Лодочный мотор для казанки 5м4

Рейтинг советских лодок для рыбалки. Лучшие и худшие

В рейтинге — 10 популярных мотолодок, произведённых в СССР, о которых я могу судить по своему личному опыту (были в пользовании или катался с друзьями). Кто не согласен с рейтингом, есть уточнения или просто хочется обсудить — пишите в комментариях, внизу статьи.
Нередко комментарии оказываются более интересными и полезными, чем сама статья.

Сегодня не будем — о том, чем лодки советского периода были лучше или хуже современных, российских. Об этом была достаточно подробная статья. Под ней, в комментариях разгорелись жаркие споры. До сих пор, читатели сравнивают характеристики старых и новых лодок (ссылка на эту статью — в конце текста).

Сейчас обсудим только моторные лодки, изготовленные в советском союзе. Рейтинг из 10 лодок. До сих пор — их много на воде. До сих пор — служат верой и правдой, своим заботливым хозяевам. Итак, начали.

1. Первое место, в моём личном рейтинге советских лодок занимает «Прогресс 4» и его каютный вариант «Прогресс 4Л».
В начале 2000-ых годов, мне достался вот этот «П4» (ниже несколько фото, мои и чужие — их можно листать). Два месяца ходил под мотором «Вихрь 30», который купил с лодкой. В середине лета поменял его на «Suzuki DT40» и понял что такое счастье.

+ Просторный кокпит. Рыбачить вдвоём, кататься вчетвером — не тесно. Огромный носовой рундук, с широким люком. Задний диван, хоть и несъёмный (как и у «Казанки 5М3»), но почти не «отъедает» место в просторном кокпите. При таких габаритах и с приличной загрузкой — лодка легко выскакивает в режим глиссирования, даже под мотором 25 л.с. При разрешенной макс.мощности 50л.с. — даже и 40л.с. в любой ситуации оказывается достаточно.
Отличная остойчивость в статике. Прочный корпус, хорошо рассчитанный силовой набор.

— Низкая килеватость (7 град. на транце). Поэтому при невысоком, жестком волнении — ощутимые удары по днищу, на скорости. Не намного комфортнее чем на «Крыме» в тех же условиях. Хотя на более высокой и длинной волне (20-40см.) идет уверенно, без забрызгивания и зарывания носом во встречную волну.

Вот так выглядит «П4», если не полениться (или не поскупиться) и добавить ему комфорта и внешней привлекательности (3 фото из интернета — можно листать, сдвигая)

2. Второе место отдаю легендарной (но очень неоднозначной) лодке «Крым». Неубиваемый сварной корпус из АМг. Отличный вариант для рыбалки. Модификацию «Крым М» считаю менее удачной: Плюс, что добавили самоотливной рецесс и макс.мощность мотора до 40.л.с. Но неудачный силовой набор — испортил эти плюсы. На фото ниже моя лодка (после тщательной доработки) и другие «Крымы», в первозданном виде и «обновленные» (можно листать фото, сдвигая в сторону)

+»Вечный» корпус. Легкий выход в глиссирование — даже с большой загрузкой, под малым мотором. Шикарная остойчивость в статике (благодаря низкой килеватости 4,5 гр. на транце). Огромный кокпит (по отношению к внешним размерам лодки). Очень легко, «в одно лицо» можно вытянуть пол-корпуса из воды на песок или наоборот — столкнуть с мели.

— Жесткое, некомфортное прохождение короткой «злой» волны. Слабая курсовая устойчивость. Отсутствие самоотливного рецесса. Неудобный доступ в носовой рундук. Тонкий, эластичный, материал обшивки.

3. «Казанка 5 М (2,3,4). Отличия у этих модификаций небольшие. Мотор 30л.с. для неё маловат. Требует 40-50л.с. Для рыбалки не очень удобна. Корпус надежный, живучий. При покупке — особое внимание на наличие коррозии по силовому набору в районе скулы.

+ Хорошо справляется с волнением, достаточно уверенно выходит в режим глиссирования. Удобный люк, в носовой отсек. Полки и небольшие рундуки по бортам — это удобно. Надежный транец — не требует усиления даже при установке мотора 60-70л.с. (по паспорту разрешено до 50л.с.)

— Неустойчива в статике (стоит только товарищу, со спиннингом, резко шагнуть ближе к борту — и вы хватаетесь за стекло, чтоб не упасть). Задний (несъёмный) диван занимает большую часть кокпита.

