Кордовый самолет без мотора

Юный техник 1973-06, страница 74

тяга стало о, ft

КОРДОВАЯ БЕЗ ДВИГАТЕЛЯ

Не каждый может срлзу достать минродвкгатель для кордовой модели. Выход есть: постройте на первых порах модель без двигателя.

Крыло сделайте из фанеры толщиной 1 —1,5 мм. Можно использовать и другие материалы, но модель не должна быть тяжелой.

Для придания модели необходимой скорости используйте жесткое удилище (бамбук, орех, спиннинговое), на котором установлены нольца — через них пропускается корд.

Корд изготовьте из напро-новой жилки диаметром 0,5 — 0,7 мм. Длину корда выберите в зависимости от длины удилища. Можно легко пилотировать и на 10 —12-метровом корде, если использовать 3— 4-метровое бамбуковое удилище. Длина корда отсчитывает-ся от конца удилища.

Перед стартом (помощник держит модель в руках) натяните корд.. Благодаря амортизации удилища старт проходит более энергично.

Удилище нужно держать левой рукой комлевой частью под мышкой, а правой пилотировать. Старайтесь управлять моделью главным образом с помощью ручки управления.

И. ШУЛЬГИН г. Узин Киевской области

А МЫ СДЕЛАЛИ ТАКУЮ Дорогая редакция!

В 11-м номере вашего журнала за прошлый год мы прочитали, как сделать маленькую модель планера из спички и тетрадной бумаги. Мы сделали ее, а потом придумали свою, вот такую, — посылаем вам чертеж. Модель состоит из трех спичек и плотной бумаги — мы брали ватманскую. И еще нужны клей и кусочек пластилина. Летает наша модель хорошо.

Андрей Александров, Игорь Литвяко в г. Рига

Источник

БЕЗМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Как сделать безмоторную кордовую модель самолета. Увеличение числа спортсменов, создающих модели с дистанционным управлением, происходит отнюдь не в ущерб приверженцам кордовых. Дело в том, что даже «радиоспортсмены» делают свои первые шаги в авиамоделизме, держась за ручку управления на кордодроме. Однако прежде чем построить модель с двигателем внутреннего сгорания, имеет смысл сделать аппарат попроще — безмоторный.

Это позволит новичку овладеть навыками пилотирования, которые понадобятся при управлении более сложными кордовыми моделями. Тем более что такая без-моторка может выполнять даже элементы высшего пилотажа — такие, как перевернутый полет и петля Нестерова. Предлагаемая машинка весьма проста в изготовлении, для нее не потребуются дефицитные материалы. Сосновые рейки, фанера, пенопласт, стальная проволока — вот все, что нужно для работы.

Конструкция безмоторной кордовой модели самолета

Фюзеляж кордовой модели самолета вырезается из сосновой рейки толщиной 10 мм и шириной 22 мм. В передней его части устанавливается подпружиненная посадочная лыжа, выгнутая из стальной проволоки диаметром 2 мм. В центральной части делается вырез под крыло и вклеивается сквозной буковый штырь диаметром 5 мм для крепления крыла резиновой лентой. Чтобы модель была похожа на настоящий самолет, в верхней части фюзеляжа приклеивается фонарь, вырезанный из прозрачного пластикового флакона, нужно только найти подходящее место.

Крыло безмоторной кордовой модели самолета изготавливается из сосновой доски толщиной 8 и шириной 170 мм. Доска должна быть прямослойной и не иметь сучков. Размах крыла — 1000 мм. Плосковыпуклый профиль крыла одинаков по всему размаху, поэтому рекомендуется проверять его форму с помощью фанерного шаблона.

После обработки и отделки крыла в нем вырезаются окна облегчения, которые после окраски заполняются мелкошариковым упаковочным пенопластом, а затем заклеиваются лентой-скотчем. Хотя можно обойтись и без пенопласта, обтянув облегченное крыло лавсановой пленкой.

