Лодочный мотор minn kota инструкция

Электромотор Minn Kota – инструкция по применению

Подвесные лодочные электромоторы Minn Kota — вещь для России не новая, но и нельзя сказать, что пока очень популярная. Возможно, одна из причин этого заключается в известной поговорке – «какой же русский не любит быстрой езды», а ведь именно скорость не является сильной стороной этих двигателей. Но как говорится – лучше один раз попробовать, чем кто-то сто один раз расскажет. Для подробного ознакомления с особенностями использования электромоторов в российских условиях мы отправляемся на рыбалку в самый центр Псковской области, где в изобилии встречаются лесные озёра и небольшие речки. Так что, принимая во внимание особенности использования электродвигателей, о которых мы рассказывали в наших предыдущих материалах (Часть 1, Часть 2, Часть 3) — эти условия для их применения можно назвать идеальными.

В качестве тестового двигателя был выбран электромотор Minn Kota Endura 32 из прокатного парка компании «Лодки-Питер». Не смотря на то, что эта модель уже снята с производства, в линейке производителя остались двигатели с маркировкой 30 и 34. А это значит, что выбранный двигатель находится ровно посередине по мощности потребляемого тока и может дать усреднённое представление сразу о двух самых популярных и доступных по цене моделях электромоторов Minn Kota, разница между которыми касается в основном только веса лодки, которую они способны привести в движение. Скоростные характеристики при установке их на надувную лодку будут примерно одними и теми же.

Лодка имеет значение

Лодка АКВА 2600, на которую предполагалось установить этот двигатель, так же была выбрана не случайно. Эта модель имеет встроенный транец, не занимает много места в сложенном виде и в комплектации с жёстким полом – книжкой позволяет на спокойной воде ловить одному человеку на спиннинг стоя взаброс.

…У зелёных берегов.
Где кувшинок поле,
то ли озеро Але,
То ли сине море.

В качестве «полигона» было выбрано достаточно большое по меркам Псковской области озеро Але, которое изобилует островами и протоками, отличается неплохой глубиной (максимальная до 27 метров, средняя – 9 метров), крайне заросшими тростником берегами и затруднённым подъездом к берегу этого водоёма на автомобиле. После долгих поисков перспективного места для спуска нахожу небольшой пляж, который, по-видимому, служит жителям близлежащих поселков чем-то вроде курорта.

Сборка лодки не заняла много времени и после укладки необходимых для рыбалки вещей и установки двигателя можно отправляться в путь. К слову об установке – электромоторы Minn Kota устанавливаются на транец лодки точно так же, как и обычные ПЛМ, то есть затягиваются на транце струбцинами. Аккумулятор хоть и является самой весомой во всех смыслах частью комплекса «электромотор – аккумулятор – зарядное устройство», но по сравнению с бензобаками для ПЛМ с ДВС обладает меньшим объемом, что хорошо в том случае, если электродвигатель предполагается использовать на небольшой надувной лодке вроде нашей с ограниченным пространством внутри кокпита. В нашем случае аккумулятор удобно встал впритык к транцу под задней банкой и нисколько не мешал передвижению по кокпиту лодки.

От двигателя к аккумулятору идёт гибкий кабель с разветвлением на клеммы (+) и (-) каждый из которых зажимается с помощью винтового барашка. Как показала практика – это достаточно надёжный метод фиксации и за всё время нашего теста не случилось ни одного обрыва контакта.

У электромоторов Minn Kota есть несколько конструктивных особенностей, связанных с управлением лодки под этим двигателем. Так, у водителя существует возможность не только поднимать редуктор с винтом вверх для прохождения мелководных участков или при швартовке, как это реализовано и у других ПЛМ, но и регулировать глубину его погружения. Это стало возможным благодаря тому, что редуктор, где собственно и располагается электродвигатель, и блок управления с румпелем соединены между собой металлической штангой, которая может двигаться вверх-вниз относительно крепления на транец лодки и фиксироваться с помощью специального винтового зажима на любом участке своей длины. На практике это выражается в том, что водитель имеет возможность регулировать комфортную именно для него высоту румпеля. Глубина погружения редуктора при этом никак не влияет на скорость движения лодки. Регулировка скорости вращения гребного винта находится на телескопическом румпеле и имеет девять положений — 5 скоростей для движения вперёд – нейтральное положение – 3 скорости для заднего хода. Телескопическая конструкция румпеля оказалась очень удобной штукой, но об этом чуть позже.

