Могут ли гибдд открывать капот

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

Проверка документов у водителей на дорогах не вызывает вопросов в законности. Осмотр двигателя авто в такой ситуации нельзя назвать ординарным событием. Но если инспектор ДПС требует открыть капот, то в чем здесь подвох, и что делать в такой ситуации? Знание своих прав и полномочий правоохранителей поможет автолюбителям сберечь время, деньги и нервные клетки.

Оговоримся сразу: инспектор ГИБДД имеет полное право остановить машину и потребовать открыть капот. Однако для этого он должен иметь законное основание.

Взаимодействие водителя и сотрудника ГИБДД

В интернете множество противоречивой информации о том, как должен вести себя водитель при встрече с гаишником. Многие автолюбители пытаются «качать права», не имея на то оснований. Есть и другая крайность – испуганный водитель. Они готовы дать обыскать не только авто, но и личные вещи, полагая, что представитель закона имеет на это право. Ни первое, ни второе поведение не будет правильным.

Взаимодействие водителя и сотрудников ГИБДД на дороге регулирует закон. Приказ МВД России от августа 2017 года за № 664 утвердил административный регламент, в котором подробно изложены права и обязанности обеих сторон.

Полицейский имеет право остановить машину в следующих случаях:

  • при нарушении водителем ПДД;
  • для проверки документов, если есть основания подозревать водителя, пассажиров иди ТС в причастности к совершению действий, которые нарушили законы РФ;
  • для проверки авто на предмет угона, если есть ориентировка на аналогичную марку машины;
  • для опроса водителя и\или пассажиров как свидетелей ДТП, преступления;
  • чтобы попросить оказать помощь пострадавшим в ДТП или сотрудникам правоохранительных органов (например, попросить быть понятыми).

Без веской причины остановить машину, чтобы посмотреть под капот, нельзя.

В случае законной проверки, согласно регламенту (п. 93.1) сотрудник ДПС имеет право дополнительно провести:

  • сверку идентификационных номера двигателя (кузова) с документами на авто;
  • соответствие технического состояния машины предъявленным документам и требованиям безопасности;
  • осмотр или досмотр (а это принципиально разные действия) автомобиля, его «внутренностей», личных вещей водителя и его самого.

Инспектор уполномочен вежливо попросить водителя выйти из машины, объяснив основания. Водитель, в свою очередь, имеет право визуально контролировать манипуляции правоохранителей, проводить фото и видеосъемку.

Обратите внимание! Водитель не обязан покидать авто, но он может согласиться на это или выйти по своей инициативе. Принудительное выдворение из-за руля возможно только под протокол и при наличии веских оснований.

В ином случае действия сотрудника ГИБДД можно квалифицировать как самоуправство (ст. 19.1 КоАП).

Осмотр или досмотр автомобиля?

Осмотр автомобиля проводится снаружи на предмет повреждений внешней его части. Водитель при этом может не выходить из авто, а инспектор не обязан составлять протокол или объяснять мотивацию его проведения. Двери машины, капот и багажник открывать не нужно.

Досмотр – это почти обыск, но без нарушения конструкции авто. Проводится под протокол, с участием двух понятых или с видеофиксацией. При досмотре от водителя требуется обеспечить свободный доступ в салон (в том числе и к личным вещам), в багажник, под капот. Сверка идентификационных номеров ТС относится к досмотру, поскольку влечет за собой доступ гаишника к «внутренностям» авто.

Читайте также:  Что находится под капотом мурано

Что делать, если инспектор просит открыть капот?

Итак, вас остановили на дороге и просят открыть капот для осмотра. В этом случае водитель должен:

  • Убедиться, что перед ним человек, имеющий полномочия и находящийся при исполнении. Закон обязывает инспектора ГИБДД представиться, предъявить удостоверение и сообщить причину остановки. Если этого не произошло, то вежливо попросите у гаишника документы.
  • Поинтересуйтесь, с чем связана просьба осмотреть детали ТС. Законным основанием может быть ориентировка на угон авто, которое совпадает с вашим по модели.