На левом полукрыле закрепляется фигурная скоба из проволоки диаметром 1 мм для проводки корд управления. На этой же консоли устанавливается качалка, вырезанная из листового дюралюминия толщиной 2 мм. Осью качалки служит шуруп или винт МЗ с гайкой.

Стабилизатор и руль высоты безмоторной кордовой модели самолета выпиливаются из сосновых пластин толщиной 3 мм. Шарнирное крепление руля к стабилизатору капроновыми нитками. Предварительно и в руле, и в стабилизаторе просверливаются отверстия диаметром 1 мм. Кабанчик руля высоты выгибается из стальной проволоки диаметром 1 — 1,5 мм.

Готовая деталь вставляется в пару отверстий на руле высоты и плотно обжимается пассатижами или в тисках, как это показано на рисунке. Киль безмоторной кордовой модели самолета — из фанеры толщиной 3 — 4 мм. Для крепления его к фюзеляжу в последнем пропиливается паз по толщине киля.

Читайте также:  Лодочный мотор наложный платеж

Сборка безмоторной кордовой модели самолета — на казеиновом или поливинилацетатном клее. После сборки и окончательной обработки поверхностей модель окрашивается нитроэмалями. В передней части фюзеляжа сверлится продольное отверстие диаметром 4 — 5 мм, в которое вставляется гвоздь, выполняющий роль центровочного груза.

Имеет смысл начать с длинного гвоздя и постепенно укорачивать его в соответствии с результатами испытательных полетов, добиваясь оптимальной устойчивости модели в полете и ее управляемости.

Запуск безмоторной кордовой модели самолета

Кордовая модель запускается на двух 5-метровых кордах. Ручка управления вырезается из 12-мм фанеры и оснащается простейшим устройством для регулировки «нейтрали»: трос, пропущенный через лабиринт из четырех отверстий. Он легко фиксируется, что позволяет при горизонтальном полете модели и нейтральном руле высоты добиться вертикального положения ручки управления. Запускать кордовую модель рекомендуется с помощником.

Чтобы модель не теряла скорости, пилоту необходимо все время энергично раскручивать ее вытянутой рукой или, как говорят спортсмены, таскать за собой. Управлять моделью плавно, двойными движениями (действие — возврат в «нейтраль»). Освоив управление моделью в горизонтальном полете, можно переходить к элементам пилотажа. Вот как, например, выполняется петля Нестерова.

Для начала пилот разгоняет модель до максимальной скорости при нейтральном положении руля высоты, а затем плавно направляет ручку управления «на себя» и одновременно всей рукой «тащит» модель по траектории петли. Посадка модели, как правило, трудностей не вызывает. С уменьшением скорости аппарат снижается, и нужно только не пропустить момент и плавно добрать ручку управления «на себя» в момент, когда крыло уже перестает держать модель в воздухе.

Безмоторная учебная кордовая модель самолета: 1 —груз балансировочный (гвоздь диаметром 4); 2 — фюзеляж (сосна, рейка 22×10); 3 — лыжа посадочная (стальная проволока диаметром 2); 4 — фонарь (часть пластикового флакона); 5 — кольцо резиновое крепления крыла; 6 — крыло; 7 — штырь (бук 05); 8 — тяга управления (алюминиевая спица); 9 — киль (фанера s3); 10 — руль высоты (сосна, пластина s3); 11 — стабилизатор (сосна, пластина s3); 12 — качалка управления (дюралюминий s2); 13 — кабанчик управления рулем высоты (стальная проволока диаметром 1,5); 14 — шарнир руля высоты (капроновые нитки); 15 —скоба фигурная для проводки корд; 16— корды управления моделью.

