Нептун мотор лодочный электросхема

Простейшая ЭСЗ для мотора «Нептун»

Предлагаемая система отличается от ранее опубликованных прежде всего простотой, доступностью для водномоторников, лишь немного знакомых с электроникой, и не требует изготовления каких-либо крепежных узлов и деталей, а также существенной переделки штатной конструкции ПМ.

Электрическая схема — одноканальная с двухискровой катушкой зажигания — представляет собой комбинацию схем № 2 и № 3 в статье В. Комиссарова «Упрощенная ЭСЗ для «Вихря» и «Нептуна» («КиЯ», №104).

Для упрощения конструкции генераторные катушки зажигания (ГКЗ) не переключаются на последовательное соединение при переходе на ЭСЗ, а остаются в штатном исполнении — соединенными параллельно. Питание управляющего электрода тиристора осуществляется прямо с первичной обмотки повышающего трансформатора ЭСЗ. Положительный импульс с одних и тех же ГКЗ пойдет через повышающий трансформатор на зарядку накопительного конденсатора, а следующий, отрицательный — на управление тиристором.

Конструктивно ЭСЗ оформлена в три блока — повышающий трансформатор, электронный блок и двухискровая катушка зажигания.

Повышающий трансформатор намотан на сердечнике сечением 3 см 2 , первичная обмотка — 160 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,7 мм, вторичная обмотка — 5600 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,16 мм.

Электронный блок собран в коробке, склеенной из листового полистирола, размером 70X70X40 мм.

Марка диодов выбрана по наибольшей механической вибропрочности.

Двухискровая катушка зажигания собрана из двух телевизионных трансформаторов ТВС (см. статью «ЭСЗ для гоночного мотора», «КиЯ» №99). В ней используются один ферритовый сердечник и две высоковольтные обмотки. Первичная обмотка состоит из 20—22 витков многожильного монтажного провода с полихлорвиниловой изоляцией. В данной конструкции применен трансформатор строчной развертки ТВС-АМ. Возможно использование и других трансформаторов, следует только убедиться в возможности размещения обеих высоковольтных обмоток и их надежной влагозащищенности; в противном случае трансформатор следует поместить в коробку и залить компаундом.

Разряд накопительного конденсатора, происходящий за весьма краткий промежуток времени, индуцирует во вторичной обмотке катушки зажигания высокое напряжение с очень крутым фронтом импульса. Ферритовый сердечник вносит очень малые потери и искра на свечах зажигания получается достаточно мощная. За один оборот маховика вырабатываются две искры, смещенные на 180°.

После соединения всех трех блоков ЭСЗ по схеме, до установки на моторе, ее можно легко опробовать, подав напряжение 6—7 В, 50 Гц от любого понижающего трансформатора. Следует иметь в виду, что при неправильной полярности управляющих импульсов искра на свечах будет слабой. В этом случае следует поменять выводы первичной или вторичной обмотки повышающего трансформатора. Такое опробование ЭСЗ до установки на мотор целесообразно еще и для выявления надежности узлов и деталей системы.

До монтажа ЭСЗ на двигателе следует убедиться, что он надежно заводится и работает от механической системы зажигания.

Монтаж блоков ЭСЗ на моторе показан на рисунке. Повышающий трансформатор крепится вместо трансформатора ТЛМ верхнего цилиндра, его первичная обмотка через блок-клемму подключается к выводам от ГКЗ.

Двухискровая катушка зажигания крепится вместо ТЛМ нижнего цилиндра. Высоковольтные свечные провода при этом имеют длину всего 9 и 10 см, что немаловажно для мощности искры. Электронный блок устанавливается на месте штатного штепсельного разъема. Если ПМ весь сезон не убирается с лодки, то это не должно составить эксплуатационных неудобств.

Установка опережения с этой ЭСЗ подробно описана в вышеупомянутой статье («КиЯ» №104).

На моем двигателе «Нептун-23» сохранен штатный поводок опережения, а магдино развернуто до упора в прорези поводка по часовой стрелке. После установки в зазоры прерывателей изолирующих прокладок можно заводить двигатель. Если при мощной искре на свечах двигатель не заводится, следует поменять подключение концов первичной обмотки повышающего трансформатора к блок-клемме, так как при неправильной полярности подключения этих концов искра может быть смещенной на 90°.

При приведенных данных повышающего трансформатора дополнительной стабилизации (как указано в статье В. Комиссарова в схеме № 3) не потребовалось. Схема работает устойчиво во всем диапазоне оборотов.

Четыре сезона эксплуатации этой ЭСЗ показали ее высокую надежность при сравнительной простоте.

Источник

Электрооборудование моторов «Прибой» и «Нептун»

На моторах «Прибой» и «Нептун» применено унифицированное основание магдино МН-1, которое вместе с маховиком, двумя выносными трансформаторами ТЛМ, высоковольтными проводами и искровыми свечами составляет систему зажигания и электроосвещения. Познакомимся с основными техническими данными и принципом работы магдино.

Переменный магнитный поток, созданный при вращении маховика в сердечниках с генераторными катушками зажигания, расположенными на основании магдино, обеспечивает необходимую Э.Д.С. в первичной цепи системы. Ток первичной цепи через выносной высоковольтный трансформатор преобразуется в высокое напряжение, достаточное для искрообразования на свечах.

В требуемый момент времени первичная цепь размыкается одним из контактов прерывателей. Энергия, запасенная в генераторных обмотках, стремится поддержать ток и при этом заряжает искрогасительный конденсатор до напряжения 150÷140 в. Колебания в контуре, образованном искрогасительным конденсатором и первичной обмоткой трансформатора, создают переменный магнитный поток в Сердечнике трансформатора. Пересекая витки вторичной обмотки, магнитный поток создает э. д. с., величина которого находится в пределах от 10 тыс. до 30 тыс. в и обеспечивает искру на запальной свече.

Дальнейшее вращение маховика, а вместе с ним и кулачка, приводит к замыканию контактов прерывателя и появлению тока в первичной цепи. Процесс повторяется, но уже для другого прерывателя, т. е. появляется искра на второй свече. Искрообразование на свечах происходит после каждого поворота маховика на 180°. Наводимая в генераторных обмотках освещения э. д. с. при наличии внешней нагрузки (лампочки бортовых огней и т. п.) создает переменный ток.

Мощность, отдаваемая катушками в сеть, при напряжении 12 в ±5% составляет не менее 40 вт при 5000 об/мин маховика и не менее 25 вт при 4250÷4500 об/мин. В связи с этим мощность одновременно включенных ламп не должна быть ниже мощности, развиваемой магдино. В противном случае будет происходить увеличение напряжения на лампах, что может вызвать их перегорание.
По этой же причине не допускается поочередное включение ламп. Необходимо включать и выключать все лампы одновременно.

Увеличение мощности ламп будет несколько снижать силу света каждой из них.

Для обеспечения надежного запуска мотора освещение рекомендуется включать при оборотах маховика не менее 1000 в минуту.

Генераторные катушки зажигания и освещения, прерыватели и искрогасительные конденсаторы размещены на алюминиевом основании магдино. Катушки посажены на сердечники, набранные из пакета листов трансформаторной стали. Крайние листы пакета изготовлены из обычной стали.

На одном из сердечников, на котором расположены генераторные катушки зажигания, установлено смазочное устройство.

Провода, идущие от основания магдино, оканчиваются оголенной луженой жилой.

Три отверстия ∅5,2 А5 предназначены для крепления профильного кронштейна и тяги мотора «Прибой». Два прилива с резьбовыми отверстиями предназначены для крепления кронштейна поводка мотора «Нептун».

