Лучшие лодочные моторы водометы

Водомётные лодочные моторы

Водометные моторы становятся неотъемлемой частью линеек каждой уважающей себя компании по производству моторов. Данный агрегат подходит для разных типов водоемов, глубина не имеет значение, не важно какое дно при мелкой глубине – эти моторы справятся с любыми трудностями, для этого они и были созданы.

Водомётные лодочные моторы

Подвесные лодочные моторы уверенно набирают популярность и их распространенность медленно, но непрестанно приближается к количеству винтовых навесных моторов. Такая популярность обуславливается уникальными характеристиками и эксплуатационными свойствами, которые винтовые моторы предоставить не могут.

Только вот вращает вал теперь не винт, а так называемый импеллер, то есть рабочее колесо, которое приводит в действие насос, который и является основой работы водометного мотора.

Через насос вода интенсивно вкачивается в двигатель с еще большей интенсивностью выдувается в воду. Благодаря чему создается сила противодействия, и лодка, отталкиваясь от воды, движется вперед.

Преимущества

Рассматривать преимущества данной разновидности моторов следует в сравнении с винтовыми моторами, ведь некоторые из преимуществ как раз и заключаются в положительном отличии водометной установки от винтовой.

  • Надежность и прочность. Хождение на лодках по мелководью, мелям и в водоемах с неровным и каменистым дном обуславливает возможность повреждения винтов мотора. Для водометных моторов эти факторы не имеют значения, так как действующие элементы располагаются в корпусе (к слову, многие комплектующие современных водометов выполняют из высокопрочных сплавов нержавеющей стали, алюминия и титана) и закрыты фильтрационной решеткой.
  • Безопасность использования. Указанные конструктивные особенности обуславливают и другое преимущество – безопасность для других пользователей водоема. Если винтовой мотор может задеть ныряльщиков или других плавающих, то водометный двигатель никому не причинит вреда.
  • Мощность и производительность. В связи с турбулентностью, возникающей при работе водометного двигателя, и меньшим диаметром крыльчатки по сравнению с рабочим винтом на простом двигателе, водометные агрегаты дают меньшую мощность. Разница составляет около 20-30% не в пользу водометов.
  • Стоимость. Для того чтобы увеличить мощность насосов, изготовители применяют весьма дорогостоящие силовые головки, в связи с чем водометные установки имеют более высокую стоимость. Да и масса может превосходить винтовые аналоги, хотя есть и легкие модели.
  • Проходимость. Намного выше по сравнению с винтовыми моторами. Позволяет бороздить практически любые водоемы глубиной до 10-20 сантиметров (!).
  • Управляемость. Тут водометные лодочные моторы имеют и преимущества и недостатки. К примеру, возможность переключать дефлектор в верхнее положение на полном ходу, то есть переключить мотор на обратное направление и лодку на задний ход, дает великолепное торможение. Однако поворот водометными моторами выполняется только на ходу, то есть при включенном моторе. Причем чем большее количество оборотов выполняет вал двигателя, то есть чем быстрее работает мотор, тем резче выполняется поворот и возрастает маневренность. Если сбросить скорость и повернуть ручку двигателя, то лодка продолжит движение вперед.
  • Альтернативное использование. Навряд ли кто-либо станет пользоваться винтовым мотором в качестве вентилятора или для того, чтобы мешать раствор, например, а водометный мотор может использоваться альтернативными способами вполне эффективно. В частности как насос для перекачивания воды и других неагрессивных жидкостей.

Бренды

Создание водометных лодочных моторов выполняется ограниченными количеством брендов, а предприятий, которые этим занимаются, еще меньше. Однако речь не об этом, но о выборе тех или иных изделий.

