Лодочный мотор гибрид скорость

Самодельные гибридные двигатели (отчеты и техинформация)

Bushik

Старожил

. . . . В ЭТОЙ ТЕМЕ ВОПРОСЫ НЕ ЗАДАВАТЬ,ТОЛЬКО РАЗМЕЩАТЬ ОТЧЕТЫ И ТЕХИНФОРМАЦИЮ . . . . . . . . . .
ВОПРОСЫ СЮДА ➡ Самодельные моторы для лодок . . . .
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСМОТРИ ПЕРВУЮ СТРАНИЦ У . . .

ХОЧЕШЬ ПОСТРОИТЬ ГИБРИД — ЧИТАЙ , ПОСТРОИЛ -ОТЧИТАЙСЯ .

МЫ СОБРАЛИ,ДЛЯ ВАС,САМОЕ ОСНОВНОЕ С ФОРУМОВ «ГИБРИДОСТРОИТЕЛЕЙ»

СОБРАТЬ ГИБРИД МОЖНО ЗА ТРИ ДНЯ, А » НАСТРОИТЬ» КОМПЛЕКТ-УХОДИТ ОТ МЕСЯЦА ДО ГОДА
РЕБЯТА ЗНАЙТЕ СОЕДИНИТЬ ДЕЙДВУД(НОГА) И ДВИЖОК — ЭТО ПРОСТО ,А ВОТ НАСТРОИТЬ КОМПЛЕКТ (ЛОДКА — МОТОР(ГИБРИД) — ВЕС ГРУЗА И ПРИ ЭТОМ ВЫЙТИ НА ГЛИССЕР 30 км\ч) — СЛОЖНО , ДАЖЕ ДОРОГО: ПРИ ПОДБОРЕ ВИНТОВ, «НЕ ТВОЯ» ЛОДКА ПВХ (не держит твой вес и груз для выхода на глисс) и т.д. 🙄 :
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НОВИЧКОВ
Проводите анализ будущего комплекта.
1. Считайте: — Ваш вес плюс вес перевозимого груза -это 150-250кг
2. На каком дейдвуде собираете гибрид ,с каким передаточным числом
3. С какой скоростью хотите «ходить» по воде
4. Смотрим видео и техинформацию по отчетам с такими же параметрами ВЫБРАЛИ ОТЧЕТ . . . . .
5. Вот после этого надо покупать нужного размера ,даже модели, Лодку — дейдвуд — модель движка и КОНЕЧНО ВИНТ — все, как в выбранном отчете
При сборке следите з а каждой мелочью, не спешите ,обкатайте . .
—- forum70/topic23816.html
. .
ЧИТАЙТЕ ЗАПОМИНАЙТЕ КАЖДУЮ МЕЛОЧЬ
ВОТ ТАК ПОЛУЧИТСЯ УДАЧНЫЙ КОМПЛЕКТ
Если комплект не выходит на глиссер, НЕ РАСТРАИВАЙТЕСЬ, пишите в тему «самодельные моторы для лодок » ПОМОЖЕМ,ОТВЕТИМ и вместе решим проблемы. Поверьте — где то ВЫ ошиблись, не доглядели .

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: 30-40 процентов новых ,купленных двигателей(с магазина), почему то не выдают полную мощность и греются. Причин много . Так ,что если собирете гибрид с выполнением всех тонкостей сборки, обкатки, молите БОГА ,что бы ВАМ повезло с двигателем КОНЕЧНО ВСЕМ УДАЧИ .
Лучше обкатать НОВЫЙ ДВИЖОК перед сборкой( это два-три бачка бензина),так вы убедитесь в его работе по температурному режиму,если КАРТЕР не греется выше 100 градусов(обязательно обороты 2900-3000),можно продолжать сборку. Ну а по мощности покажет процесс НАСТРОЙКИ КОМПЛЕКТА,
Не пугайтесь_ 60-70 процентов гибридов получаются УДАЧНЫЕ( оболденные )

