Корпорация святые моторы содержание

Рецензия на фильм Корпорация Святые моторы

Очень странное кино.

(опубликовано в «Литературной России» — http://litrossia.ru/2012/44/07530.html)

Фильмы, как многое в этом мире бывают разные. Это аксиома. Человек так устроен, что его тянет всё и всех (кроме себя любимого) втиснуть в удобную для использования (и навешивания ярлыков) классификацию.
До просмотра фильма Лео Каракса «Holly motors» (Корпорация «Святые моторы») я тоже, — особо не заморачиваясь, — делил фильмы на хорошие и плохие. Теперь появилась новая оценка – странные.

Этот фильм – самый странный из всего, что я видел до сих пор.

Каракс посвятил его памяти своей жены Екатерины Голубевой, умершей в 2011 году. В одном из эпизодов появляется их дочь Настя.

Я посмотрел фильм «Holly motors» 24 октября на киевском кинофестивале «Молодость». В Киеве её представлял автор — (цитата из пресс-релиза) – «французский режиссер украинского происхождения Леос Каракс».
Из интервью Лео Каракса журналу «Топос». (…) моя мать – русская еврейка, родом из Одессы, семья которой много лет тому назад переехала в Бруклин. Настоящее мое имя Александр Дюпон, правда, это по отцу. Вообще меня с детства всегда интересовали: русское кино, Достоевский и русские женщины. Однако, должен сказать, что после того, как я начал регулярно ездить в Россию, меня эта страна стала интересовать гораздо меньше».

Из Википедии. Леос Каракас, также Лео Каракс (фр. Leos Carax, настоящее имя — Александр Дюпон, Alexandre Dupont) — французский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Выбранный им псевдоним Леос Каракс является анаграммой, составленной из слов Алекс и Оскар, и соединяет настоящее имя режиссёра и «символ фабрики грёз». В 80-х годах режиссерскую троицу Бенекс, Бессон и Каракс объединяли аббревиатурой Би-Би-Си и называли представителями «новой новой волны» или «нового барокко».

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Вопрос из зала:
— У Вас славянские корни, чувствуете себя русским?
Каракс:
— Нет, русским не чувствую. Хотя да, мои бабушка и дедушка родом из Одессы. И я читаю русскую литературу, раньше смотрел русские фильмы.

То, что сделал с арт-хаусом Лео Каракс в «Holly motors», как мне представляется, не делал ещё никто – ну с такой степенью художественной концентрации. В литературе, как мне кажется, это удалось ОБЭРИУТам и лично Даниилу Хармсу в качестве эталона. Поэтому пересказывать и анализировать фабульные перипетии нет смысла – есть набор ситуаций и два персонажа присутствующие в каждой из них. В перерывах между ситуациями – проезды в длиннющем лимузине по Парижу и диалоги женщины — водителя авто и главного героя. Интрига сохраняется до финала (вернее финалов), которые тоже не финалы, а притчевое кино-многоточие…
Я уверен, — надо смотреть и переваривать увиденное самостоятельно…

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве
«Почему так долго молчал? А мне нечего было сказать. Не было достойных идей. Но потом идея возникла – и появились «Святые моторы».

Я думаю, что Лео на самом деле долго не мог найти денег на этот проект и 13 лет, не снимая «полный метр», — просто сочинял сценарии «в стол». А когда деньги появились – решил, — особо не заморачиваясь, — сварганить безумный (точнее, — безумно талантливый) коктейль из нескольких сценариев; — слив воду прелюдий, и оставив только катарсисы в качестве основного компонента кинодейства.

Наверное, поэтому так эмоционально цепляет происходящее на экране. Это как съесть под видом блюда японской кухни только 7-8 порций соуса васаби разного вида. Так что приготовьтесь увидеть не только очередной коктейль из фирменных и не очень «фишек арт-хауса», но и эмоционально переварить такой же коктейль кино-катарсисов. Причём, — эти коктейли будут приправлены огромным и очень подробным освещением на экране методик актёрского за/раз-гримирования с использованием новейших технологий в этой области. Много крупных планов лиц (и не только) героев, много слёз, много крови, много ещё чего из разряда шокирующего визуала. Думаю, режиссёр Лео Каракс и оператор Каролин Шампетье нарочно это делают для погружения зрителя в ещё большую степень художественной дезориентированности от экранного действа.

