Максимальная мощность мотора для казанки

Казанка

Лодка Казанка — первая в одноименной серии. А также, единственное мотосудно, выпускаемое в промышленном масштабе до 1965 года. Плоскодонный глиссирующий корпус из дюралюминия имеет массу достоинств. Но обладает рядом недостатков, к которым относится малая степень остойчивости. Рассчитан на один подвесной мотор, мощностью до 15 л. с.

Плавсредство предназначено для рыбалки, прогулок с туристической целью, охоты или служебной работы. Лучше всего ведет себя на небольших реках. Зачастую используется для поездок по озерам и водохранилищам в пределах 1500 м от берега, но только при умеренных волнах.

Достоинства

  • Вес
  • Вместимость
  • Легкость транспортировки
  • Невысокая стоимость и неприхотливость в эксплуатации

Недостатки

  • Низкая степень остойчивости на полном ходу
  • Заливание брызгами
  • Жесткий ход
  • Недостатки конструировани

Фото лодки Казанка:

История и цели создания

В послевоенные годы произошел прорыв в индустриализации. Заводы ориентировались уже не только на оборонную промышленность, но и начали выпускать товары для граждан.

Первые моторные глиссеры производились на авиастроительном заводе, так как дюралюминиевый сплав, характеризующийся легкостью, прочностью и устойчивостью к коррозии, обрабатывался и штамповался только на специальном оборудовании. В 1955 году Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова впервые представил миру мотосудно из Д16, выпускаемое массовой серией по всему СССР. Это появление было настолько своевременным, что конкурентов у судна не было еще в течение 10 лет. Серийная модель была хороша пониженной чувствительностью к увеличению нагрузки, ей требовалось немного усилий для вывода в глисс, а в моторах, мощностью более 15 л. с, она не нуждалась.

Видео лодки Казанка:

В процессе ее освоения пользователями, выяснилось, что имеется масса серьезных недоработок.

  1. Самый ощутимый — небольшой коэффициент остойчивости на полном ходу. Как оказалось, в этом случае моторный транспорт имел недостаточную осадку, и при повороте имел свойство переворачиваться. Дополнительным фактором, усиливающим эффект, стал изгиб боковых стенок внутрь. Дошло до того, что в 1970-х поездки на данном плавсредстве были запрещены на большинстве водоемах
  2. В оверкиле, вследствие непродуманного распределения гермоотсеков, судно принимало вертикальное положение и мотор портился
  3. Конструкторы не потрудились сделать брызгоотбойник, поэтому происходило заливание кокпита водой от брызг
  4. Жесткий ход из-за перегрузок глиссирующего плоского днища приводил к ослаблению клепок

Перечисленные недостатки стали ступенью к новой, усовершенствованной версии и дали начало лодочному модельному ряду, который выпускался до 1978 года. В зависимости от строения и оборудования существует много конструкций казанок промышленного производства, а также доработанных мастерами–любителями. За весь период существования данной мотолодки во всех ее версиях было произведено больше, чем 200 тысяч торговых единиц.

Таблица характеристик

Основные характеристики моторки, в сравнении со следующими ее модификациями, выигрывают в весе, остаются на равных условиях в грузоподъемности и вместимости, но проигрывают в мореходных качествах.

Читайте также:  Схема мотора рено трафик
Длина наибольшая, м 4,63
Ширина наибольшая, м 1,24
Высота борта на миделе, м 0,68
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 138
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4
Материал корпуса Д16
Мореходность (высота волны), м 0,2

Внешний вид и особенности конструкции

Лодка казанка имеет довольно неплохие технические характеристики. Корпус обшит клепаным способом 1–миллиметровыми листами из дюралюминия по бокам и на палубе, дно имеет 1,8 мм. В местах соединения металлических листов проложена тиоколовая лента, которую применяют в авиационной промышленности, выполняющая роль герметика.

Плоское днище, совмещенное с остроскулыми обводами, как правило, приводит к возникновению ощутимых ударов при поездке на волне. Даже если она будет умеренной, водитель вынужден сильно уменьшать скорость, во избежание повреждений конструкции из дюралюминия. Толщины Д16 недостаточно для того, чтобы выдерживать подобное дельфинирование. В остальном, сплав дает такие положительные качества лодке казанка, как: легкий вес, способность сопротивляться ржавчине и увеличенная прочность. Проблема всех плавсредств, изготовленных клепаной конструкцией — клепки ослабляются и могут создать потенциальную возможность разгерметизации. Наблюдались случаи поломки носовых шпангоутов у судов с таким строением.

