Маз 537 задняя подвеска

МАЗ-537: технические характеристики

Всепроходимый танко- и ракетовоз

МАЗ-537 – это 4-осный большегрузный седельный тягач повышенной проходимости, который выпускался, прежде всего, для нужд Советской Армии. Автомобиль предназначался для перевозки бронетанковой техники, тяжёлого вооружения, ракетных систем и других крупногабаритных грузов как по дорогам, так и по любому бездорожью. Помимо применения в армии, тягач данной модели использовался и в народном хозяйстве СССР: в качестве трубоплетевозов при строительстве нефте- и газопроводов; для перевозки по бездорожью экскаваторов, бульдозеров, кранов на гусеничном ходу, тяжеловесных станков, бурового оборудования, крупногабаритных неделимых грузов. МАЗ-537 поставлялся и на экспорт.

Об истории модели

Проектирование это могучего грузовика проводилось с 1956 года, в Специальном конструкторском бюро №1 Минского автомобильного завода, параллельно с разработкой «малых» балластных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-536.

Главным конструктором модели был Борис Львович Шапошник – опытный специалист, будущий Герой Социалистического Труда, ранее уже возглавлявший работы над моделями тяжёлых карьерных самосвалов МАЗ-525 и МАЗ−530; колёсных артиллерийских тягачей с колёсной формулой 8х8.

При создании минских тягачей-ракетовозов 535-й и 537-й моделей конструкторское бюро Бориса Шапошника впервые в отечественном машиностроении разработало и внедрило в производство оригинальную гидромеханическую трансмиссию, двухскоростную раздаточную коробку, тележечную схему размещения мостов (2 плюс 2); сделало управляемыми колёса двух передних мостов, применило 7(!) дифференциалов, независимую подвеску всех колёс, тормоза пневмогидравлического типа, централизованную подкачку шин; сконструировало оригинальную раму корытообразного типа.

Первые грузовики МАЗ-537 были собраны в конце 1958 года, а в марте 1959-го модель запустили в мелкосерийное производство. Оно продолжалось в Минске до 1964 года, после чего производство МАЗов 537-й серии было переведено в город Курган. Там в конструкцию машин постепенно вносились некоторые изменения, и они выпускались уже под маркой КЗКТ – Курганского завода колёсных тягачей.

На вооружение Советской армии МАЗ-537 был принят 30 июля 1962 года, и некоторые машины продолжают службу и в XXI веке, уже в составе армии Российской. Общее количество выпущенных в Минске и Кургане таких грузовиков доподлинно неизвестно, но оно оценивается в 8-10 тысяч экземпляров.

Изменения, которые были внесены в первоначальный вариант конструкции, не очень значительные. В частности – воздухозаборник стал коробчатым, обзор дороги и окружающей местности улучшили за счёт увеличения площади зеркал заднего вида. Крылья грузовика стали плоскими и были продлены до средних мостов. Добираться до сцепки и лебёдки стало возможным по лестнице.

Специально для тяжёлых грузовиков семейства МАЗ-537 изначально были созданы прицепы-тяжеловозы модели 2-ППТ-50, грузоподъёмностью в 50 тонн. В дальнейшем, по мере развития серийного производства данной модели грузовика, разрабатывались и внедрялись в производство более совершенные прицепы и специальные грузовые платформы.

Основное применение седельных тягачей МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 25 тонн – работа в составе автопоездов полной массой до 90 тонн и буксировка низкорамных 65-тонных полуприцепов для транспортировки тяжёлой техники, крупногабаритных неделимых грузов, различных систем вооружения и ракетных систем.

Конструкция тягача МАЗ-537

По техническим характеристикам МАЗ-537 очень схож с базовой моделью – МАЗ-535, с увеличенной на 300 мм колёсной базой и расширенной на до 2200 мм шириной колеи.

Рама автомобиля – клёпано-сварная усиленная, корытообразная, с лонжеронами швеллерного сечения.

Четыре передних управляемых колеса, как и у МАЗ-535, подвешивались на независимой рычажно-торсионной подвеске. В целях обеспечения усиленной прочности и грузоподъёмности подвеска задняя балансирная была составлена из двух мощных боковых продольно качающихся рычагов, жёстко укреплённых на раме.