Очень необычен в этом фильме Париж. Вроде бы и места съёмок кино- стоково-хрестоматийные, и видели мы их неоднократно, но вот удалось же и сделать и снять необычно, но это не недавний оскароносный шикарный вуди-алленовкий Париж, а полная его противоположность…

Шикарный саундтрек – просто супер. (К сожалению имени основного автора музыки я не нашёл — официальный сайт фильма отключён, а из титров я его просто не запомнил). И музыка в стиле Кустурицы-Бреговича (эпизод в старинном католическом соборе, и песни-баллады в стиле классических французских шансонье шестидесятых годов прошлого века, — очень и к месту появляющиеся, — «заморачивают» зрителя ещё больше. Они – полная антитеза песням, к примеру, в относительно новом фильме «Все песни только о любви» или «Шербурские зонтики» из относительно старых фильмов .
Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Вопрос из зала:
— Какую роль играет музыка в Вашем кино?
Каракс:
— Ооо, я бы хотел прожить всю жизнь в музыке. Но, к сожалению, музыка не любит меня. Моя мечта – снять фильм, который и есть сама музыка. Что касается «Святых моторов», конечно, музыкальные моменты здесь очень важны. Я никогда не был поклонником Кайли Миноуг, но их совместная песня с Ником Кейвом меня зацепила. Поэтому я и позвал Кайли.

Читайте также:  Моторы для rc car

Это реально трудно; – и смотреть, не выпадая из экранного действа, — и вникать в супер метафоричность происходящего, и потом, — в процессе осмысления (у меня это было в течение нескольких дней), — сохранить целостное ощущение от увиденного, не рассыпав это увиденное на паззлы.

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Каракс:
— Мой фильм очень простой, его поймут даже дети. Он был быстро задуман, быстро снят. Бюджет маленький.
Вопрос из зала:
— Как пришел замысел, почему выбрали такую визуальную форму? И как можете определить жанр фильма?
Каракс:
— Я не рассказчик. Хотел бы им быть, но увы. Хороших рассказчиков и хороших историй на самом деле теперь очень мало. А я работаю с образами. Пара-тройка образов и ощущений – и вот моя визуальная форма. Что касается жанра…….. ну, это научно-фантастический мир. Больше, конечно, фантастический, чем научный. И хотя моего героя на самом деле не существует, он отражает жизнь реального человека, опыт существования современного человека в мире на протяжении одного дня.

Исполнитель главной роли месье Оскара — Дени Лаван безусловно, актёр и акробат экстраординарный, – то количество творческих перевоплощений и акробатических номеров на экране, которое им было продемонстрировано некоторым не удается показать за всю творческую жизнь.

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве:
«Кинопробы, кастинг – это для меня настоящая пытка. Поэтому я все время работаю с одними и теми же актерами. Дени Лаван – он такой единственный. После первого фильма я понял, что еще не исчерпал его потенциал, поэтому снял снова. Всего он играл у меня трижды. Он – самый великий актер из всех, кого я знал. Но не думайте, мы с ним не дружим».

«У меня нет друзей. И нет друзей-кинокритиков. Я вообще не читаю критику».

В остальных ролях Эдит Скоб (роль водителя лимузина), Кайли Миноуг (роль бывшей возлюбленной месье Оскара), Ева Мендес (роль фотомодели) и Мишель Пикколи (роль актрисы в отеле).

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.

Вопрос из зала:
— Какие маски носите сами?

Каракс:
— Согласитесь, люди не созданы для того, чтобы их интервьюировали. Так что сейчас на мне как раз одна из масок. Маски могут нам помогать, но могут и сильно мешать. С ними нужно быть осторожными…

Фото взято на украинском сайте «Обозреватель».

Источник

Корпорация Святые моторы

Режиссер Леос Каракс

Кто главные герои? Их трое: Пассажир (господин Оскар), Водитель, Автомобиль (святой мотор).
Что они делают? Они делают разные вещи, но главное — они находятся в пути.

