Обязан ли водитель открыть капот по требованию инспектора

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот. Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас. Меня такая проверка заинтересовала, и мне стало интересно, в чем тут подвох.

Законодательство

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1. данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено. Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля. Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.

В чем подвох?

А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.

Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:

  1. Инспектор после открытия капота часто придирался к какой-нибудь неисправности. Особенно часто это касалось старых советских автомобилей и древних иномарок. Инспекторы могли «докапаться» и к выхлопной системе, и к работе двигателя, и еще ко многим неисправностям, по причине которых транспортное средство не должно передвигаться по дороге. Разумеется, в старом автомобиле легко найти к чему придраться.
  2. Другие водители рассказывали о том, что если номер кузова оказывался грязным, а погодные условия не позволяли полноценно его почистить, сотрудник ГИБДД даже пытался эвакуировать транспортное средства на штрафстоянку в качестве сомнительного до выяснения всех абстоятельств. Но в дальнейшем он проверял номера кузова в самом салоне и отпускал водителя.

В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника. На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом. Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.

Читайте также:  Как утеплить под капотом ваз 2110

Что делать?

Если инспектор решил устроить вам полную проверку, можно создать инспектору некоторые сложности:

  1. Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  2. После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  3. Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.

Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Заключение

В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  1. Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  2. Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  3. Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  4. Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  5. Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.
Читайте также:  Чем отмыть капот от скотча

Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

Источник

Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох?

Ехали недавно с мужем от родственников из соседнего городка. Дело уже вечером было. Остановили сотрудники госавтоинспекции. У нас все в порядке, документы с собой, полный комплект. Предоставили их ГИБДД-шнику. После проверки сотрудник попросил супруга открыть капот. Я сама езжу за рулем, но никогда не слышала столь необычных просьб. Я расскажу, почему инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и как надо реагировать на подобные просьбы.

Что говорит законодательство

Процедура общения водителя с госавтоинспектором прописана в законодательных нормативах (Административный регламент), потому каждая сторона обязана соблюдать установленные правила взаимодействия. В одном из пунктов регламента говорится о правомерности инспектора проверять соответствие кузовных номеров с прописанными в ПТС/СТС.

Подобная сверка производится аналогично постановке авто на учет в ГИБДД, т. е. визуально. Такая проверка проводится для обнаружения угнанных авто.

Законодательство также установило спектр причин, из-за которых автовладельца может остановить автоинспектор. Казус в том, что такой причины, как сверка номеров, в регламенте нет. Потому изначально оставить авто для проверки соответствия номеров ГИБДД-шник не имеет права. Исключение – наличие ориентировки на ТС аналогичной марки. В ходе проверки документов инспектор может попросить автовладельца открыть капот для сверки.

Где ждать подвоха

После такой просьбы от инспектора возникает закономерный вопрос – а зачем ему это надо? У сотрудников ДПС есть такое право, но водитель может отказать, и за отказ открыть капот ему не придется отвечать.

  1. Проверка VIN-кода вполне выполнима и без проникновения под капот ТС, номерные знаки прочих агрегатов разобрать и рассмотреть в дорожных условиях крайне сложно, а порой невозможно.
  2. Озвучив просьбу открыть капот, инспектор должен сослаться на определенный закон, объясняющий подобные действия, к примеру, при наличии подозрений на угон авто.
  3. Хоть удовлетворять просьбу ГИБДД-шника водитель не обязан, лучше сделать это. На осмотр уйдет всего пара минут, а при отказе инспектор может организовать более тщательную проверку документов и пр.

К чему же может привести допуск госавтоинспектора под капот автомобиля? Если все номера читаются, а дополнительного оборудования, непредусмотренного производителем, не установлено, то негативных последствий ждать не стоит. Другое дело, когда осматривается старое авто. Сотрудник ДПС может придраться к любой мелочи вроде сомнительных шумов при работе двигателя или неполадок в выхлопной системе.

На практике автолюбители отмечали, что некоторые госавтоинспекторы пытались эвакуировать авто на штрафстоянку только за то, что номерной знак на кузове был слишком грязным и его невозможно было почистить из-за непогоды. Также вдобавок к капоту гаишники часто предлагают провести осмотр багажника. Но подобная процедура должна проводиться только с участием понятых и под специальный протокол.

Вывод напрашивается сам собой – открытием только капота дело ограничивается достаточно редко.