УДАЧНЫЕ ДЕЙДВУДЫ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ГИБРИДА( с четырехтактным движком 200 куб): ВЕТЕРОК(есть нетраль), СТРЕЛА(нет нетрали),менее удачные МОСКВА И ВИХРЬ (инфа с отчетов) —
ВЕС гибрида — 25-27 кг
В этой теме предлагается выкладывать свои фото,видео отчеты и в первую очередь информационные отчеты . Все делаем для тех, кто хочет вступить в ряды гибридостроителей. В создании этой темы участвуют многие известные на форумах специалисты JAWA0110, СЕДОЙ 2 , JONSON 2 , STRELEC 65, АКВАЛАНГ, Bushik и т.д. Для того, чтобы ГОСТЬ зашел и нашел нужную информацию для постройки (НАСТРОЙКИ) своего гибрида, всеми организаторами, предложено писать отчеты по таким параметрам, а именно:
1. Модель лодки (размеры ,вид жесткого пола, на сколько поднят транец, киль).
2. Модель, мощность двигателя(есть ли модернизации).
3. От какого мотора используется дейдвуд (главное передаточное число редуктора).
4. Размеры винта получились после подрезки ( кол.лопастей, диаметр, шаг).
5. Вес груза и пассажиров, которые находится в лодке и какая максимальная скорость лодки( км\ч ).
6. Какие максимальные обороты двигателя по тахометру.
7.Видео,фото отчет
8.Возможные рекомендации от автора
Просьба не обсуждать выложенную информацию , что бы не «засорять» тему .

ЧЕРТЕЖ ШАБЛОНА ПЕРЕХОДНОЙ ПЛИТЫ на ВЕТЕРОК — от СЕДОГО 2(Брянщина)

ПЕРЕХОДНИК С РЕССОРЫ НА ДВИЖОК

.
ВАРИАНТ № 1
Берется удлиненная головка на 21мм с внутренним квадратом 10мм( если не точить ,то можно на 22 ,но будет маленький люфт на валу),на токарном станке протачиваем шестигранник под диаметр вала мотора — 22,1. : .2. : .3. : мм (головка должна сниматься-одеваться на вал рукой без особых усилий,так как в последствии ни один раз будете разъединять ногу и движок ,но люфта не должно быть)

Рессора обрезается по длине индивидуально под каждый гибрид,сильной точности не надо,потому что головка длинная будет запас хода на валу мотора.На конце рессоры точится квадрат на 10мм.(9.8мм)

из форума :—
—— Да, нужен болт М9х1, беру болт(на верхнем фото — верхний) головки блока цилиндров ВАЗ 2107 (он каленый, изготовлен из хорошей стали) , отдаю его токарю и он с него мне точит болт( М9х1 на верхнем фото — нижний) для переходника как показано на фото. Из множеств вариантов соединения валов я предпочел этот, простой, компактный и как выяснилось надежный, за три года эксплуатации моих гибридов был всего 1-н отказ, и то болт и головка выдержали, а обрезало четырехгранник на вал-рессоре (наверно была сыромятина)
—— Головка на 12мм с квадратом 3/8. Продаются в магазинах «инструмент»
➡ ➡ Метчиком М9х1 надо пройти по резьбе в валу (там конусная резьба).
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ПРЕДПОЧТИТЕЛЕН ДЛЯ ВЕТЕРКА из-за малого расстояния между рессорой и рычагом нейтрали

