Лодочный мотор два цилиндра или один

2-тактные и 4-тактные моторы: разница, особенности, плюсы

Для начала оговоримся: мы не будем влезать в технические сложности, но поговорим о том, что нам известно не понаслышке, а из практики. В заметке постараемся подчеркнуть: чем хороши двухтактные модели – и какие плюсы есть у четырёхтактников.

Плюсы двухтактных модификаций:

1) Двухтактные модели – более «резкие» (практически во всех отношениях:) Резче идёт «подхват» топлива, соответственно, быстрее достижение полного газа при старте. Выход в режим глиссирования не требует долгих прелюдий – вжух! И вы уже летите по волнам. На старте двухтактник обгонит «четвёрку» – но только на старте.

Рыбаки, которые предпочитают ловлю забросом и часто меняют точки ловли, оценят скоростные способности двухтактников, на которых за короткое время можно «окучить» большую площадь на воде. Клюёт, но как-то хиленько? Можно рвануть выше по течению и попробовать испытать удачу на новом месте!

Динамичный переход по воде с ветерком и брызгами во все поля – это радость, более чем доступная рыбаку с фирменным двухтактником. Это первый реальный плюс.

2) Второе преимущество заключается в том, что двухтактник по своей конструкции проще, поэтому и обслуживание выполняется легче, и ремонт в случае чего (на воде всякое бывает) не вызовет особых сложностей и обойдётся дешевле. Проще «внутренняя архитектура» мотора, полный рабочий цикл выполняется быстрее, за один оборот коленвала.

Заглянем под капот: метод петлевой продувки обеспечивает достаточное смазывание всех двигающихся деталей под капотом топливной смесью из бензина и масла (готовится заранее, перед выходом на воду). Главное, чтобы «нога» мотора была в воде – и всё, никакого «масляного голодания» ваш мотокрасавец не испытает. Можно спокойно наслаждаться любимой рыбалкой.

3) Стоимость. Вопрос тонкий, важный, вызывающий понятное внимание. Двухтактные модели в среднем стоят меньше, своих четырёхтактных аналогов по мощности. Это разница может достигать отметки и 15%, и 20%. Чтобы не оперировать «общими фразами», добавим конкретный пример (по состоянию цен в сети «Лодки-Питер» на 25 декабря 2018 года)
► двухактный мотор Mercury 5 M → 61 200 р.
► четырёхтактный мотор Mercury F 5 M → 66 500 р.
(разница = 5300 р.)

● двухтактный мотор Tohatsu M 5 BD-S → 61 900 р.
● четырёхтактный мотор Tohatsu MFS 5 C S-S → 66 900 р.
(разница = 5000 р.)

★ двухтактный мотор Mercury 9.9 MH (169 cc) → 88 900 р.
★ четырёхтактный мотор Mercury F 9.9 M → 135 900 р.
(разница 46 000 р.)

Как мы с вами можем увидеть, разница между моторами малой мощности (3-5 л.с.) не такая большая, а вот, начиная от 10 л.с., может быть весьма и весьма значительной, выбирая «два такта» рыбак всегда экономит несколько тысяч, так сказать, в начале истории использования ПЛМ.

4) Вопрос массы. Двухтактный мотор всегда весить меньше, чем его собрат из группы четырёх тактов. Не будем говорить вхолостую, приведём пример:
► двухактный мотор Mercury 5 M → 20 кг
► четырёхтактный мотор Mercury F 5 M → 25 кг
(разница = 5 кг)

● двухтактный мотор Tohatsu M 5 BD-S → 20 кг
● четырёхтактный мотор Tohatsu MFS 5 C S-S → 25,6 кг
(разница = 5,6 кг)

★ двухтактный мотор Mercury 9.9 MH (169 cc) → 26 кг
★ четырёхтактный мотор Mercury F 9.9 M → 38,1 кг
(разница = 12,1 кг)

Как говорится: «чем дальше в лес – тем больше дров и толще партизаны»:) Больше мощность – больше разница по весу между двумя тактами и «четвёркой». Если вы предпочитаете «сольную» рыбалку или возможности подъезда на водоём ограничены (что вынуждает рыбаков тащить всё снаряжение собственными силами), то это может быть для вас существенным фактором выбора. В отличие от Терминатора, спина у рыбака не железная 🙂

5) Дополнительный плюс (и довольно существенный): двухтактники можно перевозить в машине или автоприцеп практически в любом положении без риска поломки. А вот четырёхтактные модели можно перевозить только на стороне «прилива», иначе очень вероятна поломка «подвеса».

