Минусы 4 тактных лодочных моторов

Двухтактный или четырехтактный подвесной лодочный мотор: что лучше?

Часть шестая: Что лучше?

На предыдущих страницах мы попытались разобраться в общих принципах работы двух- и четырехтактных моторов. Сегодня попробуем подойти к главному, а именно, сравнить преимущества каждого типа мотора, разумеется, подвесного. Поэтому любителей мотоциклов и самолетов просим не волноваться, так как у водно-моторной техники – своя специфика.

Если перелистать все каталоги, соответствующую литературу и справочники, а также немного покопаться в теории, то автоматически напрашиваются следующие выводы: подвесные двухтактные моторы легче, имеют меньший рабочий объем и более приемистые. Их проще перевозить (речь в данном случае о моторах мощностью до 40 л. с.), и в ремонте они доставляют, как правило, меньше хлопот.

Четырехтактные моторы потребляют меньше топлива, во время работы выделяют меньше вредных веществ и не требуют постоянно расхода масла. Это общепринятые достоинства и недостатки. Однако, если попробовать проанализировать некоторые конкретные данные, то картина получится не столь радикальная.

Приведем таблицы, из которых становится очевидной более или менее усредненная разница между «классическими» двухтактными и четырехтактными моторами мощностью до 40 л. с., что облегчает выбор типа мотора (табл. 1–2). Попробуем тщательно во всем разобраться.

Таблица 1. Характеристики моторов «Yamaha»
Модель* Количество цилиндров/рабочий объем, см³ Вес, кг Максимальный расход топлива, л/ч
«4 ACMHS» 1/83 21 2.2
«F 4 AMHS» 1/112 22 1.6
«8 CMHS» 2/165 27 4.5
«F 8 CMHS» 2/197 37 3.3
«15 FMHS» 2/246 36 7.3
«F 15 CMHS» 2/362 51.7 5.4
«25 NMHOS» 2/395 49 12.0
«25 BMHS» 2/496 53 10.7
«F 25 AMHS» 2/498 62 9.2
«40 XWS» 2/703 74.6 20.0
«40 VEOS» 3/698 74.5 18.5
«F 40 BETS» 3/747 86.1 15.0
* Марки модели с литерой F в начале относятся к четырехтактным моторам, без литеры – к двухтактным.
Таблица 2. Характеристики моторов «Tohatsu»
Модель* Количество цилиндров/рабочий объем, см³ Вес, кг Максимальный расход топлива, л/ч
«М 3.5 B» 1/74.6 13 1.7
«MFS 3.5» 1/85.5 17.5 1.12
«M 9.8» 2/169 25 5.1
«MFS 9.8» 2/209 37 4.9
«M 18» 2/294 41 8.5
«MFS 18» 2/328 52 5.7
«M 30» 2/429 52 15.0
«MFS 30» 2/526 71.5 10.4
* М – двухтактные модели, MFS – четырехтактные модели.

Расход топлива и вес. Напрямую величины максимального расхода моторов «Yamaha» и «Tohatsu» сравнивать некорректно, но тенденция прослеживается четко. Разница в рабочем объеме у некоторых современных четырехтактных моторов «Yamaha» по сравнению с аналогами из двухтактных серий сведена к минимуму. Но это вовсе не означает, что объем перестает быть преимуществом двухтактников этой марки. Что касается веса, то четырехтактные моторы пока в любом случае тяжелее двухтактных. У «Tohatsu», конструкция которого более традиционна, эти тенденции более ярко выражены. Это же справедливо и для некоторых моторов с логотипом «Mercury», которые выпускает фирма «Tohatsu».