Читайте также:  Джонсон двигатель лодочный мотор

. . . ПРИ СБОРКЕ СЛЕДИТЕ ЗА СООСНОСТЬЮ МЕЖДУ ВАЛОМ ДВИЖКА И РЕССОРОЙ:
некоторые делают шаблоны по чертежу — думаю это правильно .
🙄 если по простому:
1 вариант -перевернув дейдвуд и поставив на переходную плиту ,через существующие отверстия намечаете все отверстия,а центральную — штангелем от края любых двух отверстий (север , запад). Установив,закрепив на дейдвуд переходную плиту с отверстием (диаметром 35-37 мм,должен быть запас для регулировки),в которое выйдет переходник рессоры: — включив рычаг скорости рессора станет на свое место,в этом положении снимите( штангелем — «внутримером»-это пластинка внутри его 😆 ) размеры в двух точках( север,восток ) от края переходной плиты до переходника на рессоре. Движок( с вкрученными шпильками) насаживаем на переходник рессоры, точки сверления под три шпильки движка намечаете только после того, как выставите,переходник,на ранее записанные размеры в двух точках . Замеры делаем через щель между движком и переходной пластиной. Для удобства — в точках замеров на переходной пластине поставьте маркером метки, что бы измерялось с одного места.
2 вариант — изготовление шаблона (переходная плита в данном случае кусок пластика или дерева). Кусок должен ложиться только на дейдвуд,а не на «пружины». Или щаблон состоит из 2-х частей: 1-это шаблон на дейдвуде ( д-13),2- шаблон двигателя(д-22.2),потом накладываете друг на друга и выставляете по соосности отверстий 13 и 22.2.
На переходной плите на середине сверлите отверстие диаметром вашей рессоры(13мм). Включив скорость (этим фиксируем рессору ) одеваем плиту.Выставив ,как надо,намечаем места отверстий на дейдвуде.Сверлим по одному и всталяем болт. Следим,что б рессора не ушла в стороны.Как под все болты просверлено снимаем плиту и рассверливаем центральное отверстие рессоры четко под вал движка(22.2). Одев плиту на движок (обязательно выставить ровно по направлению вперед) отмечаем места под шпильки. Вот и получится соосность.Остается разширить отверстие под переходник рессоры — 34-35мм и перенести все на ваш металл.
Главное ,что бы вы поняли — ВСЕ ОТВЕРСТИЯ СВЕРЛЯТСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОТВЕРСТИЯ , оно с начало на 13мм(дейдвуд) внутри с рессорой,потом на 22.2мм(движок)внутри вал .А потом расширять можно насколько хотите.

КАК ОТКЛЮЧАЮТ РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ (информация от JAWA 0110 — Ачинск,Красноярский край)
из форума (стр 39)
Добрый день, с регулятором оборотов я поступаю так:

откручиваю гаечку М 6, меняю ее на самоконтрящуюся, отверткой отпускаю коромысло для свободного вращения на оси РО

Источник

Как мотор 5 л.с. разгоняет разные лодки? Большой тест на лодках 280-320 см

Большой резонанс получило видео, где мы обсуждали вопрос правильной развесовки в лодке с мотором 5 л.с. Очень часто комплекты с моторами 5-6 л.с. не разгоняются, хотя секрет успеха довольно прост, но многие о нем не догадываются.

В конце статьи будет ссылка на этот эксперимент, а здесь Вы узнаете, насколько сильно по поведению и по скорости отличаются друг от друга пвх лодки длинами 280, 290, 320 см с одним и тем же мотором.

Участники эксперимента в заездах с мотором Yamaha 5 л.с. 2 такта:

  • Таймень NX 2800 НДНД — Длина 280 см, Ширина 142 см, Баллон 40 см, Вес — 26 кг.
  • Таймень NX 2900 НДНД — Длина 290 см, Ширина 142 см, Баллон 40 см, Вес — 27 кг.
  • Таймень NX 3200 НДНД — Длина 320 см, Ширина 154 см, Баллон 42 см, Вес — 31 кг.

Методика эксперимента

Устанавливаем мотор на лодку, включаем GPS, замеряем скорость по и против течения, вычисляя среднюю.

Параллельно был тест на выход лодки в режим глиссирования с положением шкипера в стандартном положении. Все три лодки не смогли разогнаться нормально, без использования небольшого секрета с развесовкой. О чем речь — смотрите в видео, которое будет дальше.

Результаты замеров скорости:

Более подробно все заезды и тесты с разгоном смотрите в видео:

Более подробно о лодках Таймень НДНД и их характеристиках смотрите здесь: ПервыйЛодочный.РФ

Все цены, фото, видео и возможность оформить заказ с доставкой по России и СНГ! Возможна оплата на сайте или при получении заказа!

▶️ Понравилась статья? Отблагодарите автора «лайком», тогда мы будем чаще делать интересные выпуски для Вас!

▶️ Еще больше тестов и обзоров про пвх лодки на нашем YouTube канале! Подписывайтесь и следите на новыми выпусками!

▶️ ▶️ Возникло жгучее желание купить лодку с мотором? Тогда заходите на сайт нашего интернет магазина: ▶️ ПервыйЛодочный.РФ

Источник

Лодочный мотор 2.5 л.с и скорость? Они совместимы?

Совместимы ли две этих вещи?