4. «Казанка» и «Обь» (первые, румпельные модификации — с булями и без них). Считаю — достойны поделить это место поровну. Конечно, они отличаются друг от друга — но я решил их поместить в один ряд.
Первые, «безбулястые» модели самые крепкие и «ходкие». Но с непривычки — и самые опасные. С булями уже гораздо устойчивее и всё ещё «ходкие» (под мотором 12-15л.с. — отлично везут 3-4 человека). Под моторами 25-30л.с. просто «низко летят над водой» )). Но требуют очень внимательного управления — от трезвого, опытного водителя.

Читайте также:  Дизельные моторы вольво хс60

Неоднозначные это лодки. В умелых руках — незаменимые помощники на рыбалке. Для неопытного, пьяного или рассеянного — могут стать бедой. Многие помнят, что такое заводить «Вихрь» на «безбулястой» Казанке — с ручного стартера, посреди реки. Со включенной скоростью.

5. «Обь 3» (и «Обь 3М»). У «М» чуть повыше борт. У этой лодки много фанатов, но мне (для рыбалки) она не очень нравится. Хотя и обладает рядом достоинств. Два сезона была в пользовании, с мотором «Вихрь 30».

+ Благодаря тримаранным обводам — эту лодку невозможно опрокинуть, даже резко повернув на полном ходу. Остойчивость в статике — непревзойденная. Можно вдвоем встать на один борт — почти не накренится. Хорошо держит курс на скорости. Большой люк носового рундука.

— Лодка спроектирована под мотор мощностью до 30л.с. Но этой мощности ей мало. Тяжело выходит в глиссирование даже со средней загрузкой. На среднем (тем более, высоком) волнении — зарывается носом во встречную волну. Заливает кокпит. Покатая носовая палуба — травмоопасна при посадке и высадке, в дождь или с грязной обувью (скользко). Леера мешают рыбачить сидя.

6. «Днепр» — лодка которая хорошо спроектирована (её ходовая, подводная часть). Но сборка не качественная. Достаточно большой угол килеватости для советской лодки (14,5 град. на транце).

+ Уверенно идёт по высокой волне, отличная курсовая устойчивость. Достаточно мягко проходит короткую, жесткую волну (из-за серьёзной килеватости и высокой скулы у форштевня). Самоотливной рецесс.

— Где плюс, там и минус. Из-за высокой килеватости, у лодки плохая остойчивость (болтает в статике, во время рыбалки и стоянки). Выход в режим глиссирования, с максимально разрешенным мотором в 30л.с. тяжеловатый. Вдобавок — на удивление некачественная (для СССР) клепка корпуса. И неудобный, «крымовский» доступ в носовой рундук. Тонкий материал обшивки.

7. «Неман 2». Отличная лодка. Если б не её крохотный размер, заняла бы минимум второе место, в этом рейтинге. Модели с поперечным и продольным силовым набором — значительно надежнее «только поперечного» (обращайте внимание при покупке).

+ Лодка очень ходкая, легкая. Отлично идет под мотором 18-25 л.с. Сварной корпус. Хорошая курсовая устойчивость.

— Тесновато в кокпите (двум рыбакам там делать нЕчего). Чувствуется недостаток длины корпуса — даже при среднем волнении.

8. «Амур» (и его модификации). Среди советских мотолодок — как машина «Чайка» среди «Жигулей». Выбрасывайте родной стационарный москвичевский мотор. Ставьте подвесной 70-100л.с. И наслаждайтесь!

+ Отлично ведёт себя даже на сильном речном волнении. Даже при высоте волны 1,2 метра — вам нечего опасаться. Крепкий, надежный корпус. Курсовая устойчивость и остойчивость (в статике) на высоте. Не удивительно — при его богатырском весе и длине 5,5 метров.

— Родной стационарный (москвичевский) мотором, ненадежный и слабый (желательна замена на ПЛМ). Даже без родного мотора, с подвесником,»Амур» будет весить не менее 300кг. Вдвоем тяжеловато — сбрасывать его на воду с прицепа или стапелей на лодочной станции. Несмотря на хорошую всхожесть на высокую волну — сильные удары по днищу заставят вас поволноваться.

Так выглядит «Амур» после тщательного тюнинга (с импортным стационаром и с поворотно-откидной колонкой).

9. «МКМ». Клепаная, легкая (150кг.) лодка, с низким углом килеватости на транце. Надежный, долговечный корпус. Достаточно средние показатели во всем — но и нет заметных минусов. Лодка пользуется заслуженной популярностью. Для рыбалки — отличный вариант.

+ Низкая килеватость позволяет ей легко выходить в режим глиссирования под небольшим (15-20л.с.) мотором. По этой же причине — отличная остойчивость, в статике (это очень важно для рыбалки).