Читайте также:  Задняя подвеска мазда фамилия 4вд схема

Колеса попарно объединены балансирами в тележку, и шарнирно связаны с рамой без какого-либо упругого элемента. Колеса являются бездисковыми, 1600х500-610 (18.00-24″). Их обод 330-610 (13.00-14″) состоит из трёх сегментов и крепится к ступице прижимами на десяти шпильках. В целях повышения грузоподъёмности тягача было решено отказаться от системы регулирования давления воздуха в шинах. Взамен 16-ти слойных шин с регулируемым давлением воздуха были специально разработаны новые 24-х слойные камерные шины постоянного давления (4,5 кг/см²) модели И-170 с рисунком протектора «косая расчленённая елка».

Тормоза на всех колёсах этого грузовика установлены барабанного типа. Рабочая тормозная система снабжена пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз — трансмиссионный, установленный на раздаточной коробке, с механическим приводом.

Рулевой механизм – такой же, как и на МАЗ-525: винт-шариковая гайка, с передаточным числом — 26,9. Гидроусилитель — поршневого типа, со встроенным гидрораспределителем.

На передней части рамы размещается четырёхместная рядная кабина с двумя дверями по бокам и люком в крыше. На лицевой стенке кабины изначально размещалось три фары с вентиляционными лючками между ними, но потом на серийных автомобилях был оставили только две фары, по бокам которых размещены небольшие обтекатели с подфарниками. По обеим сторонам моторного отсека имеется 5 узких и высоких воздухозаборных люков с открывавшимися вертикальными заслонками. Спереди и сзади на раме смонтированы буксирные устройства, а между средними мостами размещается V-образная рабочая площадка (ступенька) для сцепщика.

Непосредственно за кабиной расположено моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен двенадцатидцилиндровый танковый дизельный двигатель Д-12А-525А.

Двигатель

Дизель Д-12А-525А можно с полным правом назвать прямым потомком мотора В-2 от славного советского танка Т-34. Этот дизельный двигатель обладает мощностью 525 лошадиных сил, при 2000 об/мин и удельный расход дизтоплива 176 г/л.с.ч. Рабочий объём – 38880 см3.

Двигатель Д-12А-525А имеет V-образную компоновку цилиндров, с развалом блоков в 60 градусов, коленвал с шестью кривошипами. На каждую шатунную шейку крепится один шатун основной, а к нему цепляется прицепной шатун, то есть цилиндры правого и левого блоков находятся в одной плоскости. Противовесы не сидят жёстко на коленчатом вале, а подвешены на кулисах. Такое решение позволяет уравновесить крутильные колебания.

Мотор Д-12А-525А оборудован предпусковым подогревателем, двойной системой запуска и циркуляционной смазкой.

Верхнее Расположение распредвалов – верхнее, они приводятся в действие от механизма привода ГРМ, а не ремнём или цепью. Смазка находится в отдельном баке. Работает трёхсекционный масляный насос — одна секция нагнетающая и две откачивающих. Коленчатый вал вращается, не встречая сопротивления со стороны масляной ванны.

Система питания – с непосредственным впрыском дизтоплива: насос среднего давления подает горючее к насос-форсункам 90 Бар (делается предварительный впрыск) и насос форсунка завершает дело 700 Бар (производится основной впрыск). То есть мы наблюдаем решение бездетанационного сгорания дизтоплива в цилиндрах.

Топливный насос дизеля Д-12А-525А снабжён корректором подачи дизтоплива, для увеличения крутящего момента при преодолении транспортным средством повышенных дорожных сопротивлений.

Система пуска работает как от электростартера, так и от сжатого воздуха. Открываешь баллон, поворачиваешь кран, и воздух через распределитель подаётся в двигатель, согласно порядку работы его цилиндров. давил на поршни и приводил их в движение. После чего двигатель запускался.

На двигателе Д12А-525А установлен генератор переменного тока со встроенными выпрямителем, регулятором напряжения и устройством подавления помех радиоприёму.

Двигатель Д-12А-525А за годы эксплуатации МАЗ-537 зарекомендовал себя исключительно надёжным, неприхотливым и безотказным в работе. Хоть его моторесурс и небольшой, особенно по современным меркам. Д-12А-525А также оснащались многоосные автотягачи МАЗ-543, МАЗ-7310, МАЗ-74106, аэродромные тягачи БелАЗ-6422, БелАЗ-7211.

Читайте также:  Опель инсигния подвеска флекс райд

Масса двигателя Д12А-525А составляет 1540 кг. Его габаритные размеры – 1575 х 1052 х 1070 (длина х ширина х высота). Назначенный ресурс до капитального ремонта – 1500 ч.