Лодочный мотор малой мощности это синоним неторопливого передвижения по озерам и маленьким речушкам.

Стоит ли ждать от такого моторчика чего-то интересного, сможет ли он разогнать лодку до приличной скорости?

Давайте начнем с теории! Как известно, одна лошадинная сила выводит на глиссирование 30 кг веса.

2.5 л.с. х 30 кг = 75 кг — это расчетные вес, который лодочный мотор выведет на глиссирование с большой вероятностью.

А сколько весить наш комплект? Давайте посчитаем

Лодка Лоцман м 260 — 21 кг, лодочный мотор Marlin 2.5 (4 такта) — 16 кг, пассажир — 75 кг. Итого — 116 кг.

Почти в два раза превышаем расчетный вес?

Читайте также:  Моторы ниссан марин с дистанцией

Так даже интереснее!

Итак, далее будет видео ролик с записи бортовой камеры, как повела лодка в комплекте с маленьким моторчиком.

Запускайте просмотр! Больше интересных тестов смотрите на нашем YouTube канале!

Интересно более подробно узнать о комплекте, что за лодка и мотор?

Посмотрите полный видео обзор и тест лодки на воде.

▶️ Полезная статья? Отблагодарите автора «лайком» и оформите подписку на канал! Тогда мы будем чаще делать интересные выпуски для Вас!

▶️ Еще больше тестов и обзоров про пвх лодки на нашем YouTube канале! Подписывайтесь и следите на новыми выпусками!

▶️ ▶️ Возникло жгучее желание купить лодку с мотором? Тогда заходите на сайт нашего интернет магазина: ▶️ ПервыйЛодочный.РФ

Так же смотрите другие наши материалы!

Источник

8 Лучших лодочных моторов | Актуальный рейтинг самых востребованных моделей +Отзывы

Выбор двигателя для лодки – ответственный процесс, от правильности которого зависит безопасность на воде. Надёжный, качественный, долговечный – вот основные критерии, которым должен отвечать безупречный механизм. Мы составили рейтинг 8 лучших на 2019 год бензиновых лодочных моторов, которые станут незаменимыми элементами снаряжения для активного отдыха

Как выбрать качественный двигатель

При выборе надёжной модели мотора нет незначительных деталей. Принимая решение о покупке, важно обращать внимание на главные критерии, по которым оценивается бензиновый двигатель:

  • мощность
  • размеры
  • расстояние до винта (размер дейвуда)
  • система управления (румпельная либо удалённая)
  • тип и вид

Лодочные моторы бывают:

Двигатели в зависимости от типа делят на:

  • карбюраторные (традиционный, хоть и устаревший вариант)
  • инжекторные (обеспечивают уверенный разгон, удобны в управлении)

Мощность моторов варьируется от 2 до 35 лошадиных сил и зависит от количества цилиндров. Так, одноцилиндровые варианты подойдут для спокойных, коротких поездок, а двухцилиндровые оптимальны для активного отдыха и езды на длинные дистанции.

От мощности зависит и вес механизма: производительные устройства – самые тяжёлые и крупногабаритные. Этот показатель влияет и на удобство использования: лёгкие моторы легко переносить с места на место, устанавливать на разные лодки. Массивные, но мощные устройства обычно становятся стационарными.

PATRIOT BM-110

Идеальная модель с 1 цилиндром для маломерных (преимущественно рыбачьих) судов длиной не более 2,5–3 м. Этот карбюраторный двигатель американского бренда обеспечивает оптимальную гидродинамику подводной части и регулируется по высоте, углу наклона.

Лодка, оснащённая мотором PATRIOT BM-110, способна развивать скорость до 20 км/ч при загрузке в 4 человека. Двухтактный механизм с воздушным охлаждением заводится с помощью ручного стартера.

Устройство монтируется на корпусе транцевым креплением, которое обеспечивает надёжную фиксацию . В комплект входит сам мотор, а также металлический винт, воронка и мерная ёмкость для заливки топлива.

