Мотор мопед мини рига

Мини-мокик Рига-26 – уникальный советский мопед, который можно поставить рядом с такой легендой, как Хонда Манки

Пожалуй, ни один советский мопед не был так привлекателен для нас, пацанов, как мини-мокик Рига-26. Многие даже не знали, что этот мопед называется Рига-26, мы его называли просто мини-мокик.

Вообще, такие лёгкие мопеды появились в Европе и Японии практически сразу после окончания Второй Мировой войны. Людям нужно было на чём-то передвигаться, а денег было минимум, вот тогда предприимчивые технари-коммерсанты и начали производить сначала велосипеды с моторчиками, а потом и лёгкие мопеды. Сам господин Хонда, который основал одноимённую компанию, начинал именно с подвесных моторчиков для велосипедов.

Но в Советском Союзе додумались до таких маленьких мопедов только в 1982 году, тогда и дебютировал мини-мокик Рига-26. Хотя, концепция этого мопеда была немного другая – этот маленький мопед позиционировался как транспортное средство для серьёзных взрослых людей, которые имеют свои автомобили. Мини-мокики Рига-26 должны были помогать этим людям добираться до своих автомобилей на стоянках и в гаражах.

Благодаря своим небольшим габаритам, мопед Рига-26 можно было хранить в квартире на балконе или в общем тамбуре, да и в багажник мини-мокик Рига-26 прекрасно помещался, достаточно было отпустить цанги, и сложить руль и сиденье.

Но в СССР автомобилей было маловато, а вот мини-мокики разбирали отлично. Особенно популярна такая техника была у советских туристов, до сих пор помню, как некоторые товарищи втискивали свои мопедики в тамбур электричек, потом ехали до ближайшего леска, и там выгружались, и катались по лесным дорожкам. Конечно, на мини-мокике было куда быстрее и легче передвигаться, да и рюкзак на себе тянуть не нужно было.

Кстати, надёжность и грузоподъёмность и мини-мокика Рига-26 были на высоком уровне для советской техники такого класса, по сравнению с полноценными мопедами Львов, миники Рига-26 были куда более надёжными, впрочем, это всегда такое было – латвийские мопеды всегда ценились выше, чем львовские мопеды. Ну а веса на себе мопед Рига-26 с легкостью тянул под 150 кг, естественно, это вес мопедиста вместе с грузом, а не 150 кг груза плюс к райдеру.

Отлично показал себя мини-мокик Рига-26 и для грибников и ягодников – компактный мопед был маневренным, толстые шины помогали проходимости, а если что, вытянуть лёгкий мопед был не сложно из самой суровой грязи.

На мини-мокик Рига-26 ставили двигатели Шауляйского моторного завода – это были двигатели V50 или V501, двухтактные, с рабочим объёмом 49,8 кубических сантиметров и мощностью 1,8 л.с. Двигатель заводился с кикстартера или с «толкача», если киком завести не получалось. Коробки передач на мотоцикл ставили разные – с ручным переключением и с ножным переключением, это зависело от двигателя, который стоял на мини-мокике. V50 комплектовался коробкой с ручным переключением, а V501 комплектовался двигателем с ножным переключением.

Максимальная скорость мопеда составляла 40 км/ч, но после небольшого тюнинга, сделанного руками дворовых умельцев, у нас этим дядя Витя занимался, скорость мопеда возрастала до 60 км/ч. Уж не знаю, что он там делал, но после этого мопед пёр, как сумасшедший.

Кстати, о каком-то комфорте при езде на мини-мокике Рига-26 можно было и не мечтать, но кто из нас, пацанов в то время задумывался о комфорте при передвижении? Любой мопед в советские годы был за счастье, и владелец такого транспортного средства, хоть и добитого в хлам, всегда пользовался уважением среди сверстников.

Читайте также:  2 литровый мотор фольксваген пассат

В настоящее время мини-мокики Рига-26 всё ещё встречаются в продаже, средняя цена на них сейчас около 25 000 рублей, кстати, я заметил, что с каждым годом ценник на мини-мокики растёт, раньше их по 10 000 рублей продавали, потом ценник незаметно под 15 000 рублей подобрался, потом под 20 000 рублей, и сейчас уже под 25 000 рублей средний ценник.

Так что, инвестируйте, скоро Риги-26 по 50 000 рублей продавать начнут, лет через 5!

Источник

«Рига-26»: это первый мини-мопед СССР производства Рижского завода

Производство компактного мотоцикла, сочетавшего в себе достоинства мопеда и мотороллера, началось на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» (Красная Звезда) в 1983 году .

Этот мини-мопед (а вернее – «мокик», поскольку запуск двигателя осуществлялся при помощи кик-стартера) имел заводской индекс « РМЗ-2.126 » и продавался под торговой маркой Рига-26 «Мини» .

Мини-мокик Рига-26 предназначался для перевозки одного человека и багажа весом до 15 кг (грузоподъёмность – 100 кг) по дорогам с различным покрытием.

Рига-26 имеет небольшие размеры и вес: 1,5 метра в длину и 1 метр в высоту, при колёсной базе 1 метр. Сухая масса мопеда составляет всего 50 кг.

При этом, для хранения или транспортировки, размеры можно было ещё уменьшить: до 52 см в высоту и 35 см – в ширину, путём складывания руля и опускания сиденья (в результате, мокик помещается в багажник легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга»).

На мокик Рига-26 устанавливался одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения V-50 (В-50) производств Шуляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас».

Объём двигателя В-50 составляет 49,8 куб. см (диаметр цилиндра – 38 мм, ход поршня – 44 мм), максимальная мощность – 1,8 лошадиных сил при 4400 – 5200 об/мин.

Расход топлива (смесь бензина А-72 или А-76 с маслом) составляет чуть более двух литров на 100 км, ёмкость топливного бака 5,5 литра.

На двигатель установлен карбюратор К-60 и электронное зажигание. Запуск двигателя осуществляется при помощи кик-стартера.

Сцепление – многодисковое, в масляной ванне, коробка передач – механическая двухскоростная (передачи переключатся рукояткой на руле), задняя передача – цепная, тормоза – колодочного типа.

Максимальная скорость мокика Рига-26 составляет 40 км/ч, дорожный просвет – 120 мм.

Мокик Рига-26 имеет трубчатую сварную раму, передняя вилка – телескопическая, с пружинными амортизаторами, задняя подвеска – жёсткая.

Особенностью этого мокика являются относительно небольшие колёса размерностью 3.00 – 10, диски которых сделаны из двух штампованных половин и соединяются тремя болтами.

Комплектация Рига-26 « Люкс » отличалась от стандартной передним багажником и корзиной на заднем багажнике. Розничная цена мокика Рига-26 в середине 1980-х годов составляла 250 рублей.

Кстати, и сейчас можно найти в продаже этот интересный «мопед»: в очень хорошем состоянии его можно купить за 15 – 20 тысяч российских рублей.

В заключение отметим, что в 1985 году на Рижском мотозаводе началось производство усовершенствованной модели мокика – с заводским индексом РМЗ-2.130 ( Рига-30 ).

Рига-30 отличается пружинной задней подвеской, педальным механизмом переключения передач (двигатель V-501), а также приподнятым вверх глушителем.

Источник

Мопеды «Рига» — История серийных мопедов «Рига»

Spriditis Производство мопедов на заводе Саркана Звайгзне г. Рига стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды.

Производство мопедов на заводе «Саркана Звайгзне» (г. Рига) стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды «Спиридитис» (Spiriditis) с двигателем объемом 60 куб.см. по лицензии «Ява». Первый блин оказался комом, конструкторы «Саркана Звайгзне» отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники.

Так появился первый мопед «Рига-1», выпуск которого начался в 1961 году, хотя разработан он был двумя годами ранее. Мопед оснащался двигателем Jawa объемом 50 см3, что требовало регистрации в ГАИ и наличия мотоциклетных прав, что негативно сказывалось на спросе этой модели.

Читайте также:  Мотор отопителя салона suzuki grand vitara

Мотовелосипед Рига-2 «Гауя»

С 1961 по 1963 г. Завод выпускал мотовелосипеды Гауя. На одноместный мопед устанавливали двигатель Д4 или Д5 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.

В 1965 году на смену «Рига-1» пришла «Рига-3». При внешнем сходстве, новая модель получила двигатель Ш-51 шауляйского производства. Однако, эти двигатели оказались довольно ненадежными и популярность рижских мопедов вновь пошатнулась. Внешне Рига-3 отличалась иной формой бензобака, сиденьем подушечного типа и рамой с удлиненной хвостовой частью. Кроме этого, «Рига-3» была мощнее «Риги-1» почти на треть, легче на 2 кг и могла разогнаться до 50 км/ч.

В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей. Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Новый мопед «Рига-7» начали производить в 1969 году параллельно с «Рига-5». Новая модель полностью вытеснила старую к концу 1971 года. Главное отличие – двигатель Д-6, позволяющий подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. У нового мопеда появился бардачок для инструментов, глушитель, взаимозаменяемые колеса и щитки. В конструкции «Риги-7» имелась специальная рейка, предотвращающая поломку рамы в случае экстренного торможения. В 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, и заменили на «Ригу-11».

После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» — стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.

В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоциклетного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» — первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!

Читайте также:  Лодочные навесные моторы китай

В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество. Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига 22».

Рига-26 / Рига-30 / Riga-Mini

В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным. Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.

К середине 80х на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому завод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка – мокик Дельта (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели. Дельта получила двухскоростной двигатель В-50 шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе В-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.

Вслед за Дельтой рижский завод показал мокик Стелла (Stella). На него установили двигатель М-225 от мопеда Babetta. После развала СССР на «Стелле», кроме двигателей от Babetta, стали устанавливать двигатели от польского мокика Dezamet и двигатели французских Peugeot.

В 90х завод «Саркана Звайгзне» перестал производить мопеды. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод стали распродавать по частям. А жаль, ведь сейчас мопеды и скутеры – очень популярный вид транспорта, но нам приходится покупать технику у китайцев…

С серийными мопедами рижского завода, кажется, все. Но завод «Саркана Звайгзне» за время своего существования создал немало экспериментальных и спортивных моделей. О них — в следующих блогах. Подписывайтесь!

Фотогалерея

Комментарии (0)

Читать

В России найден еще один оригинальный Mercedes-Benz W124 6.0 Brabus

Самое читаемое

Последние новости

Посмотрите, как новый Land Rover Defender помогает застрявшему автовозу

Тюнинг-ателье Vilner серьезно поработало с интерьером Range Rover Autobiography

В России впервые поднялись в небо одновременно шесть военных самолетов Ан-124-100 «Руслан»

Вьетнамский автопроизводитель VinFast анонсировал сразу три новых модели

Мотоциклы

Встречайте обновленный Suzuki Hayabusa с новым дизайном и системами безопасности

На продажу выставили трайк-лимузин с двигателем от VW Beetle

Мотоциклы BMW стали бы такими, если бы дизайнеров никто не ограничивал

Перспективный мотоцикл КМЗ «Днепр» из 60-х, сохранившийся в единственном экземпляре

Кастом BMW R 18 Spirit of Passion примерил стиль ар-деко и гигантские фирменные «ноздри»

Посмотрите, как мотоциклы раскручивают моторы до максимальных оборотов под музыку

Гонки на мотоциклетных колесницах были реальным спортом в начале прошлого века

Видеоролик с восстановлением мотоцикла «Урал М63» посмотрели уже более 10 миллионов человек

Источник

Поделиться с друзьями