Как поступить

Если остановивший гаишник придрался досконально, то можно немного загасить его порывы. Что для этого нужно:

  1. Попросить назвать законодательный норматив, который обязывает водителя открыть капот на требование госавтоинспектора.
  2. Предложить гаишнику найти понятых для досмотра подкапотного пространства, багажника или салона авто. Открыть капот – это уже досмотр, требующий соответствующего оформления.
  3. Также для сверки VIN-кода потребуются показатели с других точек, т. е. водителю придется покинуть авто. Но выходить из автомобиля водитель не обязан. Он может просто дернуть рычаг из салона, но при этом не выходить, а ГИБДД-шники пусть сами досматривают, что им надо.
Читайте также:  Как сделать капот вертолета

Эти действия не гарантируют гражданам, что не придется открывать капот или багажник. Практика такова, что препятствия в сторону госавтоинспектора обычно приводят к затягиванию процедуры. Автовладельцу приходится общаться с дотошным госавтоинспектором, а уж тот при желании обязательно найдет причину для составления протокола

Осмотр или досмотр – разница огромна

Для чрезмерного контроля и запутывания водителей госавтоинспекторы зачастую используют уловки, требуя открыть багажник или капот, чтобы произвести осмотр. Но осмотр и досмотр – это разные понятия. Осмотр предполагает визуальное наружное обследование транспортного средства, при котором водитель не должен что-то открывать и предоставлять доступ для осмотра.

Госавтоинспектор при желании может заглянуть в салон ТС через стекла. При этом как-то оформлять проведение осмотра законодательство не обязывает.

Что касается досмотра, то процедура требует обязательного ведения протокола, фиксации производимых манипуляций, присутствия минимум двух понятых, а при их отсутствии видеофиксации процесса досмотра. Госавтоинспектор обязательно должен указать причину, руководствуясь которой он осуществляет досмотр транспортного средства. Подобное обследование осуществляется только в присутствии водителя или собственника автотранспортного средства.

Инспектор не вправе касаться или передвигать какие-либо предметы в салоне или багажнике авто. Если он допустит подобное, то действия будут квалифицироваться уже как обыск, который может проводиться только с прокурорской санкции или судебного разрешения.

Автовладелец не обязан искать камеру для видеофиксации или понятых. Подобная задача полностью ложится на сотрудников ГИБДД. Если же они допустят проведение досмотра без должного оформления, присутствия понятых или съемки, то действия расцениваются, как самоуправство, которое наказывается существенным денежным взысканием.

Если госавтоинспектор умышленно затягивает время и при этом бездействует, можно расценивать это, как противозаконное ограничение права управлять ТС. Подобные действия трактуются КоАП, как правонарушения, потому строго наказываются в соответствии с законодательством.

Заключение

Что получается. Если вас остановил инспектор ДПС, общайтесь с ним спокойно. Главное, вести себя уверенно:

  1. Попросить документы автоинспектора, аргументировав просьбу тем, что на дорогах много мошенников, и вы не хотите стать жертвой аферистов.
  2. Покажите комплект документов на авто и права на его управление, при этом лучше оставаться за рулем своей машины.
  3. Если сотрудник предложит пройти сверку номеров с открытием капота, то требуйте понятых. Их надо минимум двое, причем искать их – задача госавтоинспектора. Без них проводить проверку отказывайтесь.
  4. Проверять ваши сумки инспектор неправомерен. Это досмотр, для которого требуется присутствие понятых и ведение протокола. Досмотр у женщины-водителя может проводить только сотрудник женского пола, потому девушка может просто отказаться от этой процедуры.
  5. Не поднимайте капот, пока госавтоинспектор не начнет составлять протокол. В документе обязательно должна указываться причина, побудившая ГИБДД-шника провести досмотр подкапотного пространства. Если автовладелец не согласен с содержанием протокола, он может не подписывать документ.

Если права нарушены, то звоните в отделение полиции и сообщайте, что на конкретном участке дороги такой-то сотрудник с нарушением законодательства требует от вас того-то. Также помочь с произволом ГИБДД поможет адвокат.

При нарушении прав нужно сразу звонить в полицию, сообщать все нарушения и подробности осмотра/досмотра. Зная правильную тактику поведения, можно избежать нелицеприятных последствий общения с госавтоинспектором, предотвратить нарушение прав автовладельца и неправомерные действия сотрудников ГИБДД.

Источник

Поделиться с друзьями