Нужно ли менять свечи после обкатки лодочного мотора

Нужно ли менять свечи после обкатки лодочного мотора

Для 2-х тактного мотора nопливная смесь должна быть подготовлена по инструкции эксплуатации ВАШЕГО мотора, обычно её делают из расчета 1:25 (0,4 литра масла на 10 литров бензина).

В 4-х тактном моторе заливаем масло до необходимого уровня.

Обкатку мотора производят с установленным винтом и обязательно в воде. Запускать двигатель в небольших емкостях с водой не допускается — температура резко возрастает и попадающее туда масло нарушает нормальную работу мотора.

Если у Вас отсутствует опыт обкатки для контроля частоты вращения рекомендуем приобрести тахометр, к тому же тахометры обычно снабжены счетчиком моточасов.

Основная рекомендация — ПОСТОЯННАЯ и ПЛАВНАЯ регулировка оборотов, чтобы детали могли приработаться друг к другу на разных режимах работы.

ВАЖНО! По крайней мере первые 2-3 часа производите обкатку только с одним пилотом в лодке, это уменьшит нагрузку на двигатель и позволит увеличить его ресурс работы. Частая ошибка — после покупки мотора и лодки в первый же выходной всей семьей и со всеми друзьями быстрей на природу, решая при этом, что «Буду потихоньку газ давать и все нормально будет!». Нет — не будет! Мотор сразу работает в запредельном режиме! При этом на малых оборотах ему приходится еще тяжелее. Это даже отдаленно не напоминает обкатку

Обкатка производится в течении 10 часов по следующей схеме.

1. Первые 10 минут.

Запускаем двигатель, подбираем минимально устойчивую частоту вращения и даем ему поработать без нагрузки (на нейтральной передаче). Время от времени следует менять частоту вращения коленвала двигателя от оборотов холостого хода до высоких (примерно 2000-3000 об/мин)оборотов и обратно.

2. Следующие 50 минут.

Обкатка происходит на ходу (с включенной передачей). Не следует открывать дроссельную заслонку больше чем на половину(примерно 3000 об/мин). Время от времени следует изменять частоту вращения коленвала двигателя. Допускается полностью открыть дроссельную заслонку для выхода судна на глиссирование, затем прикрыть дроссель, чтобы обороты упали до 3000 или меньше.

3. Следующие 2 часа.

Обкатка происходит на ходу (с включенной передачей). Не следует открывать дроссельную заслонку больше чем на 3/4 (примерно 4000 об/мин). Допускается полностью открыть дроссельную заслонку для выхода судна на глиссирование, затем прикрыть дроссель, чтобы обороты упали до 4000 или меньше. Время от времени следует изменять частоту вращения коленвала двигателя.

4. Оставшиеся 7 часов.

Запустить мотор и погонять его с любой частотой вращения, но периоды работы с полностью открытой дроссельной заслонкой не должны превышать 5 минут.

5. После первых 10 часов работы мотора.

Необходимо заменить трансмиссионное масло в «ноге». Повышенное количество масла в топливной смеси в обкаточный период способствует повышенному отложению нагара на электродах свечи зажигания. В связи с этим по завершении обкатки двигателя свечи зажигания необходимо осмотреть, очистить от нагара или, лучше, заменить.

Мотор должен работать в нормальном режиме. Для 2-х тактных моторов топливная смесь должна быть подготовлена из расчета 1:50 (1 литр масла на 50 литров бензина).

Источник

Лодочный мотор. Правильный подбор свечей = прибавка мощности + экономия

Автор: Евгений Крымов.

Сколько существует фирм производящих лодочные моторы? Сколько у каждой фирмы моделей таких моторов? А у скольких производителей существует понятие «модельный год» для своей продукции? Думаю, пальцев не хватит не только у вас, но и у всего вашего подъезда. И каждый мотор из всего количества, любит свои ключевые узлы, детали и компоненты, капризничая при использовании неудачных аналогов. И конечно же это утверждение смело можно отнести к свечам зажигания.

Допустим, у вас 2Т подвесной лодочный мотор. Бензин в нём должен сгорать вместе с маслом и из этого следует что температура воспламенения и температура горения топлива в камере сгорания будет иной чем у 4Т двигателя. Соответственно, нужен подбор свечей, которые способны воспламенить смесь при более жёстких условиях. И остаться при этом максимально возможно чистыми, целыми и достаточно горячими для следующего цикла.

Отсюда приходим к выводу, что конфигурация ее частей, физические и термодинамические свойства её элементов — должны быть подобраны так, чтобы прогреваясь до нужной температуры не аккумулировать на себе избыточное тепло и умеренно от него избавляться (это будет происходить передачей тепла через металлическую часть в массу головки мотора). Искра свечи должна быть мощной (играет роль зазор между электродами).

Керамический изолятор центрального электрода будет иной длины, чем у других категорий свечей настолько, чтобы найти именно тот компромисс в термодинамике, заключающий в себе стабильную необходимую температуру рабочих элементов и скорость теплоотдачи. Мало того, этот изолятор в центре будет глубже наружной кромки свечи, на которой расположен боковой электрод. Это и защитит его от сбора лишнего нагара, которым так славится 2Т двигатель.

Читайте также:  Лодочные моторы mercury моторные лодки

Принципиально, так же дело обстоит и со свечами для 4Т двигателей. Но, всё же конструкция будет заметно отличаться. Например, тот же центральный электрод и его изолятор будут выступать внутрь камеры сгорания из-за кромки внешней части корпуса свечи.

Мысленно поэкспериментируем. Если мы поставим излишне «горячие» свечи на мотор, рассчитанный на «холодные», ВКС (воздушно-капельная смесь) соприкасаясь с раскаленным и излишне горячим для неё электродом, начнет самовоспламеняться и без пробоя искры. Появится так называемое калильное зажигание. А это и прогар поршней и повреждения цилиндров.

Короче, со временем, в моторе возможен лёгкий «Сталинград». Так же из-за иной температуры и режима охлаждения электродов, их не рассчитанной для этого конструкции, возможен не только их перегрев, но и потеря способности «горячих» свечей к самоочистке и они, через некоторое время просто прекратят выполнять свою функцию.

И наоборот, при установке «холодных» свечей, вместо «горячих» — на моторы других конструкций, несоответствие калильного числа, неподходящий электрический разряд приведут к тому, что ВКС будет плохо воспламеняться и сгорать не полностью. Мотор будет работать с потерей мощности и повышенным расходом топлива.

Ну, и если мы вкручиваем в глубокий колодец резьбы короткую свечу, то пусть и не на много, но всё же — уменьшаем степень сжатия (это есть отношение объёма цилиндра к объёму камеры сгорания. К слову, на высокооктановых 4Т двигателях степень сжатия выше, чем у двухтактных и так же выше, чем у низкооктановых 4Т. Это тоже откладывает отпечаток на конструкцию свечей и свойства материалов).

Помимо этого, воспламенение у нас будет происходить внутри свечного колодца, а не в самой камере сгорания, что так же заметно ухудшит работу двигателя, замедлит скорость сгорания порции ВКС в целом, загубит свободную часть резьбы в теле мотора. И не имея вентиляции в этом углублении, нагар на ней так же ухудшит работу двигателя. Учтём ещё, что мощность разряда (искры) в разных двигателях, тоже требуется разная.

Катушка зажигания, предназначенная для искры другой характеристики, может начать работать под излишней нагрузкой (всё берём, конечно же, усреднённо). Хоть этот момент и не всегда необязателен в подобной ситуации, не будем забывать, что в некоторые свечи встраиваются ещё и резисторы, играющие роль фильтра помех. Поэтому «инородные импланты» могут вызвать именно такой эффект через чур высокой нагрузки на катушку.

Стоит еще добавить ко всему прочему, что 2Т двигатели помимо нагара сокращают срок службы своих свечей ещё и за счет того, что в них искра бьет один раз за каждый оборот коленвала. А в 4Т моторах искра бьёт раз за два оборота коленвала. Т.е. в 2Т двигателях электроды свечей больше подвержены эрозии в виде выгорания, потому что срабатывают в 2 раза чаще при одинаковом количестве оборотов коленвала.

В общем и целом, что мы имеем? Смотрим инструкцию своего табуна «морских коньков». И если нет оригинала в наличии, ищем свечи разных производителей, но являющиеся аналогом штатных. Никакого труда при наличии интернета это не составит. (По секрету, я это вообще делал на сайте Emex. Там можно найти аналоги любых стандартизированных запчастей типа свечей, сальников, подшипников и т.д. Покупать там при этом совсем не обязательно).

Не стану говорить, что платиновые, иридиевые и прочие дорогие свечи по всем показателям кроме цены намного лучше штатных. Кстати, там в силу лучшей электропроводности электродов зазоры могут сильно отличаться от параметров простых свечей — в большую сторону. Но мы сейчас рассматриваем обычные двухэлектродные свечи без драгметаллов. Какими бы они ни были, делятся они на «горячие», «средние» и «холодные».

Вернемся к определениям. «Горячие» это те, что имеют высокую рабочую температуру, хорошо самоочищаются, и в то же время имеют сниженную теплоотдачу от центрального электрода, но имеют низкую теплостойкость. Чаще используются при щадящих нагрузках на двигатель, в моторах с низкой степенью сжатия.

А вот, «холодные», наоборот, имеют улучшенную теплостойкость и справляются со своей функцией при разных тепловых нагрузках и режимах работы двигателя, оставаясь условно холодными, не смотря на фактическую высокую температуру в камере сгорания. Все эти характерности сводятся к показателю, называющимся калильным числом. Разные бренды маркируют его по-разному.

В конце всего материала можно ознакомиться с принципиальной расшифровкой маркировки свечей, где указано и калильное число.

У NGK, Champion, Denso и Bosh это значение стоит в середине маркировки.

Далее, свечи можно разделить на 4 группы, из которых мы рассмотрим 3. Это непроекционные свечи, проекционные и экстра-проекционные. На фото ниже мы видим три свечи трёх разных производителей (4Т двигатель). В принципе, они считаются взаимозаменяемыми. И, на первый взгляд, вроде одинаковые. Но на самом деле два производителя (нижние) предоставляют нам экстра-проекционные свечи. А один бренд проекционные (верхняя. такие неплохо проявляют себя при различных режимах эксплуатации двигателя.

Хорошо охлаждаются ВКС при больших оборотах и быстро прогреваются при малых оборотах). В чем заключается визуальная разница там обозначено. И те и те при удлинённом изоляторе и центральном электроде (как правило, используется для моторов на топливе не ниже Аи95) искра помещается ближе к центру облака ВКС и при равных условиях при одинаковой скорости фронта огня, топливо будет сгорать быстрее и практически полностью. Отсюда имеем заметную экономию горючего и прирост мощности. И в то же время расплачиваемся за это плохой способностью к самоочищению. Есть еще так называемые выступающие свечи. Показатели там выше. У них искра работает в самом центре камеры сгорания. Но на ПЛМ они, как правило, не используются.

Читайте также:  Снять поршня с ваз 2101 не снимая мотора

ВНИМАНИЕ! При подборе аналогов, расстояние от окончания срединой части цоколя (на рис. Обозначено «!»), включая резьбу и боковой электрод должно строго соответствовать штатному! В случае большей длины вы рискуете познакомить свечу с поршнем. Далее, на фото видна разница в высоте металлической части корпуса над резьбой. Верхняя свеча в этом промежутке короче. Это может, в некоторых случаях, таких как глубина и небольшой диаметр свечного колодца, вызвать небольшие трудности с извлечением. Понадобится тонкостенный удлинённый свечной ключ.

На следующем изображении свеча, которая относится к непроекционной группе.

Мы не знаем какое калильное число у неё. Но, видим несмотря на то, что изолятор утоплен, внешняя резьбовая часть длинная, а значит и керамический конус внутри может быть удлинён. Подобные свечи предположительно предназначаются для двухтактных моторов, работающих на топливе не ниже Аи95.

Спешу оговориться, в силу огромного количества конструкций, это может быть не всегда так. Но в нашем случае рассмотрения примем это как распространённый вариант. Эта свеча из средней категории «горячести-холодности». Предназначена для 2Т моторов на Аи95. Не всё можно определить на глаз. Много тонкостей в материалах и сплавах. Даже варьируя длину свободной части теплового изолятора, которой не видно за резьбой, можно добиваться от свечи того или иного эффекта. Здесь же я объясняю лишь общие принципы.

В инструкциях к моторам, обычно указываются свечи с предустановленным зазором между электродами. Но собираясь вкручивать новые, я бы, на всякий случай, хотя бы на глаз проверял его. И вот что мне встречалось в жизни, правда, касаемо снегоходов. Приходилось ставить аналог и уменьшать зазор с 1мм до 0.5мм. В силовых агрегатах для катеров и лодок, я такое, по правде, не встречал, но все равно контролировал бы этот вопрос при подборе аналога. При меньшем от необходимого зазоре, искра слабее и топливо может плохо воспламеняться, а образующийся нагарный мостик и вовсе способен исключать искру. Тут и, потеря мощности и вылет несгоревшего бензина в трубу, в буквальном смысле слова. При большем от регламента зазоре, катушке приходится «напрягаться» для того, чтобы пробить среду между электродами. А так как эта среда обладает малой диэлектрической проницаемостью примерно в единицу (у воды, например этот коэффициент равен 80 единицам!), то катушка может пробить и саму себя.

Так же, стоит обращать внимание на необходимость наличия или отсутствия резистора в керамическом корпусе. В маркировке это указывается. Это немаловажно!

Выбор свечей за вами. Очень даже может быть, что именно ваш мотор в период эксплуатации в холодное время года будет лучше работать на «горячих» свечах, а в зной на «холодных». Тут можно смело экспериментировать. Главное, чтобы боковой электрод не достигал температур, при которых возникает калильное зажигание. И ОЧЕНЬ ВАЖНО, как говорилось выше, чтобы нижняя часть свечи соответствовала штатной длине.

К сожалению, у меня не было возможности тестов в данном направлении со всеми вариантами существующих двигателей. На это и всей жизни не хватит. Но если вы отважитесь на такие эксперименты, то смело делитесь результатами с нами. Вместе мы сможем многое!

Источник

Насколько нужна обкатка подвесного лодочного мотора.

Производители лодочных моторов Yamaha, Mercury, Suzuki, Tohatsu по разному регламентируют порядок обкатки, необходимое количества масла в топливе и т.д. Некоторые производители рекомендуют лить больше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Другие же просто настаивают на постепенном увеличении оборотов.

Попробуем разобраться зачем все это нужно. И, естественно, предполагаем, что добросовестный покупатель все же прочитает инструкцию и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного мотора.

Для начала поговорим о том, что происходит в лодочном моторе после первого запуска. Процессу приработки подвергаются три узла. Это:

  • Коленчатый вал (коленвал) с подшипниками;
  • пара цилиндр и поршневые кольца;
  • шестерни редуктора.

Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (чаще всего двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (обычно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения — шариковых, роликовых, игольчатых — обкатывать их желания не возникает — в них нет сильных усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, которые устанавливаются на не разборных коленчатых валах, например средний подшипник на подвесном моторе Yamaha 90AETOL. Но из практики известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами работают дольше шариковых за счет большего пятна контакта. Качество скола обоймы при этом очень хорошее.

Читайте также:  Маломощный водометный лодочный мотор

На четырехтактных моторах, обычно, используются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей нет. Средние и большие подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под сильным давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют и смазка осуществляется маслом поднимаемым вращающимся коленвалом. Нжно иметь ввиду, что применение рекомендованного масла обязательно. Двухсильный лодочный мотор Honda работает на промывочном масле примерно минуту. Дальше мотор заклинит.

Пара трения — гильза и поршневые кольца. Заметим, что при правильно выбранном зазоре и сохранении теплового режима поршень не изнашивается, поэтому и не обкатывается. В процессе эксплуатации изнашивается пара гильза и кольца. Здесь важным моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и гильзой. Теоретически, кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может образоваться просвет. При этом величина просвета колец более 30 градусов от всей окружности критична и считается браком. Сделаем чудовищное предположение, что производитель подвесных лодочных моторов, к примеру Yamaha выпускает бракованные кольца. В таком случае, действительно, при несоблюдении режима обкатки может появиться проблема. При наличии просвета во время рабочего хода поршня, после воспламенения газ, образовавшийся после сгорания топлива, создает большое давление и имеет высокую температуру. Если кольца прилегают хорошо, то они:

  • Отдают тепло цилиндру, который, в свою очередь, охлаждается водой.
  • Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, соответственно, и не нагреваются.
  • В противном случае поршневые кольца подвесного мотора сильно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены. Металл становится мягче, переставая прижиматься должным образом к цилиндру. В результате — снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, при запущенном процессе — заклинивание. Поэтому. Обкатывать этот узел необходимо. Если кольца не очень качественные. Что вряд ли допустят именитые производители.

Шестерни редуктора практически всеми производителями выпускаются из качественного металла путем нарезания. Такие шестерни дают при обкатке минимальное количество металлической стружки и выход из строя редуктора вряд ли возможен. Бывают, конечно, исключения. Например, Mercury производит некоторые шестерни используя метод порошковой металлургии. Это быстро и технологично, но поверхность зубьев после изготовления не обрабатывается и остается достаточно шероховатой. Поэтому редукторы с такими шестернями дают во время приработки большое количество металлической стружки, которая не сказывается благоприятно на дальнейшую жизнь этого узла. Сразу мотор и не сломается, но, прирабатывая металлические крупинки, сократит срок своей службы. В принципе, каким бы образом не были выполнены редукторы, сама по себе обкатка или отсутствие таковой практически не сказывается на процессе приработки. Частицы металла, которым суждено стереться с шестерен, сотрутся, все равно за какой срок это произойдет — при меньшей нагрузке позже или при большей нагрузке быстрее. Для облегчения жизни редуктор мотораа нужно соблюдать несколько простых правил.

Первое. Вовремя менять масло. Первый раз сразу после обкатки подвесного мотора, далее два раза в сезон.

Второе. Использовать при смене масло специально для этого предназначенное. Объем требуемого масла очень мал, экономить тут нет никакого смысла.

Третье. Для некоторых редукторов выпускаются пробки со встроенным магнитом, используйте их.

Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с лодочным мотором случится что-либо, если Вы не выдержите режим обкатки. Но, все же, мы рекомендуем придерживаться его.

Многие спрашивают — как и зачем обкатывать. Ответ на вопрос — так положено по инструкции, иначе лишитесь гарантии.

Ответ на вопрос — как обкатывать? — Используйте только качественное, по возможности рекомендованное производителем масло. Если Вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь у продавца.

Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки. Примерный режим, в котором можно обкатывать практически все моторы. 2 часа — холостой ход, 2 часа под нагрузкой на малых оборотах, 2 часа на средних оборотах, 2 часа в 3/4 газа, 2 часа периодически на полных оборотах.

После этого обязательно проведите ТО подвесного лодочного мотора. Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, холостых оборотов.

При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, потребуется чистка свечей зажигания или даже их замена. Если Вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано большее содержания масла — установите более горячие свечи зажигания. Например, вместо штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 на период обкатки можно использовать B7HS-10. Даже если в моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное образование нагара.

После запуска — прогрейте мотор, во время обкатки не допускайте быстрого изменения оборотов и нагрузки, после движения на больших оборотах дайте мотору немного поработать на холостых. Если есть возможность, возложите процесс обкатки на фирму продавшую Вам мотор.

Источник

Поделиться с друзьями