Моторы для авиамоделей ссср

Моторы для авиамоделей ссср

Двигатели для моделизма пр-ва СССР запись закреплена
Денис Блохин запись закреплена

Эдуард Кобец запись закреплена

Двигатели для моделизма пр-ва СССР запись закреплена
Двигатели для моделизма пр-ва СССР запись закреплена
Двигатели для моделизма пр-ва СССР запись закреплена
Двигатели для моделизма пр-ва СССР запись закреплена

Компрессионный двигатель МК-12В («Моторология»)

Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых массово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см.. В 60-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) только в крупных городах в магазинах «Юный техник», «Учтехприбор» или заказать по каталогу «Посылторга», мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников.
Показать полностью.
К этому мотору я лично отношусь с особым трепетом.
Это был мой первый двигатель! Чувство радости, которое охватило меня, когда я бежал на почту за посылкой, помню по сегодня, хотя это и было более тридцати лет назад. Помню и хлопоты по изготовлению бачка, моторамы, пропеллера, поиски керосина и эфира для топлива. Вспышки моторчика при запуске, запах топлива и выхлопа делали меня просто счастливым, вдохновляли на творчество.
Первые двигатели МК-12В стали производиться в СССР в 1956 году. Конструктивно он был очень похож на мотор немецкой фирмы Webra Mach-1. Очевидно, что конструкторы ЦАМЛ не стали тратить силы на особые изыскания и взяли за прототип готовый работоспособный образец популярного в то время в Европе двигателя, и полностью повторили его конструкцию. В результате чего, получилась практически точная копия мотора Webra Mach-1. Очевидно, что буква «В» в названии мотора обозначает «Вебра».
МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ в больших количествах. Начиная с 1956 года по 1990 год на этом заводе было выпущено более миллиона микродвигателей: МАРЗ-2,5, ЦСТКАМ-1, ЦСТКАМ-2,5Д, Тайфун, и большая часть из них были МК-12В.

Серия моторов МК-12В

Интересную историю о появлении мотора МК-12В, поведал мне, наш коллега Иосиф Асланян.
Его старший коллега и тренер москвич Тигран Драмбян, в 1955году получил из Германии (от немецкого товарища, с которым он был узником лагеря Маутхаузен во время войны) посылку с двумя авиамодельными моторчиками Webra. Двигатель Webra Winner он установил на свою таймерную модель, а Webra Mach-1 одолжил своему коллеге, для участия на чемпионате СССР по скоростным кордовым моделям.
На чемпионате, мотор Webra Mach-1 попал в руки Михаила Васильченко, который был главным тренером сборной СССР по кордовым моделям. Будучи штатным работником ДОСААФ многократным Чемпионом СССР в скоростных моделях и грамотным специалистом в области механики и радио, он занимался внедрением на предприятиях страны модельной техники. В частности моторы МК-16, МК-12С, Комета, МК-12В и другие, выпускались предприятиями благодаря внедренческой деятельности Михаила Васильченко.
Через некоторое время, после этого Чемпионата, Тигран Драмбян получил обратно свою «Вебру» и две ее копии. Это и были моторы уже под названием МК-12В. Вскоре двигатель был внедрен в серийное производство на московском авиаремонтном заводе ДОСААФ МАРЗ.

Тигран Самсонович Драмбян, еще до второй мировой войны увлекался рекордными авиамоделями. Ушел на фронт штурманом бомбардировщика, попал в плен. После реабилитации в 1956 году, получил военные награды, ушел из московской СЮТ, где только и мог работать, как репрессированный. Окончил МГИМО, свободно разговаривал на 12 языках. На Чемпионате Мира 1962 года в Киеве, был диктором-переводчиком с немецкого и французского языков. В 1960 году защитил кандидатскую степень, а затем и докторскую диссертацию по истории. До кончины в 2007 году, был профессором московского университета им. П. Лумумбы.

Конструкция мотора
Мотор МК-12В (первых выпусков) имел очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения.
Рубашка цилиндра, опорная и шайба под гайку анодировались, в основном в красный (с разными оттенками) цвет.
Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Впуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пластинчатой пружинкой «трещоткой».

