Лодочные моторы по мелководий

Серия моторов «Ермакъ» для самых жестких условий эксплуатации

Возможно, вы удивитесь, но существуют сведения о том, что первые опыты по применению водометного двигателя проводились задолго до изобретения всем нам хорошо известного гребного винта. Попытки увеличить КПД судовых двигателей с помощью водометов продолжаются без малого 300 лет, периодически переживая вспышки интереса и популярности.

Принцип работы

Если разобраться, то схематически и гребной винт и водометный двигатель работают по одному принципу. Лопатки насоса водомета подобно лопастям гребного винта берут воду со стороны носа судна и придав ей ускорение выталкивают в корму. Только происходит этот процесс не под днищем корабля, а в трубе, канале или тоннеле, как кому будет угодно, находящемся внутри судна и струя воды из водомета не уходит незамеченной вниз, а выталкивается из сопла, расположенного над поверхностью воды.

Таким образом, струя, выбрасываемая из сопла, создает реакцию благодаря которой судно движется вперед. Маневренность корабля с водометным двигателем достигается благодаря подвижности сопла в горизонтальной плоскости, а торможение и реверсивный ход изменением направления струи из сопла при помощи специальной заслонки.

Важные моменты и советы

Для самодельной модели делают область для крепления двигателя. Дешевле и легче применять вёсла. Материалом для весла может стать доска из берёзы с толщиной 35 мм. Шип с ручкой ставится на конец веретена. Специальными накладками можно защитить кромки лопастей. Далее можно весло загрунтовать и покрасить. Лодки самодельного типа можно оформлять по-разному.

Созданная своими руками лодка для рыбалки из фанеры по своей «живучести» может превзойти пластиковые и резиновые модели. Проработает такой катер от пятнадцати до двадцати лет. Создайте судно самостоятельно и наслаждайтесь рыбной ловлей. Ну и, конечно, перед началом работы стоит определиться, какой катер вам всё-таки нужен: разборный или складной.

Достоинства и недостатки

Давайте теперь и мы попробуем разобраться подробно в причинах популярности водометов среди одних судовладельцев и такой же горячей нелюбви других. Итак,плюсы:

  1. Основное достоинство водометных двигателей, это способность оборудованного ими судна передвигаться по мелководью. Отсутствие выступающих за обводы механизмов допускает не только подход к пологому берегу, но и возможность «залезть» на него. Мало того, включив реверсивный ход, такое судно струей воды способно самостоятельно стащить себя обратно в воду. Эти качества водометных движителей сполна используются военными, полицейскими и силами специального назначения при проведении молниеносных операций.
  2. Безопасность. Вращающиеся части водомета спрятаны в корпусе, исключая возможность травмировать находящихся в воде людей. Очень важное качество для любого спасательного судна. Кстати, гидроциклы и буксировщики воднолыжников именно поэтому оборудованы исключительно водометами.
  3. Защищенность подвижных частей работающего двигателя от различного плавающего мусора. Для каботажного, портового флота немаловажный нюанс. Да и рыболовам-охотникам, часто забирающимся в плавни и болота, такая способность явно придется по душе.
  4. Плавность хода и отсутствие вибрации и крена, плюс для любого прогулочного судна.
  5. Сравнительно простой спуск на воду и подъем из воды обратно.

И немного о недостатках:

  1. Высокая стоимость. В среднем водометный двигатель стоит в 1,5¬-2 раза дороже своего винтового собрата.
  2. Сложность в управлении судном с водометом у тех, кто привык к винто-рулевому комплексу. Причина в том, что у водомета очень мягкое и медленное сцепление и многие новички, привыкшие к немедленной реакции мотора на винтах, выжимают газ до отказа и получают «немного не тот эффект» в результате.
  3. Обрастание канала если судно долгое время находится в воде без движения. Заросший канал «крадет» до 20% скорости катера. Чистка же, требует основательной разборки двигателя, что является весьма трудоемким процессом.
  4. Существенная потеря мощности из-за трения воды в канале. Этому способствуют и технологически обоснованные места сужения на выходе канала и решетка всасывания на входе.

Причины актуальности выбора

Мелким условно можно счесть водоем (реку, пруд, озеро), где глубина составляет до полутора метров. При этом очень часто его дно покрыто толстым слоем ила, мусора, там покоятся коряги, остатки стройматериалов от разрушившихся или недостроенных мостов, дамб и т. п. Мелководными водоемами в той или иной степени является большинство небольших рек и лиманов.

Читайте также:  Лодочный мотор меркури f4m

Чтобы спокойно передвигаться по ним, необходимо иметь оптимальную лодку для мелководья. Крупногабаритное судно, такое, как катер, не всегда подойдет для этого. Он может просто сесть на мель, повредить винт или вал двигателя, в худшем случае получить пробоину днища. Лодки для мелководья, в том числе, например, для горных рек — быстрых, норовистых, но неглубоких, должны обладать следующими характеристиками:

  • малая осадка;
  • небольшие размеры и масса;
  • плоское дно либо слабо выраженный v-образный киль;
  • прочный корпус + запас по непотопляемости;
  • хорошая остойчивость;
  • специальный мотор для мелководья.

Такими характеристиками обладают, как правило, либо надувные лодки из ПВХ, либо пластиковые — с жестким корпусом из полиэфирных смол и/или композитных материалов.

К лодочным моторам для мелководья также предъявляются схожие требования — они должны обеспечивать уверенное движение по неглубокому участку с небольшой скоростью, при этом по сути работать в подповерхностном слое. При этом такому мотору желательно иметь защиту от попадания в механизм ила, грязи, ряски и т. п., которых всегда много в мелких, часто заболоченных речках и прудах.

Области применения

Конструкционные особенности позволяют использовать водометные двигатели на следующих типах судов:

  • военные катера, обеспечивающие высадку десанта;
  • патрульные катера и лодки различных государственных служб, требующие быстрого подхода и отхода от берега;
  • пожарные суда, использующие водометный двигатель в качестве водяного насоса;
  • прогулочные катера и яхты,высаживающие и принимающие группы туристов в самых труднодоступных местах побережья;
  • спортивные лодки, буксирующие за собой воднолыжников;
  • спасательные суда, вынужденные маневрировать в непосредственной близости от терпящих бедствие людей;
  • гидроциклы;
  • многие виды плавающей военной техники идут по воде именно на водометных моторах.

Выбор между ПВХ и пластиком

«Лучшим другом» рыболова уже много лет считается надувная лодка. Ее несомненными достоинствами являются:

  • транспортабельность;
  • малая осадка в воде (даже с большой загрузкой)
  • отличная остойчивость.

Надувные лодки настолько устойчивы, что выдерживают даже скопление груза и пассажиров на одном борту, тогда как, например, шлюпка при этом легко может перевернуться. Благодаря малому весу они легко перетаскиваются волоком по берегу, если в этом возникает необходимость.

Существует большое разнообразие надувных лодок и катеров для разных целей (вплоть до спасательных операций на море), но нас сейчас интересует только небольшое плавсредство для двух-трех человек, гребное либо предусматривающее тихий маломощный мотор (до 4-х л.с. мощностью). Использование более мощных двигателей в данном случае нерационально.

Так как мелкая речка, пруд или озеро при передвижении по ним создают опасность повреждения плавсредства, во главе угла оказывается сочетание малой осадки с плоским дном повышенной прочности.

Максимальной прочностью обладают стальные и дюралиминиевые лодки, но они предназначены для передвижения по глубоким участкам. Плоскодонки из дерева неплохи, но промышленным способом уже давно не производятся.

Водометные насадки для подвесных лодочных моторов

Водометная насадка – приспособление, позволяющее за час – два, даже новичку, переделать обычный подвесной мотор в полноценный водомет. По сути это центробежный насос, который с помощью лопастей импеллера (рабочего колеса), через водозаборник втягивает в двигатель воду и выталкивает под давлением в сторону противоположную движению лодки.

Плюсы водометных насадок:

  • Возможность включения реверса на полном ходу вперед,дающее мощнейший тормозной эффект.
  • Отсутствие переключений в редукторе – отсутствие износа механизма.
  • Несложное техническое обслуживание. Периодически (раз в 10-12 часов) требуется шприцевание специальной водостойкой смазкой.
  • Безопасность людей в воде около лодки (выше обсуждалось).

Минусы водометных насадок:

  • По разным оценкам после установки насадки мощность на выходе упадет на 20-30%.
  • Достаточно дорогой и хлопотный ремонт.

Мотор, сделанный с использованием триммера

Прежде чем начать делать самодельный мотор для лодки необходимо определиться с выбором основы, из которой будет взят двигатель и прочие важные для сборки детали. В данном случае будет использоваться триммер. Помимо этого варианта существует еще множество, в которых используется все, даже обыкновенный шуруповерт.

Однако газонокосилка выигрывает по многим параметрам, а конструкция ее двигателя наиболее близка к конструкции покупного лодочного мотора. Это доказывают чертежи, которые многие мастера сравнивали, перед тем как делать выбор, что брать за основу самодельного двигателя для лодки. И так рассмотрим:

  • Двигатель, который сэкономит огромное количество топлива (так как газонокосилка часто используется). Более того, он может быть четырехтактным, как и на обычных моторных лодках. Однако это бывает очень редко и в основном он двухтактный
  • Во всех ручных бензиновых косилках используется пластиковый и полупрозрачный бак, позволяющий постоянно следить за количеством топлива в нем
  • Внутренняя часть конструкции предрасполагает к тому, что ее можно легко переделать под лодочный мотор, не сильно напрягаясь
Читайте также:  При горячем моторе глохнет

Основной сложностью при переделке триммера является то, что двигатель косилки не всегда сможет осилить передвижения по воде. Связано это, прежде всего с разной технологией работы каждого из двигателей.

На бензиновой косилке он имеет большое количество оборотов из-за малого крутящего момента. Для лодочного же нужна абсолютно противоположное. Однако это легко исправляется. Но для этого обязательно необходимы инструменты (они имеются у каждого) и чертежи.

Основной перечень инструментов необходимых для работ:

  • Сам триммер – основа будущего мотора лодки. Так как чаще всего самодельный мотор делается для резиновой лодки, имеющий небольшой вес и размер, мощность триммера может быть небольшой – около 0,8 кВт. Даже такая небольшая мощность сможет обеспечить среднюю человеческую скорость 5-7 км в час. Однако если мотор делается для более тяжелой и массивной лодки, следует выбирать косилки с более высокой мощностью
  • Материал, который идеально подойдет для изготовления винта (это можно сделать в домашних условиях), чаще всего им выступает дюралюминий толщиной около 2 мм
  • Тиски или любой другой инструмент, позволяющий закреплять объекты (в данном случае мотор на лодку)
  • Аппарат для сварки металла (любой, но лучше полуавтоматический)

Обзор популярных моделей водометных насадок на лодочные моторы

Водометные насадки абсолютно без проблем становятся на подвесной лодочный мотор любой известной фирмы:Yamaha, Honda,Tohatsu,Suzuki и многих китайских клонов, являющихся точными копиями известных мировых брендов. Важное замечание, при правильном подборе водометной насадки, манипуляций с наращиванием транца под навесным мотором можно избежать. Установленная грамотно насадка опускается в воду лишь на высоту сопла!

Особой популярностью пользуется продукция таких фирм, как:

  • Outboard Jets, производитель США. Практически неограниченный выбор насадок на подвесные моторы, независимо от фирмы производителя, года выпуска, мощности. Примерный ценник: 100 000-150 000 рублей.
  • Yamaha, производитель Тайвань. Возможно, недоверие к производителю повлияло на цену: 50 000-80 000 рублей. Хотя заметим, рекламаций на продукцию тайваньских компаний не больше чем у остальных.
  • Suzuki, снова производство Тайвань. Довольно качественная сборка. Импеллер из нержавеющей стали. Ценник: 50 000-80 000 рублей.
  • «Карась», производитель Россия, Красноярск. Устанавливается и снимается за 10-15 минут. В зависимости от материалов цена: 40 000-50 000 рублей.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит заметить: основная причина неоднозначного отношения к водометным двигателям кроется в их тихоходности и маломощности в сравнении с гребным винтом. Несмотря на однозначно выдающиеся положительные качества, кои мы перечислили неоднократно, при прочих равных водомет останется в проигрыше. Его удел, на наш взгляд, параллельное сосуществование с винто-рулевыми системами, но заменить в обозримом будущем он их не сможет.

Применимо к российским реалиям, водометные насадки наиболее оптимальный вариант, ибо приобретение и установка полноценного водометного двигателя, удовольствие не для всякого кошелька.

Мотор для лодки своими руками

Можно выполнить самодельный лодочный мотор из триммера. Вначале следует приготовить материалы и инструменты:

  • триммер мощностью 3 л.с.;
  • стальной лист толщиной 2 мм для винта;
  • сварочный аппарат;
  • крепления;
  • струбцина для установки двигателя на борт лодки;
  • болгарка;
  • дрель.

Перед работой нужно создать чертежи с указанием всех размеров, необходимых для работы деталей и узлов, а также схему и порядок монтажа.

Нужно выяснить величину винта, которая зависит от мощности и массы лодки с грузом. Нужно учитывать, что винт размерами 3х10 см, установленный на ДВС, может перевозить лодку с пассажирами общим весом до 120 кг.

Управление мотором и другие конструктивные варианты его создания

Хотя электромотор и готов, однако он пока не способен проводить повороты. Для того чтобы не поворачивать при помощи весел, в конструкцию необходимо внести небольшие доработки. Достаточно приделать к центральной части крепления болт, на который затем надеть трубу. Это даст возможность проводить повороты, путем изменения положения базы и, соответственно, электромотора.

К базе можно приварить еще одну ручку, выведя на нее регулятор, отвечающий за подачу тока на мотор. Целесообразно будет использовать реостат. Однако в таком случае придется немного изменить саму дрель, соединив мотор, размещенный в ее корпусе, с реостатом. Это позволит создать более функциональную конструкцию.

Читайте также:  Дрифт трайк с мотором лифан

Шуруповерт в качестве мотора

Существует несколько способов, как можно сделать электромоторчик. Вместо дрели допустимо использование шуруповерта. По конструкции он почти не отличается от устройства с дрелью. Отличительной чертой изделия является более низкая стоимость его обслуживания. Так, одного аккумулятора на двенадцать Вольт будет достаточно для шестичасовой работы устройства. Однако придется пожертвовать скоростью движения из-за меньшей мощности.

Для того, чтобы плавательное судно двигалось быстрее, можно использовать винты с большим шагом. Кроме того, как и в предыдущем случае, электромотор на основе шуруповерта можно оснастить рукоятями, которые облегчат управление.

Электромотор из тримера

Отлично подойдет для этой цели и тример. Процесс создания мотора при использовании данного устройства существенно облегчится. Единственное, что необходимо будет сделать мастеру – укоротить длину устройства и приделать к нему винт. Необходимости в креплении редуктора нет.

Также не нужно дорабатывать управление и систему, отвечающую за питание мотора. Единственная трудность, которая может встретиться на пути – проблема крепления устройства к лодке. В особенности к надувной. Но и она решаема.

В качестве электромотора можно использовать агрегаты, за счет которых работают стеклоомыватели, или же простой электрический мотор. В последнем случае могут возникнуть трудности с питанием, поскольку стандартные моторы работают за счет переменного напряжения в двести двадцать Вольт. Проблема решается установкой инвертора.

Таким образом, владелец плавсредства может создать электромотор для лодки своими руками. Особых умений для этого не нужно. Следует только приобрести необходимые материалы и подготовить некоторые инструменты. В качестве мотора рекомендуется использовать дрель мощностью более ста пятидесяти Ватт. Такой показатель позволит двигаться на лодке как при стоящей воде, так и по реке. Кроме дрели, можно воспользоваться тримером или обычным электрическим двигателем. Еще один вариант – электромотор на основе шуруповерта. Такое устройство более дешевое в обслуживании, однако могут возникнуть проблемы со скоростью перемещения плавательного средства.

Необходимая мощность

течение он преодолеть не сможет. Это все условно, поскольку учитывать необходимо и размеры лодки, и скорость течения. Но практика показывает, что лучше делать самодельный лодочный электромотор на базе мощного аккумуляторного перфоратора. Как правило, перфоратор оснащен реверсом и имеет несколько режимов работы. Для лодочного мотора это очень важно. С ним будет возможность регулировать скорость лодки при ловле «на дорожку» (троллинг).

Предлагаем ознакомиться: Насадка на карася

Материалы и инструменты

При подборе оборудования необходимо обратить внимание на две вещи: мощность и напряжение. Данные параметры являются основоположными, и от них зависит качество работы готового электромотора. Мощность зависит от выбранной дрели (за основу в данном случае берется именно этот инструмент), поэтому в первую очередь нужно подобрать это оборудование.


При подборе дрели необходимо ориентироваться на ее мощность. Данный показатель должен превышать сто пятьдесят Ватт. Брать инструмент с меньшими характеристиками не стоит. В таком случае готовое устройство не будет эффективно работать в движущейся воде (то есть, плавать с таким агрегатом по реке не получится). Лучше всего использовать аккумуляторный перфоратор.

Перфоратор оснащается реверсом, обладает несколькими режимами работы. Данное обстоятельство важно для мотора, который будет двигать плавательное средство, поскольку оно позволит в будущем контролировать скорость работы электродвигателя.

Второй важный параметр – напряжение. Не следует использовать батареи на восемнадцать Вольт. Их сложно найти и стоят они дорого. Лучшим выбором будет дрель, работающая под напряжением десять или двенадцать вольт. Такой аккумулятор стоит сравнительно дешевле, и, что самое главное, его гораздо легче найти в продаже.

После выбора оптимального оборудования, можно собирать материалы. Для создания двигателя необходимо предварительно обзавестись:

  1. Электрической дрелью, которая будет выполнять функцию мотора.
  2. Струбцинами, при помощи которых будет крепиться дрель.
  3. Редуктором. Можно использовать элемент от болгарки, если предполагается установка мотора на транце лодки.
  4. Круглыми трубками диаметром двадцать миллиметров.
  5. Профилированными трубами (20*20 миллиметров).
  6. Круглым металлическим прутом. Он будет использован для создания вала электромотора.
  7. Листовым металлом, из которого будут изготовлены винты.

Также понадобятся некоторые инструменты:

  • ножницы для резки металла;
  • аппарат для сварки;
  • болгарка;
  • электрическая дрель с набором сверл;
  • саморезы с шуруповертом, если при создании мотора будет использоваться дерево.

После того как все элементы будут собраны, можно начинать создавать лодочный электромотор своими руками. Вся процедура состоит из нескольких этапов. Начинать работу следует с создания подъемного механизма для крыльчатки. Для того, чтобы будущее устройство работало нормально, рекомендуется тщательно следовать инструкциям, предоставленным ниже.

Источник

Поделиться с друзьями