На одну из модификаций МАЗ-537 также устанавливали ЯМЗ-240НМ – двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, мощностью 500 лошадиных сил, предназначенный для тяжёлых карьерных самосвалов.

Трансмиссия и мосты тягача МАЗ-537

Трансмиссия у данного грузовика гидромеханическая, с гидротрансформатором и планетарной трёхступенчатой коробкой переключения передач.

В целом, трансмиссия МАЗ-537 включает в себя одноступенчатый гидротрансформатор (четырёхколесный, с блокировкой насосного и турбинного колёс), трёхступенчатую планетарную коробку переключения передач с фрикционным гидравлическим включением скоростей через механизм золотникового типа (передаточные числа: I-3,2; II-1,8; III-1,0; ЗХ-1,6); двухступенчатую механическую раздаточную коробку (с передаточными числами: передача низшая — 1,88, высшая — 1,О). На II и III передачах гидротрансформатор может блокироваться.

Согласующей передачей является однорядный трёхвальный редуктор с механизмом отключения гидромеханической трансмиссии от мотора (упругой муфтой со втулками из резины), приводами насоса гидроусилителя рулевого управления, дополнительного компрессора и вентиляторов мотора и гидромеханической коробки переключения передач (передаточное число — 0,867).

Рулевой механизм грузовика оборудован гидравлическим усилителем руля. Управляемыми являются две передние оси. Мосты снабжены шарнирами неравных угловых скоростей. Для увеличения проходимости межколёсные дифференциалы двух передних мостов выполнены в качестве механизмов повышенного трения, а двух задних — самоблокирующиеся. Межосевые дифференциалы блокируемые. Все колёса имеют неотключаемый привод.

В составе каждого из мостов данного автомобиля – центральный редуктор, два полуосевых кардана и две колёсные планетарные передачи. Второй передний и второй задний центральные редукторы выполнены проходными. От них крутящий момент через карданные валы передаётся на центральные редукторы мостов переднего и первого заднего.

Дифференциал передних центральных редукторов грузовика принадлежит к дифференциалам повышенного трения, а дифференциал задних центральных редукторов принадлежит к самоблокирующимся дифференциалам, которые функционируют по принципам муфты свободного хода.

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры – длина 8960 мм x ширина 2890 мм x высота 2880 мм.
  • Колёсная база – 6050 мм (1700+2650+1700 мм).
  • Ширина колеи – 2200 мм.
  • Дорожный просвет – 500 мм.
  • Минимальный радиус поворота одиночной машины – 15,5 метров.
  • Снаряжённая масса тягача – 21,6 т.
  • Масса полная допустимая – 47 тонн.
  • Общая масса автопоезда – 87 тонн.
  • Максимальная скорость одиночной машины по шоссе – 60 км/ч, автопоезда – 55 км/ч, на обычных дорогах – 25-30 км/ч.
  • Контрольный расход дизтоплива – 125 литров на 100 км пути.
  • Ёмкость баков для горючего – два бака по 420 литров дизтоплива.
  • Запас хода – до 650 км.
  • Преодоление брода – 1 метр без подготовки, 1,3 м с подготовкой.
  • Преодоление подъёмов – 30º одиночный автомобиль, 8º автопоезд.

Варианты модификаций МАЗ-537 (КЗКТ-537)

