Моторы лодочные проблема со свечами

Оценка состояния свечей лодочного мотора

Свечи являются важным компонентов любого мотора внутреннего сгорания. Соответственно и для подвесного лодочного мотора свечи играют важную роль. Сегодня мы попробуем разобраться в состоянии свечей по их виду.

Оценка состояния свечей

Зачастую, чтобы определить показатели работы лодочного мотора потребуется вывернуть свечу и уже осмотреть ее. То, как выглядит свеча зажигания может многое рассказать о моторе. (Правильный подбор и маркировка свечей зажигания для лодочного мотора).

Нормальное состояние свечи зажигания

Диапазон температур работы лодочного мотора соответствует норме. Изоляция должна быть цвета от светлой охры до серого. Допускается небольшой загрязнение. Электроды не должны быть обожжены. Сами свечи зажигания в лодочных моторах следует менять в соответствии с инструкцией вашего лодочного мотора. Рекомендуем использовать свечи «Champion».

Нагар на свече. Уменьшение зазора из-за нагара

Часть топлива сгорая оседает на электроде, тем самым уменьшается зазор. Нагар на электродах возникает из-за не правильных настроек сжатия в цилиндрах. Топливо до конца не сгорает и частицы его оседают на электродах свечей зажигания.

Некоторые причины нагара на свечах зажигания

  • избыток углерода в цилиндрах (сажа),
  • использование не регламентированных сортов масел,
  • резкое поднятие оборотов лодочного мотора после длительной работы на холостых или на дорожке,
  • неправильная топливная смесь, неверная пропорция.

Грязный налет на свечах зажигания

Все поверхности электродов покрыты грязью или мокрым черным налетом, цвета угля.

Причины возникновения черного налета

  • низкая температура свечи зажигания, свеча не разогревается в период работы на холостом ходу,
  • маломощный карбюратор, который настроен на большой расход,
  • неправильная топливная смесь, неверная пропорция,
  • засорен топливопровод,
  • плохие контакты в цепи электропитания.

Наросты или налет алюминия на свече зажигания

Все пространство между электродами заполнено отложениями алюминия.

Причины нароста алюминия

  • выставлено опережающее зажигание, что приводит к разрушению алюминиевого сплава, из которого изготовлен поршень.

Не меняйте свечи на новые, до тех пор пока не проведете осмотр поршней и не устраните причину опережающего зажигания.

Перегрев свечей зажигания

Сильно корродированные электроды. Покрытый налетом сердечник. Изоляция имеет цвет от белого к серому с переливами.

Источник

Лодочный мотор. Правильный подбор свечей = прибавка мощности + экономия

Автор: Евгений Крымов.

Сколько существует фирм производящих лодочные моторы? Сколько у каждой фирмы моделей таких моторов? А у скольких производителей существует понятие «модельный год» для своей продукции? Думаю, пальцев не хватит не только у вас, но и у всего вашего подъезда. И каждый мотор из всего количества, любит свои ключевые узлы, детали и компоненты, капризничая при использовании неудачных аналогов. И конечно же это утверждение смело можно отнести к свечам зажигания.

Допустим, у вас 2Т подвесной лодочный мотор. Бензин в нём должен сгорать вместе с маслом и из этого следует что температура воспламенения и температура горения топлива в камере сгорания будет иной чем у 4Т двигателя. Соответственно, нужен подбор свечей, которые способны воспламенить смесь при более жёстких условиях. И остаться при этом максимально возможно чистыми, целыми и достаточно горячими для следующего цикла.

Отсюда приходим к выводу, что конфигурация ее частей, физические и термодинамические свойства её элементов — должны быть подобраны так, чтобы прогреваясь до нужной температуры не аккумулировать на себе избыточное тепло и умеренно от него избавляться (это будет происходить передачей тепла через металлическую часть в массу головки мотора). Искра свечи должна быть мощной (играет роль зазор между электродами).