Ручка управления моделью: 1 — поводок (стальной трос диаметром 2); 2 — корпус ручки (фвнера s 12); 3 — карабин (2 шт.)-

Источник

Детское авиамоделирование и электрокордовые модели

Что такое кордовая модель? Это модель, которая движется по кругу на привязи из тросиков малого диаметра (тросики, которые называют кордами, происхождением от английского слова cord — шнур, верёвка), закрепленных в центре. Интересно, что в английском наименовании кордовых моделей (control line model) данного слова нет. Кордовыми бывают автомодели, судомодели, а самыми распространенными являются модели самолетов. В последнем случае две корды закреплены на ручке управления со стороны спортсмена, а с другой стороны — на качалке управления, находящейся на авиамодели. Качалка кинематически связана с рулём высоты, как правило жесткой тягой.

С помощью такой тросовой системы управления авиамоделист, наклоняя ручку управления на или от себя, заставляет модель самолета выполнять необходимые эволюции в процессе полёта.

Классические кордовые модели самолетов оснащаются весьма малогабаритными, разработанными специально для авиамоделирования, двигателями внутреннего сгорания (ДВС), в быту называемыми «бензиновыми моторчиками». Но работают они вовсе не на бензине. В настоящее время самыми распространенными авиамодельными ДВСами являются калильные двигатели, которые работают на метиловом спирте с добавлением масла. Что метиловый спирт является сильнейшим ядом, кажется, подробно объяснять не требуется. Для получения ущерба в здоровье его необязательно пить, достаточно вдыхать его пары и иметь наличие его капель на коже, через которую он успешно проникает в организм ребенка и делает свое черное дело. И пары и капли неизбежно сопровождают процесс запуска двигателя. Другой вид ДВСов – дизельные, они распространены весьма слабо, поскольку значительно уступают в мощности калильным. Эти двигатели работают на горючем, которое содержит около 30% этилового (наркозного) эфира.

Кружковод, собирающийся культивировать традиционное авиамоделирование, должен выбрать, чем будет травить детей – метанолом или эфиром? А руководители тех немногих авиамодельных кружков, что остались после успешного построения капитализма, не выбирают! Как, правило они является маститыми авиамодельными спортсменами и используют наиболее энергоемкое горючее – метиловый спирт. А поскольку власти не запрещают наркозное горючее для использования в детском авиамоделировании, то в кружке имеется несколько дизельных ДВСов. Не специалисту трудно отличить калильный двигатель от дизеля, поэтому дизельные ДВСы служат для маскировки использования калильных, работающих на метиловом спирте, запрещенном в РФ и Швейцарии для открытого оборота.

Читайте также:  Моторы корректора фар koito

Между тем, автор еще в 2003 году получил патент РФ на изобретение № 2203719, в котором описывается экологически чистая технология изготовления кордовой модели самолета, оснащенной электродвигателем. При этом питание двигателя от аккумулятора, висящего на плече у запускающего осуществляется через электрокорды, изготовленные из медного провода. Такие электрокордовые модели были известны более двух десятилетий до того, но они едва держались в воздухе, о воздушном бое и фигурах пилотажа не могло быть и речи. А с появлением данного патента и то,

и другое стало вполне возможным,

необходима лишь соответствующая квалификация авиамоделиста. Описание электрокордовых моделей будет представлено в следующей статье.

Источник

Кордовые модели и их классы

История развития, кордовые модели в СССР

Кордовой моделью самолета называется модель, совершающая управляемый с земли полет по кругу на корде.

Первые полеты кордовой модели в СССР проводились в 1945 г. сотрудником ЦАМЛ М. Степченко.

Сначала моделей самолетов этого класса было мало, и демонстрация их полета имела главным образом агитационную цель. Позже полеты на корде были включены в программу авиамодельных соревнований а кордовый авиамоделизм получил широкое развитие, приобретя большое спортивное значение.

В 1947 г. московские авиамоделисты впервые установили всесоюзный рекорд по этому классу моделей, показав скорость полета по кругу, равную 91,3 км/час. В 1949 г. скорость полета уже превысила 100 км/час. Спортсмен О. Гаевский со своей моделью три раза устанавливал мировые рекорды (103,8 км/час, 116 км/час и 145,4 км/час).