Рыбалка под электромоторм

Озеро Алё – место для рыбалки весьма перспективное. А раз так – этим нужно воспользоваться. Судя по густо заросшим тростником берегам – начинать ловить можно сразу от места спуска. Но сначала нужно проверить, как ведёт себя интересующий нас двигатель. Максимальная скорость по GPS, которую удалось развить по спокойной глади озера, составила 5 км/час. Казалось бы – не так уж и много, правда? Но, с другой стороны, максимальное расстояние между островами на озере Алё по прямой составляет не больше четырёхсот метров, так что особо гонять тут просто негде, да и незачем. Зато скорость 4 — 5 км/час (4-5 положение румпеля) обеспечивает возможность комфортной ловли на дорожку, что и было мною проделано, пока ведётся поиск перспективного места, где можно покидать спиннинг взаброс.

Читайте также:  Ваз 21124 мотор не заводится

Как уже говорилось выше, в лодке АКВА 2600 с жёстким полом — книжкой не смотря на её небольшие размеры можно ловить стоя. Лодка устойчивая и места для одного человека в её кокпите более чем достаточно. Но на озере нет течения, поэтому, чтобы не стоять на одном месте поднимаю штангу электромотора на максимум, но так, чтобы редуктор был полностью в воде, выдвигаю телескопический румпель на полную длину и ставлю его на первую скорость. Смысл этих манипуляций заключается в том, что в таком положении электромотором можно спокойно управлять стоя. Лодка продолжает движение со скоростью 1-2 км/час, обеспечивающей комфортную ловлю на спиннинг взаброс, как если бы вы спускаетесь вниз по течению по спокойной речке. Только в отличие от сплава здесь сохраняется возможность маневрирования. Так, если необходимо обогнуть островок растительности, подойти ближе или дальше от берега или совершить разворот, достаточно просто повернуть румпель в нужную сторону. Для того, чтобы задать нужное направление движения просто ставим лодку на курс. И всё это происходит, заметьте, без отрыва от забросов и в полной тишине.

Процесс рыбалки с электромотором в идеале выглядит следующим образом. Идем вдоль берега на максимальных оборотах двигателя (5 скорость) и чтобы не терять времени даром – держим блесну на дорожке. Если находится перспективное место – какая нибудь бухта с длиной дуги метров двести с приемлемой глубиной, тростником вдоль берега и виднеющейся в толще воды через поляризованные стёкла очков густой растительностью по дну, то дорожка выбирается и начинается облавливание этого места взаброс. Электромотор при этом работает на минимальных оборотах для обеспечения ровного движения с постоянной скоростью и сохранения возможности маневрирования. Или вообще останавливается, если нужно тщательно обловить особенно интересное место. Если придерживаться этой тактики, то вопрос сравнения электрических и бензиновых лодочных моторов окажется явно не в пользу последних.

Сравнение с бензиновыми двигателями

Во-первых – если бензиновый двигатель двухтактный, то он не может длительное время работать на малых оборотах и глохнет. Во-вторых, для управления бензиновым ПЛМ необходимо каждый раз садится на банку или нагибаться. В случае с электродвигателем управление им можно осуществлять из позиции стоя, не отвлекаясь при этом от рыбной ловли. Что, кстати, очень важно при вываживании трофея, особенно в одиночку. В-третьих, даже на минимальных оборотах лодка с бензиновым ПЛМ будет двигаться быстрее, чем с электродвигателем, который так же работает на минимальных оборотах. С одной стороны это сравнение может показаться, что называется «притянутым за уши», но на самом деле при облавливании перспективных мест на спиннинг минимальная скорость движения лодки и возможность оперативного маневрирования играют огромное значение. И последнее, что выгодно отличает электромотор от лодочных двигателей с ДВС – это возможность моментально перевести его из полностью выключенного состояния в режим переднего или заднего хода простым поворотом румпеля.

Так же в описании к электромоторам Minn Kota есть пункт, где отдельно прописано, что эти моторы могут использоваться на густо заросших водоёмах. Подтверждаю – это действительно так. Во время тест-драйва несколько раз специально и случайно проходил над местами с водорослями. Винт этих моторов сконструирован таким образом, что не наматывает, а режет водную растительность. Даже в том случае, если водная растительность зацепляется за штангу редуктора, в большинстве случаев длинные водоросли сначала разрезаются винтом и сами соскальзывают. Если стебли особенно твёрдые – то достаточно на несколько секунд включить задний ход и редуктор от них очищается. Обычный бензиновый ПЛМ в этих ситуациях неминуемо наматывал бы на винт огромную бороду из водорослей, для снятия которой пришлось бы поднимать редуктор из воды и очищать его вручную или даже срезать их с помощью ножа.

