Лодочный мотор нептун где выпускают

Нептун (лодочный мотор)

«Нептун» — марка подвесных лодочных моторов, выпускавшихся московским машиностроительным предприятием имени В. В. Чернышева в период с конца 60-х годов XX-го века по 2008 год. Всего выпускалось 4 модификации: «Нептун», «Нептун-М», «Нептун-23» и «Нептун-25». Все моторы этого ряда имеют одинаковые размеры и множество унифицированных деталей. Отличия заключаются только в настройках двигателя, применяемом карбюраторе и системе зажигания. Нептун — двухцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель с водяным охлаждением российского производства (московский завод «Красный Октябрь», в наше время завод сменил имя: «Московское машиностроительное предприятия им. Чернышева»).

Двигатели всех моторов «Нептун» (кроме «Нептун-25») имеют рабочий объем 346,6 см 3 . Поршни и кольца унифицированы с двигателями мотоцикла «ИЖ-Юпитер». «Нептун-25» имеет рабочий объем 410 см³, оригинальные поршни, а кольца унифицированы с ПЛМ «Вихрь-М»

Самой массовой модификацией мотора Нептун стала модель «Нептун-23». Его мощность двигателя при оборотах коленчатого вала примерно 5000 об./мин должна соответствовать примерно 23 л.с. при рабочем объеме цилиндров — примерно 350 см 3 . На двигатель установлен штатный гребной винт диаметром/шагом 230/280мм. Вес двигателя 44 кг. Расход топлива мотора «Нептун-23» — не более 8,7 кг/ч (в качестве топлива используется смесь бензина А-76 с маслом типа М-12ТП).

Некоторые особенности двигателей «Нептун»

Зажигание контактное (МН-1 с выносными трансформаторами ТЛМ).

Топливный насос — унифицированный с «Вихрем» и «Приветом».

Трёхканальная возвратно-петлевая схема продувки цилиндров.

Тяга реверса — разъёмная, что позволяет легко снимать редуктор.

Изо всех отечественных моторов сравнимой мощности «Нептун-23» самый «тихий» за счет того, что двигатель крепится к подвеске через резиновые амортизаторы и таким образом отсутствует прямой металлический контакт двигателя с корпусом лодки, служащий проводником звука от остальных лодочных моторов.

Основные недостатки «Нептун — 23» 70-х годов

Недостатков у «Нептуна-23» семидесятых годов выпуска было немного.

Между поддоном и дейдвудом был кольцевой зазор, через который на большой волне свечи заливались водой. Любители закрывали этот зазор специально вырезанной резиновой накладкой.

Латунная втулка резиновой крыльчатки помпы охлаждения имела совершенно гладкую цилиндрическую поверхность, к которой приваривалась резина. Это приводило к тому, что чрезмерно «зажатая» крыльчатка проворачивалась на втулке, что приводило к отказу системы охлаждения. Этот недостаток устранялся выполнением в крыльчатке трёх резьбовых отверстий между лопастями и дополнительным креплением резины к втулке тремя винтами.

Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции «Ветерков»), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.

В последние годы выпускался «Нептун» в двух модификациях — с обычным и электронным бесконтактным зажиганием. Последний вариант немного дороже, но предпочтительнее, т.к. эксплуатация подвесного мотора связана с большой влажностью, а мотор с отсыревшими контактами не так просто завести. Моторы «Нептун», по отзывам большинства водников, существенно выигрывают у моторов «Вихрь» по таким показателям как надежность, экономичность, а также удобство в эксплуатации. Доработка «Нептуна» более проста и не столь трудоемка.

Документация, руководства, статьи, тесты посвященные моторам «Нептун».

Другая информация о моторах «Нептун»

Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23». Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2005. — 304 с.
В книге приведены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Вихрь-30» и «Нептун-23», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту.
Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, методы их диагностики и устранения. Широко использован долголетний опыт многих любителей по разборке, сборке и усовершенствованию моторов. Приводятся чертежи и схемы приспособлений и устройств, применяемых при ремонте и эксплуатации моторов, а также справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
Пособие предназначено как для любителей-водомоторников, так и для работников ремонтных мастерских.