Модификации
За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций. Если быть точным, то основных, пять. Модификации делались это не для повышения мощности, а для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков.
Самые первые МК-12В (копия Webra Mach-1, условно «V-I») имели составной картер с отъемным носком и задней крышкой белого цвета которые крепились точеными стальными винтами с резьбой М 2,5 (встречались образцы и с бронзовыми винтами). Оребрение цилиндра МК 12-В (V-I) было бочкообразной формы анодировалась в красный цвет разных оттенков (вероятно были золотистого и зеленого цветов).
Эти моторы оснащались текстолитовым дисковым золотником

Читайте также:  Не заводи мотор взорвешься

Источник

Авиамодельные двигатели МДС, производства СССР.

Приветствую ) Завершаю рассказ о микродвигателях серии МДС, выпускавшихся в СССР . Сейчас обзор авиамодельных двигателей. Всего было выпущено 3 варианта авиа двс, а если объединить 2 варианта 6,5 в один—то авиа было вообще 2 модели. По сравнению с другими ( авто и судо ) авиа вообще маленькая серия.) Напомню— двигатели МДС начили выпускать в середине 80х в г. Кимры на Савёловском п.о. » Прогресс». Теперь эти двс— это история советского микро двс строения ).

Как видно— вариант 6,5— не сильно отличается друг от друга. На 10е на лапках нет » косынок»— какой то редкий выпуск.

В отличии от авто и судо 10ки— здесь резонансная труба входит в выхлопной патрубок—а на других-соединяется с помощью резинового переходника. Видна » косынка»- на лапке второго МДС-10.

Калильный МДС-10 имеет рабочий объём 10 кб.см.. Диаметр цилиндра 24 мм. Ход поршня 22 мм .. Число оборотов—с резонансной трубой 22000 , без трубы 19000. Мощность 2,2 кВт.. Ресурс 10 часов. Масса 560 гр. Цена двс 85 руб.. Двигатель упаковывался в пенопластовую коробку. В комплект входили : прокладки, крепёж, запасная свеча КС-10Р , спец ключ, топливная трубка и инструкция. Конкурировать приходилось с Радугой 10. Выхлоп назад не всегда удобен.

МДС 6,5 — калильный микродвигатель для авиа моделей -был очень востребован моделистами, так как двс подобного класса в СССР не было, не считая пилотажных Талок и Радуг. Двигатели выпускались в 2х вариантах крепления глушителя— к приливу у выхлопного окна и » ушастый » . Так же двс отличались креплением карбюраторов. В другом они были одинаковыми.

Авиадвигатель МДС — 6,5 имеет рабочий объём 6,48 кб.см.. Диаметр цилиндра 21 мм. Ход поршня 18,7 мм.. Мощность двс 0,98 кВт.. Обороты 2000-17000. Цена 80 руб.

Двигатель устанавливали на кордовые копии и радио модели. Так же как и др МДС производства СССР упаковывался в пенопластовую коробку. Комплектовался зип , ключом и инструкцией.

На данный момент 6,5 пользуется спросом для авиамодельного хобби , а вот 10ки— не представляют интереса. В коллекционировании двс—так же на них нет спроса .

Источник

Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

Тема раздела ДВС — калильные и компрессионные двигатели в категории Cамолёты — ДВС; Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР История моторов («моторология» ) Приглашаю в этой ветке обсуждать серийные моторы для моделизма производства .

Опции темы

Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

История моторов («моторология» )

Приглашаю в этой ветке обсуждать серийные моторы для моделизма производства СССР. Хочется более точно определить варианты моторов, где производились, узнать автора конструкции, кто внедрял в производство.
Хочется придерживаться, по возможности, и хронологии выпуска моторов.

Первым, известным мне, серийным мотором в СССР, был двигатель АММ.
Попадалась где-то информация о том, что, в 1930-х годах Советским Союзом было закуплено какое-то количество популярных на то время во всем мире американских моторов Brown Junior конструкции американского механика Билла Брауна (Bill Brown).
Вскоре на основе его конструкции в СССР стали выпускать первый серийный авиамодельный бензиновый мотор АММ-1. Практически это была копия мотора Brown Junior производимая в мастерских Осоавиахима без всяких лицензий автора.