— Неудобный («крымовский») доступ в носовой рундук. Отсутствие самоотливного рецесса. Забрызгивает кокпит. Высокая волна — не её стихия. Допустимая высота волны всего 0,25. Разрешенное удаление от берега 1 км.
(Для сравнения — у «Крыма» оба эти показателя в три (!) раза выше).

10. «Южанка 2». Достаточно неплохая лодка. Достаточно серьёзная килеватость (для советских лодок) 8 град. на транце. Средний размер (4,2 метра длиной). Всё у этой лодки — среднее. Ничем особо не выделяется: ни в плюс, ни в минус.
(Мнение личное. Кто считает иначе — поправьте в комментариях).

Читайте также:  Датчик давления масла 271 мотор

Источник

Мотолодка «Казанка-5М4» — описание и основные технические характеристики моторной лодки

Уже около пяти лет Казанское авиационное объединение имени С. П. Горбунова выпускает эту очередную модификацию из популярного семейства «Казанок».

«Казанка-5М4» — очередная модель из популярного семейства мотолодок

Выбору этой модели «Казанки-5М4» предшествовал долгий конструкторский поиск и основательные ресурсные испытания. Не будет ошибкой сказать, что работа по ее созданию началась лет двадцать назад, когда казанские авиастроители решили заменить самую массовую, но далеко не безопасную при эксплуатации под более мощным, чем 10-сильная «Москва», мотором «Казанку-М» на новую комфортабельную и надежную «дюральку».

Наследница «торпедных» обводов

В то время — в начале семидесятых — с заводского конвейера уже сходили крупные (длина корпуса 5 м) мотолодки «Казанка-2М», рассчитанные на мотор мощностью до 50 л. с. и вмещавшие экипаж из шести человек. Это было гораздо более мореходное судно, пригодное для прогулочно-туристских плаваний по крупным рекам и в прибрежных зонах больших озер и водохранилищ при волнении до 3 баллов (высота волны 0,75-1,25 м). У бывалых водномоторников остались хорошие воспоминания об этой лодке. Остроскулые обводы с «закрученным» днищем (50° — на шп. 1; 17° — на мидель-шпангоуте и 7° — на транце) обеспечивали ей неплохие ходовые качества даже с одной «тридцаткой».

Новая четырехместная «Казанка-5», выпуск которой был начат чуть позже, в принципе имела те же «фирменные» глиссирующие изогнуто-килеватые торпедные обводы, несколько напоминающие обводы довоенных «туполевских» торпедных катеров: S-образную скулу в носовой части, большую килеватость днища на миделе (22°) при сравнительно плоском днище в корме (5° на транце). Главным отличием был притуплённый в плане обвод палубы в носу.

Эта «Казанка» имела несколько меньшие размерения (длина корпуса 4,5 м) и проектировалась с расчетом на повышенную мореходность и комфортабельность при использовании одного мотора мощностью до 30 л. с. Мотолодка имела хорошие ходовые качества и малый дифферент при плавании с полной нагрузкой в тихую погоду. Однако при ходе на волнении лодка, врезаясь в волну, поднимала тучу брызг, а малый ходовой дифферент обуславливал увеличенную смоченную длину корпуса и в результате повышенное сопротивление трения.

С конца 1977 г. практически тот же корпус был существенно подкреплен, а «выносной транец» — подмоторный кронштейн — заменен новым, рассчитанным на установку двух моторов суммарной мощностью до 55 л. с. Это позволило повысить скорость новой модели «Казанки-5М» с полной нагрузкой с 42 до 52 км/ч.

Однако с переходом на двухмоторный вариант минусы установки моторов на кронштейне за транцем стали существеннее, чем плюсы. Еще более ухудшились и условия обслуживания моторов на плаву, и центровка лодки. Поэтому на следующей модели — «Казанка-5М2» — вместо кронштейна был предусмотрен традиционный подмоторный рецесс.

Эта модель была запущена в серийное производство в 1978 г. и с небольшими изменениями в планировке кокпита, конструкции ветрового стекла и т. д. выпускалась под названием «Казанка-5М3» много лет — до конца восьмидесятых.

Избавление от устаревших обводов

Все эти годы коллеги критиковали конструкторов предприятия за излишнюю приверженность фирменным «закрученным» обводам, которые уже неслучайно считаются устаревшими. Этим, в частности, объяснялся такой присущий «Казанкам» недостаток, как повышенный расход топлива при ходе на волнении. Такое мнение неоднократно высказывалось, например, при обсуждении результатов выступлений на «Казанках» во время традиционных гонок на призы журнала «Катера и Яхты».