Если действия сотрудника ДПС не вызывают подозрений, то открыть капот вы можете не выходя из салона (рычагом). Если возникли сомнения в обоснованности происходящего, лучше проконтролировать процесс лично, снимая все на камеру.

В чем может быть подвох?

У большинства водителей работа сотрудников ГАИ нареканий не вызывает. Но исключения бывают их всякого правила.

Как недобросовестный инспектор может использовать открытый капот в неправомерных целях:

  • владельцам старых авто могут предъявить претензии в некорректной работе двигателя (или иных частей) машины;
  • заявить о нечитаемом номере двигателя, даже если водитель его несколько раз почистил и протер.

В обоих случаях инспектор вправе отстранить автолюбителя от управления и направить машину на штрафстоянку. Расчет на то, что угроза оплаты эвакуатора, потерянное время побуждает автолюбителя «решить вопрос на месте». Именно этого и добивается недобросовестный сотрудник.

Источник

Сотрудник ГИБДД требует открыть капот: где тут подвох и как правильно отвечать?

Не секрет, что инспектора нередко самоуправствуют, обыскивая салон автомобиля, требуя от водителя каких-то действий, не имея к тому достаточных оснований. К примеру, как бы вы себя повели, если сотрудник ГИБДД потребует открыть капот? Законно ли такое требование?

Согласно существующему регламенту МВД, инспектор может провести процедуру сверки номеров агрегатов. Хорошо, если такая сверка проводится быстро и с честной целью. Но мы же знаем, что часть сотрудников только и ищет повода «докопаться», чтобы «решить вопрос на месте», пользуясь юридической неосведомлённостью водителя . Например, проверяющий заявляет, что VIN-код не читается, после чего водитель может быть отстранён от управления, а автомобиль препровождён на штрафную стоянку.

Нужно отметить, что отказаться от открытия капота водитель права не имеет. Но осмотр должен проводиться в рамках закона – то есть с соблюдением важных формальностей . Требования к водителю должны основываться на конкретных пунктах ПДД, статьях регламента и закона. Попросите инспектора назвать статью закона, на основании которого он настаивает на каких-то действиях. Вряд ли сотрудник сумеет это сделать, давно привыкнув, что любые их прихоти тут же беспрекословно исполняются. Во-вторых, есть ещё ст. 27.9 КоАП, в соответствии с которой к досмотру должны быть приглашены два свидетеля. К тому же нельзя просто осмотреть что-то и захлопнуть капот или багажник. Необходимо ещё составить протокол.

Если же, видя ваше нежелание подчиняться незаконным требованиям, сотрудник начнёт угрожать, можно отзвониться на горячую линию ГИБДД по номеру, который присутствует на кузове патрульного авто. Не позволяйте греть на себе руки!

А вам приходилось спорить с инспекторами по поводу соблюдения норм закона?

Источник

Инспектор ДПС просит открыть капот — что делать?

Иногда после проверки документов, предъявленных водителем, сотрудник ГИБДД просит выйти из автомобиля и открыть капот. Данное требование несколько нестандартно и часто вызывает у сидящего за рулем недоумение. Как вести себя в подобной ситуации? Стоит ли выполнять указание, или можно отказаться?

Зачем «гаишнику» моторный отсек?

Пункт 31 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень процедур, которые уполномочены проводить полицейские. Инспектор ГИБДД вправе проверять не только документы (права, СРТС , полис ОСАГО ), но и регистрационные знаки, номера шасси, кузова, идентификационные символы (VIN-код). Кроме того, сотрудник ДПС может проводить оценку технического состояния эксплуатируемого (движущегося по дороге) автомобиля.