Технические данные мотора АММ-1:
-Рабочий объем — 9,6 куб.см.
-Диаметр цилиндра — 22,2 мм
-Ход поршня — 25,4 мм
-Максимальные обороты — 5000 об/мин
-Мощность — 0,22 л.с.
-Впуск рабочей смеси — поршнем
-Тип продувки — поперечная
-Масса — ок. 300 г

Сколько версий мотора АММ было выпущено?
У кого есть фото «живых моторов», поделитесь

Живой образец мотора АММ-4 (не реставрированный)

Кажется в соседней ветке взял картинку из старой книги. Что за книга?

Прототип моторов ААМ -Brown Junior конструкции Билла Брауна

Мотор АММ-(?) с закрытым прерывателем

Виктор,расстраивает, что тема хорошая, но не оч благодарная, так как на соседней ветке в коллекции двс мы несколько раз уже подробно касались многих тем перекликающихся с названием данной. Там уважаемые ПалНик и ДедЮз и Туркин и др писали много интересного про моторчики СССР, и так же мы выкладывали уйму фото. Я могу повторить какие то свои посты(если это кому интересно) про копирование и привести снова в пример фотографии оригиналов(забугорных) и наших копий. Лично меня интересуют все модификации Метеорчиков(как когда то я искал всё, что связано с Кометами и в их случае у меня практически уже нет белых пятен)Вы выкладывали фото «пузатого «Метеора-это интересно, потому что и более ранние образцы и более поздние имели канал другой , плоской формы..

Тема «Коллекция модельных ДВС» интересная, но на сегодня это 50 страниц и около 2000 сообщений, среди которых найти что либо конкретное достаточно трудно. Ведь это общая тема обо всех моторах, а хотелось бы сузить ее до конкретных, именно серийных, массово производимых в СССР моторов.
Ведь на этих «моторчиках» росли поколения моделистов, наследники и ученики которых сейчас читают этот форум. Пройдет десяток лет, и никто уже не вспомнит про К-16, Комету, МК-12В и т.д. Даже мы сегодня уже мало знаем.
Да и, к сожалению, в теме «Коллекция модельных ДВС», за редким исключением, нет фото полностью идентичных, отреставрированных или сохранившихся экземпляров.
Рад буду, Александр, если вы и ваши коллеги поддержат эту тему. Думаю здесь можно «копаться» в каждом винтике в каждом моторе темы. Интересно даже в каких коробках они поставлялись, с какими принадлежностями и т.д.
Повтор ваших фото (да еще в лучшем качестве) очень даже не помешает. Лучше даже расставить их в порядке выпуска.
А пока про АММ.
Хочется раскрыть вопросы:
-где их выпускали
-с какого года
-Сколько версий мотора АММ было выпущено?
-Фото экземпляров

В конце 30-х годов мотор АММ-1 (АММ означает авиамодельный моторо, а цифра 1 номер конструкции) был самым распространённым мотором в СССР.
Моторы изготавливались в Москве, завод управления производственных предприятий Осоавиахима СССР.
Мотор с бензиновым бачком весит — 260г., винт-32г., бабина-80г., конденсатор-12г., две батарейки карманного фонаря-280г., горючее в стандартном бачке 50г., электропроводка — 16г. Общий вес — 730г.
В качестве горючей смеси применяется высокосортный бензин прямой гонки и масло «автол» или авиационное масло марки ААС, в пропорциях 5к1 по объёму.
Более подробно можно найти информацию в книге А. Бескурникова «Бензиновые моторы для летающих моделей» издание ЦС Осоавиахима СССР, 1937г.
Есть информация по моторам: Браун Юниор (производитель Корпорация Юниор-Моторс США), Мотор «Бэби Циклон (США), мотор Пауэр.
Одним из Первых Советских моторов построенным по заданию ЦАМЛ ЦС ОАХ СССР, является мотор БД-1 конструкции Миклашевского и Сильмана (фото позже).

Начало..Браун Юниор дает точное представление об наших АММах (фотки как то в беспорядке и некоторые лёжа загрузились, там всем схемам соответствует описание)

Красота , так что за книга?

в 1935 году вышла книга Э,Б, Микиртумова Двигатели летающих моделей самолетов. В ней подробно описаны принципы конструкций двигателей,работающих на сжатом воздухе и еще некоторые типы(см фото), но о ДВС (на которых а США моделисты добиваются значительных успехов) сказано вскользь, по всей видимости до 35 года в СССР таких двигателей еще не было

[QUOTE=helico;3314288]Красота , так что за книга?
Это были схемы из «Атлас чертежей летающих моделей» изд. гонти 1938

Читайте также:  Как выбрать гребной винт для лодочного мотора ямаха

далее,я выпишу названия двигателей советских инженеров(и сфотографирую схемы), упоминаемых в книге Бескурникова А.А. «Микролитражные моторы» оборонгиз 1939
И хотя это не совсем по теме(о серийных двс) но все же начало-есть начало, откуда ноги растут

Последний раз редактировалось Saturno; 23.04.2012 в 16:36 .