  • Из высококлассного оборудования заслуживают внимания моторы фирмы YAMAHA, в частности линейка моделей JET. Диапазон мощностей в данном модельном ряду простирается от 40 до 150 л.с., диапазон стоимости от 150-200 до 300 тысяч рублей. Каждый агрегат обладает набором современных опций, таких как дистанционное управление, электростартер и подобные, обладает высокой надежностью.
  • Более демократичной является модель водомета Кальмар, который имеет мощность 2.5 л.с и развивает скорость 8-15 км/ч в зависимости от типа лодки. Тем не менее, прибор обладает высокой надежностью и представляет интересный вариант для рыбаков и других лодочников, которые курсируют в пространстве некрупных водоемов. Стоимость составляет 50 тысяч рублей.
  • Если выбирать нечто среднее между этими вариантами, то интересны изделия от популярного бренда Tohatsu. Стоимость двухтактных двигателей с мощностью 2.5 л.с. начинается от 40 тысяч рублей, но модельный ряд разнообразен и предлагает изделия с гораздо большими мощностями.
  • Представляет существенный интерес мотор модели Сталкер, который является на данный период времени самым легким представителем лодочных моторов вообще. Масса данного агрегата составляет в сухих кондициях не более пяти килограммов. При этом развиваемая скорость лодки составит не менее 8 километров в час, объем бензобака чуть менее литра, а стоимость порядка двадцати тысяч рублей. Из моторов средней мощности оптимальным выбором является приобретение двигателя на 50 л.с.
Читайте также:  Вибрация подвесного лодочного мотора

Их предлагают марки: Хонда; Tohatsu; Mercury.

Водометные насадки

Водометные насадки представляют собой комплект, который может устанавливаться туда, где крепится редуктор и гребной винт.

Касательно установки данных насадок нужно отметить следующее:

  • детали поставляются с комплектующими и инструкцией;
  • процесс преобразования лодочного винтового мотора в водометный занимает не более пары часов (у опытных специалистов выполняется намного быстрее);
  • для установки требуется только набор элементарных ручных инструментов;
  • двигатель преобразовывать не требуется, то есть в дальнейшем возможно вновь установить винты и вновь установить водометную насадку;
  • после установки регулярно следует только шприцевать смазкой подшипниковый узел и чистить приемную решетку, остальное обслуживание насадки выполняется раз в сезон.

Мощность водомета + его универсальность в первую очередь для тех, кто любит «бездорожье» на воде!

В результате вода втягивается в корпус движителя и под давлением выбрасывается назад, двигая судно в противоположном направлении согласно 3-му закону Ньютона. Когда лодка выходит на глиссер, струя воды выбрасывается в воздух над поверхностью и только защитная решетка водозаборника погружена в воду. Для изменения направления движения судна служит дефлектор: заслонка, которая в верхнем положении перенаправляет струю воды в противоположную сторону и заставляет лодку двигаться назад.

Источник

Не покупайте лодку с водометом

Ответы на некоторые важные вопросы по водомётным двигателям, основанные на опыте механиков и судоводителей

Автор: Декабрист Февральский

В публикации будет оговорена лишь часть моментов касающихся темы водомётов. Но, наиболее весомых. Для начала осмотримся и осознаем где мы живём и где собираемся ходить на своей лодке/катере.
Если это реки со стабильным течением, глубинами не меньше, скажем, метра по фарватеру — то выбор типа мотора не будет затруднителен. Тут важна марка, мощность, тактность и масса.

Но вот тем, кто ходит по другим водоёмам — уже сложно чётко определиться с выбором. Нужен ли вам водомёт? Какой вам больше подходит. Ниже речь пойдёт в основном о водомётах.

Сразу стоит сказать для ЧЕГО они существуют:
— для мелких рек с каменистым или каменно-песчаным дном
— для транспортировки больших грузов
— для судов с необходимой повышенной маневренностью на малых скоростях.

Ну и, если вы браконьер, для более тихого хождения по воде :)))

У кого есть желание, может дополнить нехитрый список.

Устройство водомёта состоит из трубы (шахты) и импеллера в нём.
Всё просто. Но дьявол кроется в мелочах.
Например, такая мелочь как вода. Если в ней повышенное содержание взвеси типа песка (пример: реки как Ока, Урал, Ахтуба, Обь), то ресурс движителя будет ограничен. Как наждаком импеллер будет съедаться и зазор между ним и самой шахтой (трубой) будет увеличиваться. А его допуски весьма ограничены и показания допустимых значений малы.