Что касается расхода топлива, то, несомненно, четырехтактные моторы экономичнее, чем «классические» двухтактные. Прорыв в экономии начался с появлением двухтактников «Mercury OptiMax», у которых установлены системы впрыска топлива и масла. Сегодня впрысковые двухтактники по этому показателю почти вплотную подошли к четырехтактным моторам, однако, если внимательно проанализировать результаты замеров расхода топлива, то окажется, что и моторы с системами OptiMax, и TLDI, и HPDI и даже с E-Tec экономичнее только при средних оборотах коленчатого вала. При этом общий расход топлива немного (у разных моделей поразному) превышает расход некоторых четырехтактных аналогов. Но мы отвлеклись…

Читайте также:  Сплавной катамаран под мотором

По идее, расход топлива надо рассчитывать каждый раз для конкретного случая, так как один и тот же мотор, установленный на разные лодки, будет показывать разную скорость. Иными словами, заявленный максимальный часовой расход топлива, разумеется, будет неизменяемым, однако, если интересует расход в «литрах на километры», что более привычно, то он у разных комплектов «мотор–лодка–загрузка» будет разным. Те, кому необходимо преодолевать большие расстояния, по достоинству оценят четырехтактный мотор, особенно, если он эксплуатируется не «в полный газ». Правда, надо учесть, что стоимость его превышает стоимость двухтактного, и оправдать ее удастся через пять-шесть лет или более. Вот тут и подумаешь…

Надо заметить, что новые впрысковые четырехтактные моторы, оснащенные «мозгами», оказываются на треть экономичнее «классических» двухтактных, т. е. разрыв между ними и двухтактниками по расходу топлива становится еще более значительным, чем у карбюраторных версий.

Итак, двухтактные моторы мощностью до 40 л. с. включительно легче, имеют больший крутящий момент на сопоставимых оборотах коленчатого вала (при одинаковом рабочем объеме с четырехтактником), но менее экономичные и более «грязные», чем двухтактные. У моторов большей мощности картина примерно такая же, только все в увеличенном размере. Разница в расходе топлива «на круг» составляет примерно 15–30% в зависимости от конструкции моторов, т. е. есть более «прожорливые» и двухтактные, и четырехтактные моторы.

Если сравнить те же моторы аналогичной мощности «на разгон», то тут двухтактные моторы явно «резвее». Разница в разгоне до 30 км/ч у моторов малой и средней мощности может достигать 5–10% (в некоторых случаях и более). «Большие» моторы, особенно числящиеся в разряде «для спорта», также раскручиваются быстрее (порой более чем на 20%). В данном случае не стоит путать гонки и спорт: моторы для гонок, как правило, проходят специальную подготовку и не всегда годятся для «гражданской» эксплуатации.

Теперь о том, что же выбрать? Однозначный ответ найти трудно. Кто-то по ряду причин предпочитает только двухтактные моторы, а кто-то любит относительную тишину и редкие заезды на заправку, а значит, четырехтактные моторы.

Шум. Существует мнение, что двухтактные моторы очень шумные, но это справедливо только, когда речь идет о низких и средних оборотах. На максимальных оборотах четырехтактные моторы шумят, если и меньше, то на два-три децибела. Но это еще не повод отказываться от двухтактного мотора с хорошим крутящим моментом. Обычно современные моторы имеют «шумовое давление» при максимальных оборотах от 88 (очень хорошо) до 94 дБ(А) (не слишком хорошо). Это шум, замеренный в метре от работающего двигателя, как правило, на достаточно тихой лодке. В действительности для человеческого уха важен не столько сам шум (суммарное давление), сколько его спектр. Звонкие шумы хуже, чем низкие. Поэтому часто «тихий» мотор утомляет больше, чем более громкий. На малых и средних оборотах четырехтактные моторы работают обычно тише и имеют «правильный» спектр шума.

Следовательно, если человек планирует ходить в режиме «около трех четвертей газа», то четырехтактник получает преимущество по этому показателю. Если же большую часть мотор будет работать в более высоком темпе, то смысл приобретать четырехтактник теряется.

Автономность. Это – не последний фактор, влияющий на выбор мотора, особенно если ему уготована работа в удаленных от цивилизации местах. «Четыре такта» могут реже заправляться, им надо меньше масла. В выигрыше окажутся обладатели четырехтактного мотора и в тех случаях, когда он эксплуатируется в режиме «дорожки». В этом случае и расход невелик и, самое важное, – отсутствует специфический запах «горелого масла».