Керамический изолятор центрального электрода будет иной длины, чем у других категорий свечей настолько, чтобы найти именно тот компромисс в термодинамике, заключающий в себе стабильную необходимую температуру рабочих элементов и скорость теплоотдачи. Мало того, этот изолятор в центре будет глубже наружной кромки свечи, на которой расположен боковой электрод. Это и защитит его от сбора лишнего нагара, которым так славится 2Т двигатель.

Принципиально, так же дело обстоит и со свечами для 4Т двигателей. Но, всё же конструкция будет заметно отличаться. Например, тот же центральный электрод и его изолятор будут выступать внутрь камеры сгорания из-за кромки внешней части корпуса свечи.

Мысленно поэкспериментируем. Если мы поставим излишне «горячие» свечи на мотор, рассчитанный на «холодные», ВКС (воздушно-капельная смесь) соприкасаясь с раскаленным и излишне горячим для неё электродом, начнет самовоспламеняться и без пробоя искры. Появится так называемое калильное зажигание. А это и прогар поршней и повреждения цилиндров.

Читайте также:  Семерка с мотором от бмв

Короче, со временем, в моторе возможен лёгкий «Сталинград». Так же из-за иной температуры и режима охлаждения электродов, их не рассчитанной для этого конструкции, возможен не только их перегрев, но и потеря способности «горячих» свечей к самоочистке и они, через некоторое время просто прекратят выполнять свою функцию.

И наоборот, при установке «холодных» свечей, вместо «горячих» — на моторы других конструкций, несоответствие калильного числа, неподходящий электрический разряд приведут к тому, что ВКС будет плохо воспламеняться и сгорать не полностью. Мотор будет работать с потерей мощности и повышенным расходом топлива.

Ну, и если мы вкручиваем в глубокий колодец резьбы короткую свечу, то пусть и не на много, но всё же — уменьшаем степень сжатия (это есть отношение объёма цилиндра к объёму камеры сгорания. К слову, на высокооктановых 4Т двигателях степень сжатия выше, чем у двухтактных и так же выше, чем у низкооктановых 4Т. Это тоже откладывает отпечаток на конструкцию свечей и свойства материалов).

Помимо этого, воспламенение у нас будет происходить внутри свечного колодца, а не в самой камере сгорания, что так же заметно ухудшит работу двигателя, замедлит скорость сгорания порции ВКС в целом, загубит свободную часть резьбы в теле мотора. И не имея вентиляции в этом углублении, нагар на ней так же ухудшит работу двигателя. Учтём ещё, что мощность разряда (искры) в разных двигателях, тоже требуется разная.

Катушка зажигания, предназначенная для искры другой характеристики, может начать работать под излишней нагрузкой (всё берём, конечно же, усреднённо). Хоть этот момент и не всегда необязателен в подобной ситуации, не будем забывать, что в некоторые свечи встраиваются ещё и резисторы, играющие роль фильтра помех. Поэтому «инородные импланты» могут вызвать именно такой эффект через чур высокой нагрузки на катушку.

Стоит еще добавить ко всему прочему, что 2Т двигатели помимо нагара сокращают срок службы своих свечей ещё и за счет того, что в них искра бьет один раз за каждый оборот коленвала. А в 4Т моторах искра бьёт раз за два оборота коленвала. Т.е. в 2Т двигателях электроды свечей больше подвержены эрозии в виде выгорания, потому что срабатывают в 2 раза чаще при одинаковом количестве оборотов коленвала.

В общем и целом, что мы имеем? Смотрим инструкцию своего табуна «морских коньков». И если нет оригинала в наличии, ищем свечи разных производителей, но являющиеся аналогом штатных. Никакого труда при наличии интернета это не составит. (По секрету, я это вообще делал на сайте Emex. Там можно найти аналоги любых стандартизированных запчастей типа свечей, сальников, подшипников и т.д. Покупать там при этом совсем не обязательно).

