Мотор стрела с трехлопастным винтом

Лодочный мотор Стрела – герой своего времени

Характеристики лодочных моторов «Стрела» и «ЗиФ-5»

Мощность, л.с. 5
Тактность двухтактный
Количество цилиндров 1
Рабочий объём, см3 175
Максимальное число оборотов в минуту 3700
Диаметр цилиндра, мм 62
Ход поршня, мм 58
Степень сжатия (геометрическая) 4,8 — 5,2
Система управления румпель
Тип запуска ручной
Смазка предварительным смешением
Топливо А66, А70 в смеси с 4-6% автола АКП10
Емкость топливного бака, л встроенный, 2,5
Максимальный расход топлива, кг/час 2,1
Зажигание Магнето МЛ-10К
Свеча А-11-У (М14х1,25, ГОСТ 2043 54)
Карбюратор поплавковый, типа К-33
Вес, кг 24
Страна производитель СССР
Производитель 1) Заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе) г. Куйбышев (Самара) 2) Ульяновский моторный завод
Годы выпуска 1953-1965

Достоинства и недостатки

«Стрела» обладала рядом достоинств:

— простая конструкция, высокая ремонтопригодность; — долговечность; — невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен); — возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине; — высокий к.п.д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками;

Основные недостатки «Стрелы»:

— большой вес; — затрудненный запуск; — неудобное расположение органов управления; — отсутствие холостого хода; — заливание двигателя водой при ходе на волне; — высокий уровень шума и вибрации; — Более поздние модели имели текстолитовую помпу (ЛММ)

О моторах «Стрела» и «ЗиФ-5»

«Стрела», «ЗиФ-5», «ЗиФ-5М» — подвесные лодочные моторы производства СССР. Выпускались с 1953 по 1965 годы двумя заводами: Заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе) г. Куйбышев (Самара) и Ульяновским моторным заводом. Моторы имели очень простую конструкцию. Унифицированный по деталям цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма с мотоциклом «Ковровец» одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 175 см3, развивавший 5 л.с.
л установлен на верхней части дейдвудной трубы. К нижней части дейдвудной трубы крепился одноступенчатый конический редуктор с гребным винтом. В конструкции моторов отсутствовала водяная помпа. Вода подавалась в рубашку охлаждения цилиндра за счёт напора воды, создаваемого гребным винтом. Моторы не имели упругих элементов подвески, что в сочетании с одноцилиндровым двигателем обуславливало сильную вибрацию лодки. Бензобак размещался над двигателем. Топливо к карбюратору подавалось самотеком. Управление всасыванием смеси в кривошипную камеру — поршневое (как на мотоциклах), что обуславливало невысокую литровую мощность и затрудненный пуск. Разобщительной муфты моторы не имели.


Лодочный мотор «Стрела» был первым массовым лодочным мотором предназначенным для продажи населению СССР. Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», «ЛМ-1», «ЛМР-6») поставлялись только организациям и артелям. Несмотря на все недостатки лодочный мотор «Стрела» позволил приобщиться к водномоторному образу жизни сотням тысяч советских граждан. Фактически со «Стрелы» взяла свое начало целая индустрия водномоторных товаров в СССР. Впоследствии с появлением новых моделей подвесных лодочных моторов «Стрела» была снята с производства. нако, после снятия с производства «Стрелы» специальные моторы для водоизмещающих лодок в СССР не выпускались. Поэтому рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки еще долго продолжали эксплуатировать «Стрелы». Простая и долговечная конструкция мотора позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы. Однако отдельные экземпляры эксплуатируются до сих пор.
Достоинства
— простая конструкция, высокая ремонтопригодность; — долговечность; — невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен); — возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине; — высокий К.П.Д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками.
Основные недостатки
— большой вес; — затрудненный запуск; — неудобное расположение органов управления; — отсутствие холостого хода; — заливание двигателя водой при ходе на волне; — высокий уровень шума и вибрации; — более поздние модели имели текстолитовую помпу (ЛММ).

Применение

Это первые моторы в СССР, которые поступили в открытую продажу для населения. Все ранние разработки создавались исключительно для государственных учреждений.

Предназначался «Стрела» для установки на рыболовецкие и легкие спортивные лодки, придавая им скорость 10-15 км/ч. Но, несмотря на это, у мотора была хорошая согласованность и с тяжелыми лодками, благодаря высокому КПД гребного винта. В целом, несмотря на недостатки, параметров двигателя было вполне достаточно для водного отдыха и рыбалки на тихом ходу. В первых вариантах двигателя отсутствовало реверсивное движение и муфта для сцепления, из-за чего для разворота или маневра на воде часто требовалось прибегать к помощи весел.

Читайте также:  Маджик пай мотор колесо

Но, несмотря на все трудности в эксплуатации, «Стрела» приобщила к водомоторному стилю жизни сотни тысяч советских граждан и стала по истине легендарным двигателем.

Документация

Руководство по эксплуатации подвесного лодочного мотора «Стрела»
motorka.org

Став владельцем подержанной «Стрелы», я решил поэкспериментировать, «выжать» из нее максимальную мощность. Начал с карбюратора, установленного «по-мотоциклетному» — на цилиндре. При работе двигателя возможен выброс горючей смеси через карбюратор, мала фаза наполнения и, следовательно, ухудшена продувка цилиндра свежей смесью.