  • низкий расход бензина
  • лёгкий
  • быстро запускается
  • обеспечивает оптимальную скорость движения лодки
  • высокий уровень шума
  • низкая скорость при средней загрузке
  • небольшая мощность
  • возникновение прохватов при волнении
  • не подходит для дальних поездок
  • необходима замена заводского масла в редукторе перед эксплуатацией
  • необходимость доработки каналов впуска и выпуска

SEA-PRO T 5S

Подвесная модель SEA-PRO T 5S предназначена для надувных лодок среднего класса, но устанавливается на любое транспортное средство. Способна развить высокий крутящий момент при небольшой мощности.

Двухтактный мотор с рабочим объёмом 103 см3, на 1 цилиндр диаметром 54 мм, с ручной системой запуска и румпельным управлением. Рассчитан на короткий транец, имеет встроенный топливный бак на 2,8 л бензина. Средний расход топлива – 2,5 литра в час.

В модели реализована система выхлопа через трёхлопастный винт, а также есть ограничитель оборотов. Охлаждается механизм обычной проточной водой, а корпус способен к энергопоглощению.

  • в комплект входит внешний бак на 12 литров и набор инструментов
  • удобный румпель
  • заводится с первого раза
  • нулевая вероятность перегрева
  • легко помещается в багажник легкового автомобиля
  • необходима регулировка оборотов
  • нет модификации под транец L
  • тяжело выходит на глиссирование при полной загрузке лодки
  • дорогие комплектующие

HDX F 5 BMS

Одноцилиндровый четырёхтактный мотор с современной системой зажигания TCI оптимален для спокойной езды на короткие дистанции . Мощность этого аналога японского механизма средняя, но модель рассчитана на эксплуатацию в жёстких условиях.

Легко заводится вручную даже после простоя, не перегревается на максимальных оборотах благодаря жидкостной системе охлаждения. Выхлопные газы удаляются через алюминиевый винт, в модели есть автоматический ограничитель оборотов.

Встроенный топливный бак рассчитан на 1,3 л бензина, в том числе и марки АИ-92 с низким октановым числом.

  • простая, неприхотливая конструкция
  • не нужно мешать масло и бензин
  • расход бензина составляет всего 2 л в час
  • бесшумная работа и лёгкое переключение передач
  • недорогая в обслуживании модель
  • тяжёлый, несмотря на небольшую мощность
  • на малых оборотах может пропадать циркуляция
  • необходимо уменьшать диаметр выпускного клапана, чтобы вода не вытекала из системы охлаждения

YAMAHA F5AMHS

Мобильный подвесной мотор, который легко транспортировать и удобно хранить. Подойдёт и для спокойного семейного отдыха либо рыбалки на лодке, и как дополнительный мотор на яхте . Мощный, но лёгкий, YAMAHA F5AMHS запускается с первого раза благодаря цифровой системе запуска CDI.

Читайте также:  Тросы ультрафлекс лодочный мотор

В устройстве с ручным запуском предусмотрен встроенный бензобак на 1,1 л (45 минут движения на крейсерской скорости), а расход топлива составляет всего 1,7 л в час. За счёт особенностей конструкции лодка с таким мотором легко передвигается по мелководью. В механизме встроен автоматический ограничитель оборотов, а также системы декомпрессии и повторного использования газов, попадающих в картер.

  • удобная ручка для переноски
  • низкий уровень шума и вибрации на холостом ходу и высоких оборотах
  • низкий расход топлива
  • дейвуд устанавливается под 5 разными углами
  • масло не проливается при транспортировке
  • заводится с первого раза даже после длительного простоя
  • ровная работа
  • недостаточная мощность для активной езды
  • при загрузке лодки больше 2 человек теряет скорость и не выходит на глиссирование

HDX T 9.8 BMS

Одна из самых продаваемых на российском рынке классическая двухтактная модель китайского производителя. Устройство среднего класса, подходит для активного отдыха на воде. Двухцилиндровый механизм сочетает низкую цену при высокой мощности и оптимальных эксплуатационных характеристиках.

Двухтактный мотор оснащён румпелем и изготовлен из антикоррозийных элементов (есть цинковое покрытие корпуса). Мотор удобно устанавливать на коротком транце. В нём предусмотрена водяная система охлаждения, благодаря которой двигатель не перегревается даже на высоких оборотах.