Форпик разделен на две части: герметичный блок, заполненный воздухом, и отсек для хранения багажа во второй переборке, с запирающейся на замок дверцей. В отсек плавучести, обеспечивающий непотопляемость водного транспорта, есть доступ благодаря люку, не пропускающему воду. На палубе положены деревянные настилы. Бока укреплены продольными реданами. На линии соединения бортовой и днищевой обшивки нет брызгоотбойника, что доставляет неудобства тем, кто находится в катере. Высоты борта недостаточно для их защиты, и в дальнейших моделях, она увеличится до 80 см.

Транец не самоотливной формы, усилен бакелитовой фанерой, рассчитан на один двигатель. Маломощные ПМ весят поменьше и транцевая плита их держит хорошо. Угол килеватости провоцирует разбрызгивание воды из–под катера, что, в свою очередь, приводит к накоплению ее в подмоторной нише и усложняет управление. В дальнейших линейных экземплярах килеватость повышена до 7°, но затем снижена до 5°.

Схема

Оборудование и комплектация

Самые первые моторные лодки из серии Казанка не были оснащены ветровым стеклом. Их изготавливали и монтировали обладатели плавсредств своими силами, по мере необходимости. Собственноручное остекленение можно выполнить, изготовив рамку нужной формы из нержавеющей трубы. Сгибают ее в трубогибе, засыпав сухой песок в середину, а концы закрыв деревянными затычками. Затем вырезают стекло по размеру и вставляют в окантовку. Последний штрих — монтируем на место при помощи заклепок.

В комплекте с мотосудном шли 2 деревянных весла с уключинами, и одно кормовое, из того же материала. Слани, в количестве 3 штук, покрывали все обитаемое пространство палубы. На случай ремонта прилагалась особая «аптечка»: пластина из Д16, уплотнительная лента и запас заклепок.

Обитаемость

Мотолодка модификации Казанка удобна для спокойных прогулок. Ночлег в ней затрудняется сравнительно маленькой шириной кокпита — 1,24 м. Учитывая, что вместимость глиссера 4 человека, все они не имеют возможности одновременно расположиться в нем для сна.

Места для хранения личных вещей и инструментов предусмотрено недостаточно. Обладателям приходится самостоятельно мастерить шкафчики по бокам бортов для устранения проблемы.

Габариты: ширина, длина — позволяют удобно разместиться на двух передних жестких сиденьях и задней деревянной скамье 4 пассажирам. Рыбалка с катера в спокойную погоду доставит массу удовольствия участвующим, так как остойчивость на стоянке вполне приемлемая.

Перевозка лодки

Параметры лодки Казанка делают ее слишком громоздкой для транспортировки на крыше автомобиля. Поэтому необходимо приобрести или изготовить своими руками специальный лодочный прицеп. При покупке данного приспособления следует следить за тем, чтоб подвеска была с должной степенью аммортизации. В противном случае, в процессе перевозки, возможны поломки транца, дна и даже машины.

Не рекомендуется возить двигатель в верхнем откинутом состоянии, так как создается слишком большая нагрузка на транец. Если нет другого выхода, желательно подложить деревянный брусок под ПМ, подходящий по размеру.

Непотопляемость

Главное отличие лодки Казанка от последующих двух моделей — низкая степень остойчивости. Непотопляемость обеспечивал блок плавучести в форпике с воздушной подушкой. Однако, на полном ходу кормовая часть корпуса заливалась водой и становилась тяжелее. По причине маленькой высоты бортов судно было очень неустойчиво при выполнении маневров или поворотов и уходило в оверкиль.

Исправить ситуацию помогала установка наделок булей или фальшборта. Они представляли собой водонепроницаемые, пустые внутри, детали из АМг 5. Их крепили к обеим сторонам кормы, на таком расстоянии от скулы: 160 мм на транце и 180 мм в носу. Совместный объем двух булей — 52 литра. Более поздние экземпляры были заполнены изнутри пенополистиролом. Дополненная таким образом, мотолодка становилась шире в задней части до 2 метров. Это значительно увеличивало ее непотопляемость.

Ходовые качества

В технических характеристиках заводского паспорта лодки Казанка имеются рекомендации не совершать поездки при волнении 2 балла и выше. Мореходные качества катера недостаточны, поэтому выход разрешен в просторы рек, большие или маленькие озера и водохранилища.