Читайте также:  Мотор с водометом китай

Усовершенствование и ремонт моторов «Нептун», «Москва»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Усовершенствование и ремонт моторов «Нептун», «Москва». Справочник. — М.:
«Издательский Дом Рученькиных», 2004. — 128 с.
В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельному ремонту и модернизации основных узлов и систем моторов. Рассмотрены методы устранения характерных недостатков и неисправностей, присущих моторам «Нептун» и «Москва» разных модификаций. Приведены технические характеристики и данные по взаимозаменяемости наиболее ходовых деталей моторов. Описаны наиболее надежные и удобные конструкции систем дистанционного управления.
Пособие предназначено для любителей-водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.

«Нептун — 23» — тюнинг в домашних условиях
В прошлом сезоне редакция КиЯ приобрела “Нептун-23” 1999 г. выпуска. Мотор был абсолютно новый, но, как видно, “несчастливый”. Для начала нас насторожил тот факт, что на заводе не было залито масло в редуктор. Но главные беды ждали впереди: мотор с трудом запускался, на ходу давал перебои и вибрировал. Когда мы отвинтили свечи, то обнаружили на них белесую эмульсию — вода из системы охлаждения каким-то образом попадала в цилиндры. Замена прокладок под крышками водяной рубашки ситуацию не улучшила, и мотор отправили в специализированную мастерскую. Диагноз поставили быстро — гильза одного из цилиндров была запрессована в блок не до конца, отчего при затяжке болтов покоробилась головка блока. Однако и после ремонта мотор вел себя не лучшим образом — вода по-прежнему попадала в цилиндры, хотя и в меньшем количестве.

«Нептун» против «Вихря»
или почему «Вихрь» «тянет» хуже других моторов.

Установка дистанционного управления на моторы «Нептун»
Конструкция выпускаемого в настоящее время лодочного мотора «Нептун-23», а при некоторой доработке и «Нептунов» всех предыдущих моделей, позволяет установить на них любой тип дистанционного управления из выпускаемых в стране.

Воздушная заслонка для карбюратора «Нептуна-23»
Предлагаю усовершенствовать систему «подсоса» карбюратора для улучшения запуска подвесных моторов «Нептун» в холодное время года. Запуск уверенно происходит после одного-двух рывков, двигатель работает устойчиво даже при закрытой заслонке «подсоса» — свечи не заливаются горючей смесью. Система опробована в течение одного сезона, особенно хорошо показала себя на старых изношенных моторах.

«Нептун-23» глазами владельца
Лодочный мотор «Нептун-23» является ныне одним из наиболее распространенных у нас подвесных моторов. Эта популярность вполне заслужена: мотор имеет современную конструкцию, экономичен, удобен, недорог, а главное — надежен в эксплуатации.

Ремонт подвесного мотора «Нептун-23»
Первые «Нептуны» были выпущены в 1967 г. Однако действительно популярным этот мотор стал с 1972-1973 г., когда завод (ныне Моск. маш. ПО) «Красный Октябрь» освоил производство новых модификаций — «Нептун-М» и «Нептун-23». Благодаря высокой надежности двигателя большинство владельцев «Нептунов» успешно эксплуатируют эти моторы помногу лет без ремонта и разборки. Лишь после пяти — восьми сезонов интенсивной эксплуатации (500-800 часов работы) приходится констатировать, что двигатель начинает хуже заводиться и мощность его заметно падает. Конечно, бывают случаи, когда некоторым владельцам приходится заниматься ремонтом раньше этого срока, однако поломки двигателя вызваны, как правило, нарушением инструкции по эксплуатации.

