Лодка самодельная под мотор фанера

Самодельная лодка из фанеры своими руками

Из-за достаточно высоких цен на лодки, покупка готового изделия заводского стандарта становится затруднительной. К тому же модель, изготовленная согласно государственным стандартам не всегда удовлетворяет потребности потребителя. К примеру, надувные лодки достаточно мобильны и удобны в транспортировке, но велик процент быстрого износа ввиду физических повреждений корпуса. Долгожданная рыбалка или активный отдых на воде может внезапно закончиться из-за малейшего прокола.

Опытные рыболовы, желающие сберечь накопленные деньги, и получить плавсредство, соответствующее всем требованиям, принимают решение собственноручно сделать лодку из листов фанеры. Лодка из фанеры своими руками достаточно увлекательное дело для рыбаков, желающих творчески проявить свою личность. Кораблестроение начинается с определения величины плавсредства, набросков, которые по ходу доработок становятся мастерски выполненными чертежами.

Из чего состоит лодка

В начале конструирования лодки для рыбалки необходимо ознакомиться с терминологией. Итак:

  1. Киль. Основание для крепления всех имеющихся элементов конструкции. Основной элемент корпуса.
  2. Форштевень. Носовая часть лодки.
  3. Ахтерштевень. Противоположная носу сторона плавсредства.
  4. Шпангоуты. Поперечные детали, которые создают необходимую жесткость и плавный контур корпуса.
  5. Слань. Индивидуальный настил, расположенный по дну лодки.
  6. Борта лодки. Борта формируются из досок, которые установлены над форштевнем и ахтерштевнем, объединенные в процессе крепления со шпангоутами.

Размеры лодки, ее виды и формы

Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

  • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
  • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
  • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
  • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.

Особенности изготовления

Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

  • надежность и длительный срок службы конструкции;
  • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
  • вместительность лодки до 5 пассажиров.

Материалы и инструменты

Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

  • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
  • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
  • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.
Читайте также:  Салют э лодочный мотор доработки зажигания

Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

  • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
  • брусья и доски;
  • стеклоткань для изоляции швов;
  • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
  • эпоксидный клей;
  • проволока медная;
  • шурупы;
  • гвозди.

Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.

Этапы изготовления

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Строительство модели из фанерных листов начинается с грамотно оформленных чертежей. Новичкам можно воспользоваться подсказками всемирной паутины, либо приобрести чертежи в магазине. Чертежи, составленные профессиональными конструкторами на чертежной бумаге, дают возможность подробно изучить все углы конструкции.

Чертеж в реальный размер модели можно отобразить следующим образом:

  • по центру листа проводится линия, разделяющая чертеж лодки из фанеры на две равные части. Непременным условием составляет симметричность сторон;
  • начерченная линия условно разделяется на четыре равных отрезка для установки шпангоутов;
  • графически отображается вертикальное изображение и вид модели сверху;
  • по нанесенным диаметральным линиям вырисовывают формы шпангоутов;
  • для контроля точности чертежа сверяются основные параметры всех фракций в заданном масштабе;
  • на плотной бумаге вырисовывается в масштабе 1:1 форма шпангоутов;
  • пользуясь лекалами и длинной линейкой, прорисовывают гибкие линии модели;
  • составленный набросок складывают вдоль горизонтальной линии и сверяют на точность начерченных деталей. Обе части рисунка должны быть идентичны друг другу.

Чертеж перемещают на картон после детальной сверки. Жесткая бумага облегчает процесс перенесения на фанеру чертежа. Изображение переносится на фанеру с учетом всех соблюдаемых масштабов, в соответствии с тем, как оно нарисовано. Увеличение или уменьшение размеров категорически недопустимо. Важно при копировании зарисовок на фанеру принимать во внимание направление волокон древесины. На этом этапе это зависит от конструкции элементов модели, так как слои фанеры расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Сборка корпуса модели плавсредства

Раскройка деталей для самодельной конструкции трудностей не вызывает. Для распила деталей потребуется электролобзик. Очень важно распиливать детали электролобзиком, так как другой инструмент может оставить кривую линию среза, и детали останутся в сколах.

После распила всех элементов необходимо отшлифовать все составляющие конструкции и просверлить в них отверстия для сшивания корпуса. Отверстия следует просверлить с равным расстоянием в 100 мм для сохранения эстетичности внешнего вида. Сшивать днище конструкции следует капроновой нитью, так как капроновая нить достаточно прочная, не поддается гниению, после пропитки эпоксидной смолой выступает в роли армирующего элемента.

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

Читайте также:  Carrier transicold fr u48y тип мотора cxm формы pwa

  1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
  2. прикрепить транец ко дну;
  3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
  4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
  5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
  6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
  7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
  8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
  9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
  10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
  11. таким же образом склеивают наружные швы;
  12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.

Финишная отделка плавсредства

После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

Последовательность финишной обработки готовой конструкции:

  1. Зашкуривание наждачной бумагой все неровные фрагменты эпоксидной смолы;
  2. Влагостойкой шпатлевкой выравниваются все полученные в процессе стройки изъяны;
  3. Готовую конструкцию покрывают лаком или влагоустойчивой краской в несколько слоев;
  4. Приобретение весел или изготовление их своими руками.

Для предупреждения гниения лодки с течением времени, не обойтись без проведения профилактических обработок по всему корпусу. При постоянном уходе и бережном использовании самодельная лодка из фанеры прослужит длительное время.