Вес. В большинстве случаев вес четырехтактного мотора больше веса двухтактного аналогичной мощности примерно на 20%. Очевидно, что не все лодки смогут «нести» на себе дополнительные 20% веса. При этом нарушается центровка, возникают нежелательные явления типа «дельфинирования», уменьшается уровень безопасности и т. д. Если лодка рассчитана на мотор мощностью 40 л.с. и на транец допускается нагрузка, к примеру, 60 кг, то мотор весом в 80 кг – уже перебор. Порой даже разница в 10 кг может оказать на малых лодках (длиной до 4.5 м) негативное влияние на управляемость.

Читайте также:  Мотор автомобиля зил 130

Габариты. Четырехтактные моторы крупнее своих двухтактных «собратьев», и на некоторых лодках, например, с рецессом, первые будут задевать за края конструкции или вовсе не поместятся в откинутом состоянии в положенном углублении.

К чему все эти рассуждения? Это попытка донести тем, кто озадачен покупкой мотора, простую мысль: нельзя просто «зацикливаться» только на одном показателе: «Нужен мощный мотор!». Проще и в итоге окажется дешевле просчитать все возможные варианты с учетом разных показателей и только потом принимать решение о покупке того или иного мотора. Проблема выбора вообще сложна, тем более, когда речь идет о лодочном моторе. Лодка – не автомобиль, тот продается с уже «вставленным» в него мотором.

«Два такта или четыре?», Игорь Владимиров, «КиЯ» №1 (217) 2009 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Какой мотор лучше для лодки ПВХ?

Если вы планируете обзавестись моторным судном или просто решили купить новый движок для своего плавучего товарища, скорее всего, перед вами встаёт вопрос: какой лучше мотор для лодки — двухтактный или четырёхтактный? А если первый, то с какими характеристиками? Мы намерены ответить вам на эти вопросы и дать практичные советы. И помните, что отличную лодку под мотор вы всегда можете купить в нашем гостеприимном магазине!

Двухтактный или четырёхтактный?

Для начала давайте разберёмся, какой тип движка для лодки подбирать — двухтактный или четырёхтактный? Об этом не умолкают споры, и мы вам скажем, что дать однозначный ответ непросто: многое зависит от ситуации и ваших предпочтений и возможностей. Всё же в большинстве случаев можно и нужно склониться в сторону первого типа.

Двухтактник: плюсы и минусы

Двухтактный движок внутреннего сгорания — конструкция, в которой рабочий цикл завершается с помощью двух поршневых ходов. Моторы такого типа — классика, проверенная временем и обладающая следующими преимуществами:

  1. Простая конструкция, “неубиваемость”, долговечность. Ремонтировать двухтактники можно своими руками, не обращаясь в специализированные сервисы, что не требует усилий для перевозки агрегата. Если вы купили б/у мотор и в нем что-то сломалось, на ремонт потратите немного сил, денег и времени. Да и с поиском запчастей не возникнет проблем. Отсюда другое преимущество — долговечность двухтактника.
  2. Неприхотливость к качеству топлива. Большинство двухтактников являются карбюраторными. Устроены они не сложно и не плохо “переваривают” некачественный бензин. Это значительный плюс, так как сегодня далеко не везде можно купить по-настоящему хорошее топливо.
  3. Небольшой вес. Если вам кажется, что двухтактник тяжёлый, значит, вы не брали в руки четырёхтактник. Поверьте, разница ощутимая.
  4. Двухтактник даёт хорошие обороты со старта и лучше подхватывает, выводит судно в глиссирование.
  5. Цена. Двухтактные двигатели стоят достаточно демократично.

Не лишены бензиновые двухтактники и минусов:

  1. Значительный расход топлива. “Аппетит” у двухтактников отличный (не для владельцев, конечно), а ещё они любят и даже требуют смешивания бензина с маслом для смазывания цилиндров, а это дополнительные траты.
  2. Не экологичность. Двухтактники загрязняют окружающую среду.
  3. Громкая работа. 2-тактники более шумные, чем 4-тактные моторы. Но есть значимый момент: начиная с 4000 оборотов разница в шумности практически исчезает, к верхнему пределу максимальных оборотов становится незначительной.
Читайте также:  Какая самая лучшая лодка пвх под мотор

Видно, что преимуществ больше и они намного значимее, чем минусы. А купить отличные лодочные движки вы можете здесь.