Для примера, у гидроцикла они сопоставимы с клапанными зазорами и исчисляются сотками мм. В ПЛМ немногим больше.
Этот зазор регламентируется разработчиком. И при необходимости покупки такого движителя сразу стоит обратить внимание на этот показатель. От него зависит и расход горючего и скорость передвижения и целесообразность приобретения вообще. У некоторых фирм, «улитка» малопроизводительна и неоправданно повышает расход топлива (например у Tohatsu).

В целом же, с учётом таких малых зазоров узла, особое внимание стоит уделять подшипникам. Ведь, малейший люфт на валу импеллера может привести к биению о стенки самой трубы. И «забить болт» на появляющийся люфт, как некоторые любят делать, уже не получится.

Читайте также:  102 мотор мерседес 123

Далее смотрим водозабор. Решётка, сетка, должна быть надёжная и с определённым размером ячеек. И это касается не только защиты импеллера.

*Тут, я вопрос не изучал досконально по столь маломерным судам как лодки, но вполне возможно, что и у рыбинспекторов могут возникнуть к вам вопросы. На катерах водоизмещением побольше есть обязательное требование к решётке. Размер её ячеи не должен позволять засасываться молоди рыб ценных пород.*

На небольших глубинах, будут пытаться засасываться камушки различных размеров. Тут всё более-менее ясно. Надо следить, выковыривать то, что застряло и НЕ СТАРАТЬСЯ ВЫПРЯМЛЯТЬ погнутые перегородки ячеи. (если нужда в выпрямлении есть, то делать это следует «на горячую»).

Далее говорим о «потерях мощности» (а точнее скорости) и увеличении тяги.
Погружённый в воду импеллер, расположившись в шахте, находится в жёстких условиях. Тут вам и вода в виде рабочего тела для создания тяги. И её всевозможные завихрения и сопротивление при всасывании через весьма ограниченный водозабор.
По этим причинам двигателю приходится при начале движения прилагать больше усилий для набора скорости. Ведь, он теперь разгоняет не только вас, но и воду, которую использует для реактивности. При этом преодолевает трение воды, которое создаётся на стенках шахты.

Но стоит лишь судну выйти на крейсерскую скорость все становится не так мрачно. Здесь, что касаемо КПД, показатели вырастают и превосходят КПД обычных моторов с винтом. Правда, следует оговорить нюанс крутящего момента и мощности самого мотора. Целесообразно ставить водомётный движитель на силовой агрегат с большим рабочим объёмом и маховиком.
Газулька в 30 л.с. попросту лишит вас бензина пустив всю свою полезность на таскание ваших телес, бензина и узелка с обедом.

Любителей поспорить про КПД спешу расстроить: никто из вас не прав и не заблуждается. КПД примерно одинаков в целом (у водомета и мотора с обычным винтом). Но разнится при разных режимах работы двигателя. Выигрывает то один, то другой. И дело не в расходе или чём-то ещё. Дело в совершаемой работе. И нельзя в данном случае сравнивать простые показатели привязывая их к КПД. Всё равно, что сравнивать КПД грузовика и мопеда везущих одинаковые дамские сумочки.

При рассмотрении водомётного движителя сразу надо учесть, что обычный 2Т двигатель вовсе не годится для него. Это жуткий расход топлива и малая отдача.

Водомёт хорошо использовать не только для хождения по мелководью, но и для перевозки больших грузов без учета скорости перемещения (она значительно ниже чем у одноклассника с винтом). Пусть, двигаться вы будете медленнее, но утащите намного больше затратив меньше усилий, чем собрат мотора даже на самом-самом тяговом винте. Но не думаю, что это необходимо простому рыболову с удочкой. Поэтому, в обычной рыболовной тематике водомёт чаще неуместен.

Так же проблема водомёта в его дороговизне обслуживания и ремонте.

Зная фарватер и имея опыт судовождения вы легко пройдёте по многим «узким» местам и на простом моторе. Водомёт — это очень специализированная техника. И она необходима только там, где без неё не обойтись. В общем, не стоит покупать экскаватор там, где можно обойтись лопатой.

Много ещё есть доводов для того чтобы отказаться от водомёта как от излишнего приспособления. Если есть что добавить, можете писать в комментариях ниже. Обсудим.