6) Есть и ещё один важный момент – расход топлива. Тут скажем просто: двухтактники (в среднем!) потребляют больше топлива. Мы рассчитываем потребление топлива для двухтактных моделей по давно известному нам соотношению: одна лошадиная сила в среднем «кушает» 350 г бензина в час. Зная мощность своего мотора, продолжительность рыбалки (3 или 5 часов), кол-во «ходок» за сезон (кто-то рыбачит 10 десять раз – кто-то успевает сделать больше выходов на воду), можно «прикинуть» затраты на бензин.

⇒ Подводя промежуточный итог, можно отметить: двухтактный «подвес» подойдёт для более активного стиля рыбалки, даст рыбаку возможность быстро менять точки заброса. Больше скорости на старте, резче «толчок» в глиссирование. Моторы весят меньше, более «неприхотливы» в плане обслуживания (хотя здесь есть нюансы), легче и дешевле в ремонте, стоят – по сравнению с 4-тактными «близнецами» – также дешевле.

Дополнение о троллинге: бытует мнение, что «четвёрка» однозначно лучше для этого стиля рыбалки. Однако двухтактник с двумя (и более) цилиндрами также способен обеспечить приятный для троллинга характер работы. Но при этом всё равно придётся перезапускать мотор каждые 40-50 минут, чтобы не повредить свечи.

Теперь поговорим о четырёхтактных моделях.

1) Первый очевидный плюс: четырёхтактные лодочные моторы работают более стабильно на малых оборотах, что замечательно подходит для ловли троллингом и в целом более спокойной и размеренной рыбалки. Есть возможность насладиться красотой родной природы и проветрить голову от офисных мыслей. Как говорится: «Жизнь хороша, когда ловишь не спеша!» 🙂 Никакая «перегазовка» не нужна – свечи не пострадают, не волнуйтесь.

2) Помимо того, что «четыре такта» дружат с малыми оборотами и держат режим ровно, они радуют деликатным звуком работы (он, конечно, всё равно не похож на пение райских птиц, но по своему характеру больше напоминает сдержанное бурчание или бормотание).

3) Есть задача подойти без лишнего шума на место заброса? 4 такта отлично справятся с этим. Ответственные рыбаки, для которых защита родной природы от вредных воздействий – не пустой звук, оценят экологичность четырёхтактных моторов. При использовании топлива надлежащего качества моторы не оставляют никаких масляных пятен на водоёме использования. Меньше вносишь в речку гадости – сам же получаешь на рыбалке больше радости. Получается так 🙂

И ещё один момент: если ветер дует на вас со стороны мотора, то вы не так сильно ощутите запах выхлопных газов, чем в случае использования двухтактной модели. Это особенно важно, если вы отдыхаете с детьми, которым может стать дурно от запаха выборосов с непривычки.

Читайте также:  Надо ли регистрировать лодку пвх без мотора

4) Не нужно самостоятельно готовить «топливную смесь», как для двухтактного мотора. Заливка осуществляется просто: отдельно заливается бензин, отдельно – масло. Об остальном позаботится топливная система.

5) Именно за счёт особенностей топливной системы модели Four Stroke («четыре такта») «кушают» меньше топлива, чем аналогичные по мощности «двушки». Среднее значение потребляемого топлива: 250 г/ч на одну мотосилу (на 100 грамм меньше, чем у «двух тактов»). Грубо говоря: чем больше мощность мотора, на котором вы рыбачите, чем чаще выезды на воду – тем больше ваша экономия.

Подробный расчёт средней экономии на топливе при использовании ПЛМ 2/4 тактов мы приведём в нашей следующей статье, следите за обновлениями в группе!

Что по итогу? Стабильная работа на малых оборотах, бесшумность, экологичность и экономичность – главные плюсы четырёхтактных лодочных моторов. Практически все современные Four Stroke модели повышенной мощности часто укомплектованы электрическими блоками, которые позволяют отслеживать состояние мотора, пресекая на корню возникновение критических ситуаций, имеют другие интересные возможности и функции.