Я решил заглушить старое отверстие карбюратора в цилиндре и установить на кривошипной камере двухлепестковый конический впускной клапан. Его корпус сварил из листа толщиной 3 мм. Размеры входного отверстия выбрал с учетом установки карбюратора типа К-36 (можно использовать также карбюраторы К-30 и К-55 мотоциклетного типа). Клапан вставляется в патрубок, выполненный из листа толщиной 3 мм.

Сложив половинки картера, я пропилил между ними окно для прохода топливной смеси через клапан. Вокруг окна сделал из пластилина опалубку и, вставив стержень по размеру отверстий окна и патрубка, залил окно эпоксидной смолой с наполнителем из алюминиевой пудры. По наружному контуру картера получился отпечаток, необходимый для уплотнения фланца патрубка и картера.

Через фланец и отпечаток на картере я просверлил отверстия и нарезал резьбу для винтов М6.

тем, разобрав картер, обезжирил каждую половинку и залил эпоксидной смолой все неровности. Получилась гладкая пластика толщиной до 2,5 мм. Данные усовершенствования позволили уменьшить объем кривошипной камеры примерно на 10 см3. В цилиндр вставил поршень (напротив старого окна карбюратора) и залил окно свинцовым сплавом (баббитом).. По отливке загерметизировал окно (снаружи) эпоксидной смолой. Благодаря этим доработкам объем камеры уменьшился еще на 10 см3. Далее я нарезал отверстие М5 под штуцер бензонасоса «Москвы» и собрал двигатель.

После усовершенствования двигателя питание горючим осуществляется из отдельного бачка от мотора «Москва-М», а в старом баке можно хранить «НЗ». В случае отказа насоса топливо идет самотеком (кстати, в баке пришлось вырезать углубление для удобства доступа к дросселю).

Для управления газом на оси румпеля я установил простейший двуплечий рычаг, один конец которого соединил с тросиком в боуденовской оболочке, а оболочку закрепил в угловом упоре. Рычаг сделал из толстостенной алюминиевой трубки диаметром 10 мм, изогнутой и расплющенной.

Магнето установил с постоянным углом опережения зажигания — «по-мотоциклетному».

Для уменьшения шума выхлопа поток отработанной воды направил из головки цилиндра в глушитель, соединив головку и корпус глушителя (между ребрами) через штуцеры и резиновый шланг.

Вместо старого двухлопастного гребного винта применил трехлопастной, отполировав его. Винт установил через втулку, вставляемую в ступицу жестко, без демпфера; сзади винт поджимается к «шпонке» втулкой При помощи гайки.

После модернизации мотора скорость заметно возросла — на «Казанке-М» я начал обходить лодки, которые шли под «Ветерком-8». При установке патрубка с выхлопом в воздух скорость возросла дополнительно, но повысившийся шум заставил меня вернуться к выводу отработанного газа в воду. В нижней части выхлопного тракта я просверлил несколько отверстий диаметром 10 мм.

О модели

«Стрела-5» обладала до примитивности простой конструкцией. Двигатель устанавливался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней части фиксировался редуктор с шестерёнками, который приводил движение вала во вращение винта. Эта простая конструкция обеспечивала движение по воде небольшой легкой лодке.

В моторе отсутствовала помпа водяного охлаждения, муфта свободного хода и реверса, бензонасос и капот. А стартер обладал очень неудачной конструкцией. Все это провоцировало немалые сложности при движении на воде. Но именно этот простейший механизм, в сочетании с долговечностью деталей, позволял «Стреле-5» быть практически вечной. В ней, по сути, и нечему было ломаться.

У простой конструкции было еще одно неоспоримое достоинство. С ней справлялся даже новичок в водомоторном деле. Любой владелец «Стрелы-5» мог самостоятельно ремонтировать и проводить техническую профилактику двигателя.

Общее описание

Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.

Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям

Особенности первых конструкций:

  • первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
  • нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
  • для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
  • система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
  • на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
  • в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.
Читайте также:  Сломался подъем лодочного мотора

Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:

  • лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
  • невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
  • высокий показатель КПД винта.

Мотор «Стрела» имеет невысокую цену
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:

  • самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
  • двигатель генерирует много шума и вибрации;
  • большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
  • недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
  • для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
  • местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
  • риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.

Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли.

Затянул я с новым постом, но времени и сил не остается от слова совсем. Как и обещал, в этом посте закрою тему становления отрасли производства лодочных моторов в СССР. Пост будет большим, но 4-ю часть делать тоже перебор. Закрывать будем тремя наиболее яркими представителями, которые были произведены в больших количествах и дошли до наших дней. Некоторые экземпляры до сих пор используются на водоемах бывшего СССР по своему непосредственному назначению. Это моторы ЗИФ-5 («Стрела»), МЛ-20 «Чайка» и «Кама».

