Кто такие народность моторы

Моторы (народ)

Моторы — исчезнувший самодийский народ, обитавший на северных склонах Саян на верхнем Енисее в долине р. Тубы и притока ее Амыла (юг Красноярского края, запад Иркутской области). Говорили на вымершем ныне маторском языке. Занимались домашним оленеводством, охотой на пушного зверя [1] . По языку они относились к уральцам, по физическому облику — к монголоидам. Охотники знали лыжи, кожаную лодку-волокушу, простейший лук, копье и много способов добычи дикого оленя [2] . Исчезли к XIX веку отчасти из-за ассимиляции (русскими и хакасами), отчасти из-за эпидемии оспы.

Примечания

Ссылки

  • Моторы (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Моторы (народ)» в других словарях:

На поле танки грохотали — «По полю танки грохотали» советская военная песня. Считается народной. Содержание 1 История 2 Варианты 3 См. также 4 Сноски 5 Ссылки … Википедия

Белорусская Советская Социалистическая Республика — (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa) Белоруссия (Беларусь). I. Общие сведения БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с… … Большая советская энциклопедия

Венгрия — Венгерская Республика, гос во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) страна мадьяров . См. также Трансильвания. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

Война СССР с Финляндией — Сюда установлено перенаправление со страницы Зимняя война. Если вы ищете информацию о фильме «Зимняя Война», см. статью Зимняя Война (фильм). Советско финская война (1939–1940) Карта боевых действий. декабрь 1939 г. – январь 1940 г. Дата … Википедия

Зимняя Война — Сюда установлено перенаправление со страницы Зимняя война. Если вы ищете информацию о фильме «Зимняя Война», см. статью Зимняя Война (фильм). Советско финская война (1939–1940) Карта боевых действий. декабрь 1939 г. – январь 1940 г. Дата … Википедия

Зимняя война — Сюда установлено перенаправление со страницы Зимняя война. Если вы ищете информацию о фильме «Зимняя Война», см. статью Зимняя Война (фильм). Советско финская война (1939–1940) Карта боевых действий. декабрь 1939 г. – январь 1940 г. Дата … Википедия

Финская кампания — Сюда установлено перенаправление со страницы Зимняя война. Если вы ищете информацию о фильме «Зимняя Война», см. статью Зимняя Война (фильм). Советско финская война (1939–1940) Карта боевых действий. декабрь 1939 г. – январь 1940 г. Дата … Википедия

Самоеды — урало алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от само едения , т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Челябинск — Город Челябинск … Википедия

Сталинские репрессии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Источник

5 древних племён, которые проживали на территории России и исчезли навсегда

Древние народы, оставшиеся лишь в далекой истории — заволочская чудь, меря, мурома — имеют схожую причину своего исчезновения. Это ассимиляция представителей этих племен с другими народностями. Многие из них, являясь изначально язычниками, принимали христианство, осваивали быт и традиции славян. Как следствие, терялась самобытность, древняя культура.1. Чудь заволочская

Читайте также:  Подвесные лодочные моторы suzuki характеристика

Эта народность оставила яркий след в фольклоре и народном творчестве. Столь необычное название люди получили от того, что их речь казалась славянам непривычной, чудной. Чудь встречается во многих сказаниях того времени, о представителях этого народа слагали легенды. Их считали кем-то вроде волшебников. На территории России можно найти Чудское озеро, Чудской берег, несколько деревень и поселений с названием «Чуди».

Многие ученые утверждают, что заволочская чудь никуда не делась. Просто представители этого племени ассимилировались среди других народностей: карелов, вепсов, русских. Будучи язычниками, они все же наравне с другими приняли христианство и, соединившись с вновь обращенными, просто растворились среди них, приняв их письменность, коей у чуди не было вовсе. Однако некоторые исследователи полагают, что заволочская чудь как раз таки не пожелала креститься, поскольку эти люди были ярыми язычниками и отступать от своей веры никак не желали. Даже через много лет после распространения на Руси новой религии, представители чуди, сохраняли внешний вид, свидетельствующий (например, распущенные волосы у женщин) о том, что от язычества они так и не отступились.

Особенно много упоминаний о чуди можно найти в сказках и рассказах староверов. Так, в одной из таких историй говорится о некоем Белом царе, который решил покорить таинственное племя и собрал для этого огромное войско. Однако чудские не пожелали подчиняться царю и спустились глубоко под землю, где живут и поныне. Они выстроили там дороги и города. Только иногда при полной тишине можно услышать, как звонят колокола в подземных храмах. Но наступит день, когда чудь снова выйдет на поверхность. По другой легенде, представители чуди действительно отвергли новую, чуждую для них христианскую веру, и, понимая, что они обречены, совершили массовое самоубийство. Они вырыли огромное углубление в земле, установили там столбы, а на них положили крышу, после чего они спустились в эту яму и вышибли опоры. Их завалило обломками кровли. Никто из племени чудь не выжил.

Часть ученых-этнографов находит связь этого народа с народами манси, часть — с народами коми.