Читайте также:  Стучит капот лада гранта

Идентификационный номер машины (VIN-код) во многих случаях проще всего считывается именно под капотом. Это и является причиной, по которой «гаишник» просит показать отсек. Некоторые инспекторы ГИБДД с подозрением относятся к старым автомобилям, особенно тем, которые выпущены отечественными производителями. Они предпочитают перестраховаться и поверить, исправны ли обозримые узлы и агрегаты. При выявлении поломки в отношении водителя составляется протокол по статье 12.5 КоАП РФ.

Нужно ли открывать капот для сотрудника ГИБДД?

Первое, что следует сделать — задать вопрос о том, зачем необходим осмотр. Если целью является контроль технического состояния или проверка идентификационных символов, нужно поинтересоваться, почему у инспектора возникли подозрения. Возможно, у него на руках есть ориентировка на похожий автомобиль или распоряжение о проведении рейда . Такая процедура не подразумевает присутствия двух понятых, поэтому лучше не спорить: резкий отказ может затянуть процесс и вызвать у полицейского ненужные подозрения.

Чтобы обезопасить себя от возможных неправомерных действий, нужно воспользоваться видеокамерой в мобильном телефоне. Применение записывающих устройств почти всегда «дисциплинирует» инспекторов ГИБДД. Зная, что их действия фиксируются, даже самые суровые стражи порядка начинают вести себя более корректно.

Чето делать водителю?

Если выяснится, что неисправность автомобиля действительно присутствует, сотрудник полиции вправе временно задержать транспортное средство и направить его на специализированную стоянку . Забрать его можно будет только при помощи эвакуатора или после устранения неполадки. Стоимость перемещения и хранения машины возмещать придется водителю.

В случае обнаружения нечитаемых символов VIN-кода инспектор ГИБДД будет вынужден провести инструментальное исследование, что тоже повлечет некоторые временные затраты. Если есть уверенность, что номера не «перебивались», волноваться не стоит. Сотрудник ДПС убедится в их подлинности и позволит автовладельцу продолжить путь.

Ситуация, как и многие другие, двоякая. В законе нет четкого указания на то, что водитель обязан открывать капот по требованию полицейского. Однако у последнего права проводить проверку никто не отнимал. Поэтому лучше открыть капот, чем ввязываться в ненужную дискуссию.

Источник

Может ли инспектор ГИБДД требовать открыть капот?

Нет водителя, которого бы миновала встреча с сотрудником ДПС на дороге. Чаще всего общение ограничивается дежурной проверкой документов. Но иногда инспектор может попросить показать багажник или заглянуть под капот. И если с первым все еще более менее понятно — мало ли, что вы там везете, то со вторым возникают сложности. Зачем представителю власти изучать «нутро» вашего железного коня?

Как правило, сотрудник ГИБДД может попросить открыть капот для того, чтобы сверить серийные номера на автомобиле и в документах. Таким образом они проверяют, не находится машина в угоне. Только многие водители утверждают, что если уж вас попросили показать, что под капотом, то будьте готовы к тому, что на этом общение с инспектором не закончится. Вряд ли кому-то хочется просто так без имеющейся наводки возиться с номерами каждого остановленного транспортного средства.

Часто автомобилисты сталкивались с ситуацией, когда после сверки номеров сотрудник ДПС начинал придираться к возможным неисправностям. Чаще всего жертвами подобного досмотра с пристрастием становились старые советские машины или великовозрастные иномарки. При этом объектом мог стать любой элемент авто, будь то выхлопная система, или двигатель.

Также некоторые водители рассказывают, что если номер кузова был грязным и нечитаемым, а почистить его не было возможности из-за погоды, инспектор порывался отвезти авто на штрафную стоянку «до выяснения обстоятельств». Однако, дело обычно заканчивалось проверкой того же номера уже в салоне машины.

В случае, когда доблестный служитель закона решил устроить внеплановый техосмотр, вы можете создать ему некоторые «трудности». Обязательно попросите его сказать, согласно какому пункту законодательства он действует. Это положено. И если вместо четкого и аргументированного ответа, инспектор начнет мямлить, вы будете находиться в более выигрышном положении. Но от необходимости открыть капот это может и не избавить.