Фото схемы мотора БД-1 конструкции Миклашевского и Сильмана.
Таблица 1936 года.

Информация из книги Бескурникова 39год: В НИИ Томского Гос. Университета изготовлены двигатели ЧШ-2,ЧШ-3 с возвратной продувкой. Моделисты Кутко из Брянска и Мартынов Б. из Харькова так же изготовили моторчики с возвратной продувкой. Моторчики с радиально-возвратной продувкой изг инженер Н.С. Абрамов, а так же известная в те годы моделистка из Башкирии Лена Бойкова под руководством Игнатьева.
ЦАМЛ-5: Летом 39 года в ЦАМЛ ЦС Осоавиахима СССР и на других детских технических станциях посторена серия моторов с подобными конструкциями ЦАМЛ-5.

В книжке «Рекордные летающие модели» написано , что одним из первых в СССР изготовленным двигателем для моделей указан моторчик Г. Миклашевского. К сожалению фотографии в посте появились совсем не в той последовательности,что я закачивал. Надеюсь, сможете разобраться,что к чему

Последний раз редактировалось Saturno; 24.04.2012 в 19:43 .

Да, держал когда-то в руках этот моторчик

Виктор,а на фото у вас самолет в стиле 50-х с К-16?

А по моему это МК-17)

Филя,а тему поддержать?))Давай, скрипни суставами и полезай в свои закрома))годов до 50 -х -все что у тебя есть, для начала

Да, модель с моторм К-16.
Вероятно, можно плавно переходить в теме к этому мотору.

Отлично-очень стильно!Надо было бы название ветки расширить до . и ретро-самолеты! . рум рулит. Может видео выложите?

ОК. видео будет.
Ретро самолеты можно «подкидывать» и под тему обсуждаемого мотора.
Но хочется завершить в целом с АММ, а именно расставить по порядку версии , что выпускались.
Из вышесказанного есть фото АММ-1 и АММ-4. У мотора АММ-5 картер уже был из двух половин разборной (?)
А что было между 1 и 2?

Я так понимаю между 1 и 4. Мне кажется только опытные образцы, которые не пошли в серию или еще по каким причинам , например предположить АММ2 это БЕБИ ЦИКЛОН. Или вот еще ветка была Новогодний Подарок

Последний раз редактировалось fil_pitch; 28.04.2012 в 04:17 .

Виктор, может все таки имеет смысл Вам перенести эту ветку в раздел коллекции двс? Будет некая подтемка — может и народ поактивней включится —

Думаю, что это совсем другая, конкретная тема. Ведь в разделе авиамоделей нет темы «самолеты», где все что летает, выставляют подряд на тысячи страниц.
По АММ моторам, собрал такую картинку. Очевидно, что это были самые массовые модификации, а все что между ними , переходные варианты.

Да но еще есть упоминания про АММ-3 у Иржи Калины .

И где этот моторчик сейчас?

Читайте также:  Добавки для мотора авто

Монолог получается какой то)))))))))))))) Мне что больше всех надо. АММ — 2 остался не охвачен.И плавно переходим к К-16 или ЦАМЛ-50?

Александр ,а зачем, ведь здесь все конкретно обозначено и поэтому народа так мало, так что смысла не вижу тему переносить.
Есть четыре спеца helico, Nat ,saturno и fil_pitch и если Эдик к нам примкнет то вполне достаточно и еще Андрей Курылев .

Последний раз редактировалось fil_pitch; 06.05.2012 в 03:27 .