2. Меря

Этот народ относят к древнему финно-угорскому племени. Они жили на землях, расположенных в центральной части России. В преданиях и летописях о них осталось множество упоминаний. Меря — данники готского царя в произведениях историка Иордана, они же — часть дружины князя Олега в «Повести временных лет».Этот народ стал инициатором одного из самых крупных крестьянских восстаний, поводом для которого стал охвативший всю суздальскую землю голод в 1024 году. Большинство Мери случившееся бедствие восприняли как наказание от небесных сил, за то, что среди них проповедуют христианство. Люди организовали бунт, но он был подавлен Ярославом Мудрым, а зачинщиков жестоко покарали.На основе исследований ученых, был восстановлен родной язык меря, который стал диалектом финно-угорского языка. Большая часть упоминаний об этом загадочном народе исчезла еще во времена Петра I, но при этом находятся люди, считающие себя потомками меря. В большей степени это жители Верхнего Поволжья.Реконструкция костюма народа меря.Еще реконструкция

Читайте также:  Мотор sea pro кто изготовитель

По данным археологических раскопок и ориентировочно по данным обширной дославянской топонимики этих мест, меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно,марийским языкам, вепсскому, мордовским (эрзянскому и мокшанскому).
В настоящее время истинных потомков летописного народа мери, по-видимому, не существует. Название «меря» известно практически только из летописи «Повесть временных лет». Нет данных, было ли это самоназвание либо искажённое внешнее наименование местного племени пришлыми славянами.

Произошла ли ассимиляция, вытеснение и миграция, неспровоцированное вымирание или истребление мери? Свидетельства об организованной, массовой вооружённой борьбе между местным населением и пришельцами отсутствуют. Археологические раскопки во многих местах показывают сосуществование в один и тот же период славянской и финно-угорской культур в одних и тех же поселениях тех веков.

3. Мурома

Согласно «Повести временных лет» мурома жили в Муроме. Название переводится как «возвышенное место у воды», что вполне можно отнести к географическим особенностям их места обитания. Мурома отнесены к неславянским народам. Ученые, исследовавшие древние захоронения, не смогли отнести муромов ни к одной из этнических групп — они могли быть частью финно-угорского племени, меря или мордвы.

До нашего времени дошла информация о том, что мурома были соседями с высокоразвитой культурой. У них было качественное оружие, оригинальные ювелирные украшения. Все их изделия отличались высоким качеством и разнообразием форм. На головах они носили специфические украшения, созданные из конских волос, полосок кожи, бронзовой проволоки. Интересно, что аналогов этих украшений не нашли ни у одного племен того времени.Реконструкция костюма народа мурома.

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой.

Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой.

Древний град Муром

4. Голядь

Этот народ отнесен историками к балто-язычным племенам. Голядью их называли славяне, сами же они величали себя галиндами. Согласно древним летописям, представители этого народа составляли внушительные части войск славянских князей.

Самое первое русское летописное упоминание о голяди относится к 1058 году и повествует о походе на Смоленщину князя Изяслава Ярославича. В Ипатьевской же летописи за 1147 год сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве».

Читайте также:  Мотор для щеток классика

Еще один летописный источник рассказывает о том, что в 1248 году в сражении с «Литвой на Протве» был убит владимирский князь Михаил Хоробрит, брат Александра Невского: «И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве». По всей вероятности, речь шла о битве с потомками голяди, которых к тому времени стали называть литовцами.
Скорее всего, балты продолжали проживать на указанных территориях и в период монголо-татарского ига. На это могут указывать балтоязычные топонимы, содержащиеся в духовных и договорных грамотах Ивана Калиты и его сыновей в XIV веке.Голядь, реконструкция.

Голядь были вытеснены славянами в XV веке, в момент освоения новых земель и строительства городов московскими князьями. Имя это народа навсегда закреплено на карте России.
Что же осталось от голяди? Прежде всего, топонимы. Например, в Дмитровском и Клинском районах Подмосковья есть деревни с названием Голяди. Существует также речка Голяданка, левый приток Москвы-реки. В окрестностях города Брянска есть село Отрадное, которое раньше называлось Голяжьим. Впервые оно упоминается в начале XVII века.

Таким образом потомки древнего племени балтов не были истреблены и не исчезли — они растворились среди славянского населения и вполне могут быть нашими предками, как и представители многих других национальностей. Потомки этого племени смешались со славянскими переселенцами, перестав существовать как отдельная народность.

5. Камасинцы

Этот немногочисленный этнос — часть южной группы самодийских народов, родственной современным ненцам, селькупам, энцам. В летнее время камасинцы кочевали по горным плато, занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Зимой — спасались в защищенных от холода и ветра долинах рек, где были организованы их стойбища.Деревня Абалаково. Семья Саламатовых. Камасинцы (невестка русская). Канский уезд. 1925 г. Автор А. Я. Тугаринов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея.

Со временем рядом с ними появились русские переселенцы, с которыми камасинцы поддерживали тесные хозяйственные отношения. В конце XIX столетия в племени произошел олений мор. Это подтолкнуло камасинцев сменить основной род деятельности и заняться земледелием, как их соседи — русские. Общение становилось более тесным, переплетались обычаи, интересы, создавались смешанные браки. Большинство камасинцев со временем забыли свои традиции, обряды и даже родной язык.В числе исчезнувших народов России также значатся весь, керкеты, моторы, половцы, меланхлены, мещера, угры, эвремейсы. Они давно стали частью истории, сведения об их образе жизни, традициях, языках можно лишь найти в исследованиях ученых. Каждый из этих народов отличался самобытностью, имел свой жизненный уклад и традиции.

Если не предпринимать никаких мер, то к канувшим в лету народам в скором времени могут присоединиться новые. Сейчас исчезновение грозит хантам, манси, эскимосам, чукчам, каюрам, корякам, вогулам, нганасанам, ненцам, нивхам, селькупам, кетам, тофаларам, ительменам, долганам, удегеям. Их численность составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Поделиться с друзьями