Стоит отметить: стандарт гарантии един для всех типов моторов одного бренда. Кому-то ближе и удобнее «два такта», кто-то предпочитает «четвёрку». Окончательный выбор всегда за самим рыбаком! 🙂

Источник

Лодочный мотор два цилиндра или один

И СНОВА МОТОРЫ. 2-Х ЦИЛИНРОВЫЕ — ЧАСТЬ 1

Наблюдая за эволюцией рыбацкого водномоторного снаряжения своих коллег, друзей и товарищей, невольно обратил внимание на одну интересную закономерность. Можно сказать, что просматривается очень четкая тенденция роста мощности эксплуатируемых моторов.

Это особенно заметно в тех случаях, если до места рыбалки в одну сторону по воде приходится следовать более 10 километров. Уже забываются слова, сказанные при покупке мотора, мощностью 2 — 6 л.с., о неспешном передвижении, о единении с матушкой-природой…

Покатавшись пару сезонов в водоизмещающем режиме, с некоторой завистью посматривая в пенный след, буквально проносящихся мимо глиссирующих судов, рыбаки — водномоторники начинают задумываться о приобретении более мощного двигателя, способного разогнать их плавсредство до подобных скоростей. И если этому благоприятствуют возросшие материальные возможности, а домашние не чинят каких-либо препятствий, а иногда даже и поддерживают и составляют компанию — ну что же, милости просим в число счастливых обладателей двухцилиндровых лодочных подвесных двигателей….

Тема очень широка, если останавливаться на нюансах. Прежде всего будем придерживаться тех вопросов, которые наиболее часто встречаются в рыболовных Интернет-ресурсах потому, что практически каждый рыбак, как показывает практика, решившийся обзавестись лодкой с мотором, в своем увлечении проходит аналогичные ступени… Итак, по порядку, какие вопросы наиболее часто возникают?

ЧТО ПЕРЕСТАЕТ УСТРАИВАТЬ?

Прежде всего скорость под маленьким мотором .

Очень большая чувствительность лодки к загрузке, если идешь один в глиссирующем режиме.

Поездив год – другой на одноцилиндровом двигателе, рыбак, как правило, уже достаточно реально представляет себе акватории лова, расстояния, которые необходимо преодолеть, общий объем и вес полезного груза, который перевозится на рыбалку. Естественно созревает мысль, что надо перемещаться быстрее, переходя в режим глиссирования.

ЗАДАЧА ПОНЯТНА, КАК ЕЕ РЕШАТЬ?

Вопрос первый: остается ли плавсредство?

Если остается, то какова предельно допустимая мощность мотора, который может быть на него установлен. Ибо превышать эту цифру, не просто НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ , А ОПАСНО. Итак, плавсредство остается, до предела мощности еще далеко…

Поэтому будем говорить только о допустимом. Как всегда — это компромисс между минимальной мощностью, способной вывести судно на глиссирование, и предельно допустимой мощностью, рекомендованной производителем, с одной стороны, и реальными финансовыми возможностями – с другой. Финансовый аспект проблемы оставим за читателем, а о выборе мощности – ниже и подробнее…

КАК ВСЕГДА, НЕМНОГО ТЕОРИИ

Глиссирование – это скольжение. Заставить скользить можно практически любой корпус, цена вопроса определяется мощностью двигателя и суммарным весом конструкции. Минимальные затраты при одинаковых весовых параметрах нужны для выталкивания “на глиссер“ плоскодонного корпуса, такого, как у большинства современных надувных судов. Килеватые обводы жестких корпусов потребуют еще больших мощностей. Перемещаясь в глиссирующем режиме, судно испытывает минимальное сопротивление. Не вдаваясь особенно глубоко в теорию гидродинамики, можно достаточно уверенно сказать о возможности передвижения в режиме глиссирования того или иного комплекта. В самом первом приближении подходит такая формула: глиссирование достижимо при нагрузке из расчета 25 — 30 кг на 1 л.с. мощности мотора. Отметим, что эта формула не учитывает очень много факторов.

Более точные результаты для режима глиссирования дает следующая формула

где V – скорость судна с оптимально подобранным винтом , k – коэффициент глиссирования, P – мощность мотора в лошадиных силах, D — полное водоизмещение в пресной воде в тоннах.