В период 1950—1955 гг. советские авиамоделисты добились значительных успехов в развитии кордовых авиамоделей, скорость которых приблизилась к 200 км/час. В это время большинство мировых рекордов скорости, в том числе и все шесть рекордов по моделям гидросамолетов с поршневыми двигателями (модели трех категорий нормальной схемы и типа «Летающее крыло), устанавливают наши спортсмены.

В настоящее время скорость кордовых моделей самолетов с поршневыми двигателями в СССР превышает 200 км/час (203 км/час, О. Гаевский), а скорость реактивных моделей приблизилась к 300 км/час. В 1955 г. спортсмен И. Иванников на международных соревнованиях авиамоделистов в Чехословакии установил абсолютный мировой рекорд скорости полета кордовой модели самолета, равный 275 км/час.

Полеты самолетов на корде представляют большой спортивный интерес. Запуская их, авиамоделисты могут управлять взлетом и посадкой модели, а также полетом модели в воздухе, соревноваться на лучший пилотаж.

Возможности кордового авиамоделизма этим не ограничиваются. Кроме участия в соревнованиях на скорость полета и маневренность, запускают несколько моделей одновременно для гонок с общего центрального круга на пусковой площадке — корте (это так называемый «воздушный бой», или гонки-преследования) и в полет с препятствиями или с ограниченным количеством топлива на более длинную дистанцию.

Велико учебное значение кордовых моделей, а также и как средства пропаганды авиамодельного спорта среди широких масс молодежи.

При запуске кордовых моделей авиамоделисты учатся правильно эксплуатировать поршневые и реактивные двигатели, приобретают необходимые навыки в управлении скоростными моделями и выполнении фигур высшего пилотажа.

Лучшей формой агитации за развитие авиамоделизма является демонстрация полета кордовой модели, сопровождающаяся кратким объяснением ее устройства и принципа действия.

Для запуска кордовых моделей не обязательно выезжать в поле, на аэродром. Полеты моделей на корде можно демонстрировать в городе, на небольшой площадке, например в парке, на стадионе и т. д.

По своему назначению кордовые модели можно разделить на виды, классы.

Классы кордовых моделей самолетов:

Учебно-тренировочные строятся авиамоделистами для тренировочных запусков на корде. Они служат для приобретения навыков в работе с двигателями в стартовых условиях и в управлении полетом.

Тренировочные модели имеют простую конструкцию, удобны в эксплуатации, снабжены закрепленным шасси и чаще всего оборудованы поршневыми двигателями. Но бывают и с резиновыми или электромоторами.

