Лодка романтика с мотором ветерок

Усовершенствование разборной лодки Романтика — выявляем суть

Лодка «Романтика» призвана была стать идеальным судном для большинства регионов СССР и покрыть острый дефицит большинства населения. Лодка планировалась в качестве недорогого, с высоким уровнем безопасности, простого в использовании и удобного плавсредства. По задумке небольшие размеры и вес лодки «Романтика» позволят активно использовать её для рыбаков, а также для прогулок по воде. Это судно пришло на смену «Калужанке», которая послужила прототипом.

Достоинства

  • Главное преимущество данного мотосудна — портативность. Его можно разобрать на три довольно компактных сегмента, которые вкладываются друг в друга и пакуются в чехол. Вес конструкции в таком состоянии всего 45 кг. На крыше машины либо в багажнике перевезти еще проще
  • Жесткий корпус алюминиево–магниевого сплава устойчив к ударам днища о воду, различные камни или коряги
  • Плоскодонка имеет просторный кокпит, в котором два человека будут чувствовать себя комфортно
  • Несмотря на небольшие размеры, носовой багажник вместительный, способен вмещать в себя немало груза
  • По отзывам владельцев, картоп в режиме глиссажа устойчив на поворотах
  • Плоское дно дает возможность подходить к самому берегу и не совершать акробатические номера, рискуя замочить ноги. Широкий форпик удобен для спуска на сушу и позволяет пассажирам выходить прямо на землю
  • Экономичность в уходе и обслуживании. Двигатель «ест» незначительное количество топлива из–за своей малосильности, не требует дорогих тримов или иных приспособлений
  • Внутреннее пространство оформлено минималистически, ничего лишнего: открытый кокпит, переносные сиденья, отсутствие полочек для вещей. Такое обустройство оправдывает предназначение плавсредства и не предусматривает наличие затратных «наворотов»

Характеристики моторной лодки «Романтика»

Длина наибольшая, мм 2640
Ширина наибольшая, мм 1100
Высота борта на миделе, мм 450
Высота транца, мм 400
Угол килеватости днища на транце
Допустимая мощность ПМ, л. с. 5
Масса с оборудованием без мотора, кг: 45
Полное водоизмещение, кг 260

Давно назрела потребность в недорогой и безопасной, простой в эксплуатации, удобной для транспортировки и хранения моторной лодке минимальных размеров. Попытка создать такую двухместную мотолодку для любителей водных прогулок, охотников и рыбаков-спортсменов была сделана в 1973 г. на Долгопрудненском машиностроительном заводе. Проектирование ее велось с использованием в качестве исходного варианта «Калужанки», разработанной конструкторами этого же предприятия. Лодка получила название «Романтика».

Лодка «Романтика», изготовленная с применением штамповки и сварки из алюминиево-магниевого сплава АМг-6Б толщиной 1,2 мм, сделана разборной: по длине она состоит из трех секций, каждая из которых в свою очередь может быть разобрана на части (носовая — на две, средняя и кормовая — на три). Неразборные днищевые секции корпуса кончаются переборками, высота которых равна высоте борта до фланца; на переборках, как и на транце, выштампованы гофры. Эти секции соединяются между собой болтами, после чего на горизонтальный фланец ставятся носовая палуба и верхние части корпуса, крепится подмоторная доска, укладываются решетчатые слани и сиденье. Два человека, не торопясь, полностью собирают лодку за 30—40 минут.

Читайте также:  Мотор стеклоподъемник субару форестер

Части корпуса вкладываются одна в другую и вместе со всем снабжением лодки упаковываются в чехол. Получается пакет с габаритами 1165 X 920 X 370 мм, который можно уложить на багажник любого автомобиля, перевозить в автобусе или пригородной электричке.

Разборная лодка «Романтика» приспособлена для установки подвесного мотора мощностью 2—5 л. с, который крепится к деревянной транцевой доске толщиной 32 мм. Полезная грузоподъемность ее составляет при ходе на веслах 215 кг, а при использовании мотора «Прибой» — 175 кг.

Отработке обводов корпуса придавалось большое значение. Носовые обводы «Романтики» выполнены по рекомендации ЦАГИ, в опытовом бассейне которого проводились буксировочные испытания первого варианта натурной лодки на скоростях до 29 км/час. При скорости выше 22 км/час лодка полностью выходила на режим глиссирования (правда, при этом начиналось замывание закругленных бортов). Следует отметить достаточно высокое значение гидродинамического качества корпуса (К = 6,5 — 7) в диапазоне больших скоростей. При буксировочных испытаниях было выявлено, что для выхода на глиссирование выгоднее носовая центровка.