Кратко прокомментирую понятие коэффициента глиссирования. В первом приближении — это величина, обратная площади смачиваемой поверхности, когда судно движется в режиме глиссирования. С уменьшением этой площади коэффициент – возрастает, а сила сопротивления движению, в свою очередь, – уменьшается. Для сравнения:

— значение k для надувных ПВХ лодок в зависимости от модели составляет 4,0 — 5,0;

— для «Казанки — 5м4» значение коэффициента глиссирование приблизительно равно 6,5;

-специальные гоночные корпуса, имеющие сложные (катамаранные) обводы, могут иметь коэффициент более 10-ти.

Для достижения подобных результатов специалисты идут на всевозможные ухищрения: продольные и поперечные реданы, каверны, подводные крылья и т.д.

Теперь непосредственно о двухцилиндровых моторах. Речь поведем о приобретении нового мотора.

Естественно, в раздумье, естественно — на распутье.

Первое: наш, не наш…

Второе: переносимый одной рукой или только вдвоем с напарником…

Третье: снимаемый с транца лодки или смонтированный стационарно…

Четвертое: двухтактный или четырехтактный…

ОБСУДИМ ВСЕ ПО ПОРЯДКУ

1. В этом сегменте продукции заморским Mercury/ Mariner, Johnson/ Evinrude, Tohatsu/Nissan, Suzuki, Yamaha, Honda , Selva, – наиболее широко известным и представленным на отечественном рынке, противостоят отечественные «Ветерок — 8», «Ветерок — 12, «Нептун» и «Вихрь».

Автору довелось пользоваться всеми перечисленными отечественными моторами. Особых расстройств это общение не вызвало. Моторы вполне исправно служили при надлежащем уходе и эксплуатации. Купленные еще в прошлом веке с комплектом необходимых запчастей, они добросовестно отрабатывали свой небольшой моторесурс. Вполне ремонтопригодные в походных условиях, нетребовательные к бензину и качеству 2-х тактной смеси. Но…, используя подобную технику, нужно быть всегда готовым прийти ей на помощь. Как правило, свою, сравнительно невысокую цену, они отрабатывали. По своим тяговым и скоростным характеристикам они не намного уступают импортным аналогам. К конструктивным и общим недостаткам можно отнести сравнительно большой расход горючего, ( пожалуй, за исключением Нептуна), шумность на малых и средних оборотах, отсутствие выхлопа через ступицу винта, маленький выбор винтов, отсутствие мелководного привода, невысокое качество комплектующих, содержащих резину, среднее качество подшипников и электроники. Некоторые нарекания вызывало качество сборки.

Читайте также:  Инструкция по эксплуатации лодочного мотора сейлор

Сложности возникали при эксплуатации моторов при температурах ниже +5 C.

Как правило, все моторы имели достаточно высокие обороты холостого хода и при длительной работе в подобном режиме происходило забрызгивание свечи рабочей смесью в нижнем цилиндре.

Из перечисленных выше отечественных моторов наилучшее впечатление осталось от Нептуна и восьмого Ветерка, наверное, потому, что довелось общаться с новой техникой, которой была сделана нормальная протяжка, обкатка и надлежащий уход при эксплуатации и в межсезонье. Говорить о конкурентоспособности отечественных моторов, наверное, не корректно, потому как они разрабатывались еще в середине прошлого века – семидесятых годах, и это другая ценовая категория. Новый отечественный мотор при грамотной эксплуатации (при условии гарантийной обкатки) в течение двух-трех лет, как правило, проблем не вызывает. Если целью приобретения мотора является не дальние и не частые поездки, когда предполагается эксплуатация мотора в одном скоростном режиме, и судоводитель знаком с мототехникой основательно, отечественный двигатель может решать все задачи!

О зарубежной технике немного подробнее, потому что выбор, представленный на отечественном рынке, достаточно велик. Не буду останавливаться на конструктивных особенностях моделей, их надежности, долголетии, ремонтопригодности. Как сказано в статье про одноцилиндровые моторы, если дефекты изделия не “ вылезли” в первые часы эксплуатации, то вся импортная водномоторная техника при бережном использовании – исключительно надежна. Так называемые «косяки» моторов – это, по большей части, не что иное, как нежелание моторовладельца выглядеть «чайником» в глазах окружающих. С учетом достаточно высокого технологического уровня изготовления всех импортных подвесных моторов выбор можно осуществлять,

во-первых, – по финансовым возможностям,

во-вторых, исходя из весовых параметров, под плавсредство и максимально разрешенную мощность,

в-третьих, под задачу рыбалки,

в-четвертых, с учетом имеющегося сервиса в регионе и по понравившемуся цвету колпака….