Пассажир выполняет череду бессмысленных действий, примеряет на себя роль старухи, сумасшедшего, убийцы. Он бывает то тем, то этим, и лишь в редкие минуты остается самим собой. Он почти никогда не бывает в покое. Иногда он чувствует себя усталым, и тогда всё видится ему в каком-то монохромном цвете (вспомните, как он смотрит иногда из окна автомобиля). Однажды он попытался расслабиться с помощью алкоголя, но Водитель мягко намекнул ему, что так нельзя.
Пассажир никогда не знает, что с ним будет, и какая встреча ему предстоит. Об этом знает лишь Водитель, который веДет его.

Водитель. Это хрупкая, интеллигентная женщина, уже довольно пожилая. (Женщина — какой намек!) Она неустанно заботится о Пассажире, ведет его от встречи к встрече, выручает из трудных ситуаций. Она одна знает, что будет дальше. Пассажир для нее — дитя, за которым следует присматривать. Заметили, как она оберегает его? Не прислуживает, как следовало бы шофёру, а именно оберегает.

Машина — Святой мотор. Он думает, что скоро их корпорации конец и всех их выбросят на свалку (он прав!). Святой мотор является лишь средством передвижения Пассажира и Водителя.
Понятно, кто они?

Они всегда втроем, весь путь неразрывно связаны.

Разум никогда не бывает в покое. Он творит миры (компьютерная игра), убивает, сходит с ума, прозябает (нищенка), иногда общается с себе подобными. Он «по ошибке» убивает банкира — того, кто всё превращает в деньги. Заметьте, что убивает он всегда лишь самого себя.

Читайте также:  Топливный бак для лодочного мотора гольфстрим

А этот жуткий мир, где чередой идут люди в лохмотьях, грязные, забитые. Серые умы! Те, кто ходит по одной колее и не хочет знать о существовании светлого, «высшего» мира. Разум спускается и туда, и этот серый мир он хочет исследовать. Он остервенело пожирает цветы с могил — он хочет понять смерть! Трудно при этом не остаться безумцем.

А помните, как Разум отдыхает? — Музыка (игра на гармошке)! Музыка- отдохновение для разума.

Какие трогательные отношения у Разума с Душой. Он ничего не знает о Ней, но слушается её беспрекословно. Она ведет его к трудным, зачастую опасным ситуациям, однако хочет ему лишь добра.

Она знает его путь и все задания на этом пути, Она вытаскивает его на своих хрупких плечах из смертельных ситуаций. Только однажды Разум попытался что-то узнать о своей Душе: «Кем ты была раньше»? И как смутил и обрадовал Её скромный поцелуй Пассажира. Душа не привыкла, чтобы ею интересовались. Она — самая незаметная и самая знающая часть этого триединства.

Машина — комментарии излишни. «Нас скоро выбросят на свалку» — Тело станет ненужным, когда Пассажир и Водитель закончат свой путь. Машины переговариваются между собой, они подают друг другу сигналы (язык тела).

И главное, что хочется отметить по фильму — Разум неуничтожим. Он убивает (себя), умирает, но в следующем кадре вновь живой — готовый для новых приключений.

Источник

Корпорация «Святые моторы»

Мартин Мариньяк
Альбер Прево
Морис Тиншан

Pierre Grise Productions, Théo Films, Pandora Filmproduktion, arte France Cinéma, WDR / Arte, Canal+, Centre National de la Cinématographie

Корпорация «Святые моторы»
Holy Motors
Жанр
Выход фильма «Корпорация «Святые моторы»» (оригинальное название — Holy Motors)

«Корпорация „Святые моторы“» (англ. Holy Motors ) — художественный фильм режиссера Леоса Каракса, вышедший в 2012 году. Фильм стал первой полнометражной картиной режиссёра после более чем десятилетнего перерыва, за время которого он снял лишь одну из новелл в киноальманахе «Токио!».