Читайте также:  Как открыть капот когда он замерз

После этого стоит напомнить инспектору, что для проведения осмотра необходимо присутствие двух понятых, как того требует закон. Причем, заниматься их поиском должен не водитель, а сам сотрудник ДПС. Он может сказать, что это совершенно необязательно, однако, если обратиться к законодательству, без понятых не обойтись, если нарушается целостность транспорта. А раз крышка капота будет открыта, то, соответственно, целостность эта нарушится. Тут у представителя власти может найтись еще один аргумент, что он собирается провести осмотр, а не досмотр. Вам следует вежливо посоветовать ему не путать два этих понятия и объяснить, что при осмотре конструктивная целостность не должна нарушаться. Он может осматривать и любоваться закрытым капотом сколько угодно.

Есть и еще один нюанс. Обычно, инспектор просить водителя покинуть автомобиль для сверки номеров, только вот делать это не обязательно. В салоне имеется специальный рычаг, открывающий крышку. Вы можете с водительского сидения предоставить сотруднику ДПС доступ к номеру кузова. Но, как показывает практика, мало кто из них хочет пачкаться и возиться в грязным капотом.

Конечно, все эти меры не дадут стопроцентной гарантии того, что инспектор отстанет и оставит идею с осмотром. Если уж он решил повозиться, то так просто не сдастся. Но вы уже после самой просьбы должны понимать, что общение может затянуться. В любом случае, если вы попали в такую ситуацию, не нервничайте, инспектор это заметит. И не забывайте, что при желании посмотреть, что же у вас скрыто под капотом, сотрудник должен составить протокол.

Источник

Законность требования “гаишников” открыть капот

Должен ли водитель выполнять требование “гаишника” открыть капот и дать возможность проверки номеров механизмов под капотом автомобиля? Этот вопрос достаточно часто возникает у автомобилистов.

Цели проверки

Зачем гаишники проводят сверку регистрационных знаков в документе со знаками, выбитыми на частях машины под капотом? Проверка проводится для следующих целей.

Во-первых, проверка позволяет выявить автомобили, числящиеся в угоне. На это могут указывать следы того, что номера на двигателе “перебиты” , либо на агрегатах автомобиля установлены “рамки- перевертыши” . Также бывают ситуации, когда регистрационные знаки, указанные в документах на машину, не соответствуют фактическим знакам, выбитым на двигателе и других агрегатов автомобиля. Помимо прочего, сверка номеров позволяет установить, была ли произведена замена заводских агрегатов на новые , была ли эта замена произведена законно, имеются ли у автовладельца документы на вновь установленные агрегаты.

Любой ли сотрудник ГИБДД может проводить проверку агрегатов автомобиля?

Проверка регистрационных номерных знаков на двигателе, других агрегатах авто в обязательном порядке проводится при постановке автомобиля на учёт в ГАИ и во всех остальных случаях, когда сотрудник ДПС проявил соответствующую инициативу.

Процедура сверки регистрационных номерных знаков на агрегатах автомобиля.

Если “гаишник” требует проверить номерные знаки вашего автомобиля, ваш алгоритм действий может быть следующим. Во-первых, вам предлагают покинуть автомобиль и провести сверку совместно. Вы можете согласиться выйти из автомобиля либо отказаться покинуть авто. Во втором случае сотрудник ДПС будет проводить сверку самостоятельно, но вы обязаны дать доступ к номерным знакам агрегатов, открыть капот, открыть дверь машины. В случае, если вы откажетесь от этого, ваши действия могут быть расценены гаишником как воспрепятствование должностному лицу при выполнении им служебных обязанностей. В этом случае законодательством предусмотрен штраф до 1000,00 рублей, либо задержание на 15 суток .

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector