Моторы для кроссовых мотоциклов

10 вещей, которые нужно знать о кроссовых мотоциклах 2Т и 4Т

10 вещей, которые нужно знать о кроссовых мотоциклах 2Т и 4Т

1. Классификация. Двигатели в кроссовых мотоциклах классифицируются по способу осуществления рабочего цикла — четырехтактные и двухтактные. Двухтактные двигатели обладают большей мощностью на единицу объёма, однако меньшим КПД.

2. Рабочий цикл. У четырёхтактного двигателя рабочий цикл состоит из 4-х этапов: впуск, сжатие, сгорание и расширение, и выпуск. В двухтактном двигателе рабочий цикл полностью происходит в течение одного оборота коленчатого вала. При этом от цикла четырёхтактного двигателя остаётся только сжатие и расширение. Впуск и выпуск заменяются продувкой цилиндра вблизи НМТ (нижней мертвой точки) поршня, при которой свежая рабочая смесь вытесняет отработанные газы из цилиндра.

3. Преимущества. Начнем с преимущества двухтактных двигателей. Первое и самое главное — отсутствие громоздких систем смазки и газораспределения, большая мощность на литр рабочего объема, чуть меньше ресурс, но проще и дешевле в обслуживании. Четырехтактные двигатели отличаются отсутствием вибрации, большим ресурсом, экономичностью, более чистым выхлопом и не нужно смешивать масло с бензином. Но в тоже время они дороже и сложнее в обслуживании. На жестких трассах с большим количеством поворотов преимущество будет у четырехтактного двигателя, в то время как 2Т будет более быстрым на скоростном и суглинистом треке.

4. Максимальная мощность. Это самая большая разница между этими двумя типами двигателей. На обоих типах максимальная мощность примерно одинакова, но достигается на разном числе оборотов. Для всех начинающих и большинства средних гонщиков показатель мощности имеет мало значения, так как мало кто из них способен использовать хотя бы половину потенциала мотора. Но можно отметить, что мощность на 4Т более удобна в использовании и более ровная, а на 2Т она взрывная и мотоцикл более резкий.

5. Крутящий момент. Существует аксиома, что главное не мощность, а крутящий момент. У четырехтактного двигателя он выше. Это позволяет реже переключать передачи, не так экстремально проходить повороты и разгоняться более плавно, исключая пробуксовки.

6. Максимальные обороты. На 4Т выше. Это позволяет дольше разгоняться на одной передаче. На 2Т – узкий рабочий диапазон.

7. Вес. Двухтактный кроссовый мотоцикл легче, чем четырехтактный. Также стоит учитывать, что на 4Т присутствует торможение двигателем, в то время как на 2Т оно полностью отсутствует.

8. Управляемость. Эта вещь иногда может казаться весьма субъективной, и то, что работает для одного гонщика, не будет одинаковым для другого. Многие проблемы, связанные с управляемостью, могут быть решены с помощью хорошей настройки подвески и различных частей тюнинга. Естественно, 4-тактный мотоцикл тяжелее, но его легче контролировать на треке.

9. Ремонт. Когда дело доходит до ремонта, 2Т имеют преимущество просто потому, что 4 такта имеют больше компонентов, требующих более частого планового технического обслуживания. Стоимость восстановления 4-тактного двигателя намного дороже, чем восстановление 2-тактного.

10. 2Т или 4Т? Выбор двухтактного или четырехтактного мотоцикла – это личное предпочтение каждого. Конечно каждый скажет, что преимущество 2-тактов против 4-х очевидно: у него более быстрое ускорение, он легче, имеет более низкую стоимость обслуживания и ремонта. Но как точно заметил Роджер Де Костер, по-настоящему ехать на двухтактном мотоцикле может только очень талантливый спортсмен, так как 2Т требует от гонщика лучшей реакции, навыков и физических сил. Поэтому выбор полностью зависит от вашей квалификации.

Источник

Мотоциклы для эндуро 2021 года. Часть вторая

Поиск по статьям

Во второй части обзора мотоциклов для эндуро 2021 года мы кратко расскажем обо всех изменениях и обновлениях моделей европейских и японских производителей — ТМ, Fantic, Sherco и Yamaha.

Fantic

Производство внедорожных мотоциклов Fantic стало возможным благодаря долгосрочному партнерству с Motori Minarelli Spa, принадлежащей Yamaha Motors. В конце лета текущего года итальянский производитель представил две эндуро-модели 2021 года – двухтактную XE 125 и четырехтактную XEF 250, а также модель для мотокросса — XX 125.

Хотя Yamaha поставляет двигатели (а в некоторых случаях и компоненты шасси), все модели спроектированы, испытаны и произведены на заводе Fantic в Италии.

Сегодня в компании работают известные инженеры по двухтактным двигателям — Ян Виттевин и Гаэтано Кокко. На счету голландца Виттевина 23 сезона работы в MotoGP и он бывший глава гоночного отдела Aprilia. Он работал с такими гонщиками, как Валентино Росси, Макс Бьяджи и Лорис Капиросси. Бывший гонщик эндуро Гаэтано Кокко также был сотрудником Aprilia Racing и будет отвечать за управление гоночным отделом в Fantic.

Читайте также:  Мотор отопителя оригинальные номера

Как заявляет итальянская компания, Fantic XE 125 2T Enduro — это «идеальное сочетание маневренности, универсальности, производительности и простоты использования. Это мощный мотоцикл, подходящий как для любителей, так и для гонщиков, которые хотят бороться за победу в своей гоночной серии».

В основе новой модели XE125 лежат надежность, универсальность и производительность двигателя Yamaha в сочетании с подвеской KYB.

Сердце машины — двухтактный одноцилиндровый двигатель Yamaha объемом 125сс с жидкостным охлаждением. Хотя у XE125 и XX125 (версия для мотокросса) они похожи, модель эндуро оснащена специально разработанной головкой цилиндра с более низкой степенью сжатия и блоком зажигания CDI со специальными картами для эндуро. Он также оснащен увеличенным генератором для питания 12-вольтового аккумулятора.

Также модель оснащена выхлопной системой, разработанной специально для эндуро компанией Arrow. Разработка была сосредоточена вокруг новой расширительной камеры, специально разработанной для улучшения характеристик на низких оборотах. Результат — «замечательный крутящий момент на низких оборотах» и «отличная обратная связь даже на самых сложных и технических участках», — говорят в Fantic.

Топливный бак идеально сочетается с мотоциклом. Благодаря большой емкости в 9 литров, он является одним из самых больших в своей категории, что гарантирует большой запас хода при длительных поездках по бездорожью. Он настолько тонкий, что позволяет гонщику зажать его между ног для максимального контроля. Сиденье имеет покрытие с высоким сцеплением, что позволяет гонщику чувствовать себя единым целым с мотоциклом. Стандартная светодиодная фара обеспечивает отличную видимость даже ночью.

Что касается новой четырехтактной модели Fantic XEF 250 4T Enduro, продажи которой начались уже в ноябре 2020 года, то она также произведена на базе кроссового мотоцикла Yamaha YZ250F, но с обновлениями и в значительной степени сразу готова к гонкам.

Fantic заявляет, что модель будет совместима с топливом Euro 5, а благодаря использованию приложения для смартфона, сделанного в сотрудничестве с Athena-GET, гонщики смогут адаптировать новый блок управления двигателем к любому типу местности и условиям.

Опять же, как и все модели Fantic в стандартной комплектации, XEF 250 оснащен выхлопной системой Arrow, тормозами Nissin, подвеской Kayaba (KYB), колесными дисками DID и шинами Dunlop Geomax EN91.

Как сообщает компания, с ноября 2020 года будут доступны первые комплекты Evolution Kits, которые разработаны собственной гоночной командой под руководством легендарного инженера Яна Виттевена; они доступны для кросса (KIT XX21) и эндуро (KIT XE21).

Sherco

Вслед за другими производителями, Sherco также представила новый модельный ряд эндуро-моделей 2021 года серий Factory и Racing, сосредоточив внимание на более легких и более мощных двигателях и на обновлении конструкции помпы.

Обе линейки Racing и Factory включают двухтактные модели SE 125, 250, 300 и четырехтактные SEF 250, 300, 450 и 500.

Несмотря на нынешнюю обстановку в мире, Sherco теперь имеет дилерскую сеть, которая распространяется в 67 странах и продолжает свой рост — на очереди Китай.

В 2020 году семейная компания добилась значительного прогресса с командой FactoryONE Sherco в США. Подиумы в серии кросс-кантри (GNCC) с братьями Бейлор и Коди Уэббом — серьезное достижение.

Мотоциклы Sherco также показали хорошие результаты в мировом чемпионате EnduroGP и хард-эндуро благодаря гонщикам Хэмишу Макдональду, Маттео Кавалло, Тео Эспинассе, Марио Роману и Уэйду Янгу.

Основные обновления моделей Sherco Enduro 2021 года:

— Двигатель легче на 1,2 кг (250/300 SE)

— Противовибрационный балансир (250/300 SE)

— Новая головка цилиндра (250/300 SE)

— Титановые выхлопные системы Akrapovic на моделях 4T Factory

— Новый блок управления катушкой зажигания повышает интенсивность и долговечность свечей зажигания (250/300 SE)

— Датчик наклона (250/300 SEF)

— Новый нижний подшипник шатуна (250/300 SEF)

— Новая конструкция картера (250/300 SEF)

— Новая камера сгорания (300 SEF)

— Новый профиль распредвала (300 SEF)


Все двухтактные модели Sherco «Factory» с объемом двигателя 125, 250 и 300сс поставляются с электрическим стартером и оснащены аккумулятором Shido LTZ5S

По заявлению компании экономия веса моделей 250 и 300 SE (1,2 кг) — впечатляющий факт. Эта экономия достигается за счет уменьшения веса шестерни и оси трансмиссии на 50%, облегчения цилиндра переключателя передач, измененного сцепления и новой головки цилиндра.

Головка цилиндра также имеет более низкую степень сжатия, которая, по утверждению Sherco, разработана гоночными командами и приводит к более высоким оборотам без потери производительности на низких оборотах.

В двухтактных двигателях, нацеленных на снижение вибрации и нагрузку на руки гонщика во время езды, установлен антивибрационный балансир (показан желтым на фото).

Читайте также:  Лодочный мотор защита подводного

Также оба двигателя имеют улучшенный механизм переключения передач, новое передаточное число и легче на 600 грамм. Sherco заявляет, что вторичный приводной вал и выходной вал коробки передач фактически стандартизированы для всех моделей SE.

Новый блок управления катушкой зажигания Athena также повышает интенсивность и долговечность свечей зажигания на моделях 250/300 SE. Он работает в сочетании с двумя картами, которые имеют жесткий и мягкий режимы и активируются переключателем на руле. Это дает гонщикам разницу в пять лошадиных сил в зависимости от местности.

В целом, для 250 и 300-кубовых моделей это впечатляющее изменение: они обладают большей мощностью, улучшенным диапазоном и меньшим весом.


Что касается четырехтактных моделей, то тут компания Sherco старалась «значительно продлить срок службы двигателя, снизить уровень шума и развить большую мощность на более высоких оборотах».

Что изменилось? Двигатель получил новый шатун и нижний подшипник шатуна (на моделях 2021 года установлен подшипник скольжения, а ранее был подшипник качения).

Просматривая список подробных изменений четырехтактных двигателей для 2021 года, мы также видим, что балансирный вал имеет меньший диаметр, что еще больше снижает внутренний вес и вращающуюся массу.

Подобно двухтактным двигателям (250 и 300сс), 300 SEF также имеет новую камеру сгорания с более низкой степенью сжатия, что делает реакцию двигателя на газ более плавной. Новые профили впускного и выпускного распределительных валов, переработанные для обновленного коленчатого вала, улучшают характеристики, эффективность и увеличивают мощность на более высоких оборотах.

Интересным дополнением к четырехтактным моделям 250 и 300 SEF является датчик наклона, расположенный под сиденьем. Цель состоит в том, чтобы в целях безопасности двигатель «глох» в случае падения. Будет интересно посмотреть, как это работает на самом деле в экстремальном эндуро.

Также модели 250 и 300 SEF 4T получили заводские выхлопные системы последнего поколения от Akrapovic. Полностью титановая система, входящая в стандартную комплектацию моделей Racing, улучшает характеристики на высоких оборотах, и снижает уровень шума.

Хотя более продаваемые модели в ассортименте Sherco, получили наибольшие изменения, модель 125 (2Т) и модели 450 и 500 также не остались без внимания. Двигатель у 450/500 SEF получил звездочку антивибрационного балансира, шестерню стартера и шестерню масляного насоса для уменьшения веса без снижения надежности.

Что касается двигателя 125 SE, на которой в 2019 году Хэмиш Макдональд выиграл молодежный чемпионат мира по эндуро, то на модели 2021 года Sherco обновила коленчатый вал, чтобы повысить надежность.

Ко всему вышесказанному модели получили новую графику и шины Michelin, которые теперь входят в стандартную комплектацию всей линейки.

Компания из Пезаро TM Racing также анонсировала полную линейку двух- и четырехтактных моделей Enduro и Off-Road 2021 года.

Вся модельная линейка TM Racing получила несколько изменений, а самой большой новостью стал официальный отказ от карбюраторных двигателей в пользу моделей с впрыском топлива. Кажется, что производители двухтактных двигателей неизбежно хотят соблюдать закон о выбросах, однако модели с карбюратором по-прежнему доступны для модельного ряда 2021 года, и вы найдете их у дилеров.

Модели получили изменения двигателя и коробки передач, электрической системы и настройки подвески, а также новую графику.

Основные изменения модели эндуро TM Racing 2021:

— 125cc / 144cc EN ES, 2Т (модели с карбюратором и впрыском топлива): новая синхронизация окон цилиндра / новая выхлопная система / новый блок зажигания / новая облегченная рама / новая графика/ новый руль / новая белая рамка фары.

— 250Fi / 300Fi EN ES «Twin» (4Т): новый блок зажигания / новая рама / новая графика / новый руль / новая белая рамка фары.

— 450Fi / 530Fi EN ES, (4Т): новая форсунка / новый блок зажигания / новая рама / новая графика / новый руль / новая белая рамка фары.

Двухтактные модели 125 и 144cc


Двухтактные модели TM по-прежнему доступны в версиях с карбюратором и с инжектором (это может показаться немного сложным, поскольку названия моделей в разных странах разные, но EN 2S — это карбюраторная версия, EN TSi ES — инжекторная версия). И 125-кубовый, и 144-кубовый двигатели получили небольшие, но существенные изменения, в частности, новое расположение окон цилиндра и новую выхлопную систему.

Модели также получили новый коленчатый вал и совершенно новую электронную систему впрыска топлива TSi и новый блок управления зажиганием, чтобы максимизировать производительность и эффективность двигателя. Электронный выпускной клапан TMEES с системой прямого привода, который модели получили в 2020 году, увеличивает мощность и крутящий момент в нижнем диапазоне оборотов, одновременно улучшая середину и верха.

Читайте также:  Мотор стеклоподъемника газ 3302

Двухтактные модели 250 и 300сс


В 2019 году двигатели 250 и 300 2T были полностью переработаны, что повысило их характеристики и повысило удобство использования для гонщика. Спустя год появилась модель с впрыском топлива.

На моделях 2021 года стоит обновленный электронный блок зажигания, новые допуски на установку коленчатого вала и новые роликовые подшипники. Также инженеры ТМ пересмотрели новую шестиступенчатую коробку передач. В обновленном узле используются детали с уменьшающим трение покрытием для более плавного и точного переключения. Двигатели последнего поколения также оснащены балансирным валом для снижения вибрации, что обеспечивает более плавную работу, лучшее «ощущение» и снижает утомляемость рук гонщика.

Модели EN также сохранят радиаторы большей емкости и улучшенный контур охлаждения наряду с пересмотренной системой распределения масла для смазки двигателя.

В последние сезоны линейка четырехтактных мотоциклов TM Racing пользовалась большим успехом. Гонщики завоевали несколько титулов в супермото и эндуро.

Четырехтактный двигатель 2021 года сохраняет «обратную» конфигурацию шасси с топливным баком под сиденьем и коробом воздушного фильтра над двигателем. Эта компоновка постепенно улучшалась из года в год и в итоге претерпела большие изменения. Инженеры ТМ сосредоточились на централизации масс и лучшей сбалансированности, а также изменениях подвески и геометрии рамы, все это позволило сделать мотоциклы более маневренными и стабильными на скоростных прямых.

Двигатели 250Fi и 300Fi ES-4S получили новые программы ECU, предназначенные для работы вместе с измененным впускным коллектором, чтобы улучшить отзывчивость и производительность.

Двигатель 450Fi получил незначительные обновления некоторых вспомогательных компонентов и настроек для вариантов MX и Road, но не для модели EN.

Yamaha

Ну и в заключении мы хотели бы рассказать о моделях Yamaha WR250F и WR450F 2021 года. Как заявляет производитель, двигатель с электрическим стартером WR450F имеет совершенно новую компактную головку цилиндра с измененной формой камеры сгорания и более крутыми углами наклона клапанов. Форма впускного отверстия также изменена: углы впускного и выпускного клапанов изменены с 21,5 градусов до 14,5 градусов, чтобы создать более вогнутую камеру сгорания для повышения эффективности и большей мощности.

Также двигатель получил новый более длинный шатун и новый поршень с более высокой степенью сжатия (с 12,8: 1 до 13,0: 1), а также новыми кольцами с низким коэффициентом трения, прикрепленными к более длинному шатуну.

В новой головке цилиндра увеличено количество магниевых компонентов, что способствует снижению веса на 310 грамм. Перемещенные распределительные валы расположены ближе друг к другу, а расстояние по вертикали между распределительными валами и коленчатым валом также уменьшено, чтобы обеспечить более компактную компоновку.

Yamaha заявляет, что сочетание меньшего веса и уменьшенных габаритов улучшает централизацию массы, «в значительной степени способствуя более легкому ощущению новой модели и повышенной маневренности при прохождении поворотов», а также делая «WR450F 2021 года одной из самых простых в управлении моделей для эндуро».

Еще модель получила модернизированные радиаторы вместе с вентилятором с термостатическим управлением и усиленное сцепление для тяжелых условий эксплуатации (по сравнению с кроссовой моделью YZ450F), обеспечивающее повышенную надежность для стабильной работы в режимах гонок эндуро.

Модель 2021 года оснащена последней версией алюминиевой рамы с двусторонней балкой, включая измененную толщину стенок и характеристики гибкости (по сравнению с YZ450F) для улучшения характеристик прохождения поворотов, сцепления с грунтом и реакции на неровности.

Другие компоненты шасси, такие как подушки двигателя, верхняя траверса, передняя ось колеса, а также подвеска KYB были «тщательно доработаны» для снижения веса и улучшения управляемости и производительности. Форма и жесткость затяжки болтов для передних и задних кронштейнов опоры двигателя были также изменены, чтобы улучшить обратную связь.

Как и кроссовая модель YZ450F, WR450F имеет более жесткий передний тормозной суппорт с увеличенными поршнями. Площадь поверхности тормозных колодок увеличена на 25%, а новый передний 270 мм тормозной диск дает увеличение площади контакта на 16% без увеличения веса.

Положение руля было смещено на 15 мм вперед и на 5 мм ниже, чтобы помочь гонщику лучше переносить вес, а новые хромированные подножки заменили подножки из нержавеющей стали, что сэкономило 70 грамм веса.

Другие обновления WR450F включают более компактную систему электрического стартера, улучшенный впрыск топлива, пересмотренный и более компактный полнофункциональный эндуро-метр с более контрастным жидкокристаллическим дисплеем и новый измеритель расхода топлива в реальном времени с сигнальной лампой низкого уровня топлива.

Что касается WR250F, то в 2020 году она была абсолютно новой, поэтому модель 2021 года осталась неизменной, за исключением передней и задних пластиковых боковых панелей и новой графики.

Источник

Поделиться с друзьями