Мотор стеклоочистителя для daewoo matiz



KIA Sportage › Logbook › Мотор-редуктор стеклоочистителя от Daewoo Matiz

В связи с выходом из строя оригинального электродвигателя стеклоочистителя, встал вопрос о поиске доступных альтернатив.
Оригинальный мотор-редуктор 0K01467345A стоит порядка 7 900 рублей (по информации exist.ru на дату публикации этого поста). Такая цена меня категорически не устраивает, тем более, что в энциклопедии пользователя Lankras есть запись о возможности применения электродвигателя от автомобилей семейства ВАЗ-2110 под номером 842.3730-10.

После демонтажа оригинального электродвигателя с машины, выявилось противоречие с информацией из энциклопедии: наибольший диаметр шлицевой части составил 10 мм, а не 12 мм. При этом каталожный номер запчасти от автомобилей ВАЗ указан верно.

В поисках необходимой замены я отправился на авторазбор, где выяснилось, что мотор-редукторы переднеприводных автомобилей ВАЗ могут иметь выходные валы диаметром как 10 мм, так и 12 мм.
Попутно я рассматривал варианты замены от автомобилей ЗАЗ Chance, Hyundai Accent (первого поколения) и Daewoo Matiz. Последний подходил по трём основным критериям:
1) Малые габаритные размеры;
2) Требуемый диаметр выходного вала;
3) Возможность модификации электрических соединений в части скользящих контактов.

С учетом низкой цены (500 рублей за штуку) и запаса по вариантам, были закуплены мотор-редукторы ВАЗ (842.3730-10) и Daewoo Matiz (96314772).

Электродвигатель ВАЗ отличается большими габаритными размерами в сравнении с аналогом от Daewoo, но значение потребляемого обоими моторами тока на холостом ходу примерно одинаково, что позволяет сделать вывод о приблизительно равной электрической мощности.

Убедившись, что посадочные места мотор-редукторов совпадают с оригинальным, приступаем к рассмотрению электрических схем с целью произвести правильную коммутацию внедряемого решения.

Разъём D-02 служит для подключения оригинального электродвигателя к электропроводке автомобиля и имеет шесть контактных позиций (цвета указаны со стороны жгута подкапотной электропроводки):
1) Чёрный провод — масса, подключается к одному из скользящих контактов;
2) Белый провод — обмотка высокой скорости (отрицательная полярность);
3) Зелёный провод с жёлтой полосой — обмотка низкой скорости (отрицательная полярность);
4) Не используется;
5) Голубой провод — центральный скользящий контакт;
6) Красный провод с чёрной полосой — обмотки низкой и высокой скоростей (положительная полярность) и одна из трех линий скользящих контактов.

Читайте также:  Технические характеристики лодочного мотора шмель

Опираясь на схему, можно описать алгоритм работы стеклоочистителя.
При включенном зажигании, на контакте 6 разъема D-02 присутствует напряжение бортовой сети положительной полярности относительно кузова автомобиля.
1) Медленный непрерывный режим работы («первая скорость») обеспечивается подключением контакта 3 разъема D-02 к кузову автомобиля через подрулевой переключатель.
2) Быстрый непрерывный режим работы («вторая скорость») обеспечивается подключением контакта 2 разъема D-02 к кузову автомобиля через подрулевой переключатель.
3) Прерывистые и одиночные взмахи, а также выход из непрерывных режимов осуществляются с участием группы скользящих контактов, расположенных в корпусе редуктора, и реле таймера.

