Мотор омывателя что это

Мотор омывателя: на страже чистоты автомобильных стекол

Во всех современных транспортных средствах присутствует система очистки ветрового стекла от грязи — стеклоомыватель. Одним из важнейших узлов этой системы является мотор — о том, что такое мотор омывателя, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о его выборе и замене читайте в статье.

Что такое мотор омывателя?

Мотор омывателя — узел стеклоомывателя ветрового и заднего стекла автомобилей; электрический двигатель постоянного тока малой мощности, предназначенный для подачи омывающей жидкости под давлением из бачка к жиклерам (соплам) омывателя.

Мотор стеклоомывателя обеспечивает нормальное функционирование всей системы — он приводит в действие водяной насос, который подает омывающую жидкость под давлением из бачка на жиклеры. Именно благодаря мотору и насосу создается напор жидкости, омывающей ветровое стекло или стекло двери задка, и очищающий их от загрязнений и пыли.

Неисправность мотора делает неработоспособным весь стеклоомыватель, поэтому данную деталь необходимо заменить. Но прежде, чем делать покупку, следует разобраться в типах и особенностях современных моторов омывателей.

Типы, конструкция и характеристики моторов омывателя

Моторы стеклоомывателей делятся на два конструктивных типа:

  • Электродвигатели, отдельные от насоса;
  • Электродвигатели, объединенные в единую конструкцию с насосом (мотор-насосы).

Устройство первого типа — это обычный компактный электромотор, который работает в паре с насосом, и при необходимости может быть заменен отдельно от других деталей. Раздельные моторы применяются в паре с погружными насосами, расположенными внутри бачка с омывающей жидкостью. Такие моторы широко используются на ранних модификациях отечественных легковых автомобилей, многих грузовиках и тракторах. Конструктивно такой мотор очень прост: это электродвигатель постоянного тока, установленный в герметичный пластиковый корпус с кронштейнами или отверстиями для монтажа к насосу и бачку. Из корпуса выходит вал двигателя для привода насоса, с обратной стороны предусмотрен электрический разъем.

Устройство второго типа — это компактный электромотор, интегрированный в корпус водяного насоса. Такие агрегаты являются неразборными, при поломке только мотора или насоса они меняются в сборе. Моторы этого типа находят самое широкое применение на современных автомобилях отечественного и зарубежного производства, а на некоторых автомобилях ранних модификаций они могут устанавливаться взамен раздельных моторов и насосов.

Конструктивно такой агрегат тоже прост. Его основу составляет пластиковый корпус, в котором расположен мотор и соединенный с ним водяной насос центробежного типа. Мотор и насос расположены в герметичных отсеках, внутри насоса установлена соединенная с валом мотора крыльчатка, к которой через патрубок (обычно расположенный на торцевой части мотор-насоса) подводится омывающая жидкость. В этом патрубке может располагаться фильтрующая сетка для защиты насоса от крупных загрязнений. Отвод омывающей жидкости из насоса осуществляется через второй патрубок меньшего диаметра, расположенный на периферии устройства. С обратной стороны корпуса (со стороны мотора, на торце или на стенке) расположен электрический разъем.

Мотор-насосы тоже бывают двух видов:

  • Для питания одного жиклера;
  • Для питания двух жиклеров.
Читайте также:  Киа сид мотор работает как дизель

В устройствах первого типа предусмотрен только один насос и один патрубок для подачи жидкости на жиклер. Всего в автомобиле устанавливается либо два, либо три (при наличии стекла двери задка) таких мотор-насоса — по одному на каждый жиклер.

Устройства второго типа, в свою очередь, тоже делятся на два вида:

  • Мотор-насосы однонаправленного действия;
  • Мотор-насосы двунаправленного действия.

Агрегаты однонаправленного действия не отличаются по конструкции от описанных выше, но в них могут устанавливаться более производительные насосы, работающие сразу на два патрубка либо на один патрубок с дальнейшим разветвлением одного потока на два. Агрегаты двунаправленного действия оснащаются насосом с двумя выходными патрубками, между которыми расположен клапан. Крыльчатка насоса может вращаться в обе стороны, подавая омывающую жидкость на клапан, который открывается и открывает путь то на один, то на другой патрубок. Такие мотор-насосы применяются в стеклоомывателях для ветрового и заднего стекол, при подаче на мотор напряжения с прямой полярностью жидкость подается на один патрубок и далее на жиклеры ветрового стекла, при подаче на мотор напряжения с обратной полярностью жидкость поступает во второй патрубок и далее на жиклер заднего стекла. В результате на автомобиль устанавливается только один мотор-насос, что снижает общую сложность и стоимость системы.

Монтаж интегрированных мотор-насосов осуществляется непосредственно на боковой стенке бачка для омывающей жидкости, обычно фиксация агрегата выполняется без метизов — только с помощью защелок или отдельных прижимных кронштейнов. Соединение насоса с бачком выполняется напрямую с помощью ответного патрубка или через короткий гибкий трубопровод. На выходной патрубок (патрубки) насоса надеваются трубопроводы арматуры омывателя, по которым жидкость поступает к жиклерам.

Монтаж раздельных моторов стеклоомывателей выполняется на верхнюю часть погружного насоса с помощью нескольких винтов, вся эта конструкция с помощью резьбы большого размера (как резьбовая крышка) или иным способом устанавливается в бачок. Подключение арматуры омывателя осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью патрубков.

Моторы омывателя выполняются под различное напряжение бортовой электросети — 12 или 24 В. Подключение к соответствующей электрический цепи осуществляется двухклеммным разъемом типа «папа», расположенным на корпусе мотора или на вынесенном кабеле. Наиболее часто используются стандартные разъемы трех типов:

  • Разнесенные ножевые клеммы, каждая из которых соединяется с индивидуальным разъемом;
  • Двухклеммные разъемы с перпендикулярным (Т-образным) расположением ножевых клемм без юбок и иной защиты;
  • Двухклеммыне разъемы с параллельным расположением ножевых клемм и с пластиковой юбкой, в юбке может быть предусмотрен ключ для правильного подключения.

Разъемы первого типа наиболее часто используются на отечественных моторах раздельного типа и мотор-насосах некоторых легковых и грузовых автомобилей. Их подключение выполняется разъемами, закрепленными на проводниках.

Разъемы второго и третьего типа — это более современное решение, исключающее ошибочное подключение. В моторах с Т-образным расположением клемм в качестве ключа выступает сама ориентация клемм — установить разъем на них можно только в одном положении. В моторах с параллельными клеммами ключ выполняется на юбке — это штифт или шип, который входит в отверстие или паз в ответном разъеме.

Вопросы выбора и замены мотора омывателя

Стеклоомыватель автомобиля используется практически каждый день, поэтому работоспособность всех элементов данной системы важна для комфортной (а иногда и безопасной) эксплуатации автомобиля. При неисправности мотора омывателя этот узел необходимо проверить (обычно простые алгоритмы диагностики приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля) и, если поломка неустранима, произвести его замену. Если транспортное средство еще на гарантии, то для замены следует выбирать мотор того же типа и каталожного номера, который был установлен ранее. Для других автомобилей вполне допустима установка моторов или мотор-насосов других типов — главное, чтобы они совпадали по установочным размерам, напряжению питания и производительности (чтобы создавался достаточный для обмыва стекла напор жидкости). Как правило, моторы продаются в комплекте с необходимыми сопряженными деталями (уплотнителями, винтами, патрубками и т.д.), но, если они отсутствуют — следует позаботиться об их покупке.

Читайте также:  Как разобрать редуктор лодочного мотора сеа про

Замена моторов омывателей производится довольно просто, эта операция доступна каждому автовладельцу. Для демонтажа агрегата необходимо снять электрический разъем, отсоединить арматуру омывателя и демонтировать кронштейн (если он предусмотрен), либо вынуть погружной насос и снять с него мотор, выкрутив два или три винта. При демонтаже мотор-насосов, установленных на боковой стенке бачка, рекомендуется приготовить емкость для слива жидкости или заглушку (заглушки), с помощью которой будет закрыт выпускной патрубок.

Монтаж насоса выполняется в обратной последовательности, при этом необходимо следить за правильностью подключения арматуры стеклоомывателя к патрубкам насоса. На насосах двунаправленного действия патрубки для подачи жидкости на ветровое и заднее стекла обозначены разными цветами (обычно черным цветом — для лобового стекла, белым — для стекла двери задка), аналогичную окраску имеют и соответствующие трубопроводы. При подключении рекомендуется проверить мотор в работе и, если это необходимо, поменять трубопроводы местами.

При правильной замене мотора стеклоомыватель сразу начнет работать и в любой ситуации обеспечит чистоту стекла.

Источник

Устройство и принцип работы автомобильного стеклоомывателя

Стеклоомыватель ветрового стекла — важное устройство, входящее в стандартную комплектацию любого современного автомобиля. Его наличие и исправность напрямую влияет на безопасность управления транспортным средством. Без стеклоомывателя работа щеток очистителя неэффективна, а видимость перед машиной в плохие погодные условия значительно ухудшается. Поэтому эксплуатация автомобиля с неисправным омывателем запрещена ПДД.

Что такое стеклоомыватель лобового стекла

Стеклоомыватель — функциональное устройство, которое предназначено для подачи омывающей жидкости на лобовое стекло. Это делается с целью смочить очищаемую поверхность и смыть с нее грязь или пыль. В противном случае дворники будут просто размазывать грязь по стеклу, тем самым ухудшая видимость. Как правило, стеклоомыватель используют в следующих случаях:

  • в дождь или снег, когда без омывающей жидкости щетки просто увеличивают количество разводов на стекле;
  • при сильной загрязненности лобового стекла, чтобы смыть слой пыли или налипших насекомых.

Веерные форсунки Renault Duster

Большое влияние на результат работы устройства оказывает используемая омывающая жидкость. Качественный омыватель гарантирует значительное увеличение видимости и легкое удаление пятен от насекомых.

Некоторые средства обладают свойствами, которые гарантируют стойкость к замерзанию. В зимний сезон они хорошо распыляются и не образуют ледяную пленку на стекле.

Схема и конструкция стеклоомывателя

Схема устройства максимально простая и состоит из следующих функциональных элементов:

  • форсунки;
  • бачок с омывающей жидкостью;
  • насос, оснащенный моторчиком;
  • соединительные шланги.

Рассмотрим подробнее каждую деталь:

  1. Форсунки — элемент, который подает омывающее средство на лобовое стекло. Главная задача устройства заключается в том, чтобы жидкость попала на центр поверхности, откуда щетки легче всего разносят ее по рабочей площади. В зависимости от принципа работы различают струйные и веерные форсунки. Последние считаются более эффективными благодаря большему давлению подачи жидкости и количеству сопл.
  2. Бачок с жидкостью, расположенный под капотом автомобиля. Резервуар соединен шлангами с форсунками. В зависимости от модели бачка, их производят объемом от 2,5 до 5 литров. Опционально он может быть оборудован датчиком уровня омывающей жидкости поплавкового типа.
  3. Насос стеклоомывателя центробежного типа. Закреплен на бачке и предназначен для создания давления и подачи жидкости. Устройство состоит из электродвигателя и рабочего колеса.
Читайте также:  Замки зажигания для yamaha лодочные моторы

Резервуар для омывателя в автомобиле Mercedes

Моторчик автомобильного стеклоомывателя достаточно маленьких размеров, поэтому его длительное и непрерывное использование может негативно сказаться на ресурсе. Особенно это касается включения омывателя при замерзшей жидкости.

Принцип работы устройства

Рассмотрим алгоритм работы омывателя от обслуживания до подачи средства на стекло:

  1. Необходимо залить подходящую омывающую жидкость в бак, который находится под капотом.
  2. Водитель активирует подачу очищающего средства на стекло и работу стеклоочистителей с помощью подрулевого переключателя.
  3. Мотор стеклоомывателя получает питание от бортовой сети и начинает работу.
  4. Насос создает давление и перекачивает жидкость через шланг стеклоомывателя к форсункам. Через специальные отверстия под действием высокого давления жидкость распыляется на стекло.
  5. В работу включаются щетки, которые разносят омыватель по всей рабочей области лобового стекла.

Включение дворников и омывателя на Grand Cherokee

В большинстве случаев водитель транспортного средства вручную включает дворники и омыватель с помощью специальных кнопок. Более дорогие модели автомобилей оснащены умными системами со встроенными датчиками, которые самостоятельно определяют уровень загрязнения стекла и погодные условия, чтобы автоматически использовать омыватель.

Способы решения проблем с замерзанием омывающей жидкости

Водители регулярно сталкиваются с проблемой замерзания жидкости в зимний сезон. Даже наиболее стойкие вещества могут не сохранить свойства при сильных морозах. В результате одни водители отключают работу системы до потепления, а другие — используют альтернативные варианты решения проблемы. Что делать, если замерз стеклоомыватель:

  1. Переместить машину в теплый отапливаемый гараж или паркинг, пока жидкость не восстановить прежние свойства. Вариант подходит только тем, у кого есть свободное время и доступ к утепленным помещениям.
  2. Временно снять резервуар с водой, если есть возможность, и отогреть его в помещении. После размораживания бачок нужно установить обратно.
  3. Залить в бачок антиобледенительную омывающую жидкость, которая предназначена для работы в экстремальных условиях, включая промежуток от -70 до -50 градусов.

В зимнее время не рекомендуется полностью заполнять резервуар с омывателем. Из-за расширения замерзшей жидкости бачок может потрескаться или лопнуть.

Дополнительная система подогрева

Один из действующих вариантов для зимы — установка дополнительной системы подогрева бачка стеклоомывателя и форсунок. Владелец машины может забыть про проблемы с замерзанием жидкости или обледенением трубок.

Производители оборудования выпускают форсунки стандартной формы со встроенным обогревом. Для поддержания температуры и предотвращения обледенения используются резисторы. Электропитание проходит по сопротивлению, в результате чего выделяется тепло, не дающее элементу замерзнуть. Трубки для подачи жидкости специально утепляются, а для обогрева бачка могут использоваться электронагреватели.

Стеклоомыватель ветрового стекла является обязательным устройством, без которого сложно представить автомобиль. Он позволяет повысить безопасность и комфорт управления транспортным средством.

Источник

Поделиться с друзьями