Мотор 2106 чем лучше регулировать клапана щупом или рейкой

Содержание
  1. Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106 и замена сальников своими руками
  2. Назначение клапанов двигателя ВАЗ 2106
  3. Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
  4. Причины для регулировки зазоров
  5. Периодичность регулировки и величина зазоров
  6. Необходимые инструменты
  7. Порядок регулировки зазоров клапанов
  8. Проверка натяжения цепи ГРМ
  9. Видео: порядок проверки натяжения цепи ГРМ
  10. Порядок регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2106 микрометром
  11. Порядок регулировки зазоров клапанов щупом
  12. Видео: регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
  13. Маслосъёмные колпачки
  14. Признаки выхода из строя маслосъёмных колпачков
  15. Выбор маслосъёмных колпачков
  16. Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106
  17. Видео: замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106
  18. Замена прокладки клапанной крышки
  19. Порядок замены прокладки клапанной крышки
  20. Видео: замена прокладки клапанной крышки
  21. Порядок закручивания гаек на клапанной крышке

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106 и замена сальников своими руками

Конструктивным отличием большинства отечественных автомобилей, выпущенных в прошлом веке, является необходимость регулировки многих параметров вручную. Не является исключением и ВАЗ 2106, для поддержания которого в исправном состоянии важно своевременно проводить техническое обслуживание всех систем, в том числе и проводить периодическую регулировку тепловых зазоров клапанов.

Назначение клапанов двигателя ВАЗ 2106

Одной из наиболее важных систем, требующих регулировки в процессе эксплуатации, является механизм газораспределения (ГРМ). Конструкция этого механизма позволяет своевременно подавать топливно-воздушную смесь в камеру сгорания и отводить отработанные газы из цилиндров двигателя.

В состав ГРМ входят распределительный и коленчатый валы и связывающая их цепь. За счёт ГРМ происходит синхронное вращение двух валов, что, в свою очередь, позволяет строго соблюдать последовательность открытия и закрытия клапанов во всех цилиндрах.

Кулачки распредвала воздействуют на специальные рычаги, которые толкают стержни клапанов. В результате клапаны открываются. При дальнейшем вращении распредвала кулачки занимают исходную позицию, и клапаны закрываются.

Таким образом, результатом работы газораспределительного механизма является последовательное и своевременное открытие и закрытие клапанов.

Клапаны бывают двух видов:

  1. Впускные (открывают подачу топлива в камеру сгорания).
  2. Выпускные (обеспечивают отвод отработанных газов).

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Регулировку зазоров клапанов ВАЗ 2106 можно осуществить своими руками. Для этого потребуется лишь стандартный набор слесарных инструментов и несколько простых приспособлений.

Причины для регулировки зазоров

Двигатель постоянно работает при высоких температурах. Это приводит к износу его элементов и изменению величины тепловых зазоров клапанов. Внешними признаками неправильно установленных зазоров являются:

  • появление на холостом ходу характерного шума (стука);
  • снижение мощности двигателя и потеря динамики при разгоне;
  • увеличение расхода топлива;
  • длительная эксплуатация автомобиля без проведения процедуры регулировки зазоров.

Периодичность регулировки и величина зазоров

Производитель рекомендует проводить регулировку тепловых зазоров клапанов ВАЗ 2106 через каждые 30 тыс. км пробега, а проверять их значения — через каждые 10 тыс. км. Кроме этого, специалисты советуют регулировать зазоры каждый раз при демонтаже головки блока цилиндров (ГБЦ) с заменой её прокладки. Если этого не делать, зазоры у одних клапанов будут уменьшены, а у других — увеличены. В результате увеличится шум при работе двигателя, снизится его мощность и вырастет расход топлива.

Величина зазоров, регламентированная автопроизводителем для впускных и выпускных клапанов составляет 0,15 мм.

Необходимые инструменты

Для регулировки зазоров клапанов потребуются следующие инструменты и приспособления:

    набор торцовых ключей;

На чехле щупа обычно указана схема и последовательность регулировки клапанов. Однако стандартный щуп толщиной 0,15 мм не может перекрыть весь зазор по ширине, поэтому точная регулировка клапанов при использовании этого инструмента невозможна. Более того, ширина зазора в процессе эксплуатации постепенно изменяется за счёт износа клапанов, сёдел ГБЦ и других элементов силового агрегата. В результате точность регулировки ещё более снижается.

Для более точного выставления зазоров рекомендуют использовать микрометр. В этом случае результаты измерений практически не зависят от состояния и износа элементов двигателя.

Порядок регулировки зазоров клапанов

Для постепенного проворачивания коленвала на определённый угол с целью последовательной регулировки всех клапанов используется специальный ключ. Нумерация клапанов, как и цилиндров, начинается с передней части двигателя, то есть слева направо.

Порядок регулировки клапанов следующий:

  • при неподвижном коленвале регулируются клапаны 8 и 6;
  • при повороте коленвала на 180 о регулируются клапаны 7 и 4;
  • при повороте коленвала на 360 о регулируются клапаны 3 и 1;
  • при повороте коленвала на 540 о регулируются клапаны 2 и 5.

Контролировать угол поворота коленвала можно также наблюдая за движением бегунка трамблёра или распредвала. Разница состоит лишь в том, что клапаны 7 и 4 регулируются при повороте на 90 о , а не на 180 о , как указано выше. Угол последующих поворотов также должен быть вдвое меньше — 180 о вместо 360 о и 270 о вместо 540 о . Для удобства на корпус трамблёра можно нанести метки.

Проверка натяжения цепи ГРМ

Перед выставлением зазоров клапанов следует проверить натяжение цепи ГРМ и при необходимости отрегулировать его. В процессе эксплуатации автомобиля цепь постепенно растягивается. В результате:

  • возникает неприятный стук при работе двигателя;
  • цепь быстро изнашивается;
  • цепь перескакивает на зубцах звёздочки распредвала, что приводит к нарушению фаз работы ГРМ.

Проверку натяжения цепи можно осуществить двумя способами:

  1. Открываем капот и прислушиваемся к работе запущенного двигателя. Если присутствуют посторонние шумы, исчезающие при кратковременном нажатии на педаль акселератора, можно констатировать, что цепь ослабла.
  2. Снимаем с двигателя защитный кожух. Вставляем отвёртку в цепь, как рычаг, и пытаемся прогнуть цепь, как минимум, в двух местах, где под ней имеется свободное пространство. Цепь прогибаться не должна. Подобную операцию можно выполнить и рукой. При этом сильно давить на цепь во избежание её повреждений не рекомендуется.

При ослаблении цепи её натяжение регулируется с помощью специального натяжителя.

Видео: порядок проверки натяжения цепи ГРМ

Порядок регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2106 микрометром

Алгоритм регулировки зазоров клапанов микрометром выглядит следующим образом:

  1. Ставим автомобиль на ровную площадку и открываем капот.
  2. Отключаем бортовое электропитание. Для этого отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.

Порядок регулировки зазоров клапанов щупом

Регулировка зазоров щупом выполняется аналогично в следующем порядке:

  1. Проворачивая маховик коленвала, добиваемся совпадения меток звёздочки распредвала и крышки его подшипника. В результате поршень четвёртого цилиндра встанет в ВМТ, и появится возможность регулировки клапанов 6 и 8.
  2. Устанавливаем стандартный щуп (0,15 мм) между распредвалом и рокером клапана 8.

Видео: регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Маслосъёмные колпачки

Маслосъёмные колпачки (сальники клапанов) предназначены для герметизации клапана. Они задерживают излишки смазки (моторного масла), предотвращая их попадание в камеру сгорания.

Механической парой в ГБЦ являются стержень клапана и его направляющая втулка. Технологически состыковку этих деталей без зазора выполнить практически невозможно. Для уплотнения соединения и используются сальники клапанов. Качественный и исправный колпачок должен плотно сидеть на стержне клапана и пропускать лишь то количество масла, которое необходимо для нормальной работы системы.

Если раньше колпачки изготавливались из фторопласта, то сейчас при их производстве используется специальная армированная и маслостойкая резины. Верхняя часть колпачка прижимается к стержню клапана специальной пружиной.

На рынке представлены маслосъёмные колпачки различных производителей и марок, различающиеся по качеству, надёжности и долговечности.

После длительной эксплуатации двигателя маслосъёмный колпачок может разрушиться по причине:

  • физического старения материала, из которого он изготовлен;
  • потери первоначальной эластичности резины под влиянием масла и высокой температуры;
  • расслоения материала.

Это приводит к попаданию избыточного количества смазки в камеру сгорания и увеличивает расход масла. Замена маслосъёмных колпачков на отечественных автомобилях производится обычно через каждые 80 тыс. км пробега. Последняя цифра может заметно увеличиться в результате:

  • использования колпачков из современных качественных материалов;
  • использования качественного оригинального моторного масла;
  • недопускания перегрева двигателя;
  • постоянного контроля уровня масла в двигателе.

Признаки выхода из строя маслосъёмных колпачков

Основными признаками неисправности сальников клапанов ВАЗ 2106 являются:

  • повышенный расход масла (более одного литра на тысячу километров пробега);
  • выхлопные газы светлого оттенка;
  • масляный налёт на свечах;
  • существенное снижение динамических характеристик двигателя;
  • рост расхода топлива.

Подобные проблемы решаются заменой колпачков. Это довольно просто сделать своими руками.

Выбор маслосъёмных колпачков

До конца 80-х годов на все отечественные автомобили устанавливались колпачки производства Курского завода. Высоким качеством они не отличались, так как не выдерживали высоких температур, и их приходилось менять через каждые 30 тыс. км пробега. Затем был разработан новый резиноподобный материал (фторкаучук), из которого ведущие производители и стали изготавливать колпачки. Материал, из которого они сделаны, может отличаться цветом, но его основу должен составлять каучук (вторичный либо акрилатный), обеспечивающий долговечность детали.

Наличие примесей в материале колпачков приводит к их быстрому выходу из строя. Это касается в первую очередь подделок. Поэтому при покупке прежде всего следует обращать внимание на производителя и уметь идентифицировать оригинальные изделия. Стоимость и срок эксплуатации колпачков ведущих брендов примерно одинаковые.

При замене колпачков ВАЗ 2106 можно порекомендовать продукцию следующих фирм:

  1. Elring — немецкая фирма, производящая не только резиновые колпачки, но и ряд других деталей, и поставляющая свою продукцию более чем в 140 стран.
  2. Glazer — испанская фирма с богатым прошлым, производящая колпачки, которые сертифицированы и соответствуют требованиям ISO9001/QS9000.
  3. Reinz — немецкая фирма, изделия которой специалисты рекомендуют устанавливать на неизношенную пару «клапан — направляющая втулка».
  4. Goetze — немецкая фирма, признанная автопроизводителями во всём мире. Начиная с 1987 года, Goetze является поставщиком качественных запчастей для автомобилей и судов, в том числе и маслосъёмных колпачков, изготовленных по инновационной технологии.
  5. Payen и другие производители.

Качество оригинальных отечественных изделий значительно уступает иностранным аналогам. В любом случае выбор остаётся за автовладельцем, его пожеланиями и возможностями.

Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106

Для замены колпачков потребуется:

    специальный рассухариватель сухарей (крепежа) клапанов;

Порядок действий при замене маслосъёмных колпачков следующий:

  1. Снимаем с ГБЦ клапанную крышку.
  2. Снимаем распредвал и рокера.

Видео: замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106

Замена прокладки клапанной крышки

Необходимость демонтажа крышки ГБЦ возникает в следующих ситуациях:

  • при натяжении цепи в двигателе;
  • при замене прокладки клапанной крышки;
  • при регулировке клапанов;
  • при замене других деталей двигателя.

Процесс несложен и при минимальных слесарных навыках не займёт много времени. Для этого потребуется:

  • головки на 8 и 10;
  • удлинитель для ключей;
  • вороток либо трещотка;
  • плоскогубцы.

Порядок замены прокладки клапанной крышки

Прокладка клапанной крышке меняется следующим образом:

  1. Откручиваем три гайки и снимаем крышку с металлического корпуса воздушного фильтра.
  2. Вынимаем из корпуса воздушный фильтр.
  3. Откручиваем четыре гайки крепления корпуса фильтра к верхней части карбюратора.

После замены прокладки сборка производится в обратном порядке.

Видео: замена прокладки клапанной крышки

Порядок закручивания гаек на клапанной крышке

Гайки на клапанной крышке следует затягивать в строго определённой последовательности очень аккуратно, так избыточные усилия могут сорвать резьбу на шпильках. Сначала нужно затянуть гайки в середине крышки, а затем постепенно переходить к её краям.

Правильно и своевременно отрегулированные клапаны позволят владельцу ВАЗ 2106 избежать гораздо более серьёзных проблем. Сделать это можно самостоятельно, обладая стандартным набором инструментов и приспособлений и тщательно изучив рекомендации профессионалов.

Источник

Читайте также:  Водоемы где запрещен бензиновый мотор
Поделиться с друзьями