Двухцилиндровые двухтактные зарубежные моторы серийно выпускались в достаточно широком диапазоне мощностей от 3,0 до 60 лошадиных сил. В мелкосерийном исполнении – и более мощные.. В последние годы в линейках наиболее известных фирм из мощных остались только «полтинники»…

Линейка четырехтактных двухцилиндровых моторов значительно уже – от 6 до 25 лошадиных сил, и не у всех известных фирм.

У производителя, как правило, выпускается ряд моторов одинаковой мощности под транцы разной высоты. В мире общепринятым и наиболее распространенными являются высоты, кратные 15, 20, 25, 30 дюймам, которые соответственно обозначаются S, L, XL,XXL…

Начиная с мощности 10 лошадиных сил, мотор, помимо ручного стартера, может оборудоваться и электрозапуском.

Моторы, мощностью свыше 6 л.с. , могут комплектоваться на выбор либо румпельным, либо дистанционным управлением. На некоторых моторах, не снимая румпель, можно подключить дистанционное управление.

На многих моторах в 6 лошадиных сил и более имеется генератор или преобразователь, позволяющий получать в бортовую электрическую сеть лодки ток, напряжением 12 Вольт при суммарной мощности до 80 Ватт. С ростом мощности мотора возрастает и мощность стоящего на нем генератора.

Для удобства систематизации условно разделим выпускаемые моторы на несколько групп, объединив в группы изделия с одинаковым уровнем мощности или объемом камеры сгорания.

К первой группе отнесем самые маленькие по объему камеры сгорания двухцилиндровые моторы мощностью от 6 до 9,8 л.с. Здесь нужны две оговорки.

1. Достаточно длительное время, как уже отмечалось выше, корпорацией Johnson/Evinrude выпускался 2-х цилиндровый мотор, мощностью 3,0 л.с., в дальнейшем его мощность была увеличена до 4,0 . Аналогов у других производителей не было. Но, учитывая, что объем его камеры сгорания не дотягивает до 100 куб. см, в таблицу он не попадает.

2. Мощность подвесных моторов именно в 9,9 л.с. исторически сложилась, исходя из правил налогообложение водных транспортных средств. В ряде стран налогом облагаются моторы, мощность которых 10 и более л.с. В некоторых странах не нужны права для управления судном с мотором, мощностью ниже 10 сил.

В этой же таблице разместим данные по двухцилиндровым четырехтактным моторам с минимальной камерой сгорания.

Данные за последние 5 лет для этой и последующих таблиц, размещенных в конце статьи, взяты как с официальных сайтов производителей, так и с сайтов дилеров. Среди перечисленных могут быть модели, уже снятые с производства.

В эту мощностную нишу вошли небольшие моторы, которые уже способны вывести глиссирующую лодку на заветный режим,… но с минимальной загрузкой. Водоизмещение судна и его дифферент (или по-русски – центровка) при таких мощностях оказываются весьма критичны.

В этой компании моторов наиболее привлекательным по своим весовым, а главное – мощностным показателям, оказывается Tohatsu 9,8. Необходимо отметить весьма интересный и смелый маркетинговый ход компании Tohatsu, который принес на наш рынок очень интересный «моторчик». Этот двигатель взрослый человек среднего уровня физической подготовки легко может установить на лодку, погрузить и выгрузить из машины. Ожидаемая суммарная масса выводимого на глиссирование груза при оптимально подобранном винте в зависимости от особенностей корпуса составляет 300 – 350 кг. То есть, маленькая компания из двух человек среднего сложения с грузом рыболовных снастей сможет перемещаться со скоростью 25 — 30 км/час. Но, если в лодку задумает сесть еще один человек, то выход на глиссирование может стать весьма проблематичным.