Источник

Самодельные лодки из фанеры под мотор: материалы и детали, сборка

Наша основная задача в данном случае показать реальность сборки такого устройства, как самодельные лодки из фанеры под мотор. То есть, мы разберёмся, как можно сделать такую плавающую конструкцию, на которую этот двигатель можно было бы подвесить, чтобы привести её в движение.

Помимо этого вам будет продемонстрировано видео в этой статье, которое соответствует данной теме.

Самодельная моторная лодка из фанеры в эксплуатации

Материалы и устройство

Самодельные плоскодонные лодки из такого материала (см. фото вверху) обладают, по крайней мере, тремя неотъемлемыми достоинствами, которые всегда будут выступать в пользу приобретения или самостоятельного изготовления такой конструкции.

Прежде всего, это её лёгкость, ведь клееный шпон имеет гораздо меньшую удельную массу, нежели сплошной массив дерева. Во-вторых, это остойчивость корпуса, который монтируется из цельных кусков фанеры и имеет чёткие геометрические пропорции, придающие лодке для такого качества .

И, в-третьих – невысокая цена, которая складывается, в основном, из стоимости самой фанеры, досок, а так же клея и грунта, которыми обрабатывается судно. (см. также Выпиливание электролобзиком из фанеры: чертежи и правила работы с инструментом)

Материалы и сборочные детали

Рекомендация. При выборе породы древесины для лодки, нам чаще всего попадается ель и сосна и вам здесь необходимо учесть некоторые моменты.
Ель белее сосны и обладает большей водостойкостью, чем очень хороша для обшивки, но при этом не забывайте, что еловые доски легко могут расколоться при забивке гвоздей.
Учитывайте эту особенность при выборе материала.

  • Помимо древесины, нам нужны определённые геометрические параметры досок, так, их ширина должна соответствовать 305 мм и толщина – 25 мм. А вод для кормы и бортов нам потребуется определённая длина – 864 мм, причём все размеры должны быть подогнаны максимально точно, так как крепиться детали будут саморезами к корпусу и любая погрешность приведёт к его деформации.
Читайте также:  Вес мотора ямаха 60 четырехтактный

Детали и сборка

Буква обозначения на схеме Наименование детали Количество штук Параметры в мм
Длина Ширина Толщина
А Борт 2 1800 305 25
Б Корма 1 864 205 25
В Распорка 3 864 100 25
Г Сиденье 2 864 254 25
Д Палуба 1 914 305 6
Е Бруски для сиденья 4 254 25 25
Ж Рейка решетки 8 1200 50 20
З Брусок для палубы 2 200 25 25
И Весло (заготовка) 1 1200 140 35
К Ручка 1 120 30

Параметры и количество деталей самодельной фанерной лодки Конструкция фанерной самодельной лодки

  • Фанерные или дощатые детали сами по себе вряд ли вызовут какие-либо затруднения при изготовлении, так как их форма достаточно проста. Но, тем не менее, очень важно выдерживать точные размеры при подготовке. Дело в том, что самодельные мотолодки из фанеры могут стать плавсредством лишь в том случае, если сборка произведена правильно и отсутствуют любые щели и зазоры.
    Именно поэтому все стыкуемые кромки нужно очень тщательно подгонять, чтобы они становились впритык друг к другу (для плотного стыкования кромок их желательно шлифовать, чтобы убрать все заусенцы и неровности).

Совет. Для монтажа всех имеющихся на лодке деталей используйте только оцинкованные или лужённые саморезы.
Для обшивки наиболее приемлемы короткие шурупы 18×3 мм или 25 x 3 мм, а вот для таких элементов как сиденье, борт, корма (более крупных) лучше использовать саморезы 60×4 мм или 60×5 мм.

  • Днище у лодки делается своими руками из цельного куска фанеры, но, тем не менее, его нужно стыковать с бортами и кормой, поэтому инструкция требует применения на стыках клея. Можно использовать различные водостойкие марки, например, ВИАМ-Б/3, но если такового не окажется, то используйте густотёртую масляную краску – с учётом сжатия и разбухания стыка он не пропустит воду.
    Помимо проклеивания стыка, его стягивают саморезами, причём минимальный шаг должен составлять 40 см (можно меньше), а так же швы нужно проконопатить полотном или перкалью, замочив их клеем АК-20.
  • Очень важным и ответственным моментом можно назвать грунтовку и окраску уже собранного изделия своими руками, ведь от этого во многом зависит вся его водонепроницаемость. Грунтуется лодка олифой, но не в обычном режиме, а только после кипячения жидкости.
    Горячую олифу наносят на внутреннюю и наружную часть лодки, заполняя при этом все стыки, изгибы и неровности, а после этого дают ей полностью просохнуть. После этого вы можете покрасить ваше детище в любой понравившийся вам цвет или разделить оттенки – до ватерлинии и после неё.

Весло для гребли

  • Весло для лодки можно сделать из 35-ти миллиметровой берёзовой доски, но на конце обязательно (К) запилите шип и сделайте там ручку. (см. также Распил фанеры) На веретено (ручку) наденьте кольцо из резины, чтобы предотвратить стекание воды, а конец лопасти оббейте полоской латуни, загнув её по обе стороны. Весло, точно так же, как и лодку, нужно обработать олифой и покрасить.

Заключение

Сейчас вам осталось только установить двигатель на корму лодки, основательно его закрепить и смело выходить на простор пруда или озера. Не забудьте только на дно постелить обрешётку из бруса 50×25 мм или 50×30 мм, чтобы днище не продавливалось.

Источник

Поделиться с друзьями