Полностью заряженного аккумулятора емкостью 100 Ah мне с избытком хватило на два дня пребывания на воде (по 3-4 часа ежедневно).

При этом половину времени двигатель работал на 1-2 скоростях при маневрировании и облавливании перспективных мест, а остальное время заняла ловля на дорожку и переходы от острова к острову на 4-5 скоростях.

Если дорожить всё время на максимальных оборотах, то емкости такого аккумулятора должно хватить на один полный день (4-5 часов) пребывания на воде.

Не смотря на все усилия, признаюсь честно – поймать трофей во время этого выезда мне так и не удалось. Хотя было видно, что хищник исправно гоняет малька вдоль берега. Но рыбалка это вообще вещь непредсказуемая и трудно сказать, что повлияло на полное отсутствие клёва, то ли погода, то ли природа, то ли воблеры у меня были «не той системы»… Но это – уже совсем другая история.

— Обладатель лодки с электромотором получает новые возможности для рыбалки, недоступные для лодок, оборудованных только ПЛМ с ДВС.

— Электромотор удобнее в управлении, чем ПЛМ с ДВС.
— Электромотор + аккумулятор + зарядное устройство гораздо удобнее перевозить и хранить, чем ПЛМ с ДВС.
— По статистике, которую ведёт сервисный центр «Лодки-Питер», процент обращений владельцев электромоторов гораздо меньше, чем для ПЛМ с ДВС.

Источник

Эксплуатация и использование лодочных электромоторов Minn Kota (Endura С2) на лодках

Большинство отечественных рыболовов, использующих на рыбалке маломерные суда, в основном используют лодочные моторы внутреннего сгорания. И лишь совсем немногие в качестве основного или вспомогательного двигателя устанавливают на транцы своих рыболовных лодок электромоторы. Хотя даже беглый просмотр наиболее посещаемых сайтов Рунета показывает, что к электромоторам имеется заметный интерес. И, более того, этот интерес только усиливается. Но вместе с этим надо отметить и такую тенденцию: зачастую обсуждения этих лодочных моторов ведутся некорректно, не всегда фигурирует достоверная техническая информация об этих изделиях. Целью данной статьи как раз и будет разъяснение наиболее часто встречающихся вопросов по эксплуатации лодочных электромоторов и обзор их технических возможностей.

Читайте также:  Заднее мотор колесо для велосипеда устройство

Вполне естественно, что предметом нашего разговора будут изделия, пожалуй, самой известной компании, занимающейся выпуском лодочных электромоторов различного назначения. Это американская фирма Minn Kota, расположенная в Северной Дакоте. Кстати, этот штат частично дал и название бренду: дело в том, что в названии марки присутствуют части двух географических названий MINNesota – Norrth DaKOTA. Именно такое название для своего бизнеса в 1934 году выбрал глава компании — мистер О. Г. Шмидт (O.G Schmidt – The Minn Kota Manufacturing Company).

На российском рынке первые лодочные электромоторы Minn Kota появились более десяти лет назад и зарекомендовали себя как наиболее надежные и проверенные временем. При этом нужно отметить, что в России появилась лишь незначительная часть тех моделей, которые производятся компанией. Это совсем небольшая группа наиболее востребованных для некоторых усредненных условий эксплуатации в наших краях и применительно к наиболее распространенным типам отечественных маломерных судов.

Характеристики лодочных электромоторов Minn Kota (Endura С2)

Начиная с этого года, в Россию (при сохранении всей линейки Minn Kota) будут поступать лодочные электромоторы уже под новой торговой маркой Endura С2. В новой линейке присутствуют несколько различных по мощности, а значит — и по тяге, лодочных электромоторов. Их ряд начинается от модели 30 и завершается 55-й. Что же обозначают эти, загадочные на первый взгляд, цифры?

Это тяга электромотора на швартовых, количественно выраженная в традиционных для американцев английских фунтах. То есть, переходя к более привычным для нашего брата килограммам, нетрудно подсчитать, что самый слабенький мотор Endura 30 при швартовых испытаниях разовьет усилие, равное 13,62 кг. А самый мощный в линейке Endura — «55-й» — 24,97 кг.

Как видно из приведенных параметров, мощность этих лодочных электромоторов находится в пределах 0,43 – 0,85 л.с. То есть, эти моторы не для больших скоростей, а, судя по винту с очень небольшим шагом, для обеспечения значительной тяги и приведения в движение судов с большим водоизмещением.

На примере модели Endura 30 рассмотрим технические характеристики и реальные возможности лодочного электромотора. Вначале — общие параметры.