Начнем в хронологическом порядке с лодочного мотора «Чайка» МЛ-20:

Данный мотор выпускался приблизительно с 1948 по 1956 год в городе Щербаков (ныне Рыбинск). Мотор представлял собой точную копию английского лодочного мотора «British Anzani Pilot».

Двигатель мотора одноцилиндровый, двухтактный. Выдавал чуть менее 2 л.с. Он имел водяное охлаждение, для чего на гребном валу была установлена помпа. Довольно редкое решение для моторов такой мощности тех лет. Как правило, вода в систему охлаждения загонялась гребным винтом. По всей видимости, причина появления помпы довольно проста, ее скопировали вместе с мотором с британского аналога. Мотор был снабжен бензобаком на 1.5 литра, который выполнял роль кожуха, накрывая собой двигатель мотора. Также он имел отверстие посередине, в котором крутился маховик. Такая конструкция выглядела изящно и позволяла защитить владельца от случайных травм маховиком, но сыграла с мотором злую шутку.

Мотор не имел румпеля как такового, его роль выполнял металлический «поручень» опоясывающий мотор по периметру, на нем же был закреплен рычажок регулировки открытия дроссельной заслонки.

В целом можно сказать, что мотор был выполнен качественно, имел приятный внешний вид, хорошую систему охлаждения и малый вес. Однако пуск мотора был довольно затруднительным, а конструкторский просчет с баком мог довольно быстро вывести мотор из строя. Более того, у мотора были слабые уплотнения редуктора, из-за чего там постоянно находилось некоторое количество воды. В результате данный мотор, хоть и встречается на вторичном рынке, но в основном интересует коллекционеров, так как использовать его по прямому назначению довольно проблематично.

Читайте также:  Мотор колесо дуюнова как работает

Всасывание топлива было поршневое, как на мотоцикле, что существенно затрудняло пуск двигателя. Зажигание контактное МЛ-10К, позже его версия для двухцилиндрового мотора также перекочевала на «Москву», а затем на «Ветерки», где успешно использовалась вплоть до перехода на бесконтактную систему зажигания. Охлаждение мотора обеспечивалось потоком воды, загоняемым в систему гребным винтом, помпа охлаждения отсутствовала. Мотор имел двухлопастной винт, передачи отсутствовали, гребной винт приходил в движение сразу после пуска двигателя.

Достоинств у мотора немного и они весьма сомнительны. Основным достоинством было то, что его можно было купить. Также он был очень неприхотлив к качеству топлива, а двигатель имел довольно большой ресурс, что позволило многим из этих моторов дожить до наших дней и до сих пор успешно эксплуатироваться. Также мотор сравнительно легкий для своего времени – 24 кг.

Недостатков у мотора куда больше и они существеннее. Зажигание МЛ-10 в первые годы своего производства было довольно ненадежное и давало слабую искру. У мотора была чудовищная вибрация, в результате чего рука владельца быстро уставала, а лодка и мотор гремели на весь водоем. Особенно сильно у мотора гремел нижний кожух, поэтому его выкидывали практически сразу после покупки, в результате моторов с ним сейчас найти практически невозможно, а стоит он отдельно, как запчасть, как целый «Ветерок». Ручной стартер имел стальной тросик и очень быстро изнашивался, да и не обеспечивал должного усилия для запуска двигателя, поэтому стартеры летели в металлолом вслед за нижним кожухом. Кстати, все это делало мотор еще легче. Отсутствие помпы охлаждения тоже играло свою роль, поток воды, загоняемый гребным винтом, был недостаточен для охлаждения 5-ти сильного двигателя. Крайне затруднен был пуск двигателя. Поршневое всасывание и отсутствие нейтрали делали этот процесс крайне долгим и трудоемким.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»

Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.

Лодочный мотор «Стрела-5»

Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.

Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.

Фотографии лодочного мотора “Стрела”


“Стрела” 1963 года в оригинальной окраске


Моторы “ЛМ-1”, “ЛММ-6а”, “Стрела”

Технические характеристики

До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.

Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:

  • мощность – 5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • полезный объём – 175 см3;
  • количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
  • размер цилиндра – 62 мм;
  • расстояние движения поршня – 58 мм;
  • уровень сжатия – 5±0,2;

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»

  • метод управления – выносной румпель;
  • способ зажигания – вручную;
  • смазка – проходит процедуру смешивания;
  • объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
  • расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
  • тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
  • используемая свеча – А-11-У;
  • тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
  • масса – 24 кг.

Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.

Стоит ли покупать ЗИФ 55 подержанный или купить новый аналог?

Купить компрессор ЗИФ 55 вы можете и сегодня. Естественно, это будут варианты бывшие в употреблении (самому молодому компрессору будет не менее 28 лет), так что выбирать такое оборудование нужно очень тщательно. Цена, по сравнению с новыми компрессорами, будет на порядок ниже. А количество проблем обратно-пропорционально состоянию компрессора.

Если вы обладаете или купили подобный компрессор и планируете привести его в рабочее состояние, то обращайтесь в наш сервисный центр. АнтиКоррЗащита-Пермь производит обслуживание и ремонт компрессоров ЗИФ 55 в Перми и Пермском крае, а также для желающих из других регионов РФ.

Источник

Поделиться с друзьями