Лодочные моторы водомет насадка

Практическое пособие по установке и эксплуатации водометных насадок

Основные особенности и принцип действия водометных насадок:

  • водометная насадка может быть установлена на любой имеющийся у Вас лодочный мотор Yamaha, Tohatsu, Honda, Mercury, Nissan Marine, Suzuki, Evinrude. а также на весь модельный ряд китайских подвесных лодочных моторов, которые являются копиями лодочных моторов известных брендов, по крайней мере, в нижней части дейдвуда и реверс-редуктора (См. Таблица соответствия водометных насадок). В конечном счете, у Вас получится водомет, который ничем не будет отличаться от заводского варианта. Не все производители и тем более, не все модели лодочных моторов выпускают сразу, как водометы;
  • очевидным является то преимущество, что у Вас есть теперь и редуктор, который всегда можно при необходимости снова поставить на лодочный мотор. Замена редуктора на водометную насадку или наоборот, требует каждый раз перестановки и водяной помпы, а эта операция, занимает около часа. Поэтому, если характер эксплуатации лодочного мотора требует частого переоборудования его в водомет и обратно, рекомендуется приобрести второй комплект водопомпы в сборе. Одна водяная помпа при этом будет постоянно находиться на нижней часть дейдвуда лодочного мотора, а вторая будет постоянно находиться на водометной насадке. Процедура переоборудования лодочного мотора в водомет и обратно в этом случает займет совсем немного времени, даже у начинающего водомоторника;
  • установочный комплект водометной насадки включает 6 основных частей, угловой редуктор отсутствует, переделка двигателя лодочного мотора не требуется;
  • если водометная насадка подобрана правильно для лодочного мотора, который установлен на транец лодки (См. Таблица соответствия водометных насадок), то при эксплуатации двигателя с водометной насадкой не потребуется наращивать транец лодки. В отличие от гребного винта, вся водометная насадка не должна располагается под водой, она должна быть заглублена только на высоту сопла (лайнера). Вот почему маленькие водометные насадки делают любую реку длиннее!

Главные преимущества и недостатки водометных насадок:

  • выходная мощность мотора с водометом меньше в среднем на 25%. См. Правильный подбор подвесного водомета к лодке;
  • изменится маневренность судна. Причем, неоднозначно на разных скоростях, при разных радиусах поворотов и геометрии киля. Это можно прочувствовать на практике, подобно тому, как пересел на другой автомобиль. У лодочного мотора с водометной насадкой так же имеется реверс и нейтральное положение, причем, задний ход можно включать на полном газу работы двигателя, что дает мощный тормозной эффект. Отсутствуют переключения в редукторе и износ механизмов;
  • в отличие от гребного винта, для которого определяющими являются два параметра: диаметр и шаг, в случае водометной насадки главным является тяга водомета, которая практически не зависит от нагрузки на двигатель. Таким образом, мотор всегда развивает заданную мощность и подбирать гребной винт не нужно;
  • обслуживание водомета несложное: каждые 10 часов работы необходимо шпринцевать подшипниковый узел консистентной водостойкой смазкой. См. Руководство по установке и эксплуатации водомета;
  • эксплуатация лодочных моторов с водометной насадкой значительно безопаснее, чем с гребным винтом. Наличие водозаборной решетки предохраняет от нанесения вреда обитателям водоемов. При катании лыжника отсутствует вероятность нанесения ему травм, как от гребного винта;
  • корпус водометной насадки выполнен из сплава алюминия и титана (силумина), поэтому его ремонт осуществляется с помощью аргоновой сварки. Любые повреждения импеллера устраняются таким же способом. Компания Outboard Jets поставляет водометные насадки с импеллером из нержавеющей стали, и, в сравнении с силуминовыми, они более долговечны и не подвержены разрушению. Цена вопроса — 200-300$ США в зависимости от размеров импеллера. Другие запчасти на водометные насадки вы можете купить или заказать на нашем сайте в разделе Запчасти;
  • водометная насадка при установке на лодочный мотор не требует специальной регистрации в органах ГИМС МЧС.
Читайте также:  Мотор стеклоподъемника man tga

Пособие по установке водометной насадки
(на примере АЕ-40 для лодочного мотора Tohatsu M 40 CS, M 40 CEPS)

Установка водометной насадки на лодочный мотор специалистом, имеющим опыт, занимает около 3 часов с учетом перестановки водопомпы. Без этой операции (т.е. комплект водопомпы дополнительно установлен на водометной насадке) 1 час, не спеша. Любителю — водомоторнику потребуется больше времени. Предлагаем Вашему вниманию учебное пособие в картинках на примере установки водометной насадки AE-40 на популярный лодочный мотор Tohatsu M40 CS, M40 CEPS.