  • Скоростные предназначены для достижения максимальной скорости полета по кругу на дистанции 1000 м в розыгрыше чемпионата, именных кубков, а также для установления скоростных рекордов. Модели этого вида строятся нормальной схемы и типа «Летающее крыло». Снабжаются они мощными поршневыми двигателями. Скоростные модели отличаются по внешнему виду от других видов моделей небольшими размерами, закапотированным двигателем, удобно обтекаемыми формами и сбрасываемым после взлета шасси. Скоростные кордовые модели получили у нас большое распространение. Они входят в состав командных типов моделей.
  • Модели-копиисамолетов представляют собой точное геометрическое и внешне конструктивное подобие настоящих самолетов. Допускаются некоторые отклонения, например в профиле крыла, угле поперечного V, диаметре воздушного винта. Взлетную тележку разрешается сбрасывать после взлета модели. Строить и запускать кордовые модели-копии сложнее, чем модели произвольных конструкций. Модели-копии строятся для ознакомления авиамоделистов с устройством настоящих самолетов н создания хорошо летающих скоростных моделей, повторяющих в миниатюре какой-либо настоящий самолет.
  • Гоночные являются полу-копиями настоящих самолетов и строятся обязательно с кабиной для летчика, постоянно закрепленным шасси и закапотированным двигателем. Условия соревнований с гоночными моделями ограничивают площадь крыла и объем топливного бачка (до 10 см*). У многих спортсменов-авиамоделистов США, Англии и других стран большой популярностью пользуются командные гонки гоночных моделей и гонки-преследования при одновременном запуске нескольких моделей с общего круга. Модели этого вида должны отличаться мгновенной реакцией на управление, иметь небольшую нагрузку, вес, но значительную скорость полета.
  • Пилотажные моделипредназначены для выполнения различных фигур высшего пилотажа, как например, петли Нестерова, восьмерки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, перевернутого полета треугольников и т. д. Пилотажный класс моделей — один из самых трудных и в тоже время один из самых интересных. Чтобы спроектировать такие пилотажные модели самолетов, необходимо обладать определенными знаниями в области теории их полета. Кроме того, нужно иметь и определенные навыки постройки. Чтобы овладеть пилотажным комплексом, следует освоить выполнение всех элементов фигур(прямых и обратных), входящих в комплекс. Эти модели включены в состав командных типов моделей для участия в международных соревнованиях авиамоделистов спортсменов.
  • Модели воздушного боя. Класс кордовых моделей воздушного боя очень зрелищный. Двое спортсменов стоят в круге управляя кордовыми самолетами в виде летающего крыла. К моделям привязаны цветные ленточки. Спортсмены авиамоделисты соревнуются кто большее количество раза сделает отруб ленточки, за это начисляются очки. Воздушный бой — это сравнительно молодой вид авиамодельного спорта, но уже успевший завоевать симпатии многих спортсменов и болельщиков. Сейчас трудно представить авиамодельные соревнования без этого увлекательного зрелища, которое сочетает в себе скорость и маневренность моделей, ловкость и смекалку спортсменов.
Читайте также:  Материал для утепления мотора

Как летает кордовая модель?

Моделями, летающими на корде, можно управлять с земли от момента старта и до посадки с помощью корды (прочная тонкая стальная проволока—струна или тросик).

Кордовая модель летает виражами — движется по окружности, в центре которой находится запускающий авиамоделист. Он вращается на месте вслед за моделью и управляет ее полетом, удерживая в руке рукоятку с нитями корды

Другие концы корды с помощью крючков или специальных карабинчиков присоединяются к тягам, которые проходят внутри крыла модели к подвижной качалке. Эта качалка шарнирно связана жесткой тягой с качалкой руля высоты на хвостовом оперении.

Движениями рукоятки авиамоделист может изменять положение руля высоты, т. е. управлять моделью в горизонтальной плоскости, снижая ее к земле или поднимая выше.

Если рукоятку управления держать ровно (вертикально), то руль высоты модели будет занимать среднее положение (горизонтальное) и модель летает по кругу на уровне горизонта. Если же рукоятку (верхний ее конец) наклонить к себе, руль высоты отклонится вверх, увеличивая этим угол атаки крыла модели, которая начнет набирать высоту. Для снижения модели рукоятку нужно наклонить от себя и руль высоты, отклонившись вниз, уменьшит подъемную силу крыла, благодаря чему модель снизится.

Изменяя таким образом положение рукоятки, можно управлять взлетом модели, полетом по горизонту, посадкой, а также различными маневрами в воздухе.

Для запуска кордовых моделей применяют корду ( стальной трос), сделанную из стальной проволоки диаметром 0,25-0,6 мм и длиной от 11,37 до 21,5 м.

Благодаря небольшому трению между обеими нитями корды «заедания» управления рулем высоты модели не будет, если корда даже несколько раз перекрутится при выполнении моделью петель Нестерова.

За состоянием корды необходимо тщательно следить. Нити ее не должны иметь извилин, петель или ржавчины, иначе они могут разорваться или скрутиться в полете, что затруднит управление рулем высоты и может привести к потере управления. В таких случаях полет почти всегда заканчивается аварией.

Корду нужно хранить аккуратно намотанной на катушке диаметром примерно 200 мм.

Согласно закону механики при движении модели, как и всякого тела, по окружности развивается центробежная сила, благодаря которой корда все время находится в натянутом положении.

Источник

Поделиться с друзьями