Обязан ли водитель открыть капот для сверки

Обязан ли водитель открывать капот, при требовании инспектора сверить номера узлов и агрегатов?

Все привыкли к тому, что инспектор ДПС, останавливая вас, в первую очередь просить предоставить документы. Но бывает, что сотрудник просит вас выйти из вашего автомобиля, и открыть капот с целью сверки номеров агрегатов с данными из регистрационных документов на машину! Обязан ли владелец транспортного средства подчиниться приказу?

С какой целью сотрудник ДПС проводит сверку номеров? Причин для подобной проверки на самом деле предостаточно. Инспектор может проверить, не перебивались ли номера на двигателе или других деталях. Также его может заинтересовать, были ли проведены какие-либо изменения в конструкции мотора, были ли произведены замены агрегатов законным способом или нет. Ну и наконец, сотрудник ДПС хочет убедиться, что в авто нет других изменений, которые можно рассмотреть только приблизившись к автомобилю.

Зачем так тщательно? Дело в том, что инспекторы ГИБДД скорее всего ищут автомобиль, находящийся в угоне. Сверку номеров двигателя и агрегатов может провести любой сотрудник ГИБДД на полном законном основании. Ведь при постановке автомобиля на учет, такая процедура проводится с каждой машиной. Поэтому и на дороге инспектор может сделать тоже самое.

Поэтому сотрудник ГИБДД имеет полное право попросить автовладельца выйти, открыть капот, тем самым оказав содействие в процедуре сверки номером. Если автовладелец согласен, все проходит быстро. Но если нет, то водитель может и остаться в машине, но капот предоставить в открытом доступе обязан. Так как современные автомобили оснащены оборудованием, которое может открыть капот из салона, сотрудник ГИБДД сможет сверить все сам без вашего участия.

А если не открыть капот? Бывают случаи, когда автовладельцы категорически не хотят открывать капот. В таком случае его могут привлечь к ответственности, а именно, статья 19.3 КоАП РФ — Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции при исполнении. В таком случае водителя ожидает штраф в размере от 500 до 1000 рублей, а в редких случаях и арест на 15 суток.

В заключении. Сотрудники ГИБДД, как ни крути, лучше знают свою работу. Вполне возможно, что им поступила информация о том, что угнан автомобиль именно такой же марки и цвета, как ваш. Поэтому лучше оказать содействие, нежели получить штраф ни за что или чего еще больше — арест на 15 суток.

Источник

Инспектор ДПС просит открыть капот — что делать?

Иногда после проверки документов, предъявленных водителем, сотрудник ГИБДД просит выйти из автомобиля и открыть капот. Данное требование несколько нестандартно и часто вызывает у сидящего за рулем недоумение. Как вести себя в подобной ситуации? Стоит ли выполнять указание, или можно отказаться?

Зачем «гаишнику» моторный отсек?

Пункт 31 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень процедур, которые уполномочены проводить полицейские. Инспектор ГИБДД вправе проверять не только документы (права, СРТС , полис ОСАГО ), но и регистрационные знаки, номера шасси, кузова, идентификационные символы (VIN-код). Кроме того, сотрудник ДПС может проводить оценку технического состояния эксплуатируемого (движущегося по дороге) автомобиля.

Идентификационный номер машины (VIN-код) во многих случаях проще всего считывается именно под капотом. Это и является причиной, по которой «гаишник» просит показать отсек. Некоторые инспекторы ГИБДД с подозрением относятся к старым автомобилям, особенно тем, которые выпущены отечественными производителями. Они предпочитают перестраховаться и поверить, исправны ли обозримые узлы и агрегаты. При выявлении поломки в отношении водителя составляется протокол по статье 12.5 КоАП РФ.

Читайте также:  Можно класть одеяло под капот

Нужно ли открывать капот для сотрудника ГИБДД?

Первое, что следует сделать — задать вопрос о том, зачем необходим осмотр. Если целью является контроль технического состояния или проверка идентификационных символов, нужно поинтересоваться, почему у инспектора возникли подозрения. Возможно, у него на руках есть ориентировка на похожий автомобиль или распоряжение о проведении рейда . Такая процедура не подразумевает присутствия двух понятых, поэтому лучше не спорить: резкий отказ может затянуть процесс и вызвать у полицейского ненужные подозрения.

Чтобы обезопасить себя от возможных неправомерных действий, нужно воспользоваться видеокамерой в мобильном телефоне. Применение записывающих устройств почти всегда «дисциплинирует» инспекторов ГИБДД. Зная, что их действия фиксируются, даже самые суровые стражи порядка начинают вести себя более корректно.

Чето делать водителю?

Если выяснится, что неисправность автомобиля действительно присутствует, сотрудник полиции вправе временно задержать транспортное средство и направить его на специализированную стоянку . Забрать его можно будет только при помощи эвакуатора или после устранения неполадки. Стоимость перемещения и хранения машины возмещать придется водителю.

В случае обнаружения нечитаемых символов VIN-кода инспектор ГИБДД будет вынужден провести инструментальное исследование, что тоже повлечет некоторые временные затраты. Если есть уверенность, что номера не «перебивались», волноваться не стоит. Сотрудник ДПС убедится в их подлинности и позволит автовладельцу продолжить путь.

Ситуация, как и многие другие, двоякая. В законе нет четкого указания на то, что водитель обязан открывать капот по требованию полицейского. Однако у последнего права проводить проверку никто не отнимал. Поэтому лучше открыть капот, чем ввязываться в ненужную дискуссию.

Источник

Имеет ли право сотрудник ГИБДД требовать открыть капот «для сверки номерных агрегатов»?

Может ли инспектор ГИБДД потребовать водителя, чтобы он вышел из авто и открыл капот автомобиля, чтобы сотрудник мог сверить номера агрегатов и узлов с теми, что указаны в документации?

Зачем нужна проверка?

Основные цели сверки номерных агрегатов заключаются в следующем:

  • 1. Сверка позволяет увидеть, если есть факт «перебития» номеров на двигателе и других агрегатах,
  • 2. Проверка позволяет установить, законно ли менялись ключевые агрегаты, имеющие номера заводской штамповки,
  • 3. При проверке устанавливается соответствие номерных знаков на конструкциях агрегатов и номеров, указанных в документах,
  • 4. Если агрегаты были заменены, при проверке выясняется, имеются ли у владельца документы на легально замененные агрегаты,
  • 5. В процессе проверке инспектор также обращает внимание на наличие «рамок-перевертышей» на автомобиле (такие рамки используют для сокрытия настоящих ГРЗ).
  • 6. В процессе проверке выявляются автомобили, которые числятся в угоне.

Кто имеет право проводить сверку?

По закону проверку имеет право провести любой сотрудник ГИБДД. При постановке на учет – эта процедура является обязательной, но в последствии сверка номерных агрегатов может проводиться и при простых остановках инспектором.

Как это происходит?

  • 1. Инспектор имеет право предложить водителю выйти из авто и содействовать сверке.
  • 2. Если водитель соглашается, то процедура проводится с его участием.
  • 3. Если водитель не желает покидать салон автомобиля, он не обязан этого делать, но предоставить доступ номерным агрегатам он должен. То есть, можно открыть капот/двери авто, и не участвовать в дальнейшей процедуре.
  • 4. Если и двери/капот водитель открывать не желает, то это квалифицируется как неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Читайте также:  Что значит скрежет под капотом

За такой проступок ждет штраф — от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Источник

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот. Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас. Меня такая проверка заинтересовала, и мне стало интересно, в чем тут подвох.

Законодательство

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1. данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено. Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля. Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.

В чем подвох?

А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.

Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:

  1. Инспектор после открытия капота часто придирался к какой-нибудь неисправности. Особенно часто это касалось старых советских автомобилей и древних иномарок. Инспекторы могли «докапаться» и к выхлопной системе, и к работе двигателя, и еще ко многим неисправностям, по причине которых транспортное средство не должно передвигаться по дороге. Разумеется, в старом автомобиле легко найти к чему придраться.
  2. Другие водители рассказывали о том, что если номер кузова оказывался грязным, а погодные условия не позволяли полноценно его почистить, сотрудник ГИБДД даже пытался эвакуировать транспортное средства на штрафстоянку в качестве сомнительного до выяснения всех абстоятельств. Но в дальнейшем он проверял номера кузова в самом салоне и отпускал водителя.

В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника. На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом. Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.

Что делать?

Если инспектор решил устроить вам полную проверку, можно создать инспектору некоторые сложности:

  1. Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  2. После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  3. Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.
Читайте также:  Как установить спортивный замок капота ваз

Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Заключение

В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  1. Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  2. Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  3. Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  4. Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  5. Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.

Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

Источник

Поделиться с друзьями