Четырёхтактный мотор: плюсы и минусы

Четырёхтактный лодочный движок внутреннего сгорания — конструкция, в которой работа завершается на основании четырёх тактов поршня. Преимущества его тоже привлекательны:

  1. Невысокий уровень шума.
  2. Меньше вреда для экологии.
  3. Низкий расход топлива. Но учитывайте, что это касается инжекторных движков. Если четырёхтактный мотор карбюраторный, то его экономичность мало чем отличается от двухтактника.
  1. Большой вес.
  2. Высокая цена.
  3. Требовательность к качеству бензина и октановому числу.
  4. Сложность конструкции и дорогой ремонт. Детали найти сложнее и стоят они дороже, да и отремонтировать четырехтактник своими руками намного сложнее.

Выводы

Вы не ошибётесь, если решите брать хороший двухтактный мотор.

Четырёхтактные моторы тяжелее и дороже своих собратьев. Хорошо бы спросить: окупит ли экономия на топливе дороговизну самого мотора? Весит ли четырёхтактник меньше, чем его собрат-двухтактник с запасом топлива?

В большинстве случае можно спокойно покупать двухтактный мотор. Но, если вы рыбачите троллингом, можно рассмотреть и 4-тактный, потому что нужен и хороший скоростной ход, и тишина. Но помните, что с этим могут хорошо справиться и хорошие модели двухтактников.

Мы советуем вам рассматривать два типа мотора в зависимости от стиля рыбалки и добычи.

И не забывайте, что важно не только купить хороший мотор, но и правильно установить его.

Полезное видео в отношении того, какой лучше мотор для лодки — двухтактный или четырёхтактный:

Какой двухтактный двигатель выбрать?

Если вы рыбак, который специализируется на средних и небольших рыбах и обычной приманке, вам подойдёт подвесной двигатель, мощность которого в пределах 5 л.с.. Если же вы предпочитаете ловить хищную и тяжёлую рыбу, берите более мощные модели, от 7 л.с.. Но важно учесть и другие моменты. Чтобы не ошибиться в выборе, определите свои предпочтения:

  1. Мне нравится спокойное, небыстрое плавание на скорости не больше 12 км\час.
  2. Я люблю большие скорости, глиссирование.

В первой ситуации, если ваш вес вместе с плавсредством находится в пределах 200 кг (или чуть больше), покупайте двухтактник мощностью до 4 л.с..

Кстати, даже с такой мощностью можно выйти на глиссирование, особенно, если судно с плоским или надувным дном (НДНД), но само судно вместе с грузом должно весить мало, чуть больше 100 кг.

Во второй ситуации выбирайте движок с мощностью от 5 и выше. Скорость зависит от загруженности судна. Понять, какая вам нужна мощность для того, чтобы начать глиссировать, можно так: суммируйте вес всех пассажиров, мотора, лодки и груза и поделите на 30. Дело в том, что на 30 кг веса примерно приходится одна единица мощности. Путём простых расчетов вы получите ориентировочную (потому что многое зависит и от конструкции, длины лодки) мощность для выхода на глиссирование.

Кстати, не забывайте, что есть и электромоторы, которые обладают весьма привлекательными характеристиками.

Часто для приятных путешествий на серьёзные расстояния нужен мощный движок. Но помните, что, чем мощнее мотор, тем он тяжелее. Подумайте, как вы будете перевозить его и лодку. И не забывайте, что лодки нужно регистрировать при некоторых условиях, в числе которых и мощность мотора. Подробнее читайте здесь.

Надеемся, вам была полезна наша статья о том, какой лучше мотор для лодки — двухтактный или четырёхтактный. Делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте посещать наш магазин, у нас много нужных товаров и лодок, которые по праву могут занять первые места в рейтингах лучших плавсредств.

Источник

Поделиться с друзьями