Эксплуатация моторок допускается при удалении от береговой линии, не заходя далее 1500 м. При 10–15 км/ч мотобот хорошо управляем, имеет легкий выход в глисс без дополнительного оборудования. Максимальная скорость плавсредства с «Москвой» — 25 км/ч.

Модернизировать мотосудно с целью увеличения его скорости можно по–разному. Первый вариант — установка подводных крыльев. С ними глиссер разгоняется вдвое быстрее при полной загрузке. Исследования показали, что данные улучшения помогают свободно идти по волнам, высотой до 30 см. Крылья вырезают из металлической трубы: делают из ее кусков полосы, придают им необходимую форму, сваривают и крепят болтами к корме, иногда к носу. В 60-е годы крыльевые устройства изготавливали с откидным механизмом и разделяли их на плоские, V–образные и трапециевидные. Днище при глиссировании с крыльями идет над поверхностью воды, лишь малая часть корпуса мотосудна остается в воде, соответственно, расход топлива становится меньше.

Таблица скоростей

Для данной мотолодки подходят моторы «Вихрь–20», «Москва–10», «Ветерок–8М», «Меркурий–10», «Нептун 23», «Парсун 9,8 (5,8)», «Honda BF 20» и другие. 20–сильный Вихрь разгоняется до 40, а с Хондой до 39 км/ч.

Загрузка, чел. ПМ «Москва», л. с. Скорость, км/ч
С полной загрузкой 10 12
максимальная

Под мотором

Моторные лодки из линейного ряда Казанка предназначены только для средней мощности ПМ, л. с. 10 или 15. Для двигателей немного посильнее необходимо основательно усилить подмоторную нишу. Предел для тонкой обшивки дна 25 км/ч, иначе крепление клепок ослабнет или они вообще сотрутся со временем.

Под веслами

Мотобот оснащен родными веслами из дерева с уключинами. На бортах предусмотрены отверстия под них. Кормовое весло изначально входило в комплект, дополняя его. Сегодня можно купить изделия из пластмасса, дерева, дюралюминия, а также комбинированные.Весла необходимы для того, чтоб тихо подойти к берегу, для бесшумного перемещения во время рыбалки, расчистки воды от засоров и на случай непредвиденной поломки двигателя.

На волне

Как указывалось выше, при волнении глиссер ведет себя неустойчиво, угрожая перевернуться. Исправить положение помогают були и подводные крылья, восстанавливая недостатки конструкции.

На мотобот могут устанавливаться 2 паруса, совершенно меняя его гидродинамику. Площадь их вкупе не должна быть более 7 м2. Для этого нужно добавить руль, киль, грот и латы для поддержки задней шкаторины. Мачта ставится непосредственно за переборкой отсека в форпике. моторка даже может идти под определенным углом к ветру.

Купить лодку “Казанка ”, успевшую стать народным “бестселлером”, можно на Авито или любом другом сайте. Стоимость товара зависит от его состояния и изношенности. Продажа б/у суден начинается от 10 тысяч рублей и доходит до 120. При наличии ПМ сумма возрастет на 17—20 т. р. и больше. Самые дешевые представители серии, конечно, продаются без стекол, оборудования и др.

Отзывы

Отзывы владельцев чрезвычайно контрастны: от резкого негатива до восторженного позитива. На форумах есть множество пострадавших от плохой остойчивости на воде, чьи мотоботы утонули в процессе поездки. Но если использовать их исключительно по назначению и соответственно тех. характеристикам, то глиссер справляется со своими обязанностями.

Тюнинг

О тюнинге первой вариации можно написать несколько томов книг. Исходя из конструктивных недостатков, хозяева изгалялись, как могли. Доработки в виде наделки булей, подводных крыльев, монтирования ветрозащитной системы и фальшборта были только разогревом. Умельцы додумались до оснащения глиссера парусами. Переделка своими руками подмоторного отсека, кокпита и панели управления для максимального удобства выполняется почти каждым капитаном, об этом подробно расписано на специализированных сайтах.

Заключение

Катер является неплохим вариантом для прогулок, если использовать его не в качестве скоростного глиссера, а для служебных обязанностей, ловли рыбы или дневных походов. Мотолодка была премьерой в промышленном масштабе, первой в своей серии и новичком в дюралюминиевом судопроизводстве, полюбившимся на долгие годы своему потребителю.

Источник

Поделиться с друзьями