— Все моторы имеют 5 передних, если так можно выразиться, скоростей и 3 задних. Для электромоторов это просто фиксированные положения подачи напряжения.

— В зависимости от мощности мотора может несколько отличаться по длине и вертикальная штанга (для многих будет более знакомым понятие «длина дейдвуда» в подвесных моторах на базе двигателей внутреннего сгорания). Так вот, мотор Endura 30 может быть установлен на лодки с транцем, начиная от 15 и до 30 дюймов (381 — 762 мм), при этом регулировка высоты положения мотора – плавная. Причем на лодках с транцем «S» мотор можно расположить на разных уровнях по высоте.

— Выбирая высоту установки, можно исходить как из заглубления винта, так и из удобства положения руки на румпеле (фото 1).

— Более мощные модели, в частности — Endura 55, имеют и более длинную штангу — вплоть до размера в 42 дюйма.

— Объединяет конструкцию моторов и штанга, изготовленная из композитных материалов. Это дает не только общее снижение массы конструкции, но и, что самое главное, и особенно это можно оценить на мелководье — гибкость. При наезде на препятствие штангой – она лишь изогнется (фото 2), а после снятия нагрузки вернется в исходное состояние. Мотор при этом останется цел.

— На всех моделях устанавливается и телескопический румпель (фото 3), заметно облегчающий управление мотором.

— Cтрубцина и механизм подвеса мотора на транце (фото 4) позволяют использовать мотор в мелководном режиме, а при движении на большой скорости уже под основным мотором — поднимать его и размещать для транспортировки горизонтально в кокпите, не снимая с транца.

— Вся линейка моторов Endura С2 питается от аккумулятора с напряжением в 12 Вольт. Но разные по мощности и, соответственно, тяге моторы этой линейки потребляют и разный ток на максимальных оборотах (при максимальной мощности). Так, если Endura 30 потребляет

максимум 30 Ампер, то модель «55» — 43 Ампера.

Аккумуляторы для лодочных электромоторов

Какие источники напряжения более подходят, чтобы приводить в движение эти лодочные электромоторы? Производитель рекомендует использовать только предназначенные целевым порядком для этого аккумуляторы (фото 5). Попробуем разобраться, так ли это требование актуально?

Специальные аккумуляторы – это аккумуляторы глубокого разряда, т.е. их можно «посадить в ноль» — и они при этом выдерживают несколько сотен подобных циклов.

Они могут быть и гелевые – необслуживаемые, и поэтому безопасные в небольших ПВХ-лодках. Встречаются и обслуживаемые, они более пригодны для больших катеров, в которых достаточно места и есть возможность их стационарной установки в специально предназначенные футляры.

В отличие от них, обычный автоаккумулятор не переносит глубокого или полного разряда, и подобное плавание для него может стать последним. Думаю, очевидно, что рекомендации появились не на пустом месте — и к ним следует прислушаться.

Практика использования и тесты времени хода с максимальной скоростью на специально предназначенных для лодочных электромоторов аккумуляторах дают такие цифры «посадки аккумуляторов в 0»: для мотора Endura 30 на пятом положении регулятора — 3,5 и 4,3 часа при использовании аккумуляторов 100 и 130 Ампер/часов соответственно. При повышении мощности мотора временные показатели будут пропорционально снижаться.

Читайте также:  Какая длина ноги у лодочного мотора вихрь

В версии мотора Endura С2 появилась очень приятная новинка — индикатор уровня заряда аккумулятора. Теперь этот нужный прибор будет всегда перед глазами – он расположен на корпусе мотора.

Скорость движения лодки с лодочным электромотором

Какой скорости можно ожидать при использовании таких лодочных моторов? Диапазон скоростей лежит в пределах 5 — 8 км/час, т.е. практически независимо от степени загрузки судна с водоизмещающими обводами, вы получите почти неизменную скорость. Для сравнения — такая скорость под веслами достигается лишь при весьма интенсивной гребле — и то в ограниченный отрезок времени. Замеры проводились по гладкой воде. Разумеется, в ветер и в волну нужно будет вносить соответствующие коррективы. Но глядя на полученные цифры, очевидно, что за эти 3 — 4 часа можно отлично провести рыбалку, обойдя все заветные заводи, легко пройдя при этом 20 — 30 км на одной зарядке.

На каких лодках можно исполь лодочный электромотор?

Это могут быть и водоизмещающие корпуса — типа «Пеллы — Фиорд» или старой «Пеллы», или близкие по характеристикам корпуса других производителей. Причем, стоит отметить, что рекомендуемое полное водоизмещение лодок под электромоторы сопоставимо с пределами возможностей этих корпусов.