Главную роль в фильме исполнил постоянный актёр Каракса Дени Лаван; также задействованы Эдит Скоб, Кайли Миноуг, Ева Мендес и Мишель Пикколи. Фильм посвящен памяти Катерины Голубевой — жены Каракса, умершей в 2011 году. В одном из кадров появляется их дочь Настя.

Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2012 года, где он входил в основную конкурсную программу. Фильм вышел во французский прокат в июле 2012 года.

Содержание

Сюжет

В прологе спящий человек (Леос Каракс) просыпается от шума волн, слышного в его комнате. Он обнаруживает в стене потайную дверь, сквозь которую входит в тёмный зал кинотеатра, где неподвижные зрители смотрят фильм, который и разбудил героя.

В основной части показан один день из жизни человека по имени месье Оскар (Дени Лаван), который перемещается по Парижу в длинном белом лимузине с личным водителем Селин (Эдит Скоб).

Рано утром пожилой банкир выходит из дома (Villa Paul Poiret (франц.) в Ивелине) и садится в лимузин, где по мобильному телефону обсуждает деловые вопросы. Затем он спрашивает у Селин, много ли у него на сегодня встреч, на что та отвечает, что их девять и материал по первой встрече лежит на сиденье в папке. Месье Оскар изучает папку и в следующий раз выходит из лимузина уже в образе согбенной старушки, которая собирает милостыню на мосту Александра III.

Затем Оскар переодевается в лимузине для следующей встречи (как и для всех встреч, информацию о том, что надо делать, он изучает непосредственно перед этим). В чёрном обтягивающем костюме с датчиками он заходит в тёмный зал, где выполняет различные движения, фиксируемые камерами. Затем в зале появляется женщина в красном с аналогичными датчиками, с которой Оскар изображает страстную сцену любви, на основе которой создаётся анимация с монстрами.

Следующий образ Оскара — господин Дерьмо (из фильма «Токио!»), который через канализационный люк проникает на кладбище, где на каждой могильной плите написано «Посетите мой сайт». Там же происходит фотосессия фотомодели Кей М. (Ева Мендес), которую господин Дерьмо похищает и приводит в подземелье. Там он перекраивает её одежду, чтобы та скрывала лицо и плечи, а затем засыпает, положив голову ей на колени; красавица поёт чудовищу колыбельную All the Pretty Horses (англ.).

Уже темнеет, и следующая роль Оскара — отец девочки, которую он забирает с вечеринки. По дороге домой оказывается, что девочка сначала обманула отца, сказав, что вечеринка удалась и она много танцевала, — оказывается, на самом деле девочка, стесняясь своей внешности, сразу заперлась в ванной и сидела там всё время.

Далее следует «антракт», в котором Оскар играет на гармошке в здании церкви , а затем к нему присоединяется толпа других музыкантов (исполняется кавер-версия песни Let My Baby Ride блюзмена R. L. Burnside (англ.)).

Читайте также:  Схема работы системы охлаждения лодочного мотора

В следующем воплощении герой — человек по имени Алекс, который должен убить некоего Тео (они двойники, однако Алекс брит наголо, а у Тео длинные волосы и борода). Убив Тео, Алекс бреет его и надевает на него свою одежду, однако умирающий Тео сам вонзает нож в Алекса. Алекс в крови едва добирается до лимузина.

В лимузине Оскар беседует с оказавшимся там человеком с родимым пятном на лице (Мишель Пикколи), возможно своим работодателем. Он жалуется ему, что ему «не хватает камер», однако он продолжает работать, как раньше.

Проезжая мимо кафе, Оскар просит Селин остановить машину, выбегает с пистолетом и стреляет в сидящего за столиком банкира (из своего первого воплощения). Оскара расстреливают телохранители банкира, а Селин уводит его, говоря, что они могут опоздать.

Далее герой предстаёт в образе глубокого старика месье Вогана, который лежит в постели в номере отеля, рядом с ним огромный чёрный пёс. К нему подходит молодая женщина, его племянница. Они беседуют, понимая, что месье Воган при смерти. После последнего вздоха старика Оскар и девушка расходятся, так как у каждого дальше зарпланированы другие «встречи».

