Мотор колесо с вариатором

Мотор колесо с вариатором

Вариаторы для самокатов и велосипедов с мотором.

Скоро в продаже появится вариатор пригодный для постройки самоката, мотоборда или даже вилмана! Давайте вспомним, какие вариаторы бывают.

Вариатор (по-английски CVT, C ontinuously V ariable T ransmission) – это устройство для непрерывного и плавного изменения передаточного числа между двигателем и ведущим колесом.

В этом основное отличие вариатора от коробки передач, где передачи могут переключаться только дискретно, или от редуктора – где неизменное передаточное число.

На сегодня существует три вида вариаторов, применяемых на скутерах или мотосамокатах:

1. Первый (и самый древний) тип производился фирмой Хоффман и называется «Кометой» (официально — Comet Torque-A-Verter). Комета – это ременной преобразователь крутящего момента с плавно изменяющимся диаметром шкивов. Щеки шкивов сдвигаются или раздвигаются в зависимости от оборотов двигателя. На малых оборотах передаточное число равняется приблизительно 3:1, а с увеличением оборотов передаточное чило становится равным 1:1. В некоторых моделях, передаточное число может составлять даже 0.9:1, т.е. выходной вал вариатора вращается быстрее, чем вал двигателя!

Уникальной особенностью Кометы является то, что на малых оборотах щеки приводного шкива сильно разведены – ремень проскальзывает и вариатор работает как сцепление! Когда обороты двигателя начнут расти, щеки шкива сдвинутся и ремень начнет двигаться, передавая движение на ведущее колесо. Вариатор Комета давно используется в мотоциклах, в картине и снегоходах. В промышленных устройствах такие варианты передают мощность до 200 лошадиных сил.

Однако, вариатор Комета не очень подходит для мотосамокатов и велосипедов с мотором. Для этого есть несколько причин: во-первых, они разработаны для использования с двигателями мощностью от 8 л.с. Большинство скутеров и мотовелосипедов имеют двигатели около 2 л.с. и Комета излишне велика для них. Кроме того, 95% эффективность этого вариатора при 8 л.с. падает до 80% при использовании его с двигателем на 2 л.с., и упадет ещё ниже для менее мощных двигателей. Во-вторых, Комета – достаточно дорого стоит даже в пендостане. В-третьих, обычно Комета продается по частям, а не как законченное устройство. Это дает самые большие возможности разработчикам, но требует больших усилий на стадии конструирования. Комета особенно эффективна для использования с мощными двигателями, например, в железнодорожных дрезинах.

2.Следующий вид – вариаторы для минибайков (будем называть их «Китайцами» — по стране, где их обычно производят). Они очень сильно похожи на Комету, но уменьшены под двигатели со сцеплением 78мм, которые обычно используются на мотосамокатах и велосипедах. «Китайцы» — состоят всего из одного предмета, полностью готового к употреблению устройства. Эти вариаторы не приспособлены для полного размыкания щек шкива, ремень в них всегда движется, поэтому они оборудованы стандартным 78мм колокольчиком центробежного сцепления. Посадочные отверстия точно соответствуют двигателю, а для большего удобства внутри расположен понижающий редуктор. Диапазон изменения передаточного отношения такого вариатора находится в диапазоне от 1:2 до 1:1.

Имеется 2 вида этих вариаторов:

А. Более старый вариатор использовался для покетбайка модели Х2, имел понижающий редуктор 1:4. На малых оборотах суммарное передаточное число равнялось 8,75:1, а на максимальных оборотах изменялось до 4:1. В этом вариаторе (его называют Тип-А), выходной вал отстоит в стороне от ведомого шкива вариатора (выходной вал отстоит от двигателя дальше, чем ведомый шкив) – в результате, габаритные размеры этого вариатора больше, чем у второго типа.

Б. Второй вариант (Тип-Б) использован в более новых моделях Х2 и Х7. Редуктор внутри имеет соотношение 3,2:1 – на низких оборотах суммарное передаточное отношение вариатора равно 7:1, а на максимальных оборотах примерно 3.2:1. Выходной вал этого вариатора развернут на 180 градусов относительно ведомого шкива, что делает этот вариатор компактнее, чем вариатор Типа-А.

Ниже приведена диаграмма показывающая как работает ремень вариатора. Регулировкой грузов внутри ведущего шкива достигают плавного «переключения передач» при увеличении оборотов. Собственно, исполнительный механизм внутри ведущего шкива и называется «вариатором». Чем более тяжелые грузы используются, тем раньше они начинают двигаться к наружной стороне шкива и высокие обороты достигаются при малых оборотах. При использовании легких грузов, нужны большие обороты двигателя для достижения того же эффекта. Специальные груза для такого тюнинга имеются в продаже – любой каприз за Ваши деньги.

3. Последний из рассматриваемых вариаторов – Nu Vinci. Он совершенно не похож на ранее рассматриваемые ременные вариаторы.

В нем использует металлические шарики для передачи движения на сопряженные поверхности, это дает возможность менять передаточное отношение на 350%. Вариатор встроен в ступицу колеса. Фирма Staton предлагает такую ступицу как часть комплекта, состоящего из двигателя, редуктора 18:1, цепного привода и обгонной муфты (трещетки). Есть возможность менять вручную передаточное отношение редуктора во время движения. Вариатор очень хорош, отлично спроектирован и изготовлен, но, к сожалению, дорогой. Так же, в некоторых странах запрещено использовать привод на мотовелосипедах, в котором больше одной передачи.

Теперь рассмотрим особенности применения вариаторов в велосипедах с мотором. Учитывая не маленькие диаметры колес, обычно применяемые в велосипедах, использование ременных вариаторов требует понижающей передачи между вариатором и осью ведущего колеса.

Что бы получить максимальную скорость 55 км\ч на 26″ колесе и мотором с макс. оборотами 7000 об\мин., суммарное передаточное отношение между двигателем и осью колеса должно быть примерно 18:1. Если планируется использовать вариатор типа-Б (с внутренним редуктором 3,2:1), то нужно сделать между вариатором и осью заднего колеса цепную или ременную передачу с коэффициентом 5,6:1. Очень не желательно делать передаточное отношение 7:1, указанное в некоторых старинных источниках – оно было уместно для низко-оборотистых двигателей, которые сейчас не производят. Учтите так же, что с вариатором необходимо использовать трещётку (обгонную муфту) – он создает много неудобств при попытке тормозить двигателем. Самый распространенный способ приладить трещётку и использовать звездочки «нормального» размера – это применить промежуточный вал: тогда на колесо ставят звездочку на 48 зубов, на промежуточном вале — на обгонной муфте 18 зубов и 36 зубов на втором конце промежуточного вала. На вариаторе должно быть 17 зубцов, в результате получаем:

Читайте также:  Шкода рапид мотор цепь или ремень

48/18 * 36/17 * 3.2 = 18.07

что даст нам точно 55 км\час при 7000 об\мин

Но когда мы едем в гору, нам нужна не максимальная скорость, а максимальный момент! Допустим, используется двигатель 139F (аналог двигателя Honda GSX35) с максимумом момента на 5500 об\мин. Как мы помним, максимальное передаточное отношение вариатора составляет 7:1 и внутри вариатора есть редуктор 3.2:1, т.е. в рабочем диапазоне вариатор меняет передаточное отношение от 2.2 до 1. Расчет будет таким:

55 км\ч * 5500об.мин/7000об.мин * 1/2.2 = 19.6 км\ч

Реальный максимальный наклон, на который мог бы заехать велосипед с такой трансмиссией, зависит от веса, который нужно везти.

Всегда помните – лучший тюненг, это поменьше есть и почаще ходить в спортзал!

Я уверен, что ещё не раз Вы услышите о вариаторах и конструкциях с их участием, а пока Вы можете запомнить эту страницу в закладках своего браузера и позже иметь возможность вспомнить и найти её.

Могу порекомендовать прочитать другую статью о самодельной конструкции электросамоката. Вы получите более ёмкое представление о том, какие самоделки делаются энтузиастами сегодня.

Источник

Мотор-колесо (полный обзор)

Что такое мотор-колесо? Кто изобрел? Чем различаются? Какое купить? Где купить? Сколько стоит? На все эти вопросы попробую ответить в данной статье.

Электродвигатели преобразуют электрическую энергию в механическую. Популярным типом электродвигателя для электровелосипедов и электросамокатов является мотор-колесо.
В электровелосипедостроении оно постепенно вытесняется кареточными моторами, зато для электросамокатов – это пока лучший тип привода.

Мотор-колесо (Hub Motor) – это колесо с встроенными бесщеточным электродвигателем, колёсным редуктором (или без оного) и тормозным механизмом (иногда). В электровелосипедах и электросамокатах мотор-колесо получает электроэнергию от аккумуляторной батареи.

Классификация мотор-колес

Прежде чем купить мотор-колесо нужно понять, какое вам нужно. Мотор-колеса бывают двух типов: редукторные (Geared Hub Motor) и прямого привода (Direct-Drive Hub Motor, директ-драйв, бесщеточный, безредукторный, ДД, DD).

Директ-драйв

Английское название: Direct-Drive Hub Motor (DD). Русские названия различаются: директ-драйв, с прямым приводом, безредукторный, ДД. Моторы с прямым приводом – самые простые двигатели. В них не подвержено износу ничего, кроме подшипников. Вал двигателя является осью. Поскольку вал зафиксирован на месте, электромотор вращается вокруг вала вращая колесо и продвигая вас вперед.

Мотор-колесо с прямым приводом от компании Golden Motor в разборе.
Это оно в 3D такое симпатичное, в реале попроще, как на фотографии ниже.

Директ-драйвы имеют одну неприятную особенность: при движении накатом и на педалях ощущается противодействие мотора. Зато электромоторы с прямым приводом отличаются высокой надежностью, их мощность: 500-3000 W и более. Вес от 5,3 кг.

Директ-драйвы покупают для оснащения электровелосипедов и электромотоциклов, рассчитанных на скорость от 40 км/ч. По словам Лемира-Элмора из Grin Technologies, двигатели с прямым приводом, как правило, имеют больший диаметр, чем редукторные мотор-колеса, потому что это создает более высокий крутящий момент, что необходимо для обеспечения достаточной мощности на низких оборотах. Из-за скромных тягловых характеристик, для пересеченной местности эти мотор-колеса не подходят.

Директ-драйв в разборе

Электротранспорт с прямым приводом может генерировать электрическую энергию во время торможения в процессе, называемом рекуперативным торможением. Но эффективность подзарядки аккумуляторной батареи посредством рекуперации столь мала, что этот эффект может иметь какое-то практическое применение только на спуске с Эвереста (если там когда-нибудь появится дорога).

Редукторное мотор-колесо

Английское название: Geared Hub Motor. У редукторного мотор-колеса присутствуют редуктор и встроенная обгонная муфта, наличие которой при движении накатом и на педалях обеспечивает отсутствие торможения мотором. Редуктор снижает высокую частоту вращения электромотора и увеличивает крутящий момент.

Редукторные мотор-колеса используемые в электровелосипедах, электросамокатах и электроскутерах отличают небольшие размеры и вес, хорошие тяговые характеристики. Мощность редукторных мотор-колес обычно не превышает 250–500 W, скорость транспортных средств с этими моторами: 30–50 км/ч. Покупка редукторного мотор-колеса оправдана, если для вас более важна проходимость электровелосипеда, а не его скорость.

Редукторное мотор-колесо в разборе

Копенгагенский веломотор

Так называемый копенгагенский веломотор – это силовая установка в которой веломотор, контроллер и батарея находятся в одном корпусе. Такое мотор-колесо установлено в электровелосипеде Gogoro Eeyo и производится компанией Keyde.

Задние и передние мотор-колеса

Мотор-колеса бывают задние и передние (т.е. устанавливаемые на переднее или заднее колесо). Отличаются они размерами оси. С передними мотор-колесами меньше проблем. Они проще в установке, подходят для электрификации велосипедов всевозможных типов и создают иллюзию полного привода. Их недостаток: слабое сцепление с субстратом. Они могут пробуксовывать из-за более слабой нагруженности передней части электровелосипеда, что особенно ощущается на подъемах. Задние мотор-колеса обеспечивают более хорошую тягу и лучшее сцепление с дорогой.

Задние мотор-колеса обычно имеют на крышке выступ с резьбой для установки стандартной трещётки или кассеты, на передних мотор-колесах такого выступа нет. У кассеты и трещетки разные крепления, на это надо обращать внимание при выборе мотора. Большая часть моделей задних мотор-колес имеет крепление под трещётку, крепление под кассету встречается не так часто и должно быть специально указано в техническом описании электромотора или названии (в названиях мотор-колес Bafang: CST или QQ Cassete).

При желании электровелосипед можно делать полноприводным. О полноприводных электровелосипедах читайте отдельную статью.

Различия по мощности мотор-колес

Существует нескольку условная классификация по мощности: маломощные (250–350 W), средней мощности (500–750 W), мощные (от 1000 W). От мощности зависит скорость электровелосипеда. Что бы уяснить зависимость скорости от мощности разных типов моторов воспользуйтесь симулятором.

Читайте также:  Лодочный мотор меркурий 30е

Попытка понять, как номинальная мощность влияет на ходовые качества электровелосипеда – отличный способ сойти с ума. Дело в том, что такая характеристика, как «номинальная мощность», используемая некоторыми производителями, не равна ни фактической выходной мощности, ни максимальной выходной мощности. Фактическая выходная мощность двигателя зависит от того, насколько сильно он нагружен в какой-то конкретной ситуации.

Некоторые производители мотор-колес указывают пиковую мощность, но насколько она продолжительна? 1, 5, 100 секунд? Хз…

Мощные моторы маскируют обманными стикерами. Но нужно понимать, что если вы гоняете по дорогам на высоких скоростях без прав и вас ловят, стикер может не помочь избежать ответственности. В большинстве стран законы таковы, что без прав можно ездить только на электровелосипедах с моторами не мощнее 250W.

Незаспицованные и заспицованные мотор-колеса

Мотор-колеса продаются уже заспицованные в обод колеса или незаспицованные (просто моторчик). Первый вариант конечно же проще в установке. Но если вы хотите использовать уже имеющийся у вас обод, или какой-то супер-прочный, то покупайте электромотор без обода. Для самостоятельного спицевания колеса желательно купить специальный станок. Он же пригодится и для правки восьмерок.

Тяговые и скоростные мотор-колеса

Номинальный RPM (оборот в минуту) указывает на то, скоростным является электромотор или тяговым. Также можно смотреть крутящий момент (Max. Torque). Измеряется в Nm. Чем больше Nm – тем более тяговый электромотор.

Не стоит заморачиваться изучением этой характеристики. На сайтах нормальных производителей обычно указано для каких транспортных средств мотор предназначен. А если не указано, можно спросить. Врут только о использовании мотор-колес применительно к горным велосипедам. Если вам нужен электровелосипед для горной или холмистой местности, забудьте про мотор-колеса, берите кареточный электромотор.

Различия по весу

Никто конечно этой классификацией всерьез не пользуется, но поскольку все относительно, полезно представлять общую картину.
Мотор-колеса могут быть: сверхлегкие: около 1.5 кг (номинальная мощность 250-350 W), легкие: 2-3 кг (номинальная мощность 250-500 W), средние: 4-6 кг (номинальная мощность 500-1500 W), тяжёлые: 6-10 кг и больше (номинальная мощность 1000-3000 W и больше).

Различия по типу крепления тормоза

Мотор-колеса отличаются по типу крепления тормоза.

У мотор-колес Bafang понять под какой тормоз мотор довольно легко: дисковый (буква “D” в конце названия мотора), роллерный (буква “R” в конце названия мотора) и вибрейк (“V”). У мотор колес MXUS читайте описания конкретных моделей, там все указано.

Разный диаметр оси

Диаметр оси у мотор-колеса может быть разный, у легких редукторных моторов – 12 мм (QQ, Bafang), у тяжёлых редукторных и “директ-драйвов” – 14 мм (MAC), у некоторых диаметр оси 16 мм. Не смотря на разный размер оси практически все мотор-колеса предназначенные для установки на электровелосипед имеют “проточку” с двух сторон под стандартные велосипедные дропауты в 10 мм.

Задние мотор-колеса под трещетку или кассету

Задние мотор-колеса выпускаются под трещетку и под кассету. Чем отличаются трещетка от кассеты можно ознакомиться по ссылке. В техническом описании мотора нормальные компании-производители это указывают.

Различия мотор-колес по ширине

Мотор-колеса производят для электросамокатов, электрификации велосипедов, фэтбайков и электроскутеров. Основные стандарты для обычных велосипедов: 90-93, 100-105, 135, 145 мм. Чаще 135 мм. Для фэтбайков: 175 мм и 190 мм.

Выбор мотор-колеса

Достаточно знать только одно: какой вам нужен электровелосипед? Городской, пригородный, туристический, грузовой или горный?

Далее выбираете мотор соответствующего назначения из обзоров мотор-колес Bafang, MXUS, Keyde, Xiongda, Shengyi или обширного ассортимента директ-драйвов QS Motor. Если у вас нет денег на моторы известных производителей, то покупаете “ноунейм” или мотор малоизвестной китайской фирмы. Они далеко не всегда хуже.

Мотор-колеса для городских электровелосипедов разработаны для спокойных поездок по равнинной местности. Они дешевы и надежны, если их использовать по назначению.

Моторы для пригородных электровелосипедов, как правило имеют чуть лучшие тягловые характеристики и хорошо справляются с умеренными подъемами.

Электромоторы для трекинговых велосипедов разработаны с учетом их будущего использования на длинных маршрутах, в том числе в холмистой местности.

Мотор-колеса для горных велосипедов (e-MTB) не производятся, поскольку в этой области применения они не могут конкурировать с кареточными моторами. Но некоторые производители указывают этот тип применения в рекламных целях. Как правило это моторы с хорошими тягловыми характеристиками разработанные для использования в условиях пересеченной местности.

Если вы здравомыслящий человек и не собираетесь гонять на электовелосипеде со скоростью выше 25–30 км/ч, то вам подойдет редукторный мотор мощностью 250–350 W. Если же хочется летать с велика на скоростях 40–45 км/ч, выбирайте мотор от 500 W и защитную экипировку.

Людям мнительным, сомневающимся, испытывающим трудности в принятии решений, а также электровелодрочерам при выборе мотор-колеса рекомендуется воспользоваться симулятором.

Задавать вопросы на специализированных форумах довольно бессмысленно. Людям разбирающимся в электровелосипедах давно надоело бесплатно отвечать на бесконечно повторяющиеся и дурацкие с их точки зрения вопросы, поэтому вероятнее всего вы получите ответ от какого-то некомпетентного персонажа оттачивающего свои амбиции.

С выбором батареи для вашего мотор-колеса вам может помочь статья про аккумуляторные батареи.

Конечно же лучше покупать комплект: мотор-колесо + контроллер + провода + тормозные ручки с датчиками тормоза + дисплей с пультом управления. В этом случае вам не придется ломать голову над вопросами совместимости отдельных элементов системы.

Читайте также:  Моторы для лодок гарантия

Датчики

В мотор-колесах, как правило есть датчики скорости, или датчики частоты вращения педалей (speed sensor), которые сообщают контроллеру, как дозировать помощь мотора в зависимости от частоты вращения педалей.

Датчики крутящего момента (torque sensor) реагируют не на частоту, а на усилие, которое велосипедист прикладывает к педалям, что создает ощущения более похожие на использование обычного (не электрического) велосипеда. Датчики крутящего момента используются в основном в кареточных моторах на горных электровелосипедах.

Усилители дропаутов

После установки мотор-колеса вы можете столкнуться с тем, что места крепления колеса к раме (так называемые дропауты) из-за увеличившейся нагрузки попросту разрушатся со всеми вытекающими для вашего здоровья последствиями. Что бы этой проблемы избежать используются усилители дропаутов (по английски: torque arm).

Усилители дропаутов имеют различные конструкции. От относительно легких (для маломощных моторов), до весьма увесистых конструкций для мощных и тяжелых директ-драйвов. Лучше их установить и далее не думать о возможных проблемах.

Полноприводный электровелосипед

Вы можете установить и переднее и заднее мотор-колесо, получив таким образом полноприводный электровелосипед. У него есть, как плюсы, так и минусы. Минусов больше.

Сколько стоят мотор-колеса?

Проще всего проанализировать ассортимент Aliexpress. Самое дешевый мотор (250 W, незаспицованный и от совершенно неизвестного производителя) для велосипеда мне удалось найти за 6 200 руб. Самый дешевый набор оборудования для электрификации велосипеда с заспицованным мотор-колесом 350W неизвестного производителя – 16 500 руб.

Если смотреть популярные моторы, то цены начинаются от 8 000 руб. Например 350 W мотор Shengyi для заднего колеса стоит 9 900 руб. Хорошо зарекомендовавший себя задний редукторный мотор для электрофэтбайка от Bafang: 15 270 руб. Директ-драйв 1500 W – 11 600 руб. И так далее…

Где купить?

Нет никакого смысла переплачивать, приобретая мотор-колесо или комплект (мотор+контроллер+ручка газа+дисплей+батарея) у российских продавцов.

Все мотор-колеса производятся в Китае и цена там, как правило ниже. Исключением являются случаи, когда цена в России и Китае одинакова, или в России дешевле (с мотор-колесами малоизвестных производителей такое случается).
Обычно, наиболее выгодное предложение можно найти на Aliexpress, Alibaba или других китайских интернет-площадках. Но большую часть мотор-колес в розничной продаже найти не получится.

Некоторые интернет-магазины представленные на Aliexpress:

Обслуживание мотор-колеса

Это самая короткая глава. Мотор-колесо не нужно обслуживать, если вы его не утопили, по крайней мере до достижения пробега более 10 000 км.
Для смазки подвижных частей мотора можно использовать Mobilith SHC 100. Если она вам не нравится, почитайте статью про обслуживание кареточных электромоторов. Там описано побольше вариантов.

История

Изобретение мотор-колеса

Автор концепции первого колесного двигателя – Веллингтон Адамс из Сент-Луиса. Патент США 300 827, 1884 год.

В 1890 году Эдвардом Паркхерстом из Воберна, штат Массачусетс, изобретен двигатель с высоким крутящим моментом и низким числом оборотов в минуту. Двигатель был встроен в колесо.

Преимущества мотор-колеса раскрыты в 1896 году в патенте француза Чарльза Терикома.

Фердинанд Порше с 1897 года в участвовал в разработке электрического мото-колеса (были мотор-колеса и на двигателях внутреннего сгорания, но это не наша тема). Опытный образец электромобиля получился удачным. Машина была компактной, быстрой — она могла передвигаться с неплохой для конца XIX века скоростью 40 километров в час, — но при этом тяжёлой. Значительную часть веса машины составляли ёмкие свинцовые аккумуляторные батареи. Их запас хода был невелик — от одной зарядки автомобиль мог проехать около часа. Самодвижущийся экипаж, получивший название Lohner-Porsche, имел два электромотора мощностью две с половиной лошадиных сил каждый. Механическая трансмиссия отсутствовала, а электромоторы располагались в ступицах передних колёс.

Lohner-Porsche

Машина не была чисто электромобилем, в ней стоял небольшой бензиновый двигатель, вращающий генератор. Генератор вырабатывал ток, который подзаряжал аккумулятор, а тот в свою очередь питал силовые электродвигатели. Таким образом это была первая демонстрация гибридной силовой установки, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, аккумуляторов и электродвигателей. Это изобретение получило Гран-при Парижской всемирной выставки 1900 года. Фердинанд Порше считал этот проект до конца нереализованным. В последующие годы 300 Lohner Porsches были сделаны и проданы состоятельным покупателям.

Первые электровелосипеды с мотор-колесами

С 1890 сразу несколькими патентами была защищена конструкция электрического привода, устанавливаемого на велосипеде. Так, патент США 1895 года Огдена Болтона описывает электровелосипед с питанием от батареи с мотор-втулкой, установленной на заднем колесе. Не было никаких передач, и двигатель мог потреблять до 100 ампер (A) от 10-вольтовой батареи.

Два года спустя, в 1897 году, Осия У. Либби из Бостона изобрел электрический велосипед (патент США № 596272) приводимый в движение «двойным электродвигателем». В конце 1990-х годов эта модель была заново изобретена или имитирована и использована в электровелосипедах Giant Lafree.

В начале XX века история с использованием мотор-колес подзаглохла. Рост мощности бензинового двигателя превысил мощность мотор-колес, что компенсировало любые потери в трансмиссии. В результате автомобили перешли на бензиновые двигатели с трансмиссией.

В конце XX века с появлением относительно дешевых, емких и легких литий-ионных аккумуляторов мотор-колеса стали активно использоваться для электрификации велосипедов и мотоциклов.

Современные мотор-колеса

В современных электровелосипедах и электросамокатах используются бесщеточные двигатели постоянного тока (BLDC). Они не используют щетки для изменения направления тока, протекающего к двигателю, как это делали старые электромоторы. Щетки делали двигатели менее эффективными и имели тенденцию со временем изнашиваться.

Как работает современный бесщеточный двигатель отлично проиллюстрировано в видеоролике:

Текст: Дмитрий Константинов
Фотографии: Википедия и компании производителей веломоторов

Источник

Поделиться с друзьями