Недостатки

  • Крепление транца вертикальное, без наклона. Вследствие этого есть некоторое нарушение гидродинамики: ощутимая «кобра» на старте. Как правило, обладатели данной модели изменяют угол наклона подмоторной доски, тем самым исправляя положение
  • В статическом положении остойчивость плохая. Для того, чтобы ее улучшить, приходится модифицировать катер и осмотрительно им управлять: не ставить ПМ сильнее положенного, не превышать быстроту хода, придерживаться рекомендаций по погодным условиям и среде обитания
  • Капитанам не нравится излишний шум под двигателем
  • Низкий уровень мореходности, хотя разработчики долго испытывали свое творение и дали положительный прогноз по использованию его в морской среде. Появление неспокойной воды сводит на нет ходовые качества. Есть много случаев, когда эти моторки переворачивались и тонули далеко от берега в штормы
  • Сильный дельфин на полной скорости
  • По причине низких бортов палуба занижена, что приводит к заливанию ее водой при боковой волне

Фото лодки Романтика:

Кривые буксировочного сопротивления W и качества К при различной центровке лодки

О форме корпуса «Романтики» дает представление приводимый эскиз теоретического чертежа. На большей части длины лодки (от шп. 4 в корму) обводы постоянные: днище плоское (с волнообразными гофрами для повышения жесткости конструкции), скула скруглена, борта (в поперечных сечениях) образованы дугами окружности. А вот носовой части корпуса для обеспечения наилучших мореходных качеств придана более сложная форма: днище сделано килеватым, гофрировка кончается, килевая линия от шп. 4 поднимается по прямой и затем плавно переходит в почти вертикальный форштевень. Носовая часть лодки запалублена. Фланцы соединения верхних и нижних частей, имеющие ширину 25 мм, при движении на волне служат своеобразными брызгоотражателями.

История и цели создания

В 1970–х годах советские конструкторы начали экспериментировать с портативностью мотосуден, применяя различные приемы для решения этой задачи. Изменялось количество посадочных мест, размеры, строение каркаса. Самыми оригинальными были такие идеи: использование в качестве материала тонкого картона, оклеенного тканью, складное судно и, наконец, секционная сборка.

Читайте также:  Мотор редуктор ктм 33

Воплощением последней концепции занялись инженеры Долгопрудненского машиностроительного завода. Разработка должна была удовлетворять ряд требований.

  • Мобильность, подразумевающая легкую перевозку на транспорте или своими силами
  • Небольшие размеры для удобства хранения даже в малогабаритной квартире или маленьком гараже
  • Максимальная простота в управлении
  • Остойчивость, необходимая рыбакам, охотникам или тем, кто предпочитает водные прогулки. Необходимо было добиться возможности спиннинговать стоя, либо на ходу производить выстрелы
  • Практичность
  • Невысокая стоимость производственного процесса и реализации

Результатом продуктивной и старательной работы стала алюминиевая лодка с красивым названием «Романтика», сошедшая с конвейера в 1973 году. Она полностью соответствовала своему предназначению и довольно скоро приобрела популярность в определенных кругах. Тушинский машиностроительный завод решил подкрепить успех, через год выпустив модификацию плоскодонки с номером «2».

Также можно услышать про версии «3» и «4», но это названия «народных» доработанных модификаций, в которых владельцы добавляли 5–й и 6–й сегменты. Сегодня российским брендом Malutka изготавливается «Романтика Н» — картоп длинной от 2,8 до 3,5 м с несколько иными характеристиками, однако в целом сохраняющий основные принципы прототипа.

Теоретический чертеж лодки «Романтика»

«Романтика» хорошо ведет себя на волнении высотой 0,25 м при любых курсовых углах; при этом кокпит не заливается и не забрызгивается. Для проверки безопасности плавания были проведены специальные испытания лодки при пересечении ею кильватерных волн от проходящих мимо судов, в частности — на крутой волне, создаваемой быстроходным катером типа «КС». Было установлено, что и в этих условиях мотолодка не имеет тенденции к опрокидыванию, т. е. ее можно эксплуатировать на судоходных реках.

«Романтика» обладает достаточно высокой поперечной остойчивостью: начальная метацентрическая высота при водоизмещении 260 кг равна 1,1 м.

Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, размещенными под носовой палубой и в кормовой секции.

Моторная лодка «Романтика» легко управляется как на спокойной воде, так и на волне, обладает хорошей устойчивостью на курсе. С двумя человеками на борту при перекладке мотора «Прибой» на борт диаметр циркуляции на полном ходу составляет 1,5—2 длины корпуса, а с одним человеком — три длины.