По дороге лимузин сталкивается с другим белым лимузином, в котором Оскар видит свою бывшую возлюбленную Эву (Кайли Миноуг), с которой они давно расстались. Они бродят по закрытому на ремонт магазину La Samaritaine (франц.) и выходят на крышу. Эва поёт Оскару песню (Who were we?), однако затем ему надо уходить, так как у неё следующая «встреча». Выйдя на улицу, Оскар видит, что Эва в образе стюардессы бросилась с крыши здания.

Селин подвозит Оскара к дому, где состоится его последняя встреча и где он проведёт ночь. Они расстаются до завтра. Оскар заходит в дом и зовёт жену и дочь, это оказываются обезьяны. Селин возвращается на стоянку — в арку с названием Holy Motors в это время заезжают десятки белых лимузинов. Когда водители уходят из гаража, лимузины, мигая фарами, обмениваются репликами по поводу прошедшего дня.

В ролях

  • Дени Лаван — Месье Оскар / банкир / нищий и др.
  • Эдит Скоб — Селин
  • Ева Мендес — Кей М
  • Кайли Миноуг — Ева Грейс (Джин)
  • Элиза Ломо — Леа (Элиза)
  • Мишель Пикколи — человек с родинкой
  • Жанна Диссон — Анжела
  • Леос Каракс — спящий мужчина
  • Настя Голубева-Каракс — девочка в иллюминаторе

Производство

На протяжении нескольких лет Каракс пытался найти финансирование для большого англоязычного фильма, однако не преуспел в этом и решил напомнить о себе после долгого отсутствия более скромной постановкой [2] . Хотя первоначально не исключалось участие в фильме как Дени Лавана, так и Жюльет Бинош, уже игравших у Каракса, в итоге Бинош не была задействована в фильме. Тем не менее, в нём снялись такие звёзды, как Ева Мендес и Кайли Миноуг.

Съемки проходили с сентября по ноябрь 2011 года, главным образом в Париже.

В одной из своих ипостасей герой Лавана выступил в фильме в образе подземного монстра из предыдущей работы Каракса «Дерьмо» (часть фильма «Токио!»). [3] В свою очередь, отмечалось сходство загримированной для фильма Евы Мендес с обликом певицы Эми Уайнхаус. [4] [5]

Критика

Антон Долин в отзыве на премьерный показ в Каннах назвал фильм «горькой и забавной, счастливой и нелепой, абсурдной и логичной картиной», отметив, что новый фильм режиссёра — «это два часа головокружительной свободы» и что «у зрителей его картина, как и в случае с прежними его фильмами, вызвала шок, эффект контузии кинематографом, который, раз испытав, хочется пережить снова» [6] .

Примечания

  1. Lemercier, FabienArte France Cinéma backs Carax’s Holly Motors. cineuropa.org. Cineuropa (10 июня 2011). Архивировано из первоисточника 10 сентября 2012.Проверено 21 августа 2011.
  2. Blondeau, RomainLe grand retour de Leos Carax, sans Juliette Binoche (French). Les Inrockuptibles (10 июня 2011). Архивировано из первоисточника 10 сентября 2012.Проверено 21 августа 2011.
  3. Top 100 Most Anticipated Films of 2012: #100. Leos Carax’s Holly Motors
  4. Leos Carax Finished Filming HOLLY MOTORS with Eva Mendes / By Nick Martin, Nov 23, 2011
  5. Eva Mendes In ‘Holly Motors’: Amy Winehouse Lookalike
  6. Антон Долин. Режиссёрский дубль: Леос Каракс представил в Канне свой первый фильм за 13 лет — «Holy Motors» (23.05.12)

Ссылки

  • Информация о фильме на сайте компании «Les films du losange»
  • «Корпорация „Святые моторы“» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Корпорация „Святые моторы“» (англ.) на сайте allrovi

Strangulation Blues (1980) • Парень встречает девушку (1984) • Дурная кровь (1986) • Любовники с Нового моста (1991) • Без названия (1997) • Пола Икс (1999) • Токио! (часть Дерьмо) (2008) • Корпорация «Святые моторы» (2012)

Источник

Поделиться с друзьями