Не стану говорить, что платиновые, иридиевые и прочие дорогие свечи по всем показателям кроме цены намного лучше штатных. Кстати, там в силу лучшей электропроводности электродов зазоры могут сильно отличаться от параметров простых свечей — в большую сторону. Но мы сейчас рассматриваем обычные двухэлектродные свечи без драгметаллов. Какими бы они ни были, делятся они на «горячие», «средние» и «холодные».

Вернемся к определениям. «Горячие» это те, что имеют высокую рабочую температуру, хорошо самоочищаются, и в то же время имеют сниженную теплоотдачу от центрального электрода, но имеют низкую теплостойкость. Чаще используются при щадящих нагрузках на двигатель, в моторах с низкой степенью сжатия.

А вот, «холодные», наоборот, имеют улучшенную теплостойкость и справляются со своей функцией при разных тепловых нагрузках и режимах работы двигателя, оставаясь условно холодными, не смотря на фактическую высокую температуру в камере сгорания. Все эти характерности сводятся к показателю, называющимся калильным числом. Разные бренды маркируют его по-разному.

В конце всего материала можно ознакомиться с принципиальной расшифровкой маркировки свечей, где указано и калильное число.

У NGK, Champion, Denso и Bosh это значение стоит в середине маркировки.

Далее, свечи можно разделить на 4 группы, из которых мы рассмотрим 3. Это непроекционные свечи, проекционные и экстра-проекционные. На фото ниже мы видим три свечи трёх разных производителей (4Т двигатель). В принципе, они считаются взаимозаменяемыми. И, на первый взгляд, вроде одинаковые. Но на самом деле два производителя (нижние) предоставляют нам экстра-проекционные свечи. А один бренд проекционные (верхняя. такие неплохо проявляют себя при различных режимах эксплуатации двигателя.

Хорошо охлаждаются ВКС при больших оборотах и быстро прогреваются при малых оборотах). В чем заключается визуальная разница там обозначено. И те и те при удлинённом изоляторе и центральном электроде (как правило, используется для моторов на топливе не ниже Аи95) искра помещается ближе к центру облака ВКС и при равных условиях при одинаковой скорости фронта огня, топливо будет сгорать быстрее и практически полностью. Отсюда имеем заметную экономию горючего и прирост мощности. И в то же время расплачиваемся за это плохой способностью к самоочищению. Есть еще так называемые выступающие свечи. Показатели там выше. У них искра работает в самом центре камеры сгорания. Но на ПЛМ они, как правило, не используются.

Читайте также:  Мотор для пылесоса витек

ВНИМАНИЕ! При подборе аналогов, расстояние от окончания срединой части цоколя (на рис. Обозначено «!»), включая резьбу и боковой электрод должно строго соответствовать штатному! В случае большей длины вы рискуете познакомить свечу с поршнем. Далее, на фото видна разница в высоте металлической части корпуса над резьбой. Верхняя свеча в этом промежутке короче. Это может, в некоторых случаях, таких как глубина и небольшой диаметр свечного колодца, вызвать небольшие трудности с извлечением. Понадобится тонкостенный удлинённый свечной ключ.

На следующем изображении свеча, которая относится к непроекционной группе.

Мы не знаем какое калильное число у неё. Но, видим несмотря на то, что изолятор утоплен, внешняя резьбовая часть длинная, а значит и керамический конус внутри может быть удлинён. Подобные свечи предположительно предназначаются для двухтактных моторов, работающих на топливе не ниже Аи95.

Спешу оговориться, в силу огромного количества конструкций, это может быть не всегда так. Но в нашем случае рассмотрения примем это как распространённый вариант. Эта свеча из средней категории «горячести-холодности». Предназначена для 2Т моторов на Аи95. Не всё можно определить на глаз. Много тонкостей в материалах и сплавах. Даже варьируя длину свободной части теплового изолятора, которой не видно за резьбой, можно добиваться от свечи того или иного эффекта. Здесь же я объясняю лишь общие принципы.

В инструкциях к моторам, обычно указываются свечи с предустановленным зазором между электродами. Но собираясь вкручивать новые, я бы, на всякий случай, хотя бы на глаз проверял его. И вот что мне встречалось в жизни, правда, касаемо снегоходов. Приходилось ставить аналог и уменьшать зазор с 1мм до 0.5мм. В силовых агрегатах для катеров и лодок, я такое, по правде, не встречал, но все равно контролировал бы этот вопрос при подборе аналога. При меньшем от необходимого зазоре, искра слабее и топливо может плохо воспламеняться, а образующийся нагарный мостик и вовсе способен исключать искру. Тут и, потеря мощности и вылет несгоревшего бензина в трубу, в буквальном смысле слова. При большем от регламента зазоре, катушке приходится «напрягаться» для того, чтобы пробить среду между электродами. А так как эта среда обладает малой диэлектрической проницаемостью примерно в единицу (у воды, например этот коэффициент равен 80 единицам!), то катушка может пробить и саму себя.

Так же, стоит обращать внимание на необходимость наличия или отсутствия резистора в керамическом корпусе. В маркировке это указывается. Это немаловажно!

Выбор свечей за вами. Очень даже может быть, что именно ваш мотор в период эксплуатации в холодное время года будет лучше работать на «горячих» свечах, а в зной на «холодных». Тут можно смело экспериментировать. Главное, чтобы боковой электрод не достигал температур, при которых возникает калильное зажигание. И ОЧЕНЬ ВАЖНО, как говорилось выше, чтобы нижняя часть свечи соответствовала штатной длине.

К сожалению, у меня не было возможности тестов в данном направлении со всеми вариантами существующих двигателей. На это и всей жизни не хватит. Но если вы отважитесь на такие эксперименты, то смело делитесь результатами с нами. Вместе мы сможем многое!

Источник

Диагноз мотора по свечам

Автор: Евгений Крымов

Вначале о свечах на 4Т моторах. Ниже — 2Т

4Т моторы. Свечи со следами коронного разряда

Если свечи соответствуют рекомендованным производителем, то вероятно вы эксплуатируете мотор в более горячих условиях.

Провода не смотря на их толщину, внутри имеют достаточно «нежную» и тонкую конструкцию и выход их из строя не обязательно заключается в наличии искры поверх изоляции видный в темноте. Пробоя изоляции, как такового, может и не быть. И даже прозвон обычным прибором не всегда покажет их неисправность. Можно проверить лишь заменой на заведомо исправный. А старый в запас.

Колпачки могут потрескаться, отколоться кусочки от них, если они из твердого материала. Может и попросту контакт разогнулся.

С катушкой зажигания случай редкий. Чаще она или работает или не работает. Бывают и пропуски зажигания из-за них. Но при наличии такого разряда на свечах, возможно и межвитковое замыкание, что редкость. Однако, в таких случаях, скорее всего, жить ей останется недолго. Проверить катушку можно омметром. Желательно, с высоким классом точности.

Цветной налет на изоляторе центрального электрода (4Т).

Читайте также:  Лодочный мотор для мелководья аллигатор

Показатель некачественного топлива. В данном случае (смотреть фото), виден налёт красных тонов. Это означает, что изготовитель топлива злоупотребляет антидетонационной присадкой ферроцен. Он поднимает в бензине октановое число на 5 единиц, если добавить всего лишь 150 грамм на тонну горючего. Она используется и добросовестными производителями с этой же целью, но в комплексе с другими присадками — что нейтрализует многие её отрицательные для работы мотора свойства. Свечи менять не обязательно (если дело не хуже чем на фото), но свою «любимую заправку» следует забыть раз и навсегда. Эту присадку, по моему личному замечанию, больше всего не любят 2Т двигатели. В частности их карбюраторы.

Если же вы наблюдаете жёлтый или коричневый нагар лакового характера, то значит ваш мотор стал жертвой этилированного бензина.

В принципе, в этом месте свечи, никакие другие налеты разных оттенков кроме допустимого серого белесого быть не должны.

Электроды имеют плотный нагар, следы разрушения и выгорания.

Когда вы наблюдаете следы эрозии на электродах свечи, чёрные крапинки на белом керамическом изоляторе центрального электрода, стоит задуматься, а всё ли в порядке с мотором? Не возникает ли калильного зажигания? Этот пункт можно объединить со случаем когда электроды выгорают, становятся бесформенными или сплавляются вместе.

В редком случае сбоя угла зажигания, опять же следует выявить его причину. Система зажигания может принципиально отличаться в разных моторах. Эта обширная тема для отдельного обсуждения.

Если же разрушения свечи даже на взгляд ужасны и к поврежденным электродам добавляются разрушенный изолятор или кромка торца резьбовой части, делаем вывод, что свеча пала жертвой детонации. Проверяйте топливо!

Свеча мокрая, имеет следы масла и обильного чёрного нагара.

Как показала практика, моторы, имеющие уже некоторый износ в цилиндре, но в допустимых пределах, могут еще проявлять такое на свечах при разжиженном масле. Например, прорыв мембраны топливного насоса. Попадая в масло, бензин его разжижает и в таком состоянии недостаточно хорошо снимается кольцами, попадая в камеру сгорания. В этом случае нагар будет суше.

Сухой чёрный нагар на обоих электродах.

В инжекторных двигателях могут встречаться более тонкие моменты. Если кого-то заинтересует, можно развить отдельную тему.

Почти чистая, влажная свеча.

В подобном случае нужно сразу же проверить и поршень. Если его плоскость без нагара (его не может не быть совсем), виден чистый металл, значит где-то происходит попадание охлаждающей воды в камеру сгорания. Причиной может быть повреждение прокладки или, что хуже всего, трещина в блоке цилиндров, объединяющая камеру сгорания и рубашку охлаждения. Тут всё ясно с последующими процедурами.

Начнём с того, что они должны быть с влажным чёрным нагаром, который можно вытереть даже рукой. Останутся лишь небольшие, не удаляемые таким способом следы работы двигателя. В противных случаях разбираемся, что не так.

Свеча имеет следы излишнего нагара

В случае с зажиганием, на самом деле, стоит проверить всю систему с самого начала. Бывали случаи, когда винты катушки, стоящей под маховиком, срывались с фиксаторов резьбы и катушка болталась. Возникали пропуски зажигания и, как бонус, механически разрушался магнит маховика так как он бился об сердечник катушки. Идти, конечно, следует от простого к сложному.

Повреждения электродов, изолятора и массивный нагар.

Сухая свеча с белесым нагаром.

Тут причина очевидна. Двигатель подсасывает воздух через сальник коленвала. Если у вас не одноцилиндровый 2Т двигатель, то какой именно сальник «умер», вам подскажет расположение свечи. Очень опасная ситуация своей незаметностью. Многие, в силу незнания, её игнорируют даже видя свечу. Двигатель работает хорошо, устойчиво и тяговито, но при этом цилиндр в котором такая свеча располагается, испытывает масляное голодание и в последствии появляются задиры на цилиндрах, прихваты и прочие «прелести». Спешу заметить, что в ¾ случаев это нижний сальник.

Отмытая свеча как и в случае с 4Т мотором. Требует того же принципиального подхода

Рассматривая тему 2Т, следует отметить, что моторы, использующие раздельную систему впрыска топлива и точечной смазки, можно диагностировать по свечам примерно так же как и 4Т.

Любителям чистить свечи: если вы решили таким способом экономить, то никогда не чистите их наждачкой с корундом. Впрочем, как и любые электрические контакты.

У кого есть вопросы — пишите в комментариях.

Тема по выбору свечей зажигания для лодочного мотора — по ссылке

Источник

Поделиться с друзьями