Комплектация поставки подвесных лодочных моторов Нептун
Комплектация поставки подвесных лодочных моторов Нептун 23, Нептун 23Э, Нептун 25 и Нептун 25Э

Читайте также:  Двухтактные моторы для садовой техники

Технические характеристики подвесного лодочного мотора Нептун-25 Э
Что поменялось в новой модификации подвесного лодочного мотора Нептун-25 Э

Инструкция по установке электростартера на лодочные моторы «Нептун»
Подробная инструкция по установке электростартера на лодочные моторы «Нептун»

Источник

Возобновление производства лодочного мотора «Нептун»

Несомненным сюрпризом для многих судоводителей-любителей и спортсменов будет известие о том, что Акционерным Обществом открытого типа «Московское машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева» возобновлен выпуск подвесного лодочного мотора «Нептун», о котором в прошлые годы немало писалось на страницах «Катеров и Яхт». Учитывая, что возобновленный журнал «КиЯ» будут читать и молодые читатели нового поколения, ничего не знающие ни об этом моторе, ни о его заводе-изготовителе, будет полезно сказать об этом несколько слов.

Технические данные

Тип двигателя двухтактный, карбюраторный
Число цилиндров 2
Диаметр цилиндра, мм 61.76
Ход поршня, мм 58
Рабочий объем, см 346
Мощность двигателя при 5250—5750 об./мин, л.с. 23
Масса, кг 44
Емкость топливного бака, л 20
Генератор, В (Вт) 12 (40)
Топливо бензин А-76
с маслом МГ-8А, М-8В, М-12ТП или МГД-14М
Гребной винт 3-лопастмой шаг/диаметр, мм:
штатный (красный) 280/230
дополн. скоростной (морской волны) 300/240
дополн. груз, (белый) 220/260

АООТ ММП им. В. В. Чернышева — бывший завод «Красный Октябрь» — одно из наиболее известных моторостроительных предприятий авиационной промышленности. поставляющее двигатели для самолетов-истребителей «МИГ». Благодаря реконструкции и модернизации, проведенным за последнее десятилетие. завод представляет собой современное предприятие с передовой технологией и мощным производственным потенциалом. Завод имеет литейное. штамповочное, гальваническое и инструментальное производства, механические и механосборочные цеха, современный испытательный комплекс и возможность применения самых прогрессивных методов контроля качества изделий. В настоящее время в связи с конверсией предприятие приступило к выпуску турбовинтового двигателя для пассажирского самолета местных воздушных линий ИЛ-114.

С 1985 г завод носит имя своего бывшего директора, в течение нескольких десятилетий бессменно руководившего предприятием — В. В. Чернышева. Стоит особо подчеркнуть, что Владимир Васильевич много внимания уделял и производству гражданской продукции. Именно при нем было организовано крупносерийное производство лодочных подвесных моторов «Москва» и «Нептун».

Производство мотора «Москва» мощностью 10 л. с. продолжалось с 1964 по 1969 год. а затем было передано Ржевскому механическому заводу. Таким образом, АООТ ММП им. В. В. Чернышева имеет давние — более чем 30-летние традиции работы на армию любителей водно-моторного спорта и туризма.

Первая двухцилиндровая модель с маркой «Нептун» — это был «Нептун-18» мощностью 18 л.с. — поступила в продажу в 1967 г. 1 и сразу же коллектив завод-чан. занятый производством лодочных моторов, развернул работу не просто по устранению отдельных замеченных недостатков. а по планомерному совершенствованию продукции. Тщательная доводка того же двигателя позволила повысить его мощность на 2 л.с. и с конца 1971 г. на прилавках магазинов появился 20-сильный «Нептун-М». Весь следующий год заводские конструкторы посвятили модернизации силовой головки мотора В частности, добавив еще один продувочный канал, получили трехканальную петлевую продувку, что дало возможность добавить еще 3 л.с. Усовершенствовали карбюратор, изменили место забора воды в систему охлаждения, стали выпускать новый гребной винт с шагом 280 мм наряду со «скоростным», имевшим шаг 300 мм. Вот эта модель, широко известная как «Нептун-23», и стала серийной продукцией на многие годы вплоть до 1987 г, когда выпуск лодочных моторов на заводе был практически прекращен по всем известным общим причинам.

Интересно отметить, что указанное выше увеличение мощности с 18 до 23 л.с. было обеспечено при неизменном рабочем объеме цилиндров (346 см 3 ) и. практически, неизменном весе мотора (43-44 кг), а удельный расход топлива существенно снизился: с 440 г/л.с.ч. у «Нептуна-18» до 380 у наиболее мощной модели «Нептун-23».

Читайте также:  Разбор мотора от явы

Было бы несправедливым, говоря об опытно-конструкторской деятельности «Красного Октября», не упомянуть и разработку трехцилиндровой 33-сильной модели Напомним, опытные образцы «Нептуна-33 — были впервые показаны на VIII Всесоюзных водно-моторных соревнованиях на приз «КиЯ» и успешно прошли 80-километровую трассу гонки. Однако начавшиеся сложности с реализацией моторов заставили отложить вопрос о постановке трехцилиндрового «Нептуна» на конвейер.

Подчеркнем главное В общей сложности завод выпустил не менее 250 тыс. «Нептунов-23» и этот мотор завоевал признание. Именно добрая слава «Нептуна-23» позволила после почти десятилетнего перерыва заговорить о возобновлении его серийного выпуска. Разумеется, это не значит, что мотор 1997 г. ничем не будет отличаться от модели 1973 г.

Перечислим хотя бы некоторые основные улучшения «Нептуна».

После возобновления производства (а уже выпущено свыше 20 тыс. модифицированных «Нептунов») вместо карбюратора К-36/1 устанавливается новый карбюратор К-62Л, устранивший возможность проливания топливной смеси в воду и имеющий пусковое (обогатительное) устройство с дистанционным управлением. Несколько изменена форма капота со встроенной ручкой для откидки мотора из воды Изготовлена первая партия моторов с ЭСЗ, а в 1997 г. все «Нептуны-23» будут выпускаться с электронной бесконтактной системой зажигания. обладающей электронным ограничителем оборотов и автоматическим изменением угла опережения зажигания.

Следует заметить, что эта новая система зажигания (изготовитель — Завод полупроводниковых приборов, г. Самара) разработана с таким расчетом, чтобы владельцам старых «Нептунов» при установке ЭСЗ не пришлось менять маховик — один из дорогостоящих узлов мотора.

Учитывая многочисленные просьбы торговых и эксплуатирующих организаций, в прошлом году мы разработали конструкцию с удлиненной дейдвудной частью (под мореходные мотолодки с высотой транца 500-520 мм) и повышенной антикоррозионной стойкостью для эксплуатации в морских условиях.

В настоящий момент опытные образцы этого «морского варианта» «Нептуна-23» проходят всесторонние испытания, а со второго полугодия 1997 г предполагается их серийный выпуск.

Разработаны также конструкция топливного бака с указателем уровня топлива (вместо знаменитой «канистры»), вариант упаковки мотора в картонную тару Ведутся работы по повышению мощности двигателя, снижению максимального уровня шума и ряду других направлений. Но уже сегодня можно уверенно сказать, -о возрожденный «Нептун» сохранил все свои лучшие качества, такие как:

  • надежность в эксплуатации, гарантируемая высоким качеством изготовления, то обусловлено наличием высококвалифицированных кадров и применением передовых авиационных технологий;
  • простота конструкции, позволяющая без специального оборудования производить ремонт мотора, даже связанный с заменой основных узлов двигателя или редуктора, что дает существенную экономию владельцу в процессе эксплуатации «Нептуна»;
  • уверенность в безусловном выполнении предприятием своих гарантийных обязательств перед потребителем, будь то оптовый покупатель или владелец единственного мотора;
  • умеренная цена на мотор в целом и запасные части к нему На конец 1996 г отпускная цена предприятия составляла 2.5 млн. рублей.

Следует добавить, что, если раньше запасные части всегда были в большом дефиците, то сейчас предприятие предлагает их в полном ассортименте и в не обходимых количествах. Все трудности которые легли на плечи российских производителей, не обошли стороной и изготовителя лодочного мотора «Нептун». Для их преодоления на предприятии разработана целевая программа, предусматривающая постоянную работу над дальнейшим повышением качества выпускаемых лодочных моторов и их технического уровня, широкое развитие сервисного обслуживания, совершенствование системы сбыта с переориентацией ее на мелкий опт.

Очень хочется надеяться, что пройдет немного времени — и «Нептун» снова будет популярен на водных просторах России.

Источник

Поделиться с друзьями