На корпусах ПВХ такой электромотор — Endura С2 — также можно использовать. При этом следует учитывать, что для улучшения управляемости на надувных лодках ПВХ стоит максимально разнести нагрузку — т.е. аккумулятор установить в нос и там его зафиксировать, чтобы в случае хода в волну он не «приехал» к транцу и не стал бы помехой шкиперу.

Следующая модель в линейке Minn Kota – Traxxis — заслуживает отдельного упоминания. Эти моторы выпускаются в следующих модификациях – 45, 55, и по своим тяговым характеристикам могут быть рекомендованы как для небольших лодок, так и для установки в качестве вспомогательных или подруливающих на транце на большие катера.

Их отличает наличие уже плавной регулировки скорости. Изменена конструкция румпеля: на данных лодчных электромоторах он может отклоняться вверх на угол до 45°, что заметно упрощает управление мотором, учитывая, что румпель еще и телескопический — с возможностью увеличения длины на 150 мм

Есть и еще одна изюминка в этой модели – устройство Digital Maximizer. Наличие подобного нововведения заметно добавляет экономичности электромотору. Когда лодочный корпус уже разогнался до скорости равномерного перемещения, а нагрузка на винт стабилизировалась, то «умные мозги» снижают подачу энергии в электродвигатель. Ведь для поддержания равномерного хода требуется меньше энергии, чем на разгон, когда корпус ускоряется. Казалось бы, мелочь, но для моторов, чей ток потребления превышает 40 Ампер, такая мелочь в итоге обращается в десятки минут лишнего запаса хода.

Лодочный электромотор легко может ходить и по заросшим водоемам (фото 6) — на нем впервые применен винт особенной конструкции, способный рубить траву.

Интересна конструкция тоже подруливающего мотора, но предназначенного уже для установки в носовой части катера. Это модель – PowerDrive V2, выпускаемая в модификациях 55 и 70. На нем, как и на Traxxis, устанавливается устройство Digital Maximizer. Мотор может управляться либо в ручном режиме, либо дистанционно. Предусмотрено два варианта «дистанции» — проводная и с применением беспроводной системы CoPilot. Причем пульт беспроводного управления может быть установлен как в любой части катера, так и быть в руках (фото 7) или на амуниции шкипера. Для особо увлеченных рыбалкой, кому управление мотором не интересно, в комплекте мотора предусмотрена кнопка AutoPilot. Встроенный компас обеспечивает удержание катера на курсе, несмотря на наличие волн и ветра. Отличительной чертой моторов PowerDrive V2 является рабочее напряжение – оно может быть и 12, и 24 Вольта.

Продолжает серию модель Engine Mount 55. Она устанавливается на антикавитационную плиту основного мотора судна. Регулировка оборотов на этом моторе – плавная, она производится с пульта дистанционного управления. Управление поворотом самого мотора производится штурвалом или румпелем основного мотора. Так же, как и в двух вышеперечисленных моделях, в конструкции Engine Mount есть Digital Maximizer.

Особенности эксплуатации лодочных электромоторов

И в завершение хотелось бы немного остановиться на особенностях эксплуатации лодочных электромоторов.

Начнем с силы тока, а если точнее — то особенностей работы под таким током. Электротехника – наука о контактах, плохой контакт – плохая работа мотора, большие потери на нагрев и риск не только быстрого выхода приборов из строя. И с точки зрения пожароопасности плохой контакт до хорошего не доведет.

1. Клеммы аккумулятора не должны иметь загрязнений и следов окислов. За их состоянием нужно регулярно следить и при необходимости — чистить.

2. Клеммы проводов также требуют пристального внимания, особенно поверхности и качество заделки многожильного провода. Провода должны очень надежно фиксироваться на клеммах аккумулятора, это обязательно нужно проверять перед включением лодочного электрмотора и периодически контролировать на рыбалке. Если вы заметили ослабление клеммы, то не стоит устранять неисправность при включенном злектромоторе, под напряжением, лучше мотор все-таки при этом отключить.

3. Большой ток в цепи вызывает сильный нагрев и самого мотора. Поэтому кратковременное включение мотора с винтом в воздухе допустимо лишь для проверки работоспособности мотора. Любое длительное включение должно быть лишь в воде. Пострадать от перегрева могут и обмотки мотора, и сальники.

4. Сам корпус мотора и сальники герметичны, а вот если вода попадет сверху со стороны штанги, например, если мотор упал в воду, то мотор следует очень тщательно просушить в течение суток, прежде чем на него подавать напряжение.

Источник

Поделиться с друзьями