Жесткая «притуплённая» палуба в носу позволяет пассажирам выходить по ней на берег. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Лодка «Романтика» оборудована переносным мягким поролоновым сиденьем для водителя. Для размещения пассажира предназначена продольная передвижная банка (на которой могут расположиться и двое). Эта банка оказалась весьма удобной при гребле.

С лодки удобно ловить рыбу спиннингом стоя и купаться — можно нырять с борта и влезать через борт; достоинством «Романтики» является также и то, что ее довольно просто вытаскивать на берег и спускать на воду.

Лодка достаточно экономична и пригодна для сравнительно далеких прогулок: с мотором «Прибой» два человека, располагая 20-литровым баком топлива, покрывали расстояние около 70 км, а один — совершал 160-километровый переход.

Лодка комплектуется черпаком, спасательным линем, аптечкой с инструментом для сборки и разборки, а также запасными частями.

М. Б. Масеев, В. С. Тимофеев, «Катера и яхты», 1974, №03(049).

Читайте также:  Мотор печки авео аналог

Технические характеристики лодки «Романтика 3»

Лодка «Романтика 3» не поступала в заводское изготовление. Третья модель наименована самими мастерами, которые добавляли пятую секцию к конструкции. Длина судна составляет практически 4 м. При увеличении габаритов многие владельцы устанавливают моторы мощностью в 10 л. с.

Фотографии мотолодки «Романтика»

Мотор «Ветерок-8М» на лодке «Романтика»

Внешний вид и особенности конструкции

Лодка «Романтика» имеет неплохие технические характеристики. Конструкция произведена из АМг–6Б. Это сплав с отличной пластичностью и средней прочностью, не поддающийся воздействию коррозии. Хорошо ведет себя в процессе сварки, но шов чуть менее прочный, чем у других магналиев. В то же время он — самый легкий из алюминиевых сплавов и идеально подходит для данной модели. Толщина обшивки судна «Романтика» — 1,2 мм. Этот показатель свидетельствует о достаточно ощутимом качестве корпуса, способном отходить сезон с минимальными повреждениями. Ее можно разобрать на три части: носовую и две задние.

Форпик разделен на 2 фрагмента, средняя и кормовая — на три. Сборка выполняется следующим образом: от днищевых поверхностей вертикально вверх поднимаются переборки, которые выполняют функцию бортов и поперечных перегородок. На них выштампованы гофры, здесь они присутствуют вместо ребер жесткости. Переборки соединяются между собой болтами, сначала все нижние детали, потом к ним монтируются палуба, элементы кокпита, транцевая доска. Все необходимые инструменты и крепежные детали присутствуют в наборе при покупке.

После разборки блоки вкладываются друг в друга «по принципу матрешки» — маленький в средний, а он — в большой и т.д. Чехол с ними занимает пространство приблизительно метр на метр. Капитан с помощником на монтаж катера потратят всего 30 или 40 минут. Обводы «Романтики» выполнены в непривычной для обычного судостроения форме. Дно почти до самого носа плоское, имеет штампованные продольные «волны». В этой части конструкции скула скруглена, борта в разрезе повторяют очертания окружности. От четвертого шпангоута к носу очертания меняются: днище приобретает угол наклона, гофры исчезают, килеватость плавной линией переходит к форштевню. Фланцы широкие, 2,5 см, выполняют функцию брызгоотбойников. Такая конструкция показала на испытаниях высокое значение гидродинамического качества корпуса на полной скорости в режиме глиссирования.

Кокпит обширный за счет отсутствия рундуков и ниш по бортам. Есть мобильная банка, на которой могут расположиться, при желании, 2 человека. Впереди сидит водитель. Багажник находится в запалубленном отсеке, доступ к нему — под торпедой. Больше мест для хранения личных вещей нет. Транец — цельный элемент кормового сегмента. Он усилен доской толщиной 3,2 см из дерева. Проектировался под отечественный «Прибой» с мощностью от 2 до 5 лошадиных сил.

Модификация «2» была длиннее на 86 см, ширину оставив прежней. Высота транца стала стандартной, 38 см. Пассажировместимость увеличилась на одного человека. Двигатель предусматривался уже 8–сильный. В целом, обводы, величину борта на миделе и общее строение разработчики оставили такими же точно с единственным отличием — одной дополнительной секцией. Однако, вес стал тяжелее и перевозка картопа стала труднее.

Лодка «Романтика» на видео

Лодка «Романтика» и электромотор Minn Kota 40lb

Источник

Поделиться с друзьями