Это было учтено «горбуновцами». И летом 1989 г. они привезли в Елгаву — на очередную встречу водномоторников принципиально новую лодку «-5М4», на которой команда завода успешно выступила на соревнованиях, показав высокий результат (64,6 км/ч в 100-километровой маршрутной гонке) и завоевав главный приз — «Золотой винт».

Читайте также:  Лодочный мотор для лодки мкм

Внешне это была традиционная «Казанка-5М3»: тот же знакомый дизайн, прежняя планировка кокпита. Однако корпус имел принципиально иные — выпукло-килеватые обводы днища с несколько большим углом килеватости на транце (8,5°). S-образность скулы заменила ее «низкая» линия с плавным подъемом в носу. На днище были сохранены продольные реданы, эффективность которых на более килеватом корпусе возросла. Это сразу же сказалось на ходовых качествах лодки: если под одним 30-сильным «Вихрем» скорость раньше не превышала 34 км/ч, то теперь она достигала 40 км/ч.

Технические данные мотолодки «Казанка-5М4»

Основные параметры и размерения:
· Производитель ОАО «Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова»
· Длина наибольшая, м 4,60
· Ширина наибольшая, м 1,65
· Высота борта на миделе, м 0,78
· Угол килеватости днища на транце 8,5°
· Масса с оборудованием и снаряжением, кг 190
· Грузоподъемность, кг 400
· Пассажировместимость, чел 5
· Допустимая мощность мотора, л. с. 60
· Материал корпуса Дюралюминий
· Сборка корпуса Клепка
· Мореходность (высота волны, м) 0,75

С целью более экономичного расходования топлива создатели лодки рекомендуют при длительных переходах устанавливать на «-5М4» один мотор мощностью 30 л. с. В этом случае при полном водоизмещении скорость составляет не менее 36 км/ч.

Разрешается устанавливать на новую «Казанку» и два подвесных мотора суммарной мощностью до 60 л. с. На сегодня это самая крупная мотолодка промышленного производства.

Подробности о последней новинке

Напомним, что «Казанка-5М4» имеет клепаный корпус из легкого сплава. Ее можно эксплуатировать как в пресной, так и в морской воде в районах с умеренным и холодным климатом при температуре воздуха от -5°С до +50°С и высоте волны не более 0,75 м. Корпус мотолодки подкрепляется поперечным набором, состоящим из девяти шпангоутов; жесткость обшивке придают также выштампованные на днище продольные реданы, рифты по бортам, скуловые стрингера и киль. Соединение бортовых и днищевых листов обшивки производится при помощи специальных скоб, которые одновременно служат и брызгоотбойниками. Лодка имеет запалубленную носовую оконечность; здесь оборудован вместительный багажник. В просторном кокпите можно с комфортом переночевать под тентом; имеется и кормовой багажник со сливным клапаном.

Общий вид мотолодки «Казанка-5М4»


увеличить
1 — корпус; 2 — носовая ручка; 3 — крышка носового багажника; 4 — замок крышки носового багажника; 5 — ветровое стекло; 6 — сигнальная мачта с белым огнем; 7 — бортовые огни (левый, правый); 8 — закрывающаяся ниша для хранения вещей; 9 — тент; 10 — транец; 11 — блоки плавучести; 12 — подушки кресел, разложенные для ночлега; 13 — закрывающаяся ниша для хранения вещей; 14 — кресла; 15 — слани; 16 — утка швартовная; 17 — рулевое управление;
18 — пульт дистанционного управления; 19 — весло с уключиной; 20 — крышка багажника;
21 — кормовая ручка; 22 — подушка кресла; 23 — подушка заднего дивана;
24 — подушка спинки дивана; 25 — поручень.

Лодка оборудуется ветровым стеклом, двумя мягкими складными креслами и кормовым диваном, складным тентом, фанерными пайолами и распашными веслами, сигнальной мачтой (с белым огнем), бортовыми отличительными огнями, ремонтной аптечкой, спасательным линем, пожарным полотном и черпаком. Рулевое и дистанционное управление газом-реверсом позволяет подключать к нему моторы типа «Вихрь» или «Нептун-23».

Готовый корпус покрывается грунтом типа ГФ-032, ВЛ-02 и красится водостойкими эмалями типа ХВ-16, ПВХ. Завод дает двухлетнюю гарантию на мотолодку и лакокрасочное покрытие. В 1993 г. завод выпустил 2400 «Казанок-5М4». Производство лодок сейчас переведено на основное предприятие, где оборудованы сборочный и покрасочный конвейеры. Лодка сертифицирована. К сожалению, из-за тяжелого финансового положения выпуск «Казанок» начал падать. И вот уже с весны 1995 года с конвейера не сошло ни одной лодки.

«Катера и яхты», 1996 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Поделиться с друзьями