Частично решить проблему можно подбором гребного винта. В частности, для этой категории двигателей предусмотрено несколько винтов диаметром 8,5 дюйма и шагом от 6,5 дюймов до 9,5 дюймов. Фирма « Мир лодок», поставляющая на отечественный рынок гребные винты торговой марки «SOLAS», предлагает винты с шагом 7, 8 и 9 дюймов. Но сразу же хочу высказать предостережение. Подбор винта необходимо осуществлять, проверяя обороты двигателя по тахометру, чтобы не допустить превышения максимальных оборотов или иными словами « перекрута». В первом приближении принято считать, что добавка в шаге винта одного дюйма – снижает показания на 200 оборотов в минуту и наоборот, уменьшая шаг винта, получаем повышение оборотов.

Включенные во вторую часть таблицы данные по производимым четырехтактным двигателям позволяют сравнить, в первую очередь, их вес. Когда в лодке рыбак старается избавиться от каждого лишнего килограмма, добавка 10 — 15 кило может быть совсем ни к чему.

В связи с тем, что среди рыбаков есть поклонники как двухтактных, так и четырехтактных двигателей, не буду настаивать на приоритетах, только приведу, что называется, «голые» факты. Про вес – ясно. Стоимость у четырехтактных – побольше…

Стоимость ежегодного обслуживания (масляный сервис) – тоже. Неправильное положение при перевозке – запрещается. Положение на транце лодки в откинутом состоянии – строго по инструкции, особенно, если есть волна.

Читайте также:  Мотор для wltoys v262

Бензин они потребляют без масла и примерно на 0,3 -0,7 литра в час меньше, чем двухтактные одноклассники. Акустически они комфортнее на малых и средних оборотах, на высших – преимущество теряется. Так что выбрать есть из чего. Практика показывает, что из этой категории моторы, как правило, устанавливают на небольшие ПВХ лодки в размерениях до 3,0 — 3,2 метра, учитывая небольшой вес корпуса.

Если корпус позволяет разместить на транце мотор помощнее, предлагается таблица более «взрослой» техники. Данный класс моторов оказывается самым востребованным (демократичным и народным). Поэтому все мировые производители внесли свой вклад в эту категорию водномоторной техники.

Из анализа представленных цифр ясно, что явного лидера в компании двухтактных моторов не просматривается. По весу предпочтение можно отдать итальянцам. По мощности — впереди Tohatsu 18, но его масса уже такова, что в одиночку не любой человек выполнит все инсталляции. Выбор мотора из этой серии – исключительно дело вкуса и пристрастия к бренду и к эргономике мотора.

Скоростные характеристики моторов-одноклассников на одинаковых корпусах отличаются незначительно. Замеры шума показали, что чуть тише на малом и среднем работает Yamaha. На оборотах, близких к максимальным, разница в громкости «пения» составила не более 3 dB, что при общем уровне громкости около 92 dB – оказывается несущественной. В ряде случаев очень яркую «подзвучку» за счет резонансов дает сам жесткий корпус и вещи в нем находящиеся. Корпуса надувных лодок в смысле акустики комфортнее.

Особо хочу обратить внимание уважаемых коллег- читателей на то, что практически все моторостроители размещают в одном объеме (на базе одного блока цилиндров), как правило, 2 или 3 разных по мощности мотора. У ознакомившихся с цифрами в приведенных выше таблицах может возникнуть резонный вопрос. А можно ли из купленного « задешево», к примеру, мотора Yamaha 9,9, немного что-нибудь покрутив, подогнув, сделать Yamaha 15?. Ответ совершенно однозначный – НЕТ, НЕЛЬЗЯ. В этих моторах отличий гораздо больше, чем «покрутить- подогнуть». Необходима замена деталей, каталожная стоимость которых вместе с работой очень заметно превысит магазинную разницу в цене между Yamaha 9,9 и Yamaha 15. Поэтому, если предельно допустимая мощность мотора позволяет разместить на транце 15 или 18 сил, то нет смысла брать 9,9 и потом ломать голову.

Мотор этого уровня позволяет вывести на глиссирование суммарную нагрузку, в зависимости от параметров корпуса и винта, от 350 до 450 кг. Это может быть как лодка ПВХ, так и жесткий корпус или РИБ. «Казанка 5м4» с двумя рыбаками, рыболовным снаряжением на сутки и с 15 сильным мотором разгоняется до 30 — 34 км/час. Легкую лодку этот мотор способен разогнать до 35 — 40 км/час. В комплектации приведенной группы моторов предусмотрен выбор винтов «под задачу». Cтандартная комплектация — это трехлопастной алюминиевый винт, диаметром 9,0 — 9,25 дюйма и линейкой выбора шага от 6,5 до 11 дюймов. В качестве грузового варианта предлагается алюминиевый 4-х лопастной винт. При покупке мотора выбор винта лучше согласовать с дилером, исходя из характеристик вашего плавсредства и его возможной загрузки.