  • высокое качество сборки и покраски
  • используется в жёстких условиях солёной морской воды
  • простота конструкции и доступность комплектующих
  • нуждается в одной обкатке на весь период эксплуатации
  • трёхрежимная коробка передач, возможность разворота на 180 градусов, реверс
  • потребляет 6 л бензина в час
  • шум на холостых и высоких оборотах

Tohatsu M 9.8B S

Мобильный, лёгкий двухтактный двухцилиндровый мотор японского производителя Tohatsu называют одним из самых надёжных и экономичных среди аналогов . Конструкция двигателя проста, что облегчает эксплуатацию, но никак не влияет на премиальные характеристики.

Пользоваться устройством удобно за счёт продуманных деталей: страховочного кабеля для аварийной остановки, встроенной защиты от включения на передаче, цифровой системы зажигания.

В модели предусмотрена тепловая продувка для равномерного распределения бензина по камере сгорания. В результате двигатель работает экономично и ровно. Мотор активно используется в жёстких условиях – внешние и внутренние детали выполнены из оцинкованного алюминия, что продлевает срок использования механизма.

Трёхтактная коробка передач работает чётко, не приводя к рывкам лодки , а румпельное управление добавляет манёвренности водному транспорту.

  • маленький вес при большой мощности
  • небольшой расход топлива (3–5 литров бензина АИ-92)
  • сочетает надёжность и простоту
  • водяная помпа выполнена из нержавеющей стали
  • есть автоматический ограничитель оборотов
  • удобен при транспортировке
  • в случае перегрева двигатель подаст звуковой сигнал
  • на холостом ходу возможны вибрации
  • при включении передачи непрогретый двигатель глохнет
  • плохо закреплены пластиковые коннекторы внутри заглушек
  • при максимальных оборотах возникает громкий гул
  • высокая цена

SEA-PRO ОТН 9.9S

Мощное устройство китайского производства, которое соответствует международным стандартам, считается мощным и долговечным представителем своего класса . Мотор называют копией мотора YAMAHA 9,9 FMHS по характеристикам, но по более низкой цене.

В модели с двухтактной компоновкой реализована карбюраторная система подачи топлива, водяное охлаждение, румпельное управление. Для удобного запуска используется ручной стартер. За счёт внешнего топливного бака мотор незаменим для длительных путешествий на лодке любого класса, работает без сбоев и просадок.

  • спроектирован для серьёзных нагрузок
  • внешний бензобак на 24 л
  • мощность при эксплуатации больше заявленной производителем
  • низкий расход топлива (5 л в час, адаптирован для низкооктанового бензина)
  • тихий ход даже на холостых и высоких оборотах
  • есть аварийный выключатель при перегреве
  • быстрый запуск даже после длительного простоя
  • сложная конструкция и большой вес
  • не затянуты болты, в том числе на гребном винте и крышке
  • заводские свечи быстро выходят из строя
  • неудобное расположение выпускного клапана и соединения топливного штуцера

Hidea HD9.9FHS

Был разработан для средних лодок, в том числе с низким бортом . В базовую комплектацию уже входит транец S (381 мм), трёхлопастной винт, набор инструментов и запасные свечи.

Разгон лодки с таким мотором быстрый, но плавный за счёт перехода на высокие обороты ещё на старте. В конструкцию входит и бензобак на 24 литра, что делает лодку с таким мотором идеальным водным транспортом для долгих поездок.

Трёхступенчатая коробка передач с положениями «вперёд», «назад», «нейтрал» дополняет удобство румпельного механизма управления. Система цифрового зажигания CDI позволяет запустить двигатель с первого раза. На первую обкатку понадобится в среднем 10 часов.

  • двигатель не перегревается даже на максимальных оборотах
  • водяное охлаждение исключает риск перегрева
  • разработан с учётом международных требований
  • потребляет 4 л бензина в час

При выборе бензинового двигателя для лодки взвешенным вариантом будет модель с оптимальным сочетанием параметров цены и качества . В зависимости от нужд и целей использования берут маломощные либо производительные моторы, с двумя или четырьмя цилиндрами.

Если двигатель приходится часто переносить с места на место, стоит присмотреться к мобильным компактным механизмам. Любители долгой быстрой езды оценят мощные, тяжёлые устройства, которые способны быстро выходить на крейсерскую скорость на максимальных оборотах. Главное – выбирать мотор под лодку, а не наоборот.

Источник

Поделиться с друзьями