Источник

Водомет или подвесной мотор с винтом

Водометы в качестве движителей лодок и моторов используются в мире уже давно, а точнее с 50 годов 20 века. Изначально это была новозеландская идея. Островитянам необходим был безопасный лодочный мотор, который можно было бы использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов пришлось ждать около 50 лет. Только лишь в 90-х годах водометы стали конкурировать с традиционными подвесными лодочными моторами как по цене так и по эффективности.

Читайте также:  Мотор вентилятора 220 как подключить

Сравнение водомета и подвесного винтового мотора

Безопасность

Очевидное достоинство заключается в отсутствии гребного винта. Это особенно актуально когда вокруг судна зачастую полно других судов или даже людей в воде. Для применения в спасательной техники это как нельзя актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И глушить водомет нет необходимости, т.к. он безопасен на любом расстоянии.

Управление

Водометный движитель дает отличную управляемость и маневренность судну. Вы сможете развернуть лодку или катер на гораздо меньшем диаметре чем с традиционным винтовым лодочным мотором. Для аварийной остановки водомет достаточно просто развернуть на 180 градусов, чего нельзя делать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя. Водомет же позволит практически мгновенно остановиться без риска сломать что либо и опасности переворота судна.

Универсальность

Лопасти винта повредить на водомете никак нельзя, потому что их там нет, есть только крыльчатка, которая расположена внутри. Так что вы можете спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам даже с каменным дном. Производителями рекомендуется держать глубину в 100 мм от дна до нижней кромки мотора, чтобы было свободное пространство для движения воды. С таким типом движителя вы никогда не лишитесь моторной тяги в 100 км. от цивилизации из-за поломки винта и вам не придется тащить лодку, мотор и весь свой скарб на себе.

Технические особенности

На водометных моторах применяется вместо редуктора специальный блок. На моторах Mercury он называется JetPump. Вода засасывается через всасывающее отверстие под давлением, которое создается радиальной крыльчаткой. Далее вода направляется к тороидной камере с уменьшенным сечением, которая увеличивает скорость и давление струи и в итоге выбрасывает воду из выпускного сопла, толкая тем самым мотор и лодку. Через это же сопло в воздух выбрасываются выхлопные, отработанные газы из двигателя.

При установке мотора на судно нужно особое внимание обратить на то, что плоскость днища должна совпадать с кромкой горловины всасывающего отверстия водомета. Если же мотор установить чуть выше, то заниженное днище будет срывать водный поток и мешать нормальному всасыванию воды. В идеале нужно перед самым транцем ставить треугольное крыло для идеального водного потока.

Для установки водометных моторов нет никаких противопоказания, касающихся длины или типа судна.

Выводы. Что лучше выбрать

Необходимость приобретения того или иного мотора сводится к анализу улучшения или ухудшения качества жизни при его использовании. Смотрите и анализируйте все плюсы и минусы и обратите внимание на то, что для вас важнее в той или иной характеристике.

Что касается мощности, то все производители измеряют мощность своих моторов в точке приложения силы. И для достижения аналогичной скорости с винтовым мотором водомету требуется более мощный двигатель (моторный блок), т.к. водометные моторы имеют меньшую эффективность.

На водометах есть также такая проблема как притягивание разнообразного плавающего мусора ко всасывающему отверстию. Мелкая решетка решит проблему повреждения крыльчатки от крупного мусора, но вот от песка и мелкой гальки она не защитит. Так что водомет рекомендуется периодически гонять в чистой воде для очищения всех его водных каналов от отложений.

Цена тут тоже имеет свою не маловажную роль. Водометы заметно дороже винтовых моторов. Расход топлива у традиционных подвесных моторов также меньше.

На наш взгляд водометный мотор целесообразно покупать лишь при условии не возможности использования винтового подвесного мотора в местах эксплуатации. Это может быть либо малые глубины водоемов и неравномерность глубины, либо применение моторного судна в местах большого скопления людей. В остальных случаях винтовые классические лодочные моторы гораздо эффективнее и практичнее своих водометных собратьев. Но если у вас нет проблем с финансами и вы хотите быть на «гребне волны», то водомет вполне может стать вашим мотором на вашей лодке или катере, т.к. значительных противопоказаний к его применению нет.

Источник

Поделиться с друзьями