Включенные в таблицу четырехтактные моторы оказываются весом около 50 килограмм. И явным лидером по массогабаритным критериям смотрится HONDA BF20 4-Stroke.

Категорию моторов. Мощностью 20 – 30 л.с. мы рассмотрим в следующих публикациях.

В заключение считаю необходимым обратить внимание коллег на ряд вопросов собственной безопасности, связанных с передвижением по воде.

Как уже говорилось выше, приобре­тения подобных моторов предназна­чены для движения в режиме глисси­рования со скоростями больше, чем 7 метров в секунду ( по скорости равно­значно падению со второго этажа).

Первое, что хочется донести до на­чинающих водномоторников, – не­обходимо помнить ОБ ОТСУТСТВИИ ТОМОЗОВ у вашего транспортного средства. Первый выход на воду под мощным мотором, первое ощущение скорости в режиме глиссирования, упругий встречный поток пьяняще­го воздуха, состояние полета – это как наркотик. Ощущение реальнос­ти отступает на второй план. Пер­вые тренировки лучше провести под присмотром, на свободной от народа акватории в светлое время. Человек, впервые управляющий глиссирую­щей лодкой, воспринимает скорость, примерно, как в два раза большую, чем есть на самом деле. И только ког­да делается приборный замер по GPS навигатору или лагу, все становится на свои места. Правилами для мало­мерных судов специально оговари­ваются те акватории, где разрешено движение в режиме глиссирования, а где – только в водоизмещающем с оп­ределенной скоростью. Это особенно касается неизвестных акваторий в пе­риод отлива или понижения уровня воды, когда могут подняться до опас­ного уровня скрытые под водой пре­пятствия. Ни шпонка, ни демпфер на втулке не спасают от серьезных пов­реждений винт, перо руля и редуктор при сильном ударе и на большой ско­рости, причем, без разницы, из какого материала изготовлен винт – алюми­ний или нержавеющая сталь.

Второе – соблюдение скоростно­го режима при движении В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК и в тумане. Хотя прави­ла разрешают ТОЛЬКО водоизмеща­ющий режим, находятся смельчаки, которые идут на «глиссере”» Причем на борту их плавсредства бортовые огни, как правило, отсутствуют. В свя­зи с тем, что многие акватории у нас стали весьма « многолюдными» и дви­жение не стихает ни днем, ни ночью, ходовые огни крайне необходимы в целях вашей же безопасности даже на маленьких моторных лодках, если вы двигаетесь.

Третье – соблюдение скоростного режима на волнении. Бытовые ПВХ лодки с ее практически плоским дни­щем просто не приспособлены для безболезненных прыжков по волнам. Понятное дело, оснастившись мощ­ным мотором, есть просто неуем­ное желание выказать свою удаль, к сожалению, не особо задумываясь о возможных последствиях. Наибо­лее частое повреждение ПВХ лодок – отрыв транца от борта – следствие подобного лихачества. Ваше счастье, если подобная поломка случается в непосредственной близости от бере­га, и когда вода уже достаточно про­грелась. А если нет?

Судоводитель, сидящий на задней банке или баллоне около мотора, не испытывает и малой части тех пере­грузок при езде по волнам, которые получает матрос, находящийся в но­совой части лодки. Компрессионное повреждение позвоночника — весьма частая и далеко не самая трагическая расплата пассажира за подобный ку­раж капитана. А если гребень волны лодка проходит в режиме глиссирова­ния и при порывистом усилении вет­ра? Заднее сальто и начало купально­го сезона обеспечено. Счастье, если мотор не «поймает гидроклин»!

Запомните, пожалуйста, что инс­пектор ГИМС – не просто чиновник со своими прихотями, а человек, про­являющий заботу о Вашем благопо­лучии и здоровье. Не пренебрегайте рекомендациями, предъявляемыми к капитанам маломерных судов!

Источник

Поделиться с друзьями