Выносной трансформатор представляет собой сердечник из листовой трансформаторной стали, на который намотаны первичная и вторичная обмотки. Снаружи обмотки опрессованы влагонепроницаемой смолой. Сбоку под сердечником имеется вывод для подпайки провода первичной цепи зажигания. Во внутренней части прилива, где размещен вывод вторичной обмотки, имеется резьба для ввертывания высоковольтного провода. Длина высоковольтного провода от выносного трансформатора до свечи должна быть не более 300 мм.

Несколько советов по эксплуатации, регулировке и ремонту системы. При установке магдино (например, после ремонта) важно правильно подсоединить провода основания магдино к выносным трансформаторам и высоковольтные провода к свечам (в соответствии с приведенными схемами).

Провода цепи зажигания — черного, фиолетового, белого или серого цвета. Провода цепи освещения — желтого, оранжевого или коричневого цвета.

Нельзя работать с одной отсоединенной свечой и проворачивать маховик на пусковых оборотах с отключенными трансформаторами или свечами, во избежание пробоя искрогасительного конденсатора.

Нельзя допускать попадания масла, бензина и воды на контакты прерывателя.

Необходимо следить за состоянием войлока смазочного устройства и осей прерывателей. При высыхании масла на войлоке смазочного устройства необходимо пропитать его одной-двумя каплями турбинного масла.

По мере износа контактов прерывателей или образования на них нагара необходимо своевременно зачищать контакты и регулировать зазор между ними. Зачистку контактов производите равномерно, обеспечивая параллельное прилегание поверхностей. Нельзя допускать ослабления затяжки крепления прерывателей.

Замену генераторных катушек нужно производить в следующем порядке: отпаять монтажные провода от выводов катушки, подлежащей замене. Отвернуть два винта, крепящие сердечник к основанию. Вставить отвертку в паз между сердечником и основанием и легкими ударами разъединить сердечник и основание в местах штифтовки. Распрямить концы крайних пластин сердечника и снять катушку.

Установку новой катушки и сердечника на основание производить в обратной последовательности. Для устранения люфта катушки на сердечнике по мере надобности ставить клинья.

Для замены коромысла прерывателя необходимо ослабить винт крепления пружины коромысла к основанию, снять разрезную шайбу с оси прерывателя, затем снять коромысло с оси. При установке нового коромысла осевой люфт и соосность контактов выправляются регулировочными шайбами.

Контактное давление прерывателя в процессе эксплуатации должно быть в пределах 600±250 г при выпуске с завода — 600±100 г. Можно регулировать контактное давление путем подгибки пружины коромысла.

Проверка контактного давления производится с помощью динамометра при снятом маховике. Предварительно обкатав магдино в течение 10 мин. при скорости вращения 4500 об/мин, проложите между контактами одного из прерывателей изоляционную прокладку. Параллельно этим контактам подключите лампочку на 24 в последовательно с питающей батареей, также на 24 в. Щупом динамометра, приложенным по оси контакта, разомкните подвижной контакт второго прерывателя. В момент погасания лампочки отсчитайте контактное давление по динамометру. Затем уложите прокладку между контактами второго прерывателя и динамометром измерьте давление второй пары контактов.

Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, проворачивая маховик рукой, установить его так, чтобы окна на нем расположились над контактами прерывателя и через окно в маховике ослабить винт крепления основания прерывателя. В положении маховика, соответствующем максимальному зазору, поворачивая отверткой эксцентрик, установить зазор, равный толщине щупа, а затем затянуть винт крепления прерывателя.

Повернув маховик на 180°, установить зазор между контактами второго прерывателя. Зазор должен быть в пределах 0,3÷0,35 мм.

Источник

Руководство по эксплуатации лодочного мотора Нептун-25 и Нептун — 23

О Г Л А В Л Е Н И Е

Нептун 25

Мотор лодочный подвесной
Руководство по эксплуатации
Мотор лодочный подвесной модель «НЕПТУН — 25»
160085000 РЭ

ГЛАВА I
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Мотор лодочный подвесной «Нептун – 25» ( далее мотор ) имеет двухцилиндровый двухтактный двигатель с водяным охлаждением.
Мотор рассчитан для установки на мотосудах весом не менее 130 кг с высотой транца не более 405 мм и может эксплуатироваться в водоемах при глубине не менее 0,8 м.
Для предохранения транца и мотора от поломки при ударе о подводные препятствия предусмотрено специальное устройство для откидывания мотора назад.
Реверсивный привод винта обеспечивает передний и задний ход судна, а также допускает работу мотора вхолостую.
Запуск мотора – ручной, с самоубирающимся тросом.
Топливный бак лодочного мотора сделан переносным с быстросъемной крышкой и его можно, поместить в любом месте судна.
Питание сети освещения и отличительных огней судна можно осуществлять через штепсельный разъем от проводов катушек освещения магдино.
Мотор оборудован местами крепления дистанционного управления газом и поворотом судна.
Наличие 6-точечной подвески мотора на резиновых амортизаторах обеспечивает малую вибрацию судна, легкое управление мотором.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Рабочий объем (2-хцилиндров), см³
Диаметр цилиндра, мм
Мощность двигателя, кВт л.с.
Частота вращения коленвала, об/мин.
— при максимальной мощности
— при холостом ходе
Часовой расход топлива при максимальной мощности, кг/ч не более
Емкость топливного бака, л
Масса сухая, кг
Тип зажигания
Тип свечей
Нормальный зазор в прерывателях, мм

Отношение оборотов гребного винта к оборотам коленчатого вала двигателя

Смазка привода гребного винта

Винт гребной (цвет синий):
— диаметр винта, мм
— шаг винта, мм

8,5?¹’?
20
44?²
2-х искровое магдино МН-1
СИ-12РТ ТУ 1-01-0448-81
0,3 – 0,35
От магдино, постоянный ток 12В, 40Ватт
К65А
Смесь автобензина АИ-80эк
ТУ 38.401-58-171-96 с маслом М-12ТП
ТУ 38.401-58-2891,в соотношении по объему 40 : 1
15:26

Трансмиссионное масло ТАД-17 и
ГОСТ 23652-79 или МС-20
ГОСТ 21743-76, объем заправки 150 см³

Габаритные и установочные размеры указаны на Рис. 1.

Рис.1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мотор соответствует требованиям безопасности, изложенным в ТУ 1-01-0963-93, в том числе требованиям:
ГОСТ 17.2.4.04-82 Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик лодок внутреннего и прибрежного плавания.
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.
ГОСТ Р 51318.12-99 Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств, с двигателями внутреннего сгорания.
ГОСТ 28556-90 Моторы лодочные подвесные. Типы. Основные параметры. Общие технические требования.

КОНСТРУКЦИЯ МОТОРА ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

— надежную фиксацию мотора замком подвески при запуске;
— четкую работу механизма переключения ходов реверс — редуктора;
— надежную защиту обслуживающего персонала от травм вращающимися деталями мотора при эксплуатации, монтаже, ремонте и техническом обслуживании;
— безотказную остановку двигателя кнопкой «Стоп».
К эксплуатации мотора допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами с моторами, соответствующей мощности.

ВНИМАНИЕ! Эксплуатировать мотор можно только с установленными капотом и кожухом маховика.
Не запускать мотор с включенным реверсом во избежание опрокидывания водителя судна.
Следить за правильным размещением груза и пассажиров.
Не открывать полностью дроссельную заслонку на «Холостом ходу«.
Категорически запрещается запускать мотор при наличии подтеканий топливной смеси из-за неисправности карбюратора или нарушения герметичности топливной системы.
Запрещается эксплуатация мотора при появлении вспышек в карбюраторе, т.к. это может явиться причиной возникновения пожара.
При работе с горючими жидкостями (заправка бака, техническое обслуживание, слив остатков горючего и т. д.) категорически запрещается курение и применение открытого огня.
Строго выполнять требования «Правил пользования маломерными судами« по комплектации мотолодки средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, брезентом и др.
При проведении технического обслуживания (разд. 7-уход за системой смазки) сливать отработанное и промывочное масло только в отдельную емкость для последующей утилизации их через АЗС в установленном порядке.
Допустимое время работы водителя за румпелем за рабочую смену должно составлять:
— с индивидуальными средствами защиты рук от вибрации (антивибрационные перчатки) – 8 часов, без средств защиты – 1 час.
Срок службы мотора 6 лет. По окончании срока службы мотор подлежит утилизации через организации «Вторчермет» (рекомендуется в разобранном виде).

Читайте также:  Моторы для лодок патриот

КОНСТРУКЦИЯ МОТОРА
1. ДВИГАТЕЛЬ (Рис.7)

Двигатель мотора » Нептун-25″ двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой, с впуском смеси в картер через золотниковое устройство.
Блок цилиндров (73) – создан из алюминиевого сплава с установленными в нем гильзами цилиндров.
Охлаждающая жидкость подходит к цилиндру и головке блока, поднимаясь по трубке (66) снизу, через трубку выводится к полости верхней части дейдвуда (65).
Коленчатый вал (75) – вращающее звено, состоящее из двух кривошипов соосных между собой, которые представлены в виде двух шеек соединенных пальцем кривошипа. На одном конце коленвала крепится маховик (3) с зубчатым венцом, а на другом конце имеется полуось для соединения с рессорой (63) которая служит для передачи вращающего движения на гребной винт.
Смазка двигателя – система смазки двигателя происходит за счет, подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивая: уменьшение трения и повышения механических показателей, уменьшение износа. Смешивается масло с бензином в указанных пропорциях.

2. ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ДЕЙДВУДА (Рис. 7)

Верхняя часть дейдвуда – создан из алюминиевого сплава и служит соединительным звеном между двигателем, подвеской и приводом гребного винта. Состоит из : проставка (56), корпус реверс-редуктора (35), верхняя часть дейдвуда (65)
Водяная помпа – для установки на рессору закрепляется шпонкой, состоит из корпуса помпы и резиновой крыльчатки (59). Благодаря штифту (57) происходит крутящий момент, передающийся от рессоры к помпе.

3. СТАРТЕР (Рис.2)

Благодаря ручному стартеру происходит запуск мотора .
Стартер – это сборная деталь, на корпусе (5) зафиксированы : шкив-блок (4) и ручка с пусковым шнуром.


Рис. 2

На центральной оси с помощью скобы (2) и установленными в ней собачками (1 и 3), а так же пружинной шайбой закреплен блок, который соединяется с корпусом благодаря пружине.
Защиту шнура, намотанного на верхнюю часть маховика, обеспечивает ролик (6).

4. ПОДДОН (Рис.7)

Поддон – крепление переднего(14) и заднего (72) поддонов между собой состоит из 4 болтов, к нему же присоединяется и капот (77).
Для отвода воды имеется отверстие в заднем поддоне.

5. НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ДЕЙДВУДА (Рис. 7)

Реверсивный конический редуктор снижает обороты и приводит к вращению гребной винт (49). Созданный из алюминиевого сплава корпус реверс — редуктора (35) соединяется двумя шпильками к проставке, фиксируясь втулками (55).
Благодаря рессоре (63), коническим шестерням (39,40), храповой муфтой (42) соединенной с валом шлицами, передается крутящий момент от двигателя к валу редуктора (51) и его подшипникам (38,46) и гребному винту. Роль храповой муфты с шестерней (39,40) влияет на направление вращения винта. Движение муфты зависит от штока (41) прижимаемого пружиной (44) к кулачку (37), который в свою очередь передвигается системой рычагов и тяг (62), (64), (67), (16). Упорный подшипник (33) – берет на себя осевую нагрузку, ведущей шестерни; подшипник (36) – радиальные нагрузки; для смазки подшипника (31) в проставке водопомпы находится отверстие (3) (рис. 4)
Отверстие (1) служит для заправки масла в корпус, а отверстие (2) для слива.

6. ЭЛЕКТРОСИСТЕМА МОТОРА

Электросистема мотора представляет собой: магдино с трансформаторами (13), 2-х свечей (16), кнопка «Стоп» (7), низковольтные и высоковольтные провода (12,14),разъема(1),блок ВБК (2).
Работу магнитного генераторного тока представляет «Магдино МН-1».
Стартер (6) – это алюминиевый литой диск, который является основанием магдино, на нем находятся: катушка зажигания (8) – 2 шт., освещение (3) – 2 катушки, конденсатор (10) – КМ -4, отвечающий за искрогашение, коромысло (4) – 2 шт., основание (5) прерыватель – 2 шт., эксцентрик – 2 шт.отвечающий за регулировку зазоров, смазочное устройство (9). Функцию вторичной цепи зажигания, выполняют 2 –а трансформатора находящихся за основанием.

Рис. 3

1 – гнездо РШАГ КП-6-1
2 – блок ВБК
3 – катушка освещения
4 – коромысло прерыватели ПР-1, ПР-2
5 – основание
6 – основание магдино
7 – выключатель кнопочный (кнопка «Стоп»)
8 – катушка зажигания
9 – устройство смазочное (фетр)
10 – конденсатор типа КМ-4 (0,17 – 0,25 мкф)
11 – сердечник
12 – провод низковольтный
13 – трансформатор высоковольтный
14 – провод высоковольтный
15 – сопротивление подавительное
16 – свеча зажигания

Условные сокращения:
Б – белый провод;
С – серый провод;
Ж – желтый провод;
Ц – цветной провод;
О – оранжевый провод;
Ч – черный провод;
Ф – фиолетовый провод.

Фиксируется маховик на коленчатый вал с помощью пружинной шайбы, гайки и сегментной шпонки, вращение происходит по часовой стрелке.
Выпрямительное устройство ВБК представляет собой : клеммы для соединения проводов магдино с высоковольтными ТЛМ, штепсельного разъема, кнопки «Стоп», сам блок установлен на моторе.
Контакты блока подключены к штепсельным разъемам гнездо (1). Освещение и подзарядка аккумулятора происходит за счет контактов 1,3; контакты 4,6 служат для подключения кнопки «Стоп».
Заглушка прикрывает гнездо.
К мотору прикладывается штепсельная вилка.
Провода освещения и кнопки «Стоп» припаиваются к аналогичным клеммам.
Зазор в прерывателях устанавливается и регулируется по следующим пунктам:
— ослабить винт А крепления основания прерывателя 5;
— с помощью отвертки повернуть основание прерывателя 5 относительно паза В на основании магдино 6.
Замыкание системы зажигания происходит при нажатии на кнопку «Стоп», которая располагается в передней части поддона мотора.

7. ПОДВЕСКА (Рис. 7)

Левая и правая опоры (21) соединены между собой шпильками, вертлюга (18), поворотная ось (28) — созданы из алюминиевого сплава, являются составляющей подвески. Осью поворота вертлюга служит шпилька (20).
Для постановки мотора в вертикальное положение, имеется в левой и правой опоре система 6-ти отверстий и штырь.
Для регулировки усилия, на вертлюге имеется механизм замка (27).
На оси-шпильке (20) находится штамповочная качалка (19) и проволочная тяга (25) выключающая запорное устройство, а так же пружина для возврата замка в рабочее положение.
Удержание мотора в вертикальном положении, позволяют осуществлять пружины (26) и гайки.
Мотор откидывается вверх и запорное устройство отключается, когда увеличение усилия затяжки пружин обусловлено воздействием при встрече на мотор препятствий. Удержать мотор в вертикальном положении при запуске и работе позволяет запорное устройство. Для выключения устройства надо нажать на качалку (19) и при необходимости приподнять мотор, зафиксировав его защелкой на правой опоре. В рабочее положение мотор устанавливается автоматически при его опускании.

Глава III
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОРА
1.РАСПАКОВКА И РАСКОНСЕРВАЦИЯ МОТОРА

Чтобы уберечь детали от коррозии, мотор с завода приходит законсервированным.
Прежде чем эксплуатировать мотор, его надо расконсервировать в следующем порядке:

  • Капот необходимо снять. Чистой тряпкой смоченной в бензине, протереть детали, покрытые снаружи защитной смазкой.
  • Отсоединить от свечей высоковольтные провода и вывернуть свечи (см. «Уход за свечами»).
  • Установить мотор свечными отверстиями вверх и поочередно, вращая маховик по часовой стрелке:
    — установить поршни в положение нижней мертвой точки;
    — через свечные отверстия залить в цилиндры по 150…200 г чистого бензина или топливной смеси;
    — выдержать каждый поршень в нижней мертвой точке 1…2 минуты.
  • Поставить мотор в рабочее положение и прокрутить двигатель от стартера 6…8 раз (чтобы полости цилиндра были осушены). В момент прокручивания необходимо нажать и держать в замкнутом положении кнопку «Стоп».
  • Промыть свечи бензином, прокалить и поставить на место; подсоединить к ним высоковольтные провода, надеть капот.
  • Промыть топливный бак бензином.
  • Проверить количество масла в редукторе (см. «Уход за системой смазки»)
  • Протереть бумагой (ветошью) и промыть в бензине или керосине инструмент. Запчасти расконсервировать по мере надобности.

2.ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ

Для приготовления топливной смеси, необходимо первые 100 литров бензина смешать с маслом 1/25, т. е. взять 1 литр масла М-12ТП в соотношении на 25 литров бензина.
Перед тем как залить в бак, необходимо полученную смесь хорошенько перемешать в отдельной емкости. Если смешивать бензин прямо в баке, то лучше залить половину всего кол-ва бензина и влить все масло, а затем хорошо перемешать. Всегда заливайте в бак сначала бензин, а не масло иначе это приведет к засорению шланга отстойника и карбюратора.
Для заливки топливной смеси пользуйтесь воронкой с мелкой сеткой.
ВНИМАНИЕ! 1. Эксплуатация мотора, заправленного бензином без добавления мала, недопустима, т.к. приводит к отказу мотора.
Не используйте топливную смесь, хранящуюся более 3-х месяцев.

ТАБЛИЦА
Необходимых количеств бензина и масла
для приготовления топливной смеси

Количество масла М-12ТП (л), МГД-14М

в период приработки

по окончании приработки

3. УСТАНОВКА МОТОРА НА СУДНО

У судна может быть различная высота транца, поэтому транец подгоняют таким образом, чтобы антикавитационная плита мотора была ниже днища судна на 40-80 мм (см. Рис). Транец должен быть прочным, его толщина 35…55 мм. Мотор на судно устанавливается на транец кронштейнами подвески на всю глубину пазов и заворачивается надежно винтами (22) (Рис.7). Регулярно проводить проверку затяжки винтов. Чтобы в процессе эксплуатации крепления и винты не отворачивались на ручках установочных винтов (23) находятся отверстия, через которые можно соединить ручки веревкой, проволокой или замком. Для того, чтобы судно не уходило в сторону при движении, не ощущалось на румпеле давления на руку в определенном направлении, мотор устанавливается посередине транца судна.
Лучше всего устанавливать мотор вдвоем.
Правильное расположение мотора на судне будет считаться в том случае, если судно во время движения с открытой дроссельной заслонкой не зарывается носом и не поднимает его, а ось вала гребного винта параллельна зеркалу воды.

С помощью штыря и отверстий в левой и правой опорах подвески, регулируется угол наклона мотора. Рекомендуется приложить линейку или рейку 1…1,5 м для правильной регулировки угла наклона и замерить зазоры между рейкой и днищем у транца (он должен быть на 9…15 мм) меньше, чем в одном метре от транца (для компенсации упругих деформаций амортизаторов и транца лодки). Для страховки закрепить мотор тросом.

4. ЗАПУСК МОТОРА

Категорически запрещается запускать мотор без погружения его в воду даже на короткое время.

  • Шток переключения реверса поставить в положение «Холостой ход» (среднее положение, когда на штоке видны две кольцевые канавки).
  • Проверить есть ли топливо в баке.
  • Закрыть крышкой топливный бак. Шланг соединить со штуцером мотора и запустить холодный мотор в следующем порядке:
    — подкачать до упругости помпы-груши топливную смесь в карбюратор;
    — открыть пусковое устройство: потянуть ручку троса управления на 10 мм не менее (до щелчка фиксатора), расположенную на поддоне около кнопки «Стоп»;
    — провернуть к/вал мотора ручным стартером 2…3 раза, имитируя запуск, нажав при этом на кнопку «Стоп»;
    — ручку румпеля мотора установить в положение «запуск», при этом дроссельная заслонка карбюратора должна быть поднята на 4…6 мм;
    — произвести запуск мотора ручным стартером, если мотор не запускается необходимо подкачать топливную смесь (3…4 раза, преодолевая сопротивление помпы-груши), попробовать запустить двигатель снова;

Примечание. Подтекание топливной смеси в момент подкачки из-под крышки карбюратора не является дефектом.
— после запуска мотора через 20…30 сек. закрыть пусковое устройство: ручку троса управления вернуть в исходное положение;
— прогреть мотор в течение 3…5 мин. на режиме х/хода. Запускать горячий двигатель можно без использования пускового устройства и дополнительной подкачки топливной смеси.

Примечание. Горячим считается мотор, после которого прошло не более 3…5 минут при температуре воздуха + 15…18 °С.
Перевести ручку румпеля в положение «Малый газ» и проверить, вытекает ли вода из контрольного отверстия в головке блока цилиндров.
Если вода не вытекает, рекомендуется включить на 15-20 секунд «Задний ход». После появления воды возвратить шток в положение «Холостой ход» и продолжить прогрев мотора на «Малом газе». Если все же вода из контрольного отверстия не вытекает, необходимо немедленно остановить мотор и устранить неисправность в системе охлаждения (см. » Уход за системой охлаждения»).

5. ОСТАНОВКА МОТОРА

Перед тем как остановить мотор сбросьте газ, включите «Холостой ход» и, слегка повысив обороты, нажмите на «Стоп».
Примечание. В случае аварийной остановки мотора, надо ручку румпеля повернуть по часовой стрелке (вправо) до упора и нажать на кнопку «Стоп». После этого шток переключения реверса перевести в положение «Холостой ход».

6. ПРИРАБОТКА МОТОРА

  • При использовании нового мотора необходимо произвести пробный запуск мотора (обкатку). Во время обкатки происходит использование первых пяти полных баков топлива.

Примечание. В связи с наличием в крышке карбюратора ограничительного упора мотор в период обкатки не может развивать максимальные обороты (ручка румпеля остановится примерно посредине между положениями «Запуск» и » Полный газ»).

  • Чтобы мотор не перегружался до окончания обкатки на судне не должно быть более 2-х человек.
  • После использования одного или двух баков топлива и после обкатки рекомендуется проверить свечи и если необходимо заменить их (см.»Уход за свечами зажигания»).
Читайте также:  Мотор колесо электра 500 48

ПОМНИТЕ!
Правильно произведенная обкатка мотора гарантирует безотказную работу в течение длительного срока службы.

  • После окончания обкатки следует:
    — проверить, хорошо ли закреплены болты, винты, особенно гайка маховика, если необходимо подтяните ее;
    — в редукторе гребного винта смените смазывающее вещество;
    — снимите крышку карбюратора и сломайте упор ограничения максимальных оборотов;
    — проверьте и настройте обороты холостого хода;
    — настройте и прочистите контакты прерывателей.

Внимание! Если мотор находится в ремонте с заменой деталей цилиндропоршневой группы, необходимо произвести обкатку мотора вновь. При этом руководствоваться разделами №№ 2,6 (Глава 3).

7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОРА НА ВОДЕ

  • Движение вперед начинают с нажатия на качалку (19) (рис.7), механизм замка устанавливается на предохранитель, чтобы во время наезда на препятствие мотор откидывался и не преодолевал усилия затяжки пружин механизма замка.

Примечание. После того, как мотор откинется, немедленно сбросьте газ и снова поставьте мотор на предохранитель, нажав на качалку.

  • Настроить минимальные обороты «Холостого хода».

ВНИМАНИЕ! Двигатель не должен работать на высоких оборотах в положении»Холостого хода». Переключать реверс необходимо только на минимально устойчивых оборотах двигателя во избежание поломки шестерен редуктора.

  • Для того, чтобы включать «Передний ход», вытяните шток реверса до того момента пока не увидите три кольцевые канавки и плавно увеличьте обороты вращая ручку румпеля в сторону «Полный газ». Движением штока назад до положения, когда видна только одна канавка из трех, включится «Задний ход», рекомендуется при этом мотор придерживать, чтобы он не откинулся.
    При движении на «Заднем ходу» румпель должен находиться не дальше положения «Запуск», в противном случае волна попадет в судно через транец.
    В случае переключения реверса с » Переднего хода» на «Задний ход» рекомендуем:
    — уменьшить обороты до минимума, подождать пару минут и перевести шток в положение «Холостой ход»;
    — подождав несколько минут на «Холостом ходу» включите » Задний ход».

Не соблюдение данных правил может привести к затруднению переключения реверса.

  • Плавно и медленно переводите ручку румпеля на увеличение и на уменьшение оборотов.
  • При максимальном газе работать не более 30 мин., сбросить обороты на 3…5 мин. до средних.

ВНИМАНИЕ! Если штифт срезан (Рис.4) сбросьте газ и остановите мотор. Если сразу не удалось остановить мотор и он проработал какое-то время, проверьте гайку маховика затянута ли она.


Рис. 4

  • Не допускайте эксплуатации мотора без циркуляции охлаждающей воды, поэтому следите за истечением воды из отверстия в головке блока цилиндров.
  • Глубина водоема не должна быть менее 0,8 м.
  • Нажав на кнопку «Стоп», по часовой стрелке в направлении вращения проверните двигатель от руки за стартер или маховик.
  • Запрещается работа двигателя мотора с отсоединенной одной свечой, а также проворачивать маховик на пусковых оборотах с отключенными трансформаторами, отсутствием одной или двумя свечами во избежание пробоя конденсатора или обмотки трансформатора.
  • Если вы временно остановились, мотор следует откинуть внутрь судна, нажав на качалку механизма замка и зафиксировать с помощью защелки вертлюга.
  • Используя мотор в морской воде, рекомендуется:
    — окрашенные детали смазать воском, а металлические части (включая вал гребного винта) смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.
    После окончания работы:
    — мотор поместить в емкость с пресной водой с помощью стартера и кнопки «Стоп» медленно прокрутить 10…15 раз, или если есть возможность в водоем и дать ему поработать 2…3 минуты;
    — наружную поверхность мотора промыть пресной водой;
    — рассоединить нижнюю и верхнюю части дейдвуда;
    — отсоединить корпус водопомпы и проставку;
    — из нижней части дейдвуда слить оставшуюся воду.
    Чтобы собрать мотор действуйте в обратной последовательности.
  • Следите за внешней поверхностью мотора, все повреждения маскируйте водоотталкивающей эмалью.
  • Если мотор не эксплуатировался и долго хранился, следует зачистить и промыть контакты прерывателей магдино для лучшего облегчения запуска двигателя.
  • 8. СНЯТИЕ МОТОРА С СУДНА

    • Для того, чтобы снять мотор с судна следует:
      — отсоедините топливный шланг от мотора;
      — закрыть топливный бак крышкой;
      — вывернуть винты крепления мотора к транцу судна;
      — приподняв мотор вверх, выньте его из воды, держа в вертикальном положении, и подождите, пока вода вытечет из системы охлаждения. Затем прокрутите мотор от стартера 2…3 раза, нажав при этом на кнопку «Стоп».

    Запрещается переносить или класть мотор таким образом, чтобы верхняя часть дейдвуда была выше двигателя из-за возможного попадания остатков воды в цилиндр и магдино.

    9. УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СУДНОМ

    • За счет изменения режима работы мотора изменяется и скорость движения судна. Чтобы скорость увеличилась или уменьшилась необходимо, ручку румпеля переместить в положение «Полный газ» или «Малый газ».
    • Повороты лучше выполнять при «Малом газе», а то судно опрокинется.

    Изменять направление движения судна с помощью плавного поворота румпеля.
    При встречной волне, снизьте скорость и направьте ваше судно носом поперек волны.

    • При приближении к берегу, причалу или на мелководье снизьте обороты и остановите мотор, а так же поднимите его из воды.
    • Мотор «Нептун-25» разрешается использовать только на судах прошедших технический осмотр, оборудованных необходимым инвентарем (весла, спасательные средства, флаг-отмашка).
    • Пассажиров и груз следует располагать равномерно.

    10. ПРИМЕНЕНИЕ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ ДЛЯ МОТОРА

    Новый мотор, поступивший в продажу, имеет гребной винт синего цвета, диаметр 240 мм, шаг 300 мм – следует применять при не полной загруженности мотолодки.
    В торговую сеть запасные части поступают:
    — гребной винт 160602700 (белый), диаметр 260 мм, шаг 220 мм, применяется на мотолодках с большой нагрузкой или при буксировке. В других условиях лучше не применять из-за увеличения числа оборотов двигателя;
    — гребной винт 160600900 (красный), диаметр 2230 мм, шаг 280 мм, применяется при обычной нагрузке, на лодках с большей нагрузкой двигатель развивать максимальные обороты не будет.
    Применение. Шаг гребного винта указан на одном из ребер ступицы.
    Во время использования мотора следите за состоянием лопастей гребного винта. При появлении забоин на кромках их следует зачистить, а если лопасти погнулись винт лучше заменить.

    11. ХРАНЕНИЕ МОТОРА

    В случае длительного хранения, его следует прогреть 3…5 мин. на оборотах выше средних и проверьте, нет ли в редукторе воды.
    При хранении мотора на судне, необходимо обзавестись чехлом из брезента.
    Хранить мотор следует в закрытом помещении, можно горизонтально, но лучше соорудить П-образную стойку. Если убираете мотор на зиму, сделайте консервацию мотора следующим образом:
    — установите мотор в рабочее положение;
    — отсоедините провода от свечей;
    — от мотора отсоедините шланг подачи топлива;
    — из бака и карбюратора удалите старое топливо и промойте чистой топливной смесью;
    — удалите воду из системы охлаждения;
    — вытрите наружную поверхность мотора насухо, а потом масляной тряпкой;
    — снимите гребной винт;
    — удалите смазку из редуктора и промойте его промывочным маслом;
    — залейте в редуктор новую смазку, смажьте гребной вал смазкой и поставьте гребной винт на место;
    — с помощью консистентной смазки обработайте шестерни механизма блокировки;
    — выкрутите свечи и поставьте мотор свечными отверстиями вверх. Установите поршни в нижней мертвой точке и через свечные отверстия залить 75 см³ масла в каждый цилиндр и прокрутить мотор от стартера 3…4 раза. Затем поставьте мотор в нормальное положение 2…3 раза, нажимая на кнопку «Стоп».
    — свечи отчистите от нагара, смажьте смазкой и установите в свечные отверстия;
    — хранить лучше в сухом месте, подальше от кислот и щелочей. Правильная консервация сохранит ваш мотор на 6…8 месяцев;
    — смазку таких деталей как редуктор и вал гребного винта делать с трансмиссионным маслом ТАД-17 и ГОСТ 23652-79, маслом МС-20 ГОСТ 21743-76. Все внутренние поверхности мотора обработать моторным маслом, предварительно нагрев его до температуры 100…110°С до того момента, чтобы не выделялась пена и прекратилось потрескивание. Использовать солидол УС-1 или УС-2 ГОСТ 1033-79 или смазку ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.

    Глава IV
    УХОД ЗА МОТОРОМ
    1. УХОД ЗА ДВИГАТЕЛЕМ

    1. Следите за чистотой поверхности двигателя, грязь и вода могут послужить причиной остановки двигателя, масло и остатки горючего к возникновению пожара.
    2. Использовать двигатель с топливной смесью установленной ГОСТ ом. Увеличенное содержание масла в смеси приводит к затруднению запуска мотора из-за замасливания электродов свечей, затрудняет работу карбюратора, приводит к увеличению нагара в двигателе, ухудшению его мощности.
    Небольшое количество масла в смеси может привести к износу трущихся деталей, разрушению подшипников, перегреву двигателя и его отказу.
    3.Следите, чтобы ваш двигатель работал на рекомендованной топливно-воздушной смеси.
    Если смесь слабо обогащена, то обгорают электроды свечей, плохо запускается двигатель, сильно нагревается, падает мощность, появляются «хлопки» в карбюраторе. Если смесь сильно обогащена, то происходит увеличение отложения нагара на деталях и свечах, уменьшается мощность.

    • Если вы обнаружили на двигателе нагар, то его надо как можно скорее удалить иначе двигатель сильно перегреется, мощности будет не достаточно или вообще не запустится.

    Как следует поступать при очистки от нагара без разбора двигателя:
    — нагретый мотор установить свечными отверстиями вверх;
    — установить поршни так, чтобы выхлопные и всасывающие отверстия цилиндров были закрыты (поршни должны быть расположены на одинаковом уровне);
    — наполнить каждый цилиндр через свечные отверстия 70…100 см³ смеси, состоящей из 2-х частей ацетона, 1 части керосина и 1 части масла для двигателя;
    — если смесь перестала вспениваться, вкрутить свечи и оставить мотор на 2…3 суток в таком положении;
    — выкрутить свечи и удалить смесь, прокрутив мотор от стартера 5…6 раз, нажав на кнопку «Стоп»;
    — проведя очистку от нагара запустить мотор на прежних свечах и дать ему поработать 2…3 мин. на холостом ходу;
    Очистку надо проводить при разобранном двигателе, снятых выхлопных патрубках, головки блока цилиндров и т.д.

    • Разбирать двигатель без надобности не рекомендуется.

    2. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ

    Чтобы следить за системой питания необходимо:
    — бак должен быть герметичным;
    — беречь его от засорения, чистить, топливо заливать через воронку с сеткой;
    — топливная смесь должна отвечать ГОСТ у, быть без посторонних примесей и воды, не качественный бензин и масло может привести к нарушению работы двигателя и его остановке;
    — тщательно следите за топливным шлангом и вовремя устранять течь. Иногда в шланг из-за его износа подсасывается лишний воздух, и насос временно или полностью перестает работать;
    — регулярно проверяйте топливный шланг и промывайте чистым бензином;
    — проверяйте исправность топливного насоса; фильтр и отстойник следует промывать чистым бензином, проверьте в каком состоянии диафрагма. Проверьте, плотно ли прижата прокладка при установке отстойника на место, чтобы топливо не вытекало;
    — проверяйте, правильно ли работают обратные пластинчатые клапана, топливо они должны пропускать только к карбюратору;
    — карбюратор должен быть чистым и исправным. Если вы обнаружили течь через карбюратор, необходимо проверить поплавковую камеру. Проблемой может оказаться загрязнение игольчатого клапана и седла, погнулась игла или не герметичность поплавка. Проверьте поплавок, опустив его в воду, обнаружить место течи можно (по пузырькам).
    Промойте карбюратор чистым бензином; жиклеры и каналы продуйте сжатым воздухом; не применяйте проволоку для чистки жиклеров.

    ВНИМАНИЕ! Во избежание загрязнения окружающей среды не допускается попадания бензина и масла на землю или в водоем. При обнаруженной не герметичности шлангов или других соединений немедленно устранить неисправности.

    3. РЕГУЛИРОВАНИЕ КАРБЮРАТОРА

    Карбюратор мотора отрегулирован заводом-изготовителем.
    При необходимости:
    — как отрегулировать карбюратор (на х/ходу прогретого двигателя). Необходимо, винтом дроссельной заслонки (на крышке карбюратора, за рычагом пускового устройства) установить минимальную частоту вращения коленчатого вала мотора, медленно вращать винт регулировки х/хода (находится на корпусе карбюратора слева), установить максимальную частоту, и снова снизить частоту винтом подъема дроссельной заслонки, отрегулировать максимальную частоту вращения коленчатого вала мотора. Можно попробовать повторить 2…3 раза. Режим х/хода составляет n=1200 + 100 мин-¹, правильно ли вы отрегулировали режим х/хода можно проверить, если открыть дроссельную заслонку карбюратора;
    — мотор глохнет при открытии дроссельной заслонки, заверните регулировочный винт х/хода на 1/4 …1/2 оборота ( смесь обеднится);
    — при эксплуатации мотора, отрегулировать качество топливной смеси можно перемещая иглу дросселя относительно замка. Нижняя (богатая смесь) — заводская регулировка (номинальное положение замка относительно иглы дросселя). Переведя замок вверх по игле дросселя – смесь обедняется.

    4. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ

    ОСМОТР И ЗАЧИСТКА КОНТАКТОВ ПРЕРЫВАТЕЛЯ МАГДИНО

    — снимите капот, стартер, кожух маховика, диск;
    — осмотреть контакты через отверстия в маховике. Они должны быть сухими, чистыми и плотно смыкаться при повороте маховика ( поворачивать маховик только по часовой стрелке чтобы не повредить крыльчатку водопомпы);
    — если контакты в масле, протереть чистой тряпочкой надетой на плоский щуп;
    — контакты подгорели или не плотно смыкаются, снимите маховик и с помощью шкурки или надфиля зачистите их. После того как вы зачистили, протрите поверхности тряпочкой смоченной в бензине и дайте просохнуть;
    — если вы прикасались руками к контактным поверхностям, удалите весь жир промыв чистым бензином;
    Примечание. После установки храпового диска необходимо закернить винты крепления.

    СМАЗКА МАГДИНО

    — проверить, легко ли поворачивается коромысло прерывателя на своих осях. Если ось заедает, смазать 1-2 каплями турбинным маслом «Л» ГОСТ 32-74 или маслом двигателя;
    — ваш мотор отработал 50 часов, смочите фетровый фитиль 2…3 каплями турбинного масла «Л», предназначенного для смазки рабочих поверхностей кулачка маховика.
    ВНИМАНИЕ! Слишком большое количество смазки для фитиля то же вредно, так как может привести к замасливанию контактов прерывателей, размыкаемых кулачком маховика.
    После смазки магдино и зачистки контактов, установить маховик на место.
    ВНИМАНИЕ! При установке маховика смазочное устройство предохранять от возможности смятия ступицей маховика.

    Читайте также:  Пвх чехлы для лодочных моторов

    5. УСТАНОВКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЖИГАНИЯ (Рис.5)

    Рис.5

    Хорошая работа магдино зависит от, правильной установке зажигания, угол опережения равен 29°, поршень в таком положении не доходит до ВМТ 4,5 мм.

    • Зажигание устанавливается и регулируется в следующем порядке:

    — установить ручку румпеля в положение «Полный газ»;
    — соединить риски «в» на основании магдино (3) с литой меткой «г» на бобышке картера (9);
    — если риски не совпадают, необходимо ослабить винты (6,8) и не трогая румпель, поворачивать основание магдино до совпадения рисок «в» и «г». Поводок (7) закрепить винтами (6,8);
    — поворачивая маховик по часовой стрелке, риску «в» соединить с «а», находящуюся на ободе маховика под цифрой «1»;
    находящееся на маховике отверстие (1) служит для измерения зазора «А» между контактами прерывателя (для верхнего цилиндра), он должен быть равен 0,30 – 0,35 мм;
    — если зазор не выставляется в заданных пределах, необходимо взять отвертку и повернуть основание, ослабив винт (2). Сохранить зазор «А» и закрутить винтом (2) основание магдино;
    — поворачивая маховик по часовой стрелке на 180° соединить риски «в» и «б», находящейся на ободе маховика под цифрой «2»;
    — необходимо через отверстие (1) замерить зазор «А» у второго прерывателя (для нижнего цилиндра), он должен составлять 0,30 – 0,35 мм, регулировку осуществлять тем же способом.
    ВНИМАНИЕ! Проверка и регулировка зазора «А» для обоих прерывателей осуществлять через отверстие (1) маховика. При этом риски «а» («б»), «в» и «г» должны быть совмещены между собой.

    • Если вы хотите изменить нормальное опережение зажигания, необходимо сместить основание магдино (3) относительно поводка (7) в пределах пазов под винты крепления поводка.

    Слегка отвернув винты (6,8) и смещая основание магдино в влево или вправо, мы получаем в первом случае – позднее зажигание, а во втором – раннее ( угол опережения уменьшается или увеличивается).
    Выставляя раннее или позднее зажигание зазор «А» контролируем с помощью соединения рисок «а» («б») только с риской «в».
    Поставить диск на место, подтянуть и закрепить винты.
    Соблюдай осторожность при регламентных работах, монтаже и демонтаже магдино МН-1 и трансформаторов ТЛМ на двигателе!

    6. УХОД ЗА СВЕЧАМИ ЗАЖИГАНИЯ
    Ухаживая за свечами и правильное их использование, повышают срок службы вашей системы зажигания.

    • Выкручивать свечи необходимо, после того как двигатель остыл, специальным ключом который находится в сумке инструментов.

    ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения свечи и посадочного места категорически запрещается при отворачивании свечи пользоваться непредусмотренным инструментом.

    • Проверку и исправность свечей следует производить в следующей последовательности:

    — осмотреть внешний вид свечи, нет ли на ней выбоин, шероховатостей, трещин, сорванной резьбы;
    — если на свечи имеется нагар, избыток масла на торце и в камере, на электродах и керамическом изоляторе произведите очистку. Для удаления копоти или нагара положите свечу на несколько часов в бензин или керосин;
    — необходимо взять бензин и произвести очистку свечи, камеры, электродов, а так же продуть и прокалить;
    — взять щуп и произвести проверку зазора между боковым и центральными электродами, он должен находиться в пределах 0,5…0,6 мм. Производить проверку аккуратно без лишних усилий, так как после двух-трех нажатий он может сломаться;
    — определите исправность свечи на искру: соединив свечу с проводом высокого напряжения, и положите корпусом на массу, проверните маховик за пусковой шнур.
    В исправной свече между электродами проскакивает искра.
    Если вы обнаружили, что свеча не исправна (трещина, сломан электрод и т.д.) замените свечу.
    Примечание. Закоптившиеся свечи на моторе легко прожигаются на максимальных оборотах в течение 10…15 мин.

    • Замену свечей следует производить в следующем порядке:

    — перед тем как установить свечу на место, смажьте ввертываемую часть специальной смазкой НК-50, она не должна попасть в камеру, на электроды и изолятор свечи, наденьте уплотнительное кольцо;
    — взяв свечу в руки, вкрутите ее до упора;
    — докрутить свечу специальным ключом, не допуская его срывов и ударов. Не применяйте другой инструмент;
    — проверьте исправность контактного устройства, перед тем как подсоединить высоковольтный провод к свече, проведите проверку надежного контакта.
    — установить подавительное сопротивление таким образом, чтобы был закрыт шестигранник свечи;
    ВНИМАНИЕ! При замене и ремонте капота, для устранения касания скобы капота о сопротивление подавительное, заднюю часть капота отводить влево (см. со стороны румпеля).

    • Предохраняйте свечи от ударов и попадания воды во время эксплуатации мотора;
    • Хранить свечи в коробке и подальше от инструментов.
    • Свечи СИ-12РТ разработаны для данного двигателя.

    Примечание. Образование мелких капель воды на торце или электродах свечи, свидетельствует о появлении конденсата не влияющего на работу мотора.

    7. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ

    1. С помощью забортной воды происходит охлаждение двигателя. Чтобы уберечь свой мотор, от преждевременного износа резиновой крыльчатки водяной помпы из-за песка, ила, грязи, рекомендуем использовать водоемы не мельче 0,8 м. Если вы использовали мотор в засоренных водоемах или хотите убрать его на хранение, рекомендуем промыть чистой водой систему охлаждения.
    2. Мотор запускать только в воде, чтобы избежать повреждения крыльчатки водяной помпы.
    3. Не давайте маховику во время ремонта крутиться против часовой стрелки, что приводит к смятию лопастей крыльчатки и износ.
    4. Регулярно проверять исправность, чистоту, герметичность уплотнений трубок подвода воды и стыка корпуса водяной помпы с дейдвудом.
    5. Проверять исправность отвода воды из контрольного отверстия, при необходимости прочищать.
    Примечание. При установке новой крыльчатки, выступание и заглубление в корпусе должно быть в пределах 0,2 мм.

    8. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ СМАЗКИ

    1. Мотор необходимо обрабатывать смазкой по « Карте смазки мотора».
    КАРТА СМАЗКИ МОТОРА

    Место смазки

    Тип смазки

    Периодичность смазки

    1. Реверс – редуктор через заливочное отверстие (1) (рис. 4) Трансмиссионное масло ТАД-17и ГОСТ23652-79 или МС-20 150 см³ После приработки и через каждые 40-50 часов работы 2. Подшипник рессоры через отверстие (3) (рис.4) ГОСТ 21743-76 Смазка 1-13 ТУ 38-590-1257-90 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 1 – 1,5 см³ через каждые 100 час. работы 3. Наружные трущиеся поверхности (оси, зубчатый сектор, шестерни, резьба зажимных винтов и т.п.) ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 или любая машинная смазка Через каждые 100 час. работы 4. Выступ фланца магдино, на котором поворачивается основание магдино ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 или любая машинная смазка Через каждые 50 час. работы 5. Магдино: Турбинное масло «Л» а) смазочное устройство (войлочный фитиль); ГОСТ 32-74 или масло двигателя 2…3 капли через каждые 50 час. работы б) оси прерывателей магдино Турбинное масло «Л» ГОСТ 32-74 1…2 капли через каждые 50 час. работы

    Примечание. Если мотор эксплуатируется в морской воде смазку производить в два раза чаще.

    2. Ели во время работы мотора произошла разгерметизация корпуса реверс — редуктора, масло вытекает и попала вода внутрь, следует: установить мотор в вертикальное положение, дать маслу отстояться и выкрутить пробку из отверстия (2) (рис.4). Если вода попала внутрь, сначала вытечет она или осветленное масло из-за нее, после устранения неполадок замените смазку.
    Смену смазки в редукторе производить в следующем порядке:
    — мотор следует расположить в вертикальное положение;
    — выкрутить пробки из отверстий (1 и 2) и дать стечь старому маслу.
    Когда масло стечет, следует произвести промывку полости реверс — редуктора промывочным маслом. Необходимо закрутить пробку (2) и заправить через отверстие (1) промывочное масло в объеме 150 см³, закрутить пробку.
    Произведите запуск двигателя, дайте ему поработать на » Малом газе» 2…3 мин. и сделайте несколько раз переключения на передний и задний ход.
    Слейте отработавшее промывочное масло, и заправьте свежую смазку в объеме 150 см³.

    3. Обработку магдино смазкой следует делать, как представлено в разделе «Уход за системой зажигания».

    9. РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

    Через каждые 20…25 часов работы мотора

    • Регулярно производить проверку наличия смазки в реверс — редукторе.
    • Проверяйте, хорошо ли затянуты болты, гайки, винты, если необходимо затяните их.
    • Проверяйте, в каком состоянии свечи, следите за их чистотой, регулируйте зазор между электродами (см. «Уход за свечами зажигания»).
    • Производите проверку и регулировку оборотов холостого хода.

    Через каждые 40…50 часов работы мотора

    • Исполнять все работы, рекомендованные каждые 20…25 часов работы мотора.
    • Следить, хорошо ли затянута гайка крепления маховика.

    Примечание. Производить затяжку гайки крепления маховика специальным тарированным ключом. Момент затяжки должен находиться в пределах 7…8 кгм. Разрешается, производить затяжку гайки, слегка постукивая молотком по рукоятке ключа.

    • Производить, очистку и промывку контактов магдино, регулировку зазора между контактами прерывателей, обрабатывать магдино смазкой (см. «Уход за системой зажигания» и «Уход и регулировка зажигания»).
    • Проверять и если необходимо менять смазку в редукторе гребного винта (см. « Уход за системой смазки»).
    • Следить, легко ли вращается ролик стартера.

    Через каждые 80-100 часов работы мотора

    • Исполнять работы, рекомендованные каждые 40-50 часов работы мотора.
    • Рекомендуем, проводить смазку трущихся поверхностей, подшипник рессоры, фланец магдино (см. «Карта смазки мотора»).
    • Проверять, хорошо ли затянуты гайки крепления реверс — редуктора в проставке и гаек крепления головки блока (рис. 6)


    Рис. 6

    • Регулярно следите за чистотой и промывкой отстойника и фильтра топливного насоса, поплавковую камеру карбюратора, топливный бак, топливные шланги.
    • Проверяйте крепления оси вертлюга к переднему поддону, если необходимо затяните их.
    • Следует очищать от нагара цилиндр, головку блока, головки поршней (см. «Уход за двигателем»). После 200 часов отработки мотора производите полную очистку от нагара.

    ГЛАВА V
    ГАРАНТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ

    При условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, предусмотренных руководством, гарантийный срок работы мотора устанавливается 12 месяцев с даты продажи.
    Гарантийный срок хранения в заводской упаковке при условии хранения согласно ТУ 1-550-0038-2003-24 месяца с даты выпуска мотора предприятием-изготовителем.
    Предприятие-изготовитель обязуется в течение гарантийного срока безвозмездно заменить и ремонтировать вышедшие из строя детали, узлы и мотор в целом, если отказ произошел по вине предприятия-изготовителя.
    Ремонт до истечения гарантийного срока производится бесплатно, а расходы по пересылке возмещаются владельцу при предъявлении почтовой квитанции.
    Предприятие-изготовитель не несет ответственности за отказы мотора в следующих случаях:

    1. При не соблюдении правил эксплуатаций и ухода за мотором, указанных в руководстве и повлекших за собой:
    а) срыв резьбовых соединений;
    б) возникновение механических повреждений деталей и узлов;
    в) поломку скобы и собачек стартера ( дефект связан с неправильной установкой регулировочных шайб под корпус стартера или резким (в начальный момент) вытягиванием шнура во время запуска);
    г) повреждение (приварка, наклеп и т.д.) конусных поверхностей коленчатого вала и маховика (дефект связан с эксплуатацией мотора при незатянутой гайке маховика или его работе на недопустимо высоких оборотах);
    д) выкрошивание зубьев шестерен редуктора (дефект связан с эксплуатацией мотора без смазки в редукторе);
    е) скалывание храповичных зубьев шестерен и храповика (дефект связан с переключением реверса на оборотах, значительно выше минимально устойчивых, или неправильной регулировкой дистанционного управления);
    ж) заклинивание двигателя(дефект связан с эксплуатацией мотора на топливной смеси с пониженным содержанием масла или неправильно произведенной приработкой);
    з) отказ крыльчатки водопомпы (дефект вызван засорением водяной системы).
    2. При небрежном хранении, обращении и плохой транспортировке мотора.
    3. За детали, агрегаты, подвергшиеся ремонту или переделке у потребителя.
    4. При использовании мотора в спортивных и учебных целях, а так же при использовании мотора на судах с весом корпуса менее 130 кг.
    При выявлении дефектов в период гарантийного срока работы необходимо обратиться в ближайшую мастерскую(перечень указан в приложении 1).Если указанная мастерская по каким либо причинам не может произвести ремонт мотора, необходимо направить его в мастерскую предприятия-изготовителя.
    ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается производить самостоятельную разборку двигателя и реверс — редуктора в период гарантии. В противном случае рекламации по выше указанным узлам приниматься не будут.
    При предъявлении рекламаций необходимо выслать подробное описание случая отказа деталей (для определения причины дефекта и его виновника).
    В письме обязательно указывать:
    1. Фамилию, имя и отчество полностью или полное наименование организации и точный почтовый адрес (ст. назначения, какой ж. д., области, района, почтового отделения и т. д.).
    2. Номер мотора и дату приобретения (подтверждается документом).
    3. Длительность работы в часах с начала эксплуатации.
    4. Обозначение дефектных деталей согласно руководству по эксплуатации (приложение № 2), кроме деталей двигателя и реверс — редуктора.
    С получением разрешения на высылку мотора или деталей в адрес мастерской необходимо в посылку вложить паспорт и письмо с указанием дефектов.
    Присланная на ремонт материальная часть без разрешения гарантийной мастерской не ремонтируется и возвращается потребителям за их счет.
    ВНИМАНИЕ! Моторы, возвращаемые на ремонт, должны быть чистыми (без следов смазки, грязи и т. д. на внешней поверхности мотора).
    Время нахождения лодочного мотора в ремонте в установленный гарантийный срок не включается.
    За разукомплектовку моторов и пропажу прилагаемых документов, запчастей и инструмента при транспортировании, а также на базах и складах магазинов предприятие-изготовитель ответственности не несет.

    Источник

    Поделиться с друзьями