  • МАЗ-537 — базовая модель седельного тягача.
  • МАЗ-537А – балластный тягач с металлической сварной платформой и лебёдкой. Предназначался для буксировки по шоссе или по пересечённой местности тяжёлых артиллерийских орудий, прицепов и ракетных систем общей массой до 75-ти тонн.
  • МАЗ-537Б – тягач с платформой для размещения оперативно-тактической ракеты Р-17.
  • МАЗ-537В – седельный тягач специализированного назначения с допустимой нагрузкой на сцепное устройство, уменьшенной на 7 тонн. Конструктивная особенность данного варианта тягача – седельно-сцепное устройство, передвинутое назад на 345 мм из-за специфической конфигурации буксируемых грузов. Его проектировали для транспортировки беспилотных самолётов-разведчиков ДБР-1 «Ястреб» (БПЛА Ту-123) на двухосной платформе СУРД-1 и выпускали малыми партиями по спецзаявкам Минобороны с 1965 по 1985 год. Помимо перевозки БПЛА, такая модификация применялась также для буксировки специальных двухосных восьмиколёсных транспортных полуприцепов с контейнерами для стратегических ракет УР-100 и ракет 5В 61 (для стрельбовых комплексов системы противоракетной обороны А-З5, а также двухосного полуприцепа-топливозаправщика Т3-ЗО (АТ3-ЗО), ёмкостью до тридцати тысяч литров.
  • МАЗ-537Г – многоцелевой универсальный седельный тягач, с увеличенной до 27-ми тонн нагрузкой на опорно-сцепное устройство и новой 15-тонной лебёдкой, для работы в составе автопоездов, с трёхосными полуприцепами-танковозами МАЗ-796 и двухосными 50-тонными многоцелевыми полуприцепами марки МАЗ-5247Г. Грузовики МАЗ-537Г использовались с любыми типами тяжёлых войсковых полуприцепов, буксировали все виды стоящей на вооружении Советской армии бронетанковой техники, ракетные комплексы и установочные агрегаты, служили базой для эвакуационных тягачей КЭТ-Т, машин техпомощи МТП-А4 и основой для новых поколений седельных тягачей. Эта модификация – самая массовая, которая выпускалась в Кургане с 1964 года и вплоть до распада Советского Союза.
  • МАЗ-537Д – седельный тягач специального назначения, с генераторной установкой переменного тока. Данная модификация предназначалась для транспортировки специальных полуприцепных систем советских ракетных войск, одновременно выполняя функции передвижной мобильной электростанции. В состав ракетных комплексов ведь входят многочисленные потребители электроэнергии.
  • МАЗ-537Е – специализированный седельный тягач для ракетных войск стратегического назначения. Он оборудовался дополнительным отбором мощности для вспомогательных электрических генераторов, гидронасосов и компрессоров для питания различных полуприцепных систем. Этот автомобиль мог производить буксировку полуприцепов общей массой до 68ми тонн (в частности, 537 Г) и выполнять работу в составе автопоездов полной массой до 90 тонн. В доработанном варианте грузовик использовался также в качестве тягача-толкача и дополнительного источника электроэнергии в составе сверхтяжёлого многозвенного транспортно-перегрузочного автопоезда 15Т284, предназначенного для перевозки контейнера с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2З.
  • МАЗ-537К – тягач, оборудованный крановым оборудованием. Он проектировался для ракетных комплексов 9К76 «Темп-С».
  • МАЗ-537Т – специальная модификация для работы в условиях жаркого и влажного климата. В отличие от базового автомобиля, МАЗ-537Т оборудовался защитными покрытиями всех его основных агрегатов, узлов и деталей – в целях повышения их антикоррозионной стойкости и долговечности, с применением специальных материалов и технологий. В частности, детали гидротрансформатора подвергали химическому оксидированию, медные прокладки – лужению, посадочные места подшипников выполнялись хромированными, рукоятки и тяги управления –кадмированными, ёмкости системы охлаждения – анодированными и т.д.
  • МАЗ-537Л – тягач специальный аэродромный, предназначенный для буксировки самолётов массой до двухсот тонн.
  • КЗКТ-537М – опытный тягач с 500-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-240НМ.
  • КЗКТ-537П – универсальный грузовик-буксировщик ракетных систем, оборудованный дополнительным кузовом с тентом и посадочными местами для личного состава.
  • МАЗ-537Р – гражданский вариант тягача, оснащённый редуктором отбора мощности и прицепом-роспуском ТТ-2. Его использовали в составе трубоплетевозов ПВ-481, во время строительства нефте- и газопроводов.
Читайте также:  Рено дастер скрипит передняя подвеска

В итоге, грузовик МАЗ-537 уступил место более современным большегрузным тягачам модели КЗКТ-7428, которые разрабатывались ещё в 1980-х годах, до перестройки на смену МАЗ-537. Это новое семейство тягачей Курганского завода до сих пор решает все вопросы, связанные с транспортировкой тяжёлой военной техники и крупногабаритных систем вооружения Российской армии.

Но и отдельные МАЗ-537 тоже пока ещё остаются в строю. В наше время грузовики данной модели иногда ещё можно встретить не только в армии, но и у некоторых гражданских предприятий (в единичных экземплярах): они используются для транспортировки тяжёлых гусеничных бульдозеров, экскаваторов, кранов и т.п. специальной техники.

Источник

Поделиться с друзьями