я несомненно за то, что бы хоть как то систематизировать то ,что заложено в названии ветки — тем более,что тема мне близка, как и множеству ,начинавших моделизм в СССР. Просто тут слишком долго была тишина! Копирую последний пост оттуда сюда))):
helico по поводу метеора — посмотрел пару своих — один 68 года (номер р-3628) и второй -действительно первых серий под номером А-2785, перепускные каналы обычной,не такой как у Вашего, формы, наверно пробовали в 73 году немного видоизменять форму канала. Вообще-по ходу изготовления постоянно какие то незначительные изменения вводились. Позже выложу фотки. И еще,отвечая на Ваш вопрос — когда они пошли в серию :первое упоминание про калильный Метеор было в ЮМК № 9 подписанного в печать 14.7.1964 года. Статья начинается словами «Один из последних двигателей, выпускаемый нашей промышленностью. — двигатель Метеор. » В книжке Иржи Калины начало обозначено 62 годом Значит,то ли наши со статьей тормознули на два года — во что с трудом верится или Калина чуток ошибся)

Мотор ЦАМЛ-5 Зюрина и Ф-10 Филипычева (фото прилагаю) видел когда-то у коллеги в Германии. Это были, очевидно, старые самоделки выполненные по известным чертежам.

В начале 1950-х годов, в СССР было начато серийное производство компрессионных двигателей для авиамоделей. Первыми такими массовыми моторами были К-16 и ЦАМЛ-50.
Компрессионный мотор К-16 рабочим объемом 4,4куб.см имел простую и надежную конструкцию.
Цельный картер мотора был отлит из алюминиевого сплава, имел две боковых крепежных „лапки” и три ушка на задней стенке. Сзади, картер закрывался круглой, точеной алюминиевой крышкой на резьбе.
Газораспределение осуществлялось через коленвал, который вращался в бронзовой втулке.
Цилиндр вытачивался из стали вместе с ребрами охлаждения, снаружи на нем припаивался (медным или серебряным припоем) корпус перепускного канала. На верхней части цилиндра прикручивалась алюминиевая головка с регулировочным винтом контрпоршня.
Цилиндр крепится к картеру четырьмя винтами М3.

Поршень с гладким дном изготавливался из чугуна, на нем наносились четыре смазочных канавки. Тонкий стальной шатун оснащался двумя бронзовыми втулками. На картере мотора, как было модно в те времена, крепился маленький бачок, его объема хватало на время работы двигателя ок.1,5 минуты. Этого времени было достаточно для полета с набором высоты свободнолетающей модели. Карбюратор мотора это отдельная стальная деталь, которая вкручивается в картер, состоит из жиклера с регулировочной иглой и поворотной воздушной заслонки.
Цилиндр, опорная шайба, гайка-кок и винт контрпоршня никелировались.

Моторы К-16 разных версий

Вторая версия мотора имела некоторые отличия. Диффузор карбюратора отливался вместе с картером, опорная шайба точилась из алюминия и устанавливалась на конусную проточку коленвала.
На лапке мотора выбивался серийный номер, никаких других надписей и обозначений не наносилось.
Моторы тех лет работали на, в основном, рекомендованном топливе состоящем из 33% эфира, 33% керосина и 34% масла.
Мне встречались рекомендации по составу топлива, для новых с хорошей компрессией моторов, состоящее из равных частей авиабензина, керосина и масла. Для моторов со слабой компрессией в топливо добавляли ок. 1% резинового клея.
По воспоминаниям старых моделистов К-16 был вполне работоспособным мотором и в большинстве случаев не требовал доработок. Двигатель поставлялся в картонной коробке и комплектовался деревянным пропеллером 345х203 мм. В те времена приобрести модельные двигатели в свободной продаже было невозможно, подобная техника распределялась системой ДОСААФ по станциям и кружкам технического творчества.
Вот несколько примеров использования мотора К-16 моделистами для достижения рекордных результатов (по публикациям в брошюрах тех лет).
В июне 1950 года свободнолетающая авиамодель Смирнова, оснащенная К-16 пролетела расстояние 87,106 км.
Радиоуправляемый самолет Величковского с мотором К-16 в 1952 году установил три рекорда: — продолжительность полета 1 час, 2 минуты и 30 сек.; — высота полета 845 метров; — скорость полета 39,299 км/ч.

Технические данные мотора К-16:
Объем……………….4,4 куб. см
Ход поршня……. 22 мм
Диаметр цилиндра…16 мм
Обороты…………….4500 об/мин
Мощность…………. 0,11 кВт
Вес……………………280 г

Как всегда традиционные вопросы:
-Годы выпуска
-Где их выпускали
-Автор мотора (прототип)?

Источник

Поделиться с друзьями