Мотор 21116 ремень грм

Проверка состояния, замена ремня привода ГРМ и натяжного ролика на двигателях ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 Lada Granta

Инструменты:

  • Шестигранный ключ на 5 мм
  • Домкрат винтовой
  • Балонный ключ
  • Ключ трещоточный
  • Головка на 8 мм
  • Головка на 10 мм
  • Головка на 13 мм
  • Отвертка плоская средняя
  • Вороток под торцевую насадку
  • Насадка на вороток на 17 мм
  • Гаечный ключ рожковый на 19 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 15 мм
  • Гаечный ключ накидной изогнутый на 8 мм
  • Динамометрический ключ
  • Специальный ключ для поворота натяжного ролика (или съемник стопорных колец)

Детали и расходники:

  • Ремень привода ГРМ (к.н. 21116-1006040)
  • Натяжной ролик ремня привода ГРМ
  • Башмак — 2 шт.

Примечания:

Проверку состояния ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ) проводим на холодном двигателе (15-35°C) через каждые 15 тыс.км пробега.

Замену ремня привода ГРМ в соответствии с регламентом технического обслуживания проводите через каждые 75 тыс.км пробега или в случае обнаружения на ремне дефектов.

Проверка состояния ремня привода ГРМ

1. Шестигранным ключом на 5 мм отверните четыре винта (на двигателе ВАЗ 11183 — три болта) крепления передней верхней крышки привода ГРМ и снимите ее.

Примечание:

В двигателе ВАЗ-11183 болтами бокового крепления крышки также прикреплены держатели проводов.

2. Включите пятую передачу в коробке передач и подложите под колеса автомобиля противооткатные упоры («башмаки»).

3. Домкратом поднимите правое переднее колесо.

4. Вращая колесо по часовой стрелке, проверните коленчатый вал двигателя и осмотрите ремень привода ГРМ. При нормальном натяжении ремня, вырез 1 наружного диска натяжного ролика должен совпадать с прямоугольным выступом 2 его внутренней втулки.

5. Проверьте состояние ремня привода ГРМ. Поверхность зубчатой части ремня не должна иметь складок, трещин, подрезов зубьев и отслоений ткани от резины. Обратная сторона ремня не должна иметь износа, обнажающего нити корда, и следов подгорания. На торцевых поверхностях ремня не должно быть расслоений и разлохмачиваний. При обнаружении дефектов на ремне или значительном несовпадении элементов контроля натяжения ремня (на фото выше), ремень замените. Также следует поменять ремень на новый при обнаружении на нем следов моторного масла (перед монтажом нового ремня причину попадания масла на ремень нужно устранить) или при замене насоса охлаждающей жидкости.

Примечание:

Выход из строя ремня привода ГРМ (обрыв и срезание зубьев) может привести к утыканию клапанов в поршни из-за рассогласования углов поворота коленчатого и распределительного валов и, как следствие, к дорогостоящему ремонту двигателя.

Снятие ремня привода ГРМ и установка поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ

1. Снимите правое переднее колесо и правый грязезащитный щиток моторного отсека с помощью домкрата, балонного ключа и отвертки.

2. Демонтируйте ремень привода генератора, как описано во второй половине этой статьи.

3. Отсоедините колодку проводов от разъема датчика положения коленчатого вала.

4. Головкой на 10 мм отверните болт крепления датчика и извлеките сам датчик.

5. Перед демонтажем ремня обязательно проверьте фазы газораспределения двигателя – установите поршень 1‑го цилиндра в положение ВМТ (верхней мертвой точки) такта сжатия. Для этого воротком с насадкой на 17 мм проворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода генератора до момента совмещения метки 1 на зубчатом шкиве распределительного вала с приливом 2 на задней крышке привода ГРМ.

Примечание:

Хотя описанный метод является наиболее точным, проворачивать коленчатый вал за болт крепления к нему шкива весьма неудобно. Можно сделать это двумя альтернативными способами:

1. Включите любую передачу (лучше 4-ю или 5-ю) и медленно прокатите автомобиль до совпадения меток на шкивах распределительных валов с меткой на задней крышке ремня привода распределительных валов;

2. Включите любую передачу и вывесите одно из передних колес. Затем поворачивайте вывешенное колесо до совпадения метки на шкиве распределительного вала с меткой на задней крышке ремня привода распределительного вала (этот метод описан в п.2-4 начала этой статьи).

6. Чтобы убедиться в правильном положении коленчатого вала, извлеките резиновую заглушку смотрового окна в верхней части картера сцепления.

Читайте также:  Мотор для мотоблока мтз

7. Посмотрите в смотровое окошко: риска 2 на маховике должна располагаться напротив прорези 1 шкалы на верхней крышке картера сцепления.

8. Перед отворачиванием болта крепления шкива привода генератора, попросите помощника зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, вставив через окно в картере сцепления отвертку между зубьями маховика.

9. Воротком с насадкой на 17 мм отверните болт крепления шкива привода генератора и снимите его.

10. Затем снимите шайбу за снятым шкивом привода генератора.

11. Шестигранным ключом на 5 мм отверните три винта крепления передней нижней крышки привода ГРМ и снимите крышку.

12. Накидным ключом на 15 мм ослабьте затяжку болта крепления натяжного ролика. При этом натяжной ролик повернется и натяжение ремня ослабнет.

13. Снимите ремень привода ГРМ со шкивов коленчатого и распределительного валов и выните его из моторного отсека.

Примечание:

После снятия ремня привода ГРМ нельзя проворачивать коленчатый и распределительный валы во избежание упирания поршней в клапаны.

Маркировка зубчатого ремня привода ГРМ (ширина 17 мм, число зубьев 113) выглядит, как показано ниже.

Установка ремня привода ГРМ и замена натяжного ролика

1. Для снятия натяжного ролика ремня отверните болт его крепления накидным ключом на 15 мм и снимите сам ролик.

2. Оцените состояние подшипника натяжного ролика: повращайте пластмассовую обойму ролика, удерживая его за эксцентрик. Ролик должен вращаться бесшумно, равномерно и без заеданий. В противном случае ролик необходимо заменить.

3. Устанавливайте натяжной ролик на место, окончательно не затягивая болт его крепления. Для разных модификаций двигателя в головке блока цилиндров выполнены два резьбовых отверстия под болт крепления натяжного ролика. В данном случае болт крепления ролика вворачивайте в верхнее отверстие головки блока цилиндров.

4. Установите ремень привода ГРМ в обратной последовательности. Перед установкой ремня убедитесь в совмещении установочных меток коленчатого и распределительного валов. Наденьте ремень на зубчатый шкив коленчатого вала, затем, натягивая обе ветви ремня, наденьте заднюю ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и заведите ее за натяжной ролик, а переднюю – надевайте на шкив распределительного вала.

5. При необходимости доверните шкив распределительного вала в сторону наименьшего хода до совпадения зубьев ремня с впадинами шкива. Для натяжения ремня необходимо повернуть натяжной ролик против часовой стрелки. Для этого вставляем в пазы наружного диска ролика стержни (∅4 мм, расстояние между стержнями 18 мм) специального ключа. Можно также использовать съемник для стопорных колец (для наглядности показано на снятом ролике).

6. Натяните ремень, поворачивая натяжной ролик ремня против часовой стрелки до момента совпадения выреза 1 наружного диска ролика с прямоугольным выступом его внутренней втулки 2. Затяните болт крепления ролика требуемым моментом.

Примечание:

Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика. Недостаточное натяжение ремня тоже приводит к его преждевременному выходу из строя и может вызвать нарушение фаз газораспределения.

7. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке. Проверьте натяжение ремня и совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов. При снятом шкиве привода генератора правильное положение коленчатого вала удобно контролировать по совмещению метки 1 на зубчатом шкиве коленчатого вала с ребром 2 крышки масляного насоса.

8. При необходимости повторите регулировку фаз газораспределения (п.5-7 «Снятие ремня привода ГРМ») и натяжение ремня привода ГРМ.

9. Соберите все в обратной последовательности.

Примечание:

Для правильной установки и натяжения ремня привода генератора, воспользуйтесь информацией, описанной здесь или здесь (в зависимости от наличия или отсутствия в конструкции натяжительного ролика ремня генератора).

Источник

Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) снятие и установка

Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода «массы» от аккумуляторной батареи ( ключ гаечный 10).

Поднять автомобиль на высоту, удобную для работы.

Отвернуть пять винтов 5,6×16 со стопорными шайбами 6×14 и снять правый брызговик двигателя (головка сменная 8, вороток и удлинитель).

Читайте также:  Лодочные мотор вихрь 30 размер

Снять заглушку смотрового окна картера сцепления (отвертка плоская).

Снять ремень привода навесных агрегатов

Включить четвертую передачу в коробке передач, отвернуть болт крепления демпфера коленчатого вала, снять шайбу и демпфер (головка сменная 17 или 19, ключ трещоточный и удлинитель).

Завернуть на место болт крепления демпфера, установить рычаг коробки передач в нейтральное положение.

Для двигателя 11183: отвернуть три болта М6х20 (дет. 00001-0009024-11); снять шайбы (дет. 00001-0026406-01) и переднюю крышку (дет. 21080-1006146-10) защитную привода ГРМ (ключ гаечный 10).

Для двигателей 11186, 21116: отвернуть четыре болта (дет. 2108-1003286-00); снять шайбы (дет. 00001-0011977-73) пружинные конические и переднюю верхнюю крышку (дет. 21116-1006226-00) защитную; отвернуть три болта (дет. 2108-1003286-00); снять шайбы (дет. 00001-0026437-01) и переднюю нижнюю крышку (дет. 21116-1006218-00) защитную привода ГРМ (ключ 5 под внутренний шестигранник).

Для всех двигателей: совместить метку маховика с нулевой меткой шкалы, поворачивая коленчатый вал за болт крепления демпфера. При этом метка зубчатого шкива коленчатого вала должна совпасть с меткой на корпусе масляного насоса, а метка шкива распределительного вала должна совпасть с меткой на крышке защитной задней (ключ гаечный кольцевой 17 или 19).

Для двигателя 11183: ослабить гайку 4, рисунок 3-1, повернуть ось натяжного ролика 3 по часовой стрелке и снять ремень 6 привода ГРМ со шкивов двигателя (ключ гаечный 17, отвертка плоская — 2 шт.).

Рисунок 3-1 — Детали привода распределительного вала двигателя 11183:

1 — шкив коленчатого вала;

2 — шкив водяного насоса;

3 — ролик натяжной (дет. 2108-1006120);

4 — гайка М10 х 1,25 (дет.00001-0021647-21);

5 — шкив распределительного вала;

6 — ремень (дет. 2108-1006040-10) привода ГРМ;

А, В, С, D — метки установочные; а — ветвь ремня

Для двигателей 11186, 21116: ослабить болт 1, рисунок 3-2, крепления автоматиче ского натяжителя 2, отвернув его на 2. 3 оборота, и снять со шкива коленчатого вала дис танционную шайбу и ремень 4 привода ГРМ (ключ кольцевой 17, отвертка плоская — 2 шт.).

Рисунок 3-2 — Снятие ремня привода ГРМ на двигателях 11186 и 21116:

1 — болт крепления автоматического натяжителя;

2 — автоматический натяжитель (дет. 21116-1006226) зубчатого ремня;

3 — шкив распределительного вала;

4 — ремень (дет. 21116-1006040) привода ГРМ

Совместить метку «С» шкива распределительного вала с меткой «D» на крышке защитной задней привода ГРМ, а метку «А» на шкиве коленчатого вала с меткой «В» на корпусе масляного насоса поворотом коленчатого вала за болт крепления демпфера в кратчайшем угловом направлении, как показано на рисунках 3-1 и 3-3 (головка сменная 17 или 19, вороток, удлинитель).

Рисунок 3-3 — Детали привода распределительного вала двигателей 11186 и 21116:

1 — шкив коленчатого вала;

2 — шкив водяного насоса;

3 — автоматический натяжитель (дет. 21116-1006226) зубчатого ремня;

4 — болт крепления автоматического натяжителя;

5 — шкив распределительного вала;

6 — ремень (дет. 21116-1006040) привода ГРМ;

А, В, С, D — метки установочные; а — ветвь ремня

Установить зубчатый ремень на шкив коленчатого вала и, натягивая обе ветви ремня, надеть одну ветвь на шкив водяного насоса и завести ее за ролик (или автоматический натяжитель). Натягивая ветвь «а», надеть ремень на шкив распределительного вала. При необходимости довернуть шкив распределительного вала в сторону наименьшего хода до совпадения зубцов ремня с впадинами шкива распредвала.

Внимание. Регулировку и контроль натяжения ремня зубчатого привода ГРМ выполнять на холодном двигателе, температура которого должна быть +15°.. .+35°С.

Для двигателя 11183

Ослабить гайку крепления ролика натяжного и, вращая натяжной ролик против часовой стрелки, натянуть ремень, зафиксировать ролик гайкой крепления натяжного ролика (ключ кольцевой 17). Натяжение ремня отрегулировать с помощью приспособления 67.78349525, поворачивая ролик против часовой стрелки, затянуть гайку крепления ролика. Настройку приспособления производить согласно инструкции по его эксплуатации (приспособление 67.7834-9525 для проверки натяжения ремня привода ГРМ, ключ 67.7812-9569 для натяжения ремня привода ГРМ, ключ кольцевой 17).

Момент затяжки гайки крепления натяжного ролика 30.. .36 Н.м (3,0.. .3,6 кгс.м) (ключ кольцевой 17, головка сменная 17, ключ моментный).

Проверить совпадение меток и при необходимости повторить операции по установке ремня.

Читайте также:  Велосипеды мотор колесо обзора

Для двигателей 11186, 21116

Установить на шкив коленчатого вала дистанционную шайбу.

Внимание. При установке ремня привода ГРМ из запасных частей, проверить состояние автоматического натяжителя. При повреждении заменить автоматический натяжитель.

Болт крепления автоматического натяжителя не затягивать (головка сменная 15, ключ трещоточный, удлинитель, ключ моментный).

Вращением автоматического натяжителя 1, рисунок 3-4, против хода часовой стрелки совместить метки «А» и «В» (ключ 67.7812.9573-01 для автоматического натяжителя ремня ГРМ).

Рисунок 3-4 — Натяжение ремня привода ГРМ двигателей 11186 и 21116:

1 — автоматический натяжитель (дет. 21116-1006226) зубчатого ремня;

2 — ремень привода ГРМ (дет. 21116-1006040);

3 — болт крепления автоматического натяжителя;

А, В — метки на автоматическом натяжителе

Затянуть болт 3 крепления автоматического натяжителя. Момент затяжки болта 17. 27 Н.м (1,7. 2,7 кгс.м) (головка сменная 15, ключ трещоточный, удлинитель, ключ моментный).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.

Провернуть коленчатый вал на два оборота за болт крепления демпфера, проверить совпадение меток. При несовпадении меток повторить операции по установке и натяжению ремня.

Установить передние нижнюю и верхнюю защитные крышки привода ГРМ в порядке обратном снятию (ключ 5 под внутренний шестигранник).

Для всех двигателей

Включить четвертую передачу в коробке передач и вывернуть болт крепления демпфера коленчатого вала (ключ кольцевой 17 или 19).

Установить на коленчатый вал демпфер, шайбу и закрепить болтом. Момент затяжки болта крепления демпфера 89. 108 Н.м (8,9. 10,8 кгс.м) (головка сменная 17 (для 11186 и 21116) или 19 (для 11183-80), ключ трещоточный, ключ моментный).

Установить ремень привода навесных агрегатов

Установить правый брызговик двигателя и закрепить пятью винтами 5,6×16 со стопорными шайбами 6×14 (головка сменная 8, вороток и удлинитель).

Установить заглушку смотрового окна картера сцепления.

Присоединить клемму провода «массы» к аккумуляторной батарее (ключ гаечный 10).

Допускается проверку производить выборочно, в процессе выполнения работ, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Количество проверяемых автомобилей не менее двух штук.

Поледствия обрыа ремня ГРМ на двигателе 21116

Данный обрыв произошел на одной из редакционных машин журнала «За Рулём». Пробег 68 000 км. Ремень — Gates. Как такового обрыва не произошло, а срезало зубья у ремня. Водяной насос в порядке, отложений на клапанах не было. Причина обрыва осталась неизвестна. Возможно поддельный ремень.

Стержни клапанов чистые, но клапаны всё равно придется менять — их погнуло.

На днище каждого поршня — следы встречи с клапанами.

Графитовое напыление сильно стерлось за 67 000 км.

Сняли крышки привода ГРМ, а там нерадужная картина: часть зубьев ремня срезало как бритвой.

Натяжной ролик — тоже пострадал и требует замены.

Распредвал остался цел — нет задиров, «геометрия» не нарушена. Но все клапаны и поршни надо менять. Поршни второго и третьего цилиндров не доходят до верхней мертвой точки, значит шатуны загнуты. Состояние зеркала цилиндров неплохое. Конечно, следы износа есть, но ничего критического. То же с коленчатым валом: задиров на коренных или шатунных шейках нет, «геометрия» в норме.

Новый мотор покупать нет смысла. Он стоит в среднем 70000 рублей, причем без навесного оборудования. И это цена за так называемый самосбор — мотор, собранный не на заводе, а в гараже, неизвестно из каких запчастей. Сколько такой агрегат прослужит — неизвестно. А двигатели, который поставляет завод как запчасти, гораздо дороже — цена доходит до 100 000 рублей. Опять же, надо купить, привезти, поставить.

Стоимость восстановления двигателя после обрыва ремня ГРМ (без учёта работы)

Запчасти Цена, Р
Комплект поршней (поршни, пальцы, кольца). 4 шт. 5800
Комплект шатунов, 4 шт. 7000
Комплект привода ГРМ 3200
Комплект клапанов, 8 шт. 1900
Водяной насос 1100
Прокладка ГБЦ 1000
Ремень генератора 500
Прокладка клапанной крышки 400
Регулировочные шайбы 1000
Ролик ремня привода генератора 1000
Маслосъемные колпачки 200
Болты ГВЦ 1000
Сальники 400
Вкладыши коленчатого вала 500
Прочие расходники
(фильтры, ГСМ, свечи, герметик)
6700
Итого 31700

Видео

Источник

Поделиться с друзьями