Опишу более детально коммутацию при работе стеклоочистителя в прерывистом режиме:
1) Парковочная зона, контакт 6 соединен с контактом 5 разъема D-02, через который положительный полюс бортовой сети соединяется с контактом 9 подрулевого переключателя. В свою очередь, 9-й контакт внутри подрулевого переключателя соединен с 13-м контактом, подключенным к контакту 3 разъема D-02. Таким образом, к обоим концам обмотки низкой скорости электродвигателя подключен положительный полюс. Ток через обмотку не течёт, двигатель не вращается.
2) Реле таймера подрулевого переключателя временно переключает контакт 13 на массу, что приводит к возникновению напряжения между контактами 6 и 3 разъема D-02. Цепь электродвигателя замкнулась и он начинает своё вращение на низкой скорости.
3) Через некоторый промежуток времени, контакт 5 разъема D-02 будет скоммутирован с контактом 1 этого же разъема. Таким образом, электродвигатель окажется на самоудержании: с этого момента его работа не зависит от реле таймера или перевода подрулевого переключателя в положение OFF.
4) Когда электродвигатель совершит полный оборот, контакт 5 разъема D-02 будет вновь соединен с контактом 6. Это приведёт к остановке мотора в парковочной зоне. Рабочий цикл будет завершён, а электромеханическая система перейдет в состояние готовности к новому циклу.

Читайте также:  Мотор редуктор для градирни

Теперь посмотрим на электрические схемы ВАЗ-2110 и Daewoo Matiz, которые мне удалось найти в сети.

Обе схемы схожи между собой и имеют важную особенность: управление электродвигателями стеклоочистителей ВАЗ-2110 и Daewoo Matiz осуществляется коммутацией положительного полюса бортовой сети этих автомобилей. При этом общие концы обмоток электродвигателей всегда подключены к массе.

В KIA Sportage всё строго наоборот: электродвигатель стеклоочистителя включается путем подключения одной из обмоток к массе, а общие концы обмоток всегда подключены к положительному полюсу бортовой сети.

Для разрешения подобной нестыковки необходимо, чтобы внедряемый мотор-редуктор имел все три вывода обмоток электродвигателя и три вывода с контактной группы (всего шесть проводов), причем так, чтобы ни один из них не был соединен с корпусом устройства. Этим требованиям удовлетворяет мотор от Daewoo Matiz. Общий провод скользящего контакта и точка соединения обмоток электродвигателя там соединены с корпусом через клемму с отверстием под болт, что позволяет произвести необходимую перекоммутацию и обеспечить полноценное функционирование всех режимов привода стеклоочистителя на KIA Sportage.

Гораздо сложнее дело обстоит с мотор-редуктором ВАЗ-2110, где электродвигатель имеет только два отвода, третий отвод подключен непосредственно к корпусу в районе щёточного узла, общий скользящий контакт в редукторе так же непосредственно припаян к корпусу редуктора. С моей точки зрения, это исключает возможность работы этой запчасти на KIA Sportage без внесения изменений в электрическую схему автомобиля или серьёзных доработок самого привода. Одно из возможных решений этой проблемы приведено ниже в дополнении.

Теперь можно составить схему коммутации разъема D-02 KIA Sportage при установке привода стеклоочистителя от Daewoo Matiz.
Номер контакта (D-02) — Цвет провода KIA — Цвет провода Daewoo
1 — Чёрный — Коричневый
2 — Белый — Фиолетовый
3 — Зелёно-жёлтый — Зелёно-черный
4 — Не используется
5 — Голубой — Жёлтый
6 — Красно-чёрный — Чёрный (необходимо отсоединить от корпуса)

Читайте также:  Мотор для кавасаки zzr 600

Полученное решение показало себя хорошо. На данный момент привод от Daewoo Matiz прекрасно справляется со своей задачей, более полные данные о целесообразности его применения будут получены зимой.

Дополнение от 22.09.2018
Для подключения мотор-редукторов с управлением положительной полярностью, я разработал следующую схему:

Для реализации этой схемы потребуются два автомобильных реле: одно с нормально-разомкнутым контактом и одно с перекидным контактом. Реле подключаются между цепями мотор-редуктора и стандартной клеммной колодкой D-02 стеклоочистителя KIA Sportage и обеспечивают инвертирование схемы управления электродвигателем.
Внимание! Данная схема не проверялась на работоспособность.

Источник

Поделиться с друзьями