Расположите лодочный мотор как показано на рисунке. Переключите реверс так, чтобы муфта соединения тяги была доступна. Выколоткой с поддержкой выбейте верхний штифт.
Штифт внутри полый, в виде трубки. Отсоедините тягу реверса и открутите болты реверс — редуктора. Отсоедините редуктор, слегка покачивая и придерживая его.
Для дальнейшей установки лучше заменить штифт на винт. Для этого нарежьте резьбу в тяге, оставшейся в двигателе. (Рекомендация). Открутите корпус водопомпы и снимите крыльчатку.
Выньте шпонку и снимите верхнюю паронитовую прокладку. Под ней находится металлическая пластина водопомпы. Проставку водопомпы можно оставить, выньте 2 фиксирующих штифта.
Так выглядит снятая водопомпа. Так выглядит водометная насадка в в разобранном состоянии. Вставьте вал с корпусом подшипника, совместите его по отверстиям.
Закрепите узел в улитке с помощью двух винтов. Так должен выглядеть собранный узел. Водометная насадка готова к установке водопомпы.
Комплект водопомпы из водометной насадки. Установите проставку, прокладку и пластину. На прокладку установите два направляющих штифта.
Вставьте шпонку водопомпы, крыльчатку вставьте в перфоратор. Перфоратор с установленной крыльчаткой установите на вал. Соорентируйте перфоратор по выступам и установите корпус водопомпы.
Закрепите корпус водопомпы винтами из набора, сильно не перетягивая их. Болты крепления редуктора разные: штатный — длинный, новый — короткий. Внимание! Оба закручены полностью: новый — короткий — из нержавейки.
Установите на дейдвуд проставку. Хорошо затяните болты. Смажьте шлицы вала водостойкой смазкой.
Смажьте отверстие в корпусе помпы для трубки подачи воды водостойкой смазкой. Вставьте водометную насадку в дейдвуд, вращая её, чтобы шлицы вала вошли в коленвал. Закрепите водометную насадку к проставке болтами из набора через корпус улитки.
Затяните внешний болт крепления улитки. Наденьте на вал импеллер вместе с соединительной втулкой. Вставьте шпонку и осадите втулку со шпонкой в корпус импеллера.
Так должен выглядеть правильно установленный импеллер. Смажьте резьбу и установите все регулировочные шайбы. Пластиковый амортизатор и стакан. Один амортизатор — запасной.
Наденьте пластиковую шайбу стакан и фиксирующую шайбу. Затяните наружную гайку и зафиксируйте ее ушками шайбы. Установите кронштейн на рычаг реверса.
Направьте конец тяги в сторону капота. Отрегулируйте длину тяги на положение заднего хода. Проверьте положение переднего хода. Дефлектор поджат.
Это нейтральное положение. Если оно не соответствует, отрегулируйте тягой. Проверьте все три положения и затяните контргайки на тяге. Водометная насадка установлена. Мотор превратился в водомет.
Читайте также:  Как уменьшить скорость вращения мотора

По вопросам установки водометных насадок на лодочные моторы, оптового и розничного приобретения, заказа дополнительных принадлежностей и запасных частей к ним следует обращаться в компанию ООО «МОТОКОНТИНЕНТ». Тел. (495) 942-76-55, (495) 942-75-55.

Предприятие осуществляет прямые поставки водометных насадок и оригинальных запчастей с завода — изготовителя, производит гарантийный и послегарантийный (платный) ремонт водометов. Профессиональную консультацию Вы можете получить, обратившись по адресам:

Источник

Водометные насадки на лодочные моторы: как открыть путь на мелководье?

Возможно, вы удивитесь, но существуют сведения о том, что первые опыты по применению водометного двигателя проводились задолго до изобретения всем нам хорошо известного гребного винта. Попытки увеличить КПД судовых двигателей с помощью водометов продолжаются без малого 300 лет, периодически переживая вспышки интереса и популярности.

Принцип работы

Если разобраться, то схематически и гребной винт и водометный двигатель работают по одному принципу. Лопатки насоса водомета подобно лопастям гребного винта берут воду со стороны носа судна и придав ей ускорение выталкивают в корму. Только происходит этот процесс не под днищем корабля, а в трубе, канале или тоннеле, как кому будет угодно, находящемся внутри судна и струя воды из водомета не уходит незамеченной вниз, а выталкивается из сопла, расположенного над поверхностью воды.

Таким образом, струя, выбрасываемая из сопла, создает реакцию благодаря которой судно движется вперед. Маневренность корабля с водометным двигателем достигается благодаря подвижности сопла в горизонтальной плоскости, а торможение и реверсивный ход изменением направления струи из сопла при помощи специальной заслонки.

Достоинства и недостатки

Давайте теперь и мы попробуем разобраться подробно в причинах популярности водометов среди одних судовладельцев и такой же горячей нелюбви других. Итак,плюсы:

  1. Основное достоинство водометных двигателей, это способность оборудованного ими судна передвигаться по мелководью. Отсутствие выступающих за обводы механизмов допускает не только подход к пологому берегу, но и возможность «залезть» на него. Мало того, включив реверсивный ход, такое судно струей воды способно самостоятельно стащить себя обратно в воду. Эти качества водометных движителей сполна используются военными, полицейскими и силами специального назначения при проведении молниеносных операций.
  2. Безопасность. Вращающиеся части водомета спрятаны в корпусе, исключая возможность травмировать находящихся в воде людей. Очень важное качество для любого спасательного судна. Кстати, гидроциклы и буксировщики воднолыжников именно поэтому оборудованы исключительно водометами.
  3. Защищенность подвижных частей работающего двигателя от различного плавающего мусора. Для каботажного, портового флота немаловажный нюанс. Да и рыболовам-охотникам, часто забирающимся в плавни и болота, такая способность явно придется по душе.
  4. Плавность хода и отсутствие вибрации и крена, плюс для любого прогулочного судна.
  5. Сравнительно простой спуск на воду и подъем из воды обратно.

