присутствует, сотрудник полиции вправе временно задержать транспортное средство и направить его на специализированную стоянку . Забрать его можно будет только при помощи эвакуатора или после устранения неполадки. Стоимость перемещения и хранения машины возмещать придется водителю.

В случае обнаружения нечитаемых символов VIN-кода инспектор ГИБДД будет вынужден провести инструментальное исследование, что тоже повлечет некоторые временные затраты. Если есть уверенность, что номера не «перебивались», волноваться не стоит. Сотрудник ДПС убедится в их подлинности и позволит автовладельцу продолжить путь.

Ситуация, как и многие другие, двоякая. В законе нет четкого указания на то, что водитель обязан открывать капот по требованию полицейского. Однако у последнего права проводить проверку никто не отнимал. Поэтому лучше открыть капот, чем ввязываться в ненужную дискуссию.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector