Лодочный мотор нептун с завода изготовителя

Обзор лодочных моторов Нептун

В 1967 году стартовало создание моторов «Нептун» на заводе «Красный Октябрь». Производители не стали полностью копировать зарубежные модели, но находились под их влиянием. За время существования серии выпускали несколько модификаций: «Нептун 18», «Нептун-М», «Нептун 23», «Нептун 25».

«Нептун» – двигатель с двухцилиндровым двухтактным карбюратором и водяным охлаждением.

Все модели имеют сходные размеры и однообразные детали.

Достоинства этой серии:

  • надежность (осуществляется путем использования шариковых и игольчатых подшипников качения);
  • удобство в обслуживании;
  • тихая работа;

«Нептун» – двигатель с двухцилиндровым двухтактным карбюратором и водяным охлаждением

  • топливный насос сходен с другими сериями моторов;
  • высокая производительность водяного охлаждения (за счет наличия крыльчатки);
  • надежная фиксация мотора;
  • простота в управлении (отсутствие бокового усилия на румпеле);
  • возможность установки дистанционного управления без осуществления доработок;
  • надежная система зажигания обеспечивает питание бортовой сети.

Как и у любого другого изделия, у мотора «Нептун» есть и недостатки:

  • слабое крепление гайки маховика;
  • слабый узел передачи ручки «газ»;
  • тяжелый винт с шагом 300 мм.

Технические характеристики «Нептун 18»

В 1967 году была выпущена первая двухцилиндровая модель «Нептун 18». Рабочий объем каждого из цилиндров составляет 346 см 3 . Мощность мотора 18 л. с., расход топлива 440 г/л. с. ч. Вес мотора «Нептун 18» колеблется в пределах 43–44 кг.

Сразу после выпуска модели, началась работа по ее совершенствованию.

Технические характеристики «Нептун 18»

Технические характеристики «Нептун-М»

Модифицированная модель «Нептун-М» была выпущена в начале 1972 года.

Были внесены изменения, но внешние параметры остались практически неизменными.

Мощность этой модели увеличена на 2 л. с., и составляет 20 л. с. за счет расширения в дейдвудной трубе сечения выхлопа. Несмотря на увеличение мощности, расход топлива остался неизменным. Был изменен профиль поршня, это привело к более равномерному распределению операций в двигателе и мощности по цилиндрам.

В процессе разработки повысили эксплуатационные характеристики мотора путем увеличения на 20 мм гребного винта.

Усиление коленчатого вала и реверс редуктора поспособствовало долговечности (до 500 часов) и надежности мотора.

Конструкция оснащена узлами для установки дистанционного управления поворотом мотора, дроссельной заслони карбюратора, управления реверсом. Для подключения бортовой электросети установлен штепсельный разъем.

Транспортировку и установку упрощает ручка, расположенная на заднем поддоне.

Лодочный мотор «Нептун 23»: характеристики

Производство «Нептун 23» было начато в 1972 году. Вес модели не изменился и составляет 44 кг, в моторе «Нептун 23» установлен гребневой винт 280/300 мм. Он обеспечивает согласование мотора с выпускаемыми лодками. Рабочий цилиндр остался прежним (346 см 3 ), но при этом мощность была увеличена на 3 единицы (23 л. с.). По сравнению с ранними моделями, потребление топлива снизилось на 60 единиц (до 380 г/л. с. ч.).

Лодочный мотор «Нептун 23»

В этой модели присутствует зажигание контактного типа с выносным трансформатором. Продувка цилиндра осуществляется за счет трехканальной возвратно-петлевой схемы. За счет крепления двигателя с помощью резиновых амортизаторов мотору обеспечивается тихая работа.

Даже такая модель имела некоторые недостатки. При волне, через кольцевой зазор, вода попадает на свечи, а зажатие крыльчатки приводит к перебоям в работе системы охлаждения.

Со временем эта модель совершенствовалась. А в 2004 году свет увидел «Нептун 25».

Технические характеристики «Нептун 25»

Были применены поршни с диаметром 67 мм, и за счет этого увеличен объем до 410 см 3 . Это положительно повлияло на разгонную динамику. Показатели расхода топлива, были выше, по сравнению с предыдущими моделями. Мощность увеличена до 25,5 л. с.

Как и некоторые более ранние модели, «Нептун 25» может использовать грузовой или скоростной гребневой винт.

Разработчики постарались снизить риск биение вала путем внедрения дополнительного подшипника. Система охлаждения осуществляется с помощью проточной воды, это повысило стойкость к перегреву даже при высокой загруженности.

Для поддержания спроса, мотор регулярно подвергался модернизации.

Отзывы владельцев

Александр:

Приобрел «Нептун 23» более трех лет назад. Эксплуатирую нечасто – несколько раз за лето. Практически сразу после покупки столкнулся с неисправностями:

  • не всегда заводится с первого раза, иногда для этого требуется полчаса. Для устранения неудобства пришлось переделать систему зажигания;
  • глохнет на малой скорости. Приобрел новый топливный насос;
  • со временем столкнулся с остановкой на высоких скоростях, причина крылась в зависании клапана бензонасоса.

Павел:

Пользуюсь мотором «Нептун-М» более 30 лет. За все время использования не было обнаружено ни одной серьезной неисправности. Мотор использую практически в первоначальной сборке, только блок цилиндра не родной. Я считаю, что эта модель отличная альтернатива импортным.

Сергей:

Читайте также:  Дистанционное управление лодочным мотором ниссан марин

В 2011 году приобрел мотор «Нептун 25» 2008 года выпуска. Покупал подержаным, однако в хорошем состоянии. Отъездил на нем 4 сезона. Особых недостатков не нашел. Единственное, что не понравилось, так это попадание воды в редуктор. А так мотором доволен, могу смело рекомендовать.

Источник

Возобновление производства лодочного мотора «Нептун»

Несомненным сюрпризом для многих судоводителей-любителей и спортсменов будет известие о том, что Акционерным Обществом открытого типа «Московское машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева» возобновлен выпуск подвесного лодочного мотора «Нептун», о котором в прошлые годы немало писалось на страницах «Катеров и Яхт». Учитывая, что возобновленный журнал «КиЯ» будут читать и молодые читатели нового поколения, ничего не знающие ни об этом моторе, ни о его заводе-изготовителе, будет полезно сказать об этом несколько слов.

Технические данные

Тип двигателя двухтактный, карбюраторный
Число цилиндров 2
Диаметр цилиндра, мм 61.76
Ход поршня, мм 58
Рабочий объем, см 346
Мощность двигателя при 5250—5750 об./мин, л.с. 23
Масса, кг 44
Емкость топливного бака, л 20
Генератор, В (Вт) 12 (40)
Топливо бензин А-76
с маслом МГ-8А, М-8В, М-12ТП или МГД-14М
Гребной винт 3-лопастмой шаг/диаметр, мм:
штатный (красный) 280/230
дополн. скоростной (морской волны) 300/240
дополн. груз, (белый) 220/260

АООТ ММП им. В. В. Чернышева — бывший завод «Красный Октябрь» — одно из наиболее известных моторостроительных предприятий авиационной промышленности. поставляющее двигатели для самолетов-истребителей «МИГ». Благодаря реконструкции и модернизации, проведенным за последнее десятилетие. завод представляет собой современное предприятие с передовой технологией и мощным производственным потенциалом. Завод имеет литейное. штамповочное, гальваническое и инструментальное производства, механические и механосборочные цеха, современный испытательный комплекс и возможность применения самых прогрессивных методов контроля качества изделий. В настоящее время в связи с конверсией предприятие приступило к выпуску турбовинтового двигателя для пассажирского самолета местных воздушных линий ИЛ-114.

С 1985 г завод носит имя своего бывшего директора, в течение нескольких десятилетий бессменно руководившего предприятием — В. В. Чернышева. Стоит особо подчеркнуть, что Владимир Васильевич много внимания уделял и производству гражданской продукции. Именно при нем было организовано крупносерийное производство лодочных подвесных моторов «Москва» и «Нептун».

Производство мотора «Москва» мощностью 10 л. с. продолжалось с 1964 по 1969 год. а затем было передано Ржевскому механическому заводу. Таким образом, АООТ ММП им. В. В. Чернышева имеет давние — более чем 30-летние традиции работы на армию любителей водно-моторного спорта и туризма.

Первая двухцилиндровая модель с маркой «Нептун» — это был «Нептун-18» мощностью 18 л.с. — поступила в продажу в 1967 г. 1 и сразу же коллектив завод-чан. занятый производством лодочных моторов, развернул работу не просто по устранению отдельных замеченных недостатков. а по планомерному совершенствованию продукции. Тщательная доводка того же двигателя позволила повысить его мощность на 2 л.с. и с конца 1971 г. на прилавках магазинов появился 20-сильный «Нептун-М». Весь следующий год заводские конструкторы посвятили модернизации силовой головки мотора В частности, добавив еще один продувочный канал, получили трехканальную петлевую продувку, что дало возможность добавить еще 3 л.с. Усовершенствовали карбюратор, изменили место забора воды в систему охлаждения, стали выпускать новый гребной винт с шагом 280 мм наряду со «скоростным», имевшим шаг 300 мм. Вот эта модель, широко известная как «Нептун-23», и стала серийной продукцией на многие годы вплоть до 1987 г, когда выпуск лодочных моторов на заводе был практически прекращен по всем известным общим причинам.

Интересно отметить, что указанное выше увеличение мощности с 18 до 23 л.с. было обеспечено при неизменном рабочем объеме цилиндров (346 см 3 ) и. практически, неизменном весе мотора (43-44 кг), а удельный расход топлива существенно снизился: с 440 г/л.с.ч. у «Нептуна-18» до 380 у наиболее мощной модели «Нептун-23».

Было бы несправедливым, говоря об опытно-конструкторской деятельности «Красного Октября», не упомянуть и разработку трехцилиндровой 33-сильной модели Напомним, опытные образцы «Нептуна-33 — были впервые показаны на VIII Всесоюзных водно-моторных соревнованиях на приз «КиЯ» и успешно прошли 80-километровую трассу гонки. Однако начавшиеся сложности с реализацией моторов заставили отложить вопрос о постановке трехцилиндрового «Нептуна» на конвейер.

Подчеркнем главное В общей сложности завод выпустил не менее 250 тыс. «Нептунов-23» и этот мотор завоевал признание. Именно добрая слава «Нептуна-23» позволила после почти десятилетнего перерыва заговорить о возобновлении его серийного выпуска. Разумеется, это не значит, что мотор 1997 г. ничем не будет отличаться от модели 1973 г.

Перечислим хотя бы некоторые основные улучшения «Нептуна».

После возобновления производства (а уже выпущено свыше 20 тыс. модифицированных «Нептунов») вместо карбюратора К-36/1 устанавливается новый карбюратор К-62Л, устранивший возможность проливания топливной смеси в воду и имеющий пусковое (обогатительное) устройство с дистанционным управлением. Несколько изменена форма капота со встроенной ручкой для откидки мотора из воды Изготовлена первая партия моторов с ЭСЗ, а в 1997 г. все «Нептуны-23» будут выпускаться с электронной бесконтактной системой зажигания. обладающей электронным ограничителем оборотов и автоматическим изменением угла опережения зажигания.

Читайте также:  Термостат для 402 мотора волги

Следует заметить, что эта новая система зажигания (изготовитель — Завод полупроводниковых приборов, г. Самара) разработана с таким расчетом, чтобы владельцам старых «Нептунов» при установке ЭСЗ не пришлось менять маховик — один из дорогостоящих узлов мотора.

Учитывая многочисленные просьбы торговых и эксплуатирующих организаций, в прошлом году мы разработали конструкцию с удлиненной дейдвудной частью (под мореходные мотолодки с высотой транца 500-520 мм) и повышенной антикоррозионной стойкостью для эксплуатации в морских условиях.

В настоящий момент опытные образцы этого «морского варианта» «Нептуна-23» проходят всесторонние испытания, а со второго полугодия 1997 г предполагается их серийный выпуск.

Разработаны также конструкция топливного бака с указателем уровня топлива (вместо знаменитой «канистры»), вариант упаковки мотора в картонную тару Ведутся работы по повышению мощности двигателя, снижению максимального уровня шума и ряду других направлений. Но уже сегодня можно уверенно сказать, -о возрожденный «Нептун» сохранил все свои лучшие качества, такие как:

  • надежность в эксплуатации, гарантируемая высоким качеством изготовления, то обусловлено наличием высококвалифицированных кадров и применением передовых авиационных технологий;
  • простота конструкции, позволяющая без специального оборудования производить ремонт мотора, даже связанный с заменой основных узлов двигателя или редуктора, что дает существенную экономию владельцу в процессе эксплуатации «Нептуна»;
  • уверенность в безусловном выполнении предприятием своих гарантийных обязательств перед потребителем, будь то оптовый покупатель или владелец единственного мотора;
  • умеренная цена на мотор в целом и запасные части к нему На конец 1996 г отпускная цена предприятия составляла 2.5 млн. рублей.

Следует добавить, что, если раньше запасные части всегда были в большом дефиците, то сейчас предприятие предлагает их в полном ассортименте и в не обходимых количествах. Все трудности которые легли на плечи российских производителей, не обошли стороной и изготовителя лодочного мотора «Нептун». Для их преодоления на предприятии разработана целевая программа, предусматривающая постоянную работу над дальнейшим повышением качества выпускаемых лодочных моторов и их технического уровня, широкое развитие сервисного обслуживания, совершенствование системы сбыта с переориентацией ее на мелкий опт.

Очень хочется надеяться, что пройдет немного времени — и «Нептун» снова будет популярен на водных просторах России.

Источник

ИСТОРИЯ МОТОРОВ \»НЕПТУН\»

Мы решили предложить вам серию статей с историей и обзорами отечественных лодочных моторов. Первым гостем стал мотор «Нептун».

Московский завод «Красный Октябрь» (не тот, о котором вы могли подумать) изначально занимался выпуском авиационных двигателей. Занимается он этим и по сей день, только теперь он называется «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева». Завод выпускал и выпускает двигатели
для такого распространенного и важного самолета, как МиГ-29 и не только.

Однако судьба завода также тесно переплетена с лодочными моторами. Изначально на заводе параллельно с выпуском основной продукции с 1955 года был налажен выпуск моторов»Москва», «Москва-М» и «Москва 12.5», однако данное производство в 1963 году было передано на «Ржевский моторостроительный завод». Как я уже писал в предыдущих постах 60е-70е годы были своего рода золотым веком развития лодочных моторов, маломерных судов и водно моторного спорта в СССР. Поэтому заводчане озадачились созданием принципиально нового мотора. Как и в других случаях, своего придумывать не стали и за основу был выбран шведский мотор Electrolux Archimedes Е20. Впрочем, мотор был современен и имел очень удачную конструкцию, так что в отличие от самарцев с «Вихрем”, скопированным с раритета 50х годов, к коллективу»Красного Октября» вопросов нет.

Первые серийные образцы мотора Союз увидел в 1967 году. Мотор получил имя «Нептун” и имел 18 л.с. при 346 куб. см.объема. Уже первые образцы мотора, даже не смотря на детские болезни, оказались принципиально лучше тех же «Вихрей» по целому ряду пунктов. Мотор был очень удобен при разборке, все было продумано так, что практически любой узел мотора разбирался без разборки остальных частей. «Нептун» имел надежный редуктор с четким переключением передач, мощное охлаждение и надежную систему зажигания МН-1 с генераторными катушками для освещения лодки. Также мотор
изначально снабжался пластиковым кожухом, что было нововведением среди лодочных моторов СССР тех времен.

«Нептун» все же имел ряд чисто технических недостатков,которые возникают при запуске в серию любой новой техники.Поэтому завод сразу бросился их исправлять. В ходе работы над ошибками была также увеличена степень сжатия, что позволило снять с мотора 20 л.с.. Доведенный до ума мотор получил
наименование «Нептун-М» и пошел в серию практически сразу за своим родителем.

Мотор был хорош во всем. Его было удобно переносить, он легко управлялся, имел надежный ручной стартер, у которого в отличие от вихревского отсутствовала проблема перетирания пускового шнура за счет установки ролика. У «Нептуна» был отлично уплотнен редуктор и при своевременной замене уплотнений воду не пропускал.

Читайте также:  Terhi 4110 с мотором

Уже в 1971 году завод проводит ещё одну модернизацию мотора.В серию запускается легендарный «Нептун 23». Добиться увеличения мощности на три силы удалось за счет применения трехканальной возвратно-петлевой продувки двигателя (ранее была двухканальная), что было очередным ноу-хау для нашей промышленности.

Параллельно с выпуском основной модели был налажен штучный выпуск трех цилиндрового мотора «Нептун 33». Об особенностях эксплуатации данного мотора ничего неизвестно,однако иногда он проскакивает на вторичном рынке.

И все было бы хорошо, но настал 1981 год, когда правительство СССР приняло одно из наиболее спорных своих решений. Было объявлено о борьбе за экологию, в связи с чем стоимость лодочных моторов и самих лодок существенно возросла, также начались запреты на эксплуатацию лодок на некоторых
водоемах. Плюс к этому выросли цены на бензин. Как результат производство многих лодок в СССР было прекращено и так и не возродилось, хотя многие из них были бы крайне актуальны и сейчас. Встало и производство лодочных моторов, в частности»Нептуна». На плаву удалось удержаться лишь ульяновцам с их»Ветерками» и самарцам с «Вихрями» за счет низкой стоимости продукции. Однако и им пришлось отказаться от дальнейшей модернизации своих продуктов, что в конечном итоге вылилось в чудовищном отставании от зарубежных конкурентов уже к началу 90х. 90е тоже были не лучшим временем для модернизации, в итоге то решение 1981 года привело к полному закрытию данной отрасли на территории нашей страны. «Красный Октябрь», у которого «Нептун» был продукции второго плана, в такой ситуации отказался от его производства, не думая.

Однако «Нептуну», единственному из моторов, уничтоженных решением 1981 года, было суждено возродиться из пепла, но уже в другой стране, с другим строем, на заводе с другим названием.В 1994 году «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева» снова запускает «Нептун 23» в серию, снабдив его новым колпаком с новой ручкой-воздухозаборником,электронным зажиганием и карбюратором К-65, который имел более удобные настройки, чем старый К-36 и позволял экономить топливо. Следует отметить, что в отличие от всех других когда-либо выпущенных отечественных моторов, «Нептун 23» до конца выпуска отличался качественной покраской и не плохим дизайном.

По желанию мотор мог комплектоваться электро стартером. Также «Нептун 23” снабжался тремя типами винтов:

  • грузовым (белым),
  • универсальным (красным)
  • скоростным (синим)

Более того, к мотору подходили винты от меторов «Москва» и от большинства импортных моторов, что позволяло подобрать оптимальный винт под конкретную лодку.

Где-то в начале 2000х заводом был освоен выпуск мотора»Нептун 25″. Этот мотор имел уже другой блок цилиндров объемом 410 куб. см., в остальном мало чем отличался от своего менее мощного собрата.

Плюсы мотора расписаны на протяжении всего поста, поэтому отдельно перечислю лишь минусы. Если в случае с «Вихрями»мне приходилось высасывать из пальца хоть какие-то их плюсы,то здесь мне придется делать то же самое с минусами.

1. Передней ход включался вытягивание штока «на себя», что было довольно нестандартно и могло приводить к авариям и выпадению из лодки людей, привыкшим к традиционной системе,такой, как на «Вихрях”.

2. Расход топлива, особенно на карбюраторе К-36 был все же велик. Доведенный до ума «Вихрь М» выигрывал по расходу за счет скорости. Однако испытания «Вихря» и «Нептуна» в заводском исполнение показали, что «Нептун» быстрее за счет лучшей гидродинамики подводной части.

3. Редуктор быстро выходил из строя, в случае попадания в него воды, однако его хорошая герметизация делала такой исход маловероятным.

Выпуск данного мотора остановился во многом по тем же причинам, что и выпуск «Ветерков» и «Вихрей». Это кризис 2010 года, наплыв китайской техники и подержанной японской техники. Завод старался делать мотор качественно, поэтому и цена была высока около 65000 рублей. Народ предпочитал взять за эти деньги какого-нибудь подержанного японца. Более того,мотор оставался второстепенной продукцией завода и за сохранение его производства заводу биться смысла не было. В итоге мы потеряли один из лучших моторов, производимых нашей промышленностью. Лучше, пожалуй, был только «Привет 22», но его история была коротка и закончилась все в том же 1981 году, о нем следующий пост. Можно смело сказать, что за счет высокого качества изготовления и очень низкого шума двигателя мотор был бы конкуренто способен и сейчас, если бы не тяжелая экономическая ситуация. Лично я считаю, что если бы производство мотора было перенесено из Москвы в Ульяновск или Самару, где заводы были изначально заточены под выпуск именно лодочных моторов, можно было бы сохранить и мотор и один из тех заводов.

Источник

Поделиться с друзьями