И немного о недостатках:

  1. Высокая стоимость. В среднем водометный двигатель стоит в 1,5¬-2 раза дороже своего винтового собрата.
  2. Сложность в управлении судном с водометом у тех, кто привык к винто-рулевому комплексу. Причина в том, что у водомета очень мягкое и медленное сцепление и многие новички, привыкшие к немедленной реакции мотора на винтах, выжимают газ до отказа и получают «немного не тот эффект» в результате.
  3. Обрастание канала если судно долгое время находится в воде без движения. Заросший канал «крадет» до 20% скорости катера. Чистка же, требует основательной разборки двигателя, что является весьма трудоемким процессом.
  4. Существенная потеря мощности из-за трения воды в канале. Этому способствуют и технологически обоснованные места сужения на выходе канала и решетка всасывания на входе.
Читайте также:  127 мотор ваз гнет клапана

Области применения

Конструкционные особенности позволяют использовать водометные двигатели на следующих типах судов:

  • военные катера, обеспечивающие высадку десанта;
  • патрульные катера и лодки различных государственных служб, требующие быстрого подхода и отхода от берега;
  • пожарные суда, использующие водометный двигатель в качестве водяного насоса;
  • прогулочные катера и яхты,высаживающие и принимающие группы туристов в самых труднодоступных местах побережья;
  • спортивные лодки, буксирующие за собой воднолыжников;
  • спасательные суда, вынужденные маневрировать в непосредственной близости от терпящих бедствие людей;
  • гидроциклы;
  • многие виды плавающей военной техники идут по воде именно на водометных моторах.

Водометные насадки для подвесных лодочных моторов

Водометная насадка – приспособление, позволяющее за час – два, даже новичку, переделать обычный подвесной мотор в полноценный водомет. По сути это центробежный насос, который с помощью лопастей импеллера (рабочего колеса), через водозаборник втягивает в двигатель воду и выталкивает под давлением в сторону противоположную движению лодки.

Плюсы водометных насадок:

  • Возможность включения реверса на полном ходу вперед,дающее мощнейший тормозной эффект.
  • Отсутствие переключений в редукторе – отсутствие износа механизма.
  • Несложное техническое обслуживание. Периодически (раз в 10-12 часов) требуется шприцевание специальной водостойкой смазкой.
  • Безопасность людей в воде около лодки (выше обсуждалось).

Минусы водометных насадок:

  • По разным оценкам после установки насадки мощность на выходе упадет на 20-30%.
  • Достаточно дорогой и хлопотный ремонт.

Обзор популярных моделей водометных насадок на лодочные моторы

Водометные насадки абсолютно без проблем становятся на подвесной лодочный мотор любой известной фирмы:Yamaha, Honda,Tohatsu,Suzuki и многих китайских клонов, являющихся точными копиями известных мировых брендов. Важное замечание, при правильном подборе водометной насадки, манипуляций с наращиванием транца под навесным мотором можно избежать. Установленная грамотно насадка опускается в воду лишь на высоту сопла!

Особой популярностью пользуется продукция таких фирм, как:

  • Outboard Jets, производитель США. Практически неограниченный выбор насадок на подвесные моторы, независимо от фирмы производителя, года выпуска, мощности. Примерный ценник: 100 000-150 000 рублей.
  • Yamaha, производитель Тайвань. Возможно, недоверие к производителю повлияло на цену: 50 000-80 000 рублей. Хотя заметим, рекламаций на продукцию тайваньских компаний не больше чем у остальных.
  • Suzuki, снова производство Тайвань. Довольно качественная сборка. Импеллер из нержавеющей стали. Ценник: 50 000-80 000 рублей.
  • «Карась», производитель Россия, Красноярск. Устанавливается и снимается за 10-15 минут. В зависимости от материалов цена: 40 000-50 000 рублей.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит заметить: основная причина неоднозначного отношения к водометным двигателям кроется в их тихоходности и маломощности в сравнении с гребным винтом. Несмотря на однозначно выдающиеся положительные качества, кои мы перечислили неоднократно, при прочих равных водомет останется в проигрыше. Его удел, на наш взгляд, параллельное сосуществование с винто-рулевыми системами, но заменить в обозримом будущем он их не сможет.

Применимо к российским реалиям, водометные насадки наиболее оптимальный вариант, ибо приобретение и установка полноценного водометного двигателя, удовольствие не для